Если у школьника синдром хронической усталости

Если у школьника синдром хронической усталости thumbnail
  • Главная
  •  > 
  • Здоровье

Лицензия № ЛО-64-03-000198 от 30.03.15 г. выдана МЗ Саратовской области

СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Если у школьника синдром хронической усталости

Третья четверть – самая длинная в году, да и сил у детей уже не так много, как после летних каникул. Поэтому неудивительно, что школьники испытывают переутомление, у них портится характер, а от желания идти в школу не остается и следа. Все это психологи называют синдромом третьей четверти у школьника. Как распознать этот синдром и отличить его от простых капризов или временной усталости? И что делать, чтобы вдохнуть в своего школьника жизнь и активизировать его внутренние резервы? Об этом мы поговорим сегодня.
Многие родители наверняка замечают, что дети ссылаются на усталость и головную боль при объяснении причин своего нежелания идти в школу. На самом деле это не всегда значит, что ребенок попросту не хочет учиться.
Головная боль — довольно распространенная проблема детей среднего и старшего школьного возраста.
Если головные боли у первоклассников бывают довольно редко, то с ростом умственных и психоэмоциональных нагрузок в средних и старших классах процент детей, страдающих головной болью, неуклонно растет. Существует даже термин «школьные головные боли», который подразумевает, что эпизоды такой боли учащаются с началом учебного года и уменьшаются или прекращаются на каникулах.
То, что происходит со школьниками в конце февраля и в марте, у психологов называется “синдромом третьей четверти”. Дети теряют интерес к учебе, конфликтуют с учителями, сверстниками и родителями. Все это может свидетельствовать о накопившемся утомлении. Синдром хронической усталости наблюдается у школьников по всему миру. Дорогие родители, пожалуйста, будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Обратите внимание, что первые признаки переутомления появляются задолго до возникновения серьезных проблем. Не требуйте от ребенка невозможного. Если Вы интуитивно чувствуете, что ребенок страдает от занятий, подавлен, устает, не обманывайте себя, не игнорируйте эти факты.
При синдроме хронической усталости от умственного и физического перенапряжения страдает центральная нервная система, головной мозг, эндокринная и иммунная системы организма.

ИТАК, ЕСЛИ ВАШ ШКОЛЬНИК: 

1. делает глупые ошибки в тетрадях;
2. более вял, плаксив или сонлив, чем обычно;
3. засыпает в непривычное для него время;
4. испытывает головные боли во второй половине дня;
5. грубит и обижается больше обычного;
6. в рисунках преобладают коричневые и черные тона;
7. не сразу реагирует, когда к нему обращаются;
8. подхватывает любую инфекцию;
9. появились темные круги под глазами;
10. подолгу сидит без дела, погруженный в себя;
11. не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо;
12. во время письма часто меняет почерк;
13. сидя на стуле, принимает следующую позу: нога под себя, голова на руке.

Если на большую часть признаков вы ответили положительно, значит ваш ребенок устал. Все говорит о синдроме третьей четверти у вашего школьника. Необходимо обратиться к специалисту. У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%.
Ребенок может жаловаться на тупую и длительную давящую головную боль в области лба, глаз, затылка. Такая боль — следствие психического напряжения, которое появляется в результате острого или хронического стресса. Часто стресс сопровождается напряжением лобных, височных, затылочных или шейных мышц, что вызывает спазм сосудов и ухудшает кровоснабжение головного мозга. На фоне всеобщей усталости и повышенной раздражительности мелкие проблемы и зоны напряжения во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками вырастают в острые конфликты. По данным статистики, именно на третью четверть приходится максимальное количество обращений к школьному психологу и социальному педагогу.
Свой вклад в тревожную картину третьей четверти вносит и учебный план. Все предметные программы построены так, что самый сложный и объемный материал изучается именно в третьей четверти.
Исследования показывают, что работоспособность детей быстро снижается после пяти недель учебных занятий, а непрерывное обучение в течение периода, превышающего восемь недель (традиционная третья четверть длится 10 недель), приводит к тому, что младшие школьники прекращают набирать вес или даже начинают его терять.
Причины возникновения головных болей у школьников:
1. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАГРУЗКА.
В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм и такие нагрузки, а кто-то не может. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей, волнуются во время ответа на уроке.
2. НАПРЯЖЕНИЕ МЫШЦ ШЕИ И ЧЕРЕПА.
Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного пребывания ребенка в одной позе на уроках – за партой, дома – за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером.
3. ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ.
Сочетание этих факторов в каком бы то ни было соотношении присутствует практически во всех случаях данного заболевания и способствует возникновению двух основных механизмов развития головных болей: напряжению мышц головы и шеи и изменению сосудистого тонуса, в первую очередь — тонуса вен, в следствии чего происходит ухудшение оттока крови по кости черепа.
ДИАГНОСТИКА ГОЛОВНЫХ БОЛЕЙ НАПРЯЖЕНИЯ
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. В клинике педиатрии Доктора Трухманова ЛОР+ разработаны программы комплексного обследования и лечения для пациентов с синдромом хронической усталости, головной болью напряжения, синдромом вегетативной дисфункции.

Если у школьника синдром хронической усталости

г. Энгельс, ул. Волоха, 15
(8453) 54-44-54

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Дата публикации 01.12.2015г.

Источник

Если у вашего ребенка повышенный риск кариеса или проблемные десна, купите ему антибактериальную зубную щетку, рабочая поверхность которой покрыта ионами серебра.

Изображение Синдром хронической усталости у детей на Schoolofcare.ru!
До недавних пор считалось, что хроническая усталость – бич только взрослых людей, подверженных стрессу на работе. Однако теперь диагноз «синдром хронической усталости» стал настигать и детей, особенно школьного возраста, ведь их жизнь тоже переполнена нагрузками. Как распознать это состояние у ребенка и помочь ему справиться с ним?

Когда появляется хроническая усталость?

Синдром хронической усталости для многих звучит не как диагноз, а как «отговорка». Но на самом деле психологи и неврологи давно признали серьезность этого состояния, хоть его и нельзя назвать болезнью в полном смысле этого слова. Синдром хронической усталости можно охарактеризовать как низкую сопротивляемость нервной системы к психоэмоциональным и другим перегрузкам.

Чаще всего это состояние возникает после периода переутомления, причем как нервного, так и физического. Иными словами, хроническая усталость может наступить и после сильного пережитого стресса, и в результате насыщенного ритма жизни, к которому ребенок оказался не готов. С переутомлением так или иначе сталкивается каждый современный школьник: уроки, дополнительные занятия, телевизор, компьютер, телефон, отношения со сверстниками — все это легко превышает допустимые пределы нагрузки на детскую психику. Хотя иногда причина хронической усталости может крыться в обычном простудном заболевании, ослабившем организм ребенка и оставившем такой «побочный эффект».

Признаки хронической усталости

Несмотря на свое название синдром хронической усталости проявляется не только апатией и вялостью. У него есть и другие признаки, которые ощутимо мешают нормально учиться и просто радоваться жизни. 

  • Если у школьника синдром хронической усталостиНарушение сна. Следует насторожиться, если ребенок вдруг стал засыпать дольше обычного, чаще просыпаться среди ночи или, наоборот, постоянно хотеть спать. 
  • Потеря аппетита. Хроническая усталость часто приводит к тому, что ребенок отказывается от еды, она внезапно становится для него совершенно неаппетитной, даже если речь идет о некогда любимых блюдах.
  • Переменчивое настроение. Капризность и плаксивость в течение дня могут резко меняться на раздражительность или апатию. 
  • Физическое недомогание, в особенности головная боль и чувствительность к погодным изменениям. 
  • Снижение работоспособности и концентрации внимания. 

К сожалению, родители иногда не понимают, чем вызваны такие изменения в поведении ребенка, и начинают злиться на его «плохой характер», усугубляя ситуацию. Между тем, необходимо проанализировать симптомы, обратиться за консультацией к неврологу и при необходимости к детскому психологу, который сможет назначить адекватную терапию.

Борьба с хронической усталостью

Помимо встреч со специалистом есть очень простые приемы, которые эффективно сработают, если родители будут применять их регулярно. Прежде всего, наладьте режим сна ребенка. Отслеживайте время, когда малыш отправляется в постель. В случае, если он плохо засыпает, оставайтесь с ним, чтобы отступало детское чувство тревоги. Даже в выходные дни не позволяйте ребенку засиживаться допоздна у телевизора, поскольку такая поблажка может сместить весь график сна. 

Поощряйте ежедневные прогулки на свежем воздухе. Не запрещайте ребенку встречаться  на площадке с друзьями после школы из-за необходимости делать уроки, ведь при плохом самочувствии он все равно не сможет хорошо учиться. 

Обязательно разгрузите график дополнительных занятий. Обсудите с ребенком и выберите те кружки, которые ему действительно нужны, и те, которыми можно пожертвовать. По возможности составьте удобное расписание, чтобы оставался хотя бы один полностью свободный будний день. При этом в рутину очень желательно добавить что-то новое — именно этот ход помогает справиться с хронической усталостью. Очередной просмотр телевизора можно заменить на сеанс в кинотеатре, а прогулку в парке рядом с домом — на визит в парк аттракционов.

Если у школьника синдром хронической усталости

Уменьшите время пребывания ребенка перед компьютером и телевизором. Постоянное зрительное напряжение вкупе с беспрерывным потоком информации не дают как следует отдохнуть, хоть сам малыш и считает, что компьютерные игры — это способ расслабиться.

Не заставляйте свое чадо подолгу заниматься одним и тем же делом без перерыва. После 45 минут выполнения домашнего задания необходим хотя бы 15-минутный перерыв. Правильная организация труда и отдыха, уменьшение нагрузок и свежие приятные впечатления быстро окажут положительное влияние на детскую нервную систему. Синдром хронической усталости легко можно победить, если не закрывать на него глаза.

Источник

В повседневной жизни человек выполняет ряд действий, направленных на обеспечение повседневной деятельности в культурной, общественной и социальной сфере. Так в течение дня человек тратить множество физических усилий. Как следствие наступает усталость, которая вылечивается отдыхом в течение непродолжительного времени. Однако, если такая усталость возникает беспричинно и сопровождает человека постоянно, даже после длительного отдыха, то стоит задуматься над тем, чтобы посетить квалифицированного специалисты. Возможно это первые признаки серьёзного заболевания в организмы человека.

Итак, синдром хронической усталости – это заболевание, которое не связано с выполнением физических нагрузок у человека, не связано с его повседневной деятельностью, не имеет отношения к смене сезонности, но вызывает у человека постоянно чувство усталости и переутомления. В результате у работоспособного человека наступает упадок сил.

На практике с использованием статистического метода доказано, что около 90%, такое заболевание возникает в густо населенных мегаполисах и связано с психоэмоциональной деятельностью человека. Этим заболеванием болеют люди в возрасте 25-45 лет. Больше всего людей болеет в таких странах, как США и Австралия. Так, в штате Невада США было зарегистрировано около 200 случаев в 1984 году. Женщин заболевают чаще, чем мужчины на 80%. Название заболевания установлено с 1988 года.

Профилактика заболевания

После того, как специалистами было установлено это заболевание был разработан соответствующий комплекс мер по его недопущение. С синдромом хронической усталости человек может прожить месяцы и годы. Он возникает у людей разной вековой группы от подростков до взрослых.

Для профилактики этого заболевания нужно придерживаться определенных медицинских рекомендаций и употреблять медицинские средства, повышающие иммунитет. В отдельном случае стоит остановиться на профилактике заболевания у детей.

К такому заболеванию могут привести следующие причины:

  • Неправильный распорядок трудового дня ребенка.
  • Сложная школьная программа.
  • Множество домашних заданий.
  • Постоянное проведение времени за телевизором или компьютером.
  • Трудные отношения с другими людьми.

Как правило, заболевание синдром хронической усталости возникает у детей в возрасте 6-7 лет, 11-14 лет. На возникновение и развитие этого заболевания могут указывать следующие симптомы (сильное проявление во второй половине дня):

  • Капризность.
  • Постоянный плач.
  • Егоза.
  • Поверхностный сон.
  • Тревожность.
  • Головная боль.
  • Зависимость от погодных условий.
  • Утрата концентрации внимания.

Постоянное переутомление

В отдельных случаях требуется привлечение квалифицированного специалиста для проведения психологической коррекции деятельности ребенка. Это позволит минимизировать психологические риски. И ускорит выздоровление ребенка.

Согласно представленной информации в целях недопущения причин возникновения этого заболевания нужно придерживаться следующих рекомендаций специалистов:

  1. Контроль распорядка дня.График трудовой деятельности ребенка и взрослого должен быть составлен сбалансировано. Больше времени нужно проводить на свежем воздухе, чередовать трудовую деятельность и сон.
  2. Контроль вредных привычек.Если у человека наблюдается склонность к употреблению спиртных напитков и табачному курению, то стоит ограничиться во многом. Детей стоит ограничить от употребления энергетических напитков.
  3. Контроль физических нагрузок. Оптимальные физические нагрузки помогут справиться с этим заболеванием.
  4. Смена обстановки. Иногда для того, чтобы прийти в норму нужно поменять обстановку. Посетить различные общественные места, парки и скверы.
  5. Контроль питания. Для устранения этимологии заболевания поможет сбалансированное питание с витаминным комплексом.

Причины возникновения заболевания

К счастью с таким заболеванием не рождаются. Оно приобретается в течение жизни. Не зависит от воли человека, а приобретается в результате профессиональной деятельности человека. Поэтому перейдем к рассмотрению основных причин возникновения этого заболевания.

Основные причины:

    Если у школьника синдром хронической усталости

  1. Неправильный образ жизни. Возникает в результате длительного употребления напитков, и предметов, запрещенных к употреблению. Сюда же стоит отнести недосыпание, неправильный режим трудового дня, умственное и физическое переутомление, недостаток воздуха и солнца, а также малоподвижный образ жизни человека.
  2. Психологическое переутомление. Иногда в результате психологического переутомления возникают различные эмоциональные расстройства. В результате появляются навязчивые страхи, депрессии, угнетенность, тревога
  3. Хронические заболевания. В этом случае заболевание является следствием или сопровождает более серьёзное заболевание. В результате идет не только истощение организма, но и ослабление иммунной системы.
  4. Неправильный рацион питания. Это заболевание появляется тогда, когда человек употребляет в пищу некачественные продукты в результате переедания и недоедания.
  5. Уровень экологической безопасности. Плохой уровень экологической безопасности не только негативно отражается на здоровье человека, но и на его психоэмоциональном состоянии.
  6. Различные вирусы. На нормальную жизнедеятельность и возникновение заболевания могут влиять различные вирусы и герпес-вирусные инфекции.

Симптомы заболевания

Перед проведением диагностики и обращением к соответствующему специалисту нужно самому установить некоторые особенности этого заболевания, что неизбежно будет выражаться в проявлении различных симптомов, куда стоит отнести:

  • Возникновение бессонницы (чуткий, поверхностный сон).
  • Появление навязчивого чувства страха (тревоги, беспокойства).
  • Возникновение головных болей и мигреней.
  • Появление пульсации у висков.
  • Переутомление нервной системы человека.
  • Снижение памяти и концентрации внимания.
  • Не проходящая слабость (апатия).
  • Появление психоэмоциональных расстройств.
  • Возникновение депрессий.
  • Болевые симптомы в мышцах, трем рук.
  • Общее снижение иммунитета.
  • Проявление ранее приобретенных хронических заболеваний.

Диагностика заболевания

После установления выше приведенных симптомов. Лучше всего обратиться к специалисту. Он проведет соответствующий осмотр пациента и поставит правильный диагноз. В зависимости от этимологии возникновения заболевания диагноз могут поставить следующие специалисты:

  1. Невропатолог. Поможет, когда заболевание связано со стрессами, переживаниями и бессонницей.
  2. Психолог. Этот специалист поможет, когда слишком переутомляется нервная система.
  3. Эндокринолог. Сопутствующим фактором синдрома хронической усталости может быть нарушение деятельность эндокринной системы.
  4. Иммунолог. Такой специалист нужен, когда будет установлено, что заболевание связано с простудами, ранее перенесенными болезнями.
  5. Терапевт. Это основной специалист, который проведет внешний осмотр пациента и отправит к соответствующему специалисту для проведения лечения и скорейшего выздоровления. Ведь такую болезнь легко вылечить на любой стадии.

Специалист ставит диагноз только после проведения тщательного осмотра пациента. После этого врач принимает следующие управленческие решения:

  1. Направить пациента к узкому специалисту (невропатолог, психолог, эндокринолог, иммунолог).
  2. Направить пациента на сдачу клинических анализов (кровь, моча).
  3. Направить пациента на сдачу гормонов крови.

Способы лечения

С 1988 г. специалистами был разработан ряд методик, которые позволяют проводить эффективное лечение пациентов с синдромом хронической усталости. Для этого используются следующие варианты лечения:

Народная медицина (лечение в домашних условиях). Такое заболевание, как синдром хронической усталости можно лечить и дома с использованием различных эффективных способов и методов:

    Если у школьника синдром хронической усталости

  • Диета. Так для лечения этого заболевание подойдет выбор и создание специализированной диеты. Иными, словами человек сам должен правильно сбалансировать для себя питание с содержанием различных микроэлементов. В рацион питания обязательно включают различные виды чаев, напитки с газом, кофе и алкоголь. Лучше всего из соков подойдет виноградный сок. Соленую рыбу нужно есть не более 1 раза в неделю.
  • Нормальный сон. Для нормализации циркадных ритмов обязательно должен быть нормальный сон. Для этого нужно составить верный распорядок дня (работы, отдыха).
  • Принятие ванн. Это заболевание легко лечится с помощью принятия теплых ванн. Температура в ванне должна быть 38 градусов. Длительность процедуры не более 30 минут. Область сердца не должна быть погружена в воду.
  • Физические нагрузки. Для скорейшего выздоровления потребуются различные пешие прогулки.
  • Психологическая терапия. Если привлечь квалифицированного специалиста, то он может провести психологическую коррекцию человека.
  • Народная медицина. Сейчас есть множество традиционных рецептов для лечения синдрома хронической усталости. В этом случае поможет употребление настоек из имбиря и корицы.

Медикаментозное лечение

В отдельных случаях назначается медикаментозное лечение. Для этого соответствующий специалисты после постановки верного диагноза назначает следующие медицинские препараты:

  1. Медицинские препараты снотворного и успокоительного действия;
  2. Медицинские препараты для стимуляции выработки серотонина;
  3. Различные витаминные комплексы;
  4. Психотропные средства (по согласованию со специалистом);
  5. Иммунологические модуляторы;
  6. Противовоспалительные препараты (нестероидные).
  7. Оптимизированные физические нагрузки.

Для лечения такого заболевания, как синдром хронической усталости используются следующие методы в области физических нагрузок:

  • Проведение массажа. При выполнении этой процедуры наступает общее расслабление мышц в области головы и суставов. Массажные процедуры снимают напряжение, снижают болевые ощущения, улучшают кровяное обращение и насыщение мышц.
  • Выполнение акупунктуры. Точечное воздействие на специальные точки, которые дают возможность расслабиться человеку. Это позволяет снять болевые ощущения, минимизировать раздражение нервной системы, восстановит жизненную силу организма.
  • Выполнение лечебной физкультуры. Небольшие физические нагрузки помогут восстановить общий тонус организма, а также улучшить энергетический обмен клеток организма.
  • Магнитотерапия. Для лечения человек может активно использоваться магнитное поле. В результате восстанавливается эндокринная и иммунная системы.
  • Гидротерапия. Воздействие на организм водными процедурами. Это снижает болевые ощущения. Успокаивает нервы.
  • Лазерная терапия. Для восстановления организма человека может использоваться лазерная система. В результате стимулируется нервная система, улучшается метаболизм.

Выводы

На основании предоставленной информации синдром хронической усталости возникает в детском возрасте в связи с повышенной жизнедеятельностью человека. Он поддается лечению. Главным специалистом, к которому стоит обращаться является терапевт. Он может направить пациента к узкому специалисту. Комбинированное использование лечебных средств для борьбы с этим заболеванием позволит быстро восстановить резервы организма.

Источник