Бабич о и личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания

Бабич о и личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания thumbnail

Слайд 1

Ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов

Слайд 2

Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа «Эта работа – сплошная головная боль!» Э. Берн

Слайд 3

72% опрошенных не знают, что такое выгорание. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения. Но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. 49% учителей предлагают некоторые варианты преодоления синдрома выгорания. Но доступная литература, помогающая преодолеть выгорание, отсутствует.

Слайд 4

Понятие «профессиональное выгорание» В отечественных работах авторами используются разные варианты перевода английского термина « burnout », введенного американским психотерапевтом Х. Дж. Фреденбергом ( Freudenberger , 1974): «эмоциональное сгорание» (Т.С. Ященко, 1989; Т.В. Форманюк, 1994), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, 1996), «эмоциональное перегорание» (В.Д. Вид, Е.И. Лозинская, 1998), «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, 2000). «профессиональное выгорание» (Т.Н. Ронгинская, 2002).

Слайд 5

Факторы, обусловливающие выгорание ежедневная психическая перегрузка самоотверженная помощь высокая ответственность за учеников дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением ролевые конфликты поведение «трудных» учащихся интернальность условия работы

Слайд 6

Риску выгорания подвержены (Г. Чернисс): люди, перегруженные ответственностью; длительно и интенсивно работающие; стремящиеся к непременному успеху; не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало; уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Слайд 8

Основные пути профилактики: Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы. Профессиональной помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.

Слайд 9

Направления профилактической работы Информирование Создание системы дел, повышающих значимость педагогической профессии Эмоциональная поддержка

Слайд 10

«вовлеченность» 1 фаза выгорания 2 фазы выгорания 3 фазы выгорания — личность — личностные ресурсы преодоления выгорания — симптомы выгорания Факторы выгорания

Слайд 11

Ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания Личностные ресурсы: личностные особенности, способности, состояния, предшествующий опыт, устоявшиеся формы поведения и многое другое. Внешние ресурсы – это в первую очередь организационные факторы, социальная поддержка, стимуляция к развитию и самореализации.

Слайд 12

Параметры личностных ресурсов преодоления выгорания (Бабич И.О.) Осмысленность жизни Позитивное, целостное восприятие мира и человеческой природы Интернальность Свобода и ответственность Межличностная чувствительность и гибкость поведения во взаимоотношениях с окружающими Способность жить настоящим Естественность поведения Позитивное самовосприятие и «внутренняя поддержка»

Слайд 13

Мы не можем быть большим, чем мы есть: но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем. Гари Чернисс

Слайд 14

Благодарим за внимание!

Слайд 15

Симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. Все это указывают на развитие синдрома профессионального выгорания

Слайд 16

Признаки профессионального выгорания (по исследованиям Маслах и Джексон) 1. Эмоциональное истощение, психологическая выхолощенность. 2. Деперсонализация – это состояние сознания, характеризующееся ощущением отрешенности от мира, в том числе от себя. 3. Снижением работоспособности и способности помогать окружающим на фоне эмоционального истощения.

Источник

1. Абрамян, А.А. Возможности исследования развития профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ // Теория и практика общественного развития. — 2011. — № 8. — С.169-171.

2. Архарова, О.Н. Психоэмоциональное выгорание педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2010. — № 1. — С.73-80.

3. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения: в помощь школьному психологу: / О.И. Бабич /под ред. А.В. Перепелкиной. — Волгоград.: Учитель, 2014. — 122 с.

4. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов // Сибирский психологический журнал. — 2009. — №31. — С.48-52.

5. Баранов, А.А. Стратегии психозащитного поведения педагогов с разными уровнями эмоционального выгорания // Вестник Балтийского федерального университета им.И. Канта. — 2010. — № 11. — С.28-34.

6. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С.П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004. — 272с.

7. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении: монография: / В.В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с.

8. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: научное издание / В.В. Бойко. — СПб.: Питер, 2004. — 474 с.

9. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. Психологический

Практикум: практикум / Н.Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2008. — 430 с.

10. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.

11. Володина, Т.В. Жизнестойкость личности как фактор сохранения здоровья педагога // Интеграция образования. — 2010. — №2. — С.95-97.

12. Ворошилова, И.С. Модели профессиональной надежности педагога // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2014. — № 9 — С.45-50.

13. Гроза, И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 10. — С.63-64.

14. Гроза, И.В. Профилактика и коррекция эмоционального «выгорания» педагогов // Фундаментальные исследования. — 2008. — №5. — С.30-31.

15. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности: практикум / О.П. Елисеев. — СПб.: Питер, 2010. — 498 с.

16. Корытова, Г.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 5. — С.175-180.

17. Корытова, Г.С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 4. — С.29-32.

18. Корытова, Г.С. Влияние возраста и стажа профессиональной деятельности на уровень зрелости психозащитного поведения педагогических работников // Фундаментальные исследования. — 2006. — № 11. — С.70-73.

19. Кригер, Е.Э. Профессионально-психологические риски здоровья педагогов // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — №3. — С. 20-23.

20. Кригер, Е.Э. Источники неопределенности в современной педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — №1. — С.129-131.

21. Кротов, В.Ю. Экспериментальное исследование процесса профилактики эмоционального выгорания педагогов // Человек и образование. — 2010. — №3. — С.107-111.

22. Маркова, А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.

23. Наличаева, С.А. Связь самоактуализации и профессионального выгорания у педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2011. — №1. — С.50-56.

24. Ножичкина, Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 6. — С.67-69.

25. Орел, В.Е. Синдром «психического выгорания» и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала // Сибирский психологический журнал. — 2013. — №49. — С.67-71.

26. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / Орел В.Е. — М.: Институт психологии РАН, 2006. — 205с.

27. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука или образование. — 2008. — № 2. — С.83-86.

28. Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций: психологический практикум / Ю.В. Саенко. — СПб.: Речь, 2011. — 238с.

29. Хайдарова, М.Ю. Профилактика эмоционального выгорания педагогов // Образование. Карьера. Общество. — 2014. — № 2. — С.77-79.

30. Шац, И.К. Психологические аспекты профессионального выгорания педагогов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. — 2013. — № 3. — С.49-53.

Источник

Марина Донская
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образования

Проблема профессионального выгорания приобретает все большую актуальность на сегодняшний день в связи с возросшими требованиями общества к качеству образования. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения [1]. Но наиболее подверженной возникновению синдрома эмоционального выгорания является категория педагогов дошкольного образования. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую нагрузку, самоотверженную помощь воспитанникам и семьям воспитанников, высокую ответственность за жизнь и здоровье вверенных детей, дисбаланс между интеллектуально – энергетическими затратами и морально – материальным вознаграждением, поведение детей с особыми образовательными потребностями[2].

В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов выгорания, симптомов и факторах, способствующих его появлению, однако в практическом плане актуальной стала проблема выявления системообразующих личностных ресурсов преодоления синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования[4]. Ведущим симптомом выгорания было выявлено психоэмоциональное истощение. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей[3].

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.

Структура синдрома профессионального выгорания, по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз: напряжения, резистенции, истощения.

Риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов, при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, трудно ощутимыми результатами работы, неразрешённых личностных конфликтов[4]. Профессиональное выгорание оказывает деструктивное влияние на развитие личности педагога и требует коррекции — программа профилактики эмоционального выгорания педагогов[5].

При решения данных задач была создана программа коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов «Путь к гармонии», в которой приняли участие 27 человек. Программа реализовывалась на базе МДОУ «Детский сад №2» в 2013-2014 учебном году.

Диагностика профессионального выгорания педагогов осуществлялась с помощью следующих методик.

1. Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (модификация методики В. В. Бойко);

2. «Определение психического «выгорания» А. А. Рукавишникова.

Целью программы является создание организационных условий способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Задачи программы:

1. Формировать позитивное отношение педагогов к себе, своим воспитанникам, к жизни;

2. Создавать условия для активизации личностной рефлексии, стимуляции интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию;

3. Повышать профессиональную и психологическую компетентность педагогов;

4. Обучать педагогов способам саморегуляции, технологиям снятия психоэмоционального напряжения;

Программа рассчитана на 20 часов: 10 занятий по 2 часа, 1 занятие в неделю.

Для организации условий профилактики эмоционального выгоранияпо реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы: пространство для проведения занятий (музыкальный зал, музыкальное сопровождение, компьютерные программы с видеозаписями релаксационного действия, коврики и маты для выполнения упражнений лежа, канцтовары.

Новизна программы заключается в том, что она носит интегративный характер, представляя собой обобщение способов работы,принадлежащих к опыту разных теорий и направлений в психологии: телесно-ориентированной терапии, позитивной психотерапии, арт-терапии, сенсорной интеграции.

Программа коррекции эмоционального выгорания педагогов «Путь к гармонии» эффективна в работе и имеет практическое значение. Универсальность и гибкость программы позволяют успешно использовать ее и для профилактики эмоционального выгорания у тех, кто много работает, общается, чья работа связана с ответственностью и руководством.

Методологической основой программы составили исследования, посвященные проблеме эмоционального выгорания педагогов (В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, С. Джексон, Э. Ф. Зеер, К. Маслач, Е. С. Старченкова, Т. В. Форманюк).

После завершения программы мы провели повторную диагностику для оценки ее эффективности с использованием тех же методики, что и на констатирующем этапе. Анализ результатов показывает, что педагоги стали использовать более эффективные способы снятия напряжения, повысилась комфортность состояния, улучшился эмоциональных фон, и поэтому возросла продуктивность деятельности. Большое значение для достижения таких результатов имело повышение осознанности собственных действий и состояний в результате анализа с помощью разных игры и упражнений.

Прежде всего, нами было выявлено, что количество педагогов со сформированными фазами эмоционального выгорания уменьшилось, а с несформированными, наоборот, увеличилось. У педагогов уменьшилось ощущение неудовлетворенности собой, снизилась тревожность и депрессивные проявления, повысилась уверенность в себе.

О положительной динамики свидетельствует и то, что количество педагогов с низкий индексом выгорания возросло до 40%, с высоким индексом уменьшилось до 17,2%,со средним уменьшилось до 42,8%. Качественные изменения проявились в снижение утомления и повышение работоспособности, уменьшение раздражительности, повышение активности и продуктивности деятельности.

Полученные результаты указывают на то, что создание организационных условий для профилактики эмоционального выгорания явились эффективными. Результаты констатирующего эксперимента показали, что среди педагогов наименьшее количество составляют педагоги, у которых пока еще не происходит формирование синдрома эмоционального выгорания и фазы выгорания не сформированы – они составляют 22,8%. У 45,7% педагогов не наблюдается формирование фаз эмоционального выгорания, что указывает на отсутствие риска возникновения синдрома.

Успешному преодолению фаз выгорания способствует выраженное стремление к приобретению знаний и умений переживать настоящий момент своей жизни во всей его полнота, хорошо рефлексируя свои потребности и чувства, умение видеть свою жизнь целостной. Легкость в установлении глубоких и телесных эмоционально – насыщенных контактов, гибкость в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми, осмысленность жизни[5]. Данная модель взаимодействия была успешно усвоена и закреплена благодаря программе коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов «Путь к гармонии».

Литература

1. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания. Монография. –Иркутск: ИПКРО, 2011. – С. 4-5.

2. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2005. – 105 с.

3. Зеленова И. В. Эмоциональное выгорание. – М., 2002.

4. Копытова Н. Н. Справляемся с профессиональным выгоранием // Методист ДОУ. 2012.-№9. – С. 6-41.

5. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе. Волгоград, 2008.

Источник

Г. Селье предложил различать два вида адаптационных ресурсов человеческого организма при стрессе — поверхностную и глубокую адаптационную энергию. Поверхностные ресурсы организма активизируются в стрессовой ситуации «по первому требованию», они достаточно легко восстанавливаются, например после отдыха, полноценного спа и питания, психофизической релаксации и др. Если происходит восстановление психоэпергетичсских (адаптационных) ресурсов, то организм не попадает в состояние нредболезни.

Согласно гипотезе Г. Селье, поверхностная адаптационная энергия восполняется за счет глубокой, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Активизация глубокой адаптационной энергии начинается тогда, когда человек долго находится в стрессогенной ситуации и когда израсходованы «поверхностные энергетические ресурсы». Истощение глубоких ресурсов необратимо и ведет к старению и гибели организма (Селье, 1979).

Э. Фромм выделил три психологических ресурса, помогающих человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций.

  • 1. Надежда — психологическая категория, способствующая жизни и росту. «Надеяться — значит в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, и, несмотря ни па что, не отчаиваться, если па том или ином участке жизненного пути это рождение не произошло»[1].
  • 2. Рациональная вера — убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей и нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера — рациональная интерпретация настоящего.
  • 3. Душевная сила мужество. «Душевная сила — способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их путем превращения в “голый” оптимизм или в иррациональную веру». Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да»[2].

Б. Г. Ананьев (1980) отмечал, что толерантность личности к стрессам и выносливость по отношению к факторам, вызывающим фрустрацию, зависит от наличия поддержки, моральной помощи, соучастия, сочувствия других людей, солидарности группы. Распад социальных связей влечет за собой ломку интраиндивидуалыюй структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих поведение. Социальная поддержка в группе, работающей в условиях стресса, не снижая уровня напряжем пости, может способствовать «переводу» его неблагоприятных проявлений в благоприятные, т. е. «переводу» дистресса в эвстресс.

Социальная поддержка может быть:

  • ? институционной, исходящей от государственных структур;
  • ? корпоративной, связанной с профессиональной, трудовой структурой (административная, профсоюзная поддержка);
  • ? межличностной, исходящей от отдельных людей (семьи, друзей, знакомых).

Разновидностью социальной поддержки служит социально-психологическая поддержка: эмоциональная, информационная, инструментальная или функциональная. Это определенный буфер между стрессом и его негативными последствиями, смягчающий влияние последних для здоровья.

Социальная поддержка — внешний ресурс, представляющий собой весьма специфическую переменную, которая зависит от готовности личности обратиться за помощью. Способность обратиться за внешней поддержкой и принять ее — внутренний ресурс личности, который во многом обусловлен социально-психологической активностью индивидуума, формированием вокруг себя персональной «сети поддержки» и готовностью обрести ее в трудные периоды жизни.

Итак, социальная поддержка — важный ресурс сохранения психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Многие авторы отмечают, что положительное социальное окружение (семья, друзья, коллеги) выступает одним из существенных факторов стрессоустойчивости личности. Соответственно его возможно рассматривать также в качестве социально-психологического ресурса преодоления стресса.

Еще один ресурс устойчивости к стрессам — психологическая компетентность индивида, уровень его психологической грамотности и культуры. Вместе с социальным опытом она определяет конкретные формы адаптивных процессов в стрессовых ситуациях.

X. Шредер (Schmder, 1984) выделил пять групп личностных переменных, ответственных за реакции на стресс:

  • 1) когнитивные структуры;
  • 2) представление о себе (самоотношеиие);
  • 3) поведенческие модели (программы);
  • 4) мотивационные структуры;
  • 5) опыт межличностного поведения.

Все они содержат ресурсы жизненной стойкости.

Источник