О политика дети с синдромом дефицита

О политика дети с синдромом дефицита thumbnail

Библиографическое описание:

Желяскова, С. И. Структура урока фортепиано для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / С. И. Желяскова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/5165/ (дата обращения: 25.06.2020).



В статье рассмотрена проблематика работы с детьми с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроках фортепиано. Представлена примерная структура урока и способы разрешения возникающих в процессе обучения препятствий.

Ключевые слова: дефицит внимания, гиперактивность, двигательная расторможенность.

Актуальность: в ситуации возросшего интереса к немедикаментозным средствам воздействия на различные заболевания и нарушения развития, музыкальная терапия приобретает все большую популярность и распространенность. Все большее место занимает она и в коррекционной педагогике, являясь средством активного раскрытия творческого потенциала ребёнка с проблемами в развитии и стимуляции развития имеющихся у него компенсаторных механизмов. В возможностях музыкального педагога достижение не только воспитательных целей, но и развитие высших психических функций ребёнка, преодоление импульсивности, нарушенной концентрации, дефицита внимания и укрепление нервной системы. Для успешного решения поставленных целей необходимо четко структурировать урок с учеником с особыми потребностями.

В Республике Молдова по данным 2016 г. количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) равняется 5 % детской популяции [3], что является схожим с другими странами: США — 11 % [6], Болгария — 3–7 % [1].

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) производится согласно критериям DSM-V (2013г), где данный синдром фигурирует в главе «Расстройства развития нервной системы» [4].

Дети с СДВГ отличаются нарушением произвольного внимания, импульсивностью и повышенной неконтролируемой двигательной активностью. Для выявления перечисленных нарушений необходимо полугодовое наблюдение за ребёнком в различной среде: дом, школа, детская площадка и пр. Диагноз СДВГ является медицинским. Педагоги, воспитатели и психологи могут лишь предположить его наличие и порекомендовать родителям обследование у невролога, психоневролога, невропатолога.

Основной особенностью, которой характеризируется синдром дефицита и гиперактивности у детей, является цикличность. Продуктивная работа может выполняться учеником в течение 5–15мин, затем ребёнок уходит в стадию «отдыха» на 3–7 мин, во время которой он не реагирует на замечания взрослого. По истечении необходимого для восстановления активности времени, мозг снова способен включиться в новый рабочий цикл на 5–15 мин, после чего произвольный контроль над интеллектуальными действиями вновь нарушается [2]. Именно для активации мозга в стадии «отдыха» и производится большое количество неконтролируемых движений. Ребёнок как бы пытается «разбудить» свой мозг.

Цикличность становится основной задачей для педагога специального фортепиано. От ученика, обучающегося игре на музыкальном инструменте требуется высокая степень концентрации внимания, хорошая переключаемость, вдумчивость, хороший контроль над двигательными процессами и импульсами. Двигательная расторможенность детей с СДВГ является одним из ряда препятствий на пути овладения фортепианной техникой. С одной стороны это исключительная подвижность, с другой — отсутствие контроля движений, что ведет к неряшливости и сумбурности в исполнении. В двигательной расторможенности добавляется не менее значимая проблема повышенной утомляемости и отвлекаемости ученика.

В целях повышения эффективности работы необходима четкая структура урока, в каждом пункте которого будет место для педагогического маневра. Дивергентное мышление педагога играет исключительно важную роль в процессе обучения учеников с нарушенным вниманием.

Ссылаясь на различные исследования, музтерапевт Дафна Риксон (университет Веллингтона, США) подчеркивает эффективность индивидуальных уроков или уроков в малых группах [5]. Работа в большом музыкальном коллективе полна различных отвлекающих моментов, что мешает и без того нарушенной концентрации ученика с СДВГ.

Игра на фортепиано предполагает длительное пребывание в статичном положении, усиленную работу рук, слаженное взаимодействие рук и ног, а также интенсивную интеллектуальную нагрузку. Обилие таких непростых задач зачастую обескураживает ученика с СДВГ и истощает прилагающего огромное количество усилий педагога. Для успешного урока необходимо учитывать специфику обучения гиперактивного ребёнка и иметь ряд педагогических инструментов для разрешения возникающих проблем. Основная структура урока по фортепиано следует проверившей себя годами традиционной схеме. Именно четкое планирование и последовательность этапов уравновешивает повышенную возбудимость и импульсивность детей с СДВГ.

На каждом этапе урока педагогу фортепиано необходимо иметь несколько вариантов решений возникших проблем. Урок фортепиано с учеником с нарушением внимания непременно должен начаться с создания позитивного настроя и психологического комфорта. Данная задача может решиться разными путями: гимнастика для крупной моторики либо пальчиковая гимнастика. Гимнастика для крупной моторики расслабляет мускулатуру, успокаивает ребёнка и нивелирует уровень гиперактивности. Пальчиковая гимнастика активизирует процессы мышления, повышает концентрацию, координирует работу полушарий головного мозга.

Этап урока

Проблема

Решение

1

Организующий

Двигательная расторможенность

Гимнастика: упражнение «Качели», «Шалтай-болтай», «Мельница», «Вентилятор», «Подсолнух», «Волшебник» и пр.

Отсутствие концентрации

Пальчиковая гимнастика

2.

Основной

Повышенная утомляемость

Ритмические задачи, вокализации, подтекстовки, двигательный вариант мелодии

Невнимательность

Смена динамики, тональности, метроритма, темпа, характера

Отсутствие концентрации

Ролевые игры, драматизация художественных образов, изменение ритма, кинезиологические упражнения для повышения концентрации.

Импульсивность

Дыхательные упражнения, кинезиологические упражнения на расслабление.

3.

Заключительный

Повышенная утомляемость

Двигательное изображение пройденного материала, рисование схемы работы на уроке, цветовое изображение(по предварительным заготовкам)

Невнимательность

Схематическое изображение домашнего задания, распределение домашних задач с указанием времени на выполнение.

Выводы: Ученик с синдромом дефицита внимания требует особой подготовки и педагогической оснащенности от преподавателя фортепиано. Активная включенность, творческий подход, дивергентное мышление, атрактивность, умение нестандартно решить возникшую проблему, принятие особых образовательных потребностей являются необходимыми инструментами обучения ребёнка с нарушение внимания. Игра на музыкальном инструменте всесторонне развивает ученика, повышает уровень концентрации, усидчивости, развивает внимание, координацию и улучшает межполушарное взаимодействие головного мозга. При расширении и пополнении необходимых знаний, арсенала педагогических умений успешность преподавания фортепиано значительно возрастет.

Литература:

  1. Боянова В., Станкова М. Хиперактивност и дефицит на вниманието или какво да правим с неудържимото дете. — София: Социална комуникация., 2005. — 99с.
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Изд. Института Психотерапии, 2001. — 145с.
  3. Букун Н., Гыну Д., Кара А. Инклюзивное образование // Методическое пособие для непрерывного обучения дидактических кадров, работающих в области инклюзивного образования детей. Ч. II. — Кишинев., 2016. — С. 195с.
  4. Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: современные принципы диагностики и лечения // «Вопросы практической педиатрии». — М., 2014. — С. т. 13, № 4, с.48–53.
  5. Риксон Д. Instructional and Improvisational Models of Music Therapy with Adolescents Who Have Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD): A Comparison of the Effects on Motor Impulsivity // Journal of Music Therapy. — 2006. — № XUII (1). — С. 39–62.
  6. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD) // Cleveland Clinic. URL: https://my.clevelandclinic.org/health/diseases/4784-attention-deficit-hyperactivity-disorder-adhd (дата обращения: 22.03.2020).
Читайте также:  Синдром малого прироста зубца к с v1 по v3

Основные термины (генерируются автоматически): пальчиковая гимнастика, синдром дефицита внимания, повышенная утомляемость, ученик, отсутствие концентрации, нарушение внимания, дефицит внимания, США, DSM-V, нервная система, музыкальный инструмент, крупная моторика, головной мозг, ребенок, урок фортепиано, этап урока.

Похожие статьи

Специфика работы с детьми с синдромом дефицита внимания

Ученик младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является большим вызовом для педагога любого звена музыкального образования: музыкальная студия, кружок, детская музыкальная школа, детская школа искусств…

Интегрированный урок музыки как способ коррекции синдрома

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — один из наиболее часто встречающихся диагнозов у детей младшего школьного возраста. Процент учащихся с этим нарушением стремительно увеличивается в последние годы.

Причины развития синдрома дефицита внимания… | «Молодой

В последнее время диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей ставится намного чаще, нежели раньше. Связано это с тем, что улучшились методы исследования или же по-настоящему увеличилось число таких детей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является наиболее распространённым вариантом минимальной дисфункции мозга (МДМ)- нарушения диффузно- церебральной регуляции различных уровней центральной нервной системы, приводящего к нарушению

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Синдром гиперактивности у детей дошкольного возраста, пожалуй, одна из актуальных проблем современной педагогики, психологии, психотерапии и неврологии. Как показывает практика, этот диагноз в современном мире не редкость…

Психологические особенности детей с синдромом дефицита

В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей. Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего…

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины…

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой…

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — расстройство развития, открытое сравнительно недавно и поэтому недостаточно изученное: до сих пор ведутся дискуссии не только об основных особенностях, но иногда и о самом существовании такого нарушения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно…

Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

Источник

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это хроническое состояние, которое может оказать серьезное влияние на жизнь детей и родителей.
СДВГ чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, и может сохраняться до зрелого возраста. Как правило, способность контролировать импульсивность со временем улучшается, но не все смогут «перерасти» СДВГ.
Но почему вообще возникает синдром? Какие бывают типы СДВГ? Как его правильно диагностировать? И можно ли увидеть на ранних стадиях? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Алексея Глазунова, начальника отдела медицинской информации фармацевтической компании Материа Медика Холдинг. Что вызывает СДВГ?
Ученые предполагают, что СДВГ связан с проблемами развития мозга: синдром возникает, когда нейротрансмиттеры в мозге не работают должным образом и/или когда в мозге происходят структурные изменения. И хотя точная причина СДВГ до сих пор не определена, некоторые факторы науке известны.
Наиболее важным принято считать генетический фактор – многие дети с СДВГ имеют по крайней мере одного близкого родственника с подобным расстройством. Здесь могут быть задействованы несколько генов, и на то, как они себя проявят, влияет наличие других факторов, таких как: воздействие на развивающийся плод табака, алкоголя или наркотиков;
наличие у человека травмы головы;
влияние факторов окружающей среды (например, высокий уровень свинца и некоторых других химических веществ в воздухе). Симптомы СДВГ
У детей с СДВГ могут быть проблемы с невнимательностью (неспособность сконцентрироваться), гиперактивностью и импульсивностью (отсутствие самоконтроля). Симптомы СДВГ часто появляются постепенно, причем, ни одного «типичного» симптома для СДВГ не существует. Многие родители и учителя задумываются о СДВГ, когда ребенок плохо слушает, склонен отвлекаться на все подряд и отстает от школьной программы.
Симптомы, связанные с невнимательностью у детей с СДВГ: неспособность сосредоточиться;
ошибки из-за неосторожности;
склонность избегать сложных задач;
неорганизованность и забывчивость;
невыполнение инструкций;
частая потеря личных вещей. Симптомы гиперактивности/импульсивности у детей с СДВГ: неусидчивость
вставание во время занятий, несмотря на школьные правила;
бег в неподходящих ситуациях;
систематическое перебивание других;
чрезмерная разговорчивость;
выкрикивание ответов на вопросы учителя с места;
непродуманные действия. Иногда дети больше проявляют симптомы гиперактивности, а иногда — невнимательности. Но у большинства симптоматика все-таки смешанная. Диагностика СДВГ
Если вы беспокоитесь о состоянии своего ребенка, рекомендуется посетить врача общей практики. Ваш лечащий врач спросит вас о том, что вас беспокоит в поведении и/или обучении вашего ребенка, после чего оценит его состояние.
Как правило, детей направляют к педиатру, детскому психиатру или детскому психологу для тщательной оценки. Это связано с тем, что диагноз СДВГ должен устанавливать только специалист, прошедший подготовку в этой области.
Для постановки диагноза СДВГ у ребенка должно быть несколько симптомов, которые: проявились в возрасте до 12 лет;
вызывали значительные проблемы в течение не менее 6 месяцев;
наблюдаются как минимум в двух местах его пребывания (например, дома и в школе);
значительно влияют на социальное взаимодействие и/или успеваемость. Оценивая состояние ребенка, врачи также принимают во внимание его возраст и уровень развития. Так, для дошкольника нормально иметь небольшой объем симптомов, проявляющихся при СДВГ.
Универсального теста на СДВГ не существует, но в рамках диагностического процесса родителей, скорее всего, попросят заполнить опросники и специальные шкалы оценок поведения ребенка, а ребенка — пройти ряд нейропсихологических тестов (они потребуют времени, но дадут полную картину).
Типы СДВГ
Существует три основных подтипа СДВГ и один дополнительный.
Комбинированный СДВГ является наиболее распространенным типом. В данном случае у детей должно быть определенное количество симптомов невнимательности и гиперактивности/импульсивности.
Второй тип СДВГ характеризуется преимущественно симптомами, связанными с невнимательностью. Для третьего типа СДВГ характерны симптомы, связанными с гиперактивностью.
Четвертый подтип называется неуточненным СДВГ: дети с этим типом имеют значительные нарушения, но симптомы не свойственны вышеперечисленным типам.
По результатам обследования вашему ребенку может быть поставлен диагноз СДВГ. Постановка диагноза разрешает путаницу в плане поведенческих проблем и может проложить путь к дальнейшему лечению. Забота о детях с СДВГ
Понимание сути СДВГ и осознание того, почему дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью ведут себя «неправильно», является важным первым шагом в уходе за ребенком. Основными методами лечения детей с СДВГ являются: медикаментозная терапия;
стратегии управления поведением;
психотерапия. Если у вашего ребенка диагностировали СДВГ, будет полезно посетить группу поддержки, где помогут связаться с другими семьями в вашем районе, у которых есть дети с СДВГ.

Читайте также:  Новое в лечении синдрома дауна

Источник

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1410а, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru; 
            vestnik@narfu.ru

Версия для печати

Рубрика: Физиология

Сведения об авторах

Панков Михаил Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 115 научных публикаций, в т. ч. трех монографий 

Грибанов Анатолий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, директор института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 385 научных публикаций, в т. ч. 12 монографий

Аннотация

В статье представлены различные подходы отечественных и зарубежных авторов к систематизации симптоматики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей. Комбинированный характер причин и механизмов формирования данного синдрома обуславливает различия в нейро- и патопсихологических квалификационных подходах к его описанию. Отмечается, что симптомокомплекс СДВГ, объединенный по феноменологическому принципу, не имеет надежных диагностических маркеров и четко определенных границ. Диагноз ставится с учетом качественных характеристик, которые носят описательный характер и базируются на наличии ряда стандартных поведенческих стереотипов. Диагностика СДВГ осложняется и тем обстоятельством, что данный синдром редко встречается изолированно и обыкновенно сочетается хотя бы с одним сопутствующим расстройством. Однако все исследователи отмечают очевидность специфики наблюдаемой клинической и патопсихологической симптоматики при СДВГ, в основе которой лежит первичная дисфункция регуляторной сферы, а триада «дефицит внимания – импульсивность – гиперактивность» имеет явные признаки дисрегуляторно-органического патопсихологического синдрома. Диагностика СДВГ сегодня осуществляется по двум системам: критериям диагностического руководства DSM-V и критериям МКБ-10 (рубрика F.90). При этом многие исследователи отмечают, что принятые способы диагностики синдрома гиперактивности и дефицита внимания вызывают повышенную настороженность, особенно на фоне того, что за 15 лет число детей и подростков с диагнозом СДВГ значительно возросло, как и объем затрат на их лечение с помощью психостимуляторов, гипердиагностика СДВГ составляет до 20 % случаев. Таким образом, исследования, направленные на изучение и обоснование нейрофизиологических и психофизиологических характеристик клинических проявлений СДВГ у детей, являются крайне актуальными.

Ключевые слова

синдром дефицита внимания с гиперактивностью, диагностика, клинико-физиологическая типология.

Скачать статью
(pdf, 3.2MB )

Список литературы

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2002. 96 с. 
  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. СПб., 2007. 186 с. 
  3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000. 112 с. 
  4. Грибанов А.В., Джос Ю.С., Афанасенкова Н.В., Подоплёкин Д.Н., Канжин А.В., Иорданова Ю.А., Пушкарёва И.Н., Депутат И.С., Панков М.Н., Подоплёкин А.Н. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: моногр. Архангельск, 2009. 242 с. 
  5. Морозова Е.А., Мадякина А.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью с позиций перинатальной патологии мозга // Невролог. вестн. Журн. им. В.М. Бехтерева. 2011. Т. XLIII. Вып. 2. С. 81–85. 
  6. Панков М.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С., Старцева Л.Ф., Нехорошкова А.Н. Клиникофизиологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор литературы) // Вестн. нов. мед. технологий. 2013. Т. 20, № 3. С. 91–97. 
  7. Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. N. Y.; London, 1998. 628 p. 
  8. Polanczyk G., de Lima M.S., Horta B.L., Biederman J., Rohde L.A. The Worldwide Prevalence of ADHD: A Systematic Review and Metaregression Analysis // Am. J. Psychiatry. 2007. Vol. 164, № 6. Р. 942–948. 
  9. Biederman J., Faraone S.V. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder // Lancet. 2005. Vol. 366, № 9481. Р. 237– 248. 
  10. Емельянцева Т.А., Игумнов С.А. Скрининговое исследование синдрома дефицита внимания и гиперактивности в белорусской популяции детей // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. С. 173–174. 
  11. Грибанов А.В., Панков М.Н. Ц ентр компетенций развития ребенка «Содействие» как научно- образовательное подразделение университета по проблеме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биолог. науки. 2014. № 1. С. 5–12. 
  12. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Крупская Е.В., Семёнова О.А. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ: экспертный доклад: моногр. М., 2007. 42 с. 
  13. Фефелкина Н.С. Клинические и патогенетические особенности гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 2007. 23 с. 
  14. Беребин М.А., Правило Е.С. К вопросу патопсихологической квалификации гиперактивного расстройства с дефицитом внимания // Вестн. Южн.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Психология. 2008. № 31. С. 48–54. 
  15. Amen D.G. Healing ADD. N. Y., 2001. 327 p. 
  16. Nigg J.T., Blaskey L.G., Huang-Pollock C.L., Rappley M.D. Neuropsychological Executive Functions and DSM-IV ADHD Subtypes // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2002. Vol. 41, № 1. P. 59–66. 
  17. Осипова Е.А., Панкратова Н.В. Динамика нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья. 1997. Т. 4, № 4. С. 34–43. 
  18. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003. 288 с. 
  19. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Анисимова Т.И., Айтбеков К.А. Клиническая типология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Экология человека. 2010. № 11. С. 58–60. 
  20. Правило Е.С. Патопсихологические характеристики детей дошкольного возраста с гиперактивными расстройствами и дефицитом внимания: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 23 с. 
  21. Грибанов А.В., Панков М.Н., Подоплёкин А.Н. Уровень постоянных потенциалов головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Физиология человека. 2009. Т. 35, № 6. С. 43–48. 
  22. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005. 256 с. 
  23. Малахова А.В. Особенности гиперкинетического расстройства поведения у младших школьников: автореф. дис. … канд. мед. наук. Томск, 2005. 22 с. 
  24. Подоплёкин Д.Н. Распределение постоянных потенциалов головного мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей-северян: дис. … канд. мед. наук. Архангельск, 2003. 121 с. 
  25. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие / под ред. М. Пассольта. М., 2004. 160 с. 
  26. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. СПб., 2008. 208 с. 
  27. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998. 336 с. 
  28. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2000. 240 с. 
  29. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005. 240 с. 
  30. Brown T.E. Attention-Deficit Disorders and Comorbidities in Children, Adolescents and Adults. Washington; London, 2000. 671 p. 
  31. Jensen P.S., Martin D., Cantwell D.P. Comorbidity in ADHD: Implications for Research, Practice and DSM-V // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1997. Vol. 36, № 8. P. 1065–1079. 
  32. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. 2007. URL: https://www.effecton.ru (дата обращения: 15.10.2014). 
  33. Hinshaw S.P., Lahey B.B., Hart E.L. Issues of Taxonomy and Comorbidity in the Development of Conduct Disorder // Dev. Psychopathol. 1993. Vol. 5, № 1-2. P. 31–49. 
  34. Петренко Т.С., Ретюнский К.Ю., Кубланов В.С. Метод симпатокоррекции в лечении гиперкинетического расстройства у детей // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. С. 181–182. 
  35. Шевченко Ю.С., Шевченко М.Ю. Многоуровневая реабилитация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. С. 188–189. 
  36. Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. 381 с. 
  37. Горюнов А.В., Лобачёва М.В. К вопросу о нозологической неспецифичности гиперкинетических расстройств и дефицита внимания у детей // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально- психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. С. 172–173. 
  38. Комлач И.Л. Новые подходы к диагностике и терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, профилактика ранних форм девиантного поведения // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. С. 176. 
  39. Никишина В.Б. Критериально-психологическая оценка проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Молодое поколение ХХI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24–27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М., 2013. С. 179–180. 
  40. Norvilitis J.M., Fang P. Perceptions of ADHD in China and the United States: A Preliminary Study // J. Atten. Disord. 2005. Vol. 9, № 2. Р. 413–424. 
  41. Bruchmüller K., Margraf J., Schneider S. Is ADHD Diagnosed in Accord with Diagnostic Criteria? Overdiagnosis and Influence of Client Gender on Diagnosis // J. Consult. Clin. Psychol. 2012. Vol. 80, № 1. Р. 128–138. 
  42. Fair D.A., Bathula D., Nikolas M.A., Nigg J.T. Distinct Neuropsychological Subgroups in Typically Developing Youth Inform Heterogeneity in Children with ADHD. 2012. URL: https://www.pnas.org/content/ early/2012/03/30/1115365109.full.pdf (дата обращения: 15.10.2014).

Источник

Читайте также:  Синдром передней лестничной мышцы мкб 10