1001 идея обучения и воспитания детей с аутизмом и синдромом аспергера

1001 идея обучения и воспитания детей с аутизмом и синдромом аспергера thumbnail

Как обучать детей с аутизмом

Советы педагогам и родителям.

Расстройство аутистического спектра это многоуровневый сложный комплекс симптомов, который по-разному проявляется и по-разному лечится у разных людей. И это составляет проблему, когда вы пытаетесь определить, как обучать страдающих аутизмом детей. Хотя каждый ребенок-аутист может по-разному реагировать на методы обучения, вот несколько стратегий, которые обычно применяются, чтобы помочь детям с аутизмом добиться успеха в образовательных целях.

1 Установите границы пространства обучения. Это необходимо, потому что у детей с аутизмом часто возникают проблемы со сменой окружающей среды или с хаотичным пространством.

  • Обустройте пространство обучения отдельными и определенными пунктами, например, игрушками, и оденьтесь соответственно.
  • Разместите физические признаки установленного пространства на полу, например, коврики для каждого ребенка, где он сможет играть, очерченный лентой квадрат для зоны чтения, и так далее.

2 Создайте предсказуемый график. Многие дети-аутисты преуспевают, когда есть предсказуемый график, поэтому было бы очень полезно дать им знать, чего ждать каждый день.

  • Повесьте на стену четко видимые аналоговые часы и приклейте на них изображения, которые будут показывать дневные занятия и время, когда ими будут заниматься. Обращайтесь к этим часам, упоминая время, когда какой деятельностью будете заниматься.

3 Используйте скрытые субтитры на телевизоре, чтобы повысить интерес к чтению.

  • Скрытые титры на экране телевизора позволяют ребенку одновременно связывать напечатанные слова с произносимыми словами.
  • Если у ребенка есть любимое ТВ-шоу, запишите это шоу со скрытыми субтитрами и включите его как часть урока чтения.

4  Позвольте детям идти по собственному плану уроков. Дети с аутизмом столь же способны к обучению, как и дети, не страдающие этим заболеванием. Просто им нужно найти стратегию надлежащего впитывания информации.

  • Наблюдайте за тем, к каким предметам тяготеет ребенок. Ему нужно ходить, чтобы перечесть алфавит? Удерживание одеяла в руках помогает ему читать вслух? Что бы это ни было, позвольте ребенку учиться по своей собственной структуре.

5 Обучайте детей с аутизмом социальному моделированию. У многих детей, страдающих аутизмом, возникают сложности со способностью настраиваться на эмоции, мотивацию и другие социальные сигналы, которые инстинктивны для детей, не страдающих аутизмом.

  • Читайте истории, чтобы показать правильное поведение в различных ситуациях. Например, прочтите историю о ребенке, который грустит, и покажите хмурый взгляд или слезы как пример грусти, чтобы помочь ребенку-аутисту научиться понимать эмоции. Ребенок может учиться путем запоминания.

6  Используйте фиксирование, чтобы облегчить процесс обучения. Многие дети-аутисты фиксируют свое внимание на определенных предметах и это можно выгодно использовать в обучении.

  • Например, если ребенок фиксирует внимание на машинках, используйте их в преподавании географии, “заезжая” машинкой в разные страны.

7 Не используйте длинные словесные команды. Это может привести к замешательству, так как у детей-аутистов часто есть проблемы с пониманием последовательностей.

  • Если ребенок умеет читать, запишите инструкции.
  • Давайте инструкции небольшими шагами.

Советы.

  • Не кричите на ребенка. У детей, страдающих аутизмом, чувствительные уши. Крики только навредят. Например, то, что для вас будет шепотом, для ребенка с аутизмом будет звучать как обычный разговор.
  • Старайтесь использовать забавные и творческие способы обучения ребенка. Так будет лучше, потому что дети с аутизмом больше реагируют на такие способы. Для более подробной информации можете приобрести такие книги:
  • (Для вас) “1001 идея обучения и воспитания детей с аутизмом или синдромом Аспергера”. Авторы: Эллен Нотбом и Вероника Зиск. Предисловие от (человека с аутизмом) Тэмпл Грандин, доктора философии.
  • (Для детей) “Все люди разные”, написанная и проиллюстрированная Фионой Блич.
  • Используйте доски с выбором изображений, чтобы у ребенка был способ выражать свои желания, если он не любит разговаривать.
  • Не повторяйте имя ребенка-аутиста снова и снова и снова, если он не отвечает. Он может не понимать того, что вы ему говорите.

Источник

Содержание:

Причины аутизма у детей
Патогенез аутизма
Симптомы детского аутизма
Нарушения социальной адаптации 
Речь
Стереотипное поведение
Агрессия
Нарушение обучаемости
Диагностика аутизма 
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Дифференциальная диагностика
Лечение аутизма

Аутизмом называют нарушение социального взаимодействия, развивающееся в результате особенностей функционирования головного мозга. Заболевание проявляется значительным смещением интересов в сторону своего внутреннего мира и нарушением социальных взаимодействий, бедностью проявления эмоций. Чаще всего встречается ранний детский аутизм, который проявляется в возрасте до 3 лет.

Читайте также:  Синдром стивенса джонса и лайелла

Причины аутизма у детей

Однозначных причин, вызывающих развитие аутизма, ученые до сих пор не назвали. Сегодня считается, что заболевание появляется в результате воздействия комплекса факторов.

  • Генетика. То, что при аутизме выявляются мутации генов, подтверждено давно, но природа их возникновения не определена. Заболевание не считается наследственным, так как не выявлен ни ген аутизма, ни появления болезни в рамках одной семьи. Вероятнее всего аутизм развивается при возникновении спонтанных мутаций или определенном сочетании генов у ребенка.
  • Внешнее воздействие.

Патогенез аутизма

Органических изменений в головном мозге при аутизме не выявлено, но определены некоторые функциональные особенности, которые могут стать причиной развития симптомов: 

  • дисбаланс возбуждения и торможения;
  • нарушение формирования дендритных шипиков и синапсов, что приводит к сбою передачи нервных импульсов в коре полушарий;
  • избыток локальных связей в определенных участках мозга.

В результате нарушения функционирования нервных структур (расстройство ассоциативной коры, поясной коры, ослабление связи лобных долей с остальными структурами коры и пр.) формируются сложности в эмоциональной и социальной сфере при нормальных внимании и мышлении.

Ученые рассматривают возможность участия аутоиммунных процессов в формировании аутизма, но пока эта теория не нашла доказательств. Изучается возможное влияние нейромедиаторов, но также не выявлено связи между их количеством и симптоматикой.

Симптомы детского аутизма

Так как же распознать аутизм у ребенка? Признаки аутизма у детей обычно проявляются в возрасте 1-2 лет, вызывая беспокойство у родителей. На что нужно обращать внимание: 

  • Имеет место определенный дисбаланс реакции на положительные или отрицательные раздражители, то есть слишком бурная реакция на незначительные воздействия и слабая на выраженные;
  • В 1 год ребенок не «лепечет» и не жестикулирует при контакте со взрослыми;
  • В 2 года низкий словарный запас, отсутствуют спонтанные фразы, чаще дети повторяют чужие (эхолалия);
  • Отсутствие или недостаточность некоторых социальных или языковых навыков в любом возрасте.

Это своеобразный тест на детский аутизм, но каждый из симптомов заболевания заслуживает более детального рассмотрения. 

Нарушения социальной адаптации

Аутисты при сохраненной мыслительной деятельности и адекватных умственных способностях не способны чувствовать состояние других людей, то есть у них отсутствует способность эмпатии. Социальные взаимоотношения в обществе для них также непонятны. 

Уже в детстве аутизм у детей проявляется редкими реакциями на появление других людей, в первую очередь родителей — они могут не реагировать на них даже при обращении, не улыбаются, не просятся на руки и напротив, избегают всяческих попыток физического контакта.

В дальнейшем симптоматика усиливается. Если обычные дети в раннем возрасте становятся как обезьянки, повторяющие все за взрослыми, аутистам это не свойственно. Они не понимают невербального общения, избегают контакта с незнакомыми людьми, при этом могут быть очень привязаны к тому, кто о них заботится.

Ребенок неохотно играет с другими детьми и взрослыми, часто не понимая суть групповой игры, плохо запоминает лица. Самостоятельные игры аутистов тоже имеют свои особенности. Часто они не знают, что делать с игрушками и могут не катать машинку, а крутить у нее колесо. Они лишены абстрактного мышления, поэтому не могут символически заменять одни предметы другими, придумывать игры, они просто повторяют чьи-то действия.

Когда ребенок становится старше, он осознает, что не такой как все и свои коммуникативные сложности. Он сознательно избегает общения, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не стать объектом насмешек, а вовсе не потому, что предпочитает быть один.

Речь

Ребенок поздно начинает разговаривать и редко обращается к взрослым, поэтому у него отсутствуют спонтанные фразы. При этом он может повторять фразы взрослых (эхолалия) и придумывать собственные слова (неологизмы). Словарный запас увеличивается медленно, аутисты позднее начинают складывать слова в фразы. При этом в возрасте старше 8 лет дети и взрослые с аутизмом демонстрируют хорошие результаты тестов на словарный запас и правописание, но с трудом решают сложные задачи, направленные на оценку абстрактного мышления, понимания и способности делать выводы.

Читайте также:  Гидроцефальный синдром у ребенка до года комаровский видео

Важной особенностью является то, что аутисты говорят о себе в третьем лице, не используя личных местоимений.

Стереотипное поведение

Важным симптомом аутизма у детей является повторение одного и того же действия на протяжении долгого времени — бегать по кругу, стучать палкой, раскачиваться, смотреть на маятники, вращающиеся предметы, повторять какое-то слово. Дети-аутисты очень тяжело переносят всяческие перемены, будь то смена жилья, перестановка в комнате или нарушение распорядка дня. Такие события могут стать причиной выраженных приступов агрессии.

Агрессия

Приступы, ярости, гнева, агрессии, направленных на себя и окружающих — частый симптом аутизма. Он проявляется при малейшей неудаче, любом расстройстве и совершенно не адекватен причине. Примерно в трети случаев ребенок наносит повреждения себе (кусает, царапает).

Нарушение обучаемости

Интеллект детей, больных аутизмом, может быть нормальным или сниженным, но особенности восприятия информации вызывают сложности в освоении школьной программы. При навязывании выполнения задач часто развивается гиперактивность и дефицит внимания. Обучение детей с аутизмом, особенно его тяжелыми формами, должно проводиться специально подготовленными педагогами. 

Диагностика аутизма 

Классические признаки детского аутизма — это:

  • нарушения социального поведения;
  • эмоциональная недостаточность;
  • стереотипное поведение.

Если они выявляются у ребенка в первые 3 года жизни, диагностика не составляет труда, однако далеко не всегда картина так очевидна. Некоторые симптомы могут быть «стертыми» или иметь свои особенности, связанные с характером ребенка. Наличие дополнительных признаков, которые также часто отмечается при аутизме, может навести на мысли о другом заболевании. В любом случае при появлении обозначенных особенностей поведения нужно показать ребенка врачу.

Специалист проводит осмотр и тестирование с использованием диагностических шкал (ДСМ-IV, МКБ-10), что позволяет подтвердить или исключить диагноз аутизма или расстройства аутистического спектра, оценить степень и вариант его развития, дать родителям рекомендации в отношении воспитания ребенка.

Расстройства аутистического спектра (РАС)

До конца не решен вопрос классификации аутизма и заболеваний аутистического спектра, которые могут не иметь полного набора симптомов, но в целом по клиническим проявлениям соответствуют картине аутизма. Например, довольно сложно дифференцировать высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера у детей. Оба этих состояния отличаются значительным снижением социализации при высоком интеллекте.

Регрессивная форма аутизма отличается от обычного тем, что развивается после 4 лет — до этого возраста ребенок ничем не отличается от сверстников.

Если в поведении ребенка присутствуют черты, характерные для аутизма, но диагностических критериев для постановки диагноза недостаточно, может быть дано заключение о наличии аутистических особенностей или другого, похожего на аутизм заболевания.

Дифференциальная диагностика

Синдром аутизма у детей нужно дифференцировать с некоторыми другими состояниями, имеющими сходную картину:

  • нарушение слуха и зрения также могут выглядеть, как нарушение в социальной и эмоциональной сферах;
  • умственная отсталость может сопровождаться расстройствами речи, затруднением в играх, но эмоциональная сфера, как правило, не страдает;
  • шизофрения манифестирует после 3 лет, имеет сходную с аутизмом картину, но речь и интеллект всегда сохранены;
  • депривационный синдром (госпитализм) — прибретенные особенности поведения и характера, появляющиеся при изоляции от матери с рождения.

Лечение аутизма

Аутизм у детей — это болезнь, к лечению которой нужно подходить со всей серьезностью. Есть специальные методики и реабилитационные программы, основанные на общении с детьми, обучении их навыкам поведения. Они разработаны с учетом особенностей заболевания и призваны не изменить ребенка, а помочь ему адаптироваться.

Медикаментозной терапии аутизма не существует, но в некоторых случаях показано применение психоактивных средств, например, при выраженной агрессии или повышенной двигательной активности.

Внимательное отношение, постоянный контакт и поддержка больных с аутизмом позволяют им занять свое место в обществе и вести достаточно комфортную для себя и окружающих жизнь. Чем раньше диагностировано заболевание и начато его лечение, тем более благоприятен прогноз.    

Внешние факторы по мнению ученых могут влиять на геном или непосредственно на нервную систему, способствуя формированию заболевания. Не выявлено определенной связи между конкретными факторами и аутизмом, но в качестве версий рассматриваются и изучаются инфекции, токсические вещества, гормональные и обменные нарушения, осложненные беременность и роды (инфекции, гипоксия) и даже вакцинация.

Читайте также:  Синдром дисплазии соединительной ткани последствия

Source: www.medkrug.ru

Источник

Расстройство аутистического спектра это многоуровневый сложный комплекс симптомов, который по-разному проявляется и по-разному лечится у разных людей. И это составляет проблему, когда вы пытаетесь определить, как обучать страдающих аутизмом детей. Хотя каждый ребенок-аутист может по-разному реагировать на методы обучения, вот несколько стратегий, которые обычно применяются, чтобы помочь детям с аутизмом добиться успеха в образовательных целях.

Шаги

  1. 1

    Установите границы пространства обучения. Это необходимо, потому что у детей с аутизмом часто возникают проблемы со сменой окружающей среды или с хаотичным пространством.

    • Обустройте пространство обучения отдельными и определенными пунктами, например, игрушками, и оденьтесь соответственно.
    • Разместите физические признаки установленного пространства на полу, например, коврики для каждого ребенка, где он сможет играть, очерченный лентой квадрат для зоны чтения, и так далее.
  2. 2

    Создайте предсказуемый график. Многие дети-аутисты преуспевают, когда есть предсказуемый график, поэтому было бы очень полезно дать им знать, чего ждать каждый день.

    • Повесьте на стену четко видимые аналоговые часы и приклейте на них изображения, которые будут показывать дневные занятия и время, когда ими будут заниматься. Обращайтесь к этим часам, упоминая время, когда какой деятельностью будете заниматься.
  3. 3

    Используйте скрытые субтитры на телевизоре, чтобы повысить интерес к чтению.

    • Скрытые титры на экране телевизора позволяют ребенку одновременно связывать напечатанные слова с произносимыми словами.
    • Если у ребенка есть любимое ТВ-шоу, запишите это шоу со скрытыми субтитрами и включите его как часть урока чтения.
  4. 4

    Позвольте детям идти по собственному плану уроков. Дети с аутизмом столь же способны к обучению, как и дети, не страдающие этим заболеванием. Просто им нужно найти стратегию надлежащего впитывания информации.

    • Наблюдайте за тем, к каким предметам тяготеет ребенок. Ему нужно ходить, чтобы перечесть алфавит? Удерживание одеяла в руках помогает ему читать вслух? Что бы это ни было, позвольте ребенку учиться по своей собственной структуре.
  5. 5

    Обучайте детей с аутизмом социальному моделированию. У многих детей, страдающих аутизмом, возникают сложности со способностью настраиваться на эмоции, мотивацию и другие социальные сигналы, которые инстинктивны для детей, не страдающих аутизмом.

    • Читайте истории, чтобы показать правильное поведение в различных ситуациях. Например, прочтите историю о ребенке, который грустит, и покажите хмурый взгляд или слезы как пример грусти, чтобы помочь ребенку-аутисту научиться понимать эмоции. Ребенок может учиться путем запоминания.
  6. 6

    Используйте фиксирование, чтобы облегчить процесс обучения. Многие дети-аутисты фиксируют свое внимание на определенных предметах и это можно выгодно использовать в обучении.

    • Например, если ребенок фиксирует внимание на машинках, используйте их в преподавании географии, “заезжая” машинкой в разные страны.
  7. 7

    Не используйте длинные словесные команды. Это может привести к замешательству, так как у детей-аутистов часто есть проблемы с пониманием последовательностей.

    • Если ребенок умеет читать, запишите инструкции.
    • Давайте инструкции небольшими шагами.

Советы

  • Не кричите на ребенка. У детей, страдающих аутизмом, чувствительные уши. Крики только навредят. Например, то, что для вас будет шепотом, для ребенка с аутизмом будет звучать как обычный разговор.
  • Старайтесь использовать забавные и творческие способы обучения ребенка. Так будет лучше, потому что дети с аутизмом больше реагируют на такие способы. Для более подробной информации можете приобрести такие книги:
    • (Для вас) “1001 идея обучения и воспитания детей с аутизмом или синдромом Аспергера”. Авторы: Эллен Нотбом и Вероника Зиск. Предисловие от (человека с аутизмом) Тэмпл Грандин, доктора философии.
    • (Для детей) “Все люди разные”, написанная и проиллюстрированная Фионой Блич.
  • Используйте доски с выбором изображений, чтобы у ребенка был способ выражать свои желания, если он не любит разговаривать.
  • Не повторяйте имя ребенка-аутиста снова и снова и снова, если он не отвечает. Он может не понимать того, что вы ему говорите.

Предупреждения

  • Всегда консультируйтесь с врачом ребенка, если у вас есть какие-либо вопросы по поводу методов обучения.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 22 683 раза.

Была ли эта статья полезной?

Источник