Карта развития детей с синдромом дауна

Карта развития детей с синдромом дауна thumbnail

Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна

Результаты обследования логопеда

Общие сведения

Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________

__________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Ф.И.О. родителей:

Отец______________________________________________________________

Мать______________________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Анамнез

Особенности протекания беременности и родов_________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Раннее общефизическое развитие

Стал держать голову__________________, сидеть________________________

Вставать____________________________, ходить________________________

Раннее речевое развитие:

Гуление___________________________, лепет__________________________

Первые слова_______________________, фразы_________________________

Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

Контакт (речевой, жестовый, мимический):

— в контакт не вступает;

— проявляет речевой негативизм;

— контакт формальный (чисто внешний);

— в контакт вступает не сразу, с большим трудом;

— не проявляет заинтересованности в контакте;

— легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

 Состояние слухового внимания:

 Различение звучащих  игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия:

Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой  и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различение предметов, игрушек разного цвета

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование зрительно — пространственного гнозиса и праксиса:

Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: «вверху», «внизу») ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование мыслительных функций:

Наглядно — действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование математических представлений: 

Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

— Общая моторика:

Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом)  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

— Мелкая моторика:

Кинетическая основа движений пальцев («Пальчики здороваются») ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние органов артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево — вправо) __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование фонетической стороны речи

1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)

2. Исследование звуко — слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)

3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)

Гласные, Согласные.

4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление  повествовательной и восклицательной интонаций.

Исследование фонематических функций

1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)

2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук «Р» в слове…)

Исследование импрессивной речи

1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)

-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)

-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)

-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения

— Понимание форм единственного и множественного числа существительных

— Понимание предложно — падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)

— Понимание уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных (Подушка — подушечка)

Исследование экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи

2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)

3. Состояние грамматического строя речи

Состояние связной речи

Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.

Заключение логопеда_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный маршрут развития

Динамика развития

Источник

Гульназ Аскарова
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка» Республики Татарстан

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка

с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста

группа№ 10

Лутфрахманов Даниэль

Воспитатель:

Аскарова Г. Г.

Читайте также:  Центр для детей с синдромом дауна в санкт петербурге

г. Набережные Челны

Ф. И. ребенка: Лутфрахманов Даниэль

Срок реализации: с 15.09.2018 – 31.05.2019 года.

Направление Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы Сроки проведения коррекционно-развивающей работы

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)

«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

«Собери букет»

«Покажи шарик красного цвета, синего

цвета…»

«Какого цвета колечко?»

«Назови цвет каждой из улиток»

«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Коробка форм»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

«Что похоже на квадрат? круг?»

«Матрешки» (разбери и собери)

«Разбери пуговки» (по величине)

«Расставь всех матрешек по росту»

«Строим лесенку» (палочки Кьюзера

«Угадай, что звучит?»

сентябрь- январь

февраль

март – май

май

сентябрь-

февраль

февраль- март

февраль – май

апрель — май

октябрь – ноябрь

февраль

март – апрель

май

ноябрь- май

Развитие восприятия (сенсорных эталонов) Тактильное восприятие

Развивать тактильное восприятие

Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)

Пространство времени

Развивать пространство времени

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…

«Мячик – далеко, а машинка… – близко»

«Кукла – высоко, а мишка…- низко»

«Что где расположено?

«Скажи, где кубик», «Что где расположено»

«Назови части суток по картинкам» сентябрь– март

январь — май

сентябрь – май

май

Развитие внимания Развивать объем внимания

Развивать концентрацию внимани

Развивать устойчивость внимания

«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

«Парные картинки»

«Найди отличия»

«Найди такую же»

«Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)

«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт) ноябрь

сентябрь-

декабрь

октябрь

январь-апрель

март-май

апрель -май

Развитие памяти Развивать слуховую

память (4 слова, 3-4 звук

Развивать зрительную память(4-5 предметов)

«Запомни слова»

«Запомни звуки»

«Послушай и запомни, кто что делает?»

«Что пропало?»

«Угадай, чего не стало?»

«Что изменилось?»

октябрь -апрель

май

Октябрь —

март

апрель-

май

Развитие мышления Развивать обобщение/конкретизация

Развивать анализ

Развивать синтез

Развивать сравнение

Развивать систематизацию

«Чей домик?»

«Покажи овощи…фрукты…грибы»

«Назови одним словом»

«Чего не хватает у каждого предмета»

«Что лишнее?»

«Четвертый лишний»

«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»

«Разрезные картинки»

«Собери картинку» (посуда)

«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков

«Найди отличия»

«Подбери заплатки к коврикам»

«Пустой квадрат» Февраль-апрель

март

май

февраль

апрель — май

май

февраль- апрель

февраль – апрель

апрель – май

май

Развитие воображения Развивать репродуктивное воображение «Дорисуй картинку»

«На что похожи эти фигурки»

«Что держит в руках каждый из детей»

Март-май

март

апрель

Развитие речи

Импрессивная речь

Развивать лексические категории

— понимание конкретных существительных

— понимание обобщающих слов

— понимание действий

— понимание поручений (по речевой инструкции)

Развивать грамматические категории

— понимание форм ед. и мн. числа

существительных

— понимание форм ед. и мн. числа глаголо

«Покажи у мишки голову, лапы. уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

«Покажи на картинках:

Игрушки

Посуду

Одежду

Животных

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»

«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»

октябрь-апрель

март – май

октябрь-апрель

Читайте также:  Синдром длительного сдавливания верхней конечности

февраль – март

март

Октябрь, ноябрь

октябрь-май

февраль

Развитие речи — понимание падежных конструкций

— понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

— понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)

Развивать артикуляционную моторику

Слоговая структура

Развивать слоговую структуру слова

Фонематический слух

— развитие оппозиционных звуков

«Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»

«Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…»

«Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка»

«Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет»

«Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала»

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка»

«Хоботок»

«Лопатка»

«Иголка»

«Качели»

«Маятник»

«Лошадка»

«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы)

«Как плачет кукла» (а-а-а)

«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»

«Вот гудит паровоз у-у-у»

«Как кричит лошадка?» (и-и-и)

Как плачет малыш?» (уа)

«Плачет котенок – мяу»

«Как коровушка мычит?» (му)

«Полаем, как собачка» (ав)

«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)

«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко)

«Гуси, гуси- га-га-га» ноябрь — май

март

февраль – май

ежедневно

октябрь – май

март – май

сентябрь- март

Развитие речи — развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

— развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

Лексика

— развивать номинативный словарь

— развивать предикативный словарь

(стоит, сидит, играет, рисует)

— развивать атрибутивный словарь

-антонимы

— предлоги

Грамматический строй речи

— ед. и мн. число существительных

— ед. и мн. число глаголов

— развивать умение согласовывать прилагательные с существительными

— развивать умение согласовывать местоимения с существительными

«Покажи картинки: кот – кит»

«Покажи картинки: бак – мак, миска – киска»

«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

«Назови предметы одним словом» (по картинкам)

«Назови, кто это?» (дом. животные)

«Скажи, кто что делает» (по картинкам)

«Рассмотри и расскажи, что делает мама»

«Расскажи, что ты видишь на картинках»

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»

«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)

«Скажи, где находиться» (в, на)

«Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома)

«Скажи, что делают» (Рыбки плавают. Петухи плавают. Мальчики играют.)

«Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч)

«Расскажи, чья это вещь» март

апрель

октябрь-март

октябрь-март

февраль-март

март – апрель

март

октябрь-май

май

апрель

февраль – март

март – апрель

май

май

Развитие речи Словообразование

— развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Связная речь

— развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам

— развивать умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа

«Большой стол – маленький…»

«У кошки – котенок, у лисы — ….»

«Назови животных и их детенышей»

«Расскажи, что ты видишь на картинке»

«Продолжи предложения»

«Ответь на вопрос по картинкам»

«Расскажи сказку по картинкам»

апрель — май

октябрь — апрель

май

май

Развитие тонкой моторики рук Развивать тонкую моторику

— Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

«Пластилинография»

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Нарисуй пятнышки на жирафе»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

«Помоги Гномикам нарисовать узоры» ежедневно

ежедневно

октябрь-март

октябрь — март

апрель

май

При составлении индивидуального маршрута сопровождения ребенка синдромом Даунапользовалась следующими источниками:

1. Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е. П. Кольцова, О. А. Романович. –Волгоград: Учитель, 2012

2. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е. В. Доценко. – Изд. 2-е –Волгоград: Учитель, 2011

3. Куражева Н. Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 3-4 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

4. Куражева Н. Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4 — 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Читайте также:  Феназепам при абстинентном алкогольном синдроме

5. «Что должен знать ребенок 3 – 4 лет». Тесты

6. О. Н. Земцова. Тесты для детей 3 – 4 лет. Умные книжки.

Источник

Уважаемые читатели, предлагаем вам статью, которая написана нами по результатам консультаций детей с синдромом Дауна.

Речь пойдет о том, что специалисты по двигательному развитию, не зная особенностей детей с синдромом Дауна, пытаются использовать для выработки у них вертикальной позы фиксацию с помощью вертикализаторов или корсетов. Кроме этого, нам встречались и случаи фиксации запястья и щиколоток детей с синдромом Дауна для «появления более точных движений».

Все эти методы, очевидно, копируют методы работы с детьми с ДЦП, особенно со спастическими и гиперкинетическими формами, что позволяет детям с этим нарушением выработать определенные позы и движения.

При синдроме Дауна, отличающегося иной спецификой, данные методы искусственной фиксации являются не просто неэффективными, но и неприемлемыми, заметно тормозящими двигательное развитие детей с синдромом Дауна.

Коротко разъясним суть вопроса

1. Дети с синдромом Дауна обладают следующими специфическими особенностями:

  • Сниженный мышечный тонус
  • Недостаточные реакции равновесия
  • Недостаточная способность стабилизировать положения суставов
  • Нарушенная проприоцептивная ( телесная) чувствительность, то есть искаженная информация о положении тела

2. Данные особенности приводят к нарушению постурального контроля, то есть определенные сложности сложности с удержанием позы, сохранением равновесия и точности движений.

3. В отсутствии представлений об особенностях двигательного развития детей с синдромом Дауна, у специалистов порой возникает иллюзия того, что зафиксировав определенное положение всего тела или его отдельных частей, мы можем научить ребенка правильно стоять и более четко совершать движения.

Но это совершенно не соответсвует реальности: ограничение движений и насильственная стабилизация (вертикализаторы, корсеты, различные ортезы, фиксаторы, манжеты) приводит к тому, что резко нарушается процесс научения ребенка удержанию стабильного положения тела, еще больше снижается мышечный тонус, а также не развиваются движения запястья и голеностопного сустава.

Пока ребенок зафиксирован, он действительно вынужденно сохраняет позу и производит отдельные, весьма ограниченные движения. 
Как только фиксаторы снимаются, ребенок превращается в беспомощное малоподвижное существо, у которого страдает не только двигательное развитие, но и исследовательская деятельность, игра, эмоциональное развитие. Очевидно, что все это накладывает серьезный негативный отпечаток на общее развитие ребенка.

Что предлагается современными специалистами по двигательному развитию детей с синдромом Дауна?

Гимнастика активного типа, смысл которой заключается в том, что положения тела ( позы) и движения развиваются в процессе активной деятельности ребенка, буквально с первых недель и месяцев его жизни.

Ношение ребенка в правильных позах, например, в позе «самолетик», позволяет ему успешно выработать контроль головы, то есть активизировать работу мышц шеи и плечевого пояса. Грамотный подбор игрушек и их размещение на нужной высоте — учит ребенка тянуться к ним, что развивает точность движений и развитие координации рука глаз.
Когда ребенок лежит на животе, ему также предлагаются интересные игрушки, что побуждает его перенести вес на одну руку, потянувшись второй рукой к игрушке. Это — перемещение веса из стороны в сторону, то есть, фактически — закладывание основы дальнейших движений, вплоть до ходьбы и бега.

Более подробную информацию об особенностях двигательного развития и о методике проведения гимнастики активного типа вы можете найти в книге «Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна». Эта книга входит в пакет информации, который Даунсайд Ап отправляет в каждую семью с маленьким ребенком, так что она у многих из вас есть дома. В настоящее время ее электронная версия размещена на нашем информационном портале.

В заключение повторим: любое ограничение движений ребенка с синдромом Дауна, даже если оно производит впечатление подспорья для сиюминутного успеха, впоследствии отзывается более ощутимыми затруднениями двигательного и общего развития! 

Источник