Культурные синдромы и психологические измерения культур
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
- • основные культурные синдромы и психологические измерения культур;
- • подходы к измерению культур Г. Триандиса, Г. Хофстеда, Р. Инглхарта, III. Шварца, М. Бонда и К. Леунга;
уметь
- • выделять основные характеристики культурных синдромов и психологических измерений культур;
- • ставить задачу на определение факторов, лежащих в основе психологических различий этнических культур;
- • различать подходы разных исследователей к измерению культур;
владеть
• навыками оперирования основными понятиями психологических измерений культур.
Культурно-антропологический подход
В начале XX в. в культурной антропологии процветала исследовательская стратегия, впоследствии названная историческим партикуляризмом. Она возникла в ответ на спекулятивные эволюционистские теории и была основана на приоритете объективных данных перед субъективными умозрениями в этнографических исследованиях. Ее родоначальник — известный американский антрополог Ф. Боас — вместе со своими учениками пытался собрать обширную документацию об основных элементах культур американских индейцев и их точном географическом положении[1].
Ценность этого подхода заключалась в том, что он позволил собрать большое количество объективных данных о культурах. В свою очередь это дало возможность разграничения культур и культурных ареалов, проведения исторической реконструкции, детальных исследований культурной трансмиссии и т.д. Естественная ограниченность его заключалась в том, что метод сводился к механическому перечислению культурных черт и констатации их присутствия или отсутствия в различных культурных общностях. Например, типичный лист черт представлен в табл. 2.1.
Слева перечислены черты материальной культуры, особенности поведения и элементы духовной культуры, а сверху — племена; знак «+» или «-»
Таблица 2.1
Лист культурных черт в культурной антропологии
Культурная черта | Племена А В С D |
Каменные топоры | + + — + |
Деревянные жилища | + + — — |
Кожаная одежда | + — — + |
Пользование стрелами | + — + — |
Каменный очаг | + + — + |
Ловля рыбы | — + + + |
Экзогамия | + + — + |
Тотемные верования | + + + + |
Мужские пубертатные ритуалы | + + — — |
на пересечении показывает наличие или отсутствие культурных черт в данных племенах. При всей своей четкости и наглядности лист черт не может дать представление о процессах культурного развития и о причинах культурного разнообразия. Черты ранжированы, начиная с тем по материальной культуре (тип жилища, одежды, инструментов), через особенности поведения (типы стрельбы из лука, техники приготовления пищи) к типам социальной организации или религиозным верованиям (экзогамные кланы, тотемизм, ритуалы пубертатных периодов). Каждая черта могла быть определена как присутствующая или отсутствующая в данном обществе часто на основе мнений одного или двух, старейших по возрасту, информантов. Лист черт внутренне определял культуру как равную сумме ее черт, а поведение, которое может быть разнообразным в любом обществе, при таком подходе представало гомогенным.
Такой подход не мог долго удовлетворять тех, кто стремился понять культуру в ее целостности и уникальности. Наряду с развитием гештальт-психологии, которая рассматривала психологические сущности как целостности (например, восприятие — есть целостный акт, а не сумма ощущений об объекте), в психологической антропологии сформировался подход к пониманию культуры как большего, чем сумма приписываемых ей черт. Для обозначения подобной целостности был предложен термин «конфигурация культуры».
мысли движение от поисков отличий к поиску сходств и взаимообусловленности, или от анализа к синтезу.
В современной научной мысли культурная вариативность довольно часто исследуется в эволюционной перспективе, с учетом изменения среды обитания людей. Географические особенности, климат, ресурсы, способы выживания формируют разные типы культур. Существуют трансформации во времени: от охоты, собирательства и рыболовства как первого этапа различных стилей жизни — к земледелию, индустрии, а затем — к обществам, основанным на обмене информацией и услугами. В развитых экономических системах стран Европы, Северной Америки и Японии передача информации в настоящее время является одной из самых важных и доходных отраслей экономики. Это не значит, что в этих культурах уже не охотятся, не занимаются земледелием, не производят товары. Это значит, что с развитием общества появляются дополнительные виды деятельности, и оно становится более сложным.
Источник
В учебнике представлены современные теоретические подходы и результаты эмпирических исследований динамично развивающейся отрасли психологической науки – этнической и кросс-культурной психологии.
Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: МАКС Пресс, 2011 — ISBN 978-5-317-03770-3
В учебнике представлены современные теоретические подходы и результаты эмпирических исследований динамично развивающейся отрасли психологической науки – этнической и кросс-культурной психологии. Прослеживаются и объясняются связи между этнической культурой, сознанием, поведением, межличностным и межгрупповым общением в разных сферах человеческой деятельности. Учебник состоит из 6 разделов: «Психология, культура, этнос», «Познавательные процессы и культура», «Личность и культура», «Психология общения и культура», «Этнические миграции и аккультурация» «Культура и организация». Для студентов, аспирантов, специалистов, интересующихся культурной обусловленностью психики и поведения человека в социуме.
Содержание
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ЭТНОС
ГЛАВА 1. Этнос и культура через призму психологии
Психологическая антропология
Кросс-культурная психология
Культурная психология
Индигенные психологии
Место культуры в психологическом исследовании
Роль культуры и этничности в современном мире
Цели и задачи этнической психологии
Ключевые термины
ГЛАВА 2. Основные понятия этнической и кросс-культурной психологии
Этнос
Этническое самосознание и этническая идентичность
Этноцентризм
Культура
Факторы формирования культуры
Культура как психологический феномен
Характеристики культуры
Социальные последствия культуры
Ключевые термины
ГЛАВА 3. Психологические измерения культур
Культурные синдромы (Триандис)
Простота-сложность
Открытость – закрытость
Психологические измерения культур (Хофстед )
Индивидуализм-коллективизм (Триандис, Хофстед)
Избегание неопределенности
Дистанция власти
Маскулинность – фемининность
Долгосрочная ориентация — краткосрочная ориентация
Подход к измерению культур Р.Инглхарта (World Values Survey)
Подход к измерению культур Ш.Шварца
Культурные особенности регионов мира по Шварцу
Измерение «Социальные аксиомы» М.Бонда и К.Леунга
Ключевые термины
РАЗДЕЛ 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И КУЛЬТУРА
ГЛАВА 4. Восприятие и культура
Зрительные иллюзии
Восприятие глубины на картинках
Перцептивный (когнитивный) стиль
Гипотеза перцептивного опыта
Ключевые термины
ГЛАВА 5. Мышление и культура
Интеллект в разных культурах
Проблемы и парадоксы интеллектуального тестирования
Культура и категоризация
Память и культура
Культура и решение задач
Ключевые термины
РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА
ГЛАВА 6. Личность в контексте культуры
Концепции базовой и модальной личности
Понятие о «национальном характере»
Ключевые термины
ГЛАВА 7. Кросс-культурные исследования личности
Личностный опросник Айзенка
Пятифакторная модель личности
Личность в межкультурном общении
Представления личности
Самоконтроль
Самосознание личности
Понимание в общении
Стиль общения личности
Локус контроля
Ключевые термины
ГЛАВА 8. Индигенные концепции личности
Индийские концепции личности
Амаэ в Японии
Африканская личность
Социальная и личная идентичность
Понятие о «лице»
Ключевые термины
РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРА
ГЛАВА 9. Факторы общения и культура
Ценности
Нормы
Правила
Роли
Ключевые термины
ГЛАВА 10. Культура и вербальное общение
Прямой и непрямой стили вербального общения
Искусный (вычурный) и сжатый стили
Личностный и ситуационный стили
Инструментальный и аффективный стили
Ключевые термины
ГЛАВА 11. Культура и невербальное общение
Среда как фактор регуляции общения
Проксемика в контексте культуры
Тактильное взаимодействие
Межличностная синхронность в невербальном общении
Ключевые термины
ГЛАВА 12. Межгрупповое общение и культура
Теоретические подходы к изучению межгруппового взаимодействия
Этнические стереотипы и предубеждения
Современные теории происхождения предубеждений.
Психологические парадигмы межкультурного взаимодействия
Воспринимаемая дискриминация и межэтнические отношения
Кросс-культурные исследования ингруппового фаворитизма
Межличностные отношения в межкультурном общении
Ключевые термины
РАЗДЕЛ 5. ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАЦИИ И АККУЛЬТУРАЦИЯ
ГЛАВА 13. Гипотеза “культурного шока”
Этнические миграции
Теории “культурного шока”
Понятие культурной дистанции
Модель культурного научения
Ключевые термины
ГЛАВА 14. Психология аккультурации
Понятие аккультурации
Стратегии аккультурации
Психологическая адаптация к иной географической среде
Последствия межкультурных контактов
Мультикультурализм
Ключевые термины
ГЛАВА 15. Этническая толерантность
Понятие этнической толерантности
Социально-психологические факторы этнической толерантности
Этническая идентичность: феномен и структура
Поликультурное образование: концепции и программы
Межкультурный тренинг: задачи и модели
Методы и техники снижения негативных стереотипов и предубеждений.
Ключевые термины
РАЗДЕЛ 6. КУЛЬТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ
ГЛАВА 16. Культурные измерения организационного поведения
Измерения Г.Хофстеда и организационное поведение
Измерения Ф. Тромпенаарса и Ч.Хампден–Тернера и организационное поведение
Измерения Р.Льюиса и организационное поведение
Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры
Линейное и циклическое время
Ключевые термины
Глава 17. Кросс-культурная организационная психология
Культура и мотивация в организациях
Влияние культуры на отношения индивида и организации
Культура и лидерство
Интегральная кросс-культурная модель лидерства
Культура и инновации
Ключевые термины
Глава 18. Национальная и корпоративная культуры
Модели организаций
Теории организационных структур
Культура и структура организации
Национальная и корпоративная культуры
Типы корпоративных культур (по Ф.Тропенаарсу и Ч.Хампден-Тернеру)
Корпоративная культура типа «Семья»
Корпоративная культура типа «Эйфелева башня»
Корпоративная культура типа «Самонаводящаяся ракета»
Корпоративная культура типа «Инкубатор»
Взаимодействие национальной и корпоративной культур
Психологические особенности российской деловой культуры
Ключевые термины
Список литературы
Введение, глава 1
Источник
Существует несколько культурных характеристик, которые изменяются в связи с изменением среды. Из этих характеристик состоят так называемые культурные синдромы1.
Культурный синдром, по мнению Триандиса, — это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой.
Сам Триандис выделил три культурных синдрома: «простота — сложность», «открытость — закрытость» и «индивидуализм — коллективизм». Другие исследователи выделяли и другие культурные синдромы или измерения. Рассмотрим их по порядку.
Простота — сложность
Выявлено, что чем более сложной является культура, тем более внимательно люди в ней относятся ко времени.
Кросс-культурные различия
На вопрос «Если у вас назначена встреча с другом, как долго вы намерены ждать его?» люди в индустриальных культурах (США, Япония) давали ответ в минутах, люди в культурах, средних по сложности (Греция, Италия) — в часах, а в наименее сложных (некоторые культуры Африки, Латинской Америки) — в сутках.
говоры вести последовательно, а не одновременно. В других культурах (например, в Саудовской Аравии) вполне приемлемо вести разговоры одновременно с несколькими людьми.
Также культуры отличаются специфичностью или диффузносгью социальных ролей. Чем более сложной считается культура, тем более специфичны в ней роли, в менее сложных культурах роли более диффузны, размыты.
Пример
В сложных культурах от продавца ожидается определенная модель поведения, основанная на его социальной роли, и покупателя совершенно не интересуют религиозные взгляды продавца, его партийная принадлежность и т.д. В менее сложных культурах, например, в Иране, религиозная принадлежность человека — главный определяющий фактор его социального поведения, и это может влиять на оценку его социальной роли окружающими.
Под понятиями специфичности — диффузности некоторые психологи усматривают более глубокое основание в виде полезависимости и полене- зависимости. Полезависимость означает, что люди подвержены сильному влиянию среды, которая формирует перцептивные навыки, в результате чего им трудно выделить стимул из контекста. Поленезависимость означает способность человека выделить стимул из окружающей среды, например, поленезависимые охотники способны увидеть коричневого по окраске зверя в среде того же цвета. Считается, что в охотничьих и собирательских культурах люди больше поленезависимы, а в земледельческих — полезависимы1.
Практические следствия этих различий. В результате разного отношения ко времени может возникнуть непонимание: представители сложных культур могут расценивать длительное опоздание или одновременный разговор со многими людьми как неуважение к ним лично. Различия в степени специфичности ролей также могут привести к непониманию: в культурах, где роли диффузны, трудно разделить человека и его идеи, поэтому критика идей небезопасна — она может быть воспринята как критика данного человека в целом, что в таких культурах недопустимо. С другой стороны, в культурах с диффузными ролями к вам могут демонстрировать хорошее отношение, считая в душе полным ничтожеством, что практически невозможно в западных культурах. Но при этом представителям культур с диффузными ролями поведение людей из культур Запада представляется грубым и высокомерным. Все эти различия должны быть понимаемы в культурном контексте. Нужно помнить, что человек действует правильно, даже если нам не нравится его поведение.
Источник
Êëàññèôèêàöèÿ êóëüòóð â êðîññêóëüòóðíîé ïñèõîëîãèè. Ïðåäñòàâëåíèÿ î âðåìåíè â êóëüòóðàõ. Ðàçëè÷èÿ â ñïåöèôè÷íîñòè ðîëåé. Êóëüòóðíûå ñèíäðîìû «ïðîñòîòà ñëîæíîñòü», «èíäèâèäóàëèçì êîëëåêòèâèçì», «îòêðûòîñòü çàêðûòîñòü», «èçáåãàíèå íåîïðåäåëåííîñòè».
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ ýâîëþöèîíèçìà. Ñóùåñòâîâàíèå óíèâåðñàëüíîãî çàêîíà ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ êóëüòóð. Êóëüòóðíûå ðàçëè÷èÿ íàðîäîâ. Ãèïîòåçà î åäèíîé ëîãèêå èñòîðè÷åñêîãî ïðîöåññà. «Êåëüíñêàÿ» øêîëà Ãðåáíåðà. Âîçíèêíîâåíèå âòîðè÷íûõ è òðåòè÷íûõ êóëüòóð.
ïðåçåíòàöèÿ [338,1 K], äîáàâëåí 06.06.2012
Ïñèõîëîãè÷åñêèå òèïû êóëüòóð. Èññëåäîâàíèå «íàöèîíàëüíîãî õàðàêòåðà» è ýòíè÷åñêàÿ èäåíòè÷íîñòü â ñîâðåìåííîé êóëüòóðå. Èíòåðàêöèîíèçì êàê ìåòîä àíàëèçà êóëüòóð: òåîðèÿ ýòíè÷íîñòè Äæ. Äå Âî è òåîðèÿ «îäèíîêîé òîëïû», ìîäåëè ïîâåäåíèÿ «ß», çàäà÷è ëè÷íîñòè.
ðåôåðàò [15,3 K], äîáàâëåí 05.07.2008
Îïðåäåëåíèå è îñíîâíûå ýëåìåíòû êóëüòóðû. Òèïîëîãèè êóëüòóð èçâåñòíûõ àíòðîïîëîãîâ (Ý. Õîëëà, Ì. Ìèäà, Ã. Õîôñòåäå, Ð. Ëüþèñà, Ô. Òðîìïåíààðñà) è îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ èõ ðàáîò. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà Ôèëèïïèí è åå íàñåëåíèÿ. Êóëüòóðíûå îñîáåííîñòè ñòðàíû.
ðåôåðàò [38,0 K], äîáàâëåí 05.04.2014
Ïðîáëåìà òèïîëîãèçàöèè êóëüòóð â ñîâðåìåííîé êóëüòóðîëîãèè. Êóëüòóð-ôèëîñîôñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ Ê. Ìàðêñà. Êîíöåïöèÿ êóëüòóðíûõ òèïîâ Ê. ßñïåðñà. Êàëåéäîñêîï êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêèõ òèïîâ ñîãëàñíî Îñâàëüäó Øïåíãëåðó. Ôèëîñîôñêèå âîççðåíèÿ Àðíîëüäà Òîéíáè.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [30,5 K], äîáàâëåí 20.11.2010
Èññëåäîâàíèå þìîðà êàê ñîñòàâëÿþùåé àíãëèéñêîé è èíûõ íàðîäíûõ êóëüòóð. Àíàëèç ñëó÷àåâ âîñïðèÿòèÿ àíãëèéñêîãî þìîðà ëþäüìè â çàâèñèìîñòè îò èõ ïðèíàäëåæíîñòè ê ðàçëè÷íûì êóëüòóðàì. Îïðåäåëåíèå ñõîäñòâ è ðàçëè÷èé â âîñïðèÿòèè þìîðà â ðàçëè÷íûõ êóëüòóðàõ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [31,4 K], äîáàâëåí 07.03.2011
Îñíîâíûå îñîáåííîñòè äðåâíåãðå÷åñêîé è äðåâíåðèìñêîé öèâèëèçàöèé è èõ êóëüòóðû. Ðåëèãèÿ, èñêóññòâî, ëèòåðàòóðà, ïîýçèÿ, òåàòð, àðõèòåêòóðà, ñêóëüïòóðà, æèâîïèñü, ïèñüìåííîñòü, ÿçûê, íàóêà, ôèëîñîôèÿ, áûò. Îñíîâíûå ÷åðòû ñõîäñòâà è ðàçëè÷èÿ êóëüòóð.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [48,6 K], äîáàâëåí 12.10.2006
Ôîðìèðîâàíèå Ãðåíñêîé è Ñâèäåðñêîé àðõåîëîãè÷åñêèõ êóëüòóð ýïîõè ïîçäíåãî ïàëåîëèòà è ðàííåãî ìåçîëèòà. Îñîáåííîñòè àðõåîëîãè÷åñêèõ êóëüòóð íåîëèòà, áðîíçîâîãî è æåëåçíîãî âåêîâ. Èõ òåððèòîðèàëüíîå ðàñïðîñòðàíåíèå, äðåâíèå êóëüòóðíûå ïàìÿòíèêè è íàõîäêè.
ðåôåðàò [19,0 K], äîáàâëåí 31.05.2012
Òåîðèè ðàçëè÷èÿ êóëüòóð è êóëüòóðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó íàðîäàìè. Âçàèìîäåéñòâèå êóëüòóð è êóëüòóðíàÿ òðàíñôîðìàöèÿ êàê ôîðìà ãëîáàëèçàöèîííîãî ïðîöåññà. Âîçðàñòàíèå ñîöèàëüíîé ðîëè êóëüòóðû êàê îäíîãî èç ôàêòîðîâ, îðãàíèçóþùèõ äóõîâíóþ æèçíü ëþäåé.
ðåôåðàò [36,7 K], äîáàâëåí 21.12.2008
Îöåíêà ó÷åíûõ è ôèëîñîôîâ êóëüòóðû Çàïàäà è Âîñòîêà. Ïðîòèâîðå÷èÿ Âîñòî÷íîé è Çàïàäíîé öèâèëèçàöèè. Òðàäèöèè Âîñòîêà è Çàïàäà. Îñîáåííîñòè çàïàäíîé è âîñòî÷íîé êóëüòóð. Ðîññèÿ â äèàëîãå êóëüòóð. Ïðîáëåìà äåëåíèÿ êóëüòóð íà «âîñòî÷íûå» è «çàïàäíûå».
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [37,6 K], äîáàâëåí 07.03.2009
Èäåÿ ôîðóìíîñòè êóëüòóð. Îñîáåííîñòè âçàèìîäåéñòâèÿ âîñòî÷íîé è çàïàäíîé êóëüòóð. Ìåñòî Ðîññèè íà ðóáåæå ìåæäó Âîñòîêîì è Çàïàäîì. Ïðîèñõîæäåíèå âîñòî÷íîãî è çàïàäíîãî òèïîâ ìûøëåíèÿ îò ðàçëè÷íûõ ðåëèãèîçíûõ òðàäèöèé. Î÷àãè öèâèëèçàöèè íà Âîñòîêå.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [36,6 K], äîáàâëåí 26.06.2012
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник