Культурные синдромы и психологические измерения культур

Культурные синдромы и психологические измерения культур thumbnail

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • основные культурные синдромы и психологические измерения культур;
  • • подходы к измерению культур Г. Триандиса, Г. Хофстеда, Р. Инглхарта, III. Шварца, М. Бонда и К. Леунга;

уметь

  • • выделять основные характеристики культурных синдромов и психологических измерений культур;
  • • ставить задачу на определение факторов, лежащих в основе психологических различий этнических культур;
  • • различать подходы разных исследователей к измерению культур;

владеть

• навыками оперирования основными понятиями психологических измерений культур.

Культурно-антропологический подход

В начале XX в. в культурной антропологии процветала исследовательская стратегия, впоследствии названная историческим партикуляризмом. Она возникла в ответ на спекулятивные эволюционистские теории и была основана на приоритете объективных данных перед субъективными умозрениями в этнографических исследованиях. Ее родоначальник — известный американский антрополог Ф. Боас — вместе со своими учениками пытался собрать обширную документацию об основных элементах культур американских индейцев и их точном географическом положении[1].

Ценность этого подхода заключалась в том, что он позволил собрать большое количество объективных данных о культурах. В свою очередь это дало возможность разграничения культур и культурных ареалов, проведения исторической реконструкции, детальных исследований культурной трансмиссии и т.д. Естественная ограниченность его заключалась в том, что метод сводился к механическому перечислению культурных черт и констатации их присутствия или отсутствия в различных культурных общностях. Например, типичный лист черт представлен в табл. 2.1.

Слева перечислены черты материальной культуры, особенности поведения и элементы духовной культуры, а сверху — племена; знак «+» или «-»

Таблица 2.1

Лист культурных черт в культурной антропологии

Культурная черта

Племена А В С D

Каменные топоры

+ + — +

Деревянные жилища

+ + — —

Кожаная одежда

+ — — +

Пользование стрелами

+ — + —

Каменный очаг

+ + — +

Ловля рыбы

— + + +

Экзогамия

+ + — +

Тотемные верования

+ + + +

Мужские пубертатные ритуалы

+ + — —

на пересечении показывает наличие или отсутствие культурных черт в данных племенах. При всей своей четкости и наглядности лист черт не может дать представление о процессах культурного развития и о причинах культурного разнообразия. Черты ранжированы, начиная с тем по материальной культуре (тип жилища, одежды, инструментов), через особенности поведения (типы стрельбы из лука, техники приготовления пищи) к типам социальной организации или религиозным верованиям (экзогамные кланы, тотемизм, ритуалы пубертатных периодов). Каждая черта могла быть определена как присутствующая или отсутствующая в данном обществе часто на основе мнений одного или двух, старейших по возрасту, информантов. Лист черт внутренне определял культуру как равную сумме ее черт, а поведение, которое может быть разнообразным в любом обществе, при таком подходе представало гомогенным.

Такой подход не мог долго удовлетворять тех, кто стремился понять культуру в ее целостности и уникальности. Наряду с развитием гештальт-психологии, которая рассматривала психологические сущности как целостности (например, восприятие — есть целостный акт, а не сумма ощущений об объекте), в психологической антропологии сформировался подход к пониманию культуры как большего, чем сумма приписываемых ей черт. Для обозначения подобной целостности был предложен термин «конфигурация культуры».

мысли движение от поисков отличий к поиску сходств и взаимообусловленности, или от анализа к синтезу.

В современной научной мысли культурная вариативность довольно часто исследуется в эволюционной перспективе, с учетом изменения среды обитания людей. Географические особенности, климат, ресурсы, способы выживания формируют разные типы культур. Существуют трансформации во времени: от охоты, собирательства и рыболовства как первого этапа различных стилей жизни — к земледелию, индустрии, а затем — к обществам, основанным на обмене информацией и услугами. В развитых экономических системах стран Европы, Северной Америки и Японии передача информации в настоящее время является одной из самых важных и доходных отраслей экономики. Это не значит, что в этих культурах уже не охотятся, не занимаются земледелием, не производят товары. Это значит, что с развитием общества появляются дополнительные виды деятельности, и оно становится более сложным.

Читайте также:  Лечение церебрастенического синдрома у взрослых

Источник

В учебнике представлены современные теоретические подходы и результаты эмпирических исследований динамично развивающейся отрасли психологической науки – этнической и кросс-культурной психологии.

Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: МАКС Пресс, 2011 — ISBN 978-5-317-03770-3

В учебнике представлены современные теоретические подходы и результаты эмпирических исследований динамично развивающейся отрасли психологической науки – этнической и кросс-культурной психологии. Прослеживаются и объясняются связи между этнической культурой, сознанием, поведением, межличностным и межгрупповым общением в разных сферах человеческой деятельности. Учебник состоит из 6 разделов: «Психология, культура, этнос», «Познавательные процессы и культура», «Личность и культура», «Психология общения и культура», «Этнические миграции и аккультурация» «Культура и организация». Для студентов, аспирантов, специалистов, интересующихся культурной обусловленностью психики и поведения человека в социуме.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ, КУЛЬТУРА, ЭТНОС

ГЛАВА 1. Этнос и культура через призму психологии

Психологическая антропология

Кросс-культурная психология

Культурная психология

Индигенные психологии

Место культуры в психологическом исследовании

Роль культуры и этничности в современном мире

Цели и задачи этнической психологии

Ключевые термины

ГЛАВА 2. Основные понятия этнической и кросс-культурной психологии

Этнос

Этническое самосознание и этническая идентичность

Этноцентризм

Культура

Факторы  формирования  культуры

Культура как психологический феномен

Характеристики культуры

Социальные последствия культуры

Ключевые термины

ГЛАВА 3. Психологические измерения культур

Культурные синдромы (Триандис)

Простота-сложность

Открытость – закрытость

Психологические измерения культур (Хофстед )

Индивидуализм-коллективизм (Триандис, Хофстед)

Избегание  неопределенности

Дистанция власти

Маскулинность – фемининность

Долгосрочная ориентация — краткосрочная ориентация

Подход к измерению культур Р.Инглхарта (World Values Survey)

Подход к измерению культур Ш.Шварца

Культурные особенности регионов мира по Шварцу

Измерение «Социальные аксиомы» М.Бонда и К.Леунга

Ключевые термины

РАЗДЕЛ 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И КУЛЬТУРА

ГЛАВА  4. Восприятие и культура

Зрительные иллюзии

Восприятие глубины на картинках

Перцептивный (когнитивный) стиль

Гипотеза перцептивного опыта

Ключевые термины

ГЛАВА  5. Мышление и культура

Интеллект в разных культурах

Проблемы и парадоксы интеллектуального тестирования

Культура и категоризация           

Память и культура

Культура и решение задач

Ключевые термины

РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА

ГЛАВА 6. Личность в контексте культуры

Концепции базовой и модальной личности

Понятие о «национальном характере»

Ключевые термины

ГЛАВА 7. Кросс-культурные исследования личности

Личностный опросник Айзенка

Пятифакторная модель личности

Личность в межкультурном общении

Представления личности

Самоконтроль

Самосознание личности

Понимание в общении

Стиль общения личности

Локус контроля

Ключевые термины

ГЛАВА 8. Индигенные концепции личности

Индийские концепции личности

Амаэ в Японии

Африканская личность

Социальная и личная идентичность

Понятие о «лице»

Ключевые термины

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРА

ГЛАВА 9. Факторы общения и культура

Ценности

Нормы

Правила

Роли

Ключевые термины

ГЛАВА 10. Культура и вербальное общение

Прямой и непрямой стили вербального общения

Искусный (вычурный) и сжатый стили

Личностный и ситуационный стили

Инструментальный и аффективный стили

Ключевые термины

ГЛАВА 11. Культура и невербальное общение

Среда как фактор регуляции общения

Проксемика в контексте культуры

Тактильное взаимодействие

Межличностная синхронность в невербальном общении

Ключевые термины

ГЛАВА 12. Межгрупповое общение и культура

Теоретические подходы к изучению межгруппового взаимодействия

Этнические стереотипы и предубеждения

Современные теории происхождения предубеждений.

Психологические парадигмы межкультурного взаимодействия

Воспринимаемая дискриминация и межэтнические отношения

Кросс-культурные исследования ингруппового фаворитизма

Межличностные отношения в межкультурном общении

Ключевые термины

РАЗДЕЛ 5. ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАЦИИ И АККУЛЬТУРАЦИЯ

ГЛАВА 13. Гипотеза “культурного шока”

Этнические миграции

Теории “культурного шока”

Читайте также:  Синдром срединной расщелины лица это

Понятие культурной дистанции

Модель культурного научения

Ключевые термины

ГЛАВА 14. Психология аккультурации

Понятие аккультурации

Стратегии аккультурации

Психологическая адаптация к иной географической среде

Последствия межкультурных контактов

Мультикультурализм

Ключевые термины

ГЛАВА 15. Этническая толерантность

Понятие этнической толерантности

Социально-психологические факторы этнической толерантности

Этническая идентичность: феномен и структура

Поликультурное образование: концепции и программы

Межкультурный тренинг:  задачи и модели

Методы и техники снижения негативных стереотипов и предубеждений.

Ключевые термины

РАЗДЕЛ 6. КУЛЬТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ

ГЛАВА 16. Культурные измерения организационного поведения

Измерения Г.Хофстеда и организационное поведение

Измерения Ф. Тромпенаарса и Ч.Хампден–Тернера и организационное поведение 

Измерения Р.Льюиса и организационное поведение

Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры

Линейное и циклическое время

Ключевые термины

Глава 17. Кросс-культурная организационная психология

Культура и мотивация в организациях

Влияние культуры на отношения индивида и организации

Культура и лидерство

Интегральная кросс-культурная модель лидерства

Культура и инновации

Ключевые термины

Глава 18. Национальная и корпоративная культуры

Модели организаций

Теории организационных структур

Культура и структура организации

Национальная и корпоративная культуры

Типы корпоративных культур (по Ф.Тропенаарсу и Ч.Хампден-Тернеру)

Корпоративная культура типа «Семья»

Корпоративная культура типа «Эйфелева башня»

Корпоративная культура типа «Самонаводящаяся ракета»

Корпоративная культура типа «Инкубатор»

Взаимодействие национальной и корпоративной культур

Психологические особенности российской деловой культуры

Ключевые термины

Список литературы

Введение, глава 1

Источник

Существует несколько культурных характеристик, которые изменяются в связи с изменением среды. Из этих характеристик состоят так называемые культурные синдромы1.

Культурный синдром, по мнению Триандиса, — это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой.

Сам Триандис выделил три культурных синдрома: «простота — сложность», «открытость — закрытость» и «индивидуализм — коллективизм». Другие исследователи выделяли и другие культурные синдромы или измерения. Рассмотрим их по порядку.

Простота — сложность

Выявлено, что чем более сложной является культура, тем более внимательно люди в ней относятся ко времени.

Кросс-культурные различия

На вопрос «Если у вас назначена встреча с другом, как долго вы намерены ждать его?» люди в индустриальных культурах (США, Япония) давали ответ в минутах, люди в культурах, средних по сложности (Греция, Италия) — в часах, а в наименее сложных (некоторые культуры Африки, Латинской Америки) — в сутках.

говоры вести последовательно, а не одновременно. В других культурах (например, в Саудовской Аравии) вполне приемлемо вести разговоры одновременно с несколькими людьми.

Также культуры отличаются специфичностью или диффузносгью социальных ролей. Чем более сложной считается культура, тем более специфичны в ней роли, в менее сложных культурах роли более диффузны, размыты.

Пример

В сложных культурах от продавца ожидается определенная модель поведения, основанная на его социальной роли, и покупателя совершенно не интересуют религиозные взгляды продавца, его партийная принадлежность и т.д. В менее сложных культурах, например, в Иране, религиозная принадлежность человека — главный определяющий фактор его социального поведения, и это может влиять на оценку его социальной роли окружающими.

Под понятиями специфичности — диффузности некоторые психологи усматривают более глубокое основание в виде полезависимости и полене- зависимости. Полезависимость означает, что люди подвержены сильному влиянию среды, которая формирует перцептивные навыки, в результате чего им трудно выделить стимул из контекста. Поленезависимость означает способность человека выделить стимул из окружающей среды, например, поленезависимые охотники способны увидеть коричневого по окраске зверя в среде того же цвета. Считается, что в охотничьих и собирательских культурах люди больше поленезависимы, а в земледельческих — полезависимы1.

Практические следствия этих различий. В результате разного отношения ко времени может возникнуть непонимание: представители сложных культур могут расценивать длительное опоздание или одновременный разговор со многими людьми как неуважение к ним лично. Различия в степени специфичности ролей также могут привести к непониманию: в культурах, где роли диффузны, трудно разделить человека и его идеи, поэтому критика идей небезопасна — она может быть воспринята как критика данного человека в целом, что в таких культурах недопустимо. С другой стороны, в культурах с диффузными ролями к вам могут демонстрировать хорошее отношение, считая в душе полным ничтожеством, что практически невозможно в западных культурах. Но при этом представителям культур с диффузными ролями поведение людей из культур Запада представляется грубым и высокомерным. Все эти различия должны быть понимаемы в культурном контексте. Нужно помнить, что человек действует правильно, даже если нам не нравится его поведение.

Читайте также:  Пир при синдроме грушевидной мышцы

Источник

Культурные синдромы и психологические измерения культур

Êëàññèôèêàöèÿ êóëüòóð â êðîññêóëüòóðíîé ïñèõîëîãèè. Ïðåäñòàâëåíèÿ î âðåìåíè â êóëüòóðàõ. Ðàçëè÷èÿ â ñïåöèôè÷íîñòè ðîëåé. Êóëüòóðíûå ñèíäðîìû «ïðîñòîòà – ñëîæíîñòü», «èíäèâèäóàëèçì – êîëëåêòèâèçì», «îòêðûòîñòü – çàêðûòîñòü», «èçáåãàíèå íåîïðåäåëåííîñòè».

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ ýâîëþöèîíèçìà. Ñóùåñòâîâàíèå óíèâåðñàëüíîãî çàêîíà ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ êóëüòóð. Êóëüòóðíûå ðàçëè÷èÿ íàðîäîâ. Ãèïîòåçà î åäèíîé ëîãèêå èñòîðè÷åñêîãî ïðîöåññà. «Êåëüíñêàÿ» øêîëà Ãðåáíåðà. Âîçíèêíîâåíèå âòîðè÷íûõ è òðåòè÷íûõ êóëüòóð.

    ïðåçåíòàöèÿ [338,1 K], äîáàâëåí 06.06.2012

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèå òèïû êóëüòóð. Èññëåäîâàíèå «íàöèîíàëüíîãî õàðàêòåðà» è ýòíè÷åñêàÿ èäåíòè÷íîñòü â ñîâðåìåííîé êóëüòóðå. Èíòåðàêöèîíèçì êàê ìåòîä àíàëèçà êóëüòóð: òåîðèÿ ýòíè÷íîñòè Äæ. Äå Âî è òåîðèÿ «îäèíîêîé òîëïû», ìîäåëè ïîâåäåíèÿ «ß», çàäà÷è ëè÷íîñòè.

    ðåôåðàò [15,3 K], äîáàâëåí 05.07.2008

  • Îïðåäåëåíèå è îñíîâíûå ýëåìåíòû êóëüòóðû. Òèïîëîãèè êóëüòóð èçâåñòíûõ àíòðîïîëîãîâ (Ý. Õîëëà, Ì. Ìèäà, Ã. Õîôñòåäå, Ð. Ëüþèñà, Ô. Òðîìïåíààðñà) è îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ èõ ðàáîò. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà Ôèëèïïèí è åå íàñåëåíèÿ. Êóëüòóðíûå îñîáåííîñòè ñòðàíû.

    ðåôåðàò [38,0 K], äîáàâëåí 05.04.2014

  • Ïðîáëåìà òèïîëîãèçàöèè êóëüòóð â ñîâðåìåííîé êóëüòóðîëîãèè. Êóëüòóð-ôèëîñîôñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ Ê. Ìàðêñà. Êîíöåïöèÿ êóëüòóðíûõ òèïîâ Ê. ßñïåðñà. Êàëåéäîñêîï êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêèõ òèïîâ ñîãëàñíî Îñâàëüäó Øïåíãëåðó. Ôèëîñîôñêèå âîççðåíèÿ Àðíîëüäà Òîéíáè.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [30,5 K], äîáàâëåí 20.11.2010

  • Èññëåäîâàíèå þìîðà êàê ñîñòàâëÿþùåé àíãëèéñêîé è èíûõ íàðîäíûõ êóëüòóð. Àíàëèç ñëó÷àåâ âîñïðèÿòèÿ àíãëèéñêîãî þìîðà ëþäüìè â çàâèñèìîñòè îò èõ ïðèíàäëåæíîñòè ê ðàçëè÷íûì êóëüòóðàì. Îïðåäåëåíèå ñõîäñòâ è ðàçëè÷èé â âîñïðèÿòèè þìîðà â ðàçëè÷íûõ êóëüòóðàõ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [31,4 K], äîáàâëåí 07.03.2011

  • Îñíîâíûå îñîáåííîñòè äðåâíåãðå÷åñêîé è äðåâíåðèìñêîé öèâèëèçàöèé è èõ êóëüòóðû. Ðåëèãèÿ, èñêóññòâî, ëèòåðàòóðà, ïîýçèÿ, òåàòð, àðõèòåêòóðà, ñêóëüïòóðà, æèâîïèñü, ïèñüìåííîñòü, ÿçûê, íàóêà, ôèëîñîôèÿ, áûò. Îñíîâíûå ÷åðòû ñõîäñòâà è ðàçëè÷èÿ êóëüòóð.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [48,6 K], äîáàâëåí 12.10.2006

  • Ôîðìèðîâàíèå Ãðåíñêîé è Ñâèäåðñêîé àðõåîëîãè÷åñêèõ êóëüòóð ýïîõè ïîçäíåãî ïàëåîëèòà è ðàííåãî ìåçîëèòà. Îñîáåííîñòè àðõåîëîãè÷åñêèõ êóëüòóð íåîëèòà, áðîíçîâîãî è æåëåçíîãî âåêîâ. Èõ òåððèòîðèàëüíîå ðàñïðîñòðàíåíèå, äðåâíèå êóëüòóðíûå ïàìÿòíèêè è íàõîäêè.

    ðåôåðàò [19,0 K], äîáàâëåí 31.05.2012

  • Òåîðèè ðàçëè÷èÿ êóëüòóð è êóëüòóðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó íàðîäàìè. Âçàèìîäåéñòâèå êóëüòóð è êóëüòóðíàÿ òðàíñôîðìàöèÿ êàê ôîðìà ãëîáàëèçàöèîííîãî ïðîöåññà. Âîçðàñòàíèå ñîöèàëüíîé ðîëè êóëüòóðû êàê îäíîãî èç ôàêòîðîâ, îðãàíèçóþùèõ äóõîâíóþ æèçíü ëþäåé.

    ðåôåðàò [36,7 K], äîáàâëåí 21.12.2008

  • Îöåíêà ó÷åíûõ è ôèëîñîôîâ êóëüòóðû Çàïàäà è Âîñòîêà. Ïðîòèâîðå÷èÿ Âîñòî÷íîé è Çàïàäíîé öèâèëèçàöèè. Òðàäèöèè Âîñòîêà è Çàïàäà. Îñîáåííîñòè çàïàäíîé è âîñòî÷íîé êóëüòóð. Ðîññèÿ â äèàëîãå êóëüòóð. Ïðîáëåìà äåëåíèÿ êóëüòóð íà «âîñòî÷íûå» è «çàïàäíûå».

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [37,6 K], äîáàâëåí 07.03.2009

  • Èäåÿ ôîðóìíîñòè êóëüòóð. Îñîáåííîñòè âçàèìîäåéñòâèÿ âîñòî÷íîé è çàïàäíîé êóëüòóð. Ìåñòî Ðîññèè íà ðóáåæå ìåæäó Âîñòîêîì è Çàïàäîì. Ïðîèñõîæäåíèå âîñòî÷íîãî è çàïàäíîãî òèïîâ ìûøëåíèÿ îò ðàçëè÷íûõ ðåëèãèîçíûõ òðàäèöèé. Î÷àãè öèâèëèçàöèè íà Âîñòîêå.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [36,6 K], äîáàâëåí 26.06.2012

Культурные синдромы и психологические измерения культур

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник