Аутический синдром у детей логопеду

Елена Сафонова
Особенности логопедической работы с аутичными детьми

МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»

Доклад

(с использованием компьютерной презентации)

«Особенности логопедической работы с аутичными детьми».

Составила:

Учитель – логопед

Сафонова Елена Геннадьевна

Богучар 2017

Цель:

• Определение понятия аутизм.

• Практическое ознакомление с особенностями логопедической работы с аутичными детьми.

• Выяснение трудностей в работе логопеда с ребенком с синдромом Каннера

• Ознакомление с этапами работы логопеда.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация.

Что такое аутизм?

Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а так же ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относятся к расстройствам аутистического спектра. Аутизм – это тяжелое нарушение развития, которое сохраняется на протяжении всей жизни.

Актуальной проблемой отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом. Тот факт, что и в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом. Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта, где играет роль не меньшую, чем другие нарушения, — например, интеллектуальная, речевая, двигательная недостаточность. Это связано с тем, что нарушения коммуникации как таковой являются основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности. Мы остановимся на некоторых аспектах работы с детьми с тяжелыми и осложненными формами аутизма.

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и очень часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Напомним, что основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма.

Так, у детей первой группы мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.

Для речи детей второй группы характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации. У детей второй группы есть стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве («Сок пить», «Дать печенье», а о себе ребенок говорит во втором или третьем лице («Саша будет рисовать»). Но часто такие дети предпочитают обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет.

Дети третьей группы, обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу, не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг или рассуждают на любимую тему.

У ребенка четвертой группы мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и эхолалиями, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден.

При работе с детьми с диагнозом РАС, РДА нельзя говорить только лишь о коррекционном воздействии, как все привыкли понимать работу логопеда. Коррекция – значит исправление; но невозможно исправлять звукопроизношение или начинать работу по улучшению лексико – грамматических навыков, если нарушены именно коммуникативные особенности речи ребенка.

Основные задачи логопедической работы при аутизме:

• установление эмоционального контакта с ребенком;

• выяснение уровня контактности ребенка с незнакомым человеком (т. е. логопедом)

• первичное обследование речи (ее понимания);

• обучение понимания речи;

• обучение экспрессивной речи.

Логопед осуществляет первый шаг первичной диагностики – наблюдение за ребенком. Этот метод дает возможность составить первичные представления про объект наблюдения или проверять исходные положения, связанные с ним. Поэтому методу наблюдения отводится определяющая роль в поиске критериев дифференциальной диагностики.

С целью выяснения картины целостного развития ребенка логопед может использовать диагностической карту, разработанную К. С. Лебединской и О. С. Никольской. Исследуя сферу общения, логопеду необходимо обратить внимание на визуальный контакт, особенности комплекса оживления, узнавание близких, формирование привязанности к близким людям, реакцию на нового человека, контакт с детьми, отношение к физическому контакту, реакцию на словесные обращения, отсутствие отклика на имя, избирательность ответных реакций на речь, отсутствие адекватного жеста, поведение в одиночестве, отношение к окружающему, “отсутствие” дифференциации одушевленного и неодушевленного.

Большинство логопедических методик остаются не приспособленными для диагностики уровня речевого развития детей с аутизмом, когда основное внимание следует уделить обследованию понимания речи и ее коммуникативного использования. Описание логопедического обследования и коррекционной работы, построенной на методических основах прикладного поведенческого анализа мы можем увидеть у С. С. Морозовой в разделе «ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ И НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ».

Направления логопедической коррекции при аутизме.

1. Обследование понимания речи (импрессивиая речь).

В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации. Изучают, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова. Что имеется в виду? Путем наблюдения или в беседе с родителями выясняют, что ребенок любит, что является для него особенно значимым.

Затем проверяют,выполняет ли ребенок словесные инструкции: а) в контексте происходящего; б) вне контекста происходящего. В первом случае ребенка просят сделать что-либо в русле того, чем он занят. Например, если он играет с железной дорогой,можно сказать: «Поставь вагон на рельсы».

Во втором случае ребенку дают инструкции, не связанные с тем, чем он занят,например: «Подойти сюда», «Дай кубик» и т. п. При обследовании понимания инструкций следует избегать помощи (например, жестов) для получения более точной информации. Инструкции должны предъявляться в разных контекстах и ситуациях.

Если поведение ребенка изменится видимым образом — например, он повернет голову в сторону говорящего или подойдет к нему, можно предположить, что он хотя бы частично понял высказывание.

Читайте также:  Как выявляется синдром дауна на узи

Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и звуки внегортанного происхождения. Обращается внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам; выражение требований или отказа; фиксируются эхолалии; отмечаются собственные спонтанные высказывания ребенка.

После наблюдений за ребенком, они могут быть неоднократными, логопед начинает выстраивать план работы. Для этого он составляет индивидуальную программу, где фиксирует свои этапы работы.

2. Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий, сюжетное рисование). Логопед, участвующий в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с аутизмом, должен научиться осуществлятьэмоционально-смысловой комментарий как необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи.

Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее простых для него навыков; степень сложности определяется индивидуально.

Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов.

3. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).

• При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми (первая группа либо смешанный случай с признаками как первой, так и второй группы).

4.Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:

• Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого.

• Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.

5. Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции.

• В подходящий момент игры, когда удалось сосредоточить внимание ребенка на своем лице, можно, например, состроить гримасу удивления, конечно, с подходящим комментарием. Вообще, нам важно добиться того, чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на наше лицо, на рот именно в тот момент, когда мы что-то произносим. Этого мы добиваемся с помощью физических ритмов, ритмов движения ребенка. Эта работа занимает очень много времени. В большинстве случаев это длится до полугода.

6. Формирование навыков экспрессивной (активной) речи

• Данный этап начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

• Выбирать звуки и артикуляционные движения следует индивидуально, предпочтительно использовать те из них, которые встречаются в спонтанном поведении ребенка.Примеры артикуляционных движений: открыть рот, показать язык, почистить зубки, надуть щеки, подуть и т. п.

Изучение полученных результатов работы педагогов-практиков показало, что особая речевая терапия является одной из важнейших в коррекции аутистического поведения, эмоционального и психического недоразвития у детей с ранним детским аутизмом.

Список использованной литературы.

1. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. — М.: Теревинф, 2006.

3. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.

Источник

Общепринятая теория возникновения аутизма — наследственная. Только наследуется не сам аутизм, а предпосылки к нему. Которые могут впоследствии как расцвести пышным цветом, так и угаснуть без следа .

Вот так вот расплывчато. Что за предпосылки, кто их щупал и видел… «Странненький» папа или дед? Недостатки каких-то ферментов в организме? За счёт чего предпосылки перетекают в аутизм, где те пусковые факторы? Да, действительно огромный простор для домыслов и фантазий на тему. Отстранённая мать, неправильное питание, не такое воспитание, пристрастие к гаджетам — все что угодно можно приплести, и совершенно непонятно, где же правда .

Проблему усугубляет и огромное количество состояний, на аутизм похожих, но им не являющихся.

Аутоподобные состояния при некоторых генетических синдромах. Госпитализм детдомовских детей. Уход в себя детей с сенсорной алалией. Трудности контакта с внешним миром у детей слепых. Внешние проявления, похожие на аутизм, у детей с нарушением интеллекта… При определенных формах ДЦП наблюдается нарушение эмоциональной сферы по типу аутичного состояния… Часто бывает очень сложно размотать эти клубки .

Ведущее проявление аутизма — это проблемы с социальными отношениями. Дети с аутизмом реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя, реже смотрят в глаза, не откликаются движениями тела на движения близкого взрослого, манипулируют рукой взрослого, как предметом, не распознают эмоции другого человека .

Сопутствующее и очень распространенное проявление аутизма — специфика поведения. Это склонность к стереотипиям (многократными повторяющимся движениям и действиям), стремление к строгому соблюдению определенных правил и определенному упорядочиванию внешнего мира, сопротивление переменам (те самые машинки в ряд, только одна любимая кофта, только ограниченный набор любимых блюд, только один маршрут прогулки) . Довольно часто наблюдается аутоагрессия — намеренное причинение себе боли и повреждений . Практически всегда — разнообразные нетипичные реакции на обычные стимулы окружающего мира (повышенная чувствительность к определенным звукам, вовсе не обязательно громким или неприятным и наоборот, стремление к зрительной, слуховой или двигательной стимуляции — кружение, прыжки, световая и звуковая стимуляция).

Состояние речи детей с аутизмом, как и состояние их интеллекта, может быть совершенно различным, но есть у их речи один объединяющий признак — без специального обучения эта речь не является средством общения, или является лишь в небольшой степени .

Ребенок может развернуто что-то описывать, а может быть полностью безречевым — но и в том, и в другом случаях коммуникация не состоится.

Нарушение коммуникативной функции речи тянет за собой недоразвитие двух других функций — познавательной и регулирующей. При помощи общения мы узнаем что-то новое об окружающем мире, если общения нет — основной канал познания оказывается для ребенка отрезан. Регулирующая функция речи становится возможна на основе познавательной — понимание причинно-следственных связей, реагирование на слово взрослого, использование собственной внутренней речи как регулятора поведения. Все эти функции, как звенья цепи, цепляются друг за друга и недоразвиваются — вместе .

Поэтому аутичный не общающийся ребенок как правило и понимает речь ограниченно, и поведение его отличается импульсивностью и трудностью регулирования .

Работа логопеда с ребенком с РАС заключается не в том, чтобы учить его говорить, или Боже упаси, совершенствовать звукопроизношение или слоговую структуру. Ребенка надо учить общаться. И это не обязательно может быть речь, если к речи ребенок не готов. И не обязательно устная речь, если ребенку проще овладеть письменной .

Читайте также:  У кого ребенок с синдромом дауна не сильно отстает

И вообще совсем не обязательно должен быть логопед. Логопед в узком смысле, как специалист именно по совершенствованию устной речи, аутенку не нужен точно. А если и нужен, то, как говорится, пятым подползающим.

А то бывает так, что к логопеду привели, в саду, допустим, или в развивающем частном центре — там и не откажешься, в саду хоть на ПМПК послать можно… Удобный ребенок, за столом сидит, буквы знает, пазлы собирает! Говорит что-то там себе… А что же ещё с ним делать-то… На тебе, детка, любимые пазлы, на тебе буквы… Уф, полчаса прошло, следующий !

Короче говоря, все равно, как будет называться специалист, который научит вашего малыша общаться — логопед, дефектолог, нейропсихолог, нейродефектолог, нейрологопед… Лишь бы у него были теоретические знания и практический опыт. Как понять, ваш ли специалист? Да довольно просто — если он в состоянии внятно объяснить, для чего он проводит с ребенком те или иные манипуляции, и вас это объяснение устроит — значит ваш . Правда бывает, что родители ребенка с аутизмом и с запросом на звук Р приходят, не видя остального …

Ещё важное. Ребенку с аутизмом ничто не мешает иметь дислалию, к примеру. Или даже дизартрию. Но эти нарушения будет вторичными по отношению к основному нарушению. Главное для вас — общение! И даже если он не способен из-за дизартрии внятно говорить — учим общаться другими способами! А не делаем бесконечный массаж и гимнастику, они вам тут не помогут !

Источник

Пятчиц Марина Викторовна,

учитель-логопед

ГБУ ГППЦ ДОгМ

Расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи. Приоритетная задача учителя-логопеда в работе с детьми с аутизмом – формирование и совершенствование языковых средств и формирование возможности использования речи как инструмента коммуникации. На сегодняшний момент данное заболевание недостаточно изучено, а широкий спектр проявлений затрудняет его диагностику. Очень важно, как можно раньше выявить у ребенка аутизм и скорректировать навыки общения еще до поступления в школу.

В общепринятой практике коррекционная работа с аутичными детьми проводится рядом специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Такое комплексное взаимодействие приводит к положительному результату. Если педагоги знают закономерности развития аутичных детей, то они могут многому научить их. Сам коррекционный процесс с ребенком с аутизмом начинается с установления контакта тактильного и вербального. В связи со специфическими психическими особенностями детей с аутизмом, установление контакта происходит весьма длительное время. Как правило, аутичный ребенок вначале никак не реагирует на инструкции, задания логопеда, предложенные игры. Но постепенно можно переходить к тактильному контакту с ребенком: пробовать взять его руки в свои, погладить пальчики. При этом, попробовать проговаривать слова какой-либо потешки или детской песенки. Например:

1. Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама,

Лишь одно бывает.

2. Сорока, сорока,

Где была? Далеко.

Дрова рубила,

Печку топила,

Воду носила,

Кашку варила,

Деток кормила.

Если это вызывает сопротивление, игру следует прекратить, а на следующем занятии вновь предпринять попытку тактильного контакта. Если игра не вызывает отторжения, мы ее включаем в занятие и используем длительное время, не оставляя попыток ввести новые игры. Разученные игры должны включаться и в домашние занятия с ребенком родителями.

Начиная занятия с ребенком с аутизмом не нужно стремиться к быстрому установлению контакта, чтобы не испугать его. Учитель-логопед находится как бы на расстоянии, предлагая ребенку задания и игры с учетом его желания. Если игра не вызвала отклика, то заменяем ее на другую. Запас различных вариантов игр и заданий в арсенале педагога всегда должен быть наготове.  На первых этапах в построении занятия мы следуем за ребенком, его желаниями и предпочтениями. Если ребенок отказывается заниматься за столом, мы предлагаем попробовать на ковре, но при этом пытаемся привлечь его внимание к столу, оставляя там заинтересовавшие ребенка игрушки, картинки и другие вещи с прошлых занятий. Есть вероятность, что малыш подойдет к столу и даже сядет на стульчик. При любом негативном отношении аутичного ребенка к заданию, игре или игрушке, их сразу стоит отложить. Но в следующий раз мы опять пробуем вновь ввести их. При спокойной, доверительной обстановке и постепенном привыкании у ребенка исчезнет страх, чувство скованности, он будет легче принимать новую ситуацию.

Для самых первых игр лучше всего выбрать различные пирамидки, матрешки, кубики, рамки-вкладыши, простые конструкторы, объемные буквы, цифры. С таким игровым материалом ребенок способен играть длительное время и с большим удовольствием. Если у ребенка что-либо не получается, педагог тактично и очень ненавязчиво подсказывает или оказывает необходимую помощь. Ход игры мы сопровождаем речью. Голос при этом спокойный, негромкий, убаюкивающий.

Одна из значительных трудностей в работе с ребенком с аутизмом – это установление вербального контакта. Очень редко у таких детей наблюдается полноценная речь. Чаще всего это монотонные звукоподражания. В связи с этим, все усилия учителя-логопеда направлены на развитие речи как средства коммуникации.

Читайте также:  Синдром тернера презентация скачать бесплатно

Как показывает опыт, для достижения эффективности в логопедических занятиях с ребенком с аутизмом, необходимо продумать четкий план занятия и следовать ему. Данное условие способствует уверенности и спокойствию ребенка. Даже небольшие отклонения от плана могут вызвать бурную негативную реакцию. Особенно на первых порах, когда контакт с ребенком еще только налаживается. Очень хорошо себя зарекомендовали в этом плане картинные варианты предстоящих заданий. Данные картинные планы, по мере их выполнения, можно убирать или переворачивать обратной стороной к ребенку. Главное, чтобы подобных заданий было немного, особенно на первых этапах. Постепенно можно пробовать добавлять новые карточки-задания. Если реакция на их введение негативная, откладываем карточку до следующего занятия. Данный процесс может пройти быстро, а может и затянуться на несколько месяцев. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Если у ребенка совсем отсутствует речь, то на первых этапах работы, важно добиться какой-либо голосовой реакции на стимул, то есть преодолеть речевой барьер. Мы используем самые разнообразные пособия: игрушки, картинки, предметы-заместители. Простейшие звукоподражания (самолет летит: У-У-У! птичка поет: ИИ-И! волк рычит: Ы-Ы-Ы! стиральная машина гудит: Н-Н-Н! ежик фырчит: Ф-Ф-Ф!)   будут способствовать накоплению активного словаря у ребенка на первом этапе логопедической работы с ним. Обязательным условием, которое будет способствовать эффективности логопедической работы на данном этапе, является многократное повторение одного и того же речевого материала. Всякое проявление речи следует поощрять и постараться избегать слов «скажи», «повтори», так как на эти просьбы у ребенка уже могла выработаться негативная реакция. Учитывая, что у детей с аутизмом снижена подражательная речевая деятельность, нужно стремиться создать такие условия, при которых у малыша возникла бы потребность произнести самые элементарные звуковые комплексы.

От простейших звукоподражаний постепенно пробуем переходить к более сложным: девочка заблудилась: АУ! малыш плачет: УА! ослик кричит: ИА! собачка ест: АМ! девочка спит: БАЙ! и т.п. Накопив достаточное количество звукоподражаний можно переходить к произнесению простейших слов, а затем и простейшим фразам.

Приведу пример из практики. Индивидуальные занятия посещал трехлетний неговорящий мальчик Федя. Единственное, что у него вызывало интерес – это была пожарная машина. Используя эту игрушку, мы начали работу по развитию речи. После достаточно длительного этапа привыкания с плачем, попытками сломать мебель и игрушки в кабинете, залезанием под стол, ползанием и раздеванием, постепенно перешли к целенаправленной работе. Вначале мы вместе с Федей учились гудеть как сигнализация, потом сигналить другим машинам. Мы озвучивали процесс залива воды в баки, тушение пожара, откручивание гаек при ремонте и т.п. Постепенно появлялись новые персонажи, которых мы, по мере речевых возможностей Феди, пытались озвучивать. Сейчас пожарная машина уже не актуальна. Феде стали нравиться буквы, и он с увлечением их рассматривает, складывает из подручных материалов, пишет на доске, «превращает» одну букву в другую. На данный момент Федя говорит простыми предложениями. Вербальный контакт устанавливает не только с педагогом и родственниками, но и с другими людьми.

В качестве примера хочется выделить игры на подражание, которые я активно использую в работе с детьми с аутизмом:

1. Игра «Покажи нос»

Логопед называет и показывает на себе части тела, а затем на ребенке, сопровождая показ стихотворением:

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.

Ты смотри, не зевай,

Что сейчас тебе скажу

И при этом покажу.

2. Игра «Сделай, как я»

Действие по тексту.

Ладошки вверх!

Ладошки вниз!

А теперь их на бочок!

И зажали в кулачок!

3. Игра «Полетели»

Несколько усложненный вариант игры в ладушки.

Полетели-полетели,

На головку (ноги, живот, шею, подбородок, локти и т.д.) сели.

Игру ведем по очереди: взрослый – ребенок.

Для детей постарше: если ребенок знаком с понятием право и лево, можно давать команды для разных рук. Например, «правая рука села на живот, а левая – на макушку», или «левая – на правое ухо, а правая – на левую коленку».

4. Игра «Где же»

Где же … (имя) (2 раза)?

Тут! Тут! Тут!

Где же … (папа) (2 раза)?

Тут! Тут! Тут!

5. Игра «Наши ручки»

Действие по тексту

Наши ручки хлопают:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Наши ножки топают:

Топ-топ-топ.

Голова качается:

Раз, два, три.

Ротик улыбается – посмотри!

6. Игра «Что пропало»?

Прячем руки за спину и читаем приговорку:

У меня пропали ручки,

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Появитесь вы опять!

Повторяем игру, пряча различные части тела (например, закрывая руками глаза). Меняемся ролями с ребенком – теперь водит он.

7. Игра «Что мне нравится»

На слово «нет» – трясти пальчиком, на слово «да» – качать головой

Мне нравится говорить:

Нет, нет.

Мне нравится говорить:

Нет, нет, нет.

Мне нравится говорить: нет, нет, нет, нет.

Аналогично выполняется со словом «да».

Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра длительна во времени. Глубина аутистических расстройств не позволяет учителю-логопеду сразу приступить к развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходима предварительная работа по установлению контакта с ребенком, развитию понимания обращенной речи. Как показывает опыт работы – начальному этапу логопедической работы с детьми с РАС важно уделить особое внимание и время. И при этом сделать все, чтобы у ребенка формировался интерес – это один из важных показателей эффективности логопедической работы.

Список литературы:

1. Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015.

2. Климонтович Е.Ю. Увлекательная логопедия. Пособие по развитию речи. М.: Центр лечебной педагогики, 2010.

3. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методическая разработка. М.: Теревинф, 2016.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Источник