Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий

Задние отделы коры больших полушарий, расположенные кзади от Роландовой борозды, включают корковые ядерные зоны трех основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической. Они подразделяются на первичные (17, 41, 3-е), вторичные (18, 19, 42, 22, 1, 2, частично 5-е) и третичные (37, 7, 39, 40, 21-е) поля.

Нейропсихологические синдромы поражений задних отделов больших полушарий имеют общие черты — их основу составляют гностические, мнестические и интеллектуальные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов.

В нейропсихологии описаны следующие нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении задних конвекситальных отделов коры больших полушарий.

1). Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры. В основе этих синдромов лежит нарушение модально-специфических зрительного и зрительно-пространственного факторов, связанных с поражением вторичных корковых полей зрительного анализатора и прилегающих отделов теменной коры. Подобные расстройства И. М. Сеченов определял как нарушения симультанного принципа работы коры, нарушения возможности объединять комплексы зрительных раздражений в определенные группы. Нарушения одновременных «симультанных синтезов» при поражении затылочных и затылочно-теменных отделов коры приобретают различные формы и, прежде всего, проявляются в разных нарушениях зрительного гнозиса в виде различных форм зрительных агнозий (предметной, симультанной, цветовой, лицевой, буквенной, оптико-пространственной), то есть в различных формах расстройства зрительной перцептивной деятельности.

Цветовая, лицевая и оптико-пространственная агнозия чаще проявляются при поражении правого полушария мозга, а буквенная и предметная — левого.

Особую группу симптомов поражения этих отделов мозга составляют нарушения зрительной памяти, зрительных представлений, которые, в частности, проявляются в дефектах рисунка.

Отдельную группу составляют симптомы нарушения зрительного пространства (чаще левой стороны), особенно при большом объеме зрительной информации или при одновременном (например, с помощью тахистоскопа) предъявлении зрительных стимулов в левое и правое зрительное полуполя (в их периферические отделы).

Самостоятельный комплекс нейропсихологических симптомов связан с нарушениями оптико-пространственного анализа и синтеза. Эти нарушения проявляются в трудностях ориентировки во внешнем зрительном пространстве (в своей палате, на улице и т. п.), в трудностях зрительного восприятия пространственных признаков объектов, трудностях ориентировки в карте, в схемах, в часах, в трудностях отображения пространственных признаков в рисунке и др. И, наконец, самостоятельную группу симптомов при поражении теменно-затылочной коры (на границе с височными вторичными полями) составляют нарушения речевых функций в виде оптико-мнестической афазии («амнестическои афазии»). Особенностью этой формы речевых расстройств являются нарушения наглядно-образных представлений, вследствие чего нарушается припоминание слов, обозначающих конкретные предметы.

2). Синдромы поражения зоны ТРО — третичных височно-теменно-затылочных отделов коры.В основе этих синдромов лежат нарушения более сложных интегративных («ассоциативных») факторов, связанных с работой третичных полей больших полушарий.

Эти факторы также обеспечивают симультанный анализ и синтез, который А. Р. Лурия определял как уровень «квазипространственных» отношений. Как и при синдромах поражения затылочных и затылочно-теменных отделов мозга, при поражении зоны ТРО отмечаются трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве (особенно нарушена ориентация в право-левых частях пространства). Эти трудности часто сочетаются у больных с нарушениями в графических оптико-пространственных операциях: понимании карт, схем, чертежей и т. п.

Возможны лдвигательно-пространственные нарушения в виде конструктивной апраксии, трудностей написания букв (симптом зеркального копирования). Подобные сочетания характерны для «пространственной апрактоагнозии». К ним относятся, прежде всего, особого рода речевые нарушения, известные в нейропсихологии под названием «семантической» афазии. Как уже говорилось выше, речевой дефект в этом случае носит специфический характер, проявляясь в непонимании логико-грамматических конструкций особого типа и, прежде всего тех, которые А. Р. Лурия называл «коммуникациями отношений».

В синдромах поражения зоны ТРО весьма существенное место занимают и интеллектуальные расстройства. К ним относятся нарушения наглядных мыслительных процессов, проявляющиеся в трудностях решения наглядно-образных задач (типа мысленного манипулирования объемными объектами) или задач на «техническое» мышление. Больные с такими нарушениями не могут прочесть технический чертеж, разобраться в устройстве механизма, понять принцип действия приборов и т. п.

3). Синдромы поражения коры теменной области мозга.Теменные постцентральные зоны коры больших полушарий занимают большую площадь, включающую целый ряд полей (вторичных и третичных). «Теменные синдромы» связаны с поражением вторичных корковых полей кожно-кинестетического анализатора, а также третичных теменных полей. В основе этих синдромов лежат нарушения модально-специфических кожно-кинестетических факторов.

Известны два типа синдромов поражения теменной области мозга: нижнетеменной и верхнетеменной.

Нижнетеменной синдром возникает при поражении тех постцентральных средне-нижних областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата. Особенно отчетливо и хорошо изучены гностические тактильные расстройства, входящие в данные синдромы, которые известны в нейропсихологии под названием «тактильные агнозии». Эти расстройства проявляются в виде нарушений возможности опознания предметов на ощупь (астереогноз).

К числу гностических теменных симптомов относится и нарушение «схемы тела» (соматоагнозия) — расстройство узнавания частей собственного тела, их расположения по отношению друг к другу. Эти нарушения связаны в большей степени с поражением верхних отделов теменной области.

4). Синдромы поражения конвекситальной коры височной области мозга.

Конвекситальные височные нейропсихологические синдромы различаются в зависимости от стороны поражения в связи с четкой латерализацией мозговых механизмов речевых функций. Основными факторами, обусловливающими появление синдромов поражения височной коры, являются модально-специфические факторы.

Читайте также:  Бомбейский синдром и группа крови

Данные факторы, связанные с переработкой звуковой информации (речевых и неречевых звуков), по определению И. М. Сеченова, отражают принцип последовательной сукцессивной переработки информации.

Описывая синдромы височных отделов коры левого полушария, А. Р. Лурия выделял синдром, связанный с поражением зоны Т1 (ядерной зоны коры звукового анализатора), в основе которого лежит расстройство фонематического слуха, и синдром, связанный с поражением зоны Т2 (областей, расположенных на границе височной и теменно-затылочной коры), в основе чего лежат нарушения слухоречевой памяти.

При поражении зоны Т1 первичными симптомами являются нарушения фонематического слуха, приводящие к расстройству речи (сенсорная афазия). Эти нарушения не затрагивают обычно неречевого и музыкального слуха, а также других форм гностической деятельности.

Однако при этом возможны трудности в оценке и воспроизведении ритмических структур, в восприятии последовательности звуковых стимулов, а также в восприятии коротких звуков (меньше 4 мс). Нарушения фонематического слуха могут выступать в грубой форме, когда больной совершенно не понимает обращенную к нему устную речь, или в более мягкой форме, когда нарушено понимание лишь близких по звучанию звуков речи или речи, произнесенной в более быстром темпе.

Поражение зоны Т2 левого полушария ведет к другому височному синдрому. Его основой являются нарушения слухоречевой памяти, которые проявляются в форме акустико-мнестической афазии. Больные могут правильно повторять отдельные звуки речи (в том числе и оппозиционные фонемы) и отдельные слова, но затрудняются при повторении серии слов (3-4) вследствие резко выраженных нарушений следовой деятельности (в виде ретроактивного и проактивного торможения следов).

Поражение височных отделов правого полушария приводит к иным по характеру расстройствам высших психических функций. Их основой является нарушение неречевого и музыкального слуха, а также нарушения памяти на неречевые звуки и музыкальной памяти. В этих случаях больной не способен определить значение различных бытовых звуков и шумов (слуховая агнозия) или не узнает и не может воспроизвести знакомых мелодий (амузия).

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Êëàññèôèêàöèÿ
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ, ïðåäëîæåííàÿ À.Ð.Ëóðèÿ, ïîñòðîåíà ïî òîïè÷åñêîìó
ïðèíöèïó, ò.å. ïî ïðèíöèïó âû­äåëåíèÿ îáëàñòè ïîðàæåíèÿ ìîçãà —
ìîðôîëîãè÷åñêîé îñíîâû íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì
ïðèíöèïîì íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðêîâûõ îòäåëîâ áîëüøèõ ïîëóøàðèé è «áëèæàéøåé ïîäêîðêè» (ïî âû­ðàæåíèþ À.Ð.Ëóðèÿ)
è ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ ãëóáèííûõ ïîäêîðêîâûõ ñòðóêòóð ìîçãà. Êîðêîâûå
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû â ñâîþ î÷åðåäü ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ ëàòåðàëüíîé (êîíâåêñèòàëüíîé), áàçàëüíîé è ìåäèàëüíîé êîðû áîëüøèõ
ïîëóøàðèé. Ïîäêîðêîâûå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ ñðåäèííûõ íåñïåöèôè÷åñêèõ ñòðóêòóð, ñðåäèí­íûõ êîìèññóð (ìîçîëèñòîãî
òåëà è äð.) è ñòðóêòóð, íàõîäÿùèõñÿ â ãëóáèíå ïîëóøàðèé.

Ðàçëè÷íûå òîïè÷åñêèå
(èëè ëîêàëüíûå) íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû èçó÷åíû â ðàçíîé ñòåïåíè.
Íàèáîëåå ïîäðîáíî â ñîâðåìåí­íîé íåéðîïñèõîëîãèè èññëåäîâàíû ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðêîâûõ îò­äåëîâ áîëüøèõ ïîëóøàðèé (ïðåæäå âñåãî ëåâîãî ïîëóøàðèÿ),
çíà÷èòåëü­íî õóæå — ïîäêîðêîâûå ñèíäðîìû. Ñðåäè êîðêîâûõ íåéðîïñèõîëîãè­÷åñêèõ
ñèíäðîìîâ íàèáîëüøåå âíèìàíèå óäåëÿëîñü ïîðàæåíèþ ëàòåðàëüíîé (êîíâåêñèòàëüíîé)
êîðû, ñóùåñòâåííî ìåíåå èçó÷åíû ïî­ðàæåíèÿ áàçàëüíîé è ìåäèàëüíîé êîðû.
Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ î íåé­ðîïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìàõ áûëè ñôîðìóëèðîâàíû
ãëàâíûì îáðà­çîì íà îñíîâàíèè èçó÷åíèÿ ïîðàæåíèé êîíâåêñèòàëüíûõ îòäåëîâ êîðû
ëåâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà.

Êîðêîâûå
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû â öåëîì ìîæíî ïîä­ðàçäåëèòü íà äâå áîëüøèå
êàòåãîðèè: ñèíäðîìû, ñâÿçàííûå ñ ïîðàæå­íèåì çàäíèõ îòäåëîâ ìîçãà, è ñèíäðîìû,
ñâÿçàííûå ñ ïîðàæåíèåì ïåðåäíèõ îòäåëîâ áîëüøèõ ïîëóøàðèé (ëåâîãî è ïðàâîãî).

Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ çàäíèõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé èìåþò îáùèå ÷åðòû — èõ îñíîâó
ñîñòàâëÿþò ïðå­èìóùåñòâåííî ãíîñòè÷åñêèå, ìíåñòè÷åñêèñ è èíòåëëåêòóàëüíûå
ðàññòðîéñòâà, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåíèåì ðàçëè÷íûõ ìîäàëüíî- ñïåöèôè÷åñêèõ
ôàêòîðîâ.

 ñîâðåìåííîé
íåéðîïñèõîëîãèè îïèñàíû ñëåäóþùèå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû, âîçíèêàþùèå
ïðè ïîðàæåíèè çàäíèõ êîíâåêñèòàëüíûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.

/. Ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ çàòûëî÷íûõ è çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû.  îñíîâå ýòèõ
ñèíäðîìîâ ëåæèò íàðóøåíèå ìîäàëüíî-ñïåöèôè­÷åñêèõ çðèòåëüíîãî è
çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííîãî ôàêòîðîâ, ñâÿçàí­íûõ ñ ïîðàæåíèåì âòîðè÷íûõ
êîðêîâûõ ïîëåé çðèòåëüíîãî àíàëèçàòî­ðà è ïðèëåãàþùèõ îòäåëîâ òåìåííîé êîðû.
Íàðóøåíèÿ îäíîâðåìåííûõ «ñèìóëüòàííûõ ñèíòåçîâ» ïðè ïîðàæåíèè çàòûëî÷íûõ è
çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû ïðèîáðåòàþò ðàçëè÷íûå ôîðìû è ïðåæäå âñåãî
ïðîÿâëÿþòñÿ â ðàññòðîéñòâàõ çðèòåëüíîãî ãíîçèñà â âèäå çðèòåëüíûõ àãíîçèé
(ïðåäìåòíîé, ñèìóëüòàííîé, öâåòîâîé, ëèöåâîé, áóêâåííîé,
îïòèêî-ïðîñòðàíñòâåííîé), ò.å. â ðàññòðîéñòâàõ çðèòåëüíîé ïåðöåï­òèâíîé
äåÿòåëüíîñòè. Çðèòåëüíûå àãíîçèè ïî ñâîåé ôîðìå çàâèñÿò îò ñòîðîíû ïîðàæåíèÿ
ìîçãà è ðàñïîëîæåíèÿ î÷àãà âíóòðè «øèðîêîé çðèòåëüíîé ñôåðû». Öâåòî­âàÿ,
ëèöåâàÿ è îïòèêî-ïðîñòðàíñòâåííàÿ àãíîçèè ÷àùå ïðîÿâëÿþòñÿ ïðè ïîðàæåíèè
ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà, à áóêâåííàÿ è ïðåäìåòíàÿ àãíîçèè — ëåâîãî (ó ïðàâøåé).
Íàðóøåíèÿ óçíàâàíèÿ áóêâ, âîçíèêàþùèå ïðè ïîðàæåíèè ëåâîãî ïîëóøàðèÿ (ó
ïðàâøåé), èíîãäà ïðèíèìàþò ãðóáûå ôîðìû è ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå îïòè÷åñêîé àëåêñèí
(íåóçíàâàíèè îòäåëüíûõ áóêâ èëè öåëûõ ñëîâ). Âîçìîæíà îä­íîñòîðîííÿÿ îïòè÷åñêàÿ
àëåêñèÿ, êîãäà áîëüíîé èãíîðèðóåò ïîëîâè­íó òåêñòà (÷àùå ëåâóþ), ÷òî îáû÷íî
ñâÿçàíî ñ ïîðàæåíèåì çàòûëî÷­íî-òåìåííûõ îòäåëîâ ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ. Âòîðè÷íî
ïðè ýòîì ñòðàäàåò è ïèñüìî.

Ïîðàæåíèÿ
çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé íåðåäêî ñîïðîâîæäàþòñÿ
ñèìïòîìàìè íàðóøåíèÿ çðèòåëüíîãî (ìî­äàëüíî-ñïåöèôè÷åñêîãî) âíèìàíèÿ â âèäå
èãíîðèðîâàíèÿ îäíîé ÷àñòè çðèòåëüíîãî ïðîñòðàíñòâà (÷àùå ëåâîé), îñîáåííî ïðè
áîëüøîì îáúåìå çðèòåëüíîé èíôîðìàöèè èëè ïðè îäíîâðåìåííîì (íàïðèìåð, ñ ïîìîùüþ
òàõèñòîñêîïà) ïðåäúÿâëåíèè çðèòåëüíûõ ñòèìóëîâ â ëåâîå è â ïðàâîå çðèòåëüíûå
ïîëóïîëÿ (â èõ ïåðèôåðè÷åñêèå îòäåëû).

Читайте также:  Рождение ребенка с синдромом дауна статистика

Çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííûå
íàðóøåíèÿ ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ è â äâèãàòåëüíîé ñôåðå. Ñòðàäàåò ïðîñòðàíñòâåííàÿ
îðãàíè­çàöèÿ äâèãàòåëüíûõ àêòîâ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî íàðóøàåòñÿ ïðàêñèñ ïîçû,
âîçíèêàåò ïðîñòðàíñòâåííàÿ (êîíñòðóêòèâíàÿ) äâèãàòåëüíàÿ àïðàêñèÿ. Âîçìîæíî
ñî÷åòàíèå îïòèêî-ïðîñòðàíñòâåííûõ è äâèãàòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííûõ ðàññòðîéñòâ,
êîòîðîå íàçûâàåòñÿ àïðàêòîàãíîçèåé.

Ñàìîñòîÿòåëüíóþ
ãðóïïó ñèìïòîìîâ ïðè ïîðàæåíèè çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû (íà ãðàíèöå ñ
âèñî÷íûìè âòîðè÷­íûìè ïîëÿìè) ñîñòàâëÿþò íàðóøåíèÿ ðå÷åâûõ ôóíêöèé â âèäå
îïòèêî-ìíåñòè÷åñêîé àôàçèè («àìíåñòè÷åñêîé àôàçèè», ïî òåðìèíî­ëîãèè ìíîãèõ
àâòîðîâ). Îñîáåííîñòüþ ýòîé ôîðìû ðå÷åâûõ ðàññòðîéñòâ ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ
íàãëÿäíî-îáðàçíûõ ïðåäñòàâëåíèé, âñëåäñòâèå ÷åãî íàðóøàåòñÿ ïðèïîìèíàíèå ñëîâ,
îáîçíà÷àþùèõ êîíêðåòíûå ïðåäìåòû. Òðóäíîñòè íàçûâàíèÿ ïðåäìåòî⠗ öåíòðàëüíûé
ñèìïòîì ïðè ýòîé ôîðìå àôàçèé. Ðàñïàä çðèòåëüíûõ îáðàçîâ îáúåêòîâ îòðàæà­åòñÿ è
íà ðèñóíêàõ áîëüíûõ, ÷òî ïîêàçàíî, íàïðèìåð, â èññëåäîâà­íèÿõ Å.Ï.Êîê (1967) è
äðóãèõ àâòîðîâ.

Òàêèì îáðàçîì, â
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ çàòûëî÷íûõ è çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ
êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé âõîäÿò ãíîñòè÷åñêèå, ìíåñòè÷åñêèå. èíòåëëåêòóàëüíûå,
äâèãàòåëüíûå è ðå÷åâûå ðàññòðîéñòâà, îáóñëîâëåííûå íàðóøåíèÿìè çðèòåëüíîãî è
çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííîãî ôàêòîðîâ.

2. Ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ çîíû ÒÐÎ — âèñî÷íî-òåìåííî-çàòûëî÷íûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Â
îñíîâå ýòèõ ñèíäðîìîâ ëåæàò íàðó­øåíèÿ áîëåå ñëîæíûõ — èíòåãðàòèâíûõ
(«àññîöèàòèâíûõ») — ôàêòî­ðîâ, ñâÿçàííûõ ñ ðàáîòîé òðåòè÷íûõ ïîëåé êîðû. Ýòè
ôàêòîðû òàêæå îáåñïå÷èâàþò ñèìóëüòàííûé àíàëèç è ñèíòåç èíôîðìàöèè, íî óæå íà
áîëåå âûñîêîì — íàäìîäàëüíîñòíîì óðîâíå, êîòîðûé À.Ð.Ëóðèÿ îï­ðåäåëÿë êàê
óðîâåíü «êâàçèïðîñòðàíñòâåííûõ» îòíîøåíèé. Îäíîâðå­ìåííî ïðè ïîðàæåíèè çîíû ÒÐÎ
÷àñòî íàðóøåí è ñîáñòâåííî ïðî­ñòðàíñòâåííûé àíàëèç è ñèíòåç.

Ïðè ïîðàæåíèè çîíû
ÒÐÎ ó áîëüíûõ îòìå÷àþòñÿ òðóäíîñòè îðèåíòàöèè âî âíåøíåì çðèòåëüíîì
ïðîñòðàíñòâå (îñîáåí­íî â ïðàâî-ëåâûõ êîîðäèíàòàõ ïðîñòðàíñòâà). Ýòè òðóäíîñòè
÷àñòî ñî­÷åòàþòñÿ ó áîëüíûõ ñ íàðóøåíèÿìè â ãðàôè÷åñêèõ îïòèêî-ïðîñòðàí­ñòâåííûõ
îïåðàöèÿõ: ïîíèìàíèè êàðò, ñõåì, ÷åðòåæåé è ò.ï. Âîçìîæ­íû è
äâèãàòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííûå íàðóøåíèÿ â âèäå êîíñòðóêòèâíîé àïðàêñèè,
òðóäíîñòåé íàïèñàíèÿ áóêâ (ñèìïòîì çåðêàëüíîãî êîïèðîâà­íèÿ). Ïîäîáíûå
ñî÷åòàíèÿ õàðàêòåðíû äëÿ «ïðîñòðàíñòâåííîé àïðàêòî-àãíîçèè». Íàðóøåíèÿ
òàêîãî ðîäà ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè (â çðèòåëüíîé, äâèãàòåëüíîé è äàæå
ñëóõîâîé ñôåðàõ) âîçíèêàþò ïðè ïîðàæåíèè êàê ëåâîãî, òàê è ïðàâîãî ïîëóøàðèé.
À.Ð.Ëóðèÿ (1969, 1973) îòìå÷àë, ÷òî îñîáåííî îò÷åòëèâû îíè ïðè ëåâîñòîðîííèõ
î÷à­ãàõ ïîðàæåíèÿ (ó ïðàâøåé).

Ñïåöèôèêà äàííûõ
ñèíäðîìîâ ñîñòîèò â íàðóøåíèÿõ ñëîæíûõ èí­òåëëåêòóàëüíûõ ôóíêöèé, ñâÿçàííûõ ñ
ïðîöåññàìè íà «êâàçèïðîñò­ðàíñòâåííîì» óðîâíå. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ïðåæäå âñåãî
ðå÷åâûå íàðó­øåíèÿ îñîáîãî ðîäà, èçâåñòíûå â íåéðîïñèõîëîãèè ïîä íàçâàíèåì «òàê
íàçûâàåìîé ñåìàíòè÷åñêîé àôàçèè».

Ê ñëîæíûì
ñåìàíòè÷åñêèì ðàññòðîéñòâàì îòíîñÿòñÿ òàêæå íàðóøåíèÿ ñèìâîëè÷åñêèõ
«êâàçèïðîñòðàíñòâåí­íûõ» êàòåãîðèé â âèäå ïåðâè÷íîé àêàëüêóëèè. Îíè
âûðàæàþòñÿ â ðàñïà­äå ïîíèìàíèÿ ðàçðÿäíîãî ñòðîåíèÿ ÷èñëà è, êàê ñëåäñòâèå, â
íàðóøå­íèè ñ÷åòíûõ óìñòâåííûõ äåéñòâèé. Òàêèå áîëüíûå çàòðóäíÿþòñÿ â ñî­âåðøåíèè
ïðîñòûõ ñ÷åòíûõ îïåðàöèé (ñëîæåíèÿ, âû÷èòàíèÿ), èì ñëîæíî ïåðåõîäèòü èç îäíîé
ðàçðÿäíîé êàòåãîðèè ÷èñëà â äðóãóþ, õîòÿ öåëåíàïðàâëåííûé õàðàêòåð ñ÷åòíîé
äåÿòåëüíîñòè îñòàåòñÿ ñî­õðàííûì. Îñíîâîé òàêèõ íàðóøåíèé îïåðàöèé ñ ÷èñëàìè
ÿâëÿåòñÿ ðàñïàä «êâàçèïðîñòðàíñòâåííûõ» ñèìóëüòàííûõ ñèìâîëè÷åñêèõ ïðî­öåññîâ.

 ñèíäðîìàõ
ïîðàæåíèÿ çîíû ÒÐÎ âåñüìà ñóùåñòâåííîå ìåñòî çàíèìàþò è èíòåëëåêòóàëüíûå
ðàññòðîéñòâà. Ê íèì îòíîñÿòñÿ íàðó­øåíèÿ íàãëÿäíûõ ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ,
ïðîÿâëÿþùèåñÿ â òðóäíîñòÿõ ðåøåíèÿ íàãëÿäíî-îáðàçíûõ çàäà÷ (òèïà ìûñëåííîãî
ìàíèïóëèðîâàíèÿ îáúåìíûìè îáúåêòàìè) èëè çàäà÷ íà «òåõíè÷åñ­êîå» ìûøëåíèå.
Òàêèå áîëüíûå íå ìîãóò ïðî÷åñòü òåõíè÷åñêèé ÷åð­òåæ, ðàçîáðàòüñÿ â óñòðîéñòâå
ìåõàíèçìà, ïîíÿòü ïðèíöèï äåéñòâèÿ ïðèáîðîâ è ò.ï.

 ðàçâåðíóòîì âèäå
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîðà­æåíèÿ çîíû ÒÐÎ âîçíèêàþò ïðè î÷àãàõ â ëåâîì
ïîëóøàðèè ìîçãà (ó ïðàâøåé).

Ïðè ïðàâîñòîðîííèõ
ïîðàæåíèÿõ â ñèíäðîìå ÒÐÎ îòñóòñòâóþò ÿâ­ëåíèÿ ñåìàíòè÷åñêîé àôàçèè; èíûìè
ÿâëÿþòñÿ è íàðóøåíèÿ ñ÷åòà è íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ.

Ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðû òåìåííîé îáëàñòè ìîçãà. «Òåìåííûå» ñèíäðîìû ñâÿçàíû ñ ïîðàæåíèåì
âòîðè÷íûõ êîðêîâûõ ïîëåé êîæíî-êèíåñòåòè÷åñêîãî àíàëèçàòîðà, à òàêæå òðåòè÷íûõ
òå­ìåííûõ ïîëåé.

 îñíîâå ýòèõ
ñèíäðîìîâ ëåæàò íàðóøåíèÿ ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñ­êèõ êîæíî-êèíåñòåòè÷ååêèõ
ôàêòîðîâ.

 íåéðîïñèõîëîãèè
èçâåñòíû äâà îñíîâíûõ òèïà ñèíäðîìîâ ïîðà­æåíèÿ òåìåííîé îáëàñòè ìîçãà: íèæíåòåìåííîé
è âåðõíåòåìåííîé.

Íèæíåòåìåííîé
ñèíäðîì âîçíèêàåò ïðè ïîðàæåíèè òåõ ïîñòöåíò­ðàëüíûõ íèæíèõ è ñðåäíèõ îáëàñòåé
êîðû, êîòîðûå ãðàíè÷àò ñ çîíàìè ïðåäñòàâèòåëüñòâà ðóêè è ðå÷åâîãî àïïàðàòà â
ïåðâè÷íûõ êîæíî-êè­íåñòåòè÷åñêèõ ïîëÿõ, ãäå ðàçìåùåí «ñåíñîðíûé ÷åëîâå÷åê».
Îñîáåííî îò÷åòëèâû è õîðîøî èçó÷åíû ãíîñòè­÷åñêèå òàêòèëüíûå ðàññòðîéñòâà, ïîä
íàçâàíèåì «òàêòèëüíûå àãíîçèè». Ýòè ðàññòðîéñòâà ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå
íàðóøåíèé âîçìîæíîñòè îïîç­íàíèÿ ïðåäìåòîâ íà îùóïü (àñòåðåîãíîç), îñîáåííî
îò÷åòëèâî âûðà­æåííûõ ïðè ïîðàæåíèè íèæíèõ îòäåëîâ ïîñòöåíòðàëüíîé êîðû. Àñòå­ðåîãíîç
ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê íà ôîíå èçìåíåííîé êîæíîé ÷óâñòâè­òåëüíîñòè, òàê è ïðè
ñîõðàííîé ñåíñîðíîé îñíîâå òàêòèëüíîãî âîñïðèÿòèÿ.  íàèáîëåå ãðóáûõ ñëó÷àÿõ
àñòåðåîãíîç ïðèíèìàåò ôîðìó «òàêòèëüíîé àãíîçèè òåêñòóðû îáúåêòà», êîãäà
áîëüíîé íå ìîæåò îï­ðåäåëèòü äàæå ìàòåðèàë, èç êîòîðîãî ñäåëàí ïðåäìåò. Â
äðóãèõ ñëó÷àÿõ áîëüíîé ïðàâèëüíî îïîçíàåò òåêñòóðó îáúåêòà è åãî îòäåëüíûå ïðè­çíàêè,
îäíàêî íå ìîæåò îïðåäåëèòü îáúåêò â öåëîì. Äðóãîé ôîðìîé ãíîñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ,
âõîäÿùèõ â ýòè ñèíäðîìû, ÿâëÿåòñÿ «ïàëü­öåâàÿ àãíîçèÿ» (èëè «ñèíäðîì
Ãåðøòìàíà») — íåñïîñîáíîñòü áîëüíî­ãî îïîçíàòü ñîáñòâåííûå ïàëüöû ñ çàêðûòûìè
ãëàçàìè. Ïðè òåìåííûõ î÷àãàõ âîçíèêàåò òàêæå íàðóøåíèå âîçìîæíîñòè îïîçíàíèÿ
öèôð è áóêâ, «íàïèñàííûõ» íà êîæå («òàêòèëüíàÿ àëåêñèí»). Äàííûå ôîðìû
ãíîñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ â áîëüøåé ñòåïåíè ñâÿçàíû ñ ïîðàæåíèåì íèæíåòåìåííûõ
îòäåëîâ ëåâîãî ïîëóøàðèÿ (ó ïðàâøåé).

Читайте также:  Туннельный синдром при беременности форум

Ê íèæíåòåìåííûì
ñèìïòîìàì ïîðàæåíèÿ ëåâîãî ïîëóøàðèÿ (ó ïðàâøåé) îòíîñÿòñÿ òàêæå ðå÷åâûå äåôåêòû
â âèäå àôôåðåíòíîé ìî­òîðíîé àôàçèè, ñâÿçàííîé ñ ðàññòðîéñòâîì
êèíåñòåòè÷åñêîé îñíîâû ðå÷åâîãî ìîòîðíîãî àêòà.

Ïðè âåðõíåòåìåííîì
ñèíäðîìå ãíîñòè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ïðîÿâëÿ­þòñÿ â âèäå ëîæíûõ ñîìàòè÷åñêèõ îáðàçîâ
(ñîìàòè÷åñêèõ îáìàíîâ) — îùóùåíèé «÷óæîé» ðóêè, íåñêîëüêèõ êîíå÷íîñòåé,
óìåíüøåíèÿ, óâå­ëè÷åíèÿ ÷àñòåé òåëà («ñîìàòîïàðàãíîçèÿ»).

Ê ÷èñëó ãíîñòè÷åñêèõ
òåìåííûõ ñèìïòîìîâ îòíîñèòñÿ è íàðóøå­íèå «ñõåìû òåëà» («ñîìàòîàãíîçèÿ») —
ðàññòðîéñòâî óçíàâàíèÿ ÷àñòåé ñîáñòâåííîãî òåëà, èõ ðàñïîëîæåíèÿ ïî îòíîøåíèþ
äðóã ê äðóãó. Ýòè íàðóøåíèÿ òàêæå ïðåèìóùåñòâåííî ñâÿçàíû ñ ïîðàæåíèåì âåðõíèõ
îòäåëîâ òåìåííîé îáëàñòè.

Îïèñàííûå
ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêèå (ãíîñòè÷åñêèå, ìíåñòè÷åñ­êèå) äåôåêòû ñîñòàâëÿþò
ïåðâè÷íûå ñèìïòîìû ïîðàæåíèÿ òåìåííûõ ïîñòöåíòðàëüíûõ îáëàñòåé êîðû; ìîòîðíûå
(ðå÷åâûå, ìàíóàëüíûå) íàðóøåíèÿ ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê âòîðè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ
ýòèõ äå­ôåêòîâ â ìîòîðíîé ñôåðå.

Îïèñûâàÿ ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ âèñî÷íûõ îòäåëîâ êîðû ëåâîãî ïî­ëóøàðèÿ, À.Ð.Ëóðèÿ âûäåëÿë ñèíäðîì,
ñâÿçàííûé ñ ïîðàæåíèåì çîíû t! («ÿäåðíîé
çîíû» êîðû ñëóõîâîãî àíàëèçàòîðà), â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò ðàññòðîéñòâî
ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà, è ñèíäðîì, ñâÿçàííûé ñ ïîðàæåíèåì çîíû Ò2
(îáëàñòåé, ðàñïîëîæåííûõ íà ãðàíèöå âèñî÷íîé è òåìåííî-çàòûëî÷íîé êîðû),
îñíîâîé êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ñëóõîðå÷åâîé ïàìÿòè.

Ïðè ïîðàæåíèè çîíû
Ò1 ïåðâè÷íûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà, ïðèâîäÿùèå ê
ðàññòðîéñòâó ðå÷è (ñåíñîðíîé àôàçèè). Ýòè íàðóøåíèÿ íå çàòðàãèâàþò
îáû÷íî íåðå÷åâîãî è ìóçûêàëüíîãî ñëóõà, à òàêæå äðóãèõ ôîðì ãíîñòè÷åñêîé ñëóõîâîé
äåÿòåëüíîñòè. Îäíàêî âîçìîæíû òðóäíîñòè â îöåíêå è âîñïðî­èçâåäåíèè ðèòìè÷åñêèõ
ñòðóêòóð, â âîñïðèÿòèè ïîñëåäîâàòåëüíîñòè çâóêîâûõ ñòèìóëîâ, à òàêæå êîðîòêèõ
çâóêîâ (ìåíüøå 4 ìñ). Âñëåäñòâèå íà­ðóøåíèÿ ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà
ðàñïàäàåòñÿ öåëûé êîìïëåêñ ðå÷å­âûõ ôóíêöèé: ïèñüìî (îñîáåííî ïîä äèêòîâêó),
÷òåíèå, àêòèâíàÿ ðå÷ü. Íàðóøåíèå çâóêîâîé ñòîðîíû ðå÷è âåäåò ê íàðóøåíèþ è åå
ñìûñ­ëîâîé ñòðóêòóðû. Âîçíèêàþò «îò÷óæäåíèå ñìûñëà ñëîâ» è âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ
èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ñâÿçàííûå ñ íåóñòîé÷è­âîñòüþ ðå÷åâîé ñåìàíòèêè.

Ïîðàæåíèå çîíû Ò2
ëåâîãî ïîëóøàðèÿ âåäåò ê äðóãîìó âèñî÷íîìó ñèíäðîìó. Åãî îñíîâîé ÿâëÿþòñÿ
íàðóøåíèÿ ñëóõîðå÷åâîé ïàìÿòè, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ â ôîðìå àêóñòèêî-ìíåñòè÷åñêîé
àôàçèè. Áîëü­íûå ìîãóò ïðàâèëüíî ïîâòîðÿòü îòäåëüíûå çâóêè ðå÷è (â òîì
÷èñëå è îïïîçèöèîííûå ôîíåìû) è îòäåëüíûå ñëîâà, íî çàòðóäíÿþòñÿ ïðè ïîâòîðåíèè
ñåðèè ñëîâ (äàæå òðåõ-÷åòûðåõ) âñëåäñòâèå ðåçêî âûðà­æåííûõ íàðóøåíèé ñëåäîâîé
äåÿòåëüíîñòè (â âèäå ðåòðîàêòèâíîãî è ïðîàêòèâíîãî òîðìîæåíèÿ ñëåäîâ).

Ïîðàæåíèå âèñî÷íûõ
îòäåëîâ êîðû ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ïðèâîäèò ê èíûì ïî õàðàêòåðó
ðàññòðîéñòâàì âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Èõ îñíîâîé ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ
íåðå÷åâîãî è ìóçûêàëüíîãî ñëóõà, à òàêæå ïàìÿòè íà íåðå÷åâûå çâóêè è
ìóçûêàëüíîé ïàìÿòè. Áîëüíîé íå ñïîñîáåí îïðåäåëèòü çíà÷åíèå ðàçëè÷íûõ áûòî­âûõ
çâóêîâ è øóìîâ (ñëóõîâàÿ àãíîçèÿ) èëè íå óçíàåò è íå ìîæåò âîñïðîèçâåñòè
çíàêîìûõ ìåëîäèé (àìóçèÿ). Ïîðàæåíèå âèñî÷íûõ ñòðóêòóð ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ
(â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ëåâîãî) âåäåò ê ïîÿâëåíèþ ñèìïòîìîâ àðèò­ìèè — òðóäíîñòåé
â îöåíêå è âîñïðîèçâåäåíèè ðèòìè÷åñêèõ ñòðóê­òóð, ñîñòîÿùèõ èç îäíîðîäíûõ èëè
ðàçëè÷íûõ ïî èíòåíñèâíîñòè çâóêîâ. Ñèìïòîìîì ïîðàæåíèÿ ïðàâîé âèñî÷íîé îáëàñòè
ìîçãà ÿâ­ëÿåòñÿ òàêæå íàðóøåíèå âîñïðèÿòèÿ ïðîñîäè÷åñêèõ (èíòîíàöèîííûõ)
êîìïîíåíòîâ ðå÷è.

Ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðû ìåäèîáàçàëüíûõ îòäåëîâ âèñî÷íîé îá­ëàñòè ìîçãà. Ïîðàæåíèå ýòîé çîíû
êîðû âåäåò ê íàðóøåíèþ ìîäàëüíî-íåñïåöèôè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, ïðîÿâëÿþùèõñÿ â èíûõ
íàðó­øåíèÿõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Íàèáîëåå èçó÷åíû òðè
ãðóïïû ñèìïòîìîâ, âõîäÿùèõ â ýòè ñèíä­ðîìû.

Ïåðâàÿ ãðóïïà ñèìïòîìî⠗ ýòî
ìîäàëüíî-íåñïåöèôè÷åñêèå íàðó­øåíèÿ ïàìÿòè (ñëóõîðå÷åâîé è äðóãèõ âèäîâ).

Âòîðàÿ ãðóïïà ñèìïòîìîâ ñâÿçàíà ñ
íàðóøåíèÿìè â ýìîöèîíàëü­íîé ñôåðå.

Òðåòüþ ãðóïïó ñèìïòîìîâ ñîñòàâëÿþò
ñèìïòîìû íàðóøåíèÿ ñîçíà­íèÿ.  îäíèõ ñëó÷àÿõ — ýòî ïðîñîíî÷íûå
ñîñòîÿíèÿ, ñïóòàííîñòü ñî­çíàíèÿ, èíîãäà ãàëëþöèíàöèè; â äðóãèõ — òðóäíîñòè
îðèåíòèðîâêè â ìåñòå, âðåìåíè, êîíôàáóëÿöèè.

Ïåðåäíèå îòäåëû êîðû
áîëüøèõ ïîëóøàðèé, ðàñïîëîæåííûå êïåðåäè îò Ðîëàíäîâîé áîðîçäû íà
êîíâåêñèòàëüíîé ïîâåðõíîñòè ìîçãà, âêëþ÷àþò ÿäåðíóþ êîðêîâóþ çîíó äâèãàòåëüíîãî
àíàëèçàòîðà (ïåðâè÷íîå 4-å ïîëå è âòîðè÷íûå 6, 8, 44, 45-å ïîëÿ) è
àññîöèàòèâíûå ïðåôðîíòàëüíûå îòäåëû êîðû (òðåòè÷­íûå ïîëÿ 9, 10, 11, 12, 46,
47, 32-å). Äàííûå îòäåëû âõîäÿò â òðåòèé ñòðóêòóðíî-ôóíêöèîíàëüíûé áëîê ìîçãà.
 öåëîì ïåðåäíèå îòäåëû êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé àíàëèçèðóþò «ïîñëåäîâàòåëüíûå
ðÿäû» ñîáûòèé (ïî È.Ì.Ñå÷åíîâó) è îñóùåñòâëÿþò â øèðîêîì ñìûñëå ðåãóëÿòîðíûå
ôóíêöèè.

Ïîðàæåíèå ïåðåäíèõ
îòäåëîâ êîðû (è «áëèæàéøåé ïîäêîðêè») ïðèâîäèò ê äâóì òèïàì ñèíäðîìîâ.

/. Ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ ïðåìîòîðíûõ îòäåëîâ êîðû. Ïîðàæåíèå âòî­ðè÷íûõ êîðêîâûõ ïîëåé
äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû ïðèâîäèò ê íàðóøå­íèþ ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêîãî ôàêòîðà,
îáåñïå÷èâàþùåãî êîðêîâóþ îðãàíèçàöèþ äâèæåíèé.

. Ïîðàæåíèå
ïðåìîòîðíîé îáëàñòè êîðû ñîïðîâîæäàåòñÿ íàðó­øåíèåì ìîäàëüíî-íåñïåöèôè÷åñêîãî
ôàêòîðà, êîòîðûé À.Ð.Ëóðèÿ îáîçíà÷àë êàê ôàêòîð «ïîäâèæíîñòè—èíåðòíîñòè»
íåðâíûõ ïðîöåñ­ñîâ. Íàðóøåíèå ýòîãî ôàêòîðà îòðàæàåòñÿ íà íåéðîäèíàìèêè âñåõ
âûñ­øèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ñíèæàÿ èõ ïîäâèæíîñòü, ëàáèëüíîñòü.

Ïðè ïîðàæåíèè
ïðåìîòîðíûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé âîçíèêàþò äâà îñíîâíûõ òèïà
ñèíäðîìîâ: ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ âåðõíèõ è íèæíèõ îòäåëîâ ïðåìîòîðíîé îáëàñòè.
Äâèãàòåëüíàÿ ñèìïòîìàòèêà ïðè ïîðàæåíèè âåðõíèõ ïðåìîòîðíûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ
ïîëóøàðèé ñêëàäûâàåòñÿ èç ðàçëè÷íûõ íàðóøå­íèé ïëàâíîñòè, àâòîìàòèçèðîâàííîñòè,
ïîñëåäîâàòåëüíîñòè äâèãàòåëü­íûõ àêòî⠗ êàê ïðîñòûõ, òàê è ñëîæíûõ. À.Ð.Ëóðèÿ
(1969) îáîçíà÷àë ýòè ñèìïòîìû êàê ðàñïàä «êèíåòè÷åñêîé ìåëîäèè».
Ìåíÿåòñÿ ïî÷åðê, òåðÿåòñÿ ñêîðîñòü è ïëàâíîñòü äâèæåíèé ïðè èãðå íà ìóçûêàëüíûõ
èíñòðóìåíòàõ, íàðóøàåòñÿ íàâûê ïå÷àòàíèÿ íà ïèøóùåé ìàøèíêå è ò.ä. Äâèæåíèÿ
ñòàíîâÿòñÿ ïðåðûâèñòûìè, íåëîâêèìè.

Источник