Занятия в сенсорной комнате с детьми синдромом дауна
Детей с синдромом Дауна часто называют «особыми» детьми. И это действительно так, поскольку данный недуг является врождённым, обусловленным нарушениями в хромосомном наборе, и в целом дефект имеет довольно сложную структуру. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна представляет собой комплексную задачу. Несмотря на тяжёлую генетическую аномалию, такие дети всё же весьма жизнерадостны, улыбчивы и ласковы. Именно поэтому их также называют «солнечными» детьми. Дети, родители и близкие ежедневно сталкиваются со сложностями.
Родителям таких деток необходимо приложить много усилий, терпения и упорства в воспитании их особенных детей, в поиске специалистов и подходящих методик развития. При должной заботе и постоянных занятиях такие малыши впоследствии смогут ходить в обычную школу, иметь много друзей, развить свои способности и таланты, а также стать самостоятельными личностями.
Что делать?
Опыт многочисленных специалистов по работе с детьми с синдромом Дауна показывает, что сенсорная комната очень подходит для развития сенсорных способностей таких малышей в составе комплексных мероприятий по всестороннему развитию их личности. В специально оборудованном помещении проводятся оздоровительные и развивающие занятия, подходящие как взрослым, так и детям. При этом в такой комнате ощущается полный покой, комфорт и безопасность, что очень важно для пациентов.
Первое знакомство ребёнка с оборудованием сенсорной комнаты должно происходить осторожно. В комнате должно быть светло; детям нужно дать время походить по помещению, осмотреться, потрогать мягкие покрытия и элементы оборудования. Когда ребёнок привыкнет к обстановке, можно включить тихую музыку. Иногда детям может потребоваться два или три посещения, чтобы окончательно привыкнуть к сенсорной комнате. Иными словами, знакомить ребёнка с элементами оборудования и задействовать их в работе необходимо постепенно.
Занятия с детьми
Занятия с детьми с синдромом Дауна в сенсорной комнате помогают создать у таких детей модель здорового поведения, получить знания об окружающей среде, реализовать творческий потенциал, а также установить тип мышления и личности. Сенсорная комната для «особых» детей – это уникальный инструмент по развитию их сенсорного восприятия, снижению уровня тревожности и развитию чувствительности. Психофизическое здоровье таких детей укрепляется. Задачи, которые решает сенсорная комната в работе с детьми с синдромом Дауна, состоят в следующем: это создание положительного эмоционального фона, профилактика перегрузок, становление адекватной самооценки, развитие воображения, речевой деятельности, памяти; профилактика и коррекция страхов.
Успех мероприятий, направленных на развитие умственных, физических и творческих способностей детей с синдромом Дауна, во многом зависит от уровня развития их сенсорного восприятия, то есть, от того, как они воспринимают окружающий мир, стимулы извне, насколько успешно они обрабатывают полученную информацию, а также каким образом могут выразить эти знания в речи. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна в сенсорной комнате осуществляется и использованием мультисенсорной среды.
При работе с «особыми» детьми в сенсорной комнате могут быть использованы следующие элементы оборудования:
- сухой душ (тренировка восприятия окружающего мира, вестибулярного аппарата);
- пузырьковые колонны (создают положительный эмоциональный фон, стимулируют общение и тренируют внимательность);
- пучки фиброоптических волокон (перебирая разноцветные волокна, дети развивают тактильные ощущения, моторику и зрение);
- сухой бассейн (развитие тактильных ощущений, вестибулярного аппарата, укрепление мышц и лёгкий массажный эффект);
- различные тактильные и световые панели (развитие воображения и внимания).
Результаты
В сенсорной комнате, в отличие от обычного, повседневного окружения ребёнка с синдромом Дауна, можно получить гораздо более широкий спектр ощущений и эмоций. Это уникальная возможность для «особых» детей расширить свой опыт общения с окружающим миром, а также обогатить свои эмоции и ощущения. Занятия с детьми в сенсорной комнате способствуют установлению доверительного общения между педагогом и воспитанником, настраивают на успех в работе и дарят положительные впечатления. Сенсорное пространство – это альтернативный метод работы по психологическому и педагогическому сопровождению детей с синдромом Дауна, дающий просто потрясающие результаты.
Источник
Ознакомление детей с оборудованием “Снузлин”
проходит при свете лампы “дневного света”,т.к.
опыт показал, что многие дети пугаются нового
темного помещения с ярким источником света в
глубине комнаты. Занятия по ознакомлению
проходят в разных возрастных группах по-разному.
Детей до 1,6-2 лет знакомим с оборудованием
индивидуально. Детей более старшего возраста
объединяем в подгруппы по 2-3 человека.
Приводим детей в комнату, которая находится в
нерабочем состоянии, и даем осмотреться:
походить по специальному коврику, потрогать
мягкие покрытия, позаниматься с сенсорными
мячами и кольцами. Уже в присутствии ребенка тихо
включаем мелодичную музыку. Некоторым детям,
чтобы освоится требуется 2-3 посещения.
Когда ребенок немного освоился включаем одну
из панелей, даем ребенку рассмотреть ее,
потрогать и только после этого показываем
способы действия с ней. Обязательно находимся
рядом с ребенком, чтобы в случае необходимости
помочь ему, ободрить и поддержать если что-то не
получается, похвалить и др.
Занятие по ознакомлению с оборудованием
сенсорной комнаты. “Труба с пузырьками и
цветными шариками”.
Цель:
- Познакомить с оборудованием сенсорной комнаты:
“Труба с пузырьками и цветными шариками”. - Развивать зрительные, слуховые и тактильные
ощущения. - Воспитывать умение взаимодействовать со
взрослым.
Словарь: труба, труба с пузырьками,
труба с шариками.
Оборудование: труба с пузырьками и
цветными шариками; валики, подушки.
Предварительная работа: Включаем
“трубу” для нагрева за 15 минут до занятия.
Ход занятия
Помогаю ребенку удобно расположиться около
трубы с пузырьками и цветными шариками. Обращаю
его внимание на передвижение цветных шариков и
пузырьков.
— Посмотри. Пузырьки и шарики движутся снизу
вверх (показываю).
Предлагаю ему сначала показать движения
пузырьков и шариков рукой, а затем прошу, чтобы он
одними глазами проследил за группой пузырьков и
шариком определенного цвета.
Помогаю ребенку с помощью вопросов:
— Покажи. Где пузырьки?
— Где шарики?
— Какого они цвета?
— Откуда появляются пузырьки и шарики?
— Понаблюдай за пузырьками, что с ними
происходит? (поднимаются снизу вверх и лопаются).
— Понаблюдай за шариками, что происходит с ними?
(снизу поднимаются вверх, а затем медленно
опускаются вниз).
После этого прошу ребенка прижаться лицом и
руками, всем телом к трубе.
— Что ты чувствуешь? (Труба несильно вибрирует).
В конце занятия даю положительную оценку
действиям ребенка.
“Ознакомление с панелью “Огненное колесо””.
Цель:
- Познакомить с оборудованием сенсорной комнаты:
“Огненное колесоучить различать основные цвета. - Воспитывать умение взаимодействовать со
взрослым.
Словарь: “паучок”, “домик”.
Оборудование: Панель“Огненное
колесо”, подушки
Ход занятия
Привлекаем внимание ребенка к неработающей
панели.
— Посмотри какой домик! А кто в этом домике
живет? Давай с тобой посмотрим!
Включаем панель “огненное колесо” в
неподвижном световом режиме.
— Кто это? (“паучок”).
Удобно устраиваем ребенка около панели на
матах. Трогаю “паучка”.
— Потрогай. Какой он яркий, какие у него
разноцветные лапки. Какого цвета эта лапка? А эта?
Показываю ребенку лапки. Если ребенок
затрудняется назвать цвет или не знает, называем
его сами. Предлагаем ребенку повторить за нами
название цвета.
— Как много у него ножек. Давай с тобой
посчитаем. Одна, две, три…много.
Ребенок показывает на лапку и мы вместе
считаем.
— “Паучку” грустно. Давай мы с ним поиграем. Он
будет убегать , а мы его будем ловить!
Переключаю панель на медленное движение.
— “Паучок” убегает, лови его.
Переключаю панель на быстрый режим.
— Лови паучка, а то убежит!
Переключаю панель на неподвижный режим.
— Молодец! Поймал паучка! Паучок набегался —
устал. И Вовочка устал.
— Давай паучку в домике свет выключим — пусть
поспит.
Выключаю панель. Хвалю еще раз ребенка, что он
так хорошо играл(занимался).
/Если знакомим с панелью ребенка старше 2 лет,
сразу даем понятие “панель”, “колесо”,
“огненное колесо”. В процессе занятия
закрепляем цвета. Показываем способы действия с
сенсорным управлением.
Ознакомление с интерактивной световолоконной
панелью “Фонтан”.
Цель:
- Познакомить с оборудованием сенсорной комнаты :
световолоконная панель “Фонтан”. - Развивать зрительно-моторную координацию.
- Продолжать учить различать основные цвета.
- Воспитывать умение взаимодействовать со
взрослым.
Словарь: “панель”, “фонтан”.
Оборудование: панель “фонтан”,
валики, подушки.
Ход занятия
Помогаем ребенку комфортно устроиться на
расстоянии 1,5-2 м от панели и предлагаем ему
понаблюдать за разнообразными светоцветовыми
переливами (не менее 2-х минут ) .
— Это фонтан. Посмотри как он переливается всеми
цветами радуги, и красный, и желтый, зеленый и т.д.
Показываем детям откуда начинает идти
светоцветовой поток (снизу) и проводим рукой по
ходу движения света (снизу — направо, снизу —
налево) .
— Посмотри. Свет фонтана начинается внизу,
поднимается наверх и падает вниз. А теперь, ты,
покажи как работает фонтан.
Предлагаем ребенку самому , следуя за потоком
света, рукой провести по панели, имитируя фонтан.
— А сейчас, давай с тобой вместе будем рукой
проводить по фонтану и называть цвет в который он
окрашивается.
Детей старшего дошкольного возраста знакомим
со способом управления панелью, подключив
интерактивный переключатель, что способствует
тренировке зрительно-моторной координации.
Закрепляем такие понятия как “панель”,
“фонтан”.
(Старшим детям можно сказать, что после такой
тренировки глаз, они будут лучше видеть).
Панель “Искрящийся ковер”.
Цель:
- Познакомить с оборудованием сенсорной комнаты:
панель “Искрящийся ковер”. - Воспитывать умение взаимодействовать со
взрослым.
Словарь: “панель”, “звездное небо”,
“звезды”.
Оборудование: Панель “Искрящийся
ковер”, подушки
Ход занятия
Включаем панель и привлекаем к ней внимание
ребенка. Показываем способ действия с ней.
Сначала взрослый, а затем и ребенок проводят
рукой по панели. На ощупь она бархатная теплая
мягкая с вкраплением мелких переливающихся, чуть
колючих на ощупь “звездочек”. Взрослый
интересуется ощущениями ребенка и говорит о
своих. После этого взрослый и ребенок отходят от
панели и удобно устраиваются недалеко от нее.
Интересуемся, на что похожа панель (Н-р:
“звездное небо”).
С детьми старшего возраста придумываем игровые
ситуации, в которых одно из главных мест занимает
панель
Н-р: “Мы летим на ракете”.
“Водопад” из светооптических волокон с
подсветкой”.
Цель:
- Познакомить с оборудованием сенсорной комнаты:
“Водопад” из светооптических волокон. - Воспитывать умение взаимодействовать со
взрослым.
Словарь: “панель”, “водопад”,
“переливается”.
Оборудование: “Водопад”, подушки,
валики.
Ход занятия
Привлекаем внимание ребенка к “Водопаду” и
показываем возможные способы действия: взять в
руки волокна, обматывать их вокруг тела, лежать
на них, подносить к глазам, брать в рот, плести
косы и т.д.
Даем ребенку поиграть с волокнами, действуя по
показу взрослого или изобретая новые способы
действия с ними.
Закрепляем такие слова как “водопад”, “меняет
цвет”, “переливается”и др.
Источник
Киселева Наталия Николаевна, воспитатель
Сенсорная комната “Снузлин” в Доме ребенка №17 включает в себя: “светящийся” бассейн с прозрачными шариками, фиброоптическую панель, зеркальную панель с нитями, световую трубку с шариками и пузырьками, вращающийся зеркальный шар, ротаторы с набором колес с узорами и картинами, генератор запахов для ароматерапии, ковер “Млечный путь”, панель “Фонтан”, освещенную изнутри доску со светооптическим карандашом, мерцающий металлофон, водную музыкальную кровать, стереомагнитофон с набором лазерных дисков с музыкой для релаксации и активизации.
Сеансы в сенсорной комнате направлены на решение самых различных задач, в частности:
снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
активизации у детей интереса к взаимодействию со взрослым;
удовлетворению потребности в раздражителях и положительных эмоциях;
расширению сенсорного опыта, стимулированию ослабленных сенсорных функций;
закреплению полученных ребёнком знаний в новой ситуации на незнакомом материале;
развитию координации движений, общей и мелкой моторики, вестибулярного аппарата, ориентировки в пространстве;
облегчению социальной адаптации;
повышение мотивации.
Дети комплектуются по группам:
дети с синдромом нервно-рефлекторной возбудимости;
малоактивные дети;
дети с ограниченными возможностями /тяжёлыми двигательными нарушениями, синдромом Дауна/.
Следует отметить, что занятия в сенсорной комнате дают возможность развить потенциал детей. Развитие с разной степенью интенсивности идёт у каждого ребенка.
У детей создается радостное настроение. Разнообразные и сильные стимулы способствуют активности детей.
Занятия в Сенсорной комнате совмещаются с ароматерапией, которая проводится с целью профилактики ОРВИ, релаксации, активизации ослабленных сенсо-моторных функций ребенка.
Условия сенсорной комнаты обеспечивают травмобезопасность: улучшается объем движения у детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Активизируются двигательные возможности детей-младенцев, так как у детей отсутствует страх падения.
Используется лечение позой. Сухой бассейн со светящимися шариками осуществляет легкий массаж. Водяная кровать, напольные мягкие покрытия, чанки дают возможность принять удобное положение тела, максимально расслабиться.
Спокойная музыка, зеркальный шар, панель “ночное небо”, интерактивная светящаяся панель “фонтан” — создают состояние спокойствия, способствуют снятию психоэмоционального напряжения.
В сенсорной комнате широко используются коврики, шары, игрушки разной фактуры для развития мелкой моторики, стимуляции тактильной чувствительности.
Звуковые, световые эффекты развивают сенсорные ощущения, стимулируют сенсорные способности. Панели: «огненное колесо”», «фонтан», «цветные ленточки», «ночное небо» развивают функции внимания, способствуют концентрации внимания, развивают память. Радостное настроение, разнообразные сильные стимулы способствуют активности детей. Реабилитационная работа в сенсорной комнате проходит в тесном сотрудничестве с врачом-неврологом, логопедами, воспитателями групп.
Сенсорная комната – это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.
В ходе занятий у всех детей наблюдаются положительные изменения, как в поведении, так и в познавательном развитии. Среда сенсорной комнаты активизирует и стимулирует развитие органов чувств, двигательной активности; снимает эмоциональное напряжение; способствует формированию навыка регуляции поведения, что благотворно влияет на психическое и физическое здоровье ребёнка.
Необходимо отметить, что в работе с детьми раннего возраста интерактивные приборы, характерные для темной сенсорной комнаты, используются в комплексе с оборудованием и материалами для светлой сенсорной комнаты. В ряде занятий световые эффекты выступают фоном, усиливающим эффект совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами.
Конспект занятия в Сенсорной комнате
Программное содержание:
Создать атмосферу спокойствия и безопасности.
Расширить опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями: тренировать вестибулярный аппарат.
Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, зрительное сосредоточение.
Развивать двигательную активность, речевое общение с взрослым и сверстниками, активизировать словарь детей.
Развивать умение различать цвета, находить цвет по слову “желтый “, “красный“,“синий “,“зеленый“; стимулировать зрительную поисковую деятельность для усвоения обобщающего понятия “цвет“.
Упражнять в правильном назывании плоскостных геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Развивать пространственные ориентировки: “лево“,“право“.
Расширить жизненный опыт детей и обогатить их чувственный мир.
Воспитывать желание общаться, играть.
Вызвать радостное настроение.
Ход занятия
Ритуал начала занятия. Приветствие. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Вот и собрался наш круг!
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Руку даст другу друг!
Сережа даст руку Саше,
Саша даст руку Наташе,
Наташа даст руку Сереже.
Вот и собрался наш круг!
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Вот и собрался наш круг!
Ребятки, к нам в гости пришел мишка! Что нужно ему сказать? (здравствуй).
У Мишки все бусинки перемешались и он не может их рассортировать по цветам. Ребята, давайте поможем Мишке. Сначала найдем все желтые бусинки (дети отбирают и складывают желтые бусы в коробочку, затем красные, синие, зеленые). Наш Мишка очень любит наряжаться. Давайте сделаем ему бусы. Сережа, какого цвета будут твои бусы? (красные). А у Саши? (желтые). Нужно брать по одной бусинке и нанизывать на ниточку. Сколько бусинок берет Сережа? (одну). Сколько бусинок нанизал Саша? (много). Какие красивые бусы сделали мальчики! Они очень нравятся Мишке.
Ребята, посмотрите, какие волшебные ниточки (обратить внимание детей, что нити меняют цвет). Ниточки длинные и мягкие, давайте попробуем их намотать их на пальчик и приговаривать: “ниточки мягкие, поэтому они гнуться, их можно наматывать (дети наматывают св. волокно на пальчик, на несколько пальчиков, на ладонь)”. А теперь подуем и потушим наши волшебные нити. Вытянем губы трубочкой и подуем вот так. Молодцы. Вот и потушили.
А теперь будем рисовать. У меня в руке волшебный карандаш. Посмотрите. Что он нарисовал? (круг). А теперь? (квадрат). (Педагог рисует светящимся карандашом геометрические фигуры и просит детей назвать их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Молодцы, ребята! А теперь каждый из вас по очереди возьмет волшебный карандаш и нарисует на доске то, что захочет (дети рисуют).
Я вам расскажу маленькую сказочку (педагог делает массаж обеих рук светооптическим карандашом каждому ребенку).
Сорока, сорока, | Шишок под носок! |
А сейчас мы превратимся в маленьких хомячков и сделаем зарядку.
Хома, Хома, Хомячок. | Подметает Хома хатку, |
Какие весёлые хомячки. А вы знаете, что хомячки очень любят чистоту и убирают свои домики. Вот и наши домики (у каждого ребёнка чанка). Сейчас мы будем выбивать пыль. Сначала левой рукой. Покажите все левую руку. А теперь правой. Покажите правую руку. А теперь обеими руками вместе. Как хорошо! Теперь наши домики чистые. Мы устали и теперь можем немножко отдохнуть.
В сенсорной комнате звучит спокойная классическая музыка (включена пузырьковая колонна).
Ложитесь поудобнее, закройте глазки. Начинается волшебный сон.
Реснички опускаются….
Глазки закрываются….
Мы спокойно отдыхаем, (2 раза).
Сном волшебным засыпаем
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…..
Отдыхают, засыпают…(2 раза)
Ноги тоже отдыхают….
Отдыхают, засыпают…(2 раза)
Дышится легко…ровно…глубоко
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но туже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем
Потягуни – потягушечки.
От носочков до макушечки.
Мы потянемся – потянемся
Маленькими не останемся.
Вот уже растем, растем, растем!
И все дружненько встаем.
Ритуал окончания занятия. Прощание “Дрозды“. Я – дрозд,
И ты дрозд,
У меня — нос,
И у тебя – нос.
Как мы любим друг друга?
СКАЧАТЬ
Источник