Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом thumbnail

Особенности социальной адаптации ребенка значительно отличаются от того же процесса у взрослых. Тем не менее именно детство – самый важный период для того, чтобы получить эти навыки и научиться взаимодействовать с обществом во всех сферах жизни.

Социальная адаптация детей с синдромом

Конечно, этим занимаются психологи, социальные работники, воспитатели и многие другие, но эффективность будет значительно снижена, если в процессе не примут участие родители, ведь именно они регулируют и направляют жизнь ребенка, и без них он вряд ли найдет помощь на стороне раньше, чем проблемы примут серьезный характер.

Социальная адаптация детей с синдромом

Что такое социальная адаптация?

Социальная адаптация – это способность человека жить в социуме, выстраивать с окружающими людьми правильные и уместные отношения, умение вести себя в обществе соответственно особенностям ситуации. То есть если процесс социализации прошел успешно, то индивид сможет комфортно чувствовать себя в окружении любой компании, независимо от возраста, пола, профессии и прочих параметров составляющих ее людей.

Социальная адаптация детей с синдромом

Такой человек будет вести себя в соответствии с принятыми нормами, при этом не подавляя свои личные качества, что поможет ему грамотно взаимодействовать с окружающей средой, иметь возможность добиваться своих целей без психологического дискомфорта.

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация ребенка

Сложность детской социальной адаптации заключается в том, что ребенок еще мало знает и о мире и о действующих в нем механизмах, поэтому не представляет, как себя вести в той или иной ситуации.

Даже если ему объяснить, как действовать в одном случае, то в следующий раз он может забыть эту модель поведения или же использовать ее в абсолютно другой ситуации, когда это неуместно. Поэтому задача взрослых помочь маленькому человеку адаптироваться в обществе и интуитивно чувствовать нормы поведения в разных типах общества.

Социальная адаптация детей с синдромом

Важную роль в этом процессе играют детский сад, школа, двор или игровая площадка, где гуляет ребенок, различные кружки, которые он посещает. Это те места, где человек с ранних лет вынужден взаимодействовать с большим количеством людей, что позволяет ему развить навыки коммуникации.

Социальная адаптация детей с синдромом

Но при этом встает вопрос психологической адаптации ребенка в социуме, ведь далеко не всегда он может чувствовать себя комфортно, и не всегда эту проблему можно решить сменой окружения. Что же делать?

Социальная адаптация детей с синдромом

Первые годы

Сразу после рождения человек “общается” с малым количеством людей: в основном это только родители, их близкие друзья и родственники. В это время первостепенную роль играет безопасность.

Социальная адаптация детей с синдромом

Ребенок хорошо знает своих родителей, поэтому у них на руках чувствует себя защищенным. Этот фактор нужно использовать для того, чтобы показать ему окружающий мир: чаще носить его по квартире, улице и другим окружающим местам. Тогда ребенок изучает мир, начинает интуитивно его понимать, но при этом не боится нового, потому что знает, что мама рядом и не боится, а значит, ничего из окружающего не враждебно.

Социальная адаптация детей с синдромом

Казалось бы, это малозначимые действия, но на самом деле они важны для развития человека, ведь психика ребенка совсем не такая, как у взрослых, а жизненного опыта у него вовсе нет, поэтому следует организовать знакомство с той средой, где ему предстоит жить.

Социальная адаптация детей с синдромом

То же самое и с первыми шагами ребенка и самостоятельными прогулками: чтобы он чувствовал себя комфортно, следует держать его за руку или хотя бы не отходить далеко – тогда он будет исследовать мир без страха.

Социальная адаптация детей с синдромом

Выход в социум

В семье ребенок общается не только с родителями, но и с родственниками, соседями, друзьями, часто ходит с мамой в магазин или поликлинику. Это первые люди, с которыми он взаимодействует за пределами квартиры. Очень важно, чтобы он видел, что его родители относятся к ним доброжелательно – тогда это “безопасные” люди.

Затем происходит знакомство со сверстниками, первая дружба, детские игры… Родители должны контролировать это общение, но ненавязчиво, не показывая своей роли.

Социальная адаптация детей с синдромом

Ребенок должен учиться самостоятельно выстраивать отношения, а роль мамы или папы заключается в том, чтобы вовремя уловить тот момент, когда что-то пошло не так, и скорректировать его. Ни в коем случае нельзя решать проблемы за ребенка, можно только помочь ему, но не заменять его.

Социальная адаптация детей с синдромом

Важно создать ребенку условия общения со сверстниками: детский сад, игровая площадка, дети друзей. Взаимодействие с родственниками важно, но социальный мир намного шире, чем даже самая большая и дружная семья.

Социальная адаптация детей с синдромом

Дети с ограниченными возможностями

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями сложнее ввиду отличия их от большинства. Здесь все зависит от особенностей отклонения.

Социальная адаптация детей с синдромом

Какие-то недуги незаметны окружающим и практически не играют роли в общении, какие-то требует работы с психологом. Тем не менее нельзя оставлять таких детей вне процесса социализации, но контролировать это придется сложнее и с учетом всех нюансов.

Социальная адаптация детей с синдромом

Это только общие советы о том, как помочь ребенку в социальной адаптации, на деле же каждый человек – личность, которая требует индивидуального подхода. Кто-то без специальной помощи родителей будет общительным и самостоятельно заведет много друзей и поклонников, кто-то же несмотря на все старания замкнется в себе и начнет испытывать сложности среди чужих людей.

Читайте также:  Синдромом истощения митохондриальной днк фото

Социальная адаптация детей с синдромом

Нужно обратить внимание на особенности конкретного маленького человека и с их учетом помогать ему, при необходимости консультируясь с психологом.

Социальная адаптация детей с синдромом

Фото социальной адаптации детей

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Социальная адаптация детей с синдромом

Также рекомендуем просмотреть:

  • Почему ребенок дерется
  • Гиперактивность у детей
  • Хобби для детей
  • Проблема отцов и детей
  • Страхи детей
  • Синдром дефицита внимания
  • Ребенок кусается
  • Избалованный ребенок
  • Детская агрессия
  • Переходный возраст
  • Плохой сон у ребенка
  • Плохое поведение ребенка
  • Почему дети врут
  • Ребенок боится темноты
  • Стеснительный ребенок
  • Ребенок ворует
  • Психология развития ребенка
  • Поощрение детей
  • Общий язык с ребенком
  • Депрессия у подростков
  • Адаптация к школе
  • Депрессия у детей
  • Кризис у детей

Источник

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна

Проблема социальной адаптации детей с синдромом Дауна заключается в том, что данный синдром не является болезнью, успешно коррегируемой медикаментозно, это особый тип развития, требующий специальных условий обучения и воспитания. Вся практика деятельности специалистов, и основного и вспомогательного плана (специалистов сопровождения), в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребенка с  синдромом Дауна при обучении и воспитании, обеспечить ему социальную адаптацию во время нахождения в ДОУ и создать адаптированный ресурс для начальной и средней школы.

Чтобы организовать коррекционную работу по социальной адаптации детей с синдромом Дауна в ДОУ, необходимо использовать тематическое планирование.

Воспитатель планирует работу в рамках одной лексической темы в течение недели. На основе планирования подбирается речевой материал (стихи, речевые игры с движениями, рифмовок), доступный для понимания и воспроизведения с помощью графического языка (картинки, рисунки, пиктограмм, фотографии). Планируются ситуативные диалоги (с использованием мимики и жестов, пиктограмм), речевые игры с движениями, формирующие и закрепляющие умения использовать естественные общеупотребительные жесты при выполнении режимных моментов.

Социальная адаптация детей с синдромом Дауна происходит на протяжении всего дня пребывания ребенка данной категории в ДОУ, как на индивидуальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, в ходе режимных моментов, на прогулке и т.д.

Образовательная деятельность воспитателя с ребенком с синдром Дауна строится по четкому алгоритму, позволяющему ребенку данной категории неоднократно закрепить полученные знания. В процессе работы с ребенком данной категории используются три метода обучения: на первом месте находятся практические и наглядные методы, дополнением является словесный метод.

С помощью приемов альтернативной коммуникации (вербальные и невербальные средства общения), например, жесты как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение. Кроме жестов можно использовать пиктограммы, картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы ребенок с синдромом Дауна проявлял инициативу и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми, задавая вопросы, начиная разговор, приглашая к деятельности, включаясь в игру.

Ещё одной составляющей специфики работы с детьми с Синдромом Дауна является организация работы с родителями, которые становятся активными участниками процесса социальной адаптации детей с синдромом Дауна  к ДОУ. В тетрадях взаимодействия воспитатель даёт практические задания  по использованию общеупотребительных жестов, схем, пиктограмм, в обыденной повседневной жизни.

Коррекционная работа по социальной адаптации детей с синдромом Дауна требует большой терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем. Не каждого ребенка с синдромом Дауна можно успешно подготовить к самостоятельной жизни. Но в любом случае коррекционно-педагогическая работа помогает развить у него способности к коммуникативному взаимодействию (вербальными и невербальными средствами общения), сгладить негативные проявления нарушений, усилить психическую активность, повысить качество жизни.

Источник

«Социальная адаптация дошкольников с синдромом Дауна в условиях образовательных учреждений – ключевой шаг к интеграции в жизнь общества . »

Краева Оксана Сергеевна,

Муниципальное образовательное учреждение  психолого — педагогический медико – социальный центр диагностики и консультаций «Шанс», воспитатель.

Воспитание, обучение и социализация детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей — сложная социальная и педагогическая задача. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Деятельность — основная функция личности, поэтому необходимо по возможности способствовать социальной адаптации ребенка, т.е. осознанному усвоению системы норм, правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, к посильному труду. Это реализуется в доступном для данного ребенка объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Считается, что социальное воспитание «особого» ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственно верный путь. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно-полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей. Для формирования социально успешной личности дети с особенностями в развитии должны воспитываться и учиться в условиях образовательных учреждений. Я работаю в психолого —  педагогическом  медико — социальном  центре диагностики и консультаций «Шанс» в группе с детьми  с синдромом Дауна в городе Серпухове, где ребята с особенностями в развитии получают поддержку и реальное принятие обществом. Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу в условиях дошкольного учреждения мне пришлось провести анализ подходов к социальной адаптации  у детей с нарушениями интеллекта в программах обучения и воспитания. Мною было рассмотрено множество подходов к решению проблемы формирования социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Проанализировав программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением  интеллекта  Е.А. Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно — развивающее обучение и воспитание», было выявлено следующее: проблема социальной адаптации раскрывается в разделах «Социальное развитие» и «Трудовое воспитание». В разделе «Познавательное развитие. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» рассматривается такой критерий социальной адаптации дошкольников, как формирование навыка общения со взрослыми и сверстниками. Но все-таки больший уклон здесь делается на логопедическую работу. В целом, программа охватывает все три компонента социальной адаптации детей с синдромом Дауна, рассматриваемые в данной работе: самообслуживание и культурно-гигиенические навыки, общение со взрослыми, общение со сверстниками.

Читайте также:  Пояснично крестцовый отдел корешковый синдром симптомы

  Проанализировав программу Маккуэри ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», можно сделать вывод о том, что она в большей степени ориентирована на помощь родителям при воспитании детей с нарушением интеллекта. Проблеме социальной адаптпции посвящены две книги:

1.книга №3 «Навыки общения»

2.книга№7 «Самообслуживание и социальные навыки»

В них раскрываются этапы обучения и приводятся примеры проверочных листов умений ребенка для отслеживания его развития. Все рекомендации  изложены в доступной форме, на основе примеров работы. Но, по моему мнению, этого недостаточно для построения коррекционно-развивающей работы.

  При анализе «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б.Борявевой, О.П.Гаврилушкиной, А.П.Зарин, Н.Д.Соколовой  мною отмечено, что как такового раздела «Социальное развитие» нет. Развитие навыков самообслуживания раскрывается в разделе «Труд». Формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками рассматривается в разделах «Формирование представлений о себе и окружающих» и «Развитие речи». Содержание программы разделено на три этапа обучения, на каждом из которых закрепляются и совершенствуются полученные навыки и вводятся новые понятия.

  В рамках педагогических программ «Даунсайд Ап» существуют адаптационные группы, где занимаются дети 1,5-3 лет с родителями. Цель занятий – социализация ребенка, формирование у него  навыков общения, т.е. постепенный переход от домашней среды в дошкольное учреждение. Эти же цели преследуются и на групповых и на  индивидуальных занятиях.

  Таким образом, каждая из программ предлагает различные подходы к вопросу социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна. В  работе по формированию социально успешной личности « особых» детей, по моему мнению, будет целесообразней использовать несколько программ для более глубокого и результативного итога.

 В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому формы и методы работы по социальной адаптации необходимо основывать на принципах представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна. У нас в Центре формирование социальной адаптации «особых» детей происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов.

  Игра – основное занятие ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Большинство навыков, которые необходимо сформировать у детей, можно представить как игровые. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях дошкольного учреждения. Каждая игра, развивая личность ребенка, способствует его адаптации в общество. В правилах игр заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действия, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров. Предлагаемые игры можно разделить на следующие виды:

Читайте также:  Снятие болевого синдрома при воспалении поджелудочной железы

_ Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы ( ощущение и восприятие).

_ Игры, на коррекцию и  развитие психомоторной сферы ( мимика, моторика рук, общая координация движений).

_ Игры, на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).

_Игры, на развитие навыков самообслуживания.

Придерживаясь этого направления, обучение и социальная адаптация будут наиболее эффективны, т.к. будет проходить в естественной среде.

Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений и навыков. Это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. На занятиях по социальному развитию педагогом вводятся и закрепляются основные понятия, действия, правила поведения, которые в последующем будут закрепляться с помощью других средств формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна. Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение надо  осуществлять в контексте игровой деятельности.

  В режимных моментах активизируется работа по привитию навыков своевременного и полного удовлетворения органических потребностей детей, воспитание положительного отношения к любому из процессов; систематически и планомерно прививаются культурно – гигиенические навыки, развивается самостоятельность, а так же традиционной культуры поведения.

Таким образом, при выборе средств формирования социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна необходимо учитывать: интеллектуальные и физические возможности ребенка, поставленные цели и задачи и их целесообразность. Так же необходимо принимать во внимание то, что дети с синдромом Дауна необходимо специально обучать игре, так как игра у них сама не формируется. Создатель одной из первых признанных систем специального воспитания и обучения французский врач и педагог Э.Сеген утверждал, что тяжело умственно ограниченный ребенок «…и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет».

Для успешной социализации ребенок с синдромом Дауна должен посещать обычную государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире. А для этого необходимо, чтобы ребенок — даун  посещал специализированное ДОУ – это их «первичная подготовка».

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычного детского сада и школы, в России закреплены законодательно. Согласно  Конвенции о правах ребенка, ратифицированной  Постановлением  ВС СССР от 13 июня 1990 года №1559-1, «дети – инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими  нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального образования». В настоящее время существует программа реабилитации детей с синдромом Дауна, у истоков которой стоит Центр Психологии при журнале «Мир Семьи». Данная программа имеет несколько этапов: от создания правильной информированности мам еще в родильных домах и медико-педагогического сопровождения семьи-через подготовку этих детей в раннем  возрасте-к совместному обучению в детских садах, а потом в школах. По словам представителя Министерства Образования, в ближайшем будущем планируется открыть несколько классов в обычных школах для инклюзивного образования детей с синдромом Дауна вместе со здоровыми сверстниками. Находясь среди типично развитых детей, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычного образовательного учреждения является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.

   На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий команды специалистов они становились полноценными людьми, и, следовательно, социально успешной личностью, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных , физических затрат.

Литература:

1.Выготский Л.С. « Проблемы дефектологии». – М. 1995 год

2.Ковалева Е.,Синицина Е. «Дети-инвалиды в современном обществе».- М.; Лист-Нью,-2005

3.Маллер А.Р. «Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью», Дефектология.1991 №5.

4.Семаго Н.Я. «Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития». Дефектология.2000.№1

5.Байбородова Л.В.,,Рожков М.И.  « Преодоление трудностей социализации детей-сирот».Ярославль,1997 год.

Источник