Как называется синдром при котором сын и мать

Иокаста является персонажем широко известного древнегреческого мифа об Эдипе. Иокаста приходилась матерью Эдипу. Он, не зная своих настоящих родителей, получает предсказание о том, что убьет своего отца и женится на матери. Страшась предсказания, Эдип покидает своих усыновителей, считая их настоящими родителями, и таким образом осуществляет предсказание. В другой стране он убивает царя и женится на царице, и у них рождаются дети. Позднее выясняется, что царица – его мать, а убитый им царь – его отец.

Таким образом, Иокаста являлась женой собственного сына.

Из этого следует, что комплекс Иокасты – аналог комплекса Гризельды, при котором мать стремится к чрезмерной патологической опеке над сыном, перетекающей в сексуальное влечение к нему (точнее, проистекающей из сексуального влечения к ребенку, перенесенного с отца ребенка на сына). Комплекс может приводить к инцесту. Если рассмотреть скрытую сексуальность, известен термин «психологический супруг». Сын женщины может являться для нее психологическим супругом, компенсируя ей тем самым недостатки, которые тяготят ее в муже. Либидо, в данном случае, перераспределяется с мужа на сына, и он становится психологическим супругом матери. Следствием этого является материнская ревность и нежелание отдавать сына «другой женщине», попытки убедить сына в том, что все женщины недостаточно хороши для него, «замышляют против него недоброе», «хотят от него только денег» и т.д. В то же время мать, страдающая подобным комплексом, демонстрирует поведение, скорее, традиционное для сексуальной партнерши, нежели для матери: все время требует повышенного внимания, денег и утрированной заботы, игнорируя материнскую позицию (удерживает сына от выбора сексуальной партнерши и продолжения рода). Подобная мать часто устраивает ссоры сыну. Ссоры нужны, с одной стороны, как способ отчаянной борьбы за повышенную власть над сыном (попытка подавления его либидо, обращенного на других женщин), с другой стороны, как способ сексуального удовлетворения (открытая сексуальность к сыну подавлена, а «скандалы замещают секс при его невозможности»).

Комплекс Иокасты, как было отмечено выше, заключается в гипертрофированной опеке матери над сыном. В комплексе Медеи выше была выделена особенность, также заключающаяся в гипертрофированном контроле над ребенком («ребенок под колпаком»). Однако существует различие в скрытой мотивации подобной гиперопеки. При комплексе Медеи мать выставляет ограничения ребенку, исходя из энергии танатос (мешает ребенку жить из мести его отцу). При развитии у матери комплекса Иокасты, силой, побуждающей мать устанавливать ребенку логически необоснованные ограничения, выступает энергия либидо. Т.е. мать формирует у ребенка психологические барьеры из ревности, боясь потерять своего «психологического супруга».

Гиперопека матери при комплексе Иокасты формирует у ее сына множество комплексов во взаимоотношениях с противоположным полом. От матери он часто слышит внушения типа «кто же тебя полюбит так, как я», «кроме матери ты никому не нужен» и т.д. Таким образом, как было уже отмечено выше, у сына матери с комплексом Иокасты развивается не только Эдипов комплекс, но и комплексы по поводу отношений с противоположным полом, боязнь женского пола, интимофобия (боязнь личной близости) и даже может развиться боязнь интимной близости (при крайнем проявлении комплекса Иокасты у матери, сопровождающемся инцестом или прочими сексуальными действиями или намеками на них).

Таким образом, мать с комплексом Иокасты, существенно затрудняет и замедляет вступление сына в брак: она выказывает активное неодобрение всем его личным выборам, ни одна кандидатка в жены никогда ее не устроит. Такая мать борется за сына всеми средствами на правах «психологической супруги сына». Обсуждая претенденток на роль супруги сына, такие матери зачастую допускают оговорку по Фрейду, называя сына «мужем».

Борясь с претенденткой на роль супруги сына, подобная мать способна порой даже на аморальные поступки и преступления (вплоть до рукоприкладства и убийства «соперницы»). Данные крайние проявления комплекса Иокасты (как и инцест с сыном) встречаются реже. Более распространенными являются интриги против невестки (как будущей, так и настоящей). Мать с комплексом Иокасты придумывает бесчисленные провокации, позволяющие доказать несостоятельность претендентки, совершает подлог доказательств аморальности-неверности «соперницы», использует наговор – «видела ее с другим мужчиной». На самом деле мать пытается доказать сыну, что она лучше претендентки. Она клеймит возможную невестку в бесхозяйственности, аморальности, непрактичности и многих прочих грехах, несовместимых с ее точки зрения со счастливым браком. Таким образом, она разрушает многие отношения сына. Новых претенденток она может сравнивать с бывшими, от которых отбила сына. Она выделяет достоинства потерпевших поражение в схватке с ней претенденток, сравнивая с ними нынешних (не в пользу нынешних), намекает она тем самым на то, что «новая еще хуже предыдущей». Делает она это, осознавая безопасность потерпевших поражение в схватке с ней несостоявшихся невесток.

Мать-Иокаста, сталкиваясь с соперницей (невесткой) начинает требовать повышенного внимания от сына. Это характерно для матери с комплексом Иокасты и при отсутствии соперницы, но при ее наличии ее требования доходят до абсурда. Она жалуется на невнимание сына («только она тебе нужна, совсем забыл мать»). Может претвориться больной или заболеть истерическим заболеванием. Подобным поведением она добивается психологического истощения (выгорания) сына, и ему в такой ситуации становится «не до любви».

Воспринимая сына как «психологического супруга», матери с комплексом Иокасты не хотят и внуков от соперницы. Т.е., инстинкт продолжения рода у матери-Иокасты в данном случае отходит на второй план или исчезает совсем. Если внуки все-таки появляются, к ним подобные матери-Иокасты относятся достаточно безразлично. Однако возможно возникновение в дальнейшем комплекса Иокасты по отношению уже к внуку мужского пола.

Исходя из вышеотмеченного подавления у матери-Иокасты инстинкта продолжения рода (мешает появлению внуков, отговаривает сына и, возможно, невестку, от рождения детей, при наступлении беременности уговаривает невестку пойти на аборт), возможно предположить, что риск возникновения комплекса Иокасты велик у женщин, относящихся к типу «женщина-проститутка» по О. Вайнингеру.

«Женщины-проститутки» (О. Вайнингер), у которых преимущественно и развивается комплекс Иокасты, к своим детям женского пола демонстрируют безразличие, как и к внукам женского пола. Ребенок мужского пола (сын или внук) становится их фаворитом на фоне явного безразличия к детям и внукам собственного пола. Подобная привязанность к сыну (внуку), основанная на латентных мотивах (комплекс Иокасты), как правило, направляется на одного ребенка мужского пола (даже если детей или внуков противоположного пола несколько), т.е. избирается один «психологический супруг». На «психологического супруга» (своего Эдипа) мать-Иокаста направляет все свое либидо, обделяет вниманием остальных детей.

Комплекс Иокасты развивается только по отношению к ребенку противоположного пола, в отличие от комплекса Медеи, при котором фактор пола ребенка не имеет принципиального значения, однако, отождествление ребенка с отцом происходит сильнее, если ребенок того же пола, что и отец, и по отношению к ребенку мужского пола возможны более крайние проявления комплекса. Таким образом, комплексы Медеи и Иокасты возникают у матерей по отношению к детям мужского пола (комплекс Иокасты – прямая зависимость, комплекс Медеи – косвенная зависимость). Комплекс Медеи может проявляться и по отношению к детям женского пола, поскольку мать все равно идентифицирует их с отцом, как его потомство.

Таким образом, возможно вывести положения:

— Комплекс Иокасты заключается в безотчетном стремлении вступить в инцест со своим сыном;

— Комплекс Иокасты заключается в присвоении матерью роли «психологического супруга» сыну;

— Комплекс Иокасты заключается в гиперопеке над сыном (внуком), имеющей целью исключить личные отношения сына с противоположным полом и продолжение рода сыном.

Таким образом, комплекс Медеи и комплекс Иокасты являются двумя компенсаторными реакциями на неудовлетворение у матери либидо с сексуальным партнером. Танатос обращается на ребенка (детей), отождествляемых с их отцом, при комплексе Медеи. В случае комплекса Иокасты, на ребенка (мужского пола), обращается либидо.

Источник

Чаще всего комплексу подвержены сыновья матерей-одиночек. Из-за ошибок родителей проблема ребенка может остаться на всю жизнь. На какие симптомы «нездоровой любви» нужно обратить внимание и что делать, если «процесс» уже запущен?

Эдипов комплекс — влечение к родителю противоположного пола, которое сопровождается враждой и ненавистью к другому родителю. Эдипов период проявляется в возрасте 2-3 лет. При правильной реакции мамы и папы, проблема должна исчезнуть до 6-летнего возраста. Но неправильные действия могут создать из Эдипова периода настоящий комплекс.

Признаки, что вы воспитываете “Эдипа”

Чаще эта проблема появляется у мальчиков. У девочек (комплекс Электры) — явление редкое.

  • Сын привязан к матери, старается ей угодить, лезет целоваться, с отцом отношения напряжены.
  • Мальчик ревнует и обижается, когда папа открыто проявляет нежность и ласку к маме.
  • Ребенок испытывает чувство собственничества к родителю.
  • Малыш может запросто влезть между парой, когда те обнимаются и будет препятствовать им .

“Мой сын говорит о том, что папа плохой, он нам не нужен и только мешает. Обвиняет его во всех бедах в мире” . Так может проявляться Эдипов период еще в возрасте задолго до полового созревания. На этом этапе уже необходимо принимать меры и выстраивать правильное общение с ребенком, чтобы проблема не переросла в комплекс.

Читайте также:  Синдром аспергера тест у детей

Девочка готовится к приходу папы после работы, наряжается, красит ногти — играет роль мамы. Испытывает неприязнь к матери, обзывается, пытается сделать ей пакость. В подростковом возрасте нерешенная «детская» проблема может лишь усугубиться. Ребенок может начать врать и пытаться очернить репутацию родителя противоположного пола, пытаясь рассорить супругов. А позднее это может перерасти в сексуальное влечение к члену семьи. Но почему возник Эдипов комплекс? Что не так сделали родители?

Причины возникновения

Как говорилось выше, все дети переживают Эдипов период с 2 до 6 лет, но некоторая часть из него «не вырастает». «Нездоровая» любовь матери к сыну, чрезмерная ласка, поцелуи в губы — все это мостик к взращиванию связи на сексуальном уровне. Часто женщины переодеваются при мальчике, не задумываясь о том, что такое поведение ни к чему хорошему не приведет.

С другой стороны, нехватка материнского внимания, когда она больше времени уделяет мужу, может вызвать в ребенке желание добиться всеми возможными способами расположения мамы.

Примерно такие же причины у комплекса Электры. Девочке очень хочется добиться внимания папы, такой же любви, какую он дарит маме. Отсюда идет соперничество за первое место в жизни мужчины.

Зачастую Эдипову комплексу подвержены мальчики из неполной семьи, где нет отца. В ситуациях, когда мама скандально рвет отношения с супругом, сохраняет обиду и посвящает всю себя воспитанию «настоящего мужчины», не такого, как его папа.

«Ты моя опора, мой лучший в жизни мужчина, моя надежда» — так говорить нельзя. На ребенка падает ответственность, с которой нелегко справиться в малом возрасте. Мальчик чувствует, что должен занять место отца и стать в доме хозяином. Но когда мать оправится от расставания с мужем и построит новые отношения, ребенок может быть не готов попрощаться со званием главного мужчины в семье и всячески препятствовать появлению нового хозяина в доме.

Что делать?

Если проблема уже появилась, то необходимо в мягкой, но убедительной форме донести до подростка, что родителей ничто не может разлучить. Когда сын попробует сказать отцу колкость, оскорбить и унизить перед матерью, нужно уметь ответить так, чтобы не оттолкнуть еще дальше ребенка агрессией, но дать понять, что занять место папы — невозможно.

Ситуация:

Мальчик критикует при маме внешний вид отца, говорит о том, что нос у него кривой и весит мужчина как шкаф.

Ответ папы:

“Зато меня мама и таким любит, потому что я прекрасный человек. Однажды ты тоже встретишь девушку, которая полюбит тебя таким, какой ты есть”

Ситуация:

Дочка рассказывает отцу неправду о том, что мама плохо готовит, не наводит дома чистоту. Женщина разговор услышала из кухни.

Ответ мамы:

“Папа полюбил меня не за то, что я готовлю и прибираю дом, а потому что я добрая и честная женщина. В твоей жизни тоже когда-нибудь появится мужчина, который полюбит тебя за твои внутренние качества.

Ситуация:

Мальчик сообщил маме, что папа влюбился в продавщицу из магазина рядом с домом и ему будет лучше уйти к ней.

Ответ родителей:

“Папа любит маму, а женщину в продуктовом он уважает за то, что та продает самые свежие ватрушки.

Главное показать ребенку, что конкурировать за место родителя — бесполезно. Не нужно допускать ошибки, которые описаны в причинах возникновения проблемы и тогда удастся побороть Эдипов комплекс еще на этапе его зарождения. Если не принять меры в детстве, то в будущем сын будет испытывать трудности в отношениях с противоположным полом и искать в них цвет волос как у мамы, мягкий голос, борщ и т.д.

Источник

Каждому практикующему психологу приходилось иметь дело с этим странным и печальным явлением. Это выглядит так, что мать превращает своего сына в «психологического мужа». Или, по выражению Юнга, она переносит свой эрос на сына.

Этот комплекс часто встречается, когда женщины растят своего сына в одиночку, или, когда ее сильно не устраивает супруг и она переносит все свои ожидания на сына.

К чему приводит чрезмерная опека

Такая матери стремятся к чрезмерной опеке над сыном, граничащей с духовным насилием. Она «обожает и боготворит» сына, считает его гением, «посвящает ему всю жизнь». На деле же стремится к тотальному контролю, управляет его развитием и карьерой.

Она все время требуют к себе повышенного внимания, и при попытке сына отделиться и стать самостоятельным, создать свою семью — мать сделает все, чтобы этого не произошло. Она будет держать сына в постоянном напряжении, подвешивать ему чувство вины.

Следствием переноса на сына роли своего мужчины, является материнская ревность и неготовность отдавать сына «другой женщине». Она будет убеждать его в том, что все женщины недостаточно хороши для него.

Мать, страдающая подобным комплексом, ведет себя подобно сексуальной партнерше, а не матери: все время требует повышенного внимания, денег, утрированной заботы, полностью игнорируя свою материнскую роль и интересы сына.

Такая мать постоянно привлекает внимание сына к себе всеми способами, скандалами, но чаще всего использует здоровье: «Мне так плохо, у меня давление, я наверное скоро умру. Ну вот, ты приехал и мне стало легче». При этом совершенно не учитывается, что он мчался через весь город, бросив свою семью и работу.

«Ты у меня такой хороший мальчик, и любишь маму.»- внушает она ему с самого детства.

Еще твердит: «Никто не будет любить тебя так, как я. Кому ты нужен кроме меня…»

Или «Этой женщине от тебя нужны только деньги, она недостойна тебя…»

Мать все время будет доказывать, что она лучше и любая другая женщина является для нее соперницей. Она неосознанно делает жизнь сына в его семье с женой невыносимой, заставляя его все время разрываться между женой и матерью, испытывать удушающее чувство вины, что он плохой сын и плохой муж.

Ведь мама — «это главный человек в моей жизни», думает он. «Она всю свою жизнь отдала мне, а я неблагодарный, бросаю ее, оставляю совсем одну…»

Постепенно у такого мужчины формируется устойчивое убеждение, что только от него зависит мамино здоровье. Что если он будет себя хорошо вести, то мама не будет болеть и долго проживет.

В подобных ситуациях несчастны все: мать, сын, супруга сына, его дети. А печальнее всего, что частенько такие мужчины вообще оказываются неспособны иметь полноценные отношения с женщиной и создать свою семью.

И даже после смерти матери, нависающий над ним «дух» ушедшей продолжает властвовать над его сознанием.

Таких случаев в моей практике много. Мужчине в этой ситуации очень сложно освободиться, «Ведь всю жизнь мама так заботилась о нем».

Его убежденность в собственной вине, по поводу многочисленных болезней матери, а потом и ее смерти, бывает крайне сильна.

Какие варианты развития в таких ситуациях?

Приведу несколько примеров:

1. Мужчина все же находит в себе силы отделиться от матери, но его влечет к властным женщинам, похожим на нее. Как только у него возникает привязанность, он тут же пугается зависимости и сбегает из отношений.

2. Он «женится» на своей работе и становится трудоголиком, или уходит в любой другой запой — алкоголь, игровая зависимость…

3. Он создает одну семью за другой, но мать постоянно влезая в его отношения с женой, разрушает их.

4. Мужчина озлобляется на женщин и подспудно мстит им за то, что мать сделала с ним. Например, находит женщин, похожих на нее, затем стремится подавить их, сломать их волю.

Читайте также:  Псевдобульбарный синдром у детей симптомы

5. Он полностью лишается воли. Не женится, живет с мамой, пока она не умрет, а остаток жизни проводит в одиночестве.

6. Реже, но такое тоже бывает, мужчина становится подобием своей матери, строит похожие отношения со своей супругой или ребенком, формируя их полную зависимость от себя и удушая их своей «заботой и любовью», стремясь к тотальному контролю над ними.

Конечно, есть еще варианты, но пожалуй я остановлюсь на этих нескольких примерах.

Таким мужчинам, если они обращаются за помощью к психологу, нужно огромное мужество, готовность переносить душевную боль, противостоять обвинениям и проявлять стойкость своей позиции.

Правда частенько они обращаются за помощью тогда, когда сами уже очень больны, страдают мигренями и гипертонией, когда уже потеряли семью, или очень близки к этому. Их сердце разрывается. Они часто рассказывают, что уже перенесли инфаркт.

Я помню, одного такого мужчину, очень умного и образованного, прекрасного специалиста в своей области.

Когда он, после нескольких сеансов осознал происходящее, понял, что всю жизнь был «мужем» для своей матери, сказал: «Ну что же, теперь поздно, пусть доедает меня. Мне проще отдать себя на съедение, чем потом всю жизнь жить с мыслью, что мое отдаление убило ее.»

Меньше чем через год он скончался от инфаркта…

Что тут скажешь, в подобных ситуациях несчастны все…

Автор: Леа Веденски

Источник

Подавляющая гиперопека считается самым неблагоприятным типом семейного воспитания. Основным образом, она проявляется сильнейшим контролем со стороны родителей ребенка. Главным действующим лицом в данной жизненной ситуации считается «шизофреногенная мать».

Кавычки здесь неспроста. «Шизофреногенная мать» (schizophrenogenic mother) – термин, определяющий тип матери, доминирующей и не заинтересованной в потребностях других (Психологическая энциклопедия). То есть это совершенно здоровая женщина, не имеющая патологии.

Такой тип матери определяется сильной тревожностью и властностью. Она осуществляет постоянный контроль за действиями ребенка. Своей задачей считает расписать каждый его шаг (в тяжелых случаях – до пенсии оного) и зорко следит за четким исполнением написанного плана.

В трудную ситуацию детей ставит и амбивалентность таких матерей, из которой возникает двойная связь. В этой ситуации ребенок совершенно не понимает, чего хочет его мама. Она может сказать ему: «Иди гуляй», но при этом все ее движения, мимика, то есть невербальные проявления, будут кричать: «Стой здесь, не ходи никуда!». А дети, как правило, очень чувствительны к таким моментам.

«Шизофреногенная мать» не умеет проявлять любовь, материнскую заботу и ласку. Она не интересуется делами и проблемами своего дитя. Вся ее жизнь сосредоточена лишь на том, чтобы требовать с него постоянного подчинения, выполнения уже составленного ей распорядка. Например, ребенок приходит из школы. Она не станет интересоваться, как у него дела, как он играл сегодня с друзьями (и есть ли они у него вообще), что ему понравилось изучать. Ее интересуют только цифры: какие оценки получил.

При таком воспитании ребенок вырастает эмоционально холодным, не умеющим проявлять свои чувства к людям, человеком, который не чувствует социальных норм, правил общества; все его действия пассивны – он ждет распоряжений; у него отсутствуют какие-либо желания и интересы. Он не понимает окружающий его реальный мир, а мир не понимает и не принимает его, считая чудаком «не от мира сего».

Недаром Эрнст Кречмер, психолог, назвал склонных к шизоидному типу детей «мечтой и радостью матерей». Они никогда не осмелятся ослушаться, высказать свое несогласие или поступить по-своему.

При этом внутренняя жизнь ребенка будет яркой, бурлящей, фантазийной. Там он будет настоящим героем для себя, самостоятельно принимающим решения, мечтающим, ненасытным в деятельности. Но все это будет скрыто за каменной стеной, которая будет отрицательно реагировать на малейшее вторжение на «закрытую территорию».

Это классический пример того, как происходит патологическое развитие личности при неправильном воспитании. Именно вследствие этого формируется шизоидный («шиза» – «расщепление») тип акцентуации характера, который может перерасти в патологию различной степени тяжести.

Личностные особенности родителей оказывают существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Ярким примером, подтверждающим это положение, является концепция шизофреногенной матери (Фромм — Райхманн, 1948). Шизофреногенная мать — деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Поэтому отец пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. В результате ребенок уступает позиции и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, противоборствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу (Б. Суран, Дж. Риццо, 1979).

***

Годы спустя знаменитый клиницист, придерживающийся психодинамической теории, Фрида Фромм-Рейчман (Fromm-Reichmann, 1948), развила представление Фрейда о том, что холодные или чрезмерно заботящиеся о воспитании родители могут привести в движение шизофренический процесс. Она описывала матерей людей, страдающих шизофренией, как холодных, доминантных и незаинтересованных в потребностях ребенка. Согласно Фромм-Рейчман, эти матери говорят о своем самопожертвовании, но на самом деле используют детей для удовлетворения собственных нужд. Одновременно практикуя гиперопеку и отвергая ребенка, они дезориентируют его и тем самым готовят почву для шизофренического функционирования. Исследовательница назвала их шизофреногенными (вызывающими шизофрению) матерями.

Шизофреногенная мать — предположительно холодный, доминирующий и безучастный к потребностям других тип поведения. Раньше считалось, что такая мать может спровоцировать развитие шизофрении у своего ребенка.

***

Ребенок, не сумевший успешно пройти параноидно-шизоидную стадию, вступает в латентную фазу развития шизофрении. На этом этапе он не дает родителям поводов для волнений и выглядит как все нормальные дети, а часто даже кажется более нормальным, чем они (более удобный ребенок и кажется матери более нормальным — подобно тому, как умной мы называем послушную собаку, и наоборот). Такой ребенок быстро развивается, рано начинает говорить, легко отлучается от груди и привыкает к новой пище, быстро усваивает правила гигиены, редко плачет — одним словом, не доставляет матери беспокойства. Это значит, что ребенок боится проявлять свои собственные желания и настаивать на их выполнении; он существует, чтобы выполнять желания матери. Ситуация действительно страшная; но шизофреногенная мать воспринимает ее как прекрасную, а своего запуганного ребенка, не смеющего быть самим собой — как идеального. Требования шизофреногенной матери, ее ожидания и формируют у ребенка первоначальную систему «ложного я». Негативные ожидания сформируют, соответственно, «отвратительного ребенка»; но, как правило, шизоидные дети очень «правильные», послушные, честные — т.е. очень удобные для родителей и воспитателей. Из них вырастают такие же удобные для всех взрослые — со сложной системой «ложного я», отвечающей ожиданиям многих людей, которых шизоид считает опасными для себя. Но в какой-то момент баланс между полномочиями «истинного» и «ложного» я нарушается — «ложное я» становится все более автономным и контролирующим все большее число аспектов бытия шизоида. «Истинное я» катастрофически теряет ощущение как реальности мира, так и собственной реальности. Использование экстремальных методов для возобновления ощущения собственной реальности (эксцентричность) и характеризует фазу анормального поведения.

Несчастный ребенок при всем желании не способен соответствовать ожиданиям родителей. Выхода из этой ситуации нет; любое движение невозможно, как невозможно и само продолжение жизни. И шизофрения по Лэнгу представляет собой «особую стратегию, придуманную человеком для того, чтобы жить в непригодной для жизни ситуации».

***

Шизофреногенная мать — чрезмерная собственническая любовь, чрезмерное вмешательство в отношения ребёнка с другими детьми. Или холодность, отчуждение, садистские тенденции…

если человек не оправдывает собственных ожиданий — происходит раздвоение собственного Я.

***

«отвергающая мать», «сверхопекающая» и шизофреногенная матери — реальные матери, называемые так психиатрами и аналитиками за их патогенное влияние на своих отпрысков (см. СВЕРХ- и ШИЗОФРЕНОГЕННЫЙ).

***

Возникает вопрос: чем вызывается шизофрения? Почему у некоторых людей не развивается или слабо развивается распознавание сигналов, означающих уровни коммуникации? Причины этого Бейтсон обнаружил в детстве шизофреника, в его семейном окружении. Как показало детальное изучение «шизогенных» семей, с подробной киносъемкой, ребенок в такой семье находится в особых условиях, и ключевое положение в развитии болезни чаще всего занимает его мать. То, что при этом происходит, плохо вяжется с обычным представлением о материнской любви. В таких семьях мать «вгоняет» ребенка в шизофрению с помощью точно описанного механизма, который Бейтсон назвал «двойной связкой».

Читайте также:  Статистика рождения синдрома дауна по годам

Прежде всего, надо расстаться с иллюзией, будто все матери любят своих детей. В нашей стране, где брошенные, отвергнутые матерями дети превратились в социальную проблему, можно было бы говорить об особой патологии, связанной с общественной катастрофой. Но гораздо раньше, в условиях «благополучного» буржуазного общества психологи заметили, что значительная доля матерей в действительности перестает любить своих детей в возрасте 5-6 лет. Эрих Фромм описывает в своей книге «Искусство любить» истерическое поведение таких матерей, выражающих в бурных сценах ненависть к своим детям, и советует верить этим чувствам. Объяснение, по Конраду Лоренцу, состоит в том, что общий всем приматам материнский инстинкт угасает, когда дети достигают указанного возраста. Но у человека воспитание ребенка втрое дольше, поскольку развитие мозга гораздо сложнее; это явление – так называемая неотения – привело к возникновению другого, чисто человеческого инстинкта материнской любви, действующего в течение всей жизни. Механизм этого сравнительно молодого вторичного инстинкта, как это всегда бывает в эволюции, менее надежен, чем действие древних инстинктов, и «включение» его после «выключения» первичного инстинкта часто не срабатывает. В таких случаях матери и в самом деле не любят своих детей, хотя по социальным причинам вынуждены изображать отсутствующее у них чувство. Конечно, эти несчастные женщины не понимают подсознательных процессов, о которых идет речь, но попытки обмануть подсознание к добру не ведут. Другая причина, мешающая развитию материнской любви, – это нелюбовь к мужу, сознательная или нет, которая сплошь и рядом переносится на ребенка.

Мать, не любящая своего ребенка, но вынужденная имитировать отсутствующее чувство, представляет гораздо более частое явление, чем принято думать. Она не выносит сближения с ребенком, но пытается поддерживать с ним связь, требуемую приличием. Ребенок, нуждающийся в материнской любви, инстинктивно тянется к матери, поощряемый ее словесным обращением. Но при физическом сближении у такой матери начинает действовать механизм отталкивания, который не может проявиться в прямой и недвусмысленной форме и маскируется каким-нибудь косвенным способом: мать придирается к ребенку по любому случайному поводу и отталкивает его, высказывая это на более абстрактном уровне, чем первичный уровень «материнской любви». У ребенка находится какой-нибудь недостаток, он всегда оказывается в чем-нибудь виноват; например, его любовь к матери объявляется неискренней, потому что он не сделал того или другого. Таким образом, ребенок воспринимает противоположные сообщения, выражающие притяжение и отталкивание, и обычно на разных логических уровнях: притяжение выражается в более простой и прямой форме, а отталкивание – в более сложном, замаскированном виде, с помощью несловесной коммуникации или рассуждений, ставящих под сомнение его любовь к матери.

Складывающийся таким образом стереотип связи между матерью и ребенком продолжается и тогда, когда ребенок идет в школу. Внушения матери в таких случаях тоже имеют двойной характер: на низшем уровне мать внушает ему, что он не должен драться с Петей, Васей и т.п., а на высшем, более абстрактном уровне – что он должен «защищать свое достоинство», «не давать себя в обиду», и т.д. Конечно, во всех случаях ребенок оказывается виновным, поскольку он не исполняет либо первого, прямого внушения, либо второго, косвенного. Этот конфликт между двумя уровнями общения, при котором ребенок «всегда виноват», и называется двойной связкой. Открытый таким образом механизм двойной связки вовсе не ограничивается отношениями между матерью и ребенком, но представляет весьма распространенную патологию человеческого общения.

Бейтсон иллюстрирует эти отношения клиническими примерами. Приведем один из них (G. Bateson, Steps to an Ecology of Mind, Ballantine Books, N.Y., 1972).

«Молодого человека, только что вышедшего из острого приступа шизофрении, навещает в больнице его мать. Обрадовавшись ей, он импульсивно обнимает ее за плечи, на что она отвечает оцепенением. Он отводит руку, и она спрашивает: «Разве ты больше не любишь меня?» Он краснеет, а она говорит: «Милый, ты не должен так смущаться и стыдиться своего чувства». Пациент едва смог пробыть с ней несколько минут. Сразу же после ее ухода он напал на ассистента, и его пришлось связать.

Конечно, этого можно было избежать, если бы молодой человек способен был сказать: «Мама, ведь я видел, что тебе было неприятно, когда я тебя обнял, что тебе трудно было принять мое чувство». Но у шизофренического больного такой возможности нет. Его глубокая зависимость и его опыт не позволяют ему комментировать поведение его матери, она же комментирует его поведение и вынуждает его принять всю законченную последовательность действий. При этом пациент испытывает следующие трудности:

(1) Реакция матери, не принимающей чувства своего сына, искусно прикрывается осуждением его жеста замешательства, а пациент, приняв это осуждение, отрицает тем самым свое восприятие происшедшего.

(2) Высказывание «Разве ты больше не любишь меня?» в этом контексте означает, по-видимому:

(а) «Меня надо любить».

(б) «Ты должен любить меня, а иначе ты плохой сын и виноват передо мной».

(в) «Ты ведь любил меня раньше, а теперь не любишь», и тем самым внимание смещается с выражения его чувства на его неспособность чувствовать. Для этого у нее есть основания, поскольку он также ненавидел ее, и он, соответственно, отвечает на это чувством вины, на которое она реагирует нападением.

(г) «То, что ты только что выразил, не было любовью»

Возникает безвыходная дилемма: «Если я хочу сохранить мою связь с матерью, я не должен показывать ей, что люблю ее, но если я не покажу, что люблю ее, я ее потеряю».

Вовсе не всегда такой конфликт приводит к катастрофическим последствиям. Здоровая реакция ребенка на бессознательное лицемерие матери – это сопротивление: почувствовав противоречия между требованиями матери, ребенок начинает их «комментировать», доказывая несправедливость матери и свою правоту. Но если мать реагирует резким запретом комментировать ее поведение (например, угрожая покинуть ребенка, сойти с ума или умереть, и т.д.) и тем самым не позволяет ему сопротивляться, то у ребенка подавляется способность различать сигналы, обозначающие характер коммуникации, что и составляет зачаток шизофрении. Иногда может помочь вмешательство отца, но в «шизогенных» семьях отец слаб и беспомощен.

Если ребенок имеет возможность сопротивляться противоречивым требованиям матери, это, конечно, нарушает спокойствие семьи, но у такого ребенка есть шансы вырасти здоровым: он научится распознавать сигналы, определяющие логические уровни сообщений. В более абстрактном требовании он распознаёт отрицание более конкретного, возмущается и не всегда повинуется, но отнюдь не смешивает две стороны «связки».

Иначе складывается дело, если ребенок не может сопротивляться. Ребенок учится не различать логические типы сообщений, делая тем самым первый шаг к шизофрении. На претензии матери он отвечает теперь искренним непониманием, так что его считают «ненормальным». А потом этот же шаблон отношений переносится на других людей; но это вовсе не значит, что такой ребенок непременно станет психически больным. Он ходит в школу, проводит время вне семьи и может постепенно научиться различать «сигналы переключения контекстов», если его отношения с «шизогенной» матерью были не слишком интенсивны. Может быть, он будет делать это не так хорошо, как другие; вероятно, у него не особенно разовьется чувство юмора, и он не будет так заразительно смеяться, как его друзья.

***

Специфика шизофреногенной матери заключается в злокачественной форме ее неспособности быть матерью. Эти псевдоматери получают полную власть над маленьким ребенком, зависящим от их помощи. Более благоприятной формой шизофреногенной матери (Pankow, 1968) являются т. н. дети матери, ожидающие от своих собственных детей, чтобы он; обращались с ними как их матери.

Мать, индуцирующая психосоматическое расстройство, реагирует либидинозно лишь на дефекты и болезни своего ребенка, в противоположность матери, индуцирующей перверсию, у которой либидинозно загружены все действия, касающиеся здорового тела ребенка, напр. церемония мытья, одевания, манипулирования мужскими или женскими гениталиями ребенка. Обе матери игнорируют при этом растущую идентичность Я ребенка. С последней обращаются как с вещью, либидинозно занятым предметом, а не полноправной развивающейс