Волокитина грибанов синдром дефицита внимания
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки»», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки»», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1410а, г. Архангельск
Тел: (818-2) 21-61-21
Сайт: https://gum.narfu.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
vestnik@narfu.ru
|
Рубрика:
УДК
[616.831-005:616.89-008.47]-053.5
Сведения об авторах
Грибанов Анатолий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, директор института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 338 научных публикаций, в т. ч . 11 монографий
Мелькова Людмила Артемьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кардиореспираторной системы института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 17 научных публикаций
Федотов Денис Михайлович, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кардиореспираторной системы института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 25 научных публикаций
Аннотация
В статье представлены результаты исследования мозгового кровообращения методом реоэнцефалографии у 54 мальчиков среднего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и 45 детей без данной патологии. Показано, что у мальчиков с СДВГ снижены интенсивность мозгового кровотока и упруго-эластические свойства сосудов крупного и среднего калибра, снижен тонус со- судов микроциркуляторного русла в каротидном и вертебро-базилярном бассейнах головного мозга. Кроме того отмечаются затруднение венозного оттока и признаки венозной дисгемении. При анализе межполушарной асиметрии выявлено значимое увеличение показателей, характеризующих интенсивность кровенаполнения и упругоэластические свойства сосудов в вертебро-базилярном бассейне левого полушария головного мозга, а также повышение тонуса сосудов среднего и мелкого калибра в каротидном бассейне правого полушария.
Ключевые слова
средний школьный возраст, мозговой кровоток, синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета
Список литературы
- Батуева Е.В. Особенности нервно-психического развития, церебральной гемодинамики и микроциркуляции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. мед. наук. Иваново, 2008. 18 с.
- Белоусова Е.Д., Никонова М.Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2000. № 3. С. 39–42.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М., 2002. 128 с.
- Глозман Ж.М., Шевченко И.А. Проблема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции // Вестн. КемГУ. 2013. № 3. С. 129–137.
- Грибанов А.В., Мелькова Л.А., Старцева Л.Ф. Мозговая гемодинамика у гиперактивных детей с дефицитом внимания // Экология человека. 2013. № 10. С. 49–54.
- Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплёкин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: Руководство практического психолога и социального педагога / под общ. ред. А.В. Гри- банова. М., 2004. 176 с.
- Грибанов А.В., Панков М.Н. Центр компетенций развития ребенка «Содействие» как научно- образовательное подразделение университета по проблеме дефицита внимания с гиперактивностью // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2014. № 1. С. 5–13.
- Данилова Н.И. Психофизиология. М., 2007. 368 с.
- Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопр. практ. педиатрии. 2012. Т. 7, № 1. С. 54–62.
- Заваденко Н.Н. Диагностика и лечение когнитивных и поведенческих нарушений у детей. Применение церебролизина в их комплексной коррекции: метод. пособие для врачей. М., 2005. 89 с.
- Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2014. № 1. С. 31–39.
- Касатикова Е.В., Ларионов Н.П., Брязгунов И.П. Исследование распространенности, показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников // Педиатрия. 1999. № 5. С. 73–76.
- Мелькова Л.А. Особенности мозговой гемодинамики у детей дошкольного возраста с нарушением внимания и гиперактивностью // Бюл. Ин-та развития ребенка. 2010. № 1(3). С. 66–69.
- Морозова Е.А. Отдаленные последствия перинатальной патологии мозга // Дет. больница. 2011. № 3. С. 43–49.
- Морозова Е.А., Мадякина А.А. Современные представления о происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью – психиатрия или неврология // Рус. журн. дет. неврологии. 2011. № 3. С. 3–8.
- Морозова E.A., Мубаракшина А.Р. Неврологические проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: материалы III регион. науч.-практ. конф. «Педиатрия и детская хирургия в Приволжском федеральном округе» // Казан. мед. журн. 2006. Т. 87, прилож. С. 175–176.
- Москаленко Ю.Е., Вайнштейн Г.Б. Реоэнцефалография: биофизические основы, информативность, границы применения // Физиология человека. 1983. Т. 9, № 5. С. 70–72.
- Мубаракшина А.Р. Ультразвуковая доплерографическая оценка церебрального кровотока у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. мед. наук. Казань, 2009. 23 с.
- Мубаракшина А.Р., Тухбатуллин М.Г., Прусаков В.Ф. Сосудистые нарушения у детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Невролог. вестн. 2006. Т. XXVIII, вып. 1-2. С. 26–30.
- Мубаракшина А.Р., Тухбатуллин М.Г., Прусаков В.Ф., Зайкова Ф.М. Комплексная эхография в оценке церебрального кровотока у детей с СДВГ // Детская неврология: материалы науч.-практ. конф. Казань, 2008, С. 38–42.
- Нифонтова О.Л., Литовченко О.Л., Гудков А.Б. Показатели центральной и периферической гемодинамики у детей коренной народности Севера // Экология человека. 2010. № 1. С. 28–32.
- Осколкова М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей. М., 1988. 341 с.
- Подоплёкин А.Н., Старцева Л.Ф., Джос Ю.С. Функциональное состояние головного мозга у детей с СДВГ при различных стратегиях поведенческого реагирования // Экология человека. 2010. № 11. С. 28–34.
- Ратнер А.Ю. Нарушение мозгового кровообращения у детей. Казань, 1986. 287 с.
- Ронкин М.А., Иванов Л.Б. Реография в клинической практике. М., 1997. 403 с.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад). М., 2007. 64 c.
- Фефелкина Н.С. Клинические и патогенетические особенности гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 2007. 22 с.
- Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. СПб., 2007. 136 с.
- Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. СПб., 2004. 112 с.
- Шишелова О.В., Гудков А.Б. Морфофункциональные особенности брахицефальных артерий у детей среднего школьного возраста по данным ультразвуковой диагностики // Экология человека. 2003. № 2. С. 44–47.
- Amen D.G., Carmichael B.D. High resolution Brain SPECT Imaging in ADHD // Ann. Clin. Psychiatry. 1997. Vol. 9, № 2. P. 81–86.
- Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. N. Y.; London, 1998. 628 p.
- Barkley R.A. The Inattentive Type of ADHD аs a Distinct Disorder: What Remains to Be Done // Clinical Psychology: Science and Practice. 2001. Vol. 8, №. 4. P. 489–493.
- Barkley R.A. Adolescents with Attention-deficit/Hyperactivity Disorder: an Overview of Empirically Based Treatments // J. Psychiatr. Pract. 2004. № 10. P. 39–56.
- Guiding Principles for the Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Washington, 2006. 12 p.
- Kim B.N., Lee J.S., Shin M.S. et al. Regional Cerebral Perfusion Abnormalities in Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Statistical Parametric Mapping Analysis // Eur. Arch. Psychiatry Clin. Neurosci. 2002. № 252. P. 219–225.
Источник
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция «Журнала медико-биологических исследований», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1410а, г. Архангельск
Тел: (818-2) 21-61-21
Сайт: https://medbio.narfu.ru/
e-mail: vestnik_med@narfu.ru;
vestnik@narfu.ru
|
Рубрика:
УДК
[616.831-005:616.89-008.47]-053.5
Сведения об авторах
Грибанов Анатолий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, директор института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 338 научных публикаций, в т. ч . 11 монографий
Мелькова Людмила Артемьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кардиореспираторной системы института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 17 научных публикаций
Федотов Денис Михайлович, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории кардиореспираторной системы института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 25 научных публикаций
Аннотация
В статье представлены результаты исследования мозгового кровообращения методом реоэнцефалографии у 54 мальчиков среднего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и 45 детей без данной патологии. Показано, что у мальчиков с СДВГ снижены интенсивность мозгового кровотока и упруго-эластические свойства сосудов крупного и среднего калибра, снижен тонус со- судов микроциркуляторного русла в каротидном и вертебро-базилярном бассейнах головного мозга. Кроме того отмечаются затруднение венозного оттока и признаки венозной дисгемении. При анализе межполушарной асиметрии выявлено значимое увеличение показателей, характеризующих интенсивность кровенаполнения и упругоэластические свойства сосудов в вертебро-базилярном бассейне левого полушария головного мозга, а также повышение тонуса сосудов среднего и мелкого калибра в каротидном бассейне правого полушария.
Ключевые слова
средний школьный возраст, мозговой кровоток, синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета
Список литературы
- Батуева Е.В. Особенности нервно-психического развития, церебральной гемодинамики и микроциркуляции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. мед. наук. Иваново, 2008. 18 с.
- Белоусова Е.Д., Никонова М.Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2000. № 3. С. 39–42.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М., 2002. 128 с.
- Глозман Ж.М., Шевченко И.А. Проблема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции // Вестн. КемГУ. 2013. № 3. С. 129–137.
- Грибанов А.В., Мелькова Л.А., Старцева Л.Ф. Мозговая гемодинамика у гиперактивных детей с дефицитом внимания // Экология человека. 2013. № 10. С. 49–54.
- Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплёкин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: Руководство практического психолога и социального педагога / под общ. ред. А.В. Гри- банова. М., 2004. 176 с.
- Грибанов А.В., Панков М.Н. Центр компетенций развития ребенка «Содействие» как научно- образовательное подразделение университета по проблеме дефицита внимания с гиперактивностью // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2014. № 1. С. 5–13.
- Данилова Н.И. Психофизиология. М., 2007. 368 с.
- Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопр. практ. педиатрии. 2012. Т. 7, № 1. С. 54–62.
- Заваденко Н.Н. Диагностика и лечение когнитивных и поведенческих нарушений у детей. Применение церебролизина в их комплексной коррекции: метод. пособие для врачей. М., 2005. 89 с.
- Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. 2014. № 1. С. 31–39.
- Касатикова Е.В., Ларионов Н.П., Брязгунов И.П. Исследование распространенности, показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников // Педиатрия. 1999. № 5. С. 73–76.
- Мелькова Л.А. Особенности мозговой гемодинамики у детей дошкольного возраста с нарушением внимания и гиперактивностью // Бюл. Ин-та развития ребенка. 2010. № 1(3). С. 66–69.
- Морозова Е.А. Отдаленные последствия перинатальной патологии мозга // Дет. больница. 2011. № 3. С. 43–49.
- Морозова Е.А., Мадякина А.А. Современные представления о происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью – психиатрия или неврология // Рус. журн. дет. неврологии. 2011. № 3. С. 3–8.
- Морозова E.A., Мубаракшина А.Р. Неврологические проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: материалы III регион. науч.-практ. конф. «Педиатрия и детская хирургия в Приволжском федеральном округе» // Казан. мед. журн. 2006. Т. 87, прилож. С. 175–176.
- Москаленко Ю.Е., Вайнштейн Г.Б. Реоэнцефалография: биофизические основы, информативность, границы применения // Физиология человека. 1983. Т. 9, № 5. С. 70–72.
- Мубаракшина А.Р. Ультразвуковая доплерографическая оценка церебрального кровотока у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. … канд. мед. наук. Казань, 2009. 23 с.
- Мубаракшина А.Р., Тухбатуллин М.Г., Прусаков В.Ф. Сосудистые нарушения у детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Невролог. вестн. 2006. Т. XXVIII, вып. 1-2. С. 26–30.
- Мубаракшина А.Р., Тухбатуллин М.Г., Прусаков В.Ф., Зайкова Ф.М. Комплексная эхография в оценке церебрального кровотока у детей с СДВГ // Детская неврология: материалы науч.-практ. конф. Казань, 2008, С. 38–42.
- Нифонтова О.Л., Литовченко О.Л., Гудков А.Б. Показатели центральной и периферической гемодинамики у детей коренной народности Севера // Экология человека. 2010. № 1. С. 28–32.
- Осколкова М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей. М., 1988. 341 с.
- Подоплёкин А.Н., Старцева Л.Ф., Джос Ю.С. Функциональное состояние головного мозга у детей с СДВГ при различных стратегиях поведенческого реагирования // Экология человека. 2010. № 11. С. 28–34.
- Ратнер А.Ю. Нарушение мозгового кровообращения у детей. Казань, 1986. 287 с.
- Ронкин М.А., Иванов Л.Б. Реография в клинической практике. М., 1997. 403 с.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад). М., 2007. 64 c.
- Фефелкина Н.С. Клинические и патогенетические особенности гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 2007. 22 с.
- Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. СПб., 2007. 136 с.
- Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. СПб., 2004. 112 с.
- Шишелова О.В., Гудков А.Б. Морфофункциональные особенности брахицефальных артерий у детей среднего школьного возраста по данным ультразвуковой диагностики // Экология человека. 2003. № 2. С. 44–47.
- Amen D.G., Carmichael B.D. High resolution Brain SPECT Imaging in ADHD // Ann. Clin. Psychiatry. 1997. Vol. 9, № 2. P. 81–86.
- Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. N. Y.; London, 1998. 628 p.
- Barkley R.A. The Inattentive Type of ADHD аs a Distinct Disorder: What Remains to Be Done // Clinical Psychology: Science and Practice. 2001. Vol. 8, №. 4. P. 489–493.
- Barkley R.A. Adolescents with Attention-deficit/Hyperactivity Disorder: an Overview of Empirically Based Treatments // J. Psychiatr. Pract. 2004. № 10. P. 39–56.
- Guiding Principles for the Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Washington, 2006. 12 p.
- Kim B.N., Lee J.S., Shin M.S. et al. Regional Cerebral Perfusion Abnormalities in Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Statistical Parametric Mapping Analysis // Eur. Arch. Psychiatry Clin. Neurosci. 2002. № 252. P. 219–225.
Источник
«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», кто они?
Неблагоприятное воздействие социально-экономических, экологических факторов современного общества становится одной из главных проблем ухудшения здоровья детей. В современных социокультурных условиях становится актуальной проблемой дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что предопределенно необходимостью воспринимать большое количество информации в течение коротких промежутков времени. В последнее время психологи и педагоги отмечают заметное увеличение количества детей с СДВГ. Необходимость изучения этой категории детей обусловлена тем, что данный синдром – это один из факторов, который создает для детей с СДВГ трудности в обучении и коммуникации.
Дети с СДВГ требуют к себе повышенное внимание со стороны родителей и близких людей, учителей и воспитателей, а также сверстников. А зачастую мы взрослые не знаем как правильно себя вести с такими детьми. Я начинаю рубрику «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», для того, чтобы понять самой, помочь разобраться вам взрослым и помочь научиться жить в ладу с самим собой ребенку с СДВГ.
Само название, «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», говорит о том, что ребенку присуще повышенная активность и есть какие-то проблемы с вниманием.
СДВГ — один из довольно новых диагнозов, он ставится детям с ощутимыми проблемами в области внимания, импульсивности и чрезмерной активности [2].
По международной психиатрической классификации (DSM IV) выделяют три типа СДВГ [8]:
Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.
Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.
СДВГ представляет собой хроническое расстройство мозговых функций, поведения и развития, поведенческие и когнитивные последствия которого проявляются в различных областях функционирования [8].
История изучения этого состояния насчитывает более 150 лет. Первые упоминания о СДВГ начинаются с упоминания немецкого психиатра Г. Хофман «Неугомонный Фил». Это первый автор, который сфокусировал научное внимание на поведенческий аспект детей.
Интерес и сложность синдрома СДВГ состоит в том, что он является комплексным: медицинским, психологическим и педагогическим.
СДВГ – неврологическое — поведенческое расстройство развития, проявляющееся в детском возрасте [3]. Проявляется такими признаками, как сложности в концентрации внимания, гиперактивности и не стабильно управляемая импульсивность.
Вопреки большому количеству исследований, проведенных к настоящему времени, происхождение и механизмы развития СДВГ остаются недостаточно выявленными. Известно, что причина этого синдрома, имеет комбинированный характер (Н. Н. Заваденко [3, 4], И. П. Брязгунов [1], D. P. Cantwell, S. Sanber, F. X. Castellanos, и др.) [2].
По мнению исследователей, повреждение головного мозга в пренатальный и перинатальный периоды, имеет большое значение в развитие СДВГ. Но эти консигнаторы, и в определенной стадии являются причиной формирования синдрома СДВГ в настоящее время не выявлено [2].
Генетическая концепция развития СДВГ выдвигает гипотезу врожденной не зрелости функциональных систем головного мозга, которые отвечают за внимание и моторный контроль [2].
В результате анализа исследований, проведенных в Соединённых Штатах Америки, и Чехословакии (З. Тржесоглава, J. Biederman, D. K. Serman) у 10-20% детей с СДВГ, проявлялась наследственная склонность, к этому заболеванию. При этом, чем более выражены симптомы заболевания, тем вероятнее оно имеет генетическую природу [2].
СДВГ соответствует запаздывание процессов созревания высших психических функций, вследствие, чего происходят трудности в обучении.
Созревание головного мозга — это процесс длительный. И зачастую неравномерный [5].
Первый функциональный блок головного мозга обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Его созревание начинается ещё во внутриутробный период и заканчивается созревание к 2-3 годам. В этот момент формируется будущий психофизиологический стиль психической и учебной деятельности ребенка. Если происходит запаздывание созревания первого функционального блока, тогда запаздывает созревание интереса к познавательной деятельности.
Второй функциональный блок, его созревание происходит от 3 до 7-8 лет. Это блок приема, переработки и хранения информации.
Созревание третьего блока программирования, регуляции и контроля над протеканием психической деятельности заканчивается к 12-15 годам. В лобных долях происходит формирование познавательных стилей личности и обучения. Происходит выстраивание норма поведения. Младший школьник, когда ставит перед собой цели, тогда контролирует ее достижение. Тогда он может регулировать свое поведение, речь и эмоции. Третий блок формирует активную и сознательную познавательную деятельность.
Концентрацию внимания создают лобные отделы левого полушария головного мозга, а за распределение внимания отвечает лобные отделы правого полушария [6].
В 1987 году DSM-IV СДВГ разделили, на два вида — с гиперактивностью и без гиперактивности [2].
Симптомы СДВГ включают в себе невнимательность, гиперактивность, импульсивность, затруднения в овладении учебных навыков и умений, а также трудности в межличностных отношениях. СДВГ зачастую сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, со сложностями в формировании языка и речи, а также в учебных знаниях, умениях и навыках. Можно сделать заключение, что синдром СДВГ может относиться, к категории пограничных расстройств и находится в центре внимания медицинских, психологических и других исследований [2].
В следующей статье рассмотрим вопрос о внимании детей с СДВГ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Издательство Института психотерапии. 2001. 96 с.
2. Грибанов А. В., Волокитина Т. В., Гусеева Е. А., Подоплекин Д. Н., Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М.: Академический Проект. 2004. 176 с.
3. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: 2005. 256 с.
4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики // Дефектология. 2003. №6. С. 17-22.
5. Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: Изд. дом СПбМАПО. 2014. 112 с.
6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: 1969. 360 с.
7. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием / под. редакцией О. Б. Ганпацуровой. Новосибирск.: Издательство НГПУ. 2018. 287 с.
8. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия. 2012. 656 с.
Источник