Восприятие у ребенка с синдромом дауна
Автор Предложить Статью На чтение 3 мин. Опубликовано 20.04.2015 15:07
Зрительному восприятию принадлежит особая роль в перцептивно — когнитивном развитии ребенка; зрительная система может рассматриваться как основная воспринимающая система мозга, с помощью которой ребенок получает наибольшую часть информации о внешнем мире. Зрительной восприятие в большой степени опосредует взаимодействие ребенка с окружающей средой и играет ведущую роль в его психическом развитии.
У детей с синдромом Дауна зрительное восприятие имеет специфические характеристики, которые необходимо рассмотреть подробно. Было обнаружено, что младенцы с синдромом Дауна уже в 6-месячном возрасте выказывают иные предпочтения в зрительных стимулах, чем их сверстники без синдрома Дауна. Младенцы с синдромом Дауна фиксируют свое внимание на единичных особенностях зрительного образа, в то время как обычные младенцы улавливают гораздо больше его характеристик. Кроме того, младенцы с синдромом Дауна отличаются своим предпочтением простых стимулов и избеганием сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется у них и в более позднем детском возрасте. Скорее всего, подобные особенности зрительного восприятия связаны с нарушением процесса внимания, а не с нарушениями зрительного анализатора.
Младенцы с синдромом Дауна имеют заметный дефицит тактильного восприятия, который проявляется уже в раннем возрасте. Правда, доподлинно не установлено, является ли причиной такого дефицита нарушения непосредственно самого тактильного анализатора, либо этот дефицит вызван общей гипотонией. Исследования показали, что дети с синдромом Дауна меньше обследуют объекты руками, при этом их движения менее координированы, чем у здоровых детей. Но, в целом, данные исследования продемонстрировали, что основные процессы развития узнавания формы и структуры объекта у детей с синдромом Дауна и у нормально развивающихся детей сходны, но скорость развития этих навыков у детей с синдромом Дауна слегка замедленна. Детям с синдромом Дауна необходимо большее количество тренировочных попыток для освоения навыков различения структуры и формы объекта, однако физиологические процессы, лежащие в основе данных навыков, не повреждены. Дальнейшие исследования выявили, что наибольшую трудность для детей с синдромом Дауна представляет мсжсенсорное функционирование, т.е. деятельность, требующая объединения и сравнения информации различной модальности. Так, дети с синдромом Дауна в возрасте 17 месяцев ни в одной из двух проб не справлялись с заданием, в котором было необходимо тактильно опознать объект, который они предварительно разглядывали, в то время как здоровые младенцы уже в 12 месяцев справлялись с одной из двух проб, а в 17 месяцев выполняли оба задания. При выполнении заданий на внутримодальную идентификацию у детей с синдромом Дауна выявлялось явное отставание. Если здоровые младенцы в возрасте 12 месяцев в обеих пробах прекрасно справлялись с опознанием объекта, который им предварительно предъявляли, то младенцы с синдромом Дауна справлялись только с одной пробой из двух. Таким образом, основными характеристиками сенсорно-перцептивного развития детей с синдромом Дауна являются: 1) предпочтение более простых стимулов сложным, 2) нарушение целостности восприятия из-за невозможности интеграции информации различных модальностей. Следует отметить, что, несмотря на полученные данные, некоторые дети с синдромом Дауна оказывались успешнее других детей с тем же диагнозом при выполнении экспериментальных задач (там же). Вопреки устоявшемуся мнению, согласно которому все дети с синдромом Дауна рассматриваются как имеющие единый профиль отставания в развитии и спектр нарушений, многие современные авторы выделяют неоднородность данной группы, широкую вариативность особенностей развития.
Источник
Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна
а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;
б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;
в) Обучение детей с синдромом Дауна
Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта,является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Внимание у таких детейвсегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.
С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.
Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.
Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенноплохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.
Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.
Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.
Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.
Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.
Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.
Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.
Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.
Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.
По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.
Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:
• Интеллектуальные затруднения
Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.
• Личность
Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.
• Семейная динамика
Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.
• Методы обучения
Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.
• Влияние медицинских проблем
Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.
При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.
При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.
Обучение детей с синдромом Дауна.
Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.
Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.
Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.
Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.
Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.
Источник
Восприятие музыки – сложный внутренний процесс, его механизм сродни механизму восприятия речи. Он вызывает появление у человека неосознаваемых движений. Физиологи назвали их зачаточными. У эмоциональных людей это выражается в напряжении отдельных групп мышц. Например, после концерта возникает ощущение напряжения и усталости в голосовых связках. А делясь впечатлениями от услышанной музыки определенного характера, мы можем сказать: «Еле сдерживал себя. Ноги сами пускались в пляс!».
В силу физиологической незрелости мозга у детей раннего возраста ведущим является эмоциональный компонент восприятия музыки, когнитивный же развивается гораздо позже. Малыши воспринимают музыку в целом, как сложный акустический стимул, не выделяя отдельные средства музыкальной выразительности. Они реагирует в основном на ее характер.
Для маленького ребенка характерна и естественна эмоционально-двигательная реакция на музыку, то есть внешние проявления чувств – непосредственные движения, жесты, возгласы. Слушая музыку, он не способен себя контролировать, так как механизмы регуляции его нервной системы находятся в процессе развития. Движения, как правило, однообразные. Моторный характер музыки выражается чаще всего в пружинных полуприседаниях, подпрыгиваниях, хлопках в ладоши; лирический, напевный – в ритмичных покачиваниях корпуса или головы. Иными словами, ребенок использует доступные ему средства, чтобы выразить свое отношение к музыке. Если его эмоциональные проявления остаются незамеченными, то они быстро угасают, а позднее малыш и вовсе перестает реагировать на музыку.
Маленькие дети, когда впервые слышат музыку, затихают и могут 30–40 секунд находиться в таком состоянии, затем начинают отвлекаться. В следующий раз такая заинтересованность продлится еще меньше, а затем и вовсе пропадет. Это ориентировочная реакция ребенка на новизну. Чтобы она постепенно переросла в интерес к музыке, необходимо восприятие музыки превратить в игру. Такие игры сродни играм с красками или цветным тестом в раннем возрасте, когда еще нет продуктивной деятельности как таковой, но есть познавательный интерес и эмоционально-положительное отношение ко всему, что связано с ней. Данная особенность характерна для всех малышей, в том числе и с синдромом Дауна, независимо от того, развиваются ли они в пределах возрастной нормы или отстают в развитии. Эмоционально-двигательный этап восприятия музыки необходим каждому ребенку. Только «наигравшись» с музыкой, малыш поднимется на следующую, более высокую ступень ее восприятия. Отношение к музыке, эмоции, связанные с ней в дальнейшем, во многом зависят от опыта музыкальных впечатлений, полученных ребенком на самых ранних этапах развития, в том числе на этапе эмоционально-двигательного восприятия.
Восприятие музыки может стать уникальным направлением в коррекционной работе с ребенком с синдромом Дауна, средством его психического развития. Перед специалистами, использующими музыку в своей работе, стоит нелегкая, но важная задача: научить маму малыша подбирать музыку для слушания и игр, предлагать ребенку движения в соответствии с его возможностями. Если музыкальная работа активно ведется в кругу семьи, а не только в музыкальном зале, это является залогом успешного преодоления имеющихся у ребенка проблем в развитии.
Выбор произведений для восприятия является ответственным моментом и во многом зависит от личных предпочтений взрослого. Однако есть правила, которые необходимо донести до каждой мамы, независимо от ее музыкальных пристрастий. Самое главное из них – помнить, что включение музыки в жизнь малыша с синдромом Дауна происходит в процессе эмоционального общения со взрослым.
Музыка должна быть интересной ребенку, разнообразной по характеру, ладу, тембру и темпу, яркой, художественной, запоминающейся. Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, незаконченных музыкальных фраз, навязчивых и ломаных ритмов. Необходимо, чтобы с музыкой связывались только положительные эмоциональные переживания ребенка. Кроме того, надо помнить: музыка не должна быть фоном для самостоятельной игры малыша. В лучшем случае он ее просто не услышит, а в худшем — музыка вызовет переутомление и негативно отразится на его поведении. Лишенное контроля использование фоновой музыки часто приводит к формированию вторичных отклонений в развитии ребенка с синдромом Дауна, эмоциональным нарушениям.
Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, песни в исполнении детского хора, короткие пьесы. Музыкальный фрагмент на начальном этапе коррекционной работы состоит буквально из нескольких фраз, звучащих 20—30 секунд.
Для многих детей раннего возраста с синдромом Дауна характерным является дефицит внимания, полевое поведение. Ребенка отвлекает все, что попадает в зону его видимости, он не может сосредоточиться на одном предмете, действии – его «ведет» поле.
Чтобы помочь малышу сосредоточить внимание на музыке, необходимо тщательно подготовить место для ее восприятия: убрать на время из поля зрения все, что отвлекает. Ребенку необходимо повторять, настраивая на деятельность: «Сейчас будет музыка! Красивая!» Музыка должна быть негромкой. Во время звучания музыкального фрагмента необходимо мимикой, взглядом, ритмичными движениями выражать свое отношение к происходящему. Чтобы продлить время восприятия музыки, лучше включать в игру движения, которые соответствуют характеру музыкального произведения и физическим возможностям ребенка. Это могут быть покачивания, потряхивания, поглаживания, движения рук и корпуса с предметами и без них. Изменения положения тела в пространстве дадут маленькому ребенку много неожиданных ощущений, внесут новизну в общение с мамой. Слушать музыкальный фрагмент нужно, пока у малыша сохраняется внимание. Желательно не прерывать музыку, не дослушав до конца музыкальную фразу, даже если ребенок отвлекся. После того как музыка закончилась, взрослые делятся с малышом своими эмоциональными впечатлениями и, если он не устал, слушание рекомендуется продолжить.
Прекрасно развивают восприятие музыки, вносят в общение элементы новизны и праздника игры с различными атрибутами: «салютиками», султанчиками, цветными лентами, шарфами и звучащими игрушками: колокольчиками, бубнами и т. п. Цель использования нарядной атрибутики и музыкальных игрушек – подчеркнуть характерные особенности произведения, привлечь внимание маленького ребенка с синдромом Дауна к музыке. Такой подход позволяет включать не только слуховое, но и зрительное восприятие малыша, актуализировать двигательный и телесный опыт, сделать восприятие музыки более доступным для него. Кроме того, это создает особое настроение, вносит разнообразие в игру, которая становится более привлекательной для ребенка и длится гораздо дольше.
Помимо слушания музыки в аудиозаписи огромное значение для психофизического развития малыша имеют песни, исполняемые взрослыми. Особенно ценным является мамино пение, которое позволяет актуализировать чувство взаимного доверия, укрепить привязанность и эмоционально насытить взаимодействие. Взрослые могут петь народные (лирические, плясовые, колыбельные), популярные детские песни, городские романсы и даже оперные арии (при условии, если мама исполняет их чисто, профессионально, а ребенок – «музыкальный гурман»).
Особое значение имеют колыбельные песни, как народные, так и авторские. Народные песни предназначены для того, чтобы создать определенный ритуал убаюкивания малыша, стабильную, предсказуемую ситуацию, ведь ребенка с синдромом Дауна порой непросто уложить спать, успокоить, расслабить.
В основном это короткие песни, с мерным ритмом и монотонной мелодией. Их напевание успокоит малыша, внесет мир и покой в его душу и поможет сладко заснуть. Колыбельные песни, написанные известными авторами, разнообразны по своим музыкальным характеристикам, выразительны, мелодичны и часто являются классическим наследием. Их также необходимо использовать в коррекционной работе, включая в игровую деятельность (например, при укладывании куклы спать).
Восприятие музыки требует от малыша с синдромом Дауна особого внимания, эмоционального напряжения, поэтому данную деятельность лучше организовывать отдельно от других музыкальных игр. Прекрасно, если она станет ежедневной и будет длиться от 2 до 7—10 минут. В некоторых семьях маленькому ребенку предлагают слушать музыку 2—3 раза в день. Это возможно в случае, если не нарушается его психическое равновесие, не возникают проблемы с поведением. Режим слушания устанавливает мама, знающая особенности своего малыша, но контролирует специалист: музыкальный педагог, психолог, дефектолог, а в некоторых случаях невролог.
Насколько обширным может быть репертуар для развития восприятия музыки дома? Специалист, давая рекомендации, ориентируется на индивидуальные особенности мамы и ребенка. Если музыка – это образ жизни семьи, соответственно репертуар будет шире и богаче. Если же малыш с мамой только приобщаются к музыке, можно посоветовать начать с двух разноплановых музыкальных фрагментов и одной песни (колыбельная, под которую ребенок засыпает, не входит в их число). Репертуар постепенно нужно расширять, чередуя знакомые произведения с новыми. Дружба с музыкой должна привносить в общение взрослых с малышом радость, новые впечатления, положительно влиять на развитие ребенка с синдромом Дауна.
Восприятие музыки в силу ее эмоциональной природы не только обогатит слуховой опыт малыша новыми, подчас неожиданными впечатлениями, но и будет стимулировать развитие познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, произвольности. Кроме того, это будет способствовать формированию интереса и любви к музыке, эмоциональной отзывчивости и дифференцированного отношения к музыке разного характера.
В качестве образца приведем некоторые примеры использования классической музыки в коррекционных целях.
Г. СВИРИДОВ. ОРКЕСТРОВЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ». ВОЕННЫЙ МАРШ
Посадите малыша на большой гимнастический мяч со специальными рожками так, чтобы он обхватил рожки руками. Присядьте перед ним на корточки, чтобы он видел ваше лицо. Включите музыку. Придерживая ребенка под мышки, помогайте ему ритмично подпрыгивать на мяче. Улыбайтесь, заражайте малыша эмоциями.
Многие дети с синдромом Дауна настороженно относятся к большим мячам, а некоторые откровенно боятся их. Прежде чем усадить такого малыша на мяч, необходимо подготовить его: предложить похлопать по мячу, показать, как мяч катится, как вы умеете подпрыгивать на мяче, можно усадить куклу, мишку, то есть подобрать приемы, которые помогут снять страх и тревожность.
Эта игра в процессе восприятия музыки будет актуализировать чувство взаимного доверия ребенка и взрослых, привнесет в общение остроту и неожиданность, эмоционально-положительный настрой, будет полезна для физического развития малыша.
Р. ШУМАН. СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК
Можно посоветовать маме сесть на пружинящий диван, ребенка посадить на колени лицом к себе, придерживая под мышками. Под музыку в аудиозаписи легко, ритмично подбрасывать малыша, подталкивая своими коленями, заражая веселым настроением, вызывая смех. С окончанием музыки нужно остановиться, воскликнув: «Тпр-р-ру-у!» (лошадка прискакала). В эту игру можно играть под фортепианное сопровождение, в таком случае маме понадобится помощь второго взрослого. В дальнейшем малыш, услышав знакомую музыку, будет ритмично пружинить ногами без подсказки взрослого.
И. С. БАХ. ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР. Ч. I. ПРЕЛЮДИЯ ДО МАЖОР
Маленькие дети подвижны и любознательны, но не всегда этими качествами обладают малыши с синдромом Дауна. Познавательную активность и действия с предметами можно успешно развивать в процессе восприятия музыки.
Для этой игры понадобится помощь второго взрослого. Пусть мама сядет с ребенком на пол, напротив партнера, и, когда зазвучит музыка, вместе с ним толкает мячик от себя к партнеру. Делать это нужно ритмично, в характере музыкального произведения. Игра продолжается, пока у малыша сохраняется интерес. Чтобы внести в игру элемент новизны, рекомендуем использовать мячи, разные по размеру и фактуре (резиновые, силиконовые, матерчатые, кожаные и т. д.). Толкать мячик можно двумя руками, одной рукой, поочередно – то одной, то другой. На первых порах мама действует с малышом совместно, управляя его движениями, постепенно давая ему все больше самостоятельности.
Такая игра будет развивать движения рук, действия с игрушкой в соответствии с ее свойствами и качествами, эмоции, чувство ритма, совместно-разделенное внимание.
П. ЧАЙКОВСКИЙ. БАЛЕТ «ЩЕЛКУНЧИК». ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ
Для игры необходимы два колокольчика с нежным звучанием. Колокольчик, предназначенный для ребенка, должен иметь удобный захват. Дайте возможность малышу исследовать музыкальную игрушку, научите правильно извлекать звук. Предложите ему и маме послушать необычную музыку челесты с переливающимся звуком, очень напоминающим колокольчик. Выберите наиболее яркий, понравившийся фрагмент и дайте послушать еще раз, усиливая эффект от восприятия ритмичным звучанием колокольчика.
Эта игра, развивающая восприятие музыки, также будет содействовать развитию внимания, подражания, окажет благоприятное воздействие на движения руки, формирование правильного захвата, поможет ребенку с синдромом Дауна связать представления о музыке с действием (музыка звучит – колокольчик звенит; музыки нет – колокольчик молчит).
Г. СВИРИДОВ. ОРКЕСТРОВЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ». ВАЛЬС
Научите маму изготовлению «салютиков»: приготовьте разноцветный елочный дождь, разрежьте его на несколько пучков длиной примерно 25—30 см. Каждый пучок свяжите на конце узлом, у вас получатся «салютики». Дайте их по одному в каждую руку маме и ребенку. Включите музыку. В ритме вальса разводите руки в стороны и сводите вместе, поднимайте вверх и опускайте вниз, встряхивайте «салютики», чтобы они сверкали, одновременно выполняйте пружинящие движения ногами. Своими выразительными движениями привлекайте внимание ребенка к музыке, учите связывать движения с ней. Стимулируйте малыша к подражанию взрослым; если он затрудняется, пусть мама выполняет упражнение вместе с ним, действуя руками ребенка. Не стремитесь к тому, чтобы ребенок подражал всем движениям взрослых, ему это не по силам. Помните, главное – вызвать эмоциональный положительный отклик, активность малыша. Играйте так, пока у него сохраняется интерес.
В конце занятия мама и педагог обязательно хвалят ребенка. Совместное переживание эстетических чувств от легкой, романтической музыки обогатит слуховые впечатления малыша новыми интонациями, ритмами, а непосредственное поведение взрослых укрепит чувство взаимного доверия, внесет новизну в общение.
К. СЕН-САНС. КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ. ПТИЧНИК
Предложите маме с малышом выйти весенним солнечным утром на улицу в ближайший парк и понаблюдать, как суетятся птицы, покормить их хлебными крошками, а вернувшись, рассмотреть картинки с изображением птиц, вспомнить, что видели на прогулке. Спросить у ребенка, как птички клюют хлебные крошки, как машут крылышками, как чирикают, а затем послушать вместе с ним музыкальную зарисовку, узнавая в ней пернатых друзей. Таким образом в игровой форме мама сможет приобщать ребенка с синдромом Дауна к шедеврам мировой музыкальной культуры, прививать ему интерес и любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость, формировать эмоционально-положительное и дифференцированное отношение к разной музыке. Кроме того, эта игра поможет развитию внимания, памяти, обогатит запас понимаемых слов, будет стимулировать активную речь, расширит представления малыша об окружающем мире.
И. С. БАХ. СЮИТА СИ МИНОР. ШУТКА
Научите маму, как сделать две цветные атласные ленты (длиной примерно 1,5 м для себя и 50 см для малыша) с кольцом для захвата на конце. Пусть она, включив музыку, рисует лентой круги, змейки и т. д., делая это ритмично, красиво, стимулируя ребенка к подражанию. Он, возможно, будет размахивать лентой вверх-вниз, вправо-влево, а вот фигуры у него пока не получатся, но игра в сопровождении живой, веселой, шутливой музыки принесет много радости. Когда малыш научится уверенно ходить, бегать, сохраняя равновесие, эту игру можно разнообразить, играя с ленточкой не только стоя на месте, но и на бегу. Если ребенок впервые берет в руки ленточку, конечно, его внимание на какое-то время будет поглощено ею. Но постепенно ведущее значение в игре займет музыка.
Эта игра будет стимулировать развитие подражания, двигательную активность, внимание, произвольность, эмоции и социальное поведение.
***
Ученые утверждают, что в переработке музыкальной информации участвуют многочисленные области головного мозга, в том числе и те, которые задействованы в различных формах познавательной деятельности. Таким образом, музыка оказывает влияние на все сферы психического развития маленького ребенка: моторику, речь, сенсорику и, конечно, социально-эмоциональную сферу.
Создавая условия для воспитания малыша с помощью музыки, необходимо учитывать, с одной стороны, физиологические и психические предпосылки к развитию, сензитивность возраста, а с другой — хрупкость и уязвимость нервной системы ребенка.
Итак, организуя музыкальные игры, напевая малышу песни разного характера, взрослые (чаще всего мама) создают особую атмосферу, наполненную взаимным доверием, новыми впечатлениями. Совместная музыкально-игровая деятельность не только обогащает эмоциональную сферу ребенка, но и стимулирует развитие двигательной и голосовой активности, подражательных способностей, восприятия, музыкальности.
Рекомендуемая литература
- Выродова И. А. Музыкальные игры для самых маленьких : книга для родителей. М. : Школьная Пресса, 2007.
- Выродова И. А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии : книга для специалистов и родителей. М. : Карапуз, 2014.
Источник