Что такое синдром второго воздействия

Что такое синдром второго воздействия thumbnail

Студентка МГУ Варвара Караулова, которая, как предполагается, пыталась через Турцию пробраться на территорию, контролируемую террористической группировкой «Исламское государство», и примкнуть к ее вооруженным формированиям, возвращена в Москву после ее задержания на границе с Сирией. Петербургский интернет-портал «Фонтанка.ру» написал на днях о задержании 9 июня еще одной юной студентки, пытавшейся сбежать от родителей и примкнуть к «Исламскому государству», – на этот раз учащейся Петербургского педиатрического университета. Психолог Ольга Маховская в публикации в социальной сети «Фейсбук» обратила внимание на то, что жертвами вербовщиков становятся молодые люди (Варваре Карауловой всего 19 лет), совсем недавно ставшие независимыми от родителей и поэтому часто не знающие, на что или кого опереться: «19 лет, синдром второго курса! Когда родители расслабляются после тяжелых вступительных экзаменов, дети задумываются о том, а стоило поступление таких мучений, правильный ли был сделан выбор? Помните, Джохар Царнаев, Бостон, тоже 19 лет. Важно, кто окажется рядом с ребенком. Это раньше студенчество – посвящение во взрослые, сегодня, когда родители, помня о своем опыте, готовы вытолкнуть ребенка из семьи, он может ухватиться за первую попавшуюся на вскидку прочную связь и кажущуюся ему идеальной перспективу». Ольга Маховская ответила на вопросы Радио Свобода.

– «Синдром второго курса». Такой термин существует в психологии?

Ольга Маховская

Да, этот термин существует, причем как в российской, так и в международной психологии. Я, по крайней мере, лет 20 уже о нем слышу. Наблюдение состоит в том, что наиболее амбициозные и одаренные студенты вузов очень часто уходят со второго курса. И шлейф от этого наблюдения тянется еще с советских времен, потому что именно со второго курса уходили «в никуда» из университетов олимпиадники, которые завоевывали международные призы. И одна из причин в том, что эти дети развивались и двигались по жизни, в основном, на так называемой «внешней мотивации» подогреваемые амбициями родителей или педагогов. А как только этот период «вундеркинизма» заканчивался, взрослые к ним теряли интерес и мотивация у таких детей сдувалась. И они начинали искать себя как-то по-другому. Этот процесс поиска собственного «я», который у нормального ребенка, которого особо не донимают родители, начинается с первого-второго класса, у них начинается на первом-втором курсе. И, конечно, они оказываются в дисгармоничной ситуации. Поэтому одна из версий того, что произошло с Варей Карауловой, это «синдром второго курса».

Варя Караулова как маленький и неопытный ребенок попалась в лапы зловещим персонажам

Чаще всего это бывает все-таки с амбициозными мальчиками. Я это знаю по своей ситуации с сыном, по историям своих подруг, когда приходилось поддерживать уже взрослого студента, понимать, что с ним происходит. К сожалению, синдром второго курса более распространен, чем мы думаем. Я считаю своим долгом об этом напоминать, потому что не всегда этот сценарий резкий, с уходом в радикальные движения. Но он существует. И хотелось бы, чтобы мы к своим детям относились с большим сочувствием именно в этот период, а не только тогда, когда они сдают и ЕГЭ, и вступительные экзамены.

Что касается ситуации Вари Карауловой, то здесь, думая, что она ведет себя самостоятельно, она как маленький и неопытный ребенок попалась в лапы зловещим персонажам. Уходя от родителей, она попала в другой капкан. Все равно такие юноши и девушка ведут себя как зависимые от взрослых дети. Только они меняют себе кумира и меняют себе внутреннего руководителя. Для них более привычная ситуация – выполнять программу, которая задается извне. Вот Варе не повезло, потому что оказался не какой-то добрый наставник, профессор в университете, руководительница какого-то кружка или клуба или старшая подруга. Это оказался кто-то из вербовщиков. Который быстро сообразил, что она одна, у нее нет подруг, она, может быть, несколько подавлена, устала или растеряна. На что обращают внимание вербовщики. Они же не всех подряд вербуют, а выбирают таких маргиналов. Их видно по растерянному взгляду или по пустым глазам. Этому всему обучают вербовщиков. Вот ей не повезло.

Я вижу прямую параллель с Царнаевым

– Вы совершенно справедливо отметили, что и Джохару Царнаеву было 19 лет в момент совершения преступления. Вы видите здесь параллель?

Я вижу в этом прямую параллель. Мы поступаем очень жестоко, когда начинаем применять к таким подросткам меры наказания, как к самостоятельным, зловещим, взрослым преступникам. Потому что люди, которые попадают под воздействие, они находятся в особом состоянии. У них, как правило, стирается «я» очень быстро. Они плохо ориентируются. Они находятся в таком состоянии зомби. И потом они могут раскаиваться, когда приходят в себя, но, конечно, они точно не понимают последствий совершаемых ими поступков. Они действуют под давлением кого-то из старших наставников. В случае с Царнаевым – это, думаю, был старший брат, авторитет которого для него был важен. Тем более что семьи рядом не было. Не было противовеса. Это такая сиротская ситуация. А в случае с Варварой был кто-то еще, кого нужно найти, кто является истинным виновником. Эту сеть вербовщиков нужно найти и разоблачить. Я думаю, что нам важно вернуть Варвару еще и поэтому.

По современной классификации 19 лет – это дети

Мне как психологу хотелось бы призвать более сочувственно относиться к такого рода детям. Потому что они сами страдают. Выходить из такой ситуации довольно трудно. Психологов, которые реабилитируют после такого агрессивного воздействия извне, очень мало. Реабилитация проходит крайне трудно. Поэтому, я думаю, что год-два нужно, чтобы она и ее семья были в серьезном психологическом сопровождении. Потому что, при всем благородстве поведения папы, меня смущает то, что он объявляет, что «готов с уважением отнестись к любому выбору своей дочки». Это не ее выбор. Выбор сделали за нее. Поэтому задача – вернуть психологически ребенка. Речь идет не о ее мировоззрении уже, а о ее психологическом благополучии. Ее нужно вернуть в семью.

Джохар Царнаев в заключении

Читайте также:  Синдром медной и серебряной проволоки

– Возвращаясь к «синдрому второго курса». Как себя вести родителям? Заниматься профилактикой или же каким-то образом этому синдрому противодействовать, когда какие-то признаки его проявляются?

О признаках судить, сразу скажу, очень трудно, потому что дети скрывают свою жизнь. Когда они эмансипируются, они хотели бы, чтобы родители не имели возможности вообще вмешиваться. В этом сложность. Профилактика состоит в том, что мы детям в детстве предоставляем самые разные возможности, чтобы они всего попробовали. Чтобы у них не было ощущения обездоленности и обделенности, которая их толкает потом на какие-то рисковые поиски. К ним они не привыкли. Они под очень жестким контролем жили. Поэтому выход из-под контроля первое время дает всегда сбой, большое количество ошибок. Второе. Следует насторожиться, если вы понимаете, что ваш ребенок отдаляется и начинает плохо посещать университет. А это неплохо было бы проверять – просто однажды прийти или позвонить в деканат и спросить, как там мой ребенок, чтобы не наткнуться на то, что его уже полгода не видели. Я не случайно говорю – ребенок. Потому что по современной классификации 19 лет – это дети. У нас подростковый возраст в силу того, что продолжительность жизни увеличилась, откладывается лет до 25. Надо просто понимать, что уровень зрелости невысокий. Если это происходит – ребенок оступился, то нужно его не отталкивать, не включать по максимуму наказания, а попытаться с ним разговаривать, и говорить очень долго. Но главное это не забыть восстановить психоэмоциональную связь. Нужно прижать к себе и держать так долго, пока в остекленевших глазах не пробьются слезы, пока ребенок не оживет. Это как в сказке про Кая и Герду. Кай замерз, и Герда пришла к нему и обняла его. Примерно такая ситуация. Поэтому я считаю, что самым важным психотерапевтическим воздействием будет встреча с родителями, когда семья обнимется и сможет побыть вместе и поговорить.

Источник

Сейчас опять стала модной тема сборной, точнее стало модно
критиковать сборную, а в особенности ее главного тренера. Критикуют за
отсутствие новых игроков (точнее молодых), за невнятную игру в атаке, за
отсутствие нужного результата и т.д. Однако главное, что беспокоит футбольных
людей – это все-таки отсутствие новых имен в сборной. «Как? Почему?» —
Недоумевают они.   Почему Булыкин не в
сборной?! Действительно, это же перспективнейший российский игрок, суперталант,
нападающий топ уровня. «Голы забивает» — скажите вы, у меня друг тоже на
прошлой неделе 7 штук положил! Если каждый из нас подумает, то сразу же найдет
с десяток причин, почему Булыкина не будет в сборной.

Но не только Булыкин сейчас будоражит ума знающих людей, большинство
экспертов и журналистов пытаются сравнить период, когда Гус встал у руля
сборной, и нынешний, Адвокатский. Тогда тоже сборная не давала результат, в
основе ее было много очень опытных игроков, новые лица появлялись очень редко.
Гус же собрал новую сборную. Он набрал перспективную молодежь, жадную до побед…
Стоп, какую молодежь?! Жадную до побед?! Нет, вы что-то путаете, господа. Это
были игроки в расцвете сил, поигравшие в международных турнирах, некоторые даже
что-то там выигравшие… Тогда Гус Хиддинг как опытный садовод вырвал всю старую
траву и засадил огород  уже
распустившимися цветами. Сегодня ситуация иная, старые цветы все еще цветут, а
новые еще не распустились, а те кто уже начал распускаться рискуют погибнуть
при пересадке.

Знаете, я убежден, что если сейчас вызвать в сборную
Щенникова, Паршивлюка, Макеева и других перспективных ребят, то мы не только
завалим отборочный цикл, но и потеряем их как игроков. Понимаете в чем дело,
прогрессирующие молодые игроки почти всегда психологически неустойчивы. Многие
говорят про синдром второго года, но по-настоящему дело в другом – молодежь
очень тяжело переживает ошибки и неудачи. Такие психологические травмы могут
стать барьером для их дальнейшего развития или даже спровоцировать регресс. Игрок
просто сломается, я могу назвать множество примеров этому. Футболисты с опытом
не только приобретаю мастерство и игровую мудрость, они становятся
психологически более выдержанными. Через участие со своим клубом в европейских
турнирах они приобретают веру в свои силы, становятся уверенными в себе.
Жестоко проигрывая какому-нибудь европейскому гранду, они закаляют свой
характер. Я призываю всех, особенно внимательно последит за молодыми игроками в
следующую еврокубковую кампанию. Тут особняком стоит Алексей Ионов, догадайтесь
почему.

Читайте также:  Синдром левосторонней пирамидной недостаточности у взрослых

И вот вам другой пример из того же «Зенита». После первого
разгромного поражения от Испании Гус (да и не только он один) возложил всю вину
на Романа Широкова, убрал его из состава. Вместе с этим жесточайшая критика
обрушилась на Романа, тут конечно ему повезло – сборная выступила удачно на
Евро, поэтому это сгладило всеобщее впечатление. По логике событий Роман больше
о сборной не должен был и мечтать. Однако сейчас он не просто играет, а еще
является одним из лидеров сборной. Можно только представить, что случилось бы,
если на месте Романа был какой-нибудь молодой игрок. Смог бы он после такого
оправиться — большой вопрос (все мы помним Филимонова). А вы знаете, что у
Широкова была очень тяжелая футбольная молодость, и несмотря ни на что он попал
в ведущий клуб России и выиграл в его составе (хоть и играл не на своей
позиции) кубок УЕФА.

Источник

1. Ñèíäðîì Ñòåíäàëÿ
Î÷åíü çàáàâíûé ñèíäðîì, õîòÿ, êîíå÷íî, òåì, êòî åìó ïîäâåðæåí èíîãäà áûâàåò íå òàê âåñåëî. Ñèíäðîì Ñòåíäàëÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â ãîëîâîêðóæåíèè, îáìîðîêàõ, ó÷àùåííîì ñåðäöåáèåíèè è äàæå èíîãäà ãàëëþöèíàöèÿõ â îêðóæåíèè ïðîèçâåäåíèè èñêóññòâà èëè íåâåðîÿòíî êðàñèâîé ïðèðîäû. Ïðåäñòàâëÿåòå, äà? Êàê åñëè áû âû ïðèøëè â Ýðìèòàæ è õëîïíóëèñü òàì â îáìîðîê îò ñèëû èñêóññòâà.

Íàçâàíèå ñèíäðîì ïîëó÷èë èç-çà îäíîé èç êíèã Ñòåíäàëÿ, â êîòîðîé îí îïèñàë ñâîè îùóùåíèÿ âî âðåìÿ âèçèòà âî Ôëîðåíöèþ: «Êîãäà ÿ âûõîäèë èç öåðêâè Ñâÿòîãî Êðåñòà, ó ìåíÿ çàáèëîñü ñåðäöå, ìíå ïîêàçàëîñü, ÷òî èññÿê èñòî÷íèê æèçíè, ÿ ø¸ë, áîÿñü ðóõíóòü íà çåìëþ… ß âèäåë øåäåâðû èñêóññòâà, ïîðîæäåííûå ýíåðãèåé ñòðàñòè, ïîñëå ÷åãî âñå ñòàëî áåññìûñëåííûì, ìàëåíüêèì, îãðàíè÷åííûì, òàê, êîãäà âåòåð ñòðàñòåé ïåðåñòàåò íàäóâàòü ïàðóñà, êîòîðûå òîëêàþò âïåðåä ÷åëîâå÷åñêóþ äóøó, òîãäà îíà ñòàíîâèòñÿ ëèø¸ííîé ñòðàñòåé, à çíà÷èò, ïîðîêîâ è äîáðîäåòåëåé».

2. Ñèíäðîì óòåíêà
Çàáàâíûé ïñèõîëîãè÷åñêèé ïðèíöèï — ÷åëîâåê èíîãäà âåäåò ñåáÿ êàê íîâîðîæäåííûé óòåíîê, êîòîðûé âîñïðèíèìàåò êàê ìàòü ïåðâûé óâèäåííûé è äâèæóùèéñÿ îáúåêò.  íàøåì ñëó÷àå ìû, êîíå÷íî, â ñîñòîÿíèè îòëè÷èòü ðîäíóþ ìàòü îò ïîëîðîíîâîãî ìÿ÷èêà íà ïîäâèæíîé ëåíòå, íî òåì íå ìåíåå èìåííî òî, ñ ÷åì ìû ñòàëêèâàåìñÿ âïåðâûå ìû ïîäñîçíàòåëüíî ñ÷èòàåì ñàìûì ïðàâèëüíûì è ëó÷øèì. Íàïðèìåð, ìóëüòèêè, êîòîðûå ìû ñìîòðåëè â äåòñòâå, âñåãäà è ïî óìîë÷àíèþ ëó÷øå, ÷åì òî, ÷òî ñìîòðÿò äåòè ñåé÷àñ.

3. Ñèíäðîì Âàí Ãîãà
Ñïîðèì, âû ñåé÷àñ ïîäóìàëè îá óõå õóäîæíèêà? È ïîäóìàëè ïî÷òè ïðàâèëüíî. Ýòîò ñèíäðîì âûðàæàåòñÿ â òîì, ÷òî áîëüíîé î÷åíü íàñòàèâàåò íà îïåðàöèè èëè äàæå — î óæàñ — îïåðèðóåò ñåáÿ ñàì.

4. Ñèíäðîì Âàõòåðà
Îí æå ñèíäðîì ìàëåíüêîãî íà÷àëüíèêà. Íà ýòîì ìåñòå âñå ìîãóò ñîãëàñíî çàêèâàòü, ïîòîìó ÷òî íåò â ìèðå íèêîãî ãëàâíåå ùóïëîãî îõðàííèêà, óáîðùèöû, âàõòåðøè, òåòåíüêè â ñòåêëÿííîì ñòàêàíå â ìåòðî è äàæå ãàðäåðîáùèöû â òåàòðå. Ëþáîïûòíûé ïàðàäîêñ «ìíå äàëè âëàñòü, óõ ÿ ñåé÷àñ âñåì ïîêàæó» ñðàáàòûâàåò íå òîëüêî íà ïîäîáíîãî ðîäà ñôåðå óñëóã, íî è íà ìåëêèõ ÷èíîâíèêàõ.

5. Ñèíäðîì ôðàíöóçñêîãî áîðäåëÿ
Ïîòðÿñàþùàÿ ñïîñîáíîñòü æåíñêîé îáùíîñòè, ïðîâîäÿùåé ìíîãî âðåìåíè âìåñòå, ÷åðåç íåáîëüøîé ïðîìåæóòîê âðåìåíè ñèíõðîíèçèðîâàòü ñâîè ìåíñòðóàëüíûå öèêëû. Ó÷åíûå ãîâîðÿò, ÷òî âî âñåì âèíîâàòû ôåðîìîíû, êîòîðûå äàìû íåçàìåòíî äëÿ ñåáÿ óëàâëèâàþò â âîçäóõå, à âñå ïðî÷èå òðåíèðóþòñÿ â ñàðêàçìå íà âíåçàïíî è êðåïêî ïîäðóæèâøèõñÿ ëþäÿõ ëþáîãî ïîëà «Ó âàñ òàì ìåñÿ÷íûå åùå íå ñèíõðîíèçèðîâàëèñü?»
È åùå îäèí èíòåðåñíûé ôàêò. Öèêëû âñåõ äàì ïîäñòðàèâàþòñÿ ïîä öèêë àëüôà-ñàìêè, äàæå åñëè îôèöèàëüíî òàêîé â êîëëåêòèâå íåò.

6. Èåðóñàëèìñêèé ñèíäðîì
Òàêîé âèä ìàíèè âåëè÷èÿ, êîòîðûé ïðîÿâëÿåòñÿ òîëüêî â Èåðóñàëèìå. Òóðèñò, ïðèáûâøèé â äðåâíèé ãîðîä ñ ðåëèãèîçíûìè öåëÿìè, èëè ïàëîìíèê âäðóã ðåøàåò, ÷òî êàê ðàç îí-òî è âëàäååò áîæåñòâåííûìè è ïðîðî÷åñêèìè ñèëàìè. Åùå è ìèð íåïðåìåííî äîëæåí ñïàñòè. Íåïðåìåííûì äîïîëíåíèåì ê ðàçíîîáðàçíûì ñèìïòîìàì ÿâëÿåòñÿ òåàòðàëüíîñòü â ðå÷è è äâèæåíèÿõ.
Ýòîò ñèíäðîì ïðè÷èñëÿåòñÿ ê ïñèõîçàì è âåäåò ê ïðèíóäèòåëüíîé ãîñïèòàëèçàöèè.

7. Ïàðèæñêèé ñèíäðîì
Åùå îäèí ôèíò îò íåóñòîé÷èâîé íåðâíîé ñèñòåìû òàêæå ïðîÿâëÿþùèéñÿ â ñòðîãî îïðåäåëåííîì ìåñòå. È ÷àùå âñåãî ó ñïîêîéíûõ è âåæëèâûõ ÿïîíñêèõ òóðèñòîâ. Îíè ïðèåçæàþò â ñòðàíó ìå÷òû, îêóòàííóþ îðåîëîì ðîìàíòèêè è íåãè â óëè÷íûõ êàôå, à ïîëó÷àþò äîâîëüíî àãðåññèâíûé ãîðîä, â êîòîðîì áåñêîíå÷íî ìíîãî ìèãðàíòîâ, íèêòî îñîáî íå ñòðåìèòüñÿ òåáå óãîäèòü, ëþäè âåäóò ñåáÿ àãðåññèâíî è ïðîöâåòàþò óëè÷íûå êðàæè. Îêîëî 20 ÿïîíöåâ â ãîä íà ýòîé ïî÷âå âïàäàåò â îñòðîå áðåäîâîå ñîñòîÿíèå, èñïûòûâàåò ÷óâñòâî ïðåñëåäîâàíèÿ, äåðåàëèçàöèþ, äåïåðñîíàëèçàöèþ, òðåâîãó è äðóãèå ïðîÿâëåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàññòðîéñòâà. Ñàìûé ëó÷øèé ñïîñîá ëå÷åíèÿ ïàðèæñêîãî ñèíäðîìà — íåìåäëåííî îòïðàâèòü ñòðàäàëüöà íà ðîäèíó.

Читайте также:  Что сделать при синдроме позвоночной артерии

8. Ñèíäðîì Äæåíîâåçå
Îí æå «Ýôôåêò ñâèäåòåëÿ». Ëþäè, îêàçàâøèåñÿ ñâèäåòåëÿìè ÷ðåçâû÷àéíîé ñèòóàöèè, ÷àñòî íå ïûòàþòñÿ ïîìî÷ü ïîñòðàäàâøèì. Âåðîÿòíîñòü òîãî, ÷òî êòî-íèáóäü èç ñâèäåòåëåé íà÷í¸ò ïîìîãàòü ïîñòðàäàâøèì, òåì ìåíüøå, ÷åì áîëüøå ëþäåé ñòàíóò ïðîñòî ñòîÿòü è ñìîòðåòü. Îäèí èç ãëàâíûõ ñïîñîáîâ ñïðàâèòüñÿ ñ ýòèì ýôôåêòîì è äîæäàòüñÿ âñå-òàêè ïîìîùè, âûáðàòü èç òîëïû êîíêðåòíîãî ÷åëîâåêà è îáðàùàòüñÿ ê íåìó àäðåñíî.

9. Ñèíäðîì Àäåëè
Òàê íàçûâàþò âñåïîãëîùàþùóþ è äëèòåëüíóþ ëþáîâíàÿ îäåðæèìîñòü, áîëåçíåííóþ ñòðàñòü, êîòîðàÿ îñòàåòñÿ áåç îòâåòà. Íàçâàíèå ñâîå ñèíäðîì ïîëó÷èë èç-çà ðåàëüíîé èñòîðèè, ïðîèçîøåäøåé ñ äî÷åðüþ Âèêòîðà Ãþãî, Àäåëüþ.
Àäåëü ïîçíàêîìèëàñü ñ àíãëèéñêèì îôèöåðîì Àëüáåðòîì Ïèíñîíîì è ñðàçó æå ðåøèëà, ÷òî îí — ìóæ÷èíà âñåé åå æèçíè. Íåëüçÿ ñêàçàòü òî÷íî, áûë ëè îí áåññåðäå÷íûì ïîäëåöîì, îáìàíóâøèì íåâèííîå ñîçäàíèå, èëè æåðòâîé ýðîòîìàíèè. Îäíàêî Ïèíñîí íå îòâåòèë âçàèìíîñòüþ — íå ïîìîãëà íè ðåäêîñòíàÿ êðàñîòà äåâóøêè, íè ñëàâà åå îòöà. Àäåëü ïðåñëåäîâàëà åãî ïî âñåìó ìèðó, âðàëà âñåì, ÷òî îíè óæå æåíàòû, è â êîíöå êîíöîâ îêîí÷àòåëüíî ñîøëà ñ óìà.

10. Ñèíäðîì Ìþíõãàóçåíà
Ñâîåãî ðîäà èïîõîíäðèÿ. Êîãäà âñå áîëèò è íè÷åãî íå ïîìîãàåò, íî òàê òîëüêî êàæåòñÿ. Ýòî ðàññòðîéñòâî, ïðè êîòîðîì ÷åëîâåê ñèìóëèðóåò, ïðåóâåëè÷èâàåò èëè èñêóññòâåííî âûçûâàåò ó ñåáÿ ñèìïòîìû áîëåçíè, ÷òîáû ïîäâåðãíóòüñÿ ìåäèöèíñêîìó îáñëåäîâàíèþ, ëå÷åíèþ, ãîñïèòàëèçàöèè, õèðóðãè÷åñêîìó âìåøàòåëüñòâó è òàê äàëåå. Îáùåïðèíÿòîå îáúÿñíåíèå ïðè÷èí ñèíäðîìà Ìþíõãàóçåíà ãëàñèò, ÷òî ñèìóëÿöèÿ áîëåçíè ïîçâîëÿåò ëþäÿì ñ ýòèì ñèíäðîìîì ïîëó÷èòü âíèìàíèå, çàáîòó, ñèìïàòèþ è ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîääåðæêó.
Íî ýòî åùå íè÷åãî. Êóäà ñåðüåçíåé «äåëåãèðîâàííûé ñèíäðîì Ìþíõãàóçåíà», êîãäà ìàìàøè ñ÷èòàþò, ÷òî èõ äåòè ñòðàøíî áîëüíû. È äàæå íàìåðåííî ñîçäàþò äëÿ íèõ óñëîâèÿ ïðîÿâëåíèÿ òåõ èëè èíûõ ñåðüåçíûõ ñèìïòîìîâ.

11. Ñòîêãîëüìñêèé ñèíäðîì
Ïî ãîëëèâóäñêèì ôèëüìàì ìû çíàåì, ÷òî ñòîêãîëüìñêèì ñèíäðîìîì íàçûâàåòñÿ ñèòóàöèÿ, â êîòîðîé çàëîæíèê íà÷èíàåò ïîíèìàòü çàõâàò÷èêà, ñî÷óâñòâîâàòü åìó è äàæå îêàçûâàòü ðàçíîîáðàçíóþ ïîìîùü. Ïñèõîëîãè íàçûâàþò ýòî «çàùèòíî-ïîäñîçíàòåëüíîé òðàâìàòè÷åñêîé ñâÿçüþ».

Íî ýòî íè ïñèõîëîãè÷åñêèé ïàðàäîêñ, íè ïñèõè÷åñêîå ðàññòðîéñòâî, à ñêîðåé íîðìàëüíàÿ ðåàêöèÿ ïñèõèêè. È íåâçèðàÿ íà òî, ÷òî ãîâîðèò íàì Ãîëëèâóä, ýòî äîâîëüíî ðåäêîå ÿâëåíèå, ñëó÷àþùååñÿ ïðèìåðíî â 8% ñëó÷àåâ çàõâàòà çàëîæíèêîâ.

12. Ñèíäðîì Äèîãåíà
Äèîãåí ïðîñëàâèëñÿ òåì, ÷òî óøåë æèòü â áî÷êó è ïðîÿâëÿë ñåáÿ êàê çàâçÿòûé ñîöèîïàò è ìèçàíòðîï. Ñèíäðîì â ÷åñòü åãî èìåíè (åãî åùå èíîãäà íàçûâàþò ñèíäðîìîì ñòàð÷åñêîãî óáîæåñòâà) ïðîÿâëÿåòñÿ ïëþñ-ìèíóñ òàêæå. Êðàéíå ïðåíåáðåæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ñåáå, ñàìîèçîëÿöèÿ îò îáùåñòâà, àïàòèÿ, íàêîïèòåëüñòâî è âñÿêîå îòñóòñòâèå ñòûäà.

13. Ñèíäðîì Äîðèàíà Ãðåÿ
Ýòèì ñèíäðîìîì, ìîæíî ñêàçàòü, ñòðàäàþò âñå àêòèâíî ìîëîäÿùèåñÿ, âñå ñâîè ñèëû áðîñèâøèå íà ñîõðàíåíèå âíåøíåé ìîëîäîñòè. Òå, êòî âîçâåë ýòî ñîõðàíåíèå â êóëüò. Êîìïåíñèðóåòñÿ íåîïðàâäàííûì èñïîëüçîâàíèåì ìîëîä¸æíîé àòðèáóòèêè, âûáîðîì îäåæäû â ìîëîä¸æíîì ñòèëå, âåä¸ò ê çëîóïîòðåáëåíèþ ïëàñòè÷åñêîé õèðóðãèåé è êîñìåòè÷åñêèìè ñðåäñòâàìè. Èíîãäà ýòî ðàññòðîéñòâî çàêàí÷èâàåòñÿ äåïðåññèÿìè è äàæå ïîïûòêàìè ñàìîóáèéñòâà.

14. Ñèíäðîì Êîòàðà
Åñëè âàì êòî-òî âäðóã íà÷íåò æàëîâàòüñÿ íà òî, ÷òî ó íåãî ñãíèë êèøå÷íèê, íåò ñåðäöà, îí íå ñïèò âñþ æèçíü. Ðàññêàçûâàòü, ÷òî îí íèãèëèñòè÷åñêè-èïîõîíäðè÷åñêèé äåïðåññèâíûé áðåä â ñî÷åòàíèè ñ èäåÿìè ãðîìàäíîñòè. âåëè÷àéøèé, åùå íåáûâàëûé â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà ïðåñòóïíèê, ÷òî îí çàðàçèë âñåõ ñèôèëèñîì èëè ÑÏÈÄîì, îòðàâèë ñâîèì çëîâîííûì äûõàíèåì âåñü ìèð. Ñ äðàìîé è ïàôîñîì ñîîáùàòü, ÷òî ñêîðî îí çà âñå ðàñïëàòèòñÿ, è âñÿ áîëü ìèðà ïîêàæåòñÿ åðóíäîé â ñðàâíåíèè ñ òåìè ñòðàäàíèÿìè, êîòîðûå åìó äîâåäåòñÿ èñïûòàòü â íàêàçàíèå, òî âûçûâàéòå íåîòëîæêó ñ ïðèìå÷àíèåì «ïñèõèàòðè÷åñêóþ áðèãàäó, ïîæàëóéñòà, ó íàñ òóò ñèíäðîì Êîòàðà».

15. Ñèíäðîì Êàíäèíñêîãî — Êëåðàìáî
Åùå îäèí ñèíäðîì èç îáëàñòè ïñèõèàòðèè, íàçûâàåìûé òàêæå ñèíäðîìîì ïñèõè÷åñêîãî àâòîìàòèçìà. Èç îáëàñòè «ìíîé óïðàâëÿþò ìàëåíüêèå çåëåíûå ÷åëîâå÷êè» è «íîãè ñàìè êóäà-òî èäóò, ÿ èìè íå ðóêîâîæó».

16. Ñèíäðîì Òóðåòòà
Òàê ÷àùå âñåãî íàçûâàþò «êîïðîëàëèþ» — áîëåçíåííîå íåïðåîäîëèìîå âëå÷åíèå ê âûêðèêèâàíèþ íåïðèëè÷íûõ ñëîâ, õîòÿ ýòî âñåãî ëèøü îäíà èç ñîñòàâëÿþùèõ ñèíäðîìà Òóðåòòà. ×àñòî èñïîëüçóåòñÿ â êèíî.

Èíòåðåñíî, ÷òî ñëîâî êîïðîëàëèÿ ñ ãðå÷åñêîãî ìîæíî ïåðåâåñòè êàê «Ñëîâåñíûé ïîíîñ».

17. Ñèíäðîì ÷óæîé ðóêè
Ýòî âîâñå íå òî, î ÷åì ìíîãèå èç âàñ ïîäóìàëè, ïîõàáíèêè. Åñëè âû ñìîòðåëè ïîñëåäíþþ ÷àñòü «Ãàððè Ïîòòåðà», òî ìîæåòå ïîìíèòü, êàê Õâîñòà çàäóøèëà åãî æå ñîáñòâåííàÿ ðóêà. Âî ìíîãèõ äðóãèõ ôèëüìà è ìóëüòèêàõ òîæå âñòðå÷àåòñÿ íå÷òî ïîäîáíîå, íî ýòî íå âûäóìêè ñöåíàðèñòîâ. Ñèíäðîì ÷óæîé ðóêè äåéñòâèòåëüíî ñóùåñòâóåò, ÿâëÿåòñÿ ñëîæíûì, íå îñîáî èçëå÷èìûì ðàññòðîéñòâîì.

18. Ñèíäðîì êèòàéñêîãî ðåñòîðàíà
Áóäüòå îñòîðîæíû ñ êèòàéñêîé åäîé. Ýòîò ñèíäðîì áûë îáîçíà÷åí â 1968 ãîäó, êîãäà îäèí êèòàåö îïèñàë â ìåäèöèíñêîì æóðíàëå òî, ÷òî ñ íèì ïðîèñõîäèò ïîñëå ïîñåùåíèÿ êèòàéñêèõ ðåñòîðàíîâ â ÑØÀ: «Ñèíäðîì íàñòóïàåò ÷åðåç 15-20 ìèíóò ïîñëå ïîåäàíèÿ ïåðâîãî áëþäà, äëèòñÿ îêîëî äâóõ ÷àñîâ, ïðîõîäèò áåç êàêèõ-ëèáî ïîñëåäñòâèé. Íàèáîëåå âûðàæåííûå ñèìïòîìû ýòî îíåìåíèå çàäíåé ÷àñòè øåè, ïîñòåïåííî ðàñïðîñòðàíÿþùååñÿ íà îáå ðóêè è ñïèíó, îáùàÿ ñëàáîñòü è ó÷àùåííîå ñåðäöåáèåíèå». Ñíà÷àëà ïîëàãàëè, ÷òî ýòî ñâÿçàíî ñ ãëþòàìàòîì íàòðèÿ, íî èññëåäîâàíèÿ ãèïîòåçó íå ïîäòâåðäèëè. Âñå åùå çàãàäêà.

Источник