Задержка психоречевого развития у детей код мкб
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
F80.0
Специфическое расстройство речевой артикуляции
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.
Связанное с развитием:
- физиологическое расстройство
- расстройство речевой артикуляции
Дислалия [косноязычие]
Функциональное расстройство речевой артикуляции
Лепет [детская форма речи]
Исключены: недостаточность речевой артикуляции:
- афазия БДУ (R47.0)
- апраксия (R48.2)
- вследствие:
- потери слуха (H90-H91)
- умственной отсталости (F70-F79)
- в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
- экспрессивного типа (F80.1)
- рецептивного типа (F80.2)
F80.1
Расстройство экспрессивной речи
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.
Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа
Исключены:
- приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
- дисфазия и афазия:
- БДУ (R47.0)
- связанная с развитием рецептивного типа (F80.2)
- элективный мутизм (F94.0)
- умственная отсталость (F70-F79)
- первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)
последние изменения: январь 2008
F80.2
Расстройство рецептивной речи
Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.
Врожденная неспособность слухового восприятия
Связанная с развитием:
- дисфазия или афазия рецептивного типа
- афазия Вернике
Невосприятие слов
Исключены:
- приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
- аутизм (F84.0-F84.1)
- дисфазия и афазия:
- БДУ (R47.0)
- связанная с развитием экспрессивного типа (F80.1)
- элективный мутизм (F94.0)
- языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
- умственная отсталость (F70-F79)
последние изменения: январь 2008
F80.3
Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]
Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.
Исключены: афазия:
- БДУ (R47.0)
- при аутизме (F84.0-F84.1)
- вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)
F80.8
Другие расстройства развития речи и языка
Сюсюканье
F80.9
Расстройства развития речи и языка неуточненные
Речевое расстройство БДУ
Источник
Речь – это один из важнейших психологических процессов, которыми человек овладевает на протяжении жизни. Формирование речевых навыков происходит в индивидуальном порядке, и на этот процесс влияет множество факторов. Но если к 3-4-м годам малыш не в состоянии внятно сказать даже простейших слов, МКБ ЗРР у детей признает безоговорочно. В этом случае показана активная терапия с участием невропатолога, психиатра/психолога, логопеда-дефектолога.
ЗРР у детей
Диагноз ЗРР (код по МКБ 10 у детей) допустимо устанавливать детям 3-4-х лет, не ранее. Темповая задержка затрагивает развитие:
- звуков начального онтогенеза (П, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Х);
- словаря (количество знакомых для малыша слов в соответствии с возрастом);
- фразовой речи (ляля, папа, амам);
- полностью связанной, разборчивой речи.
Задержка речевого развития МКБ 10 у детей диагностируется примерно у 10 % всех малышей. Она отрицательно сказывается на формировании всех остальных процессов высшей нервной деятельности, и в некоторых случаях может обозначаться термином ЗПРР (задержка психо-речевого развития).
Кодификация нарушений речи по МКБ 10
В МКБ 10 каждому речевому нарушению присвоен определенный код. Основные коды и пояснения к ним представлены в таблице.
Код МКБ-10 | Название | Расшифровка |
F80.0 | Характерные нарушения речевой артикуляции | Дислалия – неправильное произношение звуков при сохраненных иннервации и слухе |
F80.1 | Нарушение экспрессивной (собственной) речи | Моторная алалия – недоразвитость/отсутствие речи. Ее причина – в органическом поражении мозга |
F80.2 | Невозможность рецептивной речи | Сенсорная алалия – ребенок не в состоянии понять речь из-за патологий речеслухового анализатора |
F80.3 | Приобретенная эпилепсия с афазией | Детская афазия, или потеря способности разговаривать после периода нормального развития |
F80.9 | Неуточненные нарушения речи | Общее недоразвитие речи с неясным патогенезом |
F81.0 | Нарушение чтения | Дислексия, которая может сочетаться с дисграфией |
F81.1 | Невозможность/затруднение спеллингования | Затруднения при переводе устной речи в письменную (и наоборот) |
F81.2 | Нарушен процесс счета | Дискалькулия |
F98.5 | Заикание или запинание | Заикание при разговоре в спокойных условиях |
F98.6 | Разговор взахлеб | Тахилалия |
R47.0 | Афазия | Отсутствие или нарушение ранее имевшейся речи |
R47.1 | Диз- или анартрия | Нарушение или отсутствие речи из-за поражения нервно-мышечного аппарата |
R49.0 | Дисфония | Нарушения голоса из-за поражений гортани различной этиологии |
R49.1 | Афония | Отсутствие возможности говорить |
R49.2 | Ринолалия | Гнусавость (встречается открытая и закрытая) |
Причины ЗРР
Все причины ЗРР делятся на две группы – социально-педагогические и биологические (код по МКБ 10 задержка речевого развития).
Социально-педагогические
- Отсутствие регулярных занятий или простого общения с малышом.
- Невостребованность речевого общения (при низкой культуре в семье).
- Часто болеющие дети.
- Постоянные стрессы.
- Гиперопека – предупреждение любого желания ребенка, когда малышу речь становится не нужна.
Биологические
- Внутриутробная гипоксия.
- Длительная асфиксия в родах (к примеру, обвитие пуповиной).
- Родовые травмы.
- Внутриутробные инфекции.
- Недоношенность (равно, как и переношенность).
- Неонатальные воспаления мозговых оболочек различного генеза.
- Черепно-мозговые травмы раннего возраста.
- Выраженная гипотрофия.
- Осложнения после вакцинации.
Интересно! Одной из причин развития ЗРР МКБ считает тугоухость. Становление речи возможно только при непосредственном участии слухового анализатора. Примерно в 1/3 случаев точную причину ЗРР установить не удается.
Клиника ЗРР
Основным симптомом ЗРР является малый словарный запас у ребенка или полное его отсутствие. По классификации МКБ задержка речевого развития имеет три степени тяжести, каждая из которых имеет свои характерные признаки.
Степень ЗРР по МКБ | Главные признаки | Прогноз |
Легкая | Восприятие речи взрослого человека не нарушено, но словарный запас невелик. Нарушения при произношении звуков отсутствуют или выражены слабо | Благоприятный. В большинстве случаев коррекция осуществляется психологом и логопедом, лекарственные средства назначаются редко |
Средняя | Фонематический анализ затруднен, нарушается произношение одной группы звуков. Ребенок не пользуется родами и падежами, не знает названия окружающих его предметов | Зависит от причины ЗРР, но при своевременно начатой терапии может быть благоприятный. Обязательно назначаются лекарственные препараты (ноотропы, витамины) |
Тяжелая | Попытки одним звуком обозначить сразу несколько предметов, фонематические анализ и воспроизведение сильно страдают, сложности с формированием простейших предложений. Связная речь отсутствует | За редким исключением, неблагоприятный. В большинстве, такие изменения провоцируют тяжелые органические поражения головного мозга, полностью устранить которые практически невозможно. |
ЗРР код по МКБ 10 имеет и общие признаки, которые проявляются на начальных стадиях онтогенеза. Среди них:
- неправильное течение доречевого периода – однотипные звуки, слабый лепет;
- после года отсутствует реакция на звуковые раздражители;
- после 1,5 лет – слабые попытки повторения услышанного;
- невыполнение просьб взрослого в 1,5-2 года;
- в 2 года самостоятельная речь отсутствует;
- невозможность составления предложений в 3 года;
- ребенок предпочитает объясняться мимикой.
Важно! Задержка речевого развития код МКБ 10 требует тщательной диагностики, на одни клинические симптомы доктор ориентироваться не может.
Диагностика
Диагноз ЗРР ставится после консультации большого числа врачей – детского невропатолога, оториноларинголога, психиатра или психолога, логопеда-дефектолога. Задачей педиатра является установление соматического статуса ребенка, предварительное заключение о причинах ЗРР, и направление пациента к доктору нужного профиля.
ЗРР код по МКБ 10 требует проведения неврологической диагностики. Свою информативность доказали:
- электроэнцефалограмма;
- Эхоэлектроэнцефалограмма;
- сканирование артерий головы (дуплексное).
Задержка речевого развития по МКБ 10 требует и консультации детского оториноларинголога. Он исключит или подтвердит наличие тугоухости, которая может становиться одной из причин патологии. Чтобы поставить окончательный диагноз задержка речевого развития у детей, МКБ 10 предусматривает обследование у логопеда-дефектолога. Он часто работает совместно с детским психологом.
Для этого используются множество специфических тестов для оценки степени текущего развития малыша. Имеет значение время появления первых слов/звуков, текущий объем активного словаря, присутствие фразовой и/или связной речи (и их качество). Оцениваются все заключения узких специалистов другого профиля.
Коррекционная работа при ЗРР
ЗРР МКБ 10 у детей требует достаточно интенсивной коррекционной работы. Ее объем, прежде всего, зависит от факторов, спровоцировавших заболевание. Социально-педагогические причины ЗРР требуют создания благоприятной среды для обучения, стимуляция интереса к познанию нового, профессиональный выбор речевого материала для изучения. Важно демонстрировать правильную речь, четко и внятно проговаривать все действия малыша.
Если причины ЗРР МКБ 10 классифицируются как биологические, требуется другой подход. Здесь не обходится без медикаментозного лечения. Его назначает невролог, и в его основу легли ноотропные средства. Их действие направлено на улучшение всех процессов в головном мозге. На фоне их приема уменьшается отек, улучшается кровообращение, снижается потребность нервных клеток в кислороде.
Кроме того, при диагнозе ЗРР код по МКБ у детей 10, нередко назначают витаминные комплексы, адаптогены, иммуностимулирующие средства. Лекарственная терапия дополняется физиотерапевтическим лечением. Показаны массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия. Хороший эффект дает транскраниальная микрополяризация.
Прогноз и профилактические мероприятия
Раннее начало корректирующих мероприятий часто обеспечивает хороший результат. Если удается устранить основную причину заболевания, ребенок быстро догоняет своих сверстников по уровню развития. При лечении важно соблюдать всеми специалистами единые речевые требования – в этом случае ребенку легче запоминать новую информацию.
Профилактика заключается в правильном ведении беременности, отказе будущей матери от вредных привычек, рациональном питании. После родов ребенку требуются адекватные микросоциальные условия и правильная речевая среда. Все игрушки должны иметь развивающий характер, соответствовать возрасту малыша.
Видео
087
Источник
МКБ-10.
Памятка для специалиста ПМПК
(F70-F79) – Умственная отсталость
Умственная отсталость – (интеллектуальная недостаточность)
F70 – умственная отсталость легкой степени
F71 – умственная отсталость умеренная
F72 – умственная отсталость тяжелая
F73 – умственная отсталость глубокая
F78 – другие формы умственной отсталости
F79 – умственная отсталость неуточненная
Примечание. Для удобства работы с методическими рекомендациями психолого-педагогическое описание нарушений развития у ребенка выделено курсивом. Психолого-педагогические заключения взяты в скобки и выделены курсивом.
МКБ-10 | Степень умственной отсталости | Коэффициент интеллектуального развития (IQ) | Интеллектуальная недостаточность |
F70 | легкая | 50-69 | легкая |
F71 | умеренная | 35-49 | умеренная |
F72 | тяжелая | 20-34 | тяжелая |
F73 | глубокая | ниже 20 | глубокая |
Для уточнения степени нарушения поведения может использоваться четвертый знак:
F7х.0 – минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их
F7х.1 – значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер
F7х.8 – другие поведенческие нарушения
F7х.9 – поведенческие нарушения не определены
F82 – специфические расстройства развития моторной функции
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением.
F83 – смешанные специфические расстройства психологического развития – (задержка психического развития церебрально-органического происхождения)
F84 – общие расстройства психологического развития
F84.0 – детский аутизм
F84.1 – атипичный аутизм
F84.2 – синдром Ретта
F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста
F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (IQ ниже 50)
F84.5 – синдром Аспергера
F84.8 – другие общие расстройства развития – (задержка психического развития соматогенного происхождения или вследствие минимальной мозговой дисфункции)
(H60-H95) – Болезни уха и сосцевидного отростка
Н90 – кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха двусторонняя
Код МКБ-10 | Болезнь | Состояние | Категория детей |
Н90.0 | Кондуктивная потеря слуха двусторонняя | Глухота (потеря слуха свыше 80 дБ): врожденная; раноприобретенная (до 3 лет); приобретенная (после 3 лет) | Глухие Ранооглох-шие Позднооглохшие |
Н90.3 | Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя | ||
Н90.5 | Нейросенсорная потеря слуха неуточненная Врожденная глухота БДУ Снижение слуха: центральное сенсорное Нейросенсорная глухота | Слабослышащие с грубым недоразви-тием речи | |
Н90.6 | Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя | Тугоухость (потеря слуха в диапазоне 84 дБ) | Слабослышащие с относитель-но развитой речью |
(H00-H59) – Болезни глаза и его придаточного аппарата
Н53 – расстройства зрения
Н53.0 – амблиопия вследствие анопсии
Амблиопия обусловленная:
- анизометропией;
- зрительной депривацией;
- косоглазием.
- Н54 – слепота и пониженное зрение
- Н54.0 – слепота обоих глаз. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, обоих глаз
- Н54.1 – слепота одного глаза, пониженное зрение другого глаза. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, одного глаза и категории 1 или 2 обоих глаз
- Н54.3 – неопределенная потеря зрения обоих глаз. Нарушение зрения категории 9 обоих глаз
МКБ10 Для детей с ТНР
(F80-F89) – Расстройства психологического развития
F80 – специфические расстройства развития речи и языка
F80.0 – специфические расстройства речевой артикуляции – (дислалия)
F 80.1 – моторная алалия.
F 80.2 – сенсорная алалия.
F 80.3 – детская афазия.
F80.8 – другие расстройства речи и языка
F80.9 – расстройства развития речи и языка неуточненные – (неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного патогенеза)
(R47-R49) – Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу
R47.0 – дисфагия и афазия – (афазия)
R47.1 – дизартрия, анартрия – (дизартрия, анартрия)
R49.0 – дисфония – (дисфония)
R49.1 – афония – (афония)
R49.2 – открытая гнусавость и закрытая гнусавость – (открытая и закрытая ринолалия)
F98 – другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
F98.5 – заикание – (заикание)
F98.6 – речь взахлеб – (тахилалия)
Для школьников
F81 – специфические расстройства развития учебных навыков
F81.0 – специфическое расстройство чтения – (дислексия)
Таким образом, F81.0 кодифицирует:
дислексия – F81.0;
дисграфия в сочетании с дислексией – F81.0.
F81.1 – специфическое расстройство спеллингования – (дисграфия)
Примечание. В F81.1 включается «чистое» расстройство спеллингования, т. е. дисграфия, которой не сопутствуют серьезные затруднения в чтении.
При сочетании дислексии и дисграфии используется шифр F81.0.
F81.2 – специфическое расстройство арифметических навыков – (дискалькулия)
F81.3 – смешанное расстройство учебных навыков – (задержка психического развития психогенного происхождения)
F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное – (задержка психического развития вследствие психофизического инфантилизма (конституционального происхождения)
Источник
Что это такое?
Отклонение от возрастной нормы, т.е. задержка в развитии детей чаще всего наблюдается воспитателями и педагогами в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Во время развивающих занятий или уроков они обнаруживают недостаток знаний у ребенка относительно окружающего мира, а также неразвитость представлений о нем, сужение мышления, его ограниченность игровыми интересами, сложности с усвоением нового, практических навыков, малый запас слов и др.
Код по МКБ-10
Медицинская наука относит ЗПР к нарушениям психологического развития (F80-F89).
Эти патологии имеют ряд общих характеристик:
- проявляются с детского возраста;
- протекают ровно, без обострений;
- страдают: нервная система, речь, общая конституция тела.
Темповая задержка в развитии ребенка сказывается не только на качестве обучения, но и на взаимоотношениях со взрослыми и детьми. Часто пациенты с ЗПР не могут выстроить межличностные отношения с окружающими людьми, страдают поведенческими и эмоциональными расстройствами.
Классификация
Нарушения детского развития могут протекать по-разному, их подразделяют на следующие виды:
1. ЗПР конституционального характера
В основе этого нарушения лежит наследственность, которая обуславливает одновременную незрелость физического и психологического развития ребенка. Даже внешне эти дети отстают от сверстников по росту, набору веса, а во время игр — уступают им в силе и ловкости.
В школьном возрасте они пренебрегают общепринятыми правилами (опаздывают на уроки, громко разговаривают или смеются во время занятий, не понимают преимущества хороших оценок перед плохими, не воспринимают дисциплинарных взысканий, пренебрежительно относятся к ведению тетрадей или дневника.
2. ЗПР соматогенного характера
Отклонения при данном типе развития болезни появляются после тяжелых инфекциий, аллергического шока, астено-невротических расстройств.
В младенческом возрасте замедление темпов детского рвзвития обнаружить сложно, лишь с 3-х лет, когда малыши начинают рисовать и активно включаются в игру родители могут заметить:
— нарушения концентрации у ребенка (сильную рассеянность, заторможенность);
— возникновение сердечных, головных, абдоминальных болей при переутомлении;
— узкий кругозор ребенка.
3. ЗПР психогенного характера
Нормальное развитие детей в этом случае приостанавливается из-за психологических травм, сенсорной депривации (родительской холодности), вербальной и физической агрессии со стороны взрослых людей.
В данном случае болезнь характеризуется:
— незрелостью эмоций;
— отсутствием элементарной самостоятельности;
— поведенческим инфантилизмом;
— высоким уровнем тревожности.
4. ЗПР церебрально-органического характера
Здесь в основе замедления психического развития лежат органические поражения головного мозга. Патологические изменения в мозговой ткани появляются под воздействием длительной гипоксии плода или выраженного токсикоза во время беременности, тяжелых отравлений, алкоголизма и (или) наркомании родителей. Наблюдать выраженную картину болезни можно после 4-х лет, с началом регулярных подготовительных занятий в детском саду.
Воспитатели и методисты сразу замечают:
— плохое усвоение должного объема знаний (фрагментарное);
— отсутствие мотивации к обучению;
— снижение памяти;
— речевые нарушения;
— неадекватные эмоциональные реакции (гнев, агрессию, вялость, безразличие к окружающему миру).
Причины возникновения
К факторам, провоцирующим появление ЗПР относят:
— генетическую предрасположенность (сочетание отставания в развитии тела и психики);
— постоянные болезни, инвалидность, длительные курсы лечебных мероприятий;
— травматические эмоциональные переживания;
— мозговые дисфункции.
Симптомы ЗПР лучше всего диагностируются у детей 3 лет и старше, в более раннем возрасте распознавание болезни затруднительно, так как его клинические проявления носят субъективный характер и связанны с усвоением знаний.
В школьном возрасте предположить наличие заболевания можно по результатам обучения, диагностическим тестам. Психолого педагогическая характеристика детей с задержками в развитии может указать на степень развития болезни, а выявить причины должен врач-дефектолог или детский психолог. Только тогда можно разработать программу лечения этого отклонения и добиться положительных результатов в обучении таких детей.
ЗПР: симптомы и признаки
Выявить отставание в развитии можно только с применением комплексного обследования детей. В некоторых случаях грань между ЗПР и умственной отсталостью очень тонка, а клиническая картина очень похожа. Поэтому диагностировать зпр у детей, симптомы которого похожи на психические, вегетативные или соматические расстройства, должен только специалист.
Самостоятельно распознать его очень сложно, и без нужных знаний практически невозможно. Учитывая характер проявлений ЗПР, порой стертый или копирующий заболевания нервной системы, при образовательных учреждениях создаются специальные комиссии.
Например, характеристика на ребенка с зпр для пмпк включает ряд параметров, обследованных методами наблюдения, анкетирования, тестирования. Документ описывает физическое и психологическое развитие воспитанника (ученика), уровень его знаний, умений, навыков, умение концентрироваться, поведенческие реакции и многое другое.
Такие комиссии принимают общее решение о системе обучения ребенка и его психологическом сопровождении. Коллегиальный подход необходим потому, что клинические проявления болезни разнообразны, в каждом отдельном случае ЗПР протекает индивидуально. У многих детей на первый план выходят неадекватные эмоциональные реакции, страхи и тревожность, незрелость самоконтроля, сочетаясь с нормальным интеллектуальным развитием. Отличить такое течение ЗПР от невроза сложно даже профессионалу.
Некоторые ребята испытывают только сложности с усвоением знаний, строя хорошие отношения с окружающими, имея адекватное поведение. Другие просто уходят в себя, боятся любых контактов, стрессов, но при этом могут хорошо учиться. Здесь нужна дифференциальная диагностика с аутизмом.
Лечение
Несмотря на то, что ЗПР имеет многогранные признаки, у детей эта болезнь хорошо поддается коррекции. Важно начать систематически заниматься с ними, сочетая методы медикаментозной терапии и психологии.
Адаптированная образовательная программа требуется только детям с органической природой заболевания.
В остальных случаях проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Специальные упражнения помогают бороться с основными проявлениями ЗПР.
Постепенно к детям возвращается нормальная способность усваивать знания и диагноз снимается.
Для эффективной терапии ЗПР необходимо объединение усилия педагогов, воспитателей и родителей.
Видео:
Источник