Дети с синдромом дефицита внимания в доу

Дети с синдромом дефицита внимания в доу thumbnail

Марина Козырь
Консультация «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»

Дети с синдромом дефицита внимания и

гиперактивностью.

Ребенку специалисты поставили диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что это такое, откуда взялось и как с этим жить?

Российские и западные психологи считают, что 20% детей в начальной школе подпадают под данный диагноз, причем 90% из них составляют мальчики (организм девочек сильнее).

Причина. Нарушение ЦНС из-за патологии беременности, микротравмы во время родов, гипоксия плода (кислородное голодание, черепно – мозговых травм, инфекции и интоксикации в первые годы жизни, генетическая предрасположенность.

Родители видят эту проблему сами, о ней говорят воспитатели в детском саду,учителя в школе: ребенок не сидит на месте, его внимание рассеяно, он неуправляем, не умеет общаться со сверстниками и играть с ними, истерики переходят в агрессию, быстро утомляется, имеет неспокойный сон, плохой аппетит, импульсивен, гипертрофированно подвижен, но неловок часто падает, ушибается; развитие фразовой речи задерживается, на занятиях отвлекает сам и отвлекает других; новую игрушку или другой объект он не исследует, а бегло рассматривает его и переключается на другой, находится в постоянном лихорадочном движении; любая деятельность ему быстро надоедает, из-за невнимательности он как бы отсутствует на занятиях и, как следствие, отстает во многих видах деятельности от сверстников; быстрая истощаемость внимания, слабая регуляция контроля своего поведения с низкой способностью подавления импульсивного поведения в неподходящей остановке; плохое запоминание. Вот, пожалуй, основные проблемы у этих детей.

Пики проявления синдромасовпадают с пиками психоречевого развития: 1-2, 3 года, 6-7 лет.

Рекомендации родителям.

* Необходимо стремиться к тому, чтобы ваше отношение к ребенку изменялось в сторону лучшего его понимания.

* Учитывать недостатки своего ребенка, а не его злой умысел.

* Совместно с ребенком в позитивной форме создать «Правила» о том, что можно делать и можно, а чего нельзя. Ребенок должен знать, какого поведения от него ожидают.

* Важно поддерживать дома четкий распорядок дня.

* Нужно приучать ребенка к последовательности, целеустремленности, педантичности, пониманию необходимости.

* Говорить всегда сдержанно, спокойно, мягко. При эмоциональном напряжении сдерживать ребенка, молчать, прижимать его к себе, отвлекать, переключать его внимание.

* Поощрять за все виды деятельности, которые требуют концентрации внимания (конструирование, лепка, раскрашивание, чтение, настольные игры).

* Для расходования избыточной энергии полезна ежедневно физическая нагрузка на свежем воздухе – спортивные игры, бег, прогулки.

Детям с СДВГ присущи недостатки в поведении, но с помощью перечисленных мер можно удерживать их под разумным контролем.

Рекомендации педагогам.

• Игнорировать вызывающие выпады и поощрять хорошее поведение ребенка.

• Посадить такого ребенка лучше в центре перед педагогом и доской. Так он будет меньше отвлекаться, и отвлекать других детей.

• Учебное занятие строить по четко распланированному, стереотипному плану.

• Если ребенок теряет внимание, быстро дать ему выполнять конкретное задание.

• Для расходования избыточной энергии полезна ежедневно физическая нагрузка на свежем воздухе – спортивные игры, бег, прогулки.

• Если эти рекомендации невозможно выполнять в детском коллективе, нужно перевести ребенка в группу, в которой не более 10 человек, в крайнем случае, на домашнее обучение.

Источник

Ольга Мелещик
Синдром двигательной активности и дефицита внимания у детей.

Симптомы СДВГ

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Гиперактивность

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают.Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Импульсивность

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Нарушения внимания

Ребенок плохо организован;

Часто забывает;

Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается;

Постоянно что-нибудь теряет;

Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит;

С легкостью отвлекается на посторонние раздражители;

Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания;

Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.

Импульсивность/гиперактивность

Ребенок очень болтлив;

Ему сложно сидеть на одном месте;

Ребенок всегда в движении;

Постоянно суетится;

Ему сложно тихо и спокойно играть;

Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится;

Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим;

Ребенок с трудом дожидается своей очереди;

Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.

Диагностика СДВГ

Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.

Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует.

Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей.Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

Коррекция СДВГ

Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.

Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.

Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие, хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями.

Советы родителям

Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе.

В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание.

Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.

Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.

Источник

ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ  
И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Ребёнку  специалисты  поставили  диагноз: синдром дефицита  внимания и гиперактивности (СДВГ).

        Российские  психиатры и психологи считают, что около 20 % детей в начальной  школе попадают под данный  диагноз, причём 90 % из них составляют мальчики (организм девочек генетически сильнее). Это состояние относится к так называемым ММД – минимальным  мозговым дисфункциям, причинами которых являются   незначительные нарушения в ЦНС из-за патологии беременности, микротравм во время родов, гипоксии плода (кислородного  голодания), черепно-мозговых травм, инфекции и интоксикации в первые годы жизни, генетическая  предрасположенность.

        Родители  видят эту проблему сами, о ней говорят воспитатели в детском саду, учителя в школе: ребёнок не сидит на месте, его внимание  рассеянно, он неуправляем, не умеет общаться со сверстниками и играть с  ними, истерики переходят в агрессивность в поведении, быстро утомляется, имеет неспокойный сон, плохой аппетит, импульсивен, гипертрофированно подвижен, но не ловок, часто падает и ушибается; развитие фразовой речи задерживается,  на занятиях отвлекается сам и отвлекает других; новую игрушку или любой  другой объект он не исследует, а бегло осматривает его и переключается на следующий, находится в постоянном лихорадочном движении, что не имеет ничего общего с нормальной исследовательской   активностью;  любая деятельность ему быстро надоедает, из-за невнимательности он  как бы отсутствует на занятиях и, следствие, отстаёт во многих видах деятельности от сверстников; быстрая истощаемость внимания, слабая  регуляция контроля своего поведения с низкой  способностью подавления импульсивного поведения в неподходящей обстановке; неспособность «оставаться одному» в присутствии  других; плохое запоминание отрицательного подкрепления при воспитании.

        Главный признак гиперактивности – неспособность  сосредотачивать внимание в течение  достаточно долгого  времени (в соответствии   с возрастом) и  чересчур импульсивное поведение. Пики  появления  синдрома совпадают с пиками психоречевого  развития: 1-2, 3 года, 6 – 7 лет.

        Эти дети  не «лентяи» и не «плохо воспитаны», просто они  другие. Им трудно учиться, у  них часто неправильная речь, в  школе плохой почерк, трудности со счётом, чтением. Интеллект у таких детей иногда бывает  выше, чем у сверстников, но они отстают в развитии от других детей, так как невнимательны, не могут на чём-то одном сосредоточиться. Они не умеют дружить с одногодками, а те, в свою  очередь, не хотят играть с ними, поэтому приходится дружить с малышами.

        Родители измучены такими  детьми, а для  воспитателя и учителя подобный ребёнок  в группе – «головная боль». Как помочь родителям и педагогам, а самое главное – маленькому человеку, которому на самом деле труднее всех?

        Помочь детям с СДВГ нужно и можно, но помощь обязательно должна быть комплексной: во-первых, конечно, правильное воспитание в семье, затем помощь в детском коллективе (в детском саду или в школе), во-вторых, помощь психолога, логопеда (он поможет исправить нарушения речи, чтения, письма). Но начинать надо с наблюдения у  врача  психоневролога и, если он настоятельно рекомендует, применять медикаментозное лечение.

        Сопутствующие поведенческие нарушения поддаются лечению, но процесс улучшения состояния ребёнка обычно занимает длительное  время. Каждый  ребёнок требует индивидуального подхода специалистов.  Родители должны обязательно поговорить с педагогом, рассказать о трудностях своего ребёнка, и в таком тесном содружестве помогать  ему учиться и развиваться. Необходима система, которая  поддержит  ребёнка и будет способствовать продвижению общих целей как родителей, так и педагогов. Эта система может состоять в выполнении следующих рекомендаций.

Рекомендации родителям

1.Необходимо  стремиться к тому, чтобы ваше отношение к ребёнку изменялось в сторону лучшего его понимания.

        2.В воспитании ребёнка  с гиперактивностью нужно избегать крайностей: проявлений чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и постановкой перед ним завышенных  требований, которые он не в состоянии выполнять, — с  другой, в сочетании с излишней обязательностью и жёсткостью наказания.

        3.Учитывать  недостатки своего ребёнка, а не  его злой умысел.

        4.Частое изменение указаний и колебания в настроении  родителей оказывает  на   ребёнка с  СДВГ глубокое негативное воздействие.

        5.Помнить, что психическое  развитие ребёнка происходит не только  в умственной (или интеллектуальной) сфере, но в  большей мере в эмоциональном отношении к явлениям  и деятельности.

        6.Совместно с ребёнком в позитивной форме создать «Правила» о том,  можно делать и нужно, а  чего нельзя. Ребёнок должен знать, какого поведения от него ожидают.

        7.У таких детей слабое  место – планирование своих действий, их последствия, реакции окружающих. Поэтому особенно важно поддерживать дома чёткий распорядок  дня: время приёма пищи,  выполнение домашних обязанностей и заданий и др. Нужно приучить ребёнка к последовательности, целеустремлённости, педантичности, пониманию необходимости.

        8.Вместе с ребёнком вести  календарь  погоды и просить его ежедневно  делать  в нём отметки.

        9.Научить  определять время и по часам планировать свои действия.

        10.В своих  отношениях  с ребёнком придерживаться «позитивной модели»: хвалить всегда, когда он этого заслуживает, поддерживать успехи.

        11.Каждое задание или деятельность должны заканчиваться на положительном подкреплении, что помогает повысить уверенность ребёнка в собственных силах.

        12.Избегать повторения слов «нельзя», «нет»,  достаточно  сказать один раз.

        13.Говорить всегда сдержанно, спокойно, мягко. При эмоциональном напряжении сдерживать ребёнка, молчать, прижимать его  к себе, отвлекать, переключать внимание.

        14.Давать только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы ребёнок мог его завершить. Если малыш переутомился, переключить внимание на другую деятельность, затем вернуться к исходной.

        15.Для укрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию. Помнить, что у ребёнка снижена функция активного внимания и его нужно постоянно подкреплять.

        16.Поощрять за все виды деятельности, которые требуют концентрации внимания (например, конструирование, лепка, раскрашивание, настольные игры, чтение).

        17.Избегать по возможности  скопления людей, пребывания в крупных магазинах и других шумных местах.

        18.Во время игр, общения  ограничивать ребёнка лишь одним или несколькими партнёрами, избегать шумных друзей.

        19.Не переутомлять малыша, поскольку переутомление  приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

        20.Для расходования избыточной  энергии полезна ежедневная физическая нагрузка на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные игры, бег.

        21.Детям с СДВГ присущи недостатки в поведении, но с помощью перечисленных мер можно удерживать их под разумным контролем.

Рекомендации педагогам

        1.Работа с детьми, страдающими СДВГ, должна строиться по возможности индивидуально вследствие медленного темпа психических  интеллектуальных процессов, низкой  продуктивности, сниженного осмысления материала. При этом основное внимание нужно уделять их отвлекаемости и  слабой саморегуляции.

        2.Игнорировать вызывающие выпады и поощрять хорошее поведение ребёнка. Постараться обойтись без негативных оценок, так как они только усиливают проблемное поведение.

        3.Посадить такого  ребёнка  лучше в центре перед педагогом и доской. Так он будет меньше отвлекаться на других детей. Во  время занятий целесообразно  ограничивать до минимума отвлекающие факторы (дверь должна быть закрыта, лишние пособия убраны).

        4.Предоставить возможность  быстро обращаться за помощью к преподавателю в случаях затруднения.

        5.Учебные занятия строить по чётко распланированном, стереотипному плану.

        6.Задания на занятиях лучше иллюстрировать яркой  наглядностью, писать на доске, расставлять акценты и меньше говорить слов. На определённый отрезок времени давать лишь одно задание. Если задание большое, то предлагать его в  виде последовательных частей с возможностью переключения: контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

        7.Если ребё        нок теряет внимание, быстро теряет внимание, быстро дать ему выполнить конкретное задание.

        8.Предусматривать возможность двигательной разрядки в течение дня (игры на свежем воздухе, занятия спортом и пр.)

        9.Если эти рекомендации невозможно выполнять в детском коллективе, нужно перевести ребёнка в группу, в которой не более 10 человек, крайнем случае на домашнее обучение.

Источник

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

в детском саду.

Булыгина В.В., педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 1 п. Верховье»

В настоящее время возросло количество детей с проблемами в развитии, обучении, воспитании. Среди них выделяется группа детей с диагнозом «синдромомдефицита внимания с гиперактивностью» (далее — СДВГ). Поскольку противопоказаний для посещения ими детского сада нет, дети ходят в группы, в которые может быть зачислено от 22 до 28 воспитанников, а это очень осложняет воспительно-образовательную работу в детском учреждении. И, к сожалению, используемые знакомые педагогические приемы и методы воздействия воспитателя ни данных детей не дают положительного результата.

Таких проблемных детей видно сразу, практически с младшей группы. Они очень непоседливы (гиперактивны),иногда это сочетается с агрессивностью вспыльчивостью. Однако развивающая и коррекционная работа с данными детьми начинается в лучшем случае со старшей группы, а в основном с подготовительной, т.е. с 6-7 лет, когда у ребенка уже сформированы определенные привычки, навыки и умения.

Родители гиперактивного ребенка чаще всего не знают способов эффективного взаимодействия с ним. Они считают, что ребенок подрастет и все с возрастом пройдет; долго не верят, что поведение ребенка обусловлено его заболеванием, ане недисциплинированностью или дурным характером. И только при поступле­нии в детский сад, когда оказывается, что ребенок, возможно, не сможет его по­сещать в силу индивидуальных особенностей в развитии и поведении, они заду­мываются.

Таким образом, давно назрела проблема по оказанию квалифицированной по­мощи детям с диагнозом СДВГна раннем этапе в детских садах, особенно и сельских и поселковых. Если в городе есть психологические центры, почти в каж­дом саду имеется психолог, то в селах или поселках этого нет. Поэтому необхо­дима тесная связь между детскими врачами, психологами и родителями по оказа­нию коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим диагноз СДВГ, а са­мое главное — раннее выявление таких детей.

Этапы коррекционно-развивающей работы с детьми с СДВГ:

  1. этап- выявление проблемных детей уже с 1 младшей группы и беседа с роди­телями о возможных причинах отклонений у детей.

  2. этап- психолого-педагогическое сопровождение детей, начиная с младшей группы до подготовительной:

а) психологическая диагностика состояния детей по «Методике определения готовности детей к обучению в школе» Л.А. Ясюкова;

б)коррекционно-развивающая работа с детьми;

и) психолого-педагогическая работа с родителями.

При составлении индивидуальной программы для таких детей психолог прини­мает за основу диагноз, поэтому при разработке занятий учитываются основные проблемы гиперактивных детей: 1) развитие дефицитарных функций; 2) отработ­ки конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3) коррек­ция агрессивного поведения.

В занятия включаются релаксационные упражнения, направленные на снятиеэмоциональногои мышечногонапряжения.Например, игра «Запрещенное движение» развивает внимание, умение следовать инструкции. Упражнение «Дракон» позволяет снять мышечное напряжение у детей. Подвижная игра «Найди отличие» развивает умение концентрировать внимание на деталях (Лютова И.К., Монина Г.Б.).

Самое важное в работе с детьми — это изменение отношения родителей к ребен­ку: они должны быть эмоционально близкими друг к другу, научиться принимать четей такими, какими они есть. Поэтому проводятся тренинги для родителей, на которых родителей знакомят со способами взаимодействия с гиперактивными детьми; консультации по воспитанию и обучению детей. Обязательно даются ре­комендации и советы, направленные на развитие организации среды и окружаю­щей обстановки в семье.

Результатом данной работы с гиперактивными детьми является повышение адаптационных возможностей детей к коллективу сверстников и образовательно­му процессу в детском саду, а затем и в школе.

Источник