Методики на выявление синдрома дефицита внимания
В этой статье:Понаблюдайте за поведением своего ребенкаДиагностика синдрома дефицита внимания у детейДиагностирование СДВ у взрослых34 Источники
Синдром дефицита внимания (СДВ) – это психическое заболевание, при котором человек испытывает трудности, когда ему нужно сосредоточиться на выполнении задач в повседневной жизни. Синдром дефицита внимания – это заболевание, которое является одним из подтипов СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).[1] Не существует единого теста для диагностики СДВ, поэтому нужно записаться на прием к терапевту (или к педиатру, если речь идет о ребенке) или психиатру. Эти специалисты проведут серию тестов, которые помогут поставить правильный диагноз. Синдром дефицита внимания встречается как у детей, так и у взрослых. Если вы думаете, что у вас или у вашего ребенка может быть этот синдром, запишитесь на прием к терапевту или психиатру.
Метод 1
Понаблюдайте за поведением своего ребенка
1
Изучите общие симптомы СДВ у детей. Несмотря на то, что окончательный диагноз может поставить только врач, вам нужно иметь представление об основных симптомах заболевания, прежде чем записывать ребенка на прием к специалисту. Это поможет вам понять, нужно ли обследовать ребенка на наличие СДВ.
- Симптомы СДВ относят к одной из трех категорий: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.[2]
- Дети, у которых преобладают симптомы невнимательности, часто отвлекаются при выполнении той или иной задачи. Нередко они упускают детали задания, забывают свои вещи и быстро переходят от одного вида деятельности к другому. Им трудно выполнять новые задачи и концентрировать на одном задании в течение длительного времени, за исключением тех занятий, которые им интересны. Кроме того, такие дети часто витают в облаках, с трудом выполняют инструкции и невнимательно слушают, о чем им говорят.[3]
- Симптомы гиперактивности также присутствуют в структуре СДВ, однако они минимальны и выражены не столько очевидно, как у детей с СДВГ. Гиперактивность проявляется в том, что ребенок не может долго сидеть на одном месте, может вскочить и побежать, когда ему следует сидеть спокойно. Ребенок много говорит, ему трудно играть в спокойные игры, кроме того, такие дети бывают очень вспыльчивы.[4]
- Симптомы импульсивности выражаются в том, что такие дети крайне нетерпеливы. Им свойственно делать неуместные комментарии, сложно управлять своими эмоциями или скрывать их. Кроме того, они с трудом оценивают последствия своих слов и действий. Такие дети часто перебивают собеседников, вмешиваются в занятия окружающих и не способны ждать своей очереди как в школе, так и дома.[5]
- Кроме того, симптомы СДВ могут быть обусловлены другими заболеваниями (психическими или соматическими), которые похожи по своим признакам на синдром дефицита внимания. Кроме того, иногда СДВ осложнен наличием другого заболевания.
2
Узнайте, как это заболевание проявляется у взрослых. Если вы с трудом концентрируетесь на выполнении повседневных дел, это может быть обусловлено СДВ. Многие взрослые, страдающие этим заболеванием, даже не догадываются о своем расстройстве. Если вы подозреваете у себя это заболевание, необходимо пройти диагностическое обследование у специалиста. Тем не менее, полезно узнать больше об этом синдроме, чтобы определить, следует ли вам обратиться к специалисту.
- Взрослым с СДВ сложно определять приоритеты и сосредотачиваться на повседневной жизни. Такие люди часто опаздывают, пропускают деловые встречи, с трудом выполняют социальные обязанности и не успевают выполнить работу к определенному сроку. Импульсивность, вызванная СДВ, выражается в том, что человеку сложно дается ожидание. Люди с этим заболеванием нередко выражают нетерпение и даже гнев, если им приходится ждать автобус на остановке или своей очереди в магазине.[6]
- Прочие симптомы включают в себя резкую смену настроения, неорганизованность и вспыльчивость. Нередко люди с СДВ неспособны к длительным отношениям и с трудом справляются со стрессом. Если у вас диагностирован СДВ во взрослом возрасте, значит, и в детстве у вас было это расстройство, даже если оно не было официально диагностировано. Если вы помните, что в детстве у вас проявлялись какие-либо симптомы СДВ, перечисленные выше, с большой долей вероятности можно сказать, что вы страдаете этим синдромом и сейчас.[7]
- В норме большинство людей в тот или иной момент жизни испытывают сложности с концентрацией внимания и проблемы в преодолении стресса. Именно поэтому синдром дефицита внимания сложно заметить. Если вы испытываете вышеописанные симптомы лишь изредка, у вас, скорее всего, нет СДВ. Если же такие симптомы становятся постоянной проблемой и существенно влияют на вашу профессиональную и личную жизнь, вам нужно обратиться к специалисту и пройти диагностику.[8]
- Синдром дефицита внимания у взрослых нередко сопровождается другими психическими заболеваниями, такими как депрессия или тревожное расстройство. Если у вас было диагностировано какое-либо психическое расстройство в прошлом, вы находитесь в группе риска по СВД. [9] Кроме того, СДВ у взрослых повышает риск развития алкогольной или наркотической зависимости.
3
Пройдите специальные тесты для самостоятельной диагностики СДВ. Если вы заметили у себя какие-либо симптомы, перечисленные выше, можно найти в интернете тесты для диагностики синдрома дефицита внимания. Обязательно проверьте, что тест размещен на сайте, который пользуется хорошей репутацией. Некоторые учебные заведения предоставляют своим студентам возможность получить помощь психолога, который может провести диагностические тесты. Кроме того, некоторые сайты, посвященные психотерапии и психологии, предлагают тесты для определения СДВ, которые можно пройти самостоятельно. Такие тесты помогут вам составить представление, страдаете ли вы этим расстройством и есть ли необходимость обратиться за медицинской помощью.
4
Не стоит всецело полагаться на результат самостоятельной диагностики. Многие тесты для самостоятельной диагностики рекомендуют обратиться к специалисту по психическому здоровью для установления точного диагноза. Это обусловлено тем, что симптомы этого заболевания часто схожи с симптомами других психических и соматических заболеваний. Именно поэтому только опытный психиатр способен установить правильный диагноз. Не нужно пытаться самостоятельно диагностировать у себя СДВ, и тем более назначать себе лечение.
Метод 2
Диагностика синдрома дефицита внимания у детей
1
Запишите ребенка на прием к детскому психиатру или неврологу. Если вы беспокоитесь о том, нет ли у вашего ребенка СДВ, запишите его на прием к детскому психиатру. Только опытный специалист по психическому здоровью сможет диагностировать это расстройство.
- Заранее подготовьтесь к разговору с психиатром. Составьте список симптомов, которые вы заметили у ребенка, а также перечень трудностей, которые он испытывает в школе. Постарайтесь как можно подробнее изложить информацию о ребенке, в том числе и недавние изменения, которые могли повлиять на поведение ребенка.[10]
- Необходимо записать информацию обо всех лекарственных средствах, которые принимает ребенок, включая витамины и растительные препараты. Некоторые лекарства имеют свойство влиять на поведение детей, вызывая симптомы, сходные с симптомами СДВ.[11]
- Если ребенок ранее проходил обследования на СДВ или другие психические расстройства, вам нужно взять с собой на консультацию все соответствующие медицинские документы. В некоторых случаях школьный психолог или педиатр замечает симптомы СДВ и советует родителям обратиться к психиатру.[12]
2
Сходите на прием к специалисту вместе с ребенком. В назначенное время придите вместе с ребенком в медицинский центр, поликлинику или детский психоневрологический диспансер. Честно расскажите ребенку, почему вы идете к врачу, однако постарайтесь удержаться от обвинений и осуждения ребенка.
- Очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что вы его обвиняете или осуждаете. Нельзя, чтобы ребенок думал, что проблемы с психикой – это что-то стыдное. Избегайте негативно окрашенных фраз, таких как: «Мы идем к врачу, чтобы он определили, что с тобой не так». Лучше сказать: «Мы идем к врачу, чтобы он посоветовал, как тебе помочь».
- Обследование на СДВ представляет собой, главным образом, сбор всей необходимой информации. Психиатр задает ребенку очень много различных вопросов. Если ребенок слишком мал, чтобы отвечать, или не может понять, о чем именно его спрашивают, помогите ребенку с ответами.[13]
- Очень часто психиатры дают родителям несколько опросных листов с вопросами о поведении ребенка. Необходимо, чтобы члены вашей семьи, а также учителя и няня ребенка ответили на все пункты опросника. [14]
- Для постановки правильного диагноза специалисту необходимо собрать большое количество информации о ребенке, поэтому одной консультации врача для диагностики недостаточно. Скорее всего, вам назначат прийти на повторный прием. Как можно подробнее внесите информацию по всем пунктам опросных листов и возьмите их с собой на следующий прием у врача. [15]
3
Для правильной диагностики заболевания нужно, чтобы ребенок прошел медицинское обследование. Симптомы СДВ могут быть обусловлены некоторыми соматическими заболеваниями. Чтобы выявить медицинские причины заболевания, нужно провести стандартное медицинское обследование. В зависимости от возраста ребенка и его анамнеза, врач назначит дополнительные обследования или анализы крови.[16] Если врач подозревает, что у ребенка проблемы со зрением или слухом, он порекомендует обратиться к соответствующим специалистам.
4
Ответьте на все вопросы психиатра. Врач задаст вам множество вопросов о поведении вашего ребенка. Постарайтесь отвечать на все вопросы как можно подробнее.
- Врач задаст вам вопросы о симптомах других психических заболеваний, таких как тревожное расстройство, депрессия и кондуктивное расстройство. Симптомы этих заболеваний похожи на проявления СДВ. Кроме того, эти заболевания могут сопутствовать синдрому дефицита внимания.
- Врач спросит вас о поведении ребенка. Ему нужно знать, как давно появились проблемы с поведением, насколько сильно эти проблемы влияют на жизнь ребенка, а также выяснить, присутствуют ли эти симптомы постоянно или проявляются лишь в определенных ситуациях.[17]
- Врач задаст вам вопросы о том, какие блюда и напитки присутствуют в рационе ребенка, а также захочет узнать, как ребенок спит. Психиатру необходимо знать, достаточно ли ваш ребенок спит, пьет ли он напитки, содержащие кофеин, и какое количество сахара содержится в его рационе.[18]
- Кроме того, врач спросит у вас, как вы воспитываете ребенка, а также о распорядке дня, принятом в вашем доме.[19]
- Имейте в виду, что синдром дефицита внимания диагностируют только в том случае, если симптомы заболевания постоянно проявляются в течение как минимум шести месяцев. Если соответствующие изменения поведения появились недавно, их причиной могут быть разнообразные факторы, в том числе изменения в семье или повседневной жизни.
5
Задавайте вопросы сами. Нужно спросить доктора обо всем, что вы хотите узнать. Очень часто родителям сложно понять особенности этого синдрома и определить, как нужно действовать в этой ситуации. Заранее подготовьте вопросы, которые вы зададите врачу.
- Чаще всего родители спрашивают, что нужно делать, если ребенку поставили диагноз СДВ. Узнайте у врача о возможных методах лечения и информационных ресурсах, которые доступны для родителей.[20]
- Если врач порекомендует лекарственную терапию, обязательно спросите о побочных эффектах препаратов и уточните, какой именно способ применения лекарств является оптимальным.[21]
- Попросите психиатра посоветовать вам книги, статьи и сайты, где можно найти дополнительную информацию о синдроме.[22]
6
Проконсультируйтесь у нескольких специалистов. Чтобы диагностировать СДВ потребуется длительное время. Вам необходимо получить полную картину состояния ребенка, поэтому нужно показать ребенка различным врачам, а не только педиатру, который наблюдает ребенка постоянно.
- Клинические психологи, социальные работники, школьные психиатры, учителя, специалисты по обучению и другие люди, играющие ту или иную роль в жизни и обучении ребенка, изложат свои наблюдения, которые помогут в установлении диагноза. Некоторые расстройства, связанные с процессом обучения и речью, имеют симптомы, сходные с симптомами СДВ. Эти расстройства иногда оказывают существенное влияние на план лечения, поэтому учителя вашего ребенка и другие специалисты, работающие в школе, могут оказать помощь в обследовании ребенка и его лечении. Со своей стороны, вы должны предоставить врачу как можно более полную информацию о поведении ребенка, его режиме дня и симптомах, чтобы помочь в проведении диагностики.[23]
- Принимайте активное участие в диагностике заболевания вашего ребенка. Если у вашего ребенка синдром дефицита внимания, нужно как можно раньше диагностировать это расстройство. Если врач, проводящий обследование, порекомендовал вам обратиться к тому или иному врачу узкой специальности, постарайтесь попасть на прием как можно быстрее. Позвоните в школу и обсудите с директором, какую помощь может оказать персонал учебного заведения в диагностике заболевания. Не скрывайте, что эта информация нужна вам для обследования ребенка на СДВ. Скорее всего, учителя пойдут вам навстречу и предоставят необходимую информацию.[24]
- В процессе установления диагноза будут проведены различные обследования, которые помогут получить всю необходимую информацию. Скорее всего, вашему ребенку проведут стандартные скрининговые тесты на СДВ. Очень часто врач рекомендует пройти тест на определение уровня интеллектуального развития, а также психологические тесты, определяющие уровень социальной адаптированности. Кроме того, врачу понадобится медицинская история вашей семьи, а также сведения о ребенке, которые могут быть получены в процессе опроса учителей ребенка, его няни и других взрослых. Чтобы помочь врачу установить правильный диагноз, вам нужно постоянно отслеживать, какая информация нужна для диагностики в данный момент. Старайтесь предоставить как можно более детальную информацию, требующуюся психиатру и другим специалистам, проводящим диагностику. [25]
Метод 3
Диагностирование СДВ у взрослых
1
Запишитесь на прием к психиатру. Если вы думаете, что страдаете синдромом дефицита внимания, запишитесь на прием к психиатру. Квалифицированный специалист проведет необходимое обследование, чтобы установить правильный диагноз.
- Составьте список симптомов перед врачебной консультацией. Запишите, какие именно проблемы на работе, дома и в школе обусловлены этими симптомами.[26]
- Запишите персональную информацию, которая может иметь отношение к данному вопросу. К примеру, некоторые симптомы, сходные с симптомами этого расстройства, могут быть вызваны существенными изменениями в вашей жизни.[27]
- Составьте список всех лекарственных средств, которые вы принимаете. Побочные эффекты некоторых медицинских препаратов похожи на симптомы СДВ.[28]
2
Ответьте на все вопросы, которые задает специалист. Во время консультации врач задаст вам множество вопросов о вашем поведении и образе жизни. Это поможет психиатру установить, действительно ли ваше состояние вызвано СДВ.
- Врач спросит у вас, когда именно начались проблемы с концентрацией внимания. Кроме того, специалист захочет узнать, сохраняются ли эти симптомы постоянно или проявляются лишь время от времени. Врачу также нужно будет знать, насколько сильно эти проблемы влияют на ваше здоровье и жизнь в целом.[29]
- Врачу также необходимо знать историю вашей жизни. Он расспросит вас о детских годах и поинтересуется, был ли у вас в прошлом травматический опыт. Травматические события могут оказывать влияние на поведение человека и изменять природу диагноза.[30]
- Кроме того, доктору понадобится информация о таких вещах, как ваш рацион питания, режим сна, уровень стресса и особенности вашей работы.[31]
3
Пройдите обследование, чтобы исключить другие соматические или психические заболевания. Некоторые заболевания, в том числе и психические расстройства, такие как депрессия и тревожное расстройство, могут проявляться симптомами, которые похожи на типичные проявления СДВ. Возможно, лечащий врач сочтет целесообразным провести обследование на эти заболевания, чтобы поставить точный диагноз. Исходя из истории заболевания, доктор определит, какие именно исследования необходимо провести. Скорее всего, вам назначат общий анализ крови, чтобы исключить наличие других проблем со здоровьем.[32]
- Одним из обязательных условий для постановки диагноза СДВ взрослому человеку является наличие таких же симптомов в детском возрасте. Если вы помните, что в детском возрасте у вас были симптомы, характерные для синдрома дефицита внимания, например, вам было трудно сосредоточиться на выполнении учебных задач в школе, расскажите об этом врачу.[33]
4
Задавайте вопросы. Если у вас диагностировали СДВ, скорее всего, у вас возникло множество вопросов об этом заболевании. Не забудьте спросить врача о возможных методах лечения, медикаментозной терапии, побочных эффектах лекарств. Кроме того, узнайте, где именно можно найти больше информации, посвященной вашему заболеванию.[34]
Информация о статье
Соавтором этой статьи является Laura Marusinec, MD. Доктор Марусинец — сертифицированный педиатр из Висконсина. Окончила Медицинский колледж Висконсинской медицинской школы в 1995 году.
Категории: Эмоциональное здоровье
На других языках:
Español: hacer una prueba para detectar el TDA, Português: Fazer Testes para Detectar o DDA, Deutsch: Auf ADS testen, Français: diagnostiquer le TDA, العربية: اختبار وجود اضطراب نقص الانتباه, Italiano: Sottoporsi ai Test per il Disordine da Deficit di Attenzione (ADD)
- Печать
- Править
Эту страницу просматривали 19 004 раза.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Наталья Некраова
Синдром дефицита внимания (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
(далее – СДВГ) – наиболее распространенная форма нарушения поведения в детском возрасте, которая проявляется в расстройстве внимания, двигательной расторможенности (гиперактивности) и импульсивности поведения. Распространенность СДВГ у детей колеблется от 2% до 20%, что обусловлено различиями в используемых методах диагностики
Мальчики страдают СДВГ чаще, чем девочки (11,5% и 1,9% соответственно). Четких диагностических критериев для определения СДВГ не существует, поэтому если в прежние годы была особенно актуальной проблема недостаточной диагностики данного синдрома, то в настоящее время активно обсуждается вопрос гипердиагностики СДВГ.
Те или иные признаки СДВГ можно наблюдать у любого ребенка, причем они нередко являются результатом плохого воспитания и социальной неустроенности. Неусидчивость и чрезмерная подвижность могут быть проявлением темперамента, индивидуальных особенностей развития ребенка. Они также могут быть при других состояниях, не связанных с гиперактивным расстройством.
За плохим поведением ребенка и его неуспеваемостью могут скрываться самые разнообразные проблемы: от серьезных психических расстройств до последствий перенесенной им черепно-мозговой травмы, эндокринных, соматических заболеваний. По отдельности эти проявления не рассматривают как патологию, но если они наблюдаются в комплексе, в ярко выраженной форме, на протяжении длительного времени и в разных сферах жизни (в школе, дома и вне его, предполагается, что у ребенка СДВГ.
Проблема диагностики СДВГ обусловлена и отсутствием единой точки зрения на причины его возникновения. По мнению большинства исследователей, этиология СДВГ представляет собой сочетание генетических, нейрофизиологических и психосоциальных факторов. В пользу генетической природы СДВГ свидетельствуют результаты исследования близнецовым методом, а также частая встречаемость семейных случаев СДВГ. Значительную роль в возникновении СДВГ играет перинатальное поражение центральной нервной системы, одним из исходов которого может быть минимальная мозговая дисфункция, часто проявляющаяся СДВГ.Социальные факторы также могут определять отдаленные исходы перинатальной патологии: известно, что у детей из семей с высоким социально-экономическим статусом многие последствия перинатальных поражений нивелируются к школьному возрасту, а у детей из низких социальных слоев продолжают сохраняться.
Клинические проявления СДВГ
Клинические проявления СДВГможно подразделить на три группы:
— признаки невнимательности;
— импульсивности;
— гиперактивности.
Нарушения внимания включают в себя:
— неспособность сохранять внимание (неумение выполнять задание до конца, несобранность при его выполнении);
— снижение избирательного внимания;
— неспособность сосредоточиться на предмете;
— забывчивость (ребенок забывает то, что нужно сделать);
— повышенную отвлекаемость;
— повышенную возбудимость (суетливость, снижение внимания в непривычных ситуациях или при необходимости действовать самостоятельно).
Формы проявления импульсивности могут быть следующие:
— неряшливое выполнение школьных заданий вопреки прилагаемым усилиям все делать правильно;
-частые выкрики с места во время уроков;
— встревание в разговор или работу других детей;
— неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий;
— частые конфликты с другими детьми.
Чем старше ребенок, тем заметнее импульсивность для окружающих. Гиперактивность – необязательный признак синдрома нарушения внимания. Двигательная активность качественно и количественно отличается у таких детей от нормы. Гиперактивные дети непрерывно бегают, вскакивают, не могут усидеть на месте, постоянно суетятся. С возрастом гиперактивность часто уменьшается, хотя другие симптомы могут проявляться и в дальнейшем.
Возрастные проявления СДВГ
Первые предвестники СДВГотмечаются в период младенчества: у малышей наблюдаются нарушения сна, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
Когда дети подрастают, они становятся крайне непослушными и чрезмерно подвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Про таких непосед говорят, что они “сначала делают, а потом думают”. Они не выносят долгого ожидания, плохо справляются с работой, требующей длительных усилий, живут сегодняшним днем, не умея планировать и принимать решения, легко возбуждаются, с трудом успокаиваются и своей чрезмерной подвижностью и склонностью к излишнему риску доставляют массу хлопот родителям, воспитателям и учителям.
При этом сами дети страдают от постоянных замечаний и заниженной самооценки. Возникновение и нарастание симптомов СДВГ чаще всего происходит в определенные возрастные периоды, связанные с усилением требований к самостоятельности, целеустремленности, сосредоточенности (начало посещения детского сада, школы, а также гормональным всплеском (12–14 лет).
Поведение ребенка с СДВГ в школе
Проблемы детей с СДВГ особенно усиливаются после поступления в школу. До тех пор пока повышенные школьные требования не превышают индивидуальных возможностей ребенка, он с нагрузками справляется. Но стоит ситуации выйти за рамки, и происходит срыв. Ребенку с СДВГ из-за нарушений поведения не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство детей с СДВГ имеют высокий интеллект, однако им сложно справиться с заданием из-за невнимательности, отвлекаемости, невыполнения указаний учителя. Навыки чтения и письма у таких детей могут быть снижены из-за нарушений тонкой моторики, перцептивно-пространственных процессов, речевого развития.
В подростковом возрасте СДВГ сохраняется более чем у половины детей, страдающих им в детском возрасте, в 30% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст (О. В. Халецкая, 1993). По данным зарубежных специалистов, дети с СДВГ чаще, чем их здоровые сверстники, бросают школу (32–40%, редко оканчивают вузы (5–10%, имеют меньше друзей или не имеют их (50–70%, втягиваются в антисоциальную деятельность (40–50%, больше курят и потребляют наркотики, с гораздо большей вероятностью беременеют в подростковом возрасте (40%, а будучи взрослыми, чаще превышают скорость, попадают в многочисленные аварии (20–30%) и подвергают свою жизнь другим опасностям.
Диагностика СДВГ
Для диагностики СДВГ наиболее часто используются критерии классификации психических заболеваний DSM-4. В данной классификации СДВГразделен на три типа:
1 с преобладанием невнимательности;
2 с преобладанием гиперактивности и импульсивности;
3 смешанный.
Согласно этой классификации диагностическими критериями СДВГ являются особенности поведения,которые:
1 появляются до 8 лет;
2 обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх);
3 не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями;
4 вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Помимо этого учитывается наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех этих проявлений одновременно, не соответствующих возрастной норме.
Невнимательность проявляется:
— в неспособности сосредоточиться на деталях, допущении ошибок из-за невнимательности;
— неумении поддерживать внимание;
— неспособности вслушиваться в обращенную речь;
— неспособности доводить задания до конца;
— проявлении низких организаторских способностей;
— отрицательном отношении к заданиям, требующим умственного напряжения;
— потере предметов, необходимых для выполнения задания;
— отвлекаемости, часто на посторонние раздражители;
— забывчивости.
Гиперактивность и импульсивность обусловлены тем,что:
1 ребенок суетлив, не может сидеть спокойно;
2 вскакивает с места без разрешения;
3 бесцельно бегает;
4 не может играть в тихие игры, отдыхать;
5 выкрикивает ответ, не дослушав вопрос учителя;
6 не может ждать своей очереди.
Диагноз считается обоснованным при наличии у ребенка по крайней мере 8 из 14 перечисленных симптомов, если они постоянно наблюдались на протяжении как минимум шести месяцев.
Коррекция проявлений СДВГ
Лечение СДВГ у детей должно быть как можно более ранним и комплексным, включающим в себя психотерапию, медикаментозную терапию, различные виды педагогической и нейропсихологической коррекции.
Среди различных методов немедикаментозной коррекции проявлений СДВГ у детей и подростков можно назвать такие,как:
1 поведенческая терапия, когда родителям предлагаются определенные стратегии коррекции поведения проблемного ребенка;
2 психолого-педагогическая коррекция, позволяющая грамотно организовать его учебу;
3 биологическая обратная связь, основанная на использовании возможностей мозга самого ребенка.
Если у ребенка отмечаются при обучении или при специальном психологическом обследовании проблемы, связанные с запоминанием учебного материала,то психолог или дефектолог определяет степень сохранности различных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной или смысловой. Это и служит основой для рекомендаций.
Если преобладает слуховая память, то ребенок должен читать вслух материал, который ему предстоит запомнить. Если он еще плохо читает сам, то текст может читать взрослый, поскольку усилия, которые затратит ребенок на чтение, отвлекут его внимание от смысловой стороны, а это может сказаться на результатах запоминания. Большую помощь в этом может оказать магнитофон, диктофон.
Если лучше всего развита зрительная память, то максимально используются средства наглядности. При хорошо развитой двигательной памяти можно рекомендовать ребенку кратко конспектировать необходимый материал. Этот метод подходит для подростков.
При нарушениях памяти у ребенка родителям следует внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого для заучивания. Это может быть небольшой по объему текст, который не обязательно воспроизводить дословно. Намного важнее понять его и пересказать своими словами. Если требуется выучить стихотворение, его лучше запоминать небольшими частями, постепенно. Перед заучиванием следует подробно разобрать с ребенком смысловое развитие темы, чтобы четверостишия не менялись местами. Затем заучивать по одному отрывку, не повторяя каждый раз все стихотворение.
Коррекция нарушений памяти
В сложных случаях нарушений памяти простая тренировка малоэффективна. Чтобы добиться компенсации дефекта психологи рекомендуют учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать разнообразные ассоциации. Можно использовать на занятиях с психологом методику «пиктограмма», которая основана на умении с помощью несложных обозначений и рисунков представлять данный материал. В результате специальных занятий с ребенком этот навык автоматизируется и дальше уже осуществляется на внутреннем плане (мысленно, без создания рисунков.
Коррекция нарушений внимания
При коррекции нарушений внимания и самоконтроля рекомендации психолога направлены на развитие техники формирования операций проверки и оценки своей работы. Используется прием составления небольших текстов с большим количеством грубых ошибок (это может быть как орфографический, так и математический материал). Ребенок при этом выполняет роль учителя, т. е. красным карандашом исправляет ошибки. Необходимо помнить, что в этом случае нельзя делать ошибки на те орфографические правила, которые ребенку еще не известны. После того как ребенок научится находить не менее половины ошибок, ему предлагают самому сделать их, а через некоторое время найти и исправить. На следующем этапе самоконтроль, организованный в игровой форме, переходит в серьезный самоконтроль домашних заданий, которые до этого проверялись только родителями.
Коррекция нарушений планирования
Для коррекции нарушений планирования и организации деятельности ребенка учат планировать свои действия. Планирование должно быть обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. Побудить ребенка к планированию можно, задав ему вопрос, какие этапы нужно пройти, чтобы решить задачу. Важно проследить, чтобы планы реализовывались и действия не подменялись планированием. Нужно учить ребенка планировать не только умственные, но и бытовые действия, в т. ч. правила безопасного обращения с бытовыми приборами, правила поведения на дороге и пр. Со временем организационные моменты деятельности могут быть доведены до автоматизма, не вызывая у ребенка серьезных затруднений. Не следует браться за все сразу и ждать от ребенка быстрых положительных результатов, необходимо терпеливо и последовательно отрабатывать каждый отдельный шаг. Нужно понимать, что ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а затем в постепенно убывающей помощи взрослых.
Рекомендации по коррекции СДВГ
Для коррекции СДВГ используются также методы, направленные на уменьшение психологической напряженности в семье и школе, создание благоприятной для ребенка обстановки. Ему рекомендованы щадящий режим обучения в классе с минимальным числом детей (не более 12 чел., укороченная продолжительность занятий (до 30 мин). Он должен занимать первую парту (для лучшего контакта с учителем). Следует оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и усилению гиперактивности. Необходимо прививать ребенку социально поощряемые нормы поведения, проявлять больше понимания и терпения при общении с ним, чаще хвалить и поощрять, когда он этого заслуживает. Важно следить за соблюдением режима дня, предоставлять возможность расходовать энергию, выполняя физические упражнения, совершая прогулки. Ввиду высокой возбудимости детей с СДВГ необходимо ограничивать их участие в массовых мероприятиях, выбирать спокойных и уравновешенных партнеров для игр, причем достаточно одного партнера.
В настоящее время продолжается поиск новых методов лечения СДВГ, при этом все более активная роль отводится особой форме поддержки и помощи ребенку и его семье – психолого-педагогическому сопровождению, которое осуществляется в т. ч. и в центрах психолого-медико-социального сопровождения (далее – ЦПМСС).
Профессиональная диагностика нарушений поведения и развития
Ведущим направлением деятельности ЦПМСС (центрах психолого-медико-социального сопровождения) является оказание комплексной специализированной помощи детям и подросткам с СДВГ. В целях повышения уровня диагностики у детей и подростков СДВГ, а также других нарушений поведения и развития специалистами разработана схема комплексного обследования, включающая в себя несколько этапов.
На первом этапе ребенка консультирует социальный педагог.
Работа социального педагога осуществляется с применением:
1 социальной карты ребенка;
2 диагностической карты, разработанной на основе классификации DSM-4 (приложение);
3 анкеты родителей ребенка.
На втором этапе проводится психологическое обследование ребенка с использованием следующих методик:
— изучение внимания (корректурная проба, таблица Шульте);
— зрительно-пространственное восприятие и копирование (графический диктант, тест Бендер, фигура Тейлора (по методике Семенович);
— эмоциональная сфера (метод Амена, шкала личностной тревожности, тест Люшера, методика «Несуществующее животное», «Дом – дерево – человек»);
— интеллектуальное развитие (тест на вербальное мышление (в модификации Л. И. Переслени, тест Равена).
На третьем этапе проводится консультация ребенка логопедом и дефектологом. Специалистами-логопедами ЦПМСС «Фили»внедрены в практику следующие методические разработки:
— индивидуальные карты учащихся, посещающих логопедические занятия;
— общая речевая карта обследуемой группы детей;
— протоколы логопедического обследования.
На четвертом этапе проводится консультация ребенка врачом-неврологом и, при необходимости, врачом-психиатром.
На пятом этапе осуществляется инструментальная диагн?