Выраженный синдром эмоционально волевой неустойчивости
Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет эмоциональная неустойчивость. Вы узнаете, по каким причинам может развиваться данное состояние. Выясните, каким образом оно характеризуется. Поговорим о возможном лечении и о мерах предосторожности.
Определение понятия и классификация
Рассматриваемое понятие — полная противоположность психоэмоциональной стабильности. При наличии данного синдрома личность неадекватно реагирует на повседневные раздражители. Такому индивиду сложно концентрироваться на определенном деле.
На то, что человек имеет стабильную эмоциональность, могут указывать такие признаки, как:
- отсутствие ощущения беспричинной раздражительности;
- возможность контролировать свои эмоции;
- умение самостоятельно принимать решения, предварительно их обдумав;
- отсутствие импульсивности;
- игнорирование мелких проблем и неприятностей.
Люди, которые стабильны в эмоциональном плане, нормально взаимодействуют с окружающими, не имеют предрасположенности к аффектам, способны плодотворно трудиться, из-за чего являются отличными работниками. Тогда, как психоэмоционально нестабильные индивиды испытывают проблемы, как при общении с близким окружением, так и на работе ввиду того, что любой раздражитель снижает их работоспособность.
Эмоциональной нестабильностью называют отклонение психологического характера, которое проявляется переменами настроения, отсутствием самоконтроля, импульсивностью и прочими симптомами эмоциональной лабильности.
Эмоционально волевая неустойчивость является разновидностью психического расстройства личности, главным признаком которого является наличие эмоциональной нестабильности. Такое расстройство характеризуется следующими симптомами:
- наличие волевых нарушений, которые приводят к отсутствию контроля своих эмоций;
- процесс принятия решений характеризуется поспешностью, неуравновешенностью;
- отсутствие продумывания возможных последствий после неправильного принятия решения;
- частые вспышки агрессии и гнева.
Появление в жизни даже минимальной неприятности нарушает жизненный ритм, воздействует на работоспособность, снижая ее, если у человека присутствует нестабильность эмоционального характера.
Различают импульсивный и пограничный типы эмоциональной неустойчивости.
- Первый характеризуется склонностью к импульсивным действиям, поспешным выводам, отсутствием продумывания последствий проявлением жесткости и агрессии.
- Пограничное состояние характеризуется отсутствием стабильности интересов, наличием ярких однонаправленных эмоций, заносчивостью и нетерпеливостью. В пограничном типе отмечают следующие формы данного состояния:
- фобическая — присутствует наличие разнообразных тревог и страхов;
- истерическая — отмечается работа пациентов на публику с целью драматизации своего состояния, использование манипуляций;
- псевдо депрессивная — человек не воспринимает себя в реальном мире, не способен давать правильную оценку своим поступкам;
- навязчивая — индивид зациклен на том, чтоб никто не узнал о его проблемах с психическим здоровьем;
- психосоматическая — отмечается наличие жалоб на проблемы функционирования сердечно-сосудистой системы или органов ЖКТ (при обследовании диагнозы не подтверждаются);
- психотическая — наиболее тяжелая форма пограничного типа. Человек полностью теряет связь с реальным миром, его могут преследовать галлюцинации, он может направлять свои действия на самоуничтожение.
Возможные причины
Частые стрессы могут приводить к развитию эмоциональной неустойчивости
На сегодняшний день крайне сложно выявить истинную причину, которая приводит к развитию нестабильности эмоционального фона. При этом существуют определенные факторы, которые провоцируют развитие данного отклонения. Среди них отмечают:
- длительное эмоциональное и психическое перенапряжение;
- повышенная нервная возбудимость;
- воздействие стрессовых факторов;
- неправильное воспитание, характеризуемое гипо- или гиперопекой родителей;
- наличие психологических травм, в том числе оказанное насилие психологического или физического характера, особенно в детском возрасте;
- последствие недоедания или недосыпа;
- отсутствия правильного распорядка дня может приводить к развитию нестабильности эмоций;
- наличие психастении;
- отсутствие необходимых организму витаминов или микроэлементов, анемия;
- наличие гормональных перестроек или патологических сбоев уровня гормонов в организме;
- различные отклонения психического характера, в частности биполярные нарушения, депрессии, маниакальное расстройство, невроз;
- побочный эффект приема определенных медикаментов (в таком случае возникновение эмоциональной неустойчивости будет совпадать с началом приема этих средств);
- наличие врожденных пороков нервной системы;
- органические повреждения головного мозга.
Характерные проявления
Эмоциональная неустойчивость может выражаться:
- аффективностью — импульсивность эмоционального характера, когда индивид остро реагирует на воздействие любого раздражителя, не может себя контролировать;
- эмоциональными качелями – состоянием, при котором индивид за короткий промежуток времени меняет свое отношение и настроение к определенным людям и так происходит неоднократно. Наглядный пример, когда манипулятор чередует свое плохое отношение с хорошим — может причинить боль, обидеть, после прийти с подарками и комплиментами.
На наличие психоэмоциональной нестабильности могут указывать следующие симптомы.
- Отсутствие способности держать свои эмоции под контролем. Такой человек может начать себя неадекватно вести в ситуации, в которой другой индивид отреагировал бы вполне спокойно, даже не придал бы этому значения.
- Наличие регулярных перепадов настроения, например, в определенный момент человек может испытывать избыточную радость, которая сменится сильным плачем.
- Серьезные трудности с концентрацией внимания. Когда индивид остро реагирует на все, что происходит вокруг него, ему крайне сложно отбросить все мысли о различных раздражителях и сконцентрироваться на определенном деле.
- Наличие импульсивного решения, которое необходимо принять такому индивиду, как правило, поспешно, без должного обдумывания.
- Излишняя агрессия, гнев и раздражительность. Если человек не находит понимания при общении с собеседником, он может вступить в конфликт, сорваться, высказаться грубо и даже перейти к физическому насилию.
- Повышенная слезливость, зачастую без видимой на то причины. Так у эмоционально нестабильного человека вызвать слезы может даже подгоревшая яичница.
Характерная симптоматика может отличаться и варьироваться в зависимости от того, что именно спровоцировало развитие такого состояния.
Диагностика
- Первоначально занимаясь постановкой диагноза, специалист должен понаблюдать за тем, как ведет себя пациент. Это позволит ему выявить отклонения в мыслительных процессах, эмоциональном восприятии, обнаружить определенные признаки рассматриваемого расстройства.
- Будет проводиться и дифференциальная диагностика с целью исключения схожих по проявлению недугов.
- На приеме пациенту будет предложено пройти определенные тестирования для выявления точного диагноза, определения степени устойчивости:
- опросник под названием «Шкала вспыльчивости», который разработан Ильиным и Ковалевой;
- методика Смирнова «Эмоциональная возбудимость и устойчивость»;
- тестирование Ильина, ориентированное на самопроверку под названием «Характеристики эмоциональности».
Данные опросники и тесты помогают в постановке диагноза не только психологам, психотерапевтам, но и простым людям, незнакомым с психологией.
Лечение
Психотерапия эффективна для нормализации эмоционального состояния
- Первоначально необходимо исключить жизненные ситуации, оказавшись в которых, индивид выражено проявляет свои эмоции. То есть необходимо исключить негативное события, которые приводят к эмоциональному перенапряжению.
- Выписываемые врачом препараты, необходимые для нормализации состояния, будут напрямую зависеть от причин, которые повлияли на развитие эмоциональной нестабильности. Это могут быть средства, необходимые для ухода от хронической усталости, нормализации гормонального фона или для обеспечения и восполнения в организме недостающих микроэлементов и витаминов. Среди медикаментов могут назначаться нейролептики (помогают противостоять импульсивному всплеску), антидепрессанты (эффективны в борьбе с тревогами), нормотимики (улучшают состояние, помогают наладить взаимоотношения с людьми, которые окружают).
- Также могут прописываться курсы массажа, лечебная физкультура. Могут быть рекомендованы занятия танцами, йогой, плаванием, ароматерапия.
- Личностям, имеющим эмоциональную нестабильность, рекомендуется коррекция питания. Особое внимание следует уделять фруктам и овощам, кисломолочным и молочным продуктам, рыбе с высоким содержанием жирных кислот.
- Большое значение имеет и нормализация сна. Особенно, если в Вашем случае данный фактор имел место.
- Также немаловажное значение имеет психотерапия. Так, если у пациента импульсивный тип эмоциональной неустойчивости, то будут попутно назначены препараты на устранение внезапных импульсивных поступков. Если пограничный тип, то психотерапия будет направлена на возврат индивида в его среду обитания, нормализацию отношений с окружающими людьми, стабилизацию проявлений эмоций.
- Также может быть рекомендована смена обстановки для того, чтоб нормализовать эмоциональный фон. Это может быть и поездка в санаторий, и путешествие в другую страну.
Меры предосторожности
Занятия спортом благоприятно воздействуют на нормализацию эмоционального фона
Существует ряд рекомендаций, следуя которым можно предупредить возникновение эмоциональной нестабильности.
- Распланируйте дневной распорядок, четко ему следуйте. Разграничивайте время на отдых и активные действия. Не перетруждайтесь на работе.
- Старайтесь защищать себя от воздействия стрессовых факторов, не вступайте в конфликты.
- Уделяйте большое внимание правильному питанию, следите за тем, чтоб в рационе присутствовали биологически активные вещества, витамины и минералы.
- Важно наличие здорового полноценного сна.
- Избегайте общения с неприятными людьми, которые вызывают у Вас чувство дискомфорта.
- Бережно относитесь к своему здоровью, регулярно проходите профилактические обследования, чтобы своевременно иметь возможность выявить развитие какого-либо заболевания.
- Найдите хобби, которое будет приносить Вам удовольствие. Постарайтесь, чтоб в Вашей жизни было больше действий и событий, которые доставляют положительные эмоции.
- Обеспечьте себя хотя бы минимальными физическими нагрузками ежедневно.
- Старайтесь, как можно чаще, бывать на свежем воздухе. Отправляйтесь на прогулки в парк, на природу.
- При появлении сомнительных симптомов, указывающих на проблемы с психологическим здоровьем, своевременно обращайтесь к психологу или психотерапевту.
Теперь Вы знаете, что собой являет синдром эмоциональной неустойчивости. Важно понимать, что наличие подобного расстройство может приводить к ухудшению жизни, как самого индивида, так и его окружения. Поэтому, если Вы столкнулись с проявлениями такого состояния, обратитесь за помощью к специалисту.
Оценка статьи:
Загрузка…
Источник
Эмоциона́льно неусто́йчивое расстро́йство ли́чности (устаревшее название — расстро́йство ли́чности возбуди́мого типа) — входящее в МКБ-10 расстройство личности, характеризующееся эмоциональной неуравновешенностью, импульсивностью, низким самоконтролем. Выделяются две разновидности данного расстройства: импульсивный тип (F60.30) и пограничный тип (F60.31).
Диагноз[править | править код]
МКБ-10[править | править код]
Диагностические критерии из адаптированной для использования в России версии Международной классификации болезней 10-го пересмотра МКБ-10 (общие диагностические критерии расстройств личности, соответствие которым должно быть у всех подтипов расстройств)[1]:
Состояния, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям:
- а) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям; в разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм;
- б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;
- в) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчётливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;
- г) вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают своё существование в периоде зрелости;
- д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;
- е) обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.
— Международная классификация болезней (10-й пересмотр), адаптированный для использования в Российской Федерации — /F60/ Специфические расстройства личности. Диагностические критерии[1]
Для отнесения расстройства личности к одному из определённых в МКБ-10 подвидов (для постановки диагноза большей части подтипов) необходимо, чтобы оно удовлетворяло по крайней мере трём определённым для этого вида критериям[1].
Диагностические критерии из официальной, международной версии МКБ-10 от Всемирной организации здравоохранения (общие диагностические критерии расстройств личности, соответствие которым должно быть у всех подтипов расстройств)[2]:
- G1. Указание на то, что характерные и постоянные типы внутренних переживаний и поведения индивидуума в целом существенно отклоняются от культурально ожидаемого и принимаемого диапазона (или «нормы»). Такое отклонение должно проявляться более чем в одной из следующих сфер:
- 1) когнитивная сфера (то есть характер восприятия и интерпретации предметов, людей и событий; формирование отношений и образов «Я» и «другие»);
- 2) эмоциональность (диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций);
- 3) контролирование влечений и удовлетворение потребностей;
- 4) отношения с другими и манера решения интерперсональных ситуаций.
- G2. Отклонение должно быть полным в том смысле, что отсутствие гибкости, недостаточная адаптивность или другие дисфункциональные особенности обнаруживаются в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций (то есть не ограничиваясь одним «пусковым механизмом» или ситуацией).
- G3. В связи с поведением, отмеченном в пункте G2, отмечается личностный дистресс или неблагоприятное воздействие на социальное окружение.
- G4. Должны быть данные о том, что отклонение является стабильным и длительным, начинаясь в старшем детском или подростковом возрасте.
- G5. Отклонение не может быть объяснено как проявление или последствие других психических расстройств зрелого возраста, хотя эпизодические или хронические состояния из секций от F0 до F7 настоящей классификации могут существовать одновременно с ним или возникать на его фоне.
- G6. В качестве возможной причины отклонения должны быть исключены органическое заболевание мозга, травма или дисфункция мозга (если выявляется такая органическая обусловленность, следует использовать рубрику F0707.).
Оригинальный текст (англ.)
- G1. Evidence that the individual’s characteristic and enduring patterns of inner experience and behaviour deviate markedly as a whole from the culturally expected and accepted range (or ‘norm’). Such deviation must be manifest in more than one of the following areas:
- (1) cognition (i.e. ways of perceiving and interpreting things, people and events; forming attitudes and images of self and others);
- (2) affectivity (range, intensity and appropriateness of emotional arousaland response);
- (3) control over impulses and need gratification;
- (4) relating to others and manner of handling interpersonal situations.
- G2. The deviation must manifest itself pervasively as behaviour that is inflexible, maladaptive, or otherwise dysfunctional across a broad range of personal and social situations (i.e. not being limited to one specific ‘triggering’ stimulus or situation).
- G3. There is personal distress, or adverse impact on the social environment, or both, clearly attributable to the behaviour referred to under G2.
- G4. There must be evidence that the deviation is stable and of long duration, having its onset in late childhood or adolescence.
- G5. The deviation cannot be explained as a manifestation or consequence of other adult mental disorders, although episodic or chronic conditions from sections F0 to F7 of this classification may co-exist, or be superimposed on it.
- G6. Organic brain disease, injury, or dysfunction must be excluded as possible cause of the deviation (if such organic causation is demonstrable, use category F07).
— Международная классификация болезней (10-й пересмотр) — /F60/ Специфические расстройства личности. Диагностические критерии[2]
Согласно МКБ-10 для постановки данного диагноза эмоционально неустойчивое расстройство личности, кроме соответствия общим диагностическим критериям расстройства личности, личность должна отличаться:
- ярко выраженной тенденцией действовать импульсивно, без учёта последствий, наряду с неустойчивостью настроения;
- минимальной способностью планирования;
- вспышками интенсивного гневливого аффекта (часто приводящими к насилию, либо «поведенческим взрывам»), легко провоцирующимся, когда импульсивные акты осуждаются окружающими, либо им препятствуют.
Включаются:
- агрессивная личность;
- пограничное расстройство;
- пограничная личность;
- возбудимая личность
Интерпретации[править | править код]
Терапия[править | править код]
Для коррекции перепадов настроения могут применяться нормотимики и антипсихотики.
Примечания[править | править код]
Источник
Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.
Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.
В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.
Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.
Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
- Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
- Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
- Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
- Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
- Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
- Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
- Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
- Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
- Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка
Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.
В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка
Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.
Основными причинами нарушений являются:
- перенесённые стрессы;
- отставание в интеллектуальном развитии;
- недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
- социально-бытовые причины;
- фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
- ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.
Диагностика нарушений
Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.
Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:
- тест по средствам рисунка;
- цветовой тест Люшера;
- шкала тревожности Бэка;
- опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
- тест школьной тревожности Филипса и многие другие.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.
Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.
Обращение к психологу
Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.
В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.
Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.
Практические методы коррекции
Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.
Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.
Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.
Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.
Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию
Светлана Бук
Источник