Волокитина грибанов синдром дефицита внимания

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки»», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки»», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1410а, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://gum.narfu.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

Версия для печати

Рубрика:

УДК

[616.831-005:616.89-008.47]-053.5

Сведения об авторах

Грибанов Анатолий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, директор института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 338 научных публикаций, в т. ч . 11 монографий

Мелькова Людмила Артемьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кардиореспираторной системы института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 17 научных публикаций

Федотов  Денис Михайлович, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кардиореспираторной системы института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 25 научных публикаций

Аннотация

В статье представлены результаты исследования мозгового кровообращения методом реоэнцефалографии у 54 мальчиков среднего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и 45 детей без данной патологии. Показано, что у мальчиков с СДВГ снижены интенсивность мозгового кровотока и упруго-эластические свойства сосудов крупного и среднего калибра, снижен тонус со- судов микроциркуляторного русла в каротидном и вертебро-базилярном бассейнах головного мозга. Кроме того отмечаются затруднение венозного оттока и признаки венозной дисгемении. При анализе межполушарной асиметрии выявлено значимое увеличение показателей, характеризующих интенсивность кровенаполнения и упругоэластические свойства сосудов в вертебро-базилярном бассейне левого полушария головного мозга, а также повышение тонуса сосудов среднего и мелкого калибра в каротидном бассейне правого полушария.

Ключевые слова

средний школьный возраст, мозговой кровоток, синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Батуева Е.В. Особенности нервно-психического развития, церебральной гемодинамики и микроциркуляции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. мед. наук. Иваново, 2008. 18 с.
  2. Белоусова Е.Д., Никонова М.Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2000. № 3. С. 39–42.
  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М., 2002. 128 с.
  4. Глозман Ж.М., Шевченко И.А. Проблема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции // Вестн. КемГУ. 2013. № 3. С. 129–137.
  5. Грибанов А.В., Мелькова Л.А., Старцева Л.Ф. Мозговая гемодинамика у гиперактивных детей с дефицитом внимания // Экология человека. 2013. № 10. С. 49–54.
  6. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплёкин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: Руководство практического психолога и социального педагога / под общ. ред. А.В. Гри- банова. М., 2004. 176 с.
  7. Грибанов А.В., Панков М.Н. Центр компетенций развития ребенка «Содействие» как научно- образовательное подразделение университета по проблеме дефицита внимания с гиперактивностью // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2014. № 1. С. 5–13.
  8. Данилова Н.И. Психофизиология. М., 2007. 368 с.
  9. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопр. практ. педиатрии. 2012. Т. 7, № 1. С. 54–62.
  10. Заваденко Н.Н. Диагностика и лечение когнитивных и поведенческих нарушений у детей. Применение церебролизина в их комплексной коррекции: метод. пособие для врачей. М., 2005. 89 с.
  11. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2014. № 1. С. 31–39.
  12. Касатикова Е.В., Ларионов Н.П., Брязгунов И.П. Исследование распространенности, показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников // Педиатрия. 1999. № 5. С. 73–76.
  13. Мелькова Л.А. Особенности мозговой гемодинамики у детей дошкольного возраста с нарушением внимания и гиперактивностью // Бюл. Ин-та развития ребенка. 2010. № 1(3). С. 66–69.
  14. Морозова Е.А. Отдаленные последствия перинатальной патологии мозга // Дет. больница. 2011. № 3. С. 43–49.
  15. Морозова Е.А., Мадякина А.А. Современные представления о происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью – психиатрия или неврология // Рус. журн. дет. неврологии. 2011. № 3. С. 3–8.
  16. Морозова E.A., Мубаракшина А.Р. Неврологические проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: материалы III регион. науч.-практ. конф. «Педиатрия и детская хирургия в Приволжском федеральном округе» // Казан. мед. журн. 2006. Т. 87, прилож. С. 175–176.
  17. Москаленко Ю.Е., Вайнштейн Г.Б. Реоэнцефалография: биофизические основы, информативность, границы применения // Физиология человека. 1983. Т. 9, № 5. С. 70–72.
  18. Мубаракшина А.Р. Ультразвуковая доплерографическая оценка церебрального кровотока у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. мед. наук. Казань, 2009. 23 с.
  19. Мубаракшина А.Р., Тухбатуллин М.Г., Прусаков В.Ф. Сосудистые нарушения у детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Невролог. вестн. 2006. Т. XXVIII, вып. 1-2. С. 26–30.
  20. Мубаракшина А.Р., Тухбатуллин М.Г., Прусаков В.Ф., Зайкова Ф.М. Комплексная эхография в оценке церебрального кровотока у детей с СДВГ // Детская неврология: материалы науч.-практ. конф. Казань, 2008, С. 38–42.
  21. Нифонтова О.Л., Литовченко О.Л., Гудков А.Б. Показатели центральной и периферической гемодинамики у детей коренной народности Севера // Экология человека. 2010. № 1. С. 28–32.
  22. Осколкова М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей. М., 1988. 341 с.
  23. Подоплёкин А.Н., Старцева Л.Ф., Джос Ю.С. Функциональное состояние головного мозга у детей с СДВГ при различных стратегиях поведенческого реагирования // Экология человека. 2010. № 11. С. 28–34.
  24. Ратнер А.Ю. Нарушение мозгового кровообращения у детей. Казань, 1986. 287 с.
  25. Ронкин М.А., Иванов Л.Б. Реография в клинической практике. М., 1997. 403 с.
  26. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад). М., 2007. 64 c.
  27. Фефелкина Н.С. Клинические и патогенетические особенности гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 2007. 22 с.
  28. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. СПб., 2007. 136 с.
  29. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. СПб., 2004. 112 с.
  30. Шишелова О.В., Гудков А.Б. Морфофункциональные особенности брахицефальных артерий у детей среднего школьного возраста по данным ультразвуковой диагностики // Экология человека. 2003. № 2. С. 44–47.
  31. Amen D.G., Carmichael B.D. High resolution Brain SPECT Imaging in ADHD // Ann. Clin. Psychiatry. 1997. Vol. 9, № 2. P. 81–86.
  32. Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. N. Y.; London, 1998. 628 p.
  33. Barkley R.A. The Inattentive Type of ADHD аs a Distinct Disorder: What Remains to Be Done // Clinical Psychology: Science and Practice. 2001. Vol. 8, №. 4. P. 489–493.
  34. Barkley R.A. Adolescents with Attention-deficit/Hyperactivity Disorder: an Overview of Empirically Based Treatments // J. Psychiatr. Pract. 2004. № 10. P. 39–56.
  35. Guiding Principles for the Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Washington, 2006. 12 p.
  36. Kim B.N., Lee J.S., Shin M.S. et al. Regional Cerebral Perfusion Abnormalities in Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Statistical Parametric Mapping Analysis // Eur. Arch. Psychiatry Clin. Neurosci. 2002. № 252. P. 219–225.

Источник

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1410а, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru; 
            vestnik@narfu.ru

Версия для печати

Рубрика:

УДК

[616.831-005:616.89-008.47]-053.5

Сведения об авторах

Грибанов Анатолий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, директор института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 338 научных публикаций, в т. ч . 11 монографий

Мелькова Людмила Артемьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кардиореспираторной системы института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 17 научных публикаций

Федотов  Денис Михайлович, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кардиореспираторной системы института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 25 научных публикаций

Аннотация

В статье представлены результаты исследования мозгового кровообращения методом реоэнцефалографии у 54 мальчиков среднего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и 45 детей без данной патологии. Показано, что у мальчиков с СДВГ снижены интенсивность мозгового кровотока и упруго-эластические свойства сосудов крупного и среднего калибра, снижен тонус со- судов микроциркуляторного русла в каротидном и вертебро-базилярном бассейнах головного мозга. Кроме того отмечаются затруднение венозного оттока и признаки венозной дисгемении. При анализе межполушарной асиметрии выявлено значимое увеличение показателей, характеризующих интенсивность кровенаполнения и упругоэластические свойства сосудов в вертебро-базилярном бассейне левого полушария головного мозга, а также повышение тонуса сосудов среднего и мелкого калибра в каротидном бассейне правого полушария.

Ключевые слова

средний школьный возраст, мозговой кровоток, синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Батуева Е.В. Особенности нервно-психического развития, церебральной гемодинамики и микроциркуляции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. мед. наук. Иваново, 2008. 18 с.
  2. Белоусова Е.Д., Никонова М.Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2000. № 3. С. 39–42.
  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М., 2002. 128 с.
  4. Глозман Ж.М., Шевченко И.А. Проблема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции // Вестн. КемГУ. 2013. № 3. С. 129–137.
  5. Грибанов А.В., Мелькова Л.А., Старцева Л.Ф. Мозговая гемодинамика у гиперактивных детей с дефицитом внимания // Экология человека. 2013. № 10. С. 49–54.
  6. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплёкин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: Руководство практического психолога и социального педагога / под общ. ред. А.В. Гри- банова. М., 2004. 176 с.
  7. Грибанов А.В., Панков М.Н. Центр компетенций развития ребенка «Содействие» как научно- образовательное подразделение университета по проблеме дефицита внимания с гиперактивностью // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2014. № 1. С. 5–13.
  8. Данилова Н.И. Психофизиология. М., 2007. 368 с.
  9. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопр. практ. педиатрии. 2012. Т. 7, № 1. С. 54–62.
  10. Заваденко Н.Н. Диагностика и лечение когнитивных и поведенческих нарушений у детей. Применение церебролизина в их комплексной коррекции: метод. пособие для врачей. М., 2005. 89 с.
  11. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2014. № 1. С. 31–39.
  12. Касатикова Е.В., Ларионов Н.П., Брязгунов И.П. Исследование распространенности, показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников // Педиатрия. 1999. № 5. С. 73–76.
  13. Мелькова Л.А. Особенности мозговой гемодинамики у детей дошкольного возраста с нарушением внимания и гиперактивностью // Бюл. Ин-та развития ребенка. 2010. № 1(3). С. 66–69.
  14. Морозова Е.А. Отдаленные последствия перинатальной патологии мозга // Дет. больница. 2011. № 3. С. 43–49.
  15. Морозова Е.А., Мадякина А.А. Современные представления о происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью – психиатрия или неврология // Рус. журн. дет. неврологии. 2011. № 3. С. 3–8.
  16. Морозова E.A., Мубаракшина А.Р. Неврологические проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: материалы III регион. науч.-практ. конф. «Педиатрия и детская хирургия в Приволжском федеральном округе» // Казан. мед. журн. 2006. Т. 87, прилож. С. 175–176.
  17. Москаленко Ю.Е., Вайнштейн Г.Б. Реоэнцефалография: биофизические основы, информативность, границы применения // Физиология человека. 1983. Т. 9, № 5. С. 70–72.
  18. Мубаракшина А.Р. Ультразвуковая доплерографическая оценка церебрального кровотока у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. мед. наук. Казань, 2009. 23 с.
  19. Мубаракшина А.Р., Тухбатуллин М.Г., Прусаков В.Ф. Сосудистые нарушения у детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Невролог. вестн. 2006. Т. XXVIII, вып. 1-2. С. 26–30.
  20. Мубаракшина А.Р., Тухбатуллин М.Г., Прусаков В.Ф., Зайкова Ф.М. Комплексная эхография в оценке церебрального кровотока у детей с СДВГ // Детская неврология: материалы науч.-практ. конф. Казань, 2008, С. 38–42.
  21. Нифонтова О.Л., Литовченко О.Л., Гудков А.Б. Показатели центральной и периферической гемодинамики у детей коренной народности Севера // Экология человека. 2010. № 1. С. 28–32.
  22. Осколкова М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей. М., 1988. 341 с.
  23. Подоплёкин А.Н., Старцева Л.Ф., Джос Ю.С. Функциональное состояние головного мозга у детей с СДВГ при различных стратегиях поведенческого реагирования // Экология человека. 2010. № 11. С. 28–34.
  24. Ратнер А.Ю. Нарушение мозгового кровообращения у детей. Казань, 1986. 287 с.
  25. Ронкин М.А., Иванов Л.Б. Реография в клинической практике. М., 1997. 403 с.
  26. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад). М., 2007. 64 c.
  27. Фефелкина Н.С. Клинические и патогенетические особенности гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 2007. 22 с.
  28. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. СПб., 2007. 136 с.
  29. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. СПб., 2004. 112 с.
  30. Шишелова О.В., Гудков А.Б. Морфофункциональные особенности брахицефальных артерий у детей среднего школьного возраста по данным ультразвуковой диагностики // Экология человека. 2003. № 2. С. 44–47.
  31. Amen D.G., Carmichael B.D. High resolution Brain SPECT Imaging in ADHD // Ann. Clin. Psychiatry. 1997. Vol. 9, № 2. P. 81–86.
  32. Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. N. Y.; London, 1998. 628 p.
  33. Barkley R.A. The Inattentive Type of ADHD аs a Distinct Disorder: What Remains to Be Done // Clinical Psychology: Science and Practice. 2001. Vol. 8, №. 4. P. 489–493.
  34. Barkley R.A. Adolescents with Attention-deficit/Hyperactivity Disorder: an Overview of Empirically Based Treatments // J. Psychiatr. Pract. 2004. № 10. P. 39–56.
  35. Guiding Principles for the Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Washington, 2006. 12 p.
  36. Kim B.N., Lee J.S., Shin M.S. et al. Regional Cerebral Perfusion Abnormalities in Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Statistical Parametric Mapping Analysis // Eur. Arch. Psychiatry Clin. Neurosci. 2002. № 252. P. 219–225.

Источник

«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», кто они?

Неблагоприятное воздействие социально-экономических, экологических факторов современного общества становится одной из главных проблем ухудшения здоровья детей. В современных социокультурных условиях становится актуальной проблемой дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что предопределенно необходимостью воспринимать большое количество информации в течение коротких промежутков времени. В последнее время психологи и педагоги отмечают заметное увеличение количества детей с СДВГ. Необходимость изучения этой категории детей обусловлена тем, что данный синдром – это один из факторов, который создает для детей с СДВГ трудности в обучении и коммуникации.

Дети с СДВГ требуют к себе повышенное внимание со стороны родителей и близких людей, учителей и воспитателей, а также сверстников. А зачастую мы взрослые не знаем как правильно себя вести с такими детьми. Я начинаю рубрику «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», для того, чтобы понять самой, помочь разобраться вам взрослым и помочь научиться жить в ладу с самим собой ребенку с СДВГ.

Само название, «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», говорит о том, что ребенку присуще повышенная активность и есть какие-то проблемы с вниманием.

СДВГ — один из довольно новых диагнозов, он ставится детям с ощутимыми проблемами в области внимания, импульсивности и чрезмерной активности [2].

По международной психиатрической классификации (DSM IV) выделяют три типа СДВГ [8]:

Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.

Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.

Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.

СДВГ представляет собой хроническое расстройство мозговых функций, поведения и развития, поведенческие и когнитивные последствия которого проявляются в различных областях функционирования [8].

История изучения этого состояния насчитывает более 150 лет. Первые упоминания о СДВГ начинаются с упоминания немецкого психиатра Г. Хофман «Неугомонный Фил». Это первый автор, который сфокусировал научное внимание на поведенческий аспект детей.

Интерес и сложность синдрома СДВГ состоит в том, что он является комплексным: медицинским, психологическим и педагогическим.

СДВГ – неврологическое — поведенческое расстройство развития, проявляющееся в детском возрасте [3]. Проявляется такими признаками, как сложности в концентрации внимания, гиперактивности и не стабильно управляемая импульсивность.

Вопреки большому количеству исследований, проведенных к настоящему времени, происхождение и механизмы развития СДВГ остаются недостаточно выявленными. Известно, что причина этого синдрома, имеет комбинированный характер (Н. Н. Заваденко [3, 4], И. П. Брязгунов [1], D. P. Cantwell, S. Sanber, F. X. Castellanos, и др.) [2].

По мнению исследователей, повреждение головного мозга в пренатальный и перинатальный периоды, имеет большое значение в развитие СДВГ. Но эти консигнаторы, и в определенной стадии являются причиной формирования синдрома СДВГ в настоящее время не выявлено [2].

Генетическая концепция развития СДВГ выдвигает гипотезу врожденной не зрелости функциональных систем головного мозга, которые отвечают за внимание и моторный контроль [2].

В результате анализа исследований, проведенных в Соединённых Штатах Америки, и Чехословакии (З. Тржесоглава, J. Biederman, D. K. Serman) у 10-20% детей с СДВГ, проявлялась наследственная склонность, к этому заболеванию. При этом, чем более выражены симптомы заболевания, тем вероятнее оно имеет генетическую природу [2].

СДВГ соответствует запаздывание процессов созревания высших психических функций, вследствие, чего происходят трудности в обучении.

Созревание головного мозга — это процесс длительный. И зачастую неравномерный [5].

Первый функциональный блок головного мозга обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Его созревание начинается ещё во внутриутробный период и заканчивается созревание к 2-3 годам. В этот момент формируется будущий психофизиологический стиль психической и учебной деятельности ребенка. Если происходит запаздывание созревания первого функционального блока, тогда запаздывает созревание интереса к познавательной деятельности.

Второй функциональный блок, его созревание происходит от 3 до 7-8 лет. Это блок приема, переработки и хранения информации.

Созревание третьего блока программирования, регуляции и контроля над протеканием психической деятельности заканчивается к 12-15 годам. В лобных долях происходит формирование познавательных стилей личности и обучения. Происходит выстраивание норма поведения. Младший школьник, когда ставит перед собой цели, тогда контролирует ее достижение. Тогда он может регулировать свое поведение, речь и эмоции. Третий блок формирует активную и сознательную познавательную деятельность.

Концентрацию внимания создают лобные отделы левого полушария головного мозга, а за распределение внимания отвечает лобные отделы правого полушария [6].

В 1987 году DSM-IV СДВГ разделили, на два вида — с гиперактивностью и без гиперактивности [2].

Симптомы СДВГ включают в себе невнимательность, гиперактивность, импульсивность, затруднения в овладении учебных навыков и умений, а также трудности в межличностных отношениях. СДВГ зачастую сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, со сложностями в формировании языка и речи, а также в учебных знаниях, умениях и навыках. Можно сделать заключение, что синдром СДВГ может относиться, к категории пограничных расстройств и находится в центре внимания медицинских, психологических и других исследований [2].

В следующей статье рассмотрим вопрос о внимании детей с СДВГ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Издательство Института психотерапии. 2001. 96 с.

2. Грибанов А. В., Волокитина Т. В., Гусеева Е. А., Подоплекин Д. Н., Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М.: Академический Проект. 2004. 176 с.

3. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: 2005. 256 с.

4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология. 2003. №6. С. 17-22.

5. Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: Изд. дом СПбМАПО. 2014. 112 с.

6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: 1969. 360 с.

7. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием / под. редакцией О. Б. Ганпацуровой. Новосибирск.: Издательство НГПУ. 2018. 287 с.

8. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия. 2012. 656 с.

Источник

Читайте также:  Как берут кровь на синдром дауна