Классификация синдромов поражения головного мозга

Классификация синдромов поражения головного мозга thumbnail
Подробности

Категория: Основы нейропсихологии

Нарушение ВПФ может иметь различные проявления: в форме грубого расстройства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции.

Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, т. е. на выделении области поражения мозга. В связи с этим их в первую очередь делят на синдромы поражения корковых отделов и синдромы поражения подкорки.

Корковые нейропсихологические синдромы возникают при поражении вторичных и третичных полей коры больших полушарий. В свою очередь их можно разделить на две категории: синдромы, возникающие при поражении задних отделов мозга, и синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.

Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий имеют общие черты. Их основу составляют гностические, мнестические и интеллектуальные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов. К ним относят:

— синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры больших полушарий. Проявляются в нарушении зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного пространства, а также в нарушении оптико-пространственного анализа и синтеза;

— синдромы поражения зоны ТРО (третичных височно-теменно-затылочных отделов коры). Данные нарушения приводят к трудностям ориентации во внешнем зрительном пространстве, конструктивной апраксии, расстройству наглядных мыслительных процессов;

— синдромы поражения коры теменной области мозга. В основе этих синдромов лежит нарушение модально-специфических кожно-кинестетических факторов (тактильные агнозии, соматоагнозии);

— синдромы поражения конвекситальной (наружной) коры височной области мозга. Их повреждение приводит к нарушению фонематического слуха, слуховой агнозии, амузии;

— синдромы поражения коры медиобазальных (внутренних) отделов височной области коры больших полушарий. Проявляются в виде модально-неспецифических нарушений памяти, сознания и эмоциональной сферы.

Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий также не являются однородными и могут проявляться в виде двух синдромов:

— синдром поражения премоторных отделов коры, связанный с нарушением плавности, автоматизированности, последовательности движений;

— синдром поражения коры префронтальной области мозга. Центральными симптомами здесь являются общие нарушения поведения и изменение личности больного.

Что касается синдромов поражения подкорки, то они изучены недостаточно. Но в литературе есть материал о трех типах нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких структур мозга:

— синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга, проявляющиеся в виде нарушений памяти, внимания и эмоциональных процессов;

— синдромы поражения срединных комиссур мозга. Проявляются в виде нарушения координации движений, затруднения в назывании предметов, попавших в левое поле зрения, а также в форме дископии — дисграфии;

— синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур (базальные ганглии). В него входит широкий спектр нарушений, которые характерны для поражения как передних, так и задних отделов мозга.

Источник

Нарушение ВПФ может иметь различные проявления: в форме грубого расстройства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции. Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, т. е. на выделении области поражения мозга. В связи с этим их в первую очередь делят на синдромы поражения корковых отделов и синдромы поражения подкорки.

Корковые нейропсихологические синдромы возникают при поражении вторичных и третичных полей коры больших полушарий. В свою очередь их можно разделить на две категории: синдромы, возникающие при поражении задних отделов мозга, и синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.

Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий имеют общие черты. Их основу составляют гностические, мнестические и интеллектуальные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов. К ним относят:

— синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры больших полушарий. Проявляются в нарушении зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного пространства, а также в нарушении оптико-пространственного анализа и синтеза;

— синдромы поражения зоны ТРО (третичных височно-теменно-затылочных отделов коры). Данные нарушения приводят к трудностям ориентации во внешнем зрительном пространстве, конструктивной апраксии, расстройству наглядных мыслительных процессов;

Читайте также:  Мкб 10 синдром пустого турецкого седла что это

— синдромы поражения коры теменной области мозга. В основе этих синдромов лежит нарушение модально-специфических кожно-кинестетических факторов (тактильные агнозии, соматоагнозии);

— синдромы поражения конвекситальной (наружной) коры височной области мозга. Их повреждение приводит к нарушению фонематического слуха, слуховой агнозии, амузии;

— синдромы поражения коры медиобазальных (внутренних) отделов височной области коры больших полушарий. Проявляются в виде модально-неспецифических нарушений памяти, сознания и эмоциональной сферы.

Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий также не являются однородными и могут проявляться в виде двух синдромов:

— синдром поражения премоторных отделов коры, связанный с нарушением плавности, автоматизированности, последовательности движений;

— синдром поражения коры префронтальной области мозга. Центральными симптомами здесь являются общие нарушения поведения и изменение личности больного.

Что касается синдромов поражения подкорки, то они изучены недостаточно. Но в литературе есть материал о трех типах нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких структур мозга:

— синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга, проявляющиеся в виде нарушений памяти, внимания и эмоциональных процессов;

— синдромы поражения срединных комиссур мозга. Проявляются в виде нарушения координации движений, затруднения в назывании предметов, попавших в левое поле зрения, а также в форме дископии — дисграфии;

— синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур (базальные ганглии). В него входит широкий спектр нарушений, которые характерны для поражения как передних, так и задних отделов мозга.

Синдромы поражения затылочных отделов коры

Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются прежде всего работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) и прилегающих к ним третичных полей коры больших полушарий. Вторичные 18-е и 19-е поля расположены как на наружной конвекситальной, так и на внутренней медиальной поверхностях больших полушарий. Они характеризуются хорошо развитым III слоем, в котором осуществляется переключение импульсов из одного участка коры в другой. При электрическом раздражении 18-го и 19-го полей возникает не локальное, точечное возбуждение, как при раздражении 17-го поля, а активация широкой зоны, что свидетельствует о широких ассоциативных связях этих областей коры. Гностические расстройства, возникающие при корковых очагах поражения, носят название агнозий. Зрительные агнозии зависят от стороны поражения мозга и расположения очага внутри «широкой зрительной сферы» (18-19 поля). Цветовая, лицевая и оптико-пространственная агнозии чаще бывают при поражении правого полушария, а буквенная и предметная агнозии — левого.

Виды зрительных агнозий:

— Предметная агнозия — возникает при поражении нижней части вторичных зон затылочной коры. При этом нарушении больной может описать все признаки предмета, но не понимает смысл изображения в целом, не узнает предмет. В такой грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при одновременном поражении нижних отделов вторичных зон височной области левого и правого полушарий. В этом случае больной ведет себя как слепой, хотя и видит предметы. Он постоянно ощупывает их и ориентируется на слух. При одностороннем поражении данная агнозия проявляется при распознавании в затрудненных условиях (контурное, перечеркнутое, наложенное изображение).

— Цветовая агнозия также представляет собой самостоятельный тип зрительных гностических расстройств. Различают собственно цветовую агнозию и нарушение распознавания цветов как таковых (цветовая слепота или дефекты цветоощущений). Цветовая слепота и нарушение цветоощущений могут иметь как периферическое, так и центральное происхождение, т. е. быть связанными с поражением как сетчатки, так и подкорковых и коркового звеньев зрительной системы. Известно, что цветоощущение возникает при действии трех различных типов колбочек (сетчаточных детекторов), которые чувствительны к различным цветам: сине-зеленым, красно-зеленым и желтым. Эта способность колбочек быть реактивными на определенные цветовые раздражения является основой цветоощущения, и дефект этой способности может быть вызван разного типа поражениями сетчатки (дегенерацией и т. п.). Цветовая агнозия, в отличие от нарушений цветоразличения, является нарушением высших зрительных функций. В клинике описаны нарушения цветового гнозиса, которые наблюдаются на фоне сохранного цветоощущения. Такие больные правильно различают отдельные цвета и правильно их называют. Однако им трудно, например, соотнести цвет с определенным предметом и наоборот; они не могут вспомнить, каков цвет апельсина, моркови, елки и т. д. Больные не могут назвать предметы определенного конкретного цвета. У них отсутствует обобщенное представление о цвете, и поэтому они не в состоянии выполнить процедуру классификации цветов, что связано не с трудностями различения цветов, а с трудностями их категоризации. Известно, что человек воспринимает огромное количество оттенков цветов, но названий цветов (категорий) сравнительно мало. Поэтому в обычной жизни здоровый человек постоянно решает задачу на категоризацию цвета. Именно эта категоризация цветовых ощущений затруднена у больных с цветовой агнозией.

Читайте также:  Методика развития речи ребенка с синдромом дауна

— Буквенная агнозия проявляется неузнаванием букв. Синдром характеризуется «приобретенной неграмотностью»: больные не могут писать (дисграфия) и читать (дизлексия) при сохранности устной речи. Дисграфия и дизлексия регулярно встречаются при речевых нарушениях. Однако в отличие от буквенной агнозии при первичных расстройствах письменной речи больные обычно узнают отдельные буквы, но не могут складывать их в слова. Буквенная агнозия развивается при поражении затылочных отделов доминантного полушария.

— Лицевая агнозия — особая форма нарушений зрительного гнозиса, которая проявляется в том, что у больного теряется способность распознавать реальные лица или их изображения (на фотографиях, рисунках и т. п.). При грубой форме лицевой агнозии больные не могут различить женские и мужские лица, а также лица детей и взрослых; не узнают лица своих родных и близких. Такие больные узнают людей (включая и самых близких) только по голосу. Лицевая агнозия четко связана с поражением задних отделов правого полушария (у правшей), в большей степени — нижних отделов «широкой зрительной сферы».

— При оптико-пространственной агнозии у больных теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. У них нарушается лево-правая ориентировка; они перестают понимать ту символику рисунка, которая отражает пространственные признаки объектов. Такие больные не понимают географическую карту, у них нарушена ориентировка в странах света. Характерна для поражения верхних отделов вторичных зон затылочной коры. Если нарушено правое полушарие, то наблюдается одностороннее левостороннее игнорирование; человек не может рисовать, не может передать признаки предмета. Возникают сложности в быту. Нарушается чтение и письмо. Пробы: в беседе, рисунок обуви (где правый, где левый), определение времени по часам, копирование (дается участок карты – какой правильный). Если примешиваются апраксические нарушения, то здесь идут нарушения праксис позы. Апрактоагнозия – сочетание двигательных пространственных расстройств со зрительными пространственными расстройствами. Агнозия глубины. Нарушения картографии. Трудности считывания информации.

— Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш. Это происходит потому, что синдром Балинта всегда сопровождается сложными нарушениями движений глаз, которые называются «атаксия взора». Взор больного становится неуправляемым, глаза совершают непроизвольные скачки, постоянно находясь в движении. Это создает трудности в организованном зрительном поиске, вследствие чего больной не может рассматривать объект последовательно. Предполагается, что причиной симультанной агнозии является слабость корковых зрительных клеток, которые способны лишь на узколокальные очаги возбуждения. Связь синдрома Балинта со стороной поражения и локализацией очага внутри «широкой зрительной сферы» пока не установлена.

Источник

Принцип
классификации
– топический,
т.е.
выделение области поражения мозга –
морфологической основы нейропсихологического
фактора.

Группы
Нп синдромов

Синдромы
поражения

корковых
отделов

больших
полушарий мозга

Синдромы
поражения глубинных

подкорковых
структур
мозга

С.
поражения латеральной коры

С.
поражения задних
отделов коры

мозга

С.
поражения неспецифических структур

С.
поражения базальной коры

С.
поражения передних
отделов

больших полушарий

С.
поражения срединных комиссур
(мозолистого тела и др.)

С.
поражения медиальной коры

С.
поражения структур в глубине полушарий
(базальных ядер и др.)

Читайте также:  Дифференциальная диагностика при синдроме спленомегалии

Нейропсихологические синдромы (при локальных поражениях головного мозга)

п/п

Синдром

Варианты

синдрома

Проявления

Синдромы
поражения задних
отделов коры

мозга

1

Поражения затылочных

и затылочно-теменных

отделов
коры (в структуре этих синдромов —
расстройства гностических, мнестических,
интеллектуальных, двигательных и
речевых функций, обусловленные
нарушениями зрительного и
зрительно-пространственного факторов)

Нарушения
зрительно-перцептивной деятельности
в виде зрительных
агнозий
(предметной,
симультанной, цветовой, лицевой,
буквенной, оптико-пространственной).

Буквенная агнозия
при поражении в левом полушарии ведет
к оптической
алексии

(дислексии).

Нарушения зрительной
памяти и зрительных представлений.

Нарушения
зрительно-пространственного анализа
и синтеза.

Оптико-мнестическая
(амнестическая) афазия

(трудности в припоминании слов,
обозначающих конкретные предметы).

2

Поражения
теменных долей


основе – нарушения кожно-кинестетических
факторов; в структуре С. – гностические,
мнестические, двигательные и речевые
нарушения, связанные с распадом
тактильных симультанных синтезов).

А) Нижнетеменной С.

Тактильные
агнозии:
астереогноз;
пальцевая агнозия; тактильная алексия

(невозможность опознания букв и цифр,
«написанных на коже»)

Афферентная
(кинестетическая) апраксия и афазия

Б) Верхнетеменной С.

Соматоагнозия
– нарушение
«схемы тела»

Гностические
нарушения в виде ложных соматических
образов. При правостороннем поражении
анозогнозия
(отсутствие восприятия собственных
дефектов).

3

Поражения

височных отделов

А)
С. поражения латеральных отделов
височной области (зоны Вернике)

Слуховая агнозия

Сенсорная
афазия

Б)
С. поражения «внеядерных» конвекситальных
отделов височной области

Акустико-мнестическая
афазия

(при левополушарной локализации)

Нарушение
слуховой невербальной памяти (при
правополушарной локализации)

В)
С. поражения медиальных отделов
височной области

Модально-неспецифическое
нарушение памяти

Нарушение
сознания как обобщенного отражения
человеком текущей ситуации в ее
взаимосвязи с прошлым и будущим и
самого себя в данной ситуации.

Г)
С. поражения базальных отделов височной
области

Нарушение
слухоречевой памяти из-за повышенной
тормозимости следов в условиях
интерференции.

п/п

Синдром

Варианты
синдрома

Проявления

4

Поражения
зоны ТРО —
височно-теменно-затылочных
отделов коры

Трудности ориентации
во внешнем зрительном пространстве
(особенно в право-левых координатах).
Конструктивная
апраксия + зеркальное копирование
букв = пространственная апрактоагнозия.

Нарушения сложных
интеллектуальных функций.
Семантическая афазия

(непонимание логико-грамматических
конструкций). Распад понимания
разрядного строения чисел (акалькулия),
счетных операций. Трудности решения
наглядно-образных задач. При локализации
очага поражения в правом полушарии
нет семантической афазии, но
пространственные нарушения есть.

С.
поражения передних
отделов
больших
полушарий

5

Поражения

лобных отделов

А)
С. нарушения динамической составляющей
движений и действий при поражении
заднелобных отделов

Кинетическая
апраксия

Эфферентная
моторная афазия

Нарушение
динамики протекания интеллектуальных
и мнестических процессов

Б)
С. нарушения регуляции, программирования
и контроля деятельности при поражении
префронтальных отделов

Регуляторная
апраксия

Динамическая
афазия

Инактивность

Нарушение
целенаправленности в разных видах
деятельности

В) С. эмоционально-личностных
и мнестических расстройств при
поражении базальных отделов лобных
долей

Нарушение
нейродинамических параметров
деятельности — сочетание импульсивности
и ригидности психических процессов

Г)
С. нарушения памяти и сознания при
поражении медиальных отделов лобных
долей

Дезориентировка в
пространстве и во времени, в своем
заболевании и в собственной личности

Модально-неспецифические
нарушения отсроченного воспризведения
информации

Д)
С. поражения глубинных отделов лобных
долей

Грубое нарушение
целенаправленности поведения

Замена
актуального и адекватного выполнения
деятельности системными персеверациями
и стереотипиями

п/п

Синдром

Варианты
синдрома

Проявления

6

Поражения

гипоталамической

области

Модально-неспецифические
амнестические расстройства.

Нарушения
сознания

7

«Расщепленного
мозга»

(при
поражении мозолистого тела – нарушения
синтеза и перевода информации в другое
полушарие)

А)
С. аномии

Нарушение называния
стимулов, поступающих в правое полушарие

Б)
С. дископии-дисграфии

Невозможность писать
левой рукой

Невозможность
срисовывать правой рукой

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

    13.05.2015870.33 Кб16LR2_WORD_kartinki.pdf

  • #

    13.05.2015518.15 Кб23Metodichka_word.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник