Мероприятия по профилактике синдрома эмоционального выгорания

Мероприятия по профилактике синдрома эмоционального выгорания thumbnail

Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов

Пояснительная записка

Педагоги в значительной степени подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания и, как следствие, снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Таким образом, необходимо проведение систематической психопрофилактической работы с педагогами.

Цель: профилактика СЭВ у педагогов.

Задачи:

  1. Информирование педагогов о причинах и способах преодоления СЭВ.
  2. Формирование навыков снятия эмоционального напряжения, «отреагирования» отрицательных эмоций. Развитие коммуникативных умений,
  3. Создание в коллективе атмосферы сплочения и доверия.

Разделы программы:

1.  Психологическая диагностика

2. Психологические мероприятия для создания психологически безопасной среды.

3. Итоговая диагностика.

Ожидаемые результаты:

Реализация данной программы позволит снизить психологическое напряжение и тревогу, повысит мотивацию педагогов и личностному росту.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание деятельности

Категория

Сроки

Результат

1.  Психологическая диагностика

1.1

Анкетирование педагогов по готовности к участию в меропиятиях по профилактике СЭВ

Педагоги

Сентябрь

Справка

1.2

Методика В.В. Бойко

Педагоги

Сентябрь-октябрь

Индивидуальные рекомендации

2. Психологические мероприятия для создания

психологически безопасной среды

2.1

Семинары,  лекции:

  1. «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»;
  2. «Профессиональные кризисы учителя»,
  3. «СЭВ как причина психосоматических расстройств»

Педагоги

В теч. года

Повышение компетентности, самопознание

2.2

Занятия в тренинговой форме «Антистресс» (см. Приложение )

Педагоги

Каникулярные дни

Повышение компетентности

2.3

Рекомендации педагогам по профилактике СЭВ:

«Что такое СЭВ?»;

«Арсенал невыгорающей личности»;

«Дыхание против стресса»

Педагоги

В теч. года

Повышение компетентности

3.Итоговая диагностика

Методика В.В. Бойко

Педагоги

Март

Индивидуальные рекомендации

Приложение 1

Занятие 1

Тема: «Стресс. Депрессия. Спонтанная защита».

Цель занятия: ознакомление с программой, отработка навыков спонтанной защиты.

  1. Вводная беседа.
  2. Упражнение «Нападение».
  3. Информация «Биография стресса».
  4. Упражнение «Бегом от стресса».
  5. Информация «Что такое депрессия».
  6. Упражнение «Амортизация»
  1. непосредственная амортизация.
  2. Улыбка.
  3. Концентрация взгляда.
  1. Обратная связь.

Занятие 2

Тема «Психологическая диета»

Цель занятия: отработка отрицательных эмоций.

  1. Информация «Эмоции в нашей жизни».
  2. Упражнение «Наши эмоции».
  3. Групповая дискуссия «Зачем нужны отрицательные эмоции?».
  4. Информация «Значение отрицательных эмоций».
  5. Упражнение «Индивидуальное психологическое меню».
  6. Обратная связь.

Занятие 3

Тема: «Положительные эмоции. тревожность».

Цель занятия: снятие тревожности, напряжения, отработка техник саморегуляции.

1. Информация «Положительные эмоции».

2. Упражнение «Проговори интерес».

3. Информация «Тревожность».

4. Упражнение «Субъективная минутка».

5. Упражнение «Произвольное поглаживание».

6. Упражнение «Думающий человек».

7. Упражнение «Снятие напряжения по методике Джуны».

  1. Обратная связь.

Занятие 4

Тема: «Активизация и баланс всех систем организма».

Цель занятия: отработка приемов активизации и балансировки всех систем организма.

1. Информация «Энергетические ресурсы организма».

2. Упражнение «Талая вода».

3. Информация «Гимнастика для мозга».

4. Упражнение «Точки самоуверенности».

5. Упражнение «Связки повара».

6. Упражнение «Крюки Кука».

7.Обратная связь.

Занятие 5

Тема: «Репрезентативные системы. Положительный эмоциональный фон»

Цель занятия: отработка умения создавать положительный фон эмоционального состояния, отработка упражнения с подключением всех репрезентативных систем.

         1.Информация «Репрезентативные системы».

2. Упражнение «Зеркало».

3. Упражнение «Старое пальто».

4. Упражнение «Защитный колпак».

  1. Обратная связь.

Занятие 6

Тема «Удержание положительного эмоционального состояния»

Цель занятия: обучение приемам психологической защиты для удержания положительного эмоционального состояния в течение всего дня.

1.Информация «Удача в нашей жизни».

2.Упражнение «Воронки».

3. Упражнение «Сокровища для семьи».

4. Упражнение «Корзиночка».

5.Обратная связь.

Занятие 7

Тема: «Восстановление утраченного эмоционального фона»

Цель занятия: отработка упражнений, помогающих восстановить утраченный в течение дня положительный эмоциональный фон или предупредить снижение этого фона.

1.Информация «Физическое и эмоциональное напряжение».

2. Упражнение «Комар на носу».

3. Упражнение «Японская методика».

4. Упражнение «Помощник юмор».

5.Обратная связь.

Занятие 8

Тема «Подсознание»

Цель занятия: информирование о подсознательном уровне, самостоятельной работе с подсознанием.

1. Информация «Наше подсознание».

2. Упражнение «Перескажи проблему».

3. Упражнение «Установка на ночь».

4.Обратная связь.

Занятие 9

Тема «Приоритеты эмоциональной направленности»

Цель занятия: обучение умению создавать положительную направленность на окружающий его мир, правильно расставлять приоритеты эмоциональной направленности.

1. Информация «Наш внутренний мир».

2. Упражнение «Планирование судьбы».

3. Упражнение «Бумеранг».

4. Упражнение «Я — Вселенная».

5. Обратная связь.

Занятие 10

Тема «Структурный и трансактный анализ личности»

Цель занятия: обучение использовать Я – состояния. Отработка навыков бесконфликтного общению.

1. Информация «Наши эмоциональные состояния».

2. Упражнение «Общение с партнером».

3. Беседа по результатам всех занятий.

Список литературы

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2004 г.;
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М., Информационно-издательский дом «Филин»,1996г.
  3. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях//Психология здоровья/ Под. Ред. Г.С.Никифорова. СПб, 2000г.;
  4. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., «Просвещение», 1999г.
  5. Маданиева З.Б. Психологические основы управления эмоциональным состоянием. Алматы, 2002 г;
  6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998г;
  7. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ/ Пособие для врачей и психологов/ Под ред. Л.И.Вассермана, М.А. Беребина, СПб, 1997г;

Источник

Евгения Богатова
Профилактика синдрома психологического выгорания

Редкая профессия сравнится с профессией педагога по тем эмоцио-нальным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель.

Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, такое ощущение, что,что-то сломалось внутри: вчера еще любимая работа, сегодня не радует, а раздражает, раздражение готово перелиться через край. Но взрослый человек продолжает свою работу, невзирая на сидящую в голове мысль, когда же все это закончится, и я уйду домой. Но дома Вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми. Вы бесцельно слоняетесь по дому или валяетесь на диване, бессмысленно уставившись в экран телевизора. Такое психическое состояние названо психологами синдромом «эмоционального сгорания».

Читайте также:  Неинвазивные методы диагностики синдрома дауна

Синдром профессионального выгорания самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов всех, чья деятельность невозможна без общения (профессии типа «человек-человек»).

Профессиональное «выгорание» это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное «выгорание» возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность «выгорания» состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла».

Как показывают исследования специалистов, самой уязвимой в этом отношении является профессия педагога, так как она по своей природе эмоциогенна. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности. Большинство педагогов чувствительно реагируют на неуспехи своих учеников как на свои неуспехи, на неумение построить взаимоотношения со своими подопечными. К этому добавляется перегрузки на работе которые не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Все это делает труд педагога чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

Факторы,способствующие возникновению СЭВ:

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов.

Поэтому, основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте,к которому приводят:

• предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка;

• отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;

• недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное;

• невозможность влиять на принятие важных решений;

• необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым);

• работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психоподоподобным поведением);

• отсутствие каких – либо интересов вне работы;

• переживание несправедливости;

• неудовлетворенность работой.

Признаки СЭВ:

1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительное, ни отрицательное.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой. Формируется низкая самооценка, чувство вины и депрессия.

Что делать?

Можно сменить профессию, а можно постараться скорректировать появление синдрома.

А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

По словам американского ученого Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете».

Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Так гласит древняя восточная мудрость: «Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов».

Современный педагог должен уметь эффективно «сбрасывать» напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение с воспитанниками и коллегами по работе.

Для профилактики синдрома эмоционального выгорания эффективно использовать следующие приёмы антистрессовой защиты:

1)Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: для этого сядьте свободно на стуле,закройте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 +4: четыре секунды на вдох, четыре на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.

2) Потягивание. Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.

3) Ароматерапия.

4) Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 1015 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал.Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком».

5) Творчество.Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, конструируйте и т. п.

6) Рефрейминг (слово «рефрейминг» происходит от английского слова «фрейм» (рамка, так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг, т. е. постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

7) Способ,связанный с использованием образов:

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

– Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, это ваши ресурсные ситуации.

– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку.Для этого запоминайте:

1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);

2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

Читайте также:  Алгоритм неотложной помощи при бронхообструктивном синдроме

3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

При ощущении напряженности, усталости вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций; проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения.

8) Самоодобрение. Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя,мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

9) Спорт, физические упражнения.

10)Отвлечение:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

11) Снижение значимости событий. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Используйте принцип позитивности во всем с установками,типа:

«не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т. п. ;

«нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;

«кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».

12) Деятельность. Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии.Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку и т. п.

13) Выражение эмоций. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. Изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса. Попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите.

Для человека важно не только физическое, но и психологическое, эмоциональное здоровье.

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.

В целях профилактикиСЭВ следует соблюдать следующие правила:

Заботьтесь о своем здоровье.

Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.

Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.

Проще относитесь к конфликтам на работе.

Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

Не забывайте о том, что не только ваши воспитанники, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите вашего здоровья.

Источник

Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания

Медицинская практика показывает, что синдром профессионального выгорания может диагностироваться, согласно МКБ-10, по-разному: как «расстройство приспособительных реакций» (код F43.2) в связи со стрессовыми событиями, либо «проблемы, связанные с трудностями организации нормального образа жизни» (код Z73). См. Приложение 1.

Диагноз зависит от внимательной оценки соотношения между формой, содержанием и тяжестью симптомов; анамнестическими данными и личностью; стрессовым событием, ситуацией и жизненным кризисом.

В выраженных формах синдром профессионального выгорания подлежит полному и комплексному врачебному психотерапевтическому лечению с использованием всех средств врачебной психотерапии. Используются все основные этапы врачебной психотерапии: релаксация, излечение соматических, психиатрических и психосоциальных расстройств, коррекция, обучение (в том числе жизнь в болезни) и переучивание, социализация.

При этом применяется весь потенциал врачебной психотерапии: естественно-научный (медицинский), гуманитарно-личностный и социально-мировоззренческий подходы к терапии. Применяются психологические и психосоциальные воздействия и лекарства (включая лечение астении, депрессии и тревоги, налаживание сна, ноотропы, аминокислотные комплексы, витамины и т.д.), режим труда и отдыха, питания, движения, обеспечивается коррекция представлений о социуме и внутренней картины болезни, связь между страдающим больным, его «внутренним дитя» и лечащим врачом, социальная помощь и адаптация, проводится социальная реабилитация и реадаптация, физическая, психическая, коммуникативная и трудовая реабилитация, что позволяет добиться полноценного возврата (включения) пациента в макро- и микросоциум, в семью, к труду.

К сожалению, в ряде случаев развитие СЭВ заходит очень далеко, наблюдается стойкое негативное отношение к работе, к пациентам, коллегам. В таких ситуациях необходимым становится изменение места работы, переход на административный вид деятельности, работа, не связанная с людьми.

Именно поэтому так важны профилактические меры, предупреждающие эмоциональное, профессиональное выгорание, используя при этом различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).

Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома эмоционального выгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит.

Синдром выгорания оказывает воздействие на все аспекты мотивационной сферы человека. При этом происходит нарушение сбалансированности структуры мотивации и гармоничных отношений между ее компонентами: повышение степени дезинтегрированности структуры, перераспределение роли элементов и выпадение некоторых из них из общей системы мотивации.

Исследование феномена психического выгорания не могло не привести к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду. К. Маслач было предложено понятие «engagement» («вовлеченность в работу» — как один из вариантов перевода), которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью. [42]

Все эти дефиниции можно определить общим понятием — мотивационная включенность, понимаемая как особое пролонгированное психическое состояние, выступающее «ядром» интрагенной (внутренней) активности субъекта. Вовлеченность — это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в деятельность организации для достижения ее целей. Существуют определенные механизмы формирования и повышения уровня включенности. При этом уровень ее сформированности и развития выступает как показатель меры собственного участия индивидуума в любом процессе, а значит, во многом определяет эффективность его деятельности.

Читайте также:  Эко ребенок с синдромом дауна

Мотивационная включенность выступает условием формирования вовлеченности в профессиональную деятельность. Вовлеченность в работу может быть достигнута лишь в том случае, если данная работа пробуждает у людей:

· готовность, если этого требуют интересы организации, к дополнительным усилиям, не ограничиваясь должностными инструкциями;

· чувство самоуважения, основанное на удовлетворенности своими профессиональными достижениями и своей работой;

· заинтересованность в достижении значимых для организации рабочих результатов;

· ответственность за результаты своей работы. [49]

Вопрос о взаимосвязи и причинно-следственных отношениях между мотивацией и синдромом выгорания является малоизученным в настоящее время. Между тем, изучение данного феномена может оказаться весьма продуктивным с точки зрения возможности профилактики синдрома профессионального выгорания.

Профилактика синдрома профессионального выгорания должна осуществляться в следующих направлениях:

1. Просветительная работа о сущности и последствиях профессиональной деформации.

2. Создание комнат «психологической разгрузки» в лечебных учреждениях для медперсонала.

3. Организация работы клинического психолога.

4. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

5. Организация наставничества.

6. Учет мнения сотрудников при выборе предпочтительного коллеги.

7. Психологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем.

8. Проведение групповых методов работы — тренингов, антистрессовых программ.

9. Посильное решение жилищно-бытовых вопросов.

10. Активный отдых, санаторно-курортное лечение.

11. Постоянная внутренняя работа медицинского работника над собой, переосмысление поведения, рефлексия эмоциональных состояний. [51]

Концепция поведенческих профилактических мер, представленная в психологической литературе, фокусируется на первичной профилактике. Сюда относятся следующие мероприятия:

· улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);

· обучение техникам релаксации (расслабления) — прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;

· умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»;

· хобби (спорт, культура, природа);

· попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;

· фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий).

Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Еще на этапе обучения профессии желательно давать студентам такие навыки. Примером может служить проведение дебрифинга после критического события, который предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить дежурство. [38]

Необходима личностно-ориентированная подготовка врача с акцентом на способность формировать хорошие взаимоотношения с больным как фундамент для использования медицинских знаний и технологий. Врачи должны быть обучены продвинутым навыкам клинического интервью (контакт с «трудными», умирающими больными, сообщение плохих новостей).

Пациентам необходимо давать информацию о стрессовом процессе, о его стадиях, о физических симптомах, наблюдающихся при этом и мероприятиях по управлению стрессом.

Широкое распространение получил метод образования по обучению личности справляться с трудностями на рабочем месте. Но, несмотря на то, что люди могут обучиться новым путям выхода из стрессовых ситуаций, они не могут применить полученные навыки в рабочей обстановке, т.к. их работа требует поведения по специфическому пути, организационная процедура обусловливает время и место, в котором проходит большая часть работы. Сотрудники распределены согласно рабочим функциям, а не личностной совместимости.

Стратегии по предотвращению внешних обстоятельств, вызывающих выгорание (комбинация первичной и вторичной профилактики), могут быть разделены на действия по изменению организации и руководства и на мероприятия, проводимые с работниками.

Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются:

· создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т.е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства);

· признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата);

· обучение руководителей («ключевая роль» начальника в предотвращении выгорания). Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка со стороны коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию СЭВ.

Личностно-ориентированные стратегии:

· выполнение «тестов на пригодность» перед обучением профессии;

· регулярный профессионально-медицинский, психологический мониторинг;

· проведение специальных программ среди групп риска (например, Баллинтовские группы для учителей и врачей);

Баллинтовские группы впервые были организованы в Лондоне в середине 50-х гг. Михаэлем Баллинтом как тренинговые семинары для врачей общей практики. В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе баллинтовской группы делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях взаимоотношений врача с пациентом, на реакциях, трудностях, неудачах, которые врачи сами выносят на обсуждение. Группа врачей численностью 8-12 человек встречается несколько раз в месяц (продолжительность встречи 1,5-2 часа) на протяжении нескольких лет. Ведущими данных семинаров являются психологи или психиатры (1-2 человека). Стиль ведения занятий — недирективный. На групповых занятиях можно поделиться своими мыслями и чувствами, пришедшими в голову фантазиями, не имеющими на первый взгляд никакой рациональной связи с предметом изложения. Делается акцент на эмоциональное воздействие пациента на врача. Занятия в баллинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с пациентами. В группу лучше не включать участников, находящихся на работе в прямом подчинении. В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, тренинг сенситивности, приемы эмпатического слушания, невербальной коммуникации и др. [48]

В Приложении 3 дана программа «Профилактика профессионального выгорания сотрудников» групповых занятий, позволяющая ознакомить сотрудников с симптомами синдрома профессионального выгорания; выявить наличие или отсутствие этого синдрома у сотрудников; оказать помощь сотрудникам в ситуации профессионального выгорания.

Источник