Медицина клинические синдромы и симптомы

Медицина клинические синдромы и симптомы thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2018;
проверки требуют 13 правок.

Синдро́м (др.-греч. συνδρομή «стечение, скопление»; от συν- «с-, со-» + δρόμος «бег, движение») — совокупность симптомов с общими этиологией и единым патогенезом.[B: 1][B: 2]

В широком смысле синдром представляет собой комплекс органически связанных между собой признаков, объединённых единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления, не обязательно связанного с патологией (заболеванием).[источник?]

Исторические замечания[править | править код]

Авиценна в «Каноне медицины» (изд. 1025) впервые предложил идею синдрома в диагностике конкретных заболеваний.[B: 3] Концепция медицинского синдрома получила дальнейшее развитие в 17 веке Томасом Сиденхамом.[B: 4]

Использование в медицине[править | править код]

В медицине и клинической (медицинской) психологии cовокупность симптомов, объединенных единым патогенезом, называется синдромом; иногда
этим термином обозначают самостоятельные нозологические единицы или стадии (формы) какой-либо болезни.[1] Многие синдромы называются именами учёных, впервые их описавших: синдром Дауна, синдром Туретта и так далее[2].

Характерной чертой синдрома является то, что он может быть следствием влияния на организм разных патогенных причин. Организм часто однозначно реагирует на различные «вредности», отвечает ограниченным числом общих типовых реакций (например, воспалением).
Один и тот же синдром может наблюдаться при разных заболеваниях; и вместе с тем одно и то же
заболевание (в разных стадиях и клинических формах) может проявляться различными синдромами. Таким образом, разница между болезнью и синдромом соответствует различию между сущностью и явлением. Синдромы проявляются и изменяются в зависимости от развития и стадии болезни, они могут возникать под влиянием различных причин и в первую очередь отражать особенности реакции организма. После установления синдрома врач должен определить причину и условия возникновения наблюдаемых функциональных и органических нарушений в организме больного. [1]

Различают простые и сложные, или большие, синдромы. Большой синдром представляет сочетание симптомов, патогенетически связанных между собой и охватывающих весь организм. Например, при диффузных заболеваниях почек различают большие синдромы — азотемический, хлоруремический и гипертензивный.[1]

Различают два вида синдромов — анатомические и функциональные.[1]
Сочетания физических симптомов или признаков, которые соответствуют структурным изменениям органов, называют анатомическим синдромом.
Например, притупление перкуторного звука в области лёгкого, бронхиальное дыхание, усиление голосового дрожания, бронхофонии составляют анатомический синдром инфильтрации легочной ткани.[1]
Сочетание функциональных симптомов дает физиологический, или функциональный, синдром.
Например, уменьшение щелочного резерва крови, увеличение содержания аммиака в моче, снижение парциального напряжения углекислого газа (PaCO2) в альвеолярном воздухе составляет функциональный синдром негазового ацидоза. [1]

При обнаружении синдромов переходят от констатации симптомов к установлению более глубоких связей и причинных зависимостей между ними у данного больного. На основании отдельных симптомов и синдромов врач делает первый вывод об анатомическом и функциональном состоянии органов. Переходя от симптомов к синдрому, врач отбирает одни диагностические предположения и исключает другие.

На профессиональном медицинском языке, синдром касается только набора обнаруженных характеристик.[источник?] Специфическая болезнь, условие, или непорядок, возможно, идентифицируется как основная причина.[источник?] Как только физическая причина была идентифицирована, слово «синдром» иногда остаётся в имени болезни.

Использование в психологии[править | править код]

В общей психологии, психологии личности, психологии труда, социальной психологии (и социологии) понятие синдрома используется ещё в более широком смысле — для характеристики совокупности психических свойств и их проявлений, сочетаний их определённых признаков. Л. С. Выготский выдвинул идею, согласно которой в психологии, как и в медицине, для описания особенностей психики ребёнка следует использовать не перечень отдельных показателей (симптомов), а более крупную единицу — синдром. Понятие «личностные синдромы» использует А. Маслоу при изучении самоуважения и защищённости личности. Э. Фромм пишет о «синдроме роста». Т. Адорно[A: 1] использует понятие синдрома для описания типов личности, в частности, авторитарная личность. А. Л. Венгер использует[A: 2] понятие синдрома при анализе неблагоприятных вариантов психического развития ребёнка, эмоционального выгорания в профессиональной деятельности; он же предложил[A: 3] общую схему взаимосвязей между симптомами, которая обеспечивает устойчивость синдрома и направление его изменения. Понятие «стокго́льмский синдром» вышло за пределы употребления в психологии и получило широкую известность.

Читайте также:  Причины синдрома двигательных нарушений у детей

В психологии труда синдромный подход используется при изучении индивидуального профессионализма. Профессионализм человека при этом рассматривается не как совокупность признаков (симптомов), а как более сложную единицу — симтомокомплекс, или синдром, объединяющие эти взаимосвязанные признаки.[B: 5]
Преимущество синдромного подхода (по сравнению со «симтоматическим») здесь определяется тем же, что и в медицине: возможностью формулировать «диагноз» (становление профессионализма, а также развитие его профессиональных деформаций) в терминах, задающих направленность психологической коррекции.[A: 4]

За недавние десятилетия[уточнить] термин был использован и за пределами медицины, для описания схожих явлений.

См. также[править | править код]

Теория диагноза[править | править код]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Книги
  1. Elsevier. Dorland’s Illustrated Medical Dictionary (англ.). — Elsevier.
  2. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней (рус.). — М.: Медицина, 2001. — 592 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-225-04704-1.
  3. Lenn Evan Goodman. Islamic Humanism (англ.). — Yale Oxford University Press, 2003. — P. 155. — ISBN 0-19-513580-6.
  4. Natelson, Benjamin H. Facing and fighting fatigue: a practical approach (англ.). — New Haven, Conn: Yale University Press, 1998. — P. 30. — ISBN 0-300-07401-8.
  5. Дружилов С. А. Психологический синдром профессионализма // Ананьевские чтения: Б. Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии Материалы научно-практич. конф. / Под ред. Л. А. Цветковой, Л. А. Головей. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. — С. 131—133.
  • Статьи
  1. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») (рус.) // Социологические исследования : журнал. — 1993. — № 3. — С. 75—85.
  2. Венгер А. Л. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития (рус.) // Культурно историческая психология : журнал. — 2014. — № 1. — С. 20—25.
  3. Венгер А. Л. Структура психологического синдрома (рус.) // Вопросы психологии : журнал. — 1994. — № 4. — С. 89—92.
  4. Дружилов С. А. Профессионализм человека как психологический синдром // Гуманитарные научные исследования. — 2014. — № 8 (36). — С. 65—71.

Источник

1. Симптомы и синдромы в терапии и хирургии

© В.В. Леонкин, С.Э. Османов, 2013

Справочник симптомов и синдромов позволит специалисту получить информацию о толковании терминов, с которыми он встречается при чтении специальной литературы или в практической работе. Симптомы и синдромы систематизированы в алфавитном порядке, дана их краткая характеристика.

2. Уроки дифференциального диагноза

© Эрик Р. Бек, 2008

Цель учебного пособия — на конкретных примерах обучить студента дифференциальной диагностике, которая представляет собой важнейший раздел дисциплины «Внутренние болезни». Симптомы и признаки заболеваний — это то, с чем сталкивается любой врач, начиная с первых дней обучения в качестве студента, на протяжении всей своей профессиональной жизни.

Каждая из 33 глав посвящена описанию конкретного симптома или признака — это фундаментальный подход к дифференциальной диагностике, которая базируется на данных клинического обследования и дополнительных тестах. По мере необходимости обсуждаются общие принципы терапии и физиологии.

В конце каждой главы приводится конкретная клиническая ситуация, позволяющая проверять полученные студентами знания. Затем следует подробный разбор, как правильно подходить к решению этой ситуации.

3. Дифференциальная диагностика основных клинических синдромов на догоспитальном этапе

© В.А. Доровских, 2007

4. История болезни и основные клинические синдромы в клинике внутренних болезней

© И.В. Демко, Л.Н. Тисленко, 2004

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
студентов

5. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

© Ф.Ф. Тетенев, 2010

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.

6. Основные синдромы в гастроэнтерологии

© К.М. Иванов, 2008

Практическое руководство для медсестер.

7. Госпитальная хирургия

© А.Г. Абдуллаев, 2013

8. Основные синдромы заболеваний внутренних органов

©

9. Перечень основных синдромов

©

Методическое пособие для преподавателей и студентов

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

11. Семиотика и синдромология в гематологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, Р.А. Шамсутдинова, 2012

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

12. Семиотика и синдромология в кардиологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

13. Семиотика и синдромология в нефрологии

© Н.К. Вознесенский, А.Я.Чепурных, 2010

Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

14. Семиотика и синдромология в пульмонологии

© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, Е.А.Савиных, 2010

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу пульмонология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

15. Синдромы пропедевтики

©

16. Синдромная диагностика в клинике внутренних болезней

© А.Ю Ионов, О.А. Шевченко, 2014

Методическое пособие предназначено для студентов, интернов, клинических ординаторов, врачей терапевтов. Призвано систематизировать знания и оптимизировать диагностику заболеваний.

17. Внутренние болезни: гастроэтерология

© Л.В. Николаева, В.Т. Хендогина, И.В. Путинцева, 2010

Учебное пособие для аудиторной работы составлено в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования по специальности 060101 — Лечебное дело типовой программы
учебного плана по гастроэтерологии. Учебное пособие освещает значение,
цели и план изучаемых тем, содержит вопросы по исходному и итоговому
контролю знаний (тесты, ситуационные задачи).

Источник

       Перефразируя крылатое изречение римского писателя Варрона Марка Теренция «habent        sua   fata libelli» («книги имеют свою судьбу), можно с полным основанием сказать: «habent sua  fata termini». И действительно, медицинские термины тоже имеют свою судьбу, которая       нередко оказывается весьма необычной. Безусловно, сущность таких симптомов, как            усталость, головная боль, кашель, припухание, покраснение, лейкоцитоз,                           гипергликемия, затемнение на рентгенограмме, удлинение интервала на ЭКГ и т. п., достаточно ясно выражена в самих названиях этих симптомов. Однако при знакомстве с другими симптомами или синдромами обнаруживается, что подчас необходимо привлекать и воображение, чтобы установить

связь между их сущностью и названиями, например, при встрече с такими определениями, как феномен медной проволоки, симптом яблочного желе, синдром херувимизма, синдром вечеров коктейлей и т. п. Но в большинстве своем симптомы и синдромы, содержание которых нельзя выразить одним или несколькими словами, являются эпонимическими.

Эпонимизация симптомов и синдромов в медицине, т. е. присвоение им фамилии автора, больного, литературного персонажа и др., названия местности, предмета или явления, не представляет собой исключения. Терминология многих отраслей знаний насыщена эпонимическими названиями. Достаточно привести лишь несколько примеров: химия — бакелит, менделевий, фермий; физика — джоуль, гаус, рентген, генри, ватт; минералогия — витерит, гётит; ботаника—далия, раувольфия; география — Ленинград, Америка, Колумбия, Родезия; техника — дизель, пульмановский вагон и т. д. Как правило, эпонимические симптомы и синдромы в медицине называют по фамилии автора, впервые описавшего их (например, синдромы Кожевникова, Goodpasture), или авторов, описавших

Читайте также:  Гимнастика для кистей при туннельном синдроме

 их позже, но точнее или полнее (например, синдромы Osier, Sydenham). Однако нередко названия эпонимических синдромов внедрялись стихийно, и авторы, снискавшие благодаря этому известность, не заслуживали ее ни приоритетом, ни более полным описанием клинической картины. Так, классическое описание клинической картины капилляротоксикоза дали Уильяме (Williams) в 1808 г., Бейтмен (Ваteman) в 1819 г. и Латур (Latour) в 1828 г., однако болезнь называется синдромом Шенлейна-Геноха (Schonlein-henoch), хотя Шенлейн описал его только в 1832 г., а Генох — в 1874 г. Но существует много синдромов, для названия которых были использованы фамилии больных (синдромы Hageman, hartnup) или даже монаха (синдром d, Acosta), персонажей повестей (синдром Lasthenie de ferjol), романов (синдром Рiскwick), легенд (синдромы Ahasverus, hiobus), географические названия (синдромы Akureyri, Ardmore) или названия больниц (симптом Обуховской больницы, синдром Sassoon Hospital), термины языков различных племен (синдромы Kwashiorkor, kuru) и названия животных, например по названию одного из видов моллюсков (синдром Katayama). Различные сборники эпонимических терминов не только служат справочным материалом, но и дают читателю представление о многих, весьма разнообразных нитях, связывающих ремесло Эскулапа с искусством, литературой, историей и другими отраслями человеческой деятельности.

Под названием «симптом» обычно подразумевают субъективный или объективный признак болезни. Заимствованное из греческого языка слово simptoma-   вошло во все современные языки. Часто приходится сталкиваться и со еловом «признак» (лат. signum, англ. sign, франц. signe, нем. Zeichen), Попытки отделить понятия «признак» и «симптом» по смысловому содержанию не увенчались успехом. В научной литературе встречается также термин «феномен» (греч. Phaenomenon), которым обычно обозначают бросающееся в глаза явление, в том числе не только как следствие изменений, происходящих в организме, но и как результат химических, физических и биологических процессов. В медицине понятия «симптом», «признак»и «феномен» как отражение патологического процесса обычно являются синонимами, поэтому в книгу вошли соответствующие эпонимические термины, встречающиеся в медицинской литературе.

Термин «синдром» заимствован из греческого языка (sindromos- совместный бег); ему соответствует латинизированная форма sindromus. Допустимо также употребление другой формы — sindroma  (греч. стечение).

В нашей работе мы решили придерживаться более распространенной латинизированной формы — sindromus. Синдромами обычно называют сочетание симптомов, обусловленных единым патогенезом; нередко синдромом неправомерно называют также комплекс взаимно не связанных симптомов; часто понятие «синдром» употребляют как синоним болезни (Morbus). Во многих случаях термином «синдром» обозначают различные симптомокомплексы, одновременно наблюдающиеся в клинической картине одного заболевания или же сменяющие друг друга. В книгу, представленную вниманию читателя, вошли основные эпонимические синдромы, которые встречаются в современной медицинской литературе и характеризуются общей этиологией, патогенезом и клиническим проявлением, в том числе и те, которые существуют как синонимы болезни. В книге нашли место также отдельные не эпонимические синдромы (например, синдром херувимизма, квашиоркор и др.), понимание и толкование которых могло бы вызвать затруднения.

Симптомы и синдромы собраны в результате изучения специальной периодической литературы, в значительной своей части — по первоисточникам. Использована также обзорная литература (энциклопедии, терминологические словари, учебники, монографии и др.). Примененные в книге латинские анатомические термины соответствуют Международной анатомической номенклатуре, составленной акад. Д. А. Ждановым и проф. Ю. Н. Копаевым (Москва, 1970, 3-е изд.), и «Проекту Русской анатомической номенклатуры», принятому VIII Всесоюзным съездом анатомов, гистологов и эмбриологов (Ташкент, 1974). При написании иностранных слов по-русски максимально соблюдался фонетический принцип, принятый в русском языке; мы отходили от этого принципа только тогда, когда этого требовали прочно установившиеся традиции. Кроме того, строго соблюдались все указания специалистов по соответствующим языкам. При выборе варианта транскрипции англо-американских авторов были использованы: 1) Jones D.Everyman‘s English pronouncing dictionary. London 1958; 2) Miller G. M. ВВС promouncing dictionary of British Names with An Appendix of channel Islands Names/Oxford University Press,-London1971.

Источник