Все синдромы в неврологии у детей
Синдром – это сочетание проявлений и закономерность повторения симптомов, взаимно между собою связанных. Например, повышение тонуса мышц, частый плач и чрезмерная пугливость — все эти проявления можно отнести к синдрому гипервозбудимости малыша.
Синдромы неврологического характера пугают родителей, хотя в большинстве своем они являются только характеристикой болезни, так как сопровождают некоторые заболевания или являются их осложнениями.
Синдромы не являются диагнозом, они являются лишь поводом для особого внимания, так как со временем могут исчезать.
В детской неврологии особенного внимания заслуживают:
- синдром гипервозбудимости;
- гипертензионно-гидроцефальный синдром;
- судорожный синдром;
- церебрастенический синдром.
Синдром гипервозбудимости
Проявления данного неврологического синдрома складываются у детей из проявлений двигательного беспокойства, эмоциональной неустойчивости и нарушений сна. При осмотре могут быть выявлены усиление рефлексов врожденного характера, повышение рефлекторной возбудимости, патологические движения и снижение порога судорожной готовности.
Данный синдром возникает у детей с родовыми травмами, неблагоприятным течением внутриутробного периода, генетическими отклонениями, наследственными ферментными нарушениями и других. Синдром не сопровождается отставанием в психическом развитии, отклонения вполне укладываются в рамки физиологических колебаний.
В дальнейшем, по мере роста ребенка, могут быть нарушения внимания, торможения и вспыльчивость, эмоциональность, скачкообразное развитие познавательных функций. Дети с этим синдромом имеют яркие двигательные, эмоциональные и сенсорные реакции на внешние раздражители, но они быстро истощаются.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром
В основе данного синдрома лежит повышение внутричерепного давления с расширением ликворных пространств черепа в результате избыточного скопления в них цереброспинальной жидкости. Синдром имеет право на существование только при наличии клинических проявлений, одних данных УЗИ о расширении желудочков недостаточно.
Повышение внутричерепного давления может проявляться гидроцефалией с усиленным ростом головы и выбуханием родничка. Возникает диспропорция между мозговым и лицевым черепом.
Клинические проявления ВЧД:
- «мозговой» крик;
- закатывание глаз;
- рвота и сильные срыгивания;
- нарушение психического развития.
Судорожный синдром
Этот синдром сопровождает многие неврологические и соматические заболевания ребенка, свидетельствует о поражении мозговой ткани с раздражением особых участков мозга. Проявляется в зависимости от возраста локальными или генерализованными судорогами лицевой мускулатуры, глаз, конечностей.
Судороги могут быть тоническими и клоническими, следуют от одной части тела к другой, либо захватывают все тело. Сопровождаются прикусыванием языка или нарушениями дыхания, отхождением мочи и стула. Могут быть локальные судороги по типу гримас, причмокивания или жевания.
Церебрастенический синдром
В основе данного синдрома лежит быстрое нервно-психическое истощение в результате воздействия сильных стимулов – физических или психологических (нагрузки, эмоции, стрессы, болезни).
При этом возникает нарушение активного внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения процесса игровой деятельности и манипуляций с предметами, преобладание гиперактивности или, наоборот, гиподинамии.
В зависимости от нагрузки может проявляться различной степенью истощения нервных процессов в разное время года или при разных видах нагрузки.
Проявления симптомов усиливаются к концу дня, дети метеозависимы, проявления обостряются при простудных или хронических болезнях. Возможна задержка психомоторного развития, особенно при гиповозбудимости и апатии.
Источник
Правильная работа нервной системы очень важна для нормального функционирования как взрослого, так и детского организма. Нарушение работы детской нервной системы могут быть слабо выраженными, а также сопровождаться серьёзными диагнозами: ДЦП, эпилепсия, дефект речи, заикание и др. При сложных формах болезни лечение будет достаточно долгим и не всегда будет иметь результат. Существуют неврологические заболевания, которые важно выявить на раннем сроке. Если вовремя не обратить внимание на имеющиеся проблемы с неврологией, то они могут перерасти в серьёзное заболевание с соответствующими последствиями.
Что такое детская неврология?
Неврологические заболевания признаются патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.
Детские неврологические болезни могут быть вызваны многими причинами: нездоровым образом жизни матери во время беременности, нарушениями позвоночника, переохлаждением, регулярным ношением ребёнка малыша в сумке-кенгуру, из-за неправильного взятия малыша на руки может возникнуть приобретённая межрёберная невралгия.
Неврологические болезни ребёнка могут возникнуть не только в утробе матери, но и во время взросления. Такие болезни проявляются не сразу. Важно отследить тот момент, когда поведение ребёнка начинает так или иначе меняться: малыш постоянно плачет, его что-то беспокоит и тревожит.
Детская неврология имеет ряд симптомов:
- Бессонница
- Отсутствие аппетита
- Сильные переживания ребёнка по разному поводу
- Общение с воображаемым другом
- Невротическое недержание мочи
Борьба с неврологией и ее лечение
Это ряд основных симптомов, при появлении которых следует обратить внимание на психологическое и психическое состояние детей. Чаще всего детская невропатология встречается у детей с заниженной самооценкой, которые с детства находились под постоянным родительским контролем, или же были предоставлены самим себе. Любые отклонения, нарушения и изменения ребёнка напрямую зависят от родителей, от воспитания и отношения к ребёнку в детстве.
При появлении этих или похожих симптомов не следует сразу бить тревогу. Симптомы неврологии у детей до года не всегда являются поводом для беспокойства. Например, тремор (дрожание рук) проходит уже после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Вздрагивание во сне также не всегда является патологией. Это является нормой для детей любого возраста, но если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Следует присмотреться к ребёнку и его поведению при совпадении многих симптомов. При совпадении уже нескольких симптомов следует обратиться к специалисту – детскому врачу неврологу. Только он сможет выявить точное отклонение и назначить соответствующее лечение.
Основными методами борьбы являются:
- Физические упражнения
- Медикаментозное лечение
- Лечебный массаж
- Соблюдение диеты
- Физиотерапевтические процедуры
- При сложных случаях имеет место быть хирургическое вмешательство
В первый, третий, шестой и двенадцатый месяц обязательно плановое посещение невролога. Во время обследования следует озвучить жалобы, которые беспокоят родителей и задать интересующие вопросы. Невролог осмотрит ребёнка на наличие патологий и даст рекомендации по лечению или профилактике имеющихся расстройств.
Следует определить патологии на ранних этапах, ведь если неврология у детей не будет замечена или не будет лечиться вопреки рекомендациям врача, в более старшем возрасте это может привести к серьёзным последствиям: неспособности концентрировать внимание, задержке речи и пр.
Ребёнку в первую очередь необходима комфортная эмоциональная обстановка в семье, которая благоприятно влияет на становление личности ребёнка и его эмоционального и психического здоровья. Родителям следует разговаривать со своими детьми, интересоваться тем, что их беспокоит и тревожит и предпринимать определённые меры по тому, как привести своё чадо в комфортное для жизни состояние.
Источник
Детские неврологические проблемы являются проблемой современного общества. Отрицательные факторы – неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы во время беременности, нерациональное питание, сказываются на состоянии нервной системы младенцев. Неврология у новорожденных, по данным исследований ВОЗ, наблюдается примерно у четырех из пяти младенцев.
Неврология у новорожденных
Особенности детской нервной системы
Нервная система ребенка начинает развиваться еще во внутриутробном периоде. Доктор Комаровский указывает на такие ее основные особенности:
- К концу внутриутробного периода нервная система уже полностью сформирована.
- Ребенок рождается с незрелой нервной системой.
- Развитие ткани головного мозга происходит после рождения.
- Мозг новорожденного имеет почти все извилины.
- Наиболее зрелым к моменту рождения является спинной мозг.
Обратите внимание! При рождении масса мозга составляет ¼ веса мозга взрослого человека. К концу второго года она достигает 80% от массы взрослого мозга.
Основные рефлексы новорожденных
У новорожденных проверяют такие основные группы рефлексов:
- Корневой. Если прикоснуться к уголкам губ, то малыш поворачивает головку и открывает рот.
- Сосательный. При прикосновении к губам наблюдаются ритмичные движения.
- Хватательный. При поглаживании детской ладони пальцы сжимаются в кулачок.
Хватательный рефлекс
- Ладонно-ротовой. При надавливании на ладонь малыш открывает рот, наклоняя головку.
- Рефлекс Моро. При ударе по поверхности, где лежит грудной ребенок, он разводит руки в стороны, потом делает обхватывающее движение.
- Защитный. Если положить ребенка на живот, то он поворачивает голову в сторону.
Симптомы неврологии у грудничков
Неврологическая симптоматика у новорожденных может проявляться в:
- повышенной нервной возбудимости;
- дрожании конечностей;
- частых срыгиваниях;
- двигательных нарушениях;
- расстройствах сна;
- повышениях тонуса мышц;
- нарушении регуляции внутричерепного давления.
Наблюдаются и признаки заболеваний вегетативной нервной системы:
- судороги;
- наличие мраморного оттенка кожи;
Мраморность кожи у новорожденного
- влажные и холодные конечности;
- повышенная чувствительность к смене погодных условий.
Появление симптомов неврологии у новорожденных является поводом для немедленного обращения к врачу.
Причины развития патологи
Основными причинами развития неврологических заболеваний у малышей являются:
- родовая травма;
- кислородное голодание;
- осложненные роды;
- токсикоз женщин во время беременности;
- неблагоприятная наследственность.
Основные виды заболеваний
Вот какие неврологические заболевания бывают у новорожденных чаще всего:
- Гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. Оно развивается на фоне гипоксии плода во время беременности.
Опасно! Тяжелое кислородное голодание плода повышает риск нарушений интеллекта, детского церебрального паралича или судорожного синдрома.
- Родовые травмы. К ним относятся все неврологические расстройства у новорожденных, появившиеся после прохождения ребенка по родовым путям.
- Гидроцефалия. Это избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга. Заболевание приводит к деформациям черепа.
Когда можно заметить нарушения
Если подозревается неврология у грудничков симптомы ее могут проявляться уже с первых недель жизни. Уже в это время можно заметить:
- отсутствие сосательного рефлекса;
- отсутствие защитного рефлекса;
- угнетение реакции автоматической ходьбы;
- отсутствие зажимания предмета или пальца;
- асимметричность рефлекторного ответа в ногах;
- патологическое выпирание родничка.
До года можно заметить такие признаки неврологии у грудничков:
- мраморность кожи, наличие полос на ней (этот симптом является физиологичным в первые годы жизни);
- ускоренный рост головы;
- косоглазие.
К чему приводит промедление
Неврологические проявления у новорожденных не всегда бывают ярко выраженными. Иногда заметить развитие серьезного заболевания может только врач. Опасность игнорирования симптомов неврологических заболеваний в том, что они приводят к прогрессированию патологий.
Ряд проявлений неврологического заболевания требует немедленного врачебного вмешательства.
Невролог для грудничка
Осмотр ребенка детским неврологом необходим для оценки общего состояния малыша и сбора анамнеза. Врачу во время приема важна такая информация:
- какая по счету беременность, и не было ли у матери вредных привычек;
- наличие заболеваний во время беременности;
- была ли угроза ее прерывания;
- не было ли токсикоза.
При общем осмотре ребенка до года оцениваются:
- форма и размер черепа;
- размер большого родничка;
Родничок у ребенка
- аномалии развития ушных раковин, глаз.
Важно! Детский невролог должен осматривать ребенка в возрасте 1, 3, 6 мес. Если малыш развивается без отклонений, то следующий осмотр на предмет симптомов заболеваний по неврологии у детей до года должен произойти в 12 месяцев. В случае отклонений в развитии невролог для грудничка должен вызываться каждый месяц.
Также особое внимание уделяется безусловным рефлексам. После 3, максимум 4 месяцев они должны постепенно угасать. Наличие неврологических симптомов у младенцев, связанных с патологическими безусловными рефлексами, является поводом для госпитализации в детское отделение.
При достижении одного месяца
Невролог следит, появились ли у ребенка характерные признаки, свидетельствующие о нормальном развитии. В одномесячном возрасте карапуз должен удерживать на короткое время головку, лежа на животике, фиксировать взгляд на ярком предмете или лице матери. В этом же возрасте младенец начинает гулить.
При достижении трех месяцев
Невролог фиксирует, как в трехмесячном возрасте ребенок может длительно удерживать голову. Он начинает самостоятельно переворачиваться на спину, хватать игрушки в руки и рассматривать их.
В полугодовалом возрасте
В это время ребенок способен откликаться на имя, различать своих и чужих, активно лепетать, становиться на четвереньки. Также он пытается садиться. Невролог должен следить за всеми изменениями.
Дети постарше
К 9-месячному возрасту врач должен зафиксировать такие изменения:
- малыш может стоять, держась за опору;
- приседать;
- выполнять самые простые просьбы.
Диагностика заболевания у грудных малышей
Для диагностики новорожденного невропатолог применяет такие исследования:
- Допплерографию. Она позволяет визуализировать работу сосудов головы, шеи.
- УЗИ сосудов.
УЗИ сосудов ребенку
- ЭхоЭГ. С ее помощью регистрируют электрическую активность головного мозга.
- Компьютерная или магнито-резонансная томография позволяет получить полную картину работы мозга.
Детские болезни нервной системы следует диагностировать и лечить как можно раньше. Только так развитие ребенка будет полноценным. Промедление с началом лечения неврологии у младенцев вызывает серьезные осложнения.
Видео
Источник
Актуальность. Корректная диагностика детских периодических синдромов (ДПС) нередко сложна, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин. По некоторым данным, проходит от 3 до 5 лет с момента появления первых симптомов до постановки окончательного диагноза. Недостаточная осведомленность специалистов о существовании данных состояний, относительная редкость их встречаемости и клинический полиморфизм могут быть причиной повторных госпитализаций, проведения многочисленных обследований, включая инвазивные, ошибочной диагностики иных состояний, проведения патогенетически необоснованной терапии, — все это вызывает чрезмерную тревогу родителей и в конечном итоге снижает качество жизни ребенка.
Дефиниция. ДПС — группа состояний, при которых у ребенка эпизодически повторяется стереотипный симптомокомплекс, не имеющий «органической» основы, как правило, не сопровождающийся головной болью, при этом часто ассоциированный с развитием в последующем мигрени. Клиническим «ядром» того или иного синдрома в структуре ДПС является устойчивая комбинация сопутствующих феноменов, встречающихся до, во время или сразу после мигренозного приступа:
читайте также статью: Диагностика мигрени – это просто (на laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]
Этиопатогенез и распространенность различных форм ДПС во многом неизвестны. Периодические синдромы – клинические феномены, встречающиеся практически исключительно в педиатрической практике, дебют и максимальная клиническая экспрессия которых приходятся на различные периоды детства, в том числе на первые месяцы жизни. Приводятся данные, что частота их встречаемости в зависимости от формы составляет от 0,04 до 4,10 % в общей педиатрической популяции. Среди подростков, страдающих хроническими головными болями, в том числе мигренью, периодические синдромы в раннем возрасте встречаются в 6 — 70 % случаев.
Термин и понятие «периодические расстройства у детей» в научный обиход ввели W. Willie и B. Schlesinger в 1933 г. для обозначения повторяющихся у детей эпизодов головных болей, нарушения самочувствия, анорексии, рвоты и болей в животе, которые во взрослом возрасте нередко трансформируются в мигрень. K. Cullen и соавт. (1963) показали, что периодические синдромы часто ассоциированы с семейными случаями мигрени (цит. по J. C. Cuvellier и A. Lepine, 2010). В современный период авторы начинают рассматривать периодические синдромы как эквиваленты или варианты мигрени у детей. Окончательно эти взгляды нашли отражение в Международной классификации головных болей (International Classification of Headache Disorders, ICHD) 2-го (2004) и 3-го (2013) пересмотра. В настоящее время общепризнанны 4 формы ДПС, возникающие в различные периоды детства, которые в той или иной степени соотносятся с мигренью, что позволило включить их в соответствующий классификационный подраздел головных болей под дефиницией «детские периодические синдромы, которые часто являются предшественниками мигрени» (в последние годы рассматривается еще ряд клинических состояний, которые, по мнению авторов, могут быть отнесены к эквивалентам мигрени у детей):
В последней редакции ICHD (2013) произошел ряд существенных фактических и терминологических изменений. ДПС теперь предлагается определять как «эпизодические синдромы, которые могут быть ассоциированы с мигренью». В новой дефиниции термин «детские» не упоминается, поскольку такие состояния хоть и редко, но встречаются у взрослых в виде изолированных пароксизмов или в структуре мигренозной ауры. Термин «периодические» заменен на «эпизодические», так как феномены иногда встречаются без тенденции к повторению с определенной периодичностью. Предлагаемый термин «…синдромы, которые могут быть ассоциированы с мигренью», по мнению авторов, более удачен, поскольку точнее отражает прогноз, нежели ранее используемое понятие — «… часто являются предшественниками мигрени». Кроме того, феномен «доброкачественный пароксизмальный тортиколлис младенчества» впервые включен в соответствующий классифи-кационный раздел, а циклические рвоты и абдоминальная мигрень в связи с клинико-патогенетическим родством объединены в понятие «рекуррентные гастро-интестинальные расстройства».
Учет семейного анамнеза по мигрени, оценка неврологического и соматического статуса в межприступном периоде, особенности клинического течения, динамическое наблюдение, исключение ряда врожденных или приобретенных заболеваний позволяют предполагать наличие у ребенка той или иной формы ДПС. Принято считать, что периодические синдромы поражают изначально неврологически здоровых детей. Тем не менее в последние годы описаны случаи развития состояний у пациентов с детским церебральным параличом и генетическими синдромами. Безусловно, диагностика ДПС в этих случаях крайне сложна и ответственна. В дифференциально-диагностический круг ДПС в первую очередь входят объемные внутричерепные образования, эпилепсия, острые нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговая травма, врожденные метаболические и митохондриальные заболевания, интоксикации, психогенно обусловленные состояния, некоторые хирургические, соматические и эндокринные расстройства.
подробнее о ДПС читайте в статье «Эквиваленты мигрени у детей. Периодические синдромы детского возраста. Обзор литературы и собственные клинические наблюдения» А.Е. Понятишин, А.Б. Пальчик, В.В. Приворотская, О.И. Глебовская; Кафедра психоневрологии факультета повышения квалификации и постдипломной подготовки ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России; СПб ГБУЗ «Детская городская больница Святой Ольги», Россия, Санкт-Петербург (Русский журнал детской неврологии, №3, 2016) [читать];
и в статье «Педиатрические аспекты мигрени в современной международной классификации головных болей III beta (2013)» Нестеровский Ю.Е. (ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» МЗ РФ, Москва), Заваденко Н.Н.(ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» МЗ РФ, Москва); «РМЖ» №13 от 26.07.2017 [читать];
читайте также [1] статью «Клинические проявления дисфункции затылочной коры у детей» чл.-корр. РАМН, проф. В.А. Карлов, асп. И.О. Щедеркина; Московский государственный медико-стоматологический университет; Детская консультативная невроло-гическая поликлиника при Морозовской детской городской клинической больнице (кабинет эпилепсии и пароксизмальных состояний), Москва (Журнал неврологии и психиатрии, №5, 2011) [читать] и [2] статью «Генетические аспекты мигрени» С.В. Копишинская, А.В. Густов; ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», Нижний Новгород (Журнал неврологии и психиатрии, №7, 2015) [читать];
статью «Педиатрические аспекты мигрени в современной международной классификации головных болей III beta (2013)» Ю.Е. Нестеровский, Н.Н. Заваденко; ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва (РМЖ, №13, 2017) [читать]
читайте также статью: Гемиплегическая мигрень (на laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]
Источник