Жиянова поле малыш с синдромом дауна
Методические пособия по развитию детей с синдромом Дауна
Малыш с синдромом Дауна. П.Л.Жиянова, Е.В.Поле – https://yadi.sk/i/c7vs6ZLze2ff3
Эта книга для родителей, в семье которых растет малыш с синдромом Дауна. Наряду со среднестатистическими данными о развитии детей с синдромом Дауна читатель получит сведения об основных этапах развития малыша, найдет здесь подробные советы о том, как организовать занятия с малышом в домашних условиях, а также описание методики занятий, которые помогут ребенку расти и развиваться. Книга содержит конкретные рекомендации. Их вполне смогут реализовать даже очень далекие от педагогической науки родители. Мы надеемся, что она окажется полезной и широкому кругу специалистов, работающих с детьми.
Ребенок родился с синдромом Дауна. Беседы психолога. А.Е.Киртоки, Н.В.Ростова – https://yadi.sk/i/n6izvKVse2ft4
У каждого из нас в жизни случаются события, к которым мы не готовы. Рождение ребенка с
синдромом Дауна может восприниматься родителями как непосильный труд, тяжкий крест, а может стать событием, которое обогатит семейную и социальную жизнь семьи, откроет новые
перспективы. Получать радость от общения со своим ребенком, видеть его уникальные качества,
а не только отличия от обычных детей – это, по мнению авторов, – верный путь обретения
счастливого родительского опыта. Брошюра содержит рассуждения психологов-практиков по поводу самых актуальных вопросов, которые им приходится слышать в беседах с родителями, в ней описаны реальные ситуации взаимоотношений, даны рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию начиная с первых месяцев жизни.Издание адресовано семьям детей с особенностями развития, педагогам, врачам, психологам и социальным работникам.
Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы. Сьюзен Дж. Скаллерап – https://yadi.sk/i/5rMYJh1le2fuu
В данном издании представлена наиболее важная информация для родителей детей с синдромом Дауна от рождения до пяти лет. В книге рассказывается о природе синдрома Дауна, об особенностях, присущих детям с этой хромосомной аномалией, об эмоциях, которые испытывает семья при появлении на свет такого ребенка. Авторы делятся советами по уходу за малышами, обсуждают возможные медицинские проблемы, вопросы развития и обучения этих детей. Читатели также найдут в книге правовую информацию, координаты зарубежных и российских служб поддержки, список полезной литературы и интернет-ресурсов. Авторы каждой главы приводят рассказы родителей, которым впервые пришлось столкнуться с воспитанием детей с синдромом Дауна. Книга может быть полезна не только членам семей, но и специалистам разного профиля, занимающимся проблемами здоровья, благополучия, воспитания и обучения детей с синдромом Дауна.
Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста. А.В.Мерковская, Т.П.Есипова – https://yadi.sk/i/RgQmkWwre2fwZ
В настоящем пособии родителям предлагаются конкретные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка в дошкольном детстве — младенческом и раннем возрасте, исходя из закономерных этапов развития ребенка и особенностей, присущих детям с синдромом Дау-
на. Описание каждого этапа начинается с его характеристики. Далее приводятся общие советы по стимуляции и развитию ребенка с синдромом Дауна с описанием специальных игр и упражнений. В конце каждого этапа имеется лист-тест проверки навыков и умений. Это позволит родителям выявить уровень развития их ребенка, определить «слабые звенья» и наметить дальнейший образовательный маршрут. При наличии возможности лучше сделать это со специалистом (педагогом-дефектологом).
Синдром Дауна. Факты – https://yadi.sk/i/Mx0hOqf8e2g3z
В брошюре собрана краткая информация о том, что такое синдром Дауна, описана его специфика и отмечен ряд важных моментов, на которые следует обратить внимание родителям и специалистам. Брошюра предназначена родителям, но может быть полезна медикам, специальным педагогам, дефектологам и логопедам, работающим с детьми с синдромом Дауна раннего, преддо-школьного и дошкольного возраста.
Дневник развития ребенка. П.Л. Жиянова – https://
Источник
Выбрать главу
Размеры же пенсий по инвалидности в Израиле и в России сопоставимы. В Израиле инвалидность определяется в процентах и зависит от того, насколько инвалид самостоятелен. И от стопроцентной инвалидности в начале жизни Полины (сначала ее дают автоматически) мы уже к четырем годам пришли к пятидесятипроцентной. Потому что девочка ходила, говорила и не пользовалась памперсами. То есть почти по всем показателям попадала в пределы нижней границы, определяющей «нормальное развитие». В России определение «инвалид детства» дается без градаций внутри, и подтверждать его нужно раз в несколько лет. Детям с СД инвалидность дают практически автоматически.
Отец Полины устранился, когда ей было десять месяцев. Он остался в России, а мы с дочкой уехали жить в Израиль – это было единственно возможное тогда решение. Работать и заниматься с девочкой я не могла – нужно было выбрать что-то одно. И я выбрала Полину. Я очень благодарна ее отцу за то, что он продолжал поддерживать нас материально – без него я не смогла бы уделять столько внимания воспитанию Пол и не имела бы возможности платить за частные занятия и кружки. Мне было невероятно тяжело, когда мы разводились – я еще не отошла от рождения больного ребенка. Решение о том, что я не буду препятствовать общению дочери с отцом в любых формах, которые ему (а позже и ей) будут удобны, далось мне непросто и стоило многих бессонных ночей. Но я его приняла и ни разу о нем не пожалела. Думаю, что в нашем разводе есть немалая доля моей вины.
Если не можешь изменить ситуацию , измени отношение к ней
Вторым поворотным моментом в моем состоянии было то, что, когда Полине исполнилось полгода, я решила вернуться в Москву и выйти на работу. И мне нужен был особый график рабочего времени. Много часов я думала о том, как приду к своему начальству в серьезном журнале в центре Москвы и скажу, что у меня родился ребенок с СД. Не секрет, что о таких вещах говорить не принято, это стыдно, некрасиво, немодно… Ряд можно продолжить бесконечно. Но я решила, что выбор нужно делать до конца.
…
Раз уж я приняла своего ребенка таким, какой он есть, не стоит никогда его стыдиться.
Кто думает иначе – это его проблемы. Придя к своей непосредственной начальнице, я села и выложила все как есть. И, конечно, получила желаемое – нужный график работы и нормальную зарплату. Потому что иначе и не может реагировать на чужую серьезную проблему цивилизованный человек. Увы, я проработала всего несколько месяцев – Полина требовала неустанного внимания, и никто, кроме меня, дать ей его не мог. Няни-профессионала в воспитании проблемных детей не нашлось, а бабушка не справлялась. Пришлось оставить работу и сосредоточиться на Полине. А после и вовсе уехать из страны – в надежде на то, что «особенной» девочке будет лучше в построенной много лет назад и хорошо работающей государственной системе воспитания и образования.
Значительную помощь в понимании и принятии нашей с Полей проблемы оказала мне российская некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап». Я узнала о его существовании из Интернета, когда Пол было полгода и я впервые привезла ее в Москву. Позже наша семья стала частым гостем Центра. С полугода до десяти месяцев к нам домой приходила консультант Центра – Полина Жиянова и учила меня, как заниматься с маленькой Полиной. А дочку – как правильно ползать и стучать игрушками. Потом, когда мы уже не жили в России, каждый раз, будучи в Москве, мы приезжали на медицинские и педагогические консультации в «Даунсайд Ап», и они всегда помогали мне принять правильные решения, касающиеся здоровья и развития Поли. Литература для родителей и специалистов, изданная ДСА, помогла разобраться во многих проблемах и многое понять.
…
Даже в очень лояльно относящемся к больным детям Израиле я не встречала столь четко организованной помощи и столь профессиональных людей.
Приятно, что есть в России организация, которая по мере сил помогает детям с СД и их семьям. Во всем. В том числе и в том, чтобы малыши воспитывались в родных семьях.
Российские реалии
Банально говорить о том, что ведущую роль в воспитании любых детей играет семья. И дети с СД не исключение. Во всем цивилизованном мире давно не возникает вопросов о месте жительства такого ребенка – в подавляющем большинстве малыши воспитываются в родной семье, и только самые тяжелые случаи (с побочными заболеваниями, уход за которыми в домашних условиях невозможен) находятся в специальных интернатах. Тем более дико то, что во многих роддомах на территории России врачи по-прежнему убеждают мам в том, что им будет лучше всего отказаться от ребенка, потому что малыш будет неполноценным, агрессивным, а то и вовсе не будет узнавать родителей. Такая психологическая атака тем циничнее, что объект ее – только что родившая женщина, у которой на шок от родов накладывается шок от полученного известия – малыш болен! Кому выгодно, чтобы малыши-отказники попадали в Дома ребенка? Не буду вдаваться в подробности, но интересы за этим стоят чисто финансовые. «Вы еще молодая, зачем вам больной ребенок, родите себе здорового!» – это цитата из «выступления» главврача роддома перед роженицей, у которой родился ребенок с синдромом Дауна. В такой ситуации нервы выдерживают не у всех.
Источник
Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней
Вторым поворотным моментом в моем состоянии было то, что, когда Полине исполнилось полгода, я решила вернуться в Москву и выйти на работу. И мне нужен был особый график рабочего времени. Много часов я думала о том, как приду к своему начальству в серьезном журнале в центре Москвы и скажу, что у меня родился ребенок с СД. Не секрет, что о таких вещах говорить не принято, это стыдно, некрасиво, немодно… Ряд можно продолжить бесконечно. Но я решила, что выбор нужно делать до конца.
Раз уж я приняла своего ребенка таким, какой он есть, не стоит никогда его стыдиться.
Кто думает иначе – это его проблемы. Придя к своей непосредственной начальнице, я села и выложила все как есть. И, конечно, получила желаемое – нужный график работы и нормальную зарплату. Потому что иначе и не может реагировать на чужую серьезную проблему цивилизованный человек. Увы, я проработала всего несколько месяцев – Полина требовала неустанного внимания, и никто, кроме меня, дать ей его не мог. Няни-профессионала в воспитании проблемных детей не нашлось, а бабушка не справлялась. Пришлось оставить работу и сосредоточиться на Полине. А после и вовсе уехать из страны – в надежде на то, что «особенной» девочке будет лучше в построенной много лет назад и хорошо работающей государственной системе воспитания и образования.
Значительную помощь в понимании и принятии нашей с Полей проблемы оказала мне российская некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап». Я узнала о его существовании из Интернета, когда Пол было полгода и я впервые привезла ее в Москву. Позже наша семья стала частым гостем Центра. С полугода до десяти месяцев к нам домой приходила консультант Центра – Полина Жиянова и учила меня, как заниматься с маленькой Полиной. А дочку – как правильно ползать и стучать игрушками. Потом, когда мы уже не жили в России, каждый раз, будучи в Москве, мы приезжали на медицинские и педагогические консультации в «Даунсайд Ап», и они всегда помогали мне принять правильные решения, касающиеся здоровья и развития Поли. Литература для родителей и специалистов, изданная ДСА, помогла разобраться во многих проблемах и многое понять.
Даже в очень лояльно относящемся к больным детям Израиле я не встречала столь четко организованной помощи и столь профессиональных людей.
Приятно, что есть в России организация, которая по мере сил помогает детям с СД и их семьям. Во всем. В том числе и в том, чтобы малыши воспитывались в родных семьях.
Российские реалии
Банально говорить о том, что ведущую роль в воспитании любых детей играет семья. И дети с СД не исключение. Во всем цивилизованном мире давно не возникает вопросов о месте жительства такого ребенка – в подавляющем большинстве малыши воспитываются в родной семье, и только самые тяжелые случаи (с побочными заболеваниями, уход за которыми в домашних условиях невозможен) находятся в специальных интернатах. Тем более дико то, что во многих роддомах на территории России врачи по-прежнему убеждают мам в том, что им будет лучше всего отказаться от ребенка, потому что малыш будет неполноценным, агрессивным, а то и вовсе не будет узнавать родителей. Такая психологическая атака тем циничнее, что объект ее – только что родившая женщина, у которой на шок от родов накладывается шок от полученного известия – малыш болен! Кому выгодно, чтобы малыши-отказники попадали в Дома ребенка? Не буду вдаваться в подробности, но интересы за этим стоят чисто финансовые. «Вы еще молодая, зачем вам больной ребенок, родите себе здорового!» – это цитата из «выступления» главврача роддома перед роженицей, у которой родился ребенок с синдромом Дауна. В такой ситуации нервы выдерживают не у всех.
До недавнего времени около 70 % детей с синдромом Дауна сразу же из роддома попадали в Дома ребенка.
Сейчас ситуация понемногу меняется, но все же количество отказников среди малышей с СД очень велико.
Определимся с формулировками
В российском законодательстве содержание прав и обязанностей родителей в отношении их детей устанавливается главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ). И ни там, ни где-то еще родители не могут добровольно отказаться от родительских прав. Их можно только лишиться (ст. 69–72) и стать ограниченным в правах родителем (ст. 73–76), причем лишь в судебном порядке. Что же делают мама и папа, когда отказываются от ребенка в роддоме? Они подписывают документ, который называется «Согласие на усыновление ребенка» (ст. 129 СК РФ). При этом они формально перестают быть родителями только тогда, когда ребенка кто-то усыновит, что для малыша с синдромом Дауна маловероятно; впрочем, к счастью, случается и такое. Если позже родители (или мать, если отец неизвестен, или семья неполная) отказываются забрать ребенка из воспитательного, лечебного, или учреждения социальной защиты, то попечители могут лишить их родительских прав. Но это происходит не всегда. Кроме того, важно знать, что даже лишение родительских прав не снимает с родителей обязанности содержать своего ребенка. Одновременно с лишением родительских прав суд по иску органов опеки может обязать таких родителей выплачивать алименты на содержание детей. Кроме того, те, кто лишен родительских прав или ограничен в них, не могут усыновлять детей (ст. 127 СК РФ), создавать приемную семью (ст. 153 СК РФ), становиться опекунами или попечителями (ст. 146 СК РФ).
Я далека от того, чтобы кого-то осуждать за принятое решение.
Возможно, отказаться от ребенка – единственно возможный путь для данной конкретной семьи или одинокой мамы. Но прежде чем его принять, стоит обдумать все хорошенько и быть готовым к последствиям.
Стоит знать, что около 70% малышей с синдромом Дауна умирают в специальных учреждениях на первом году жизни.
Причем такая ситуация характерна не только для России, но и для других стран и связана не с плохим медицинским уходом (хотя и часто он имеет место быть!), а с тем, что ребенок чувствует себя ненужным и нелюбимым и… отказывается от жизни. К таким выводам специалисты пришли, исследовав феномен ранней смерти малышей в Домах ребенка в Бельгии. Там тоже умирали малыши, и подозрение пало прежде всего на персонал – неквалифицированный или нерадивый. Оно не оправдалось… Разумеется, это не означает, что в России в домах ребенка и прочих воспитательных и социальных учреждениях идеальный уход. Каков он в реальности, можно увидеть на сайтах обществ, которые рассказывают о детях-отказниках, всю жизнь проведших в подобных учреждениях. Даже те, кто попали туда здоровыми, через короткое время становятся, как минимум, социально запущенными. Что уж говорить про малыша с СД, который требует улучшенного ухода и постоянного внимания?
Детский психоаналитик Винникот писал: «В эти первые недели жизни, фактически все и определяющие, ребенок имеет возможность усвоить опыт ранних ступеней развития. Если окружение достаточно благоприятное – а вокруг должны быть люди, непосредственно заинтересованные в нем, – врожденная тенденция ребенка к росту реализуется, и он делает первые важные достижения. Какие? Назову. Для важнейшего из них есть определение «интеграция». Все элементы, частицы ощущений и действий, формирующие конкретного ребенка, постепенно соединяются, и наступает момент интеграции, когда младенец уже представляет собой целое, хотя, конечно же, в высшей степени зависимое целое. Скажем так: поддержка материнского «я» облегчает организацию «я» ребенка».
Возможно, кому-то из родителей стоит иметь это в виду и не решать все сгоряча, а просто пока взять тайм-аут.
Роддом – не лучшее место для принятия окончательного решения (это не удивительно – мать в послеродовой депрессии, отец – просто в депрессии), можно сначала просто передать ребенка в специализированное учреждение и обдумать ситуацию.
Источник
1. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Организация и методика работы адаптационных групп.
Методическое пособие. П.Л. Жиянова при участии М.Ф. Гимадеевой. – М.: Монолит, 2008.
Методическое пособие посвящено проблемам формирования навыков общения и социальной адаптации детей с особыми потребностями. В книге изложены теоретические и практические аспекты психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна. Пособие адресовано широкому кругу специалистов, заинтересованных в использовании современных подходов и новых технологий в интеграции детей с особыми потребностями в общество. Оно также может быть использовано при подготовке будущих специалистов в области коррекционной педагогики.
2. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна
Пособие для родителей
Т.П. Медведева – М.: Монолит, 2007.
Это пособие дает краткое представление об особенностях развития познавательной деятельности детей с синдромом Дауна дошкольного возраста, о принципах занятий с ними и рассказывает о тех заданиях, которые родители могут предложить своему ребенку дома. Брошюра адресована родителям детей с синдромом Дауна дошкольного возраста и может представлять интерес для педагогов, работающих с такими детьми.
3. Малыш с синдромом Дауна
Книга для родителей
П.Л. Жиянова, Е.В. Поле. – М.: Монолит, 2009.
В книге приводятся среднестатистические данные о развитии детей с синдромом Дауна, характеризуются основные этапы развития; даются подробные советы о том, как организовать занятия с малышом в домашних условиях, описываются методики занятий, которые помогут ребенку расти и развиваться. Книга содержит конкретные рекомендации, которые вполне смогут реализовать даже очень далекие от педагогической науки родители. Издание может быть полезным и широкому кругу специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна раннего возраста.
4. Логоритмика для детей с синдромом Дауна
Книга для родителей
Сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008.
Пособие содержит краткое изложение сути логоритмических занятий с детьми с синдромом Дауна, а также предлагает вниманию читателей описания игр, которые можно проводить в домашних условиях. Пособие адресовано родителям детей с синдромом Дауна дошкольного возраста и может представлять интерес для педагогов и логопедов, работающих с такими детьми.
5. Хрестоматия для родителей
Сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» за 1997-2008 гг.
Издание 2-е, переработанное и дополненное
Составители: П.Л. Жиянова, Н.С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008 – 208 с.: ил
В настоящий сборник вошли статьи, написанные специалистами Центра ранней помощи при Благотворительном фонде «Даунсайд Ап», а также переводы некоторых зарубежных материалов. Статьи посвящены широкому спектру вопросов, относящихся к особенностям развития детей с синдромом Дауна, уходу за ними, воспитанию и обучению.
Сборник предназначен для родителей детей с синдромом Дауна. Он может быть также полезен специалистам, работающим с такими детьми, и студентам соответствующих специальностей.
6. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна.
Руководство для родителей и специалистов.
Патриция С. Уиндерс
Пер. с англ. Н.С. Грозной. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии ООО «Альварес Паблишинг», 2003.
Книга из известной на Западе «Серии книг о синдроме Дауна», написанная ведущими американскими специалистами, подробно и четко рассказывает обо всех этапах развития навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна т о том, какую помощь им могут оказать родители и специалисты. Российским читателям представлен пока еще недостаточно распространенный в нашей стране подход, при котором большое значение придается активной роли самого ребенка. Методы, рассмотренные в книге, применимы не только при работе с детьми с синдромом Дауна, но и с другими типами нарушений, для которых характерен пониженный мышечный тонус.
7. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна
Руководство для родителей и специалистов
Марианна Бруни
Пер с англ. А. Курт. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии ООО «Альварес Паблишинг», 2005.
Книга рассказывает о том, как у детей с синдромом Дауна развиваются навыки мелкой моторики и о том, как родители могут помочь ребенку овладеть необходимыми умениями. Автор ориентировался на родителей, но она, несомненно, будет полезна и профессионалам.
Поскольку детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности, отрицательно сказывающиеся на сроках появления двигательных навыков и их качестве, развитие этой сферы требует постоянного внимания. Мелкая моторика позволяет овладеть навыками приема пищи, самообслуживания и графическими навыками, существенно влияющими на адаптацию ребенка в коллективе сверстников.
8. Рождение ребенка с синдромом Дауна.
Брошюра для сотрудников родовспомогательных учреждений
М.: Line Project, 2002.
В брошюре рассматриваются медицинские проблемы новорожденных с синдромом Дауна и основные медицинские проблемы в неонательном периоде. В приложениях характеризуются пороки сердца, часто встречающиеся при синдроме Дауна, приводится примерный план медицинского обследования новорожденного, а также список соответствующих медицинских учреждений.
9. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. Руководство для родителей
Либби Кумин
Пер. с англ. Н.С. Грозной. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.
Книга написана известным американским специалистом по развитию навыков общения у детей с синдромом Дауна. В ней представлена развернутая картина последовательного формирования этих навыков; отмечаются характерные трудности; дается много практических советов, как заниматься с ребенком дома. Четко определяются понятия «язык», «речь» и «общение»; рассматриваются возможности использования вспомогательных средств коммуникации; подчеркивается значение умения применять навыки общения в различных жизненных ситуациях. В книге отражен до некоторой степени новый для отечественной логопедии подход, поэтому книга будет интересной и полезной не только родителям, но и специалистам, работающим с детьми с синдромом Дауна.
10. Семейно-центрированная модель ранней помощи
П.Л. Жиянова. – М.: Монолит, 2006.
Методическое пособие посвящено одной из самых актуальных проблем современной специальной педагогики – ранней помощи семье, воспитывающей «особого» ребенка. В книге изложены теоретические и практические аспекты психолого—педагогической помощи семье, которая реализуется в рамках домашних визитов. Пособие адресовано широкому кругу специалистов, заинтересованных в освоении современных подходов и новых технологий интеграции детей с особыми потребностями в общество а также может быть использовано при подготовке специалистов в области коррекционной педагогики.
11. Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей/ под ред. Сьюзан Дж. Скаллерап/ пер. с англ. О.К. Васильевой, М.Л. Шихиревой.- М: 2009.
В данном издании предоставлена наиболее важная информация для родителей детей с синдромом Дауна от рождения до пяти лет. Авторы каждой главы приводят рассказы родителей, которым впервые пришлось столкнуться с воспитанием детей с синдромом Дауна. Книга может быть полезна не только членам семей, но и специалистам разного профиля, занимающимся проблемами здоровья, благополучия, воспитания и обучения детей с синдромом Дауна.
12. Иллюстративный дидактический материал к методическому пособию «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия»
13. «Психологическая гостиная» как модель раннего сопровождения семьи, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Пособие для специалистов по сопровождению семей. Предназначено для Ресурсных центров, работающих с семьями, родителями, законными представителями, воспитывающими детей с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, нарушениями в развитии и инвалидностью раннего возраста. Общество «ДАУН СИНДРОМ» г. Новосибирск.
14. Ресурсный центр как форма организации помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Часть 1. Общество «ДАУН СИНДРОМ» г. Новосибирск
Источник