Все о синдроме дориана грея

Все о синдроме дориана грея thumbnail

Каждый из нас хочет оставаться как можно дольше молодым и здоровым. В целом, в желании сохранить молодость нет ничего плохого, однако в некоторых случаях стремление обмануть время приобретает патологические черты. Психопатология, проявляющаяся как культ молодости – это синдром Дориана Грея. В наше время проблема приобретает все большие масштабы, особенно среди медийных личностей.

О Дориане Грее и синдроме, названном в его честь

Данному синдрому больше подвергнуты люди, которые придают внешности большое значение и считают ее важнее всего

Психопатологический синдром, проявляющийся в навязчивом желании избежать естественного физиологического старения, получил свое название в честь героя знаменитого романа Оскара Уайльда. Дориан Грей был потрясающе красивым молодым человеком. Дориану Грею были присущи такие черты как нарциссизм и жажда удовольствия. Любуясь своим портретом, написанным с большим мастерством, герой пожелал сохранить молодость и привлекательность. В результате портрет принял на себя бремя лет и образа жизни главного героя, а Дориан оставался все также молод и красив, несмотря на его аморальные поступки.

Почти через 20 лет портрет изменился до неузнаваемости – на картине был запечатлен безобразный старик, в то время как Дориан Грей за эти годы ничуть не постарел. История закончилась тем, что мистер Грей в гневе и отчаянии, раскаиваясь за свои поступки, вонзил в картину нож, а спустя некоторое время слуги обнаружили убитого старика возле портрета, на котором изображен прекрасный юноша.

Синдром Дориана Грея – это стремление всеми силами обмануть время. Люди всячески избегают видимых проявлений старения, прибегая к помощи косметологии и эстетической хирургии. Как известно, полностью обмануть время медицине еще не удалось, поэтому гонка за вечной молодостью рано или поздно заводит человека в тупик. Люди с синдромом Дориана Грея не могут принять возрастные изменения, что приводит к развитию депрессии, и нередко толкает человека к суициду.

Психологи и психиатры не пришли к единому мнению, является ли синдром Дориана Грея болезнью либо особенностью личности, поэтому психопатология не классифицируется в МКБ-10.

Впервые о синдроме заговорили в середине ХХ века, когда на передний план в массовой культуре начал выходить культ молодости. В сознании людей укоренилась связь успеха с молодостью и красотой, поэтому многие шли на радикальные меры, чтобы максимально долго оставаться молодым. В большей степени культ молодости проявляется среди медийных личностей, однако благодаря социальным сетям обычные люди все чаще сталкиваются с этой психопатологией. На сегодняшний день синдром Дориана Грея является актуальной проблемой для множества людей разных возрастов.

Причины нарушения

В первую группу риска входят медийные личности, профессиональные модели, певцы

Основной причиной развития синдрома Дориана Грей является публичная деятельность, карьера, успешность которой тесно связана со внешним видом человека. Именно поэтому с такой проблемой сталкиваются в основном известный личности, которые постоянно на виду.

Основную группу риска составляют:

  • профессиональные модели;
  • актеры, певцы, телеведущие;
  • люди, зависимые от мнения окружающих.

Интересно, что синдром Дориана Грея достаточно часто выступает не самостоятельной проблемой, а частью симптомокомплекса других психических расстройств.

Проблема может корнями уходить в глубокое детство. Как известно, все родители считают своих детей самыми талантливыми и красивыми. В некоторых случаях это становится серьезной проблемой. Если родители слишком многого ожидают от ребенка, он подвержен различным комплексам, связанным с боязнью не оправдать ожиданий. Со временем это трансформируется в серьезную проблему, такую как комплекс превосходства. Такие люди должны быть всегда на высоте, а несовершенство собственного тела с годами воспринимается ими как преграда на пути к успеху. поэтому все силы бросаются на попытки обмануть время и природу.

В последнее время с синдромом Дориана Грея все чаще сталкиваются обычные люди. Многие психологи считают, что причиной является популярность социальных сетей. Современные технологии цифровой обработки помогают каждому предстать на фотография молодым и привлекательным, однако многим этого недостаточно, поэтому люди начинают усиленно заниматься своей внешностью. Патологическая зацикленность на молодости и фобический страх перед старением – это основные проявления синдрома Дориана Грея.

Проявления и симптоматика нарушения

Синдром проявляется тяжелыми эмоциональными переживания при обнаружении первых признаков старения. Люди с таким нарушением могут впадать в настоящую депрессию при виде первой седины, мимических морщинок, или снижения упругости кожи. Для любого человека мысль о старении и снижении привлекательности неприятна, однако ограничивается легкой грустью и сожалениями о быстротечности времени. При синдроме Дориана Грея речь идет о патологическом страхе перед старением, который граничит с фобией и может стать причиной суицида.

Людям с таким нарушением свойственно:

  • уделять пристальное внимание своей внешности;
  • злоупотреблять услугами косметологов и эстетических хирургов;
  • не к месту использовать молодежную атрибутику;
  • инфантильное поведение.

К примеру, мужчина с синдромом Дориана Грея будет ежедневно проводить по несколько часов за различными косметическими процедурами. Такой мужчина будет старательно закрашивать седину и бороться с алопецией. Женщины с синдромом Дориана Грея быстро приходят к выводу о необходимости хирургической коррекции возрастных изменений, что может приводить к злоупотреблению пластическими операциями.

Помимо зацикленности на своей внешности, такие люди инфантильны и ведут себя не сообразно возрасту. Молодежный стиль одежды, подростковые увлечения, несерьезное отношение к жизни в целом – все это черты, присущие людям с синдромом Дориана Грея.

Еще одним специфическим проявлением этого психопатологического синдрома можно считать злоупотребление различными БАДами для сохранения молодости, витаминными препаратами, жиросжигателями и таблетками для похудения.

Интересно, что люди с таким нарушением очень много внимания уделяют внешней оболочке, при этом совершенно забывая про необходимость духовного саморазвития. Зачастую за маской красивого молодого и успешного человека с синдромом Дориана Грея скрывается человек, в развитии остановившийся на уровне средней школы, все интересы которого строятся вокруг индустрии красоты.

Чем опасен синдром?

Систематическое недовольство своей внешностью приводит к развитию невроза и депрессии

У людей с синдромом Дориана Грея часто диагностируется дисморфомания – убежденность в собственных физических недостатках, возведенная в степень бреда. Интересно, что при этом недостатков как таковых у человека может не наблюдаться. Синдром Дориана Грея толкает человека на злоупотребление пластической хирургией и омолаживающими косметическими процедурами, такими как лазерная шлифовка лица. Многочисленные операции по изменению формы носа или подтяжке овала лица часто не доводят людей до добра, меняя их внешность до неузнаваемости, как например случилось с Джослин Вильденштейн или братьями Богдановыми. Кроме того, известны случаи, когда злоупотребление пластической хирургией стало причиной преждевременной смерти.

Постоянное недовольство своей внешностью и поиски новых признаков старения приводят к развитию невроза, депрессии. Известны случаи суицида среди людей с синдромом Дориана Грея.

Диагностика и лечение

Выявить нарушение достаточно просто, опытному психологу хватит пятиминутной беседы с человеком для постановки диагноза. Кроме того, существует ряд специальных психологических тестов, которые позволят выявить синдром Дориана Грея самостоятельно.

Принцип лечения зависит от того, как долго человек живет с синдромом Дориана Грея. В запущенных случаях необходима работа с психотерапевтом и медикаментозное лечение невроза, неврастении или депрессии, возникающих на фоне патологической зацикленности на молодости и привлекательности.

Заметив первые симптомы нарушения, победить синдром можно самостоятельно. В первую очередь, специалисты рекомендуют обратить внимание на собственный духовный мир, а не внешнюю оболочку. Саморазвитие, медитация, йога и путешествия – все это эффективные методы принятия себя, своего тела и возраста.

Также рекомендуется больше времени общаться с другими людьми, пытаясь понять их характер, мотивы их поступков и взгляд на мир. Важно перестать стараться обратить внимание на себя, а больше обращать внимание на окружающих людей. Следует понять и принять, что успех и счастье зависят не от внешности человека, а от его мироощущения и мировоззрения, и тогда от синдрома не останется и следа.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 января 2020;
проверки требует 1 правка.

Запрос «Дориан Грей» перенаправляет сюда; см. также другие значения.

«Портре́т Дориа́на Гре́я» (англ. The Picture of Dorian Gray) — единственный опубликованный роман Оскара Уайльда. В жанровом отношении представляет смесь романа воспитания с моральной притчей[1]. Существует в двух версиях — в 14 главах (июль 1890 года) и в 20 главах (апрель 1891 года), — в новое отдельное издание были добавлены главы III, V, XV-XVIII[2]. Стал самым успешным произведением Уайльда, экранизировался в разных странах мира более 30 раз.

Сюжет[править | править код]

Художник Бэзил Холлуорд пишет портрет молодого и прекрасного Дориана Грея. Любуясь своим изображением, юноша выражает желание, чтобы портрет старел, а он всегда оставался молодым. Далее он случайно знакомится с другом Бэзила, лордом Генри Уоттоном — саркастичным гедонистом, презирающим традиционные викторианские ценности, и попадает под влияние его порочных идей. Дориан влюбляется в актрису, юную красавицу Сибилу Вэйн, но после провала спектакля, на который он пригласил лорда Генри и Бэзила, он грубо критикует её и уходит с друзьями. На другое утро он собирается жениться на Сибиле Вэйн, поскольку они уже были помолвлены, но узнает, что Сибила Вэйн покончила жизнь самоубийством. Дориан искренне расстроен: он испытывал к Сибиле Вэйн чувства. Внешне он не изменился, но заметил, что его лицо на портрете исказилось в злой усмешке.

Брат Сибилы, моряк Джеймс Вэйн, клянётся отомстить. Поддавшись дурному влиянию Генри, Дориан становится всё более порочным и развратным, что отражается на портрете, но сам он при этом сохраняет молодость и по-прежнему хорош собой.

У Бэзила Холлуорда есть теория: каждый поступок человека накладывает отпечаток на его внешность и чем хуже поступки, тем уродливее становится человек. Спустя несколько лет художник встречается с Дорианом: Дориан всё также красив и безупречен внешне, однако Бэзил наслышан о массе пороков, которым подвержен его друг. В приватной беседе он рассказывает об этом Дориану и требует ответа; последний показывает Бэзилу портрет, на котором изображён уродливый и неприятный человек. Бэзил с трудом узнаёт свою работу и осознаёт, что все слухи о Дориане — правда. Грей тут же убивает Холлуорда, так как именно его считает виноватым в своём моральном падении. После убийства его начинают преследовать навязчивые страхи, которые только усиливаются после случайной встречи в опиумном притоне с Джеймсом Вэйном, мечтающим отомстить за смерть сестры.

Дориану удаётся уйти от Вэйна, убедив его, что тот перепутал его с кем-то другим — ведь он по-прежнему выглядит молодым, как и 18 лет назад. Однако Вэйн быстро осознаёт свою ошибку и снова начинает искать его, но погибает, будучи случайно застрелённым на охоте.

Несмотря на миновавшую опасность, Дориан никак не может найти покоя и решает измениться к лучшему. Сделав, по его мнению, доброе дело — отпустив влюбившуюся в него крестьянскую девушку, не обесчестив её, — он идёт к портрету, надеясь, что тот стал лучше, но, взглянув на него, понимает, что его помыслами руководит лишь тщеславие. Исходя из желания уничтожить единственного свидетеля своих грехов, Дориан вонзает нож в портрет, после чего умирает сам.

Слуги находят нетронутый портрет, на котором изображён прекрасный молодой человек, а рядом с портретом — отталкивающего старика, вонзившего нож себе в грудь. В старике «только по кольцам на руках» они узнают Дориана Грея.

Главные персонажи[править | править код]

  • Дориан Грей — юноша, наделённый невероятной красотой. «Ему уже минуло 20 лет»[3]. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. В нём сочетаются тонкий эстет, даже романтик и порочный развратник, способный на преступление. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.
  • Бэ́зил Хо́ллуорд — художник, написавший портрет Дориана Грея. Его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека. Обречённый погибнуть от его руки, художник является проигравшим ангелом-хранителем Дориана. Со смертью Бэзила и Дориан Грей становится беззащитен.
  • Лорд Ге́нри Уо́ттон — аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление, изливающееся едкими афоризмами, проникнуто критикой на всё викторианское английское общество. Выступает в роли своеобразного Мефистофеля для Дориана Грея.
  • Сиби́ла Вэйн — актриса, «девушка лет семнадцати»[4]. До встречи с Дорианом жила в своём выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Вспыхнувшая любовь показала ей всю искусственность её мира, где она не жила, а только играла. С первым ярким чувством в душе Сибилы резко пропадает актёрский талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящей страсти. Разочарование Дориана на спектакле приводит её к внезапному самоубийству.
  • Джеймс Вэйн — брат Сибилы на год младше её, желает отправиться моряком в Австралию[5]. Джеймс — суровый и грубоватый, бедно одетый молодой человек военной выправки, ревнующий экзальтированную и влюблённую Сибилу к неприятному ему богатому аристократу Дориану Грею. После самоубийства сестры Джеймс потерял смысл жизни и живёт лишь желанием мести.

Источники вдохновения[править | править код]

Памятник Оскару Уайльду с лицом, искажённым усмешкой. Аллюзия на Дориана Грея. Дублин

По жанру «Портрет Дориана Грея» — это conte philosophique[6][7], интеллектуально-аллегорическая повесть, столь популярная в эпоху Просвещения, однако написанная с позиций декадентства конца века. В Дориане Грее, главном герое романа, угадываются черты нового Фауста. В роли Мефистофеля выступает лорд Генри, именно он на протяжении всего романа соблазняет Дориана Грея идеями нового гедонизма, превращает невинного и талантливого юношу в порочное чудовище. Под роль Маргариты попадает Сибила Вэйн, новый Валентин — Джеймс Вэйн. Как известно, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость.

Основным источником вдохновения для Уайльда служил, по-видимому, аллегорический роман Бальзака «Шагреневая кожа»[8]. Декадентский же дух произведения восходит к модному роману Гюисманса «Наоборот» (1884). Вероятно, это и есть та книга, которую лорд Генри даёт Дориану[9][10][11][12]. Готический роман «Мельмот Скиталец» был известен Уайльду с детства, поскольку его автор, Чарлз Роберт Метьюрин, приходился ему двоюродным дедушкой. Именно к «Мельмоту» восходит и идея о таинственном портрете, прототип которого не старится, и отчасти герой, который может позволить себе всё[13][14].

Работа над романом. История публикации[править | править код]

Роман был написан всего лишь за три недели. Впервые напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта» (Lippincott’s Monthly Magazine). В апреле 1891 года издан в Лондоне отдельной книгой, дополненной особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма, а также шестью новыми главами внутри основного повествования. Некоторые главы во второй версии полностью переработаны[2].

После публикации романа в обществе разразился скандал. Литературный истеблишмент осудил его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа — судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно.

По мнению Ф. С. Фицджеральда, этот роман «в общем-то, лишь несколько возвышенная сказка, которая полезна подросткам лет семнадцати, потому что побуждает их кое о чём серьёзно подумать» и в котором за образец взяты «Шагреневая кожа» Бальзака и «Наоборот» Гюисманса[15].

По наблюдению Екатерины Гениевой, в эстетской прозе Уайльда «живое начало исчезало, его убивали манерность и претенциозность», отсюда характерный для романа «переизбыток описания дорогих тканей, редкостных безделушек, экзотических цветов»[1].

В романе ни один из пороков главного героя чётко не назван, кроме убийства художника и злоупотребления опиумом. Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки:

Русские переводы[править | править код]

  • 1906 — перевод Анны Минцловой (Москва, Книгоиздательство «Гриф»).
  • 1909 — перевод Михаила Ликиардопуло под псевдонимом М. Ричардс для собрания сочинений, вышедшего как приложение к журналу «Нива» в книгоиздательстве А. Ф. Маркса под редакцией Корнея Чуковского. Собрание переиздано в 1914 году. Отдельным изданием роман переиздан в 1928 году.
  • 1960 — перевод Марии Абкиной для двухтомника «Избранных произведений» (Государственное издательство художественной литературы). Стал хрестоматийным и переиздаётся до сих пор.
  • 1999 — перевод Валерия Чухно для издательства «Эксмо».
  • 2010 — перевод Анастасии Грызуновой и Максима Немцова для издательства «Эксмо».

Экранизации[править | править код]

Прочие адаптации[править | править код]

  • Современный британский писатель Уилл Селф предложил в своём романе «Дориан» (Dorian, 1992 г.) полупародийную версию истории Дориана Грея. Время действия книги Селфа — 80-е годы XX века.
  • Роман неоднократно инсценировался, создавались и ставились мюзиклы по его мотивам. В 2010 году в Московском театре музыки и драмы Стаса Намина состоялась премьера мюзикла «Портрет Дориана Грея». Он представляет собой русскую версию спектакля «Dorian the Remarkable Mister Gray: A Portrait in Music» американского композитора и режиссёра Рэнди Баузера (англ. Randy Bowser). Режиссёр русской версии мюзикла — Роман Михеенков[16][17].
  • В 2013 году в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой состоялась премьера спектакля «Портрет Дориана Грея». Режиссёр Александр Созонов. В роли лорда Генри художественный руководитель театра Олег Меньшиков.
  • В 2017 году в Санкт-Петербургском театре «Мюзик-Холл» состоялась премьера мюзикла «Портрет Дориана Грея» российского композитора Владимира Баскина, либретто Эдуарда Гайдая и Натальи Индейкиной, режиссёр постановки — Наталья Индейкина, музыкальный руководитель — Фабио Мастранджело.

См. также[править | править код]

  • Синдром Дориана Грея (культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением)

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Гениева Е. Ю. Уайльд // История всемирной литературы. Том 8. — М.: Наука, 1994. — С. 374—378.
  2. 1 2 С. И. Бэлза. Роман жизни Оскара Уайльда // в кн. Оскар Уайльд. Избранное. Примечания. — М.: Правда, 1989. — С. 719.
  3. ↑ Портрет Дориана Грея. Глава I, монолог Холлуорда
  4. ↑ Портрет Дориана Грея. Глава IV, монолог Дориана Грея
  5. ↑ Портрет Дориана Грея. Глава V. Монолог Сибилы
  6. ↑ Le Portrait de Dorian Gray de Oscar Wilde: Les Fiches de lecture d’Universalis — Encyclopaedia Universalis — Google Книги
  7. ↑ Les années de la Belle Epoque: 1890-1914 — Jean Jacques Lévêque — Google Книги
  8. ↑ Christa Satzinger. The French Influences on Oscar Wilde’s The Picture of Dorian Gray and Salome. Edwin Mellen Press, 1994.
  9. Савельев К. Н. Английский декаданс: французский фактор // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 5.
  10. Уайльд О. Портрет Дориана Грея: [Обзорная рецензия. // Selfire — блог с историями: Значимые и интересные люди, бренды, книги, картины и фотографии. — 2008. — № 5.]
  11. Луков В. А., Соломатина Н. В. Феномен Уайльда: тезаурусный анализ: [Научн. монография. — М.: Институт гуманитарных исследований МосГУ, 2007.]
  12. Отрицая действительность, существующую объективно, вне сознания человека, Уайльд пытается доказать, что не искусство отражает природу, а наоборот — природа является отражением искусства. «Природа вовсе не великая мать, родившая нас, — говорит он, — она сама наше создание. Лишь в нашем мозгу она начинает жить. Вещи существуют потому, что мы их видим». Лондонские туманы, по словам Уайльда, никогда не были такими густыми, пока «поэты и живописцы не показали людям таинственную прелесть подобных эффектов». (недоступная ссылка) (Цитируется по: Царенко Я., Надольская Е. Принципы эстетима в произведении Оскара Уайльдда «Портрет Дориана Грея» // 2014. Идеи. Поиски. Решения: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Минск, 25 ноября 2014 г. [Сборник статей] / Редкол.: Н. Н. Нижнева (отв. редактор) [и др.]. Ч. 4. — Минск: БГУ, 2015. — ISBN 978-985-500-282-7. — C. 114—121.)
  13. ↑ Мотив одушевлённого портрета — общее место литературы романтизма (ср. «Портрет» Гоголя).
  14. Пимонов В. И., Славутин Е. И. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда: структура сюжета // Известия Самарского научного центра РАН: Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Т. 18. — 2016. — № 1 (2). — С. 240—246.
  15. Фицджеральд Ф. С. Портрет в документах: Худож. публицистика. Пер. с англ. / Предисл. и коммент. А. Зверева. — М.: Прогресс, 1984. — С. 154.
  16. ↑ Авторы о себе // «Новый Берег» (журнал). — 2014. — № 43.
  17. ↑ Театр музыки и драмы Стаса Намина — Мюзикл по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (14+)

Ссылки[править | править код]

  • Портрет Дориана Грея в библиотеке Максима Мошкова
  • Тексты по теме Портрет Дориана Грея в Викитеке

Источник