Завышенные требования к ребенку синдром

Сегодня свою статью я хочу посвятить теме, которая касается детей ,так называемых, отличников, хорошистов, которые, что называются «лезут из кожи» лишь бы быть хорошими для учителей, родителей. Эти дети привыкают буквально с пеленок, что нужно соответствовать порой чрезмерно завышенным ожиданиям взрослым. Они усваивают, что за хорошее поведение, хорошие оценки их всегда будут хвалить, их будут считать хорошими, а за плохие поступки и оценки будут считать плохими, они будут позором для матери, для семьи в целом. Такое поведение у них закрепляется, они начинают других также мерить на хороших и плохих, относясь также с непониманием и неприятием к детям, окружающим, которые склонны к совершению плохих поступков. Плохой поступок для них имеет равенство с плохим человеком. Воспитывают часто таких детей те родители, которые тоже также воспитывались в семьях, где родители старались никогда не показывать своих слабых мест перед детьми, своих промахов, ошибочно считая, что если они будут представать перед детьми только успешными, то будут иметь авторитет у своих детей.

Обычно первые звоночки такой проблемы как предъявления завышенных требований к ребенку можно наблюдать, когда ребенок, получающий всегда хорошие оценки, практически доходит до истерики, когда вдруг получит двойку в начальных классах. Причем учитель при этом ребенка вовсе не ругает, ребенок сам себя «истязает» наказывает за плохую оценку, в данном случае такой истерикой, слезами. Уговоры же учителя, что ничего страшного не произошло, ни к чему не приводят. Ребенок за каждый свой промах начинает внутренне себя истязать, мучить, порой даже начинаются психосоматические заболевания, т.к. ребенок неосознанно дает сигнал подсознанию, что он «заслужил» наказания. Когда же приглашаешь на беседу родителей таких детей, чаще мать, то понимаешь откуда что называется «дует ветер», мать сама ведет себя в разговоре крайне педантично, категорично, обвиняет образование, учителей, четко делит мир на черное и белое, чувствуются властные нотки в голосе. Все проблемы ребенка часто такие родители считают проблемой ребенка, ничего не желают менять в своем воспитании и такой ребенок растет с этим ужасным ощущением, что он хороший для матери будет только тогда, когда он будет делать так, как хочет его мать. Такие родители часто даже сами не осознают, что являются заложниками общественного мнения, им важно, чтобы о их ребенке говорили, как о способном, выдающемся, чтобы родители им гордились, внушают это своим детям. Безусловно, в какой — то мере такой подход в воспитании присутствует практически в каждой семье, но здесь мы говорим о крайних проявлениях такого подхода, когда ребенку ставится такая планка, с которой ему порой становится просто тяжело жить.

К сожалению, таких родителей становится все больше, многие уже с раннего возраста излишне занимаются развитием ребенка, хотят, чтобы их ребенок выглядел как можно умнее, талантливее, записывают детей порой в неимоверное количество кружков. В моей практике был такой случай, когда одна ученица, которая тоже плакала из-за плохих оценок, посещала очень много кружков, на которые она физически еле успевала, мать же не видела в этом ничего дурного.

Но этот случай мне почему — то очень ярко вспомнился, когда мы разбирали причины совершения суицида одной десятиклассницы, которая по словам школы была и умница, и участвовала везде и всюду, и после получения двойки совершила такое… Конечно, однозначно, сказать, что только это послужило причиной суицида нельзя, но и отрицать, что завышенные планки очень тяжелы для детей и могут в будущем стать причиной совершения такого страшного поступка, думаю не стоит. Этому мы также находим подтверждение, когда читаем в СМИ, что дети заканчивают жизнь самоубийством после ЕГЭ: не смог сдать ЕГЭ, ощущение провала невыносимо до такой степени, что даже жизнь становится не мила…

Призываю всех родителей, которые сейчас предъявляют завышенные требования к своим детям задуматься, стоят ли ваши завышенные требования здоровья, а порой и жизни ваших детей. И если уже сейчас ваш маленький ребенок «уливается» слезами из-за плохих отметок, необходимо срочно что — то менять в воспитании, может быть даже в своем собственном мировосприятии, создавать вокруг ребенка ощущение, что у вас и у него всегда есть право на ошибку и близкие всегда его поймут и могут все преодолеть.

Источник

Статья

Часто, родители сами слишком завышают требования к дочке или сыну и ребенок, старясь угодить, много учится, сидит за уроками, помогает в быту, старается и теряет свои лучшие детские годы. По мере взросления, ребенок начинает предъявлять завышенные требования не только к себе, но и к окружающим, что чревато, как минимум, одиночеством. Хотите ли вы такой судьбы своему чаду?

Признаки, характерные для синдрома отличника

Этот синдром, которому чаще подвержены девочки, кажется подарком для родителей и они часто закрывают глаза на многие его проявления. А зря! Если вовремя не обратить внимания на такого ребенка, в лучшем случае, у него разовьется много комплексов. А вместе с завышенными требованиями к себе и окружающим, очень велик риск получить сильную депрессию, нервный срыв и ощущение того, что такой человек никому не нужен. Как вам перспектива? Не очень?

Чтобы хотя бы немного почувствовать, что это такое, представьте себе самый сложный экзамен, от которого зависит вся ваша карьера. Представили? Вот такой своеобразный экзамен ребенок-перфекционист сдает каждый день.

Иными словами, синдром отличника вызывает сильное психическое напряжение, которое приводит к истощению нервной системы, а затем и всего организма в целом. И, как бы вас не радовали успехи ребенка, необходимо обратить внимание на его поведение, чтобы вовремя заметить тревожные признаки.

Как распознать синдром отличника?

  • Такие дети очень неуверенны в себе и при этом весьма болезненно реагируют на любую критику в свой адрес. Ребенок может даже впасть в депрессию или, по крайней мере, у него надолго испортится настроение. Возможны проявления агрессии: ребенок начинает огрызаться, может затеять драку.
  • Ребенок легко жертвует прогулками, общением с приятелями, разными развлечениями ради достижения успеха.
  • Ревность у таких детей проявляется к тем детям, кто получает похвалу от учителя и отличные оценки. Причем эта ревность очень хорошо заметна окружающим.
  • Такой ребенок боится потерпеть неудачу и может легко отказаться от выполнения задания, которое, по его мнению, способно дискредитировать его. В школе можно встретить случаи, когда ребенок-отличник отказывается выходить к доске, чтобы не выглядеть дураком и не опозориться. В случае неудачи, он становится апатичным, возможно даже развитие депрессии.

Главным мотивом для ребенка является получение отличной оценки, а для этого он пойдет на все, может даже схитрить или подставить одноклассника.

Самооценка у ребенка с синдромом отличника может сильно повыситься, если его похвалить, а если забыть это сделать, у него сильно испортится настроение.

Если ваш ребенок рассеян, чем можно помочь?

Чем помочь ребенку с синдромом отличника?

  • Родителям, которые слишком завысили планку для ребенка, необходимо умерить амбиции и перестать перекладывать на него свои комплексы и нереализованные мечты. Не нужно ругать свое чадо за «четверки» и внушать ему, что он способен на большее. Тем более, не следует наказывать за тройки, хвататься при этом за сердце и валерианку, закатывать показные истерики.
  • Не сравнивайте своего ребенка и его промахи с успехами других детей. Никогда. Не нужно говорить, что, к примеру, у Пети или Васи математика получается лучше, чем у вашего ребенка. Лучше скажите ребенку, что вы в него верите и очень любите, даже если математика ему не дается.
  • Старайтесь поднять самооценку своему ребенку, отвлеките его, помогите найти хобби, просто так, для души и самовыражения.
  • Расскажите, что умение проигрывать – целая наука, овладев которой, ребенок сможет неудачи превратить в успех и получить при этом очень полезный опыт. Право на ошибку имеют все.Объясните ему, в чем преимущество совершаемых им ошибок.
  • Прививайте ребенку «здоровое разгильдяйство». Иногда полезно расслабиться, развлечься, просто отдохнуть, просидеть лишний час на диване или сходить с друзьями на прогулку.
  • Развивайте у деток оптимизм и чувство юмора, самоиронии. Это очень полезное качество, позволяющее принять себя таким, какой есть.

Чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо предъявлять к нему разумные требования. Перфекционизм, конечно, не является болезнью, но может сильно отравить жизнь вашему чаду и окружающим его людям.

А как еще можно помочь ребенку с завышенной планкой требований? Поделитесь советами в комментариях.

Лекция «Трудности обучения в начальной школе», советы и инструкции Марьяны Безруких

Чтобы оставить комментарий необходимо

Войти

Источник

Уже не нова мысль, что счастье человека зависит не от наличия денег или внешней красоты, не от выгодного брака или стремительной карьеры, а лишь от его отношения ко всему, с чем он сталкивается и чем обладает. Счастливые люди рады тому, что имеют, а несчастные требуют от себя и окружающего мира больше, чем им могут предложить.

Синдром завышенных ожиданий – это отклонение психологического характера, которое выражается через непомерные требования и слишком высокие ожидания относительно себя и окружающих.

Человек, имеющий завышенные требования и завышенные ожидания, уверен, что достоин гораздо большего, чем имеет сейчас – это может касаться какой угодно сферы нашего существования. Он несет себя по жизни в полной уверенности, что вот-вот будет обитать в шикарном доме, ездить на автомобиле самой свежей марки или обнимать за талию модель с обложки журнала. Казалось бы, что плохого в таких мечтах? А если это даже не мечты, а конкретные цели – возможно, нам, наоборот, стоит поучиться у таких людей?

Давайте вспомним, что такое мечты и цели. В первом случае человек рисует в воображении картины прекрасного будущего, понимая, что осуществить их вряд ли удастся – а может, и не нужно. Например – слетать на Луну. Идея хорошая, но слишком далекая от кошелька простых смертных. Цели отличаются тем, что человек осознает возможность их реализации и прилагает усилия к их достижению. Важную роль играет и четкое осознание своей уместности в предполагаемой роли и готовности нести ответственность, которую она потребует.

Завышенные ожидания болтаются где-то посередине между мечтами и целями – они имеют оболочку цели, но еще менее достижимы, чем мечты. Будучи твердо уверенным в своей достойности обладать теми или иными благами, носитель синдрома ничего не делает для достижения своей цели и не осознает, что абсолютно не подходит под приписанную себе роль. Он может лежать на диване в рваных спортивках и ждать, когда же к нему наконец придет вожделенная слава – но, конечно же, так ничего и не дождется.

Иногда бывает и так, что человек прилагает огромные усилия для реализации своих ожиданий, но не может остановиться на золотой середине. Пытаясь сделать идеальным себя или окружающих, он переходит всякие рамки здравого смысла – ведь его цель изначально недостижима. Так появляются силиконовые уродцы, до смешного перекачанные спортсмены, начальники-тираны и неадекватные борцы с несправедливостью.

Синдром завышенных ожиданий может иметь разные причины появления. Любопытно, что его способны провоцировать как завышенная, так и заниженная самооценка. Имея завышенную самооценку, «пациент» составляет о себе не соответствующую действительности  картину, — конечно же, самую что ни на есть прекрасную — и ждет, когда все положенные ему блага придут сами собой. Люди с заниженной самооценкой обыкновенно предъявляют слишком высокие требования к самим себе. Они пытаются развить себя до уровня совершенства, не понимая, что это невозможно.

Толчком к возникновению синдрома могут быть и детские скрытые психологические травмы. Наиболее часто встречается такая схема: то, чего не хватало в детстве, становится навязчивой идеей во взрослом возрасте.

Четко прослеживается это во взаимоотношениях детей, в семье которых не хватало любви – к ним самим или между родителями. Они склонны идеализировать своего будущего партнера и предъявлять к нему завышенные требования. Те, кто провел детство в антисанитарных условиях, нередко вырастают брезгливыми перфекционистами, навязывающими окружающим собственные понятия чистоты. Из семей алкоголиков выходят яростные борцы за трезвость, требующие от других такого же беспрекословного соблюдения чистоты организма.

Трудно быть человеком, наделенным синдромом завышенных ожиданий – он разочаровывается чаще других, поскольку требует от мира слишком много. Он постоянно напряжен, тревожен и нервозен, поскольку находится в состоянии постоянного конфликта между выдумкой и реальностью. Тяжело приходится и его близким из-за постоянных придирок и нарастающих требований, бесконечной депрессии и раздражительности.

Печально, что завышенные ожидания от жизни нам нередко навязываются искусственно, извне. Насмотревшись глянцевых сериалов, где даже уборщицы одеваются лучше наших среднестатистических женщин, а каждый мужчина – мачо и богач, многие им верят. Конечно, создатели сериалов не намереваются поселить в наши головы какие-то комплексы – они просто хотят сделать красивую картинку. Здравомыслящие зрители понимают, что это лишь сказка, стилизованная под реальную жизнь. Но сколько рядом с нами тех, кто принимает ее за чистую монету! Смотрят на себя, обычных – и на сюжетных героинь, которые просыпаются уже накрашенные и бодрые. И думают: «Наверное, со мной что-то не так».

Хуже то, что такой же прием используют рекламщики – но уже в своих целях. Демонмтрируя идеальный мир, яркие ролики и постеры обещают приобщение к нему – воспользуйся нашей пастой, и сразу получишь невозможно белоснежную улыбку. И между строк – будешь так же красив, богат, и даже зубы сами выровняются… Творцы рекламы не просто популяризируют продукт – они показывают нам несуществующее, прекрасное, недостижимое, но такое манящее будущее. И вот уже нам кажется, что все вокруг отвратительно серое, а мы должны стремиться туда, в сверкающее общество сверхлюдей.

Конечно, у большинства из нас в той или иной мере имеются завышенные ожидания — от скорого празднования Нового года, от предчувствия новой покупки, от будущего путешествия. И чем больше этих ожиданий – тем сложнее быть счастливым. А когда они превращаются в навязчивую идею, разрушающую жизнь – это и есть синдром, о котором мы сегодня говорим. Справиться с ним помогут специалисты. А тем, кто лишь иногда переживает по поводу того, что «все вышло не так, как хотел» — расслабиться и получать удовольствие от жизни, такой, какая она есть. Верно говорят, что  не стоит вообще ничего ожидать: от плохих результатов не разочаруешься, а хорошие станут приятным сюрпризом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Снежана Рузавина

«Лучший ученик», чей портрет не покидает доску почета, «звезда школы», обласканная похвалами учителей, «всем пример» — идеальные роли учебного сценария или тяжкое бремя?

Часто спутником высоких достижений является синдром отличника — психологическая особенность, заставляющая человека во всем достигать только отличных результатов.

Хрестоматийно успешные дети — не всегда беспроблемные дети. — Источник

Увлеченный учебой, выделяющийся среди сверстников по всем показателям ребёнок, из дневника которого так и сыпятся пятёрки. Полки с блестящими кубками и аккуратными стопками благодарностей и дипломов высшей степени. Идиллическая картина, если желание достигнуть высоких результатов имеет разумные пределы.

Тревожные «звоночки»

По ним можно отличить нормальное стремление ребенка к успеху от угрожающего его благополучию синдрома отличника:

  1. Зависимость самооценки от мнения окружающих. Хвалят — появляется чрезмерная самоуверенность, критикуют — уверенность в собственных силах падает.
  2. Желание добиться высоких отметок любыми способами, иногда — нечестными.
  3. Уязвленность чужими успехами, неумение проигрывать. Провалы соперников подпитывают, придают уверенности в собственном превосходстве. Завышенные требования к окружающим.
  4. Болезненная ранимость. Если очередной триумф остался незамеченным, возникают горечь и обида.
  5. Неспособность справиться с трудностями. Стремление к максимальному баллу вызывает обратный эффект: страх допустить ошибку заставляет опустить руки.
  6. Неумение расставлять приоритеты, стремление быть лучшим всегда и везде.
  7. Гиперответственность. Чувство вины за неудачу.

Постоянная напряженность приводит к неспособности сосредоточиться. — Источник

Синдром отличника может спровоцировать ряд проблем:

  • невозможность насладиться процессом учебы, овладения знаниями, поскольку интересует лишь результат,
  • заучивание вместо глубинного понимания, отсутствие креативности,
  • застопоривание на нюансах. Неумение мыслить абстрактно, видеть общую картину задания, ситуации,
  • попытки нейтрализовать соперников, порой противоречащими моральным ценностям способами,
  • нежелание и неумение поддерживать дружеские отношения, так как главным приоритетом являются собственные достижения. Крайность — ухудшение отношений со сверстниками до состояния холодной войны, превращение в объект травли,
  • опустошающая эмоциональная нестабильность. Плач навзрыд от огорчения и истерический смех от радости. И, напротив, скудность эмоций, заторможенность. Такой дефицит проявления чувств даже опаснее, чем его излишек,
  • отчаяние в случае проигрыша без попытки провести анализ причин неудач.

Неудачи чреваты нервными расстройствами. — Источник

Как помочь ребенку, оказавшемуся во власти синдрома отличника

Для начала необходимо выяснить причины его появления. Возможны две ситуации.

Первая ситуация. Ребенок, стремящийся к высоким достижениям в силу природных особенностей, плюс нехватка внимания близких людей.

Недостаток обратной связи и проявления любви побуждает ребенка заслужить внимание и одобрение взрослых. В первую очередь — родителей. Отличными оценками он безотчетно добивается попадания в поле зрения важных людей.

В таком случае терапевтический эффект окажет открытое выражение взрослым своих чувств. Например, можно чаще обниматься. Человеку нужно 4 объятия в день для выживания. И 8 объятий — для здоровья и хорошего самочувствия. Обнимайтесь бессчетное количество раз. Столько, сколько потребуется. Слушайте. Это так просто и так важно!

Замеченный и услышанный ребенок неуязвим. — Источник

Говорите ребенку о его нужности и ценности самого по себе, и без регалий победителя. Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время. Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры.

Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби. Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение.

Запишите ребенка в спортивные секции и творческие клубы.

Пробудите у ребенка интерес к окружающему миру и любовь к тому, чем он уже обладает.

Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться.

Покажите на чьей вы стороне в отношениях со школой и учителями. «Я всегда буду за тебя. Я всегда буду за тобой».

Хвалите за скромные успехи и оказывайте поддержку при неудаче в серьезных начинаниях. Сравнивайте не с другими детьми, а с самим собой вчерашним.

Вторая ситуация. Ребенок, способный на высокие достижения, плюс чрезмерно требовательные родители.

Патологическое стремление быть номером один невольно может быть вызвано родителями, ориентированными на блестящую учебную деятельность чада. Ребенок остро чувствует их установку и трактует ее как «меня любят за то, что лучший», «родители довольны, только когда оправдываю ожидания», «нужно быть лучшей версией себя». Ценой неимоверных усилий он пытается заслужить и поддержать любовь и одобрение.

Дифирамбы от учителей, полная коллекция наград и знаков отличия, единственная разновидность оценок в дневнике — «пятерки». И оборотная сторона медали — утраченные ребенком эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, способность принимать результаты своей деятельности и извлекать из них стратегически важные уроки.

Часто из-за беспокойства родителей по поводу успехов ребенка между ними рушатся отношения, происходит разъединение. Заветные пятерки могут лишить доверительных отношений с дочерью, сдача ЕГЭ на максимальный балл — отдалить сына.

Примеры деструктивных установок родителя

  • Запрещено! Получать любую оценку, кроме пятерки. Не быть отличником по всем предметам.
  • Успехи в учебе, достигнутые в результате давления, идут на пользу.
  • Уроки всегда на первом месте.

Нужно учиться еще лучше! — Источник

  • «Пять с минусом» — плохая оценка.
  • Медаль должна быть. И обязательно — золотая.
  • Необходимо на две головы опережать одноклассников.

Позволительно иногда быть вторым и третьим

Бесспорно, каждый родитель действует во благо. И трудно смириться с мыслью, что ребенка ждет лишь скамейка запасных. Но куда страшнее значительное превышение груза ответственности над допустимой величиной, бесконечные испытания характера на излом. Необходимость всюду быть на голову выше — сеанс одновременной игры на нескольких досках. И ребенок может не защитить титул гроссмейстера.

Проанализируйте, не слишком ли «заорганизована» жизнь вашего ребенка. У него обязательно должно быть время, не занятое ничем. Это время для аккумуляции сил, восполнения умственных и физических резервов, и просто для радостей жизни.

Лучше сосредоточить внимание на ребенке, а не на его регалиях. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь возникновения отвращения к учебе. Не позволяйте вызовам жизни встать между вами. Экзамены, аттестации, олимпиады останутся вскоре лишь воспоминанием. Пусть в этот список никогда не войдут близость, доверие, дружба между вами и ребенком.

Примите тот факт, что не всё в мире совершенно и в этом вся прелесть.

Жизнь с синдромом отличника

Дети вырастают, синдром отличника превращается в перфекционизм. Для перфекциониста приемлемы только идеальные результаты. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ:

  • впечатляющая работоспособность и высокая мотивация,
  • настойчивость, целеустремленность и сила воли,
  • раскрытие в полной мере талантов и дарований,
  • трудолюбие и стремление к совершенству, без которого невозможны инновации и достижения в науке.

Важно научить ребенка соблюдать баланс между стремлением к успеху и другими аспектами полноценной жизни. — Источник

В наших силах помочь детям и состояться, и быть счастливыми. Наслаждаться и каждым этапом пути, и прибытием в пункт назначения первым. Понимать: поражение сейчас — не окончательное фиаско, а опыт, альтернативный вариант развития событий. Позволить себе не бежать чужие марафоны. Побеждать там, где это действительно необходимо. Не вступая в сумасшедшую гонку за первенство во всем. Не платя за успех непомерную цену.

Обложка поста: pixabay.com

Источник