Жиянова формирование навыков общения и речи у детей с синдромом дауна
Наталья Святненко
Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна
В основе развития речи
лежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями, чувствами и переживаниями.
Общение
– это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто взрослые или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.
Поэтому взрослому важно владеть поддерживающей коммуникацией, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?
Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.
Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на некоторых средствах.
Мимика
Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Взрослые просто обязаны все послания, которые они адресуют ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.
Телодвижения, пантомимика
По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:
– восприятие,
– движение,
– память,
– внимание,
– речь.
Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или не сформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.
В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.
Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.
Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.
Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним.
Что нужно для того, чтобы ребенок захотел говорить?
• Должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении.
• Оба собеседника должны быть «настроены на одну волну», т. е. сосредоточены на одной теме.
• Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка.
• Важна благожелательность взрослого, который вступает в диалог с ребенком.
• Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка.
Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля, что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.
В связи с этим на каждого ребенка составляется таблица нервно-психического развития. Для лучшей наглядности приведу пример- профиль в виде графика нервно-психического развития Маши Ш. На этом графике можно заметить положительную динамику в развитии. Девочка поступила в дом ребенка когда ей исполнилось 2 месяца. Диагноз – синдром Дауна. Показатели её развития на этот возраст были близки к нескольким дням от нормального развития малыша. Многих реакций ребенок совсем не выдавал. Девочка не проявляла слуховых реакций, не удерживала в поле зрения неподвижный предмет. У нее никак не могли вызвать первую улыбку в ответ на разговор взрослого. В положении лежа на животе пыталась приподнять и удержать несколько секунд голову. Голосовые реакции проявляла в виде крика и плача.
На занятия с логопедом взята с 4-х мес. Благодаря комплексному подходу логопеда, воспитателя, психолога, массажиста у Маши стала прослеживается динамика в её развитии.
(т. к. не могу вставить грфик- напишу показатели нервно-психического развития. Девочке 11 мес. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции — 7мес., эмоции — 6 мес., движения руки — 7мес., Активная речь и общие движения — 6мес.)
У детей с синдромом Дауна можно выделить сильные и слабые стороны.
К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:
• Хорошие имитационные возможности (повторяют мимику, интонацию, движения, жесты, звуки, слоги, слова)
• Хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
• Чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции.
• Интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.
При организации обучения необходимо учитывать и проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна:
• У относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих
• Возможные проблемы со зрением могу помешать ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степен потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи.
• Сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции.
• Анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи.
• Нарушения функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса.
• Из-за промахов в организации кормления, в частности необоснованно позднего введения твердой пищи, может быть не обеспечена достаточная подготовка органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.
• В ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания.
• Особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи.
Все психические процессы у ребёнка:
• восприятие
• память
• внимание
• воображение
• мышление
• целенаправленное поведение
— развиваются с прямым участием речи.
Прежде всего нужно отметить, что, когда мы говорим о развитии речи, мы имеем в виду две ее стороны:
— понимание обращенной речи
— активную речь
Обе эти стороны начинают активно развиваться с момента рождения ребенка:
он слышит и реагирует на речь взрослых, сам начинает издавать звуки. Хорошо, если работа над развитием речи начинается уже в этот период:
• контакт глазами
• повторение за малышом произносимых им звуков
• работа над пониманием речи
• формирование правильных навыков приёма пищи,
— все это начальные шаги работы логопеда, психолога, педагога.
Воспитатели, логопед, психолог начинают оказывать коррекционную помощь с первых месяцев жизни малыша, как только он попадает в дом ребенка.
Нами создается комплексная программа работы с ребёнком, охватывающая все направления.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Мы можем условно выделить два направления работы по развитию речи и общения:
— специально организованные логопедические занятия;
— использование речи на всех видах занятий и в быту.
Индивидуальная логопедическая работа включает в себя несколько этапов:
— установление контактов с каждым ребенком с целью выявления его речевых возможностей;
— воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
— формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;
— воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен);
— развитие импрессивной речи (понимания);
— формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;
— расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий
— обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;
— развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов «Где?», «Куда?» и т. д. ;
— обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;
— воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);
— развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);
— обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;
— выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;
— развитие выразительности речи (модуляции голоса);
— формирование активного словаря;
— вызывание у детей потребности подражать словам взрослого;
— формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;
— формирование умения называть имена детей и членов семьи; называть предметы (картинки) по лексическим темам;
— формирование глагольного словаря;
— пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить
— потрогать, увидеть, услышать;
— договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре);
— формирование грамматического строя речи;
— обучение детей двусловным и трехсловным предложениям;
— развитие умения правильно отвечать на вопросы;
— развитие умения
согласовывать слова в словосочетаниях;
— обучение диалогу;
— восприятие содержания
маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету
— договаривание слов, словосочетаний в стихотворениях и сказках.
Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:
• степени сложности дефекта
• индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка
• регулярности занятий
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели логопедического воздействия.
Содержание обучения должно разрабатываться с использованием специальных методов и средств, учитывающих особенности развития ребенка с синдромом Дауна:
• создание условий для формирования у ребенка навыков общения с окружающими людьми, поддержка неречевых средств общения: контакта глаз, интонации, улыбки, движений, жестов.
• Формирование у ребенка навыков взаимодействия и общения со взрослыми в быту и в игре.
• Формирование навыков понимания речи окружающих и стимуляция активной речи ребенка. Стимуляция использования речевых средств общения.
• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.
• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.
• Снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности, гипермобильные суставы и чрезмерно эластичные связки, нарушения в системе равновесия требуют организации специальных занятий по развитию крупных движений, необходимых для развития двигательной, познавательной и социальной активности ребенка.
Источник
По мере освоения ребенком речи в его словаре всё чаще встречаются слова из взрослого лексикона, которые ребенок старается упростить при произнесении, например: мами (возьми), апопа (автобус).
Характеристика этапа
На этом этапе у ребенка возникает мотивация, которую можно сформулировать в виде вопроса: «Что с этим делают?». Движимый этим интересом, малыш активно исследует окружающую среду. Многое он узнает действуя методом проб и ошибок, но значительную часть своих сведений об окружающем мире маленький исследователь получает в совместной со взрослым деятельности. Иными словами, если физические свойства предметов ребенок может определить сам, то назначение предмета и способ действия с ним он может усвоить только с помощью взрослого.
Общение взрослого и ребенка, которое сопровождает их совместную деятельность, получило название «ситуативно-деловое общение».
В игре и повседневной жизни всё чаще возникают ситуации, которые, с одной стороны, сопровождаются показом и объяснением взрослого, а с другой – создают у ребенка потребность обратиться к тому с различными просьбами и комментариями. Малыш уже может выполнить инструкции в два действия («Возьми расческу и причеши куклу»), понимает указательные слова и простые предлоги («здесь», «там», «на столе»). Сначала для их уточнения ребенку нужен указательный жест взрослого, но спустя некоторое время он может по указанию найти предмет и без такой подсказки.
Ребенок начинает понимать значения суффиксов, он может не только показать большой и маленький мяч, но и понимает разницу между «мяч» и «мячик». Ребенку нравится слушать стихи и сказки, он любит рассматривать картинки и комментарии к ним.
Для этого этапа характерен быстрый темп развития активной речи ребенка. Ребенок от автономного слова, понятного только в ситуации, переходит к словам, имеющим предметную отнесенность. Он всё чаще повторяет за взрослым слова и начинает сам проявлять инициативу в развитии словаря: постоянно показывает рукой на предметы, произнося выразительное «э» или «м», сопровождая эти звуки вопросительной интонацией, позже эти звуки сменяются вопросом «Что это?». Появляются простые слова из взрослого лексикона, которые продолжают сосуществовать с лепетными словами и даже лепетом. Ребенок всё чаще начинает использовать слова-действия, которые, по сути, являются однословными предложениями («играть», «кушать», «дать»).
Формирование речи ребенка тесно связано с другими сферами развития и во многом зависит от речевой среды, в которой он растет.
Начинаем заниматься. На что нужно обратить внимание
Совместная предметная деятельность взрослого и ребенка – наилучшая ситуация для взаимодействия и общения
Как и раньше, бытовые и игровые ситуации дают много возможностей для взаимодействия и общения, и потому самостоятельное передвижение по квартире является необходимым условием для развития исследовательской деятельности малыша, его наблюдения за действиями взрослых и посильного участия в жизни семьи. Если у вашего малыша возникают сложности с перемещением в пространстве, обратите особое внимание на развитие навыков крупной моторики. Подробно об этом вы можете прочитать в практическом руководстве Е. В. Поле, П. Л. Жияновой и Т. Н. Нечаевой «Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна».
Использование жестов в общении
Для речевого развития детей с синдромом Дауна характерно несоответствие между хорошим пониманием речи окружающих и отставанием активной речи. Для ликвидации этого дисбаланса используются неречевые средства общения (в основном, жесты) как временный замещающий навык. Сами жесты должны быть простыми и понятными для всех окружающих.
В практике мы обычно используем общепринятые социальные жесты, например: «иди сюда», «дай», «нельзя», а также описательные жесты и движения – «зайчик», например, может обозначаться показом того, как он прыгает, или жестом, изображающим его уши. Кроме того, по мере развития предметной деятельности начинает использоваться группа жестов, являющихся имитацией предметных действий. По мнению Д. Б. Эльконина, выдающегося отечественного психолога, специалиста в области детской психологии, процесс развития предметных действий завершается их превращением в своеобразные жесты, используемые в общении. Это наблюдение, верное для любого ребенка, приобретает особый смысл в работе с детьми с синдромом Дауна. Здесь использование жестов требует большой четкости и последовательности и занимает довольно длительный период, что помогает компенсировать отставание в активной речи ребенка.
Используйте в речи полные слова, сопровождая их доступными для ребенка средствами общения – лепетными словами и жестами.
Общение
Вы и ваш малыш любите играть вместе, вы хорошо чувствуете настроение друг друга и умеете общаться в игре. Теперь всё это послужит основой для вашего диалога. Зрительный контакт, улыбка, сосредоточение на собеседнике, соблюдение очередности – всё это не исчезает, а становится составными частями вашего общения. Главная задача данного этапа развития ребенка состоит в том, чтобы наполнить ваш диалог речевым содержанием. С одной стороны, это расширение круга слов, которые понимает ребенок, а с другой – стимуляция активной речи малыша. Мы уже говорили о необходимости поощрять любые доступные ребенку сигналы: жесты, взгляды, движения, действия, звукоподражания и облегченные слова. Например, вы спросили у малыша, во что он хочет поиграть, а он принес мяч или просто посмотрел на телефон. Важно понимать и замечать, что и в том, и в другом случае ребенок вам ответил, а это значит, что диалог состоялся.
Прокомментируйте действия ребенка, используя полное слово и другие, доступные малышу средства общения, например жесты и лепетные слова. Если ребенок уже использует взрослые слова, упрощая их для удобства, вы должны правильно повторить это слово вслед за ребенком.
Комментируйте не только текущие события, но и сообщайте о том, что будет происходить в обозримом для ребенка будущем: «Сейчас мы моем руки, а потом пойдем кушать». При необходимости сопроводите свои слова лепетным словом «ам-ам» и жестом «кушать».
Развитие понимания речи
Игра и повседневная жизнь являются естественными ситуациями, в которых ребенок знакомится с новыми словами. На этом этапе вы уже можете организовывать короткие занятия, используя при этом реальные предметы и действия с ними, а также их изображения, то есть предметные и сюжетные картинки.
Знакомство со словами происходит в следующей последовательности:
Слова-названия
- Предмет предъявляется и четко называется.
- Организуется игра, во время которой предмет обыгрывается и неоднократно называется вслух. Например: «Вот какой мячик. Мячик прыгает! Мячик покатился-покатился. Нет мячика! Где же мячик? Вот мячик!». Обратите внимание, что весь произносимый вслух текст представляет собой комментарий к тому, что происходит на глазах малыша, а ключевое слово «мячик» повторяется многократно.
- При выборе из двух и более предметов ребенок находит тот предмет, который вы назвали. Вы предъявляете ребенку, например, мячик и машинку. Ваша просьба при этом звучит следующим образом: «Где мячик?». Если малыш ошибся и потянулся к машинке, не дайте ему ошибиться. Повторите вопрос снова, чуть выдвигая мячик вперед. И не забудьте порадоваться правильному выполнению и поддержать попытки малыша!
- Познакомьте ребенка в игре с другими видами мячей: большой мяч для занятий, мягкий мяч из ткани, колючий из резины и, конечно, тот, с которым чаще всего играет малыш и с которого начиналось знакомство с мячом. Чтобы малышу было проще понять, что все эти разные предметы называются одним словом, можно показать, что они все катятся. Для этого можно их все использовать в игре в кегли, а потом все сложить в одну корзину. Большой мяч туда, конечно, не поместится и это станет поводом сказать, что те мячи маленькие, а этот большой. Подчеркните свои слова жестом и высотой голоса.
- После показа нескольких реальных мячей покажите картинку и скажите: «Это тоже мячик – бах!».
- Ребенку предъявляются две картинки, из которых он по просьбе выбирает ту, где нарисован мяч.
- Когда ребенок поймет, что одним и тем же словом можно обозначить и сам предмет и его изображение, покажите малышу изображения разных мячей. Например, просматривая книжку, просите его показать где «еще мячик».
- Учите соотносить предмет и его изображение.
- Используйте разные варианты игры в лото.
- Включите название предмета и действия с ним в игры, песенки, побуждайте ребенка использовать жесты и слова в активной речи.
Слова-действия
Знакомство со словом-действием происходит в следующей последовательности:
- Приготовьте любимую игрушку ребенка, например кошку, и предложите ему уложить ее спать. Сопровождайте игру комментарием: «Киса спит. Бай-бай».
- Предложите малышу уложить и других зверят, комментируйте происходящее: «Киса спит», «Собачка спит», «Мишка спит».
- Организуйте игру, в которой один и тот же персонаж выполняет разные действия: собачка кушает, спит, едет на машине.
- Предлагайте ребенку по просьбе выполнить одно из действий: «Покажи, как киса спит» и т. д.
- Соотносите реальное действие с его изображением на картинке.
- Используйте песенки и потешки для закрепления слов и жестов.
Предлагайте для различения сюжетные картинки: «Собачка спит», «Кошка спит», «Мишка спит», «Собачка кушает», «Собачка едет на машине».
Приведем пример уточнения слова «спит» на материале сюжетных картинок. Напомним, что такое занятие организуется, когда ребенок уже хорошо соотносит слово «спит» с реальным действием.
- Организуйте игру, во время которой данное действие многократно обыгрывается и называется: мишка спит, кошка спит, собачка спит.
- Покажите картинки с аналогичным сюжетом. Спросите у малыша, кто там нарисован и что делает. Помогите ответить, используя жест, звукоподражание, слово. Принимайте любой ответ.
- Предложите ребенку две сюжетные картинки, на одной из которых собачка ест, а на другой спит. Задав вопрос: «Где собачка спит?», внимательно следите за реакцией малыша. Возможно, он покажет нужную картинку пальцем, а может быть, – только посмотрит на нее. Если ответ правильный, уберите вторую картинку и повторите: «Собачка спит бай-бай, а_а_а_». Сопроводите свои слова жестом.
- Если ребенок ошибся, не будьте многословны, повторите свой вопрос и выдвиньте вперед нужную картинку. Помните, что это обучение, а не контроль.
- По мере усвоения глаголов предлагайте выбор из большего количества вариантов. Помните, что знакомство со словами-действиями должно начинаться с реальных бытовых или игровых действий, а лишь потом закрепляться в картинках.
- Используйте слова-действия в игре и повседневной жизни.
Занятия по формированию понимания речи, безусловно, не проводятся изолированно от стимуляции активной речи ребенка. Приведем еще один пример игры-занятия, которая ставит задачей не только уточнение слова «кошка», но и активизацию речи ребенка.
- Вы показываете игрушку или реальную кошку, называете ее полным словом «кошка», облегченным словом «киса», сопровождая это звукоподражаниями и жестом. Используйте звукоподражание: «Киса кричит: „Мяу!“», попросите малыша позвать кошку: «Кис-кис». Одним из этих звукоподражаний («кис-кис», «мяу») или облегченным словом «киса» ребенок сможет заменять слово «кошка», которое пока сложно для произнесения.
- Играйте с кошкой, гладьте ее, неоднократно используйте один и тот же жест и одно и то же звукоподражание, побуждая малыша повторять за вами и то, и другое. Если ребенок выполняет нужное движение молча, сопроводите его жест звукоподражанием. Эти же приемы используйте при рассматривании картинки, на которой нарисована кошка.
- Указав на кошку, спросите: «Кто это?». Сделайте паузу и, если малыш не отвечает, ответьте сами, используя полное слово, жест и звукоподражание, чтобы ребенок мог повторить ответ за вами.
- Постепенно увеличивайте паузу после своего вопроса. Если малыш не отвечает, прикоснитесь указательным пальцем к своим губам и произнесите слово, которое может воспроизвести ребенок, затем прикоснитесь пальцем к его губам и попросите его: «Скажи!».
- Когда ребенок научится в ответ на вопрос «Кто это?» называть кошку, начните разнообразить ситуации и вопросы. Например: «Кто лежит на солнышке?», «Кому мы дадим молочко?», «Кто спрятался?» и т. д.
- Предложите ребенку покормить кошку, вводя в словарь слова «на», «ам-ам».
Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике. Важно помнить, что знакомство с существительными и глаголами должно происходить одновременно, поскольку отсутствие глаголов резко ограничивает речевое развитие ребенка, тормозит появление фразовой речи.
Расширяем активный словарь ребенка
Чтобы помочь ребенку увеличить количество произносимых им слов, можно использовать следующие методы:
- Играйте в игру «Повторялки», которая начинается с того, что взрослый повторяет за малышом имеющиеся у него в репертуаре звуки, слоги и слова, а затем предлагает ему произнести новые, но доступные звукоподражания. Не забудьте в том случае, если ребенок начинает их повторять, внести эти звукоподражания в список 2 («лепетухи»).
- Продолжайте занятия, направленные на то, чтобы внести смысл в «лепетухи» из списка 2. Мы уже упоминали, что это способ перейти от «лепетух» к словам.
- Закрепляйте вызванные слова, стимулируйте их использование. Для этого создавайте эмоционально окрашенные, интересные для малыша ситуации в игре, в быту и на специальном занятии (например, вы бросаете мячик и сопровождаете это возгласом «Бах!»).
- Проанализируйте словарь ребенка и обязательно обратите внимание на то, есть ли в его словаре глаголы. Количество глаголов необходимо расширять, и это тоже можно делать за счет уже имеющихся слов. Например, если у ребенка есть слово «ав» – собака, помогите ему использовать это слово и в роли глагола, задавая вопрос: «Как лает собака?». Таким же образом можно использовать, например, слова «дррр» (машина и едет), «кач-кач» (качели и качаться) и т. д. Наличие глагольной лексики стимулирует более быстрый рост активного словаря, а кроме того, является необходимым условием для формирования фразы.
- Отслеживайте и поощряйте переход от «нянюшкиного словаря» к словам взрослого лексикона. Будьте внимательны, вслушивайтесь в речь ребенка, возможно у него уже появляются упрощенные слова, так что постарайтесь не пропустить их! Например, малыш может начать говорить не «бах», а «упа» или «па», не «ам-ам», а «ку», не дррр, а «ато» (автобус).
- Стимулируйте использование двухсловных высказываний. Например, ребенок, увидев молоток, может сказать «папа», имея в виду, что папа вчера стучал этим молотком. Будет очень хорошо, если вы подтвердите его высказывание: «Да, папа стучал – бах-бах!». Затем можно спросить, что делал папа, и повторить данное высказывание так, как это может сказать малыш: «Папа – бах-бах!».
- Задавайте ребенку открытые вопросы, позволяющие ему ответить с помощью имеющихся в его активе слов из списка 1.
- Инициируйте общение ребенка со взрослыми и сверстниками, например: «Попроси у папы мяч: папа дай!».
- Сделайте «говорильный альбом», рассматривайте и комментируйте его вместе с малышом. Поместите этот альбом в доступное для ребенка место, чтобы он в любое время мог сам его рассматривать.
«Говорильный альбом»
Создайте альбом слов, которые умеет произносить малыш. На каждой странице в нем нужно поместить простую четкую и не мелкую картинку или фотографию. Это не тематический альбом, критерий отбора изображений здесь только один: вы помещаете сюда картинки или фотографии того, что ваш малыш умеет называть вслух, то есть с помощью активной речи. Это будут изображения игрушек, предметов обихода, членов семьи, домашних животных, а также действия. В альбом изображение должно попасть в том случае, если малыш постоянно называет человека, предмет или действие определенными звуками. В этом случае звук или слог играет роль слова. Дети обычно любят такие альбомы, им нравится, что они могут назвать вслух все картинки. Когда таких изображений наберется много, переходите к тематическому принципу составления альбома. По нашему опыту, первая тема, как правило, называется «Игрушки», но, вполне возможно, что малыша больше привлекают животные или электроприборы, которые он знает и называет вслух. Очень важно не забывать о том, что в такой альбом необходимо помещать и картинки, изображающие простые действия!
Чтение книг
Спросите у малыша, хочет ли он почитать книжку. Предложите ему выбрать книгу: вначале можно предложить две книжки на выбор, а позже он сам будет выбирать и приносить с полки любимую книжку. Читая книгу, рассматривайте с ребенком картинки, задавайте вопросы, просите ответить на них любым доступным способом. Не забывайте, что в книжках должны быть простые и четкие иллюстрации. Более сложные картинки с изображением большого количества предметов и действующих лиц пока впереди!
Достижения этого этапа
Хорошее понимание речи окружающих, выполнение простых просьб, использование в активной речи лепетных и «взрослых» слов, а также появление однословной фразы свидетельствуют об успешном завершении данного этапа.
Источник