Звукопроизношение детей с синдром дауна

Звукопроизношение детей с синдром дауна thumbnail

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ

В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА 

О. А. Замятина,

Филиал №5 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка», г. Серов

shabarshina84@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается применение коррекционных подходов в организации речевого развития детей с синдромом Дауна в условиях специализированного дома ребёнка.

У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций. При  относительно хорошем понимании  к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития. Ситуация усугубляется тем, что, в доме ребёнка дети воспитываются в условиях депривации. Депривация отрицательно влияет на развитие детей с синдромом Дауна. Поэтому необходимо начинать  логопедическую работу в раннем возрасте.

В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от того, когда ребенок способен сидеть с поддержкой, фокусировать взгляд на предмете и обращать внимание на специалиста. До этого родители получают консультацию о том, чем заниматься с ребенком дома.

В специализированном доме ребёнка коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими синдром Дауна, организована по программе ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», авторы М. Питерси, Р. Трилор. Мы работаем над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза) и взгляда на предмет, развитием аудиторных навыков (навыков слухового восприятия) и пассивного словаря. Раннее вмешательство основано на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной интеграции, обучении навыкам приёма пищи. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи. [1]

Таким образом, чтобы понимать, что им говорят, дети должны это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят. Детям необходимо уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идёт речь, когда взрослый произносит название этой вещи. Для того чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки.

В процессе занятий по развитию речи детей данной категории я использую самые разнообразные методы и приёмы: наблюдения, дидактические игры, чтение сказок, рассказывание стихов, просмотр видеозаписей, элементы песочной терапии, акватерапии, упражнения биоэнергопластики, фонетическую ритмику, элементы су-джок терапии, пальчиковый и двигательный игротренинг. [2]

Разработки и рекомендации М.М. Кольцовой, А. Л. Сиротюк,                   Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой подтверждают тот факт, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, где движения играют стимулирующую роль для развития речевых зон коры головного мозга. Поэтому на этапах постановки и автоматизации звуков я применяю элементы фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая проговаривание речевого материала и общие движения тела. Она направлена на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций. Как метод работы над произношением была заимствована группой российских учёных под руководством Э. И. Леонгард у зарубежных специалистов, работающих с глухими и слабослышащими. Фонетическая ритмика  положительно повлияла на работу логопедов и дефектологов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

При овладении правильной артикуляцией звука следует добиваться максимального осознания этого процесса (Г. А. Каше). В процессе коррекционной работы привлекаются слуховой, двигательный, тактильный и зрительный анализаторы. Для выполнения этого условия, на этапе артикуляционной гимнастики я использую элементы биоэнергопластики – движения органов артикуляционного аппарата соединённые с движениями кистей рук. Руки имитируют движения языка, губ, нижней челюсти. В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Биоэнергопластика способствует развитию точности статических и динамических движений пальцев рук, темпо-ритмической организации движений, пространственной ориентировки. Достаточно сильные и точные движения пальцев рук (стимулируют) положительно влияют на формирование звукопроизношения. [3]

Применение фитбол-гимнастики с проговариванием стихотворений также позволяет достигнуть положительного результата в звукопроизношении  детей с синдромом Дауна.  В процессе работы я изготовила дидактические пособия: «Змейка», «Звуковые дорожки». Играя со «Змейкой», дети «кормят» её, то есть кладут в открывающийся рот волшебные яблоки. Каждый раз, произнося нужный звук. Аналогично строим с детьми башенки из кубиков и других материалов. Ставим кубик, затем  произносим определённый звук, слог или слово. Играя со «Звуковыми дорожками» катаем цветные машинки по дорожкам соответствующего цвета и произносим звук или слог. У каждого цвета свой звук.  Нужно стараться давать детям использовать знакомые звуки, слоги, слова во всех новых ситуациях, создавать для них различные ситуации общения. Важен положительный эмоциональный настрой. Работа с детьми в доме ребёнка направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним,  потребности в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.

В результате проведённой коррекционной работы в период 2015-2016 учебного года показатель моторной сферы увеличился на 20%. Значительно лучше дети стали выполнять упражнения, направленные на динамическую и статическую координацию движений. Повысилась точность и продолжительность выполнения упражнений, снизилась вялость  в процессе формирования поз, возрос самоконтроль при выполнении заданий. Звукопроизношение улучшилось на 30%. Развитие моторной сферы и звукопроизношения благотворно повлияло на фонематические процессы.

Таким образом, при рациональном использовании различных методов в логопедической работе можно добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей, способствуя развитию моторной сферы и звукопроизношения. Речь детей с синдромом Дауна под воздействием коррекционного обучения развивается и совершенствуется, благодаря этому реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья более успешна.

Литература

1. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 128с.

2. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. — 176с.

3. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.

Источник

Н.Г. Вандакурова

учитель начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ «Школа – интернат №113

для обучающихся с ОВЗ»

г. Пермь, Российская Федерация

E — mail: rav — 200@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Среди множества проблем, находящихся на стыке специальной психологии, педагогики, медицинских наук проблема умственной отсталости у детей с синдромом Дауна занимает значимое место. Проблема эта тем более актуальна из — за увеличения числа детей с синдромом Дауна, которым уже на первом году жизни ставят диагноз «нарушение интеллекта». Поданным статистики Министерства здравоохранения и социального развития РФ количество таких детей составляет 9 % .

Читайте также:  Врач лечащий синдром карпального канала

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной, М.М. Алексеевой, А.И. Максакова, Е. Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой, Г.А. Каше и др.

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звуковобразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Понятие «звукопроизносительная сторона речи» включает интонацию и систему фонем языка (звукопроизношение). Звукопроизношение обеспечивает смысловое значение речи, а интонация — ее эмоциональное содержание[1].

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной организации коррекционной работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы и остаются трудными в артикуляционном отношении звуки шипящие и соноры.

«Синдром Дауна» (солнечные дети) — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20 % тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Впервые синдром описан в 1866 г. Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается в человеческой популяции с частотой один случай на 500 — 800 новорожденных вне зависимости от пола [1].

Дети с синдромом Дауна представляют собой неоднородную группу по степени тяжести заболевания и по степени интеллектуальной недостаточности, несмотря на внешнюю схожесть. Среди них, наряду с детьми с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, есть дети с легкой умственной отсталостью. Считается, что если хорошо заботиться о здоровье и эмоциональном благополучии детей с синдромом Дауна, то большинство из них попадают поддаются коррекционной работе и улучшают свое психическое и интеллектуальное здоровье. В определении прогноза у детей с синдромом Дауна большую роль играет их правильно организованное обучение, реабилитация и социальная интеграция.

Одной из характеристик таких детей является то, что они имеют недостатки в речевом развитии. Страдает звукопроизносительная, грамматическая, лексическая стороны речи. Среди клинических заключений, относительно формирования речи у детей с синдромом Дауна, определяют такие как алалия, дизартрия, заикание. При этом экспрессивная речь является наиболее отстающей стороной при довольно развитой импрессивной стороне речи. С учетом этого и планируются коррекционные занятия, опираясь в каждом случае на особенности диагноза и наличие прочих заболевания. К примеру, довольно часто у детей с синдромом Дауна страдает слух, что является еще одной осложняющей причиной для развития речи [2, 4].

Причины нарушений речевого развития разные. Это особенности строения артикуляционного аппарата, мышечная гипотония, проблемы со снижением слуха, низкий уровень слухового восприятия и объем слуховой памяти, несформированность высших психических функций, педагогическая запущенность либо недостаточные возможности для раннего развития и др. [2].

Обзор существующих методик обследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня показал, что в отечественной логопедической науке ряд ученых — практиков разработали методики обследования звукопроизношения (Н.М. Трубникова, Т. А. Фотекова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, З.А. Репина и др).

В рамках моей экспериментальной работы были отобраны диагностические задания из методик Т.А. Фотековой, Р. И. Лалаевой [2,3]. Эксперимент был проведен на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Для данного исследования была отобрана группа из пяти учащихся 2 класса с фонетико — фонематическим нарушением и общим недоразвитием речи при ринолалии и дизартрии. У всех пяти учащихся в анамнезе синдром Дауна, биологический возраст — 8–9 лет. При исследовании использовались методы: анализ анамнестических сведений, наблюдение, беседы с учителем и детьми, психолого — педагогический эксперимент. Материал для обследования подбирался с учётом программных требований.

Обследование артикуляционного праксиса показало наличие снижения амплитуды движений, трудностей при удержании артикуляционных укладов (увеличение времени включения в движение, повышение тонуса мышц артикуляционного аппарата).

При обследовании звукопроизношения обращалось внимание на то, как ребёнок произносит звук в различных фонетических условиях. Исследование состояния фонетической стороны речи выявило нарушения звуков из фонетических групп свистящих, шипящих и соноров. Преобладающими являлись антропофонические дефекты по типу свистящего, шипящего, межзубного, губнозубного сигматизма. Характерным для 60 % детей являлось смягчение согласных звуков из — за подъёма спинки языка, произнесение шипящих звуков из нижнего положения. Сочетание антропофонических дефектов с фонологическими наблюдалось у 60 % обследуемых детей. Фонологические дефекты проявлялись в виде недефференцированного произнесения свистящих и шипящих звуков, замены по способу и месту образования ([с] на [ц], [щ] на [с’], [ц] на [с’]). У всех детей «смазанность» звукопроизношения возрастала в речевом потоке. При обследовании слоговой структуры было выявлено: нарушение слоговой структуры слова (сокращение слога — моток–молоток, опускание слогообразующей гласной — пинино – пианино, увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных — команата – комната); нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов); искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог); уподобление слогов; персеверации (устойчивое повторение какой — либо фразы); антиципации (замена предшествующих звуков последующими); контаминации (смешение элементов слов).

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонетических) и моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стойкий характер.

Таким образом, логопедическое обследование дошкольников с синдромом Дауна по изучению звукопроизношения включало в себя три основных этапа (изучение медико — педагогической документации, обследование артикуляционного аппарата, изучения звукопроизношения, изучение слоговой структуры слова), при осуществлении которых мы выявили степень нарушения устной речи обследуемых детей. Результаты эксперимента позволили сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы для устранения выявленных речевых проблем. Основные направления коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей с синдромом Дауна следующие: 1. формирование правильного дыхания и развитие артикуляционного праксиса; 2. развитие и воспитание правильного звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков); 3. формирование и развитие слоговой структуры слова.

Список используемой литературы

1. Мюнхенская функциональная диагностика развития : второй и третий год жизни / Т. Хельбрюгге [и др.]; под ред. Т. Хелльбрюгге. – Минск : Открытые двери, 1997. – 123 с.

2. Нет «необучаемых детей»: книга о раннем вмешательстве / под ред. Е.В. Кожевниковой и Е.В. Клочковой. – СПб. : КАРО, 2007. – 352 с.

3. Психолого — педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2 — е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.

4. Резникова, Е.В. Коррекционно — педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции: монография [Текст] / Е.В. Резникова. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 215с.

Читайте также:  Симптомы и синдромы при инфаркте миокарда

© Н.Г. Вандакурова, 2017

Источник

Ангелина Калинина
Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?

Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисе трёх лет, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации. Наша задача, как родителей и педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года — это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна.

Сейчас было бы уместно охарактеризовать в общих чертах речь детей с СД и сказать, что практически у всех она имеет дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и небогатый словарный запас.

Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Дети с синдромом Дауна такие разные в своём речевом развитии, потому что синдром Дауна—это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы,как:

1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом;

2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью.

При синдроме Дауна встречается как дизартрия, так и апраксия, а чаще -их сочетание.

Дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц.

Апраксия — состояние, при котором у ребёнка имеются трудности программирования, планирования и выстраивания по порядку звуков в речи. Дизартрию и апраксию можно отнести к неврологическим факторам речевых трудностей у детей с Даун-синдромом. Однако, специалисты и родители часто не учитывают, что причиной речевых трудностей у ребёнка, отсутствия речи либо её позднего начала является совсем не дизартрия, а апраксия речи. Проще говоря, причина не во рту, а в голове.

Также существуют анатомические факторы:

— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?

Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, получение навыков речевого дыхания. Занимаясь с ребёнком на фоне ярких эмоций, вы сможете компенсировать природные дефекты ребёнка с синдромом Дауна и улучшить качество произносимых слов.

Лепет является основополагающим умением для развития речи, он укрепляет механизмы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребёнок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. То, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет, по мнению учёных, две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая — обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет. Из-за физиологических особенностей строения слухового аппарата, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет стратегический эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.

Стимуляции аудитивной обратной связи способствует выполнение следующих упражнений. Установите зрительный контакт с ребёнком (расстояние 20-25 см,разговаривайте с ним: говорите «а», «ма-ма», «па-па» и т. п. Улыбайтесь, кивайте, побуждайте ребёнка быть внимательным. Потом сделайте паузу, чтобы дать ему возможность проявить реакцию. Попробуйте вести с ним диалог, в процессе которого вы и ребёнок обмениваетесь реакциями. Будьте инициативны. Когда ребёнок лепечет, не перебивайте его, а поддерживайте, сохраняя с ним контакт. Когда он прекратит, повторите за ним звуки и попытайтесь снова «разговорить» его. Варьируйте голос. Экспериментируйте с тоном и громкостью. Выясните, на что ваш ребёнок реагирует лучше всего.

Подобные занятия необходимо проводить несколько раз в день по 5 минут. Этот приём можно использовать и при рассматривании предметов или картинок. Необходимо побуждать ребёнка дотрагиваться до них. Показывание указательным пальцем — это результат более продвинутого развития. Главная цель — побудить ребёнка лепетать. Называйте предметы и картинки, поощряйте его к повторению отдельных звуков вслед за вами.

Следующий шаг после лепета — развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей и воспитателей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию — это ключ к дальнейшему обучению.

Развитие имитационных способностей начинается с подражания простым действиям взрослого. Для этого посадите ребёнка за стол или на детский стульчик. Сядьте напротив него. Убедитесь, что между вами есть зрительный контакт.Скажите: «Постучи по столу!» Продемонстрируйте действие и скажите в определённом ритме: «Тук, тук, тук». Если ребёнок реагирует, пусть даже слабо (возможно, сначала только одной рукой, порадуйтесь, похвалите его и повторите упражнение ещё два раза. Если ребёнок не реагирует, возьмите его за руки, покажите, как нужно стучать,и скажите: «Тук-тук-тук». Когда ребёнок этим овладеет, можно использовать другие движения, например топанье ногами, размахивание руками и т. п. По мере развития подражательных способностей основные упражнения могут быть дополнены пальчиковыми играми с простыми рифмовками. Не следует повторять одно и то же движение более трёх раз, так как оно может надоесть малышу. Лучше возвращаться к выполнению упражнений несколько раз в течение дня. Это правило распространяется и на все последующие задания.

Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.

Звук А. Положите указательный палец на подбородок,опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».

Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.

Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.

Читайте также:  Миофасциальный болевой синдром височно нижнечелюстного сустава

Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. Соедините имитацию речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.

Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом. Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция — открытие рта. Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день, в зависимости от ситуации. Целесообразно также рано приучать детей с синдромом Дауна к формирующей челюсть соске. При сосании рот ребёнка будет закрыт, а дыхание будет осуществляться через нос, даже когда он устал или спит.

Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно.Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; приводить выдуванием воздуха в движение бумажные кораблики и плавающие игрушки в виде животных; дуть через трубочку и этим приводить в движение перья и кусочки ваты; надувать мыльные пузыри; громко выдыхать или рычать; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.

Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка — это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.

При массаже языка края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции. Темп перемены зависит от быстроты ответной реакции. Осторожными движениями указательного пальца можно шевелить кончик языка вправо и влево, вверх и вниз. Похожие движения вызывает лёгкое щекотание трубочкой для питья или зубной щёткой. Иногда может быть полезной аккуратная чистка краёв языка электрической зубной щёткой. Подходят и маленькие щёточки из набора по тренировке чистки зубов. Односторонним вибрированием одной щеки и надавливанием на вторую можно вызвать вращательное движение языка во рту.

Примеры упражнений для развития подвижности языка:

• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);

• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;

• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);

• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;

• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.

Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т. д.).

Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты. Младенцев и маленьких детей можно гладить средним и указательным пальцами слева и справа от носа вниз, приближая таким образом приподнятую верхнюю губу к нижней. Нижнюю губу можно приближать к верхней лёгким нажатием большого пальца. При этом подбородок не должен быть приподнятым, потому что тогда нижняя губа будет находить на верхнюю. Выпячивание и растягивание губ, попеременное накладывание одной губы на другую, дёрганье и вибрация верхней губы развивают их подвижность. Для укрепления мышц можно давать ребёнку удерживать губами лёгкие предметы (соломинку, посылать воздушные поцелуи, после еды задерживать ложку во рту и плотно сжимать её губами.

Общая гипотония у детей с синдромом Дауна влечёт за собой пониженную подвижность нёбной занавески, что выражается в гнусавости и хриплости голоса. Гимнастику для нёба можно комбинировать с простыми движениями: «аха» — руки с размахом поднимаются вверх, «аху» — хлопок руками по бедрам, «ахай» — хлопок руками, «ахо» — сильно топнуть одной ногой. Такие же упражнения проводятся со звуками «п», «т», «к». Тренировке нёбной занавески способствуют игры с мячом с выкрикиванием отдельных звуков: «аа», «ао», «апа» и т. д. Полезно демонстрировать естественные звуки (кашель, смех, фырканье, чихание) и мотивировать подражание ребёнка.Можно использовать игровые упражнения на повторение: вдохнуть и выдохнуть на «м»; говорить по слогам «мамама», «ме-меме», «амамам» и т. д. ; дышать на зеркало, стекло или в руку; выдыхать с положением речевого аппарата как при звуке «а»; выдыхать через узкую щёлку между верхними зубами и нижней губой; положить кончик языка на верхнюю губу и фонировать, потом на зубы и на дно ротовой полости; произносить звук «н» с зажатым носом; при выдыхании переходить от «п» к «т».

Хорошей тренировкой служит шёпотная речь.

Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него,нужно спрашивать: «Печенье?»и отвечать: «Да, это печенье». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.

В силу того что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать.

Источник