Концепция адаптационного синдрома и стресса

14.6. КОНЦЕПЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА, ИЛИ СТРЕССА

14.6. КОНЦЕПЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА, ИЛИ СТРЕССА

   Стресс (от англ. stress — напряжение) означает состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Это есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
   С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой организм столкнулся. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке и адаптации. Горе и радость — специфически противоположные результаты двух событий — могут иметь одинаковое стрессорное действие: неспецифическое приспособление к новой ситуации. Дело обстоит так, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость оказывают одинаковые биохимические сдвиги в организме.

14.6.1. Стадии адаптационного синдрома, или стресса
14.6.1.1. Реакция тревоги
14.6.1.2. Резистивность, или сопротивление
14.6.1.3. Истощение
14.6.1.4. Стресс и адаптационная энергия
14.6.1.5. Стресс и дистресс
14.6.2. Формирование естественного кодекса поведения
14.6.2.1. Связь между работой, стрессом и старением
14.6.2.2. Приемы, сводящие психическую ранимость к минимуму
14.6.3. Выводы

14.6.1. Стадии адаптационного синдрома, или стресса

   Можно выделить три стадии адаптационного синдрома, или стресса:
   1. Реакция тревоги.
   2. Резистивность, или сопротивление.
   3. Истощение.

14.6.1.1. Реакция тревоги

   Стадия реакции тревоги мобилизует весь организм для ответного действия. Иногда воздействующий агент столь силен, что может вызвать и гибель организма уже на этой стадии. В художественной литературе мы часто встречаем описание “падения в обморок” при сообщении неприятных известий, скоропостижной смерти от “разрыва сердца”, поэтому обычно при сообщении плохого известия человека нужно “подготовить”. Например в годы войны почтальоны, приносившие письма с фронта, ждали, пока эти письма будут распечатаны, чтобы помочь в случае получения “похоронки”.

14.6.1.2. Резистивность, или сопротивление

   Эта стадия возникает в результате длительного действия повреждающего агента (“Капля камень долбит”) Здесь проявляются все резервные силы организма, выявляя его приспособленческие возможности, когда способность сопротивляться поднимается выше нормы. Человек преодолевает всевозможные препятствия, лишения ради спасения жизни (вспомним хотя бы “Судьбу человека” М. Шолохова).

14.6.1.3. Истощение

   Если же повреждающий агент не прекращает своего действия, резервные возможности организма исчерпываются, в ходе приспособления наступает стадия истощения, нередко ведущая к гибели организма. Стресс превращается в дистресс. Дистрессом называется вредоносный или неприятный стресс.

14.6.1.4. Стресс и адаптационная энергия

   В результате адаптирования к какому-то одному стрессорному акту организм теряет способность к адаптации по отношению к другим стрессам. Способность к адаптации — исторически сложившееся и обусловленное историей свойство организмов, выражающееся в присущей каждому организму адаптационной энергии.
   Если условия среды обитания обычны, адаптационная энергия расходуется медленно, ее хватает на всю жизнь организма. Если же возникает экстремальная ситуация или экстремальные условия существования, она расходуется быстро, и тем самым жизнь укорачивается.
   Стресс как физиологическая адаптация является показателем функциональных способностей нервной системы: с одной стороны, ее пластичности и мобильности, а с другой — устойчивости. Так как нервная система координирует все функции организма, то от ее возможностей зависит выработка адаптивных реакций.
   “Человек — дитя препятствий” — гласит восточная поговорка. Отсюда парадоксальный, на первый взгляд, завет восточной мудрости: “Научились ли вы радоваться препятствиям?” Не огорчаться, не мириться с ними, как с некоторой неотвратимой необходимостью, а именно радоваться, именно они и только они побуждают наш дух, приводят в действие сокрытые до поры наши внутренние силы. Трудности — великая школа жизни, напрягающая наши способности… Хвала препятствиям и трудностям. Благополучие — смерть духа. Как не вспомнить здесь знаменитых героев Дюма — Д’Артаньяна, Ато-са, Портоса и Арамиса с залихватской радостью преодолевающих препятствия?

14.6.1.5. Стресс и дистресс

   Слово “стресс” так же, как и “успех”, “удача” или “неудача”, “счастье” имеют различное значение для разных людей. Это и боль, и усилие, и усталость, утомление, необходимость сосредоточиться или неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада, и т.п.
   Факторы, вызывающие стрессы, — стрессоры — различны, но они запускают, в сущности, одинаковую биологическую реакцию.
   Стресс — это не просто нервное напряжение и не всегда — результат повреждения. Несущественно, приятен ли стрессор, или неприятен: его стрессорный эффект зависит только от интенсивности требований и приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность — будь то игра в шахматы или страстное объятие, — могут вызвать незначительный стресс, не причинив никакого вреда.
   Расположение и благодарность, а также их антиподы ненависть и жажда мести более всех других чувств ответственны за наличие или отсутствие вредного стресса (дистресса) в человеческих отношениях.
   Сильные положительные или отрицательные чувства тесно связаны с условными рефлексами. Человек на опыте постигает необходимость избегать всего, что вызывает отрицательные эмоции или приводит к наказанию, и усваивает те нормы поведения, которые приносят поощрение и вознаграждение, т.е. вызывают положительные эмоции и чувства. Кратковременный стресс может привести к выгодам и потерям. Когда все тело подвергается кратковременному интенсивному стрессу, результат бывает либо благотворным, например, при шоковой терапии, либо вредным, как в состоянии шока. Когда стрессу подвергается лишь часть тела, результатом может быть возросшая местная сопротивляемость (адаптация или воспаление) или гибель тканей, в зависимости от обстоятельств.
   Существует стереотипная физическая модель ответа на стресс независимо от причины. Исход взаимодействия со средой зависит в такой же мере от реакций на стрессор, как и от природы стрессора. Нужно осуществить разумный выбор, или принять брошенный вызов и оказать сопротивление, или уступить и покориться.
   Психический стресс, вызываемый отношениями между людьми, положением в обществе, регулируется похожими механизмами. В какой-то момент возникает столкновение интересов — стрессор, затем появляются сбалансированные импульсы — приказы сопротивляться или терпеть. Непроизвольные биохимические реакции на стресс управляются теми же законами, которые регулируют произвольное межличностное отношение.
   В межличностных отношениях выигрыш состоит в возбуждении чувства дружбы, благодарности, доброжелательности и любви, проигрыш же — в том, что у других людей возникают ненависть, тщетное ожидание, жажда мести.
   Долговременные последствия различных вариантов межличностных отношений слишком сложны, чтобы их можно было выразить в терминах биохимии. Они в значительной степени основаны на воспоминании о прошлом и предвосхищении вероятностного поведения в будущем, так как можно предсказать будущее, исходя из прошлого. Эти события могут вызвать три типа чувств:
   — положительные;
   — отрицательные;
   — безразличия.
   Положительные чувства — это любовь в самом широком смысле слова. Она включает благодарность, уважение, доверие, восхищение выдающимся мастерством. Все эти чувства усиливают дружеское расположение и доброжелательность. Возбуждать такую любовь к себе — конечная цель жизни, если считать, что эта конечная цель состоит в поддержании жизни и наслаждении ею.
   Отрицательные чувства — это ненависть, недоверие, презрение, враждебность, ревность, жажда мести и т.п. Это любое побуждение, которое угрожает безопасности организма тем, что вызывает враждебность в других людях, опасающихся, что им может быть причинен вред.
   Чувства безразличия в лучшем смысле могут привести к отношениям взаимной терпимости. Они делают возможным мирное сосуществование, но не более.
   В конечном итоге все эти три типа чувств — важнейший фактор, управляющий поведением человека в повседневной жизни. Такие чувства определяют душевный покой или тревогу, ощущение безопасности или угрозы, свершения или провала. Иначе говоря, они определяют, можно ли добиться успеха в жизни, наслаждаясь стрессом и не страдая от дистресса. Поняв и проникнувшись этим, можно лучше управлять своим поведением, сознательно контролировать его. Это относится практически ко всем решениям, касающимся отношений между членами семьи, сотрудниками или Даже группами людей.
   Успех всегда способствует последующему успеху, крушение ведет к дальнейшим неудачам. “Стресс рухнувшей надежды” со значительно большей вероятностью приводит к заболеваниям, чем стресс от чрезмерной мышечной работы. Физические нагрузки успокаивают и даже помогают переносить душевный дискомфорт. Причина здесь в том, что неспецифическое действие стресса всегда осложняется специфическими действиями стрессора, а также врожденным предрасположением, существенно видоизменяющим проявление стресса. Некоторые эмоциональные факторы превращают стресс в дистресс, а физические усилия в большинстве случаев обладают противоположным действием.
   Как уже говорилось, адаптационная энергия — это наследственно определенный, довольно ограниченный запас жизнеспособности. Человек непременно должен его израсходовать, чтобы удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой он появился на свет. Это не продукт человеческого воображения или надуманного кодекса поведения. Это следует из неумолимого закона цикличности биологических явлений.
   Биологическая необходимость полного завершения циклов распространяется и на произвольные человеческие отношения. Препятствия на пути осуществления нормальных побуждений приводят к такому же дистрессу, как вынужденное продление и идентификация любой деятельности выше желаемого уровня. Забывание этого фактора ведет к утомлению, истощению сил и физическому надрыву. Эта цикличность связана с тремя стадиями адаптационного синдрома, или стресса, которые уже рассматривались выше. В миниатюре каждый человек по нескольку раз в день воспроизводит эти стадии, в полной же мере — на протяжении всего жизненного пути. Какое бы требование ни предъявляла нам жизнь, мы сначала удивляемся или тревожимся из-за неумения совладать с ситуацией или из-за неопытности, затем сопротивляемся и решаем задачу умело и без лишних волнений, а затем наступает фаза истощения, израсходование запасов энергии, ведущее к утомлению. Эта стадия иногда характеризуется тем, что, получив желанный результат, человек не может в достаточной степени радоваться, так как слишком много сил было затрачено (“подготовка к празднику иногда важнее самого праздника”). Эти три стадии удивительно похожи на:
   — неустойчивость неопытного детства;
   — стойкость зрелого возраста;
   — одряхление в старости и, наконец, смерть.

Читайте также:  Как называется синдром при котором сын и мать

14.6.2. Формирование естественного кодекса поведения

   Очень важным является формирование естественного кодекса поведения, так как нужно не только понимать фундаментальную биологическую потребность в завершении, осуществлении стремлений человека, но также знать, каким образом сочетать ее с унаследованными возможностями. Ведь количество врожденной адаптационной энергии у разных людей неодинаково. В истории известно много примеров, когда талантливые люди спешат сделать очень много за довольно короткий промежуток жизни и сгорают.
   Как сказал Монтень: “Слава и спокойствие никогда не спят в одной постели”. Жажда достижений дает человеку радость жизни, отсутствие мотивации — величайшая душевная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Неизлечимо болен тот человек, который пережил свои желания.
   Адаптация, как и стресс, сама по себе представляет проблему независимости от обстоятельств или факторов, вызвавших стресс, к которым нужно адаптироваться. Лучший способ избежать вредного стресса — избрать себе такое окружение, которое созвучно внутренним предпочтениям (жену, мужа, друзей, руководителя и т.д.), найти любимую работу. Только так можно устранить нужду в постоянной изматывающей реадаптации, которая и является главной причиной дистресса.
   Таким образом, стресс — это аромат и вкус жизни. Так как стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но праздный ум и ленивое тело страдают от дистресса безделья. Стоит ли затрачивать столько труда, чтобы его избежать? Постоянное стремление трудиться над улучшением себя и своего окружения — отличительная черта человека.

14.6.2.1. Связь между работой, стрессом и старением

   Существует тесная связь между работой, стрессом и старением. Старение — это итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение всей жизни. Оно соответствует стадии истощения адаптационного синдрома. Под влиянием интенсивного стресса реакции тревоги, стадии сопротивления и истощения быстро сменяют друг друга.
   Любой стресс, особенно связанный с бесплодными усилиями, приводящими к безразличию, оставляет после себя необратимые химические рубцы. Их накопление обуславливает старение тканей.
   Успешная деятельность, какой бы напряженной она ни была, оставляет сравнительно мало рубцов. Она вызывает стресс и почти не приводит к дистрессу. Наоборот, даже в преклонном возрасте дает бодрость, ощущение силы. Стресс же неудач и рухнувших надежд особенно вреден. Человек с его высокоразвитой нервной системой чрезвычайно чувствителен к психическим травмам, но есть много приемов, сводящих ранимость к минимуму.

14.6.2.2. Приемы, сводящие психическую ранимость к минимуму

   Рассмотрим некоторые из наиболее полезных приемов, сводящих психическую ранимость к минимуму.
   1. Постоянно стремиться завоевывать любовь, но не заводить дружбу с бешеной собакой.
   2. Стремиться в каждом виде достижений к своему пику, своей вершине и довольствоваться этим.
   3. Ценить радость подлинной простоты жизненного уклада. Избегать всего нарочитого, показного, вычурного, усложненного. Это позволит заслуживать расположение и любовь, в отличие от напыщенной искусственности, которая вызывает неприязнь.
   4. Какая бы жизненная ситуация ни случилась, необходимо подумать сначала, стоит ли сражаться. Не нужно забывать, что природа учит нас тщательно выбирать на уровне клеток, личности и общества.
   5. Постоянно сосредотачивать все внимание на светлых сторонах жизни, на действиях, которыми можно улучшить свое положение. Стараться забывать о безнадежно отвратительном и тягостном. Произвольное ответвление — самый лучший способ уменьшить стресс. Мудрая немецкая пословица гласит: “Берите пример с солнечных часов — ведите счет лишь радостным дням”.
   6. Вспоминать о былых успехах. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с воспоминаниями о’былых успехах. Такое преднамеренное воспоминание — действенное средство восстановления веры в себя, которая необходима для будущих побед. Даже в самой скромной карьере есть что-то, о чем можно с гордостью вспомнить, и это помогает, когда все кажется беспросветным.
   7. Интересна притча о кольце царя Соломона. По преданию, царь владел кольцом, на котором было выгравировано: “Все проходит”. В минуты горя и тяжелых переживаний царь Соломон смотрел на надпись и успокаивался. Но однажды случилось такое несчастье, что мудрые слова вместо того, чтобы утешить, вызвали у него приступ раздражения. В ярости сорвал он кольцо с пальца и бросил его на пол. Когда оно покатилось, Соломон вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Заинтересовавшись, он поднял кольцо и прочитал следующее: “И это пройдет”. Данная, казалось бы, сверхтрагическая ситуация тоже была предусмотрена вековой мудростью. Горько рассмеявшись, Соломон надел кольцо и больше с ним не расставался.
   8. Если предстоит какое-то удручающе неприятное дело, но необходимое для достижения цели, не нужно его откладывать.
   9. Стараться выработать в себе несокрушимое спокойствие во всех случаях жизни. Это лучшая защита и оружие от любого врага. Не следует волноваться. Только на трудностях человек учится находчивости, терпению и великому спокойствию.
   10. Не нужно забывать, что люди не рождаются равными, хотя, конечно, они должны иметь равные возможности. В свободном обществе продвижение человека зависит от его достижений. Всегда будут вожди и ведомые, но вожди и нужны лишь до тех пор, пока они служат своим последователям, вызывают любовь, уважение, благодарность.
   11. Нет готового рецепта успеха, пригодного для всех. Единственная общая черта — подчинение биологическим законам, которые управляют всеми живыми созданиями. Поэтому естественный кодекс, основанный на специфических механизмах адаптации ближе всего подходит к тому, что можно считать общим принципом.
   Организм человека обладает исключительными возможностями к автоматическому регулированию в ответ на стрессовые воздействия, неважно — физические или психические. Деятельность внутренних органов управляется вегетативной нервной системой, осуществляющей свои действия автономно, без сознательного вмешательства. Однако люди уже давно занимались преднамеренным управлением своими телесными процессами, воздействуя определенными методами, такими как самовнушение.
   Аутотренинг может повысить волевой тонус, вызвать чувство бодрости, пригасить любую нежелательную вспышку эмоций. Он эффективен для мобилизации мыслительных процессов, усиления функции памяти и интеллекта. При разумном использовании механизма самовнушения оно с полным правом становится “полководцем человеческой силы”.

Читайте также:  Синдром патау у плода причины

14.6.3. Выводы

   Учение о стрессе углубило представления о механизме образования общих типов адаптации, характерных для живых систем в целом:
   1. Существование общего адаптационного синдрома, или стресса, свидетельствует о единстве всего живого, взаимосвязи тождества и различия, устойчивости и изменчивости в организации живых систем.
   2. Благодаря учению о стрессе стала понятна роль адаптации отражения.

Источник

Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс от др.-греч. εὖ- «хорошо») и отрицательную (дистресс от др.-греч. δυσ «потеря») формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой, лишение сна и другие стрессы (облучения и т. д.).

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

В результате единичной или повторяющихся стрессовых, психотравмирующих ситуаций, таких, как, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма, сексуальное насилие, либо угроза смерти, может возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство, представляющее собой тяжёлое психическое состояние[1].

История термина

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon[2]) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response)[3][4][5].

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому[6], но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Физиология стресса

Общий адаптационный синдром (ОАС)

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса

— Ганс Селье, «Стресс жизни»[7]

Еще в 1920-е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
  2. стадия сопротивляемости
  3. стадия истощения

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

— Ганс Селье, «Стресс жизни»[7]

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Адаптационная энергия

Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г.[8] предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола). В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим.
Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму[9] (кавычки означают, что эти аксиомы не дают истинной аксиоматики в математическом смысле):

  1. Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.
  2. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.
  3. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.
  4. Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

В 1952 году Голдстоун[10] предложил критику и развитие теории Селье. Он дополняет лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. Голдстоун утверждает, что такое описание адаптации с помощью адаптационной энергии чрезвычайно полезно. При этом он опровергает первую аксиому, согласно которой адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве, и демонстрирует что эта концепция даже лучше описывает эксперименты Селье, чем исходная идея постоянного адаптационного капитала. Он также использует работы Каррела[11], который изучал адаптацию к стимулам, лежащим ниже порога тревоги, и показал, что такие упражнения неспецифически усиливают («пробуждают») общую адаптационную реакцию, что противоречит чисто затратной концепции Селье, недостатки которой он впоследствии пытался преодолеть в своей концепции эустресса.

Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении её в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем её производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

Читайте также:  Респираторный дистресс синдром прогноз для

  1. Пациент, который не может справиться с болезнью, способен её преодолеть после умеренного дополнительного стимула.
  2. В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы.
  3. В результате воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.
  4. Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.
  5. Для некоторых заболеваний (в частности, заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу системы адаптации.

Аксиома Голдстоуна. Адаптационная энергия может производиться, хотя её производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя ёмкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

Современные модели адаптации и адаптационной энергии[12] базируются на идее лимитирующих факторов (впервые предложенной в 1828 г. К. Шпенглером и получившей известность в приложении к агроценозам после работ фон Либиха, 1840) и эволюционных принципах оптимальности, ведущих начало от работ Дж. Б. С. Холдейна. Адаптация представлена как эволюционно оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию наиболее вредных факторов.

Стресс и фармакология

Для терапии истощения нервной системы (которое возникает вследствие длительного (хронического) и/или интенсивного стресса) используют ноотропные лекарственные средства. Для симптоматического снижения выраженности стресса применяются анксиолитики, транквилизаторы.

Дальнейшее развитие теории стресса

Показано, что стресс (как классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) — всего лишь одна из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс — это реакция на сильные раздражители.

Описан эффект группового стресса, проявляющийся в группах и популяциях, находящихся в тяжелых условиях существования: в типичной ситуации при увеличении адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается, а в результате успешной адаптации — снижается. Наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами. На основе эффекта создан метод корреляционной адаптометрии[13]. Метод систематически используется в задачах мониторинга[14].

Применение метода множественной регрессии доказало возможность прогнозирования уровня стресса задолго до его наступления с целью выявления отдельных лиц (или групп лиц), особо подверженных стрессу. Данный метод позволяет не только заранее выявлять уровень стрессоустойчивости человека, но и с высокой точностью прогнозировать показатели уровня психического и соматического напряжения людей при стрессе[15].

Виды стресса

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться[16].

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами[16].

Использование стресса для допроса или психологической манипуляции

Детектор лжи — устройство для проверки правдивости слов человека. В программе вопросов для испытания широко используются методы, повышающие напряжение у опрашиваемого, для того, чтобы он потерял контроль над своим поведением при ответах.

Стрессовое интервью в кадровой работе — способ собеседования, при котором интервьюер намеренно создает обстановку нервозности и пытается вывести из равновесия поступающего на работу различными способами, вызывающие напряжения, в том числе неожиданными провокационными вопросами.

Эти методы хорошо описываются понятием «провокация» (и/или «троллинг»).

Показаны, например, в телесериале «Обмани меня».

Распространенные заблуждения

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

См. также

  • Стрессор
  • Неспецифические адаптационные реакции организма
  • Адаптация (биология)
  • Шок
  • Фрустрация (психология)
  • Бруксизм
  • Копинг
  • Тканевый стресс
  • Рабочий стресс
  • Стресс-прививочная терапия
  • Тип поведения D

Примечания

  1. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (англ.). — Fifth. — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — P. 271—280. — ISBN 978-0-89042-555-8. (DSM-V)
  2. E. Lescouflair, Walter Bradford Cannon: Experimental Physiologist Архивировано 16 марта 2010 года., Harvard College, 2003.
  3. Cannon, W. B., The wisdom of the body. New York: W. W. Norton, 1932.
  4. J. C. Quick and C. D. Spielberger, Walter Bradford Cannon: Pioneer of stress research, International Journal of Stress Management, Volume 1, Number 2, April, 1994, 141—143.
  5. Jerry Kennard, A Brief History of the term Stress, June 10, 2008
  6. Selye, H. A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents Архивная копия от 7 января 2008 на Wayback Machine. Nature. vol. 138, July 4 (1936), p. 32.
  7. 1 2 Ганс Селье, Стресс жизни
  8. Selye H., Experimental evidence supporting the conception of «adaptation energy», Am. J. Physiol. 123 (1938), 758—765.
  9. Schkade J.K., Schultz S., Occupational adaptation in perspectives. Ch. 7 in: Perspectives in Human Occupation: Participation in Life, By P. Kramer, J. Hinojosa, Ch. Brasic Royeen (eds), Lippincott Williams & Wilkins, Baltimore, MD, 2003, 181—221.
  10. Goldstone B., The general practitioner and the general adaptation syndrome, S. Afr. Med. J. 26 (1952), 88-92, 106—109. (The general practitioner — врач общей практики, в России соответствует участковому терапевту.)
  11. Carrel A., L’Homme, set Inconnu, Paris: Plon, 1935. — P. 261
  12. Gorban A.N., Pokidysheva L.I., Smirnova E.V., Tyukina T.A., Law of the minimum paradoxes. Bull. Math. Biol. 73(9) (2011), 2013—2044.
  13. Седов К. Р., Горбань А. Н., Петушкова Е. В., Манчук В. Т., Шаламова Е. Н. Корреляционная адаптометрия как метод диспансеризации населения // Вестник АМН СССР. — 1988. — № 10. — С.69-75.
  14. Покидышева Л. И., Белоусова Р. А., Смирнова Е. В. Метод корреляционной адаптометрии в оценке секреторной функции желудка у детей в условиях Севера // Вестник Российской Академии Медицинских наук, 1996. — № 5. — С.42-45.
  15. Щербатых Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2002, Т.1, № 3.- С.319-322.
  16. 1 2 Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса Ч. 1. Теория и методы / под общей редакцией Тарабриной Н.В.. — М.: Издательство «Когито-Центр», 2007. — С. 12—13. — 208 с. — (Психологический инструментарий). — 2000 экз. — ISBN 978-5-89353-208-1.

Литература

  • Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: психологическая антропология стресса.
  • Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.
  • Селье Г. Профилактика некрозов сердца химическими средствами. — М: Медгиз, 1961. — 207 с.
  • Селье Г. На уровне целого организма. — М: Наука, 1972. — 122 с.