Определение и сущность синдрома эмоционального выгорания работника

Определение и сущность синдрома эмоционального выгорания работника thumbnail

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ЕГО СУЩНОСТЬ

Термин `’эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

К 1982г. В англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по “эмоциональному сгоранию”. Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.

Определение и сущность синдрома эмоционального выгорания работника

Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному сгоранию», ыло незначительно это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб (1982 г.) расширяет группу профессионального риска: это — прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К. Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию “эмоционального сгорания», “ деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время”.( 13;37).

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.

К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).

Маслач подчеркивает, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а “эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением”. Согласно Гансу Селье, основоположнику учения о стрессе, это неспецифическая (т.е. всеобщего действия) защитная реакция организма в ответ на психотравмирующие

факторы разного свойства. Он определил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

По словам К. Маслач (1978г.), выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации — стадии истощения, однако, момент, когда стресс переходит, ясно не определен.

Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

46 истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Так у индивидуума, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе.

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Орел В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. (Орел, 2001г.)

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими.

Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой.

ВЫВОДЫ

В 1 главе автор рассмотрел сущность эмоционального выгорания и понятие тревожности. Мы выявили, что такое эмоциональное выгорание и тревожность, обозначили особенности данного явления.

Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Рассмотрели, что тревожность бывает личностная и ситуативная (в данный момент).

Эмоциональное выгорание такое состояние, которое характеризуется повышенной тревожностью. Эти 2 процесса тесно связаны между собой. Чем выше тревожность, тем больше вероятность того, что человек может в своей работе испытать эмоциональное выгорание.

Некоторыми отечественными авторами эмоциональное выгорание рассматривается с позиций теории стресса — как механизм преодоления стресса В.В. Бойко, 1999; 2004) или как один из компонентов в его структуре (А.Б. Леонова, , 2004; А.А. Качина, 2006).

Читайте также:  Диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания или гиперактивности

На наш взгляд, несмотря на то, что существует некоторая общность между явлениями стресса и эмоциональным выгоранием, последнее можно считать относительно самостоятельным феноменом. Эмоциональное выгорание представляет собой нарушение адаптации индивида к условиям и содержанию профессиональной деятельности, тогда как профессиональная деформация предполагает изменение личности профессионала непосредственно под ее воздействием (В.Е. Орел, 2005 и др.). В этом же заключается и основное отличие эмоционального выгорания от стресса, представляющего собой адаптивный синдром, мобилизующий все стороны психики человека (Г. Селье, 1979). Кроме того, некоторые исследователи эмоционального выгорания отмечают, что стресс не всегда становится причиной выгорания. Люди могут успешно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима (В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников).

Профессии медработника и педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Поэтому люди данных профессий подвержены возникновению симптомов эмоционального выгорания.

38

Источник

Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðè÷èíû è ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ñèòóàöèîííûå è èíäèâèäóàëüíûå ôàêòîðû åãî âîçíèêíîâåíèÿ. Ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè è ãëàâíûå ñòàäèè ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ: ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå, äåïðåññèÿ, ðåäóêöèÿ ëè÷íîñòíûõ äîñòèæåíèé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ââåäåíèå

ïñèõîëîãè÷åñêèé ýìîöèîíàëüíûé âûãîðàíèå äåïðåññèÿ

×àñòî ìîæíî óâèäåòü òàêóþ êàðòèíó: ÷åëîâåê ñ ýíòóçèàçìîì íà÷èíàåò êàêîå-òî äåëî, ðàáîòàåò ñ ïîëíîé ñàìîîòäà÷åé, à ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ åãî ïûë èñ÷åçàåò, ðåçóëüòàòû — âñå õóæå è õóæå, âçãëÿä — áåçðàçëè÷íåå, à ñàì îí âäðóã äåëàåòñÿ êàêîé-òî âÿëûé è íåæèâîé. Èëè ðóêîâîäèòåëü ïðèíèìàåò íà ðàáîòó ñîòðóäíèêà, êîòîðûé áûñòðî âêëþ÷àåòñÿ â ðàáîòó, ïîêàçûâàåò õîðîøèé ðåçóëüòàò, ðàáîòà ó íåãî «ãîðèò», à çàòåì ÷åëîâåê ïåðåñòàåò ðàáîòàòü â ïîëíóþ ñèëó, ó íåãî ïîðòÿòñÿ îòíîøåíèÿ ñ êîëëåãàìè, ñâîè îáÿçàííîñòè îí âûïîëíÿåò ïëîõî, è íèêàêèå ìåðû íå äåéñòâóþò èëè äàþò êðàòêîñðî÷íûé ðåçóëüòàò… Èëè ìû ñàìè óâëåêàåìñÿ êàêîé-òî èäååé, ñòàâèì ïåðåä ñîáîé ñåðüåçíóþ öåëü è ñ âîîäóøåâëåíèåì áåðåìñÿ çà ðàáîòó, à ïîòîì ó íàñ «îïóñêàþòñÿ ðóêè», öåëü ïåðåñòàåò áûòü èíòåðåñíîé, è ìû ÷óâñòâóåì ñåáÿ îïóñòîøåííûìè…

 òàêèõ ñëó÷àÿõ îáû÷íî ãîâîðÿò, ÷òî ÷åëîâåê «ñãîðåë».  ìåäèöèíå òàêîå ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà íàçûâàþò «ñèíäðîìîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ». ×òî æå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äàííîå ñîñòîÿíèå? ×åì îíî âûçûâàåòñÿ? È ÷òî äåëàòü ñ òåìè, ó êîãî îáíàðóæåíû ñèìïòîìû âûãîðàíèÿ? Íà ýòè âîïðîñû ïîïðîáóåì îòâåòèòü â õîäå íàøåé ëåêöèè.

1. Îïðåäåëåíèå è èñòîðèÿ âîïðîñà

Òåðìèí «ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» (ÑÝÂ) (burnout — ñãîðàíèå, âûãîðàíèå) âïåðâûå áûë ââåäåí â 1974 ã. àìåðèêàíñêèì ïñèõèàòðîì Õ. Äæ. Ôðåéäåíáåðãåðîì.  îïóáëèêîâàííûõ â ïå÷àòè èññëåäîâàíèÿõ ÷àùå âñåãî äàåòñÿ ñëåäóþùåå îïðåäåëåíèå ÑÝÂ: ýòî ñîñòîÿíèå ôèçè÷åñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî è óìñòâåííîãî èñòîùåíèÿ, ïðîÿâëÿþùååñÿ â ïðîôåññèîíàëüíîé ñôåðå. Õàðàêòåðèçóåòñÿ ôèçè÷åñêèì óòîìëåíèåì, ÷óâñòâîì ýìîöèîíàëüíîé óñòàëîñòè è îïóñòîøåííîñòè, â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ — áåñ÷óâñòâèåì è íåãóìàííûì îòíîøåíèÿì ê êëèåíòàì è ïîä÷èíåííûì, îùóùåíèåì íåêîìïåòåíòíîñòè â ïðîôåññèîíàëüíîé ñôåðå, íåóñïåõà â íåé è â ëè÷íîé æèçíè, ïåññèìèçìîì, ñíèæåíèåì óäîâëåòâîðåííîñòè îò ïîâñåäíåâíîé ðàáîòû è ïð.

2. Ôàêòîðû, îïðåäåëÿþùèå ðàçâèòèå ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ

«Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» õàðàêòåðåí òîëüêî äëÿ ïðåäñòàâèòåëåé êîììóíèêàòèâíûõ ïðîôåññèé, èëè, êàê åùå ïðèíÿòî èõ íàçûâàòü, ïðîôåññèé òèïà «÷åëîâåê — ÷åëîâåê». Ïî äàííûì îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ èññëåäîâàòåëåé, äàííûé ñèíäðîì âñòðå÷àåòñÿ â 30 — 90% ñëó÷àåâ âñåõ êàòåãîðèé ðóêîâîäèòåëåé, ñóäåé, ó÷èòåëåé, ïðîäàâöîâ, ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ è ò.ä. â çàâèñèìîñòè îò êîíêðåòíîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, òèïà ëè÷íîñòè, îáúåêòèâíûõ âîçìîæíîñòåé ïñèõîëîãè÷åñêîé àäàïòàöèè ê ðåàëüíûì ñèòóàöèÿì.

Íàèáîëåå ÿðêî âûãîðàíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â ñëó÷àÿõ, êîãäà êîììóíèêàöèè îòÿãîùåíû ýìîöèîíàëüíîé íàñûùåííîñòüþ, êàê ïðàâèëî, íà ïî÷âå ñòðåññà.

Ïðè÷èíû ÑÝ ìîãóò áûòü êëàññèôèöèðîâàíû íà äâå ãðóïïû:

1) ñóáúåêòèâíûå (èíäèâèäóàëüíûå) ñâÿçàíû: ñ îñîáåííîñòÿìè ëè÷íîñòè, âîçðàñòîì (ìîëîäûå ñîòðóäíèêè áîëüøå ïîäâåðæåíû ðèñêó «âûãîðàíèÿ»), ñèñòåìîé æèçíåííûõ öåííîñòåé, óáåæäåíèÿìè, ñïîñîáàìè è ìåõàíèçìàìè èíäèâèäóàëüíîé ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû, ñ ëè÷íûì îòíîøåíèåì ê âûïîëíÿåìûì âèäàì äåÿòåëüíîñòè, âçàèìîîòíîøåíèÿìè ñ êîëëåãàìè ïî ðàáîòå, ó÷àñòíèêàìè ñóäåáíîãî ïðîöåññà, ÷ëåíàìè ñâîåé ñåìüè. Ñþäà ìîæíî îòíåñòè è âûñîêèé óðîâåíü îæèäàíèÿ ðåçóëüòàòîâ ñâîåé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, âûñîêèé óðîâåíü ïðåäàííîñòè ìîðàëüíûì ïðèíöèïàì, ïðîáëåìó îòâåòèòü íà ïðîñüáó îòêàçîì è ñêàçàòü «íåò», ñêëîííîñòü ê ñàìîïîæåðòâîâàíèþ è ò.ï. Áîëüøå âñåãî ïîäâåðæåíû «ñãîðàíèþ», è ïåðâûìè âûõîäÿò èç ñòðîÿ, êàê ïðàâèëî, ñàìûå ëó÷øèå ñîòðóäíèêè — òå, êòî íàèáîëåå îòâåòñòâåííî îòíîñèòñÿ ê ñâîåé ðàáîòå, ïåðåæèâàåò çà ñâîå äåëî, âêëàäûâàåò â íåãî äóøó.

2) îáúåêòèâíûå (ñèòóàöèîííûå) íàïðÿìóþ ñâÿçàííûå ñî ñëóæåáíûìè îáÿçàííîñòÿìè, íàïðèìåð: ñ óâåëè÷åíèåì ïðîôåññèîíàëüíîé íàãðóçêè, íåäîñòàòî÷íûì ïîíèìàíèåì äîëæíîñòíûõ îáÿçàííîñòåé, íåàäåêâàòíîé ñîöèàëüíîé è ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîääåðæêîé è ò.ä.

3. Ñòàäèè ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ

Ïðîäîëæèòåëüíàÿ è ÷ðåçìåðíàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ íàãðóçêà ïðè íàëè÷èè íàïðÿæåííûõ ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé, èìåþùèõ ÿðêóþ ýìîöèîíàëüíóþ îêðàñêó, ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé ïðåäïîñûëêîé ôîðìèðîâàíèÿ ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ. Ýòî ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííî, â òðè ñòàäèè.

1. Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå — ïåðâàÿ ñòàäèÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Îíà ïðîÿâëÿåòñÿ â ýìîöèîíàëüíîì ïåðåíàïðÿæåíèè, ÷óâñòâå íåõâàòêè ñèë äî êîíöà ðàáî÷åãî äíÿ è íà ñëåäóþùèé äåíü, è êàê ðåçóëüòàò — â ñíèæåííîì ýìîöèîíàëüíîì ôîíå. Âîñïðèÿòèå ïðèãëóøàåòñÿ, óòðà÷èâàåòñÿ îñòðîòà ÷óâñòâ, âîçíèêàåò îùóùåíèå «ïóñòîòû», ðàâíîäóøèå êî âñåìó îêðóæàþùåìó, â ïåðâóþ î÷åðåäü ê ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Íà ýòîé ñòàäèè ñèíäðîì âûãîðàíèÿ åùå ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ â êà÷åñòâå çàùèòíîãî ìåõàíèçìà, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó äîçèðîâàòü è ýêîíîìíî ðàñõîäîâàòü ñâîè ýíåðãåòè÷åñêèå ðåñóðñû.

Читайте также:  Основные рентгенологические синдромы во фтизиатрии

2. Çàòåì íà÷èíàþò ðàçäðàæàòü ëþäè, ñ êîòîðûìè ïðèõîäèòñÿ ðàáîòàòü, òåðÿåòñÿ èíòåðåñ ê îáùåíèþ.  êðóãó ñâîèõ êîëëåã íà÷àâøèé «âûãîðàòü» ïðîôåññèîíàë ñ ïðåíåáðåæåíèåì èëè öèíèçìîì ðàññêàçûâàåò î íåêîòîðûõ ñâîèõ êëèåíòàõ èëè ïîä÷èíåííûõ. Ýòî õàðàêòåðíî äëÿ âòîðîé ñòàäèÿ âûãîðàíèÿ — äåïðåññèÿ. Îíà ïðîÿâëÿåòñÿ â äåôîðìàöèè (îáåçëè÷èâàíèè) ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé.  îäíèõ ñëó÷àÿõ ïîâûøàåòñÿ íåãàòèâèçì, àêòèâèçèðóþòñÿ öèíè÷íûå óñòàíîâêè è ÷óâñòâà â ïîâñåäíåâíûõ êîíòàêòàõ êàê ñ êîëëåãàìè, òàê è ñ êëèåíòàìè.  äðóãèõ ñëó÷àÿõ, íàîáîðîò, ïîâûøàåòñÿ çàâèñèìîñòü îò äðóãèõ. Ïðè÷åì «âûãîðàþùèé» ñàì íå ïîíèìàåò ïðè÷èíû ñâîåãî ðàçäðàæåíèÿ è íà÷èíàåò èñêàòü èõ âîêðóã ñåáÿ, êàê ïðàâèëî, íà ðàáîòå.

3. Íà òðåòüåé ñòàäèè — ðåäóêöèè ëè÷íîñòíûõ äîñòèæåíèé —îòìå÷àåòñÿ ðåçêîå ïàäåíèå ñàìîîöåíêè, êîòîðîå ìîæåò ïðîÿâèòüñÿ â òåíäåíöèè ê íåãàòèâíîìó îöåíèâàíèþ ñåáÿ, ñâîèõ ïðîôåññèîíàëüíûõ äîñòèæåíèé è óñïåõîâ, ê ðåäóöèðîâàíèþ ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, â íåãàòèâèçìå îòíîñèòåëüíî ñëóæåáíûõ îáÿçàííîñòåé, ñíèæåíèè ïðîôåññèîíàëüíîé ìîòèâàöèè, ñíÿòèè ñ ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòè, îãðàíè÷åíèè ñâîèõ âîçìîæíîñòåé è îáÿçàííîñòåé â îòíîøåíèè äðóãèõ. ×åëîâåê ïî ïðèâû÷êå ìîæåò ñîõðàíÿòü ðåñïåêòàáåëüíîñòü, îäíàêî âñ¸ è âñå îêðóæàþùèå ñòàíîâÿòñÿ åìó áåçðàçëè÷íûìè. Îáùåíèå ñ ëþäüìè âûçûâàåò äèñêîìôîðò. Íà ïîñëåäíåé ñòàäèè âîçìîæíû ïñèõîñîìàòè÷åñêèå ðåàêöèè è çëîóïîòðåáëåíèå ïñèõîàêòèâíûìè âåùåñòâàìè (àëêîãîëåì, íàðêîòèêàìè).

Òàê êàê «âûãîðàíèå» íàðàñòàåò ïîñòåïåííî, ñóäüè ÷àñòî ïðîäîëæàåò ðàáîòàòü â òîì æå ðåæèìå ñ òÿæåëûìè ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïåðåãðóçêàìè äî òåõ ïîð, ïîêà íå íàñòóïÿò êðèòè÷åñêèå åãî ïðîÿâëåíèÿ: ôèçè÷åñêèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå è ïîâåäåí÷åñêèå.

Ê ôèçè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì îòíîñÿòñÿ:

— ñíèæåíèå àïïåòèòà;

— îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé;

— ñèëüíàÿ óñòàëîñòü, óòîìëåíèå ïîñëå àêòèâíîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ïðè ýòîì îáû÷íûé äëÿ ÷åëîâåêà îòäûõ íå ïðèâîäèò åãî â íîðìó;

— ÷àñòûå ãîëîâíûå áîëè, ïîñòîÿííûå êîëåáàíèÿ äàâëåíèÿ;

— íàðóøåíèÿ ñíà èëè ïîëíàÿ áåññîííèöà è äð.

Ïñèõîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû ïðîÿâëÿþòñÿ â:

— ïîâûøåííîé ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ÷óâñòâå óñòàëîñòè è äåïðåññèè;

— ðàçî÷àðîâàíèè â ðàáîòå è ëè÷íîé æèçíè;

— ïîòåðå ñàìîóâàæåíèÿ è óâåðåííîñòè â ñåáå;

— ñíèæåíèè èíòåðåñà ê ðàáîòå;

— ÷óâñòâå íåàäåêâàòíîñòè, áåçíàäåæíîñòè, áåññìûñëåííîñòè ïðîèñõîäÿùåãî è íåîáúÿñíèìîé âèíû;

— ÷àñòîé ñìåíå íàñòðîåíèÿ;

— íåìîòèâèðîâàííîì áåñïîêîéñòâå î áóäóùåì;

— ëè÷íîé îòñòðàíåííîñòè, òî åñòü çíà÷èìûå ñîáûòèÿ, ïðîèñõîäÿùèå âîêðóã ÷åëîâåêà, âûçûâàþò ó íåãî ñëàáûé ýìîöèîíàëüíûé îòêëèê ëèáî ïðîñòî åãî íå âîëíóþò;

— ÷óâñòâå íåñîñòîÿòåëüíîñòè, áåçûñõîäíîñòè, ïîòåðå âåðû â çàâòðàøíèé äåíü è äð.

Ïîâåäåí÷åñêèå ïðîáëåìû ìîãóò áûòü ñëåäóþùèå:

— ýìîöèîíàëüíûå «âçðûâû», íåìîòèâèðîâàííàÿ ñìåíà íàñòðîåíèÿ;

— ïðåíåáðåæåíèå ïðîôåññèîíàëüíûìè è ñåìåéíûìè îáÿçàííîñòÿìè;

— ñíèæåíèå ñàìîêðèòè÷íîñòè;

— îòðèöàòåëüíûé íàñòðîé ïî îòíîøåíèþ ê âûïîëíÿåìîé ðàáîòå, îòñóòñòâèå èíèöèàòèâû, ìîòèâàöèè;

— ïàäåíèå ïðîäóêòèâíîñòè òðóäà;

— îãðàíè÷åíèå îáùåíèÿ ñ êîëëåãàìè, äðóçüÿìè è çíàêîìûìè;

— òðóäíîñòè ïðè îáùåíèè ñ îêðóæàþùèìè, ïîÿâëåíèå íåãàòèâíîãî îòíîøåíèÿ ê êëèåíòàì;

— óòðàòà ÷óâñòâà þìîðà, íåãàòèâíîå îòíîøåíèå ê ñåáå;

— çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì, íèêîòèíîì, êîôåèíîì è äð.

Íàëè÷èå ó ÷åëîâåêà îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ òàêèõ ïðèçíàêîâ óêàçûâàåò íà íà÷àâøèéñÿ ïðîöåññ «âûãîðàíèÿ».

Òàêàÿ ó÷àñòü ìîæåò ïîñòèãíóòü íå òîëüêî îäíîãî ÷åëîâåêà, íî è öåëûé êîëëåêòèâ. Âûãîðàþùèé êîëëåêòèâ ìîæíî îïîçíàòü ïî ñëåäóþùèì ñèìïòîìàì:

— âûñîêàÿ òåêó÷åñòü êàäðîâ (÷àñòàÿ ñìåíà ïåðñîíàëà);

— íèçêàÿ âîâëå÷åííîñòü ñîòðóäíèêîâ â ðàáîòó;

— ïîèñê ñîòðóäíèêàìè «âèíîâíîãî âî âñåõ ãðåõàõ»;

— ïîÿâëåíèå ãðóïïèðîâîê ñðåäè ñîòðóäíèêîâ (÷àñòî ýòî ïàðíûå ãðóïïèðîâêè);

— ðåæèì çàâèñèìîñòè, êîòîðûé ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå ãíåâà íà ðóêîâîäñòâî èëè ñâîåé áåñïîìîùíîñòè è áåçíàäåæíîñòè â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ;

— íåäîñòàòîê ñîòðóäíè÷åñòâà, âçàèìîïîìîùè ñðåäè êîëëåã;

— ïðîãðåññèðóþùåå ïàäåíèå èíèöèàòèâû è òðóäîâîé äèñöèïëèíû;

— ðîñò ÷óâñòâà íåóäîâëåòâîðåííîñòè îò ðàáîòû;

— ïðîÿâëåíèÿ íåãàòèâèçìà îòíîñèòåëüíî ðîëè èëè ôóíêöèè îòäåëà èëè îðãàíèçàöèè â öåëîì.

×åì áîëüøå ïðèçíàêîâ è ÷åì ÿð÷å îíè âûðàæåíû, òåì ñåðüåçíåå ñèòóàöèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, ñèíäðîì âûãîðàíèÿ íå òîëüêî íåãàòèâíî ñêàçûâàåòñÿ íà ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, íî è â öåëîì ñíèæàåò êà÷åñòâî æèçíè ÷åëîâåêà.

4. Ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ

Ïðîôèëàêòèêà ÑÝÂ äîëæíà áûòü êîìïëåêñíîé è âåñòèñü â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ.

Ðóêîâîäèòåëü ìîæåò ïîìî÷ü ñâîåìó ïîä÷èíåííîìó â ýòîì íåëåãêîì äåëå — áîðüáå ñ ýìîöèîíàëüíûì âûãîðàíèåì. Íàïðèìåð:

1. Ïðåäåëüíî ÷åòêî ðàçúÿñíèòü êàæäîìó ñîòðóäíèêó åãî ìåñòî â ñòðóêòóðå, ôóíêöèè, ïðàâà è äîëæíîñòíûå îáÿçàííîñòè.

2. Îòñëåæèâàòü îñîáåííîñòè îòíîøåíèé ìåæäó ñîòðóäíèêàìè è ñîçäàâàòü áëàãîïðèÿòíûé ïñèõîëîãè÷åñêèé êëèìàò â êîëëåêòèâå. Äîáðîæåëàòåëüíûå äåëîâûå îòíîøåíèÿ ìåæäó êîëëåãàìè ïðåäïî÷òèòåëüíåå ïåðåä ñòðîãèì ñîáëþäåíèåì ñóáîðäèíàöèè.

3. Îáãîâàðèâàòü ñ ñîòðóäíèêàìè ïåðñïåêòèâû èõ ïðîôåññèîíàëüíîãî ðîñòà ñ ÷åòêèì îáîçíà÷åíèåì êðèòåðèåâ ïðîäâèæåíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ïðåäîòâðàùàåòñÿ îäíî èç ãëàâíûõ ïðîÿâëåíèé ÑÝ — îùóùåíèå áåññìûñëåííîñòè ðàáîòû.

4. Âûðàáîòàòü òðàäèöèè âî âñåì: äåëîâîé ñòèëü îäåæäû, åæåíåäåëüíûå ñîâåùàíèÿ ñ êîëëåãàìè, ñîâìåñòíûé êîëëåêòèâíûé îòäûõ è ïð.

5. Ñòðóêòóðèðîâàòü ðàáîòó è îðãàíèçîâàòü ðàáî÷èå ìåñòà òàê, ÷òîáû äåëî ñòàëî çíà÷èìûì äëÿ èñïîëíèòåëÿ.

6. Îáñóäèòü ñ ñîòðóäíèêîì âîçìîæíîñòü ïåðåõîäà â ñìåæíóþ ïðîôåññèîíàëüíóþ îáëàñòü, ÷òîáû åãî ïðåæíèå çíàíèÿ, óìåíèÿ è íàâûêè íàøëè íîâîå ïðèìåíåíèå.

Читайте также:  Головная боль при синдроме киари

7. Ñîçäàòü â îðãàíèçàöèè ïåðñïåêòèâû ãîðèçîíòàëüíîé êàðüåðû (ê ïðèìåðó, ïîìåíÿòü ñåêðåòàðåé ñóäåáíûõ çàñåäàíèé ó ñóäåé ñ ó÷åòîì îñîáåííîñòåé ïñèõîëîãè÷åñêîé ñîâìåñòèìîñòè).

8. Ñäåëàòü àêöåíò íå íà òîì, ÷òî ñîòðóäíèê óæå çíàåò, óìååò, îñâîèë, à íà òîì, ÷òî ÿâëÿåòñÿ äëÿ íåãî íàïðàâëåíèåì ðîñòà, ÷òîáû ïðîôåññèÿ ñòàëà âîñïðèíèìàòüñÿ êàê èíñòðóìåíò ðàçâèòèÿ.

9. Îêàçûâàòü ïîìîùü âíîâü íàçíà÷åííûì ñóäüÿì è ìîëîäûì ñïåöèàëèñòàì â àäàïòàöèè ê ñâîåé äåÿòåëüíîñòè.

10. Îïòèìèçèðîâàòü ïðîôåññèîíàëüíóþ íàãðóçêó, èçìåíèòü (ïðè íåîáõîäèìîñòè) ãðàôèê äåæóðñòâ, ââåñòè äîïîëíèòåëüíûå ôîðìû ìîðàëüíîãî è ìàòåðèàëüíîãî ïîîùðåíèÿ ñîòðóäíèêîâ è äð.

11. Îñîáîå çíà÷åíèå èìåþò ïðåäîñòàâëåíèå ñîòðóäíèêàì âîçìîæíîñòè âíîñèòü ñâîè ïðåäëîæåíèÿ â ðàáî÷èé ïðîöåññ è ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ èõ âíåäðåíèÿ.

12. Ïðè ýòîì äëÿ ðóêîâîäèòåëÿ íå ìåíåå âàæíî çàíèìàòüñÿ ñàìîîáðàçîâàíèåì è ñàìîâîñïèòàíèåì, ïðîôèëàêòèêîé ðàçâèòèÿ ÑÝ ó ñåáÿ ñàìîãî, âûðàæàþùåãîñÿ, íàïðèìåð, â íåòåðïèìîñòè ê ìíåíèþ, êîòîðîå îòëè÷àåòñÿ îò ñîáñòâåííîãî, ãðóáîñòè â îáùåíèè ñ ðàáîòíèêàìè, ñòðåìëåíèè ïðåâûøàòü ñâîè ïîëíîìî÷èÿ è äð. Ñòèëü ðóêîâîäñòâà êîëëåêòèâîì äîëæåí áûòü ãèáêèì è àäåêâàòíûì.

Êàê è âî ìíîãèõ äðóãèõ ñëó÷àÿõ, ñïàñåíèå óòîïàþùèõ — äåëî ðóê ñàìèõ óòîïàþùèõ. Äëÿ áîðüáû ñ ýìîöèîíàëüíûì âûãîðàíèåì íóæíî, ÷òîáû ñàì ÷åëîâåê èçìåíèë ïîçèöèþ «æåðòâû îáñòîÿòåëüñòâ» íà ïîçèöèþ «õîçÿèíà ñâîåé æèçíè», êîòîðûé ñàì íåñåò îòâåòñòâåííîñòü çà âñå, ÷òî ñ íèì ïðîèñõîäèò, à çíà÷èò, ñàì äîâåë (èëè ïîçâîëèë äîâåñòè) ñåáÿ äî òàêîãî ñîñòîÿíèÿ. À ïîìî÷ü ïðè ýòîì ìîãóò ñëåäóþùèå ñïîñîáû:

1. Ïîñòàíîâêà ðåàëüíûõ öåëåé, äîñòèæåíèå îïðåäåëåííûõ ðåçóëüòàòîâ, ÷òî ïîâûøàåò äîëãîñðî÷íóþ ìîòèâàöèþ. Íåëüçÿ «îáúÿòü íåîáúÿòíîå». Ïðàâèëüíî ðàññòàâëåííûå ïðèîðèòåòû è ðåàëüíûå öåëè äàþò âîçìîæíîñòü ÷åëîâåêó ÷óâñòâîâàòü ñâîþ óñïåøíîñòü, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîâûøàåò åãî ñàìîîöåíêó.

2. Íàëè÷èå äîñòàòî÷íûõ ïåðåðûâîâ âî âðåìÿ ðàáîòû íà îòäûõ è åäó. Ñâåðõóðî÷íàÿ ðàáîòà, à òàêæå ðàáîòà äîìà ïîñëå îêîí÷àíèÿ ðàáî÷åãî äíÿ, âî âðåìÿ âûõîäíûõ è îòïóñêîâ — ýòî ïîâûøåíèå ñòåïåíè ðèñêà ðàçâèòèÿ ÑÝÂ.

3. Îâëàäåíèå óìåíèÿìè è íàâûêàìè ñàìîðåãóëÿöèè. Äîñòóïíûå ñïîñîáû — ýòî ïðîãóëêè, òðåíàæåðíûé çàë, îáùåíèå ñ ïðèðîäîé, èñêóññòâîì, êîòîðûå ïîçâîëÿþò ðàññëàáèòüñÿ è îòâëå÷üñÿ.

4. Ïðîôåññèîíàëüíîå ðàçâèòèå è ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèå. Îäíèì èç ñïîñîáîâ ïðåäîõðàíåíèÿ îò ÑÝ ÿâëÿåòñÿ îáìåí ïðîôåññèîíàëüíîé èíôîðìàöèåé ñ êîëëåãàìè èëè ïðåäñòàâèòåëÿìè äðóãèõ ñëóæá. Ñîòðóäíè÷åñòâî äàåò îùóùåíèå áîëåå øèðîêîãî ìèðà, ÷åì òîò, êîòîðûé ñóùåñòâóåò âíóòðè îòäåëüíîãî êîëëåêòèâà. Äëÿ ýòîãî ñ óñïåõîì èñïîëüçóþòñÿ ðàçëè÷íûå êóðñû ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè, êîíôåðåíöèè è äð.

5. Èñêëþ÷åíèå íåíóæíîé êîíêóðåíöèè. Ñëèøêîì íàñòîé÷èâîå ñòðåìëåíèå ê âûèãðûâàíèþ, ëèäåðñòâó îáóñëîâëèâàåò ðàçâèòèå òðåâîãè, äåëàåò ÷åëîâåêà èçëèøíå àãðåññèâíûì, ÷òî ñïîñîáñòâóåò, â ñâîþ î÷åðåäü, ïðîÿâëåíèþ ÑÝÂ.

6. Ýìîöèîíàëüíîå îáùåíèå. Êîãäà ÷åëîâåê àíàëèçèðóåò ñâîè ÷óâñòâà è äåëèòñÿ èìè ñ äðóãèìè, åñëè åñòü ïîääåðæêà áëèçêèõ ëþäåé, «÷óâñòâî ëîêòÿ» â êîëëåêòèâå âåðîÿòíîñòü «âûãîðàíèÿ» çíà÷èòåëüíî ñíèæàåòñÿ. Ðåêîìåíäóåòñÿ, ÷òîáû ñîòðóäíèêè â ñëîæíûõ ðàáî÷èõ ñèòóàöèÿõ îáìåíèâàëèñü ìíåíèÿìè ñ êîëëåãàìè, èñêàëè ó íèõ ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîääåðæêó. Ïðè ýòîì, âî-ïåðâûõ, ñíèæàåòñÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå, à âî-âòîðûõ, îáùèìè óñèëèÿìè îíè ìîãóò íàéòè ðàçóìíîå ðåøåíèå âîçíèêøåé ïðîáëåìû èëè òðóäíîé ñèòóàöèè.

7. Ïîääåðæàíèå õîðîøåé ôèçè÷åñêîé ôîðìû. Äîêàçàíà òåñíàÿ ñâÿçü ìåæäó ñîñòîÿíèåì òåëà è ðàçóìîì. Õðîíè÷åñêèé ñòðåññ âîçäåéñòâóåò íà ÷åëîâåêà. Î÷åíü âàæíî ïîääåðæèâàòü õîðîøóþ ôèçè÷åñêóþ ôîðìó ñ ïîìîùüþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ñáàëàíñèðîâàííîãî ðåãóëÿðíîãî ïèòàíèÿ è ïîëíîöåííîãî ñíà íå ìåíåå 7-9 ÷ â ñóòêè.

×òîáû èçáåæàòü ÑÝÂ, íåîáõîäèìî ñëåäîâàòü ñëåäóþùèì ïðàâèëàì:

— ñòàðàòüñÿ ðàññ÷èòûâàòü è îáäóìàííî ðàñïðåäåëÿòü ñâîè íàãðóçêè;

— íàó÷èòüñÿ ïåðåêëþ÷àòüñÿ ñ îäíîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè íà äðóãîé;

— ïðîùå îòíîñèòüñÿ ê êîíôëèêòàì íà ðàáîòå;

— íå ïûòàòüñÿ âñåãäà è âî âñåì áûòü ïåðâûì, ëó÷øèì è ò.ä.

Èòàê, «ñèíäðîì ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» — ïðîöåññ, ïðè êîòîðîì åæåäíåâíîå âîçäåéñòâèå ôàêòîðîâ ñòðåññà, ñâÿçàííûõ ñ îêàçàíèåì ïîìîùè äðóãîìó ÷åëîâåêó, ïîñòåïåííî ïðèâîäèò ê ïðîáëåìàì ñ ñîáñòâåííûì çäîðîâüåì ïñèõîëîãè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî õàðàêòåðà. Îí ìîæåò çàòðîíóòü íå òîëüêî îòäåëüíîãî ñîòðóäíèêà, íî è îðãàíèçàöèþ â öåëîì. Ïðîôèëàêòèêà ÑÝÂ, îñíîâàííàÿ íà ðàññìîòðåííûõ ïðèíöèïàõ, äîëæíà ñïîñîáñòâîâàòü óëó÷øåíèþ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà è ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ â òðóäîâûõ êîëëåêòèâàõ, ïîâûøåíèþ óäîâëåòâîðåííîñòè òðóäîì ó ðàáîòíèêîâ ñóäåáíîé ñèñòåìû.

Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå íå áîëåçíü è íå äèàãíîç (õîòÿ åñòü è ïðîòèâîïîëîæíàÿ òî÷êà çðåíèÿ), à òåì áîëåå íå ïðèãîâîð. Òàê ÷òî ÷åì ðàíüøå íà÷àòü ñ íèì áîðüáó, òåì îíà áóäåò ýôôåêòèâíåå è ïåðñïåêòèâíåå. À åùå ëó÷øå ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ïðåäóïðåäèòü. Óêðàøàþò è îáîãàùàþò æèçíü èíòåðåñíîå îáùåíèå, èñêóññòâî, ìóçûêà, ëèòåðàòóðà, ïðèðîäà, þìîð.  çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàê ÷åëîâåê îòíîñèòñÿ ê ñåáå è ê ñâîåé æèçíè, îí áóäåò ëèáî «çâåçäîé», ëèáî «ñâå÷êîé», ÷üÿ ó÷àñòü — ãîðåòü è ïëàêàòü.

Ñïèñîê ðåêîìåíäóåìîé ëèòåðàòóðû

1. Áåçíîñîâ Ñ.Ï. Ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåôîðìàöèÿ ëè÷íîñòè. — ÑÏá., 2004.

2. Èëüèí Å.Ï. Ìîòèâû è ìîòèâàöèÿ. — ÑÏá.: Ïèòåð, 2000.

3. Êëèìîâ Å.À. Ïñèõîëîãèÿ ïðîôåññèîíàëà: Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû. — Ì., 1996.

4. Îêñèíîéä Ê.Ý. Óïðàâëåíèå ñîöèàëüíûì ðàçâèòèåì îðãàíèçàöèè / Ó÷åá. ïîñîáèå. — Ì.: Ôëèíòà: ÌÏÑÈ, 2007.

5. Òðóíîâ Ä.Ã. Ñèíäðîì ñãîðàíèÿ: ïîçèòèâíûé ïîäõîä ê ïðîáëåìå // Æóðíàë ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà. 1998. N 8. Ñ. 84-89.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник