Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах thumbnail

Ниже приведена выдержка из решения Реутовского городского суда Московской области, которым суд обязывает Управление образования Администрации г. Реутов Московской области создать все необходимые условия для получения ребенком-инвалидом с синдромом Дауна дошкольного образования в дошкольном учреждении ОБЩЕГО типа. Насколько нам известно, это первое (или одно из первых) СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ, направленных на реализацию права детей-инвалидов с отклонением в умственном развитии НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФОРМЕ.

Судебное разбирательство продолжалось почти 5 месяцев, причем ответчик — Управление образованием — даже привлекало адвоката. Правовую поддержку заявительнице оказывали МООИ «Общество «Даун Синдром»» и РООИ «Перспектива». Экспертная помощь осуществлялась московским интегративным детским садом № 1365 «Наш дом на Пресне» и ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» (Москва). Это судебное решение можно использовать для защиты прав на интегрированное образование детей-инвалидов данной категории как в судебном, так и в административном порядке. Образцы соответствующих заявлений можно получить в МООИ «Общество «Даун Синдром»».

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2003 года Реутовский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Цыцаркиной С.И., при секретарстве Дмитриевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой Анны Ивановны* о признании незаконным (действия) бездействия Управления образования Администрации г. Реутов,

УСТАНОВИЛ:

Иванова А.И. обратилась в суд с заявлением и просит признать незаконным действия (бездействие) Управления образования Администрации г. Реутов, выразившееся в непредоставлении ее дочери Ивановой Екатерине* места в дошкольном учреждении с оформлением и заключением надлежащего договора, считает, что тем самым не исполняется Закон «Об образовании», нарушаются права ее дочери, предусмотренные ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Одновременно с этим не возражала о предоставлении ее дочери места в д/у № 37 г. Реутов.

Представитель Управления образования Администрации г. Реутов (Битеракова Н.В., действующая на основании приказа) … представила объяснения на заявление Ивановой А.И. (л.д. 50-51), в которых оспаривала требования заявителя, ссылаясь на заключение ПМПК, которое является основанием для выбора формы образования и вида дошкольного учреждения, указывает, что в настоящее время в г. Реутов не создано коррекционных групп VIII вида для детей с глубокой умственной отсталостью в связи с отсутствием финансирования, ранее пояснила, что на основании решения ПМПК с Екатериной Ивановой в настоящее время проводятся индивидуальные занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом, а также выразила свою готовность к конструктивному диалогу по вопросу предоставления ребенку образования.…

Суд, выслушав заявительницу, ее представителя, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление может быть подано в суд по месту жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что Иванова Екатерина, 1998 года рождения, страдает умственной отсталостью умеренной степени (F-71), инвалид детства (л.д. 6).

Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии от 29.04.2004 г. Екатерине рекомендовано: индивидуальные занятия с учителями логопедом и дефектологом (л.д.6).

Из медицинской карты амбулаторного больного усматривается, что Иванова Е., 02.07.1998 года рождения, поставлен диагноз «умеренная умственная отсталость с речевым недоразвитием, обусловленная болезнью Дауна», рекомендовано пребывание в дошкольном специальном учреждении.

По заключению ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» Екатерине рекомендовано регулярные индивидуальные занятия с логопедом и дефектологом, чрезвычайно полезным для ребенка будет пребывание среди нормально развивающихся детей среднего или старшего дошкольного возраста.

Приказами Управления образования Администрации г. Реутов от 28.11.2000 г. № 444-ЛС (л.д. 44), от 23.09.2004 г. № 135-ОД (л.д.43) с Ивановой Е. были организованы индивидуальные занятия по программе работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, что также подтверждается планом занятий, представленным Управлением образования (л.д. 57-63).

В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Согласно ст. 5 Закона «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г., гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

В соответствии со ст.ст. 18, 50 названного Закона для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права.

При этом, в силу ст.ст. 11, 18 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.

Читайте также:  Шейная мигрень задний шейный симпатический синдром барре

Таким образом, возможность совместного обучения детей с отклонения в развитии и нормально развивающихся детей предусматривается законом и нашла свое подтверждение в консультации специалиста Лисюсенко О.Н. в рамках судебного разбирательства.

Кроме того, согласно Положению об Управлении образования Администрации г. Реутов за последним закреплено планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования, обеспечения гражданам, проживающим на подведомственной территории, возможность выбора образовательного учреждения; разработка предложений по формированию местного бюджета в части расходов на образование; осуществление комплектования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для воспитанников с отклонения в развитии.

На основании изложенного суд находит заявление Ивановой Анны Ивановны о признании незаконным (действия) бездействия Управления образования Администрации г. Реутов законным и подлежащим удовлетворению.

Ссылка представителя Управления образования Администрации г. Реутов на отсутствие возможности обеспечить создание для дочери заявительницы условий на получение соответствующего образования в условиях пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа, не лишает права Екатерину на его получение и не освобождает от обязанности заинтересованного лица создать их, исходя из требования Закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 254, 258, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ивановой Анны Ивановны о признании незаконным действия (бездействия) Управления образования Администрации г. Реутов, удовлетворить.

Обязать Управление образования Администрации г. Реутов создать все необходимые условия для получения Екатериной Ивановой дошкольного образования в дошкольном учреждении общего типа.

Источник

https://www.rg.ru/2008/02/05/reg-vvolga/detsad.html

В сад через суд
Чтобы устроить больного ребенка в дошкольное учреждение, его маме пришлось заставить чиновников соблюдать закон
Сергей Ветошкин, Ивановская область

«Российская газета» — Верхняя Волга №4580 от 5 февраля 2008 г.
Версия для печати / сохранить материал

Имеет ли право больной ребенок с синдромом Дауна посещать детский сад общего типа? В Иванове веско высказались на эту тему сначала Ленинский районный, а потом и областной суды.

Когда мать пятилетнего Максима Вавилова обратилась в городское управление образования с просьбой устроить ее сынишку в обычный детсад по соседству с домом, она, конечно, и думать не думала, что дискуссии на эту тему переместятся в суды. Но иного выбора ей, увы, чиновники просто не оставили.

Сначала они сослались на некое «типовое положение» времен царя Гороха, по которому прием детей с синдромом Дауна в дошкольные образовательные учреждения общего типа противопоказан. Потом, видя упорство матери, направили Максима на обследование медико-психолого-педагогической комиссии, которая постановила: место ребенку в детском саду компенсирующего типа. Правда, Максима и в таком — № 12 — не захотели принимать: сад был полностью в тот момент укомплектован.

И вот тогда его мама решила потребовать устройства через суд, тем более что сводила Максима перед тем на обследование к двум частнопрактикующим неврологам — те никаких противопоказаний к посещениям обычного детского сада не выявили. А врачи детской поликлиники № 5, где постоянно наблюдается мальчик, и вовсе написали в истории болезни: ребенку необходима среда сверстников.

Действительно, психологи многих стран все больше склоняются к мнению, что наиболее эффективно для социализации таких больных (полностью синдром Дауна, увы, не излечивается) так называемое инклюзивное образование, когда ребенок-инвалид общается со здоровыми сверстниками и всеми силами старается подтянуться к их уровню развития. Телерепортажи такого рода из стран Европы, где детей с синдромом Дауна не изолируют от общества, а, наоборот, всемерно содействуют их вовлечению в здоровую психологическую среду, впечатляют. Ведь результаты просто поразительны.

Да и министерство образования РФ пока не приняло на этот счет каких-то обязывающих документов, но рекомендовало, однако, регионам минувшим летом смелее экспериментировать, пробовать разные формы инклюзивного образования.

Но ивановские чиновники от образование считают иначе. И даже когда судья Ленинского районного суда постановил: «Максима Вавилова направить в обычный детсад по соседству с домом», а коллегия по гражданским делам областного суда это решение одобрила (после кассационной жалобы городского отдела образования), приводили все новые и новые аргументы, лишь бы не создавать прецедент.

И здоровые, мол, дети не получат из-за Максима от воспитателя должного внимания (Максим будет в группе 23-м). И сам этот воспитатель, дескать, может уволиться — захочет ли он за ту же зарплату нянчиться с инвалидом. И другие мотивы пришлось услышать корреспонденту «РГ» из уст начальника управления образования мэрии г. Иванова Елены Юферовой.

С судебным решением, вступившим в силу, не поспоришь — Максиму все-таки выдали направление в детский сад № 104, на котором настаивала его мама. К тому же сама собою решилась и проблема дополнительного стимула для воспитателя этой группы — ей будет выплачивать ежемесячную надбавку ассоциация родителей, имеющих детей с синдромом Дауна, под очень хорошим названием «Солнышко».

Читайте также:  Пирамидный синдром что это такое в 3 месяца

А вот засветит ли это солнышко другим малышам-инвалидам — еще вопрос. Как заявила Елена Юферова, в этом году в порядке эксперимента откроется-таки одна детсадовская группа инклюзивного типа (так достали, мол, судебные разбирательства).

— Но войдет в нее не более двух детей с синдромом Дауна (на семерых здоровых), — сообщила Елена Юферова. — И то лишь при условии, согласно существующим нормативам, если родители здоровых детей дадут письменное согласие на то, чтобы их дети воспитывались вместе с инвалидами.
________________________

В садик мы не ходим.. но на детскую площадку приходит такая девочка. От детей слышу только неприятие в ее адрес.. Но, может, дети бывают разные, кто-то будет с больными детками дружить — не знаю.

Источник

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

Я- воспитатель, стаж 3 года, заведующая поставила перед фактом, что в понедельник придет ребенок с синдромом Дауна, возраст 3 года. Опыта работы с детьми с ограниченными возможностями у меня нет, нет конечно дополнительных специалистов. В группе 22 ребенка, а потом доведут до 27 детей. Сейчас у меня паника, а что дальше, наверно, хочу послушать мам особенных детишек, которые посещают обычный садик- режим, навыки самообслуживания, занимаются ли по индивидуальным программам, интересует все по данной теме!

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

У нас в саду есть мальчик. Я не знаю, его диагноза. Но что-то вроде глубокого УО. Ему 4 года, не говорит,только мычит. Не понимает речь, не выполняет команд воспитателя, никаких занятий не выполняет. Все время норовит убежать с площадки. Не одевается сам. Сидит и качается на диване, бьется головой о спинку. Ходит по группе. Иногда кричит. Он не агрессивный, но очень сильный. И его удержать очень трудно. Воспитательница всегда сама его одевает, на улице тоже за ним смотрит, чтоб не убег. Говорит, что ей тяжело. Другие дети все-таки понимают речь, а он нет. Ходит с 3х лет, уже 1,5 года.

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

А что именно вы хотите от мам особых детей услышать? Мы такие, но у нас далеко не СД. Вы б лучше с вашими родителями поговорили, точнее, с родителями того самого ребёнка. Почему паникуете?

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

Ну чем они там думают наверху? 22-27 детей, еще и с особенностями в развитии при 1,5 воспитателя на 2 группы, ну вот о каком индивидуальном развитии может идти речь?

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

что значит синдром дауна? на сколько у ребенка сохранность интеллекта, на какой возраст развитие и тд.
все имхо очень индивидуально. вам надо выяснять все это и от этого плясать.

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

Аноним

с родителями того самого ребёнка.

Безусловно разговаривать будем, просто хочу морально настроиться, опыта нет, не получится- буду уходить.

Вы еще ребенка не видели, а уже панику наводите. Дети с СД разные. Я не так много встречала таких детей, но те, кого я видела, были вполне адекватны, понимали речь, что-то делали сами, с чем-то им помогали справляться те, кто был рядом. СД не равно УО, это так — на всякий случай информация.

Раньше мне было плевать на все мнения. Но возраст взял свое. Теперь мне плевать еще и на обладателей этих мнений.

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

АД Кооперируйтесь и пишите в ОО о том, что 22-27 детей слишком много. Я того же мнения. Бастуйте! А на ребёнка с СД ещё посмотреть надо. Не бойтесь их.

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

Аноним

что значит синдром дауна? на сколько у ребенка сохранность интеллекта, на какой возраст развитие и тд.
все имхо очень индивидуально. вам надо выяснять все это и от этого плясать.

ничего не знаю, просто сказали, что придет ребенок- кушать умеет, одеваться нет, на горшок не просится, на улице в памперсе гуляют и все. Психолога в садике нет.

Дети с СД тоже разные. Поэтому мне кажется лучшим — разговор с родителями ребенка, если они окажутся вменяемые. Т.е. им надо прямо сказать что у Вас нет опыта общения с таким ребенком, что ваш день в саду проходит так-то и так-то, готов ли их ребенок к этому, или вам нужно знать какие-то особенности, какие-то привычки и пр. чтобы легче наладить контакт. Расспросить про его умения и навыки и чего они ждут от садика.

Воспитатель автор темы

ну вот о каком индивидуальном развитии может идти речь?

А о каком инд. развитии идет речь? Я не поняла.

Поскольку настроение бывает разным, то пусть чередуется хорошее с прекрасным!

В таких группах конечно меньше детей должно быть. Ведь у воспитателя внимания больше уходит.

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

АД Обьясните это в отделе образования 🙁 . Только ведь педагоги молчат и увольняются. Педагоги, ну что вы молчите???
Я вообще считаю, что такие группы и финансировать надо иначе, чтобы педагогу был резон заняться проблемой и вспомнтть курс коррекционной педагогики, который мовременные ввсокообразованные специалисты, конечно, проходили. У нам ведь теперь черт знает кто в садах не работаеть

Читайте также:  Синдром жильбера боль правый бок

у нас в группе двое с СД, речь понимают, команды выполняю, на горшок ходят. Может всё нормально будет, но в группу с 27 детьми, тяжело самому ребёнку. Я думаю, там родители и сами бы рады в коррекционный садик, да мест нет

Ум мощностью в две лошадиные силы (с) Ищите женщину

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

Воспитатель автор темы

ну вот о каком индивидуальном развитии может идти речь?

откуда оно в коллективе берется? есть тенденции диффиренциации и индивидуализации, но это другое.

Воспитатель автор темы

на горшок не просится, на улице в памперсе гуляют и все.

значит первое что в ыолжны сказать родителям — трсы подгузники. группа возрастная какая?
ест уже хорошо. одеваться вам учить, медленно, но научится.

Воспитатель автор темы

Психолога в садике нет.

а он вам зачем?

Аноним

Кооперируйтесь и пишите в ОО о том, что 22-27 детей слишком много. Я того же мнения. Бастуйте!

о чем? и ей ответят имеет право ходиьт в общий сад. все.

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

ФренсисМорган

В таких группах конечно меньше детей должно быть. Ведь у воспитателя внимания больше уходит.

в кор садах так и есть. но родители за оклюзию. их право.
на что времени больше? что вся группа у нее не одевается? ну что совсем то впадать в крайности.

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

+++
Мой небольшой опыт общения с такими детками был положительным. Милые, очень добрые. Привыкают быстро и ходят за тобой хвостиком, выполняют несложные поручения, обращенную речь понимают, всегда улыбаются, неконфликтные. Хвалила, обнимала, по головушке гладила — детки тянулись ко мне и очень старались. Возраст детей 5,6 лет. Сами себя обслуживали (уж как могли), в туалет просились.
Вам сложно будет, но в инете много литературы по солнечным деткам — изучайте.

Воспитатель автор темы

не получится- буду уходить.

не надо сразу себя на негатив настраивать, всё у вас получится! К вам не инопланетянин приходит, а особенный ребенок.

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

Джоконда_лю

А о каком инд. развитии идет речь? Я не поняла.

у таких деток должна быть своя индивидуальная программа развития, составляется тоже нами воспитателями. Получается и сил и времени на все это будет уходить намного больше. 22 ребенка это пока, постарше группы доводят до 27-28 человек- обычный сад.

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

АД Я говорю о количестве детей в группе. Имеет, не спор. И мы имеем. И даже ходим.

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

Воспитатель автор темы

у таких деток должна быть своя индивидуальная программа развития, составляется тоже нами воспитателями.

это с какой радости, кто вам сказал такое??? индивидуалка в кор садах. здесь массовая программа.
и никаких инд программ.

Люди с ограниченными возможностями — это тоже люди, это часть нашего общества. Хватит паниковать , все будет нормально при вашем нормальном настрое. Пусть дети вместе растут , социализируются, чтобы потом дикими взрослыми не выросли, которые гадости про СД говорят и пальцем тычут. Понимаете, 27 даже здоровых детей для 1 воспитателя — это тоже очень много. Успокойтесь , настройтесь, все получится.

это солнечные детки) единственное что они плохо переносят — агрессия.. им нужно всегда улыбаться) главное в их воспитании — доброта!

Аноним

это с какой радости, кто вам сказал такое??? индивидуалка в кор садах. здесь массовая программа.
и никаких инд программ.

Кто вам такое сказал, никакой индивидуалки даже в кор. садиках. :ugu:

Ум мощностью в две лошадиные силы (с) Ищите женщину

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

БогатаяСчастливая

им нужно всегда улыбаться) главное в их воспитании — доброта!

+++++

Воспитатель автор темы

у таких деток должна быть своя индивидуальная программа развития, составляется тоже нами воспитателями.

Кто сказал? У Вас же вроде обычный садик, значит ни о каком инд. обучении речь не идет. И родители это знают, отдавая ребенка в обычный сад.

Поскольку настроение бывает разным, то пусть чередуется хорошее с прекрасным!

Закон о детях с синдромом дауна и детских садах

Sнегурочка

Кто вам такое сказал, никакой индивидуалки даже в кор. садиках.

я не совсем так выразилась. там программа иная чем в обычном саду. от сада и типа зависит.
только в этом разрезе имела ввиду. в обычном саду общая программа.
а настоящая индивидуалка — няня и персональные педагоги.

имхо, поговорить перво наперво с родителями. адекватные родители предупредят обо всех особенностях своего ребенка. Какие навыки самообслуживание есть, характер и тд и тп.
во вторых про индивидуальную программу мне кажется надо говорить с заведующей и методистом. Ибо 1 ребенка мне кажется нереально занимать по другой программе это во первых, а во вторых вас учили этому?

Что за люди пошли? Слышат краем уха… видят краем глаза… а потом додумывают остатком мозга!

Источник