  Рейтинг Science Index РИНЦ 2018 39 место — направление «Психология» 0,344 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,771 — двухлетний импакт-фактор | | Аутизм и нарушения развития 2006. Том. 4, № 2. С. 10–19 ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online) Пучинина О.В. психолог, начальная школа N 1703 г. Зеленограда, Москва, Россия e-mail: chaurangi@mtu-net.ru Сидром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения и медиков, и психологов, и педагогов. Описанию расторможенных, импульсивных, неугомонных, невнимательных, непослушных детей, испытывающих значительные трудности в адаптации и обучении, посвящены работы как отечественных, так и зарубежных неврологов, психологов и психиатров: Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко, В.Р. Кучмы, И.П. Брязгунова, Е.А. Осиповой, Н.В. Панкратовой, Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, R.Barkley, S.Clements, З.Тржесоглавы и др. Несмотря на значительное количество работ в этой области, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению относительно этиологии синдрома, его распространенности, а также диагностических критериев данного заболевания. Аналогичным образом на данный момент нет единого мнения относительно сочетаемости синдрома с запаздыванием процессов созревания высших психических функций, которые приводят к специфическим трудностям обучения, в первую очередь, в виде трудностей программирования и контроля деятельности. При СДВГ высокий уровень интеллекта может сочетаться с низкой психоэмоциональной устойчивостью, частыми колебаниями настроения, упрямством, вспыльчивостью, агрессивностью, длительно сохраняющейся инфантильностью, незрелым поведением, проблемами в общении, неуверенностью в себе, неустойчивой самооценкой. Однако до сих пор остается невыясненным вопрос, почему у одних детей с СДВГ больше выражены эмоционально-мотивационные нарушения, у других – когнитивные. Существуют также разногласия относительно возможностей компенсации, устойчивости проявления симптомов и сочетания СДВГ с другими клиническими расстройствами. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1993. — № 3. — С. 74-90. Белопольская Н.Л. Дифференциально-диагностическое значение изучения самосознания у детей с ЗПР / Психология детей с задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. – С. 240-244. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков (под ред. проф. Ю.С. Шевченко). — СПб., 2003. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. — С.44-56. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или всё о гиперактивных детях. — М., 2002. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. — М., 1982. – Т. 2. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. — М., 1983. Горбачевская Н.Л., Заваденко Н.Н., Якупова Л.П., Сорокин А.Б., Суворина Н.Ю., Григорьева Н.В. Электроэнцефалографическое исследование детской гиперактивности // Физиология человека. — 1996. — Т. 22. — № 5. — С. 49-55. Гиперактивные дети. Под ред. М.Пассольта. — М., 2004. Грибанов А.В. и др. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. — М., 2004. Демьянов Ю.Г. Пограничные с олигофренией состояния / Психология детей с задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С. 101-132. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. — М., 1998. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М., 2001. Заваденко Н.Н. Принципы диагностики и коррекции гиперактивности с дефицитом внимания у детей // Аутизм и нарушения развития. — 2003. — №№ 2, 3. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 2000. Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе / Психология детей с задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С. 9-11. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия (в 2-х тт.). — М., 1994. — Т. 2. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Диагностика особенностей поведения учащихся. Программа наблюдения за аффективно-волевой стороной поведения учащегося / Психология детей с задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С. 210-216. Ковалев В.В. (ред.) Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. — М., 1973. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1995. Ковтун О.П., Львова О.А., Сулимов А.В. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Критерии диагностики и подходы к лечению. — Екатеринбург, 2003. Козловская Г.В. СДВГ как заболевание и как психолого-медико-психологическая проблема // Данные доклада на круглом столе «Гиперкинетический синдром как заболевание и как психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М., 1997. Котягина С.Н. Особенности формирования психической деятельности у детей с резидуальной энцефалопатией. Нейропсихологическое исследование (автореф. канд. дисс.). – М., 2003. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. — М., 1997. Крук И.В. Клиника церебрастенических состояний в детском возрасте, пути адаптации (автореф. канд. дисс.). — Л., 1985. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей /Детская патопсихология. — М., 2001. — С. 330-350. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — М., 2003. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте (автореф. канд. дисс.). — М., 2003. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. — М., 1961. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2002. Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5-8 лет в норме и при трудностях обучения // Физиология человека. – 1997. — Т. 23. — № 5. — С. 5-11. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте, ВОЗ. — М., СПб., 2003. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению / Хрестоматия по нейропсихологии. — М., 1999. — С. 434-435. Молчанова Г.В. Динамика возрастных и индивидуальных особенностей умственного развития тревожности у импульсивных детей 6-8 лет (автореф. канд. дисс.). — М., 2000. Мурашова Е.В. Дети — «тюфяки» и дети — «катастрофы». — Екатеринбург, 2004. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. — М., 2001. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. — М., 2002. Осипова Е.А., Панкратова Н.В. Динамика нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья. Т. 4. — 1997. — № 4. -С. 34-42. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии. — М., 2001. Психическое развитие воспитанников детского дома (под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской). — М., 1990. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Если ребенок невнимателен… Методическое пособие. — Пермь, 1997. Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5-6 лет с задержкой психического развития / Хрестоматия по нейропсихологии. — М., 1999. — С. 473-476. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. — М., 1997. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. — М., 2002. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения). — М., 2000. Сприн О., Таппер Д., Райссер А., Туокко Х., Иджелл Д. Минимальная мозговая дисфункция / Хрестоматия по нейропсихологии. — М., 1999. — С. 482-484. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга // Физиология человека. — 1991. — Т.17. — № 5. Филимонова О.Г. Психологические условия формирования произвольности поведения младшего школьника (автореф. канд. дисс.). — М., 1999. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей. — М., 2001. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова № 9. — 1998. — С. 4-8. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 2002. Цветкова Л.С. (ред.) Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. — М., 2001. Чубарова С.А. Он и она, а не просто дети: опыт раздельного обучения в МОУСШ № 3 г. Тулы / Данные доклада на круглом столе «Гиперкинетический синдром как заболевание и как психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004. Шевченко Ю.С. Диагностика возбужденной мании, маскированной гиперкинетическим и психопатоподобным поведением у детей / Мамцева В.Н. Детская и подростковая психиатрия. — М., 2003. — С. 370-376. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. — М., 1997. Шевченко Ю.С. Онтогенетические аспекты гиперкинетического синдрома / Данные доклада на круглом столе «Гиперкинетический синдром как заболевание и как психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС). — М., 1998. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление: личностный рост ребенка. — СПб., 2004. Щипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения / Психология детей с задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С. 152-164. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. – № 5. — 1999. — С. 3-10. Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: a handbook for diagnostic & treatment. — New York: Guilfred Press., 1990. Clements S.D. Minimal brain dysfunction by children // National J.Neurolog Bull. 1966 Vol. 9.
| |