Водопьянова н е синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях
Скопировать в буфер библиографическое описание
Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08627-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438406 (дата обращения: 08.06.2020).
Добавить в избранное
3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С.
2019
Страниц
299
Обложка
Твердая
ISBN
978-5-534-08627-0
Библиографическое описание
Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08627-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438406 (дата обращения: 08.06.2020).
Показать все
Аннотация
Оглавление
Медиаматериалы
2
Аннотация
Настоящее практическое пособие посвящено причинам психического выгорания на работе. В нем представлены симптомы и последствия стресса, причины выгорания специалистов разных профессий, экзистенциальные аспекты выгорания. Особое внимание уделяется теории и практике преодоления стресса и выгорания. Издание дополнено глоссарием, который позволит лучше освоить материалы учебного пособия.
Источник
Скопировать в буфер библиографическое описание
Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 343 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-03082-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/415580 (дата обращения: 08.06.2020).
Добавить в избранное
3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.
2018
Страниц
343
Обложка
Твердая
ISBN
978-5-534-03082-2
Библиографическое описание
Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 343 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-03082-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/415580 (дата обращения: 08.06.2020).
Показать все
Аннотация
Оглавление
Медиаматериалы
2
Аннотация
Настоящее практическое пособие посвящено причинам психического выгорания на работе. В нем представлены симптомы и последствия стресса, причины выгорания специалистов разных профессий, экзистенциальные аспекты выгорания. Особое внимание уделяется теории и практике преодоления стресса и выгорания. Издание дополнено глоссарием, который позволит лучше освоить материалы учебного пособия.
Источник
Скопировать в буфер библиографическое описание
Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 343 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-03082-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/402432 (дата обращения: 08.06.2020).
Добавить в избранное
3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.
2017
Страниц
343
Обложка
Твердая
ISBN
978-5-534-03082-2
Библиографическое описание
Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 343 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-03082-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/402432 (дата обращения: 08.06.2020).
Показать все
Аннотация
Оглавление
Медиаматериалы
2
Аннотация
Настоящее практическое пособие посвящено причинам психического выгорания на работе. В нем представлены симптомы и последствия стресса, причины выгорания специалистов разных профессий, экзистенциальные аспекты выгорания. Особое внимание уделяется теории и практике преодоления стресса и выгорания. Издание дополнено глоссарием, который позволит лучше освоить материалы учебного пособия.
Источник
Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.
Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:
Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).
Инструкция:
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Стимульный материал.
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)
Лист (бланк) для ответов должен включать:
Фамилия, имя, отчество……………………………………
Возраст…………………………………………………………..
Пол………………………………………………………………….
Профессия/должность…………………………………………
Стаж работы в данной должности………………………..
Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»
Интерпретация, обработка результатов.
В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).
Уровни показателей выгорания.
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.
При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.
Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Показатели выгорания в различных возрастных группах
Показатели выгорания в зависимости от стажа работы
Раздел: тесты по психологии с ответами
Тесты по психологии личности.
Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.
Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)
Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.
Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.
Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.
Консультация психолога.
Источник
Абрамова Г.С. Практическая психология. — М.: Эксмо, 2007. — 366 с.
Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. — М.: Владос, 2008. — 272 с.
Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сб. научн. трудов. / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.
Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. — 2003. — № 8. С. 31-39.
Анциферова Л.И. Условия деформации личности. — М.: Владос, 1998. — 296 с.
Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания. // Трудный пациент. № 12, 2009. С. 20-24.
Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. — СПб.: Речь, 2008. — 348 с.
Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 2011. — 105 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М.: Эксмо, 2010. — 469 с.
Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии — М.: Смысл, 2008. 287 с.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: МПСИ, 2004. — 542 с.
Вачков В.И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие. — М.: Ось-89, 2009. — 256 с.
Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: СПБГУ, 2010. — 498 с.
Водопьянова Н.Е., Ковальчук Н. С. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек — человек». — СПб.: СПБГУ, 2008. — 154 с.
Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ, 2005, № 6. С. 79-86.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Крылова А.А. и Коростылевой Л.А. — СПб.: Питер, 2010. — 316 с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология — М.: Педагогическое общество России, 2009. — 512 с.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 2007. — 179 с.
Гринберг Дж.С. Управление стрессом / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002. — 648 с.
Гулина М.А. Психология социальной работы. — СПб.: Питер, 2004. — 352 с.
Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. — М.: МПСИ, Флинта, 2008. — 366 с.
Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2009. — 604 с.
Карелин А.В. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический проект, 2009. — 842 с.
Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
Ковальчук В.И. Психическое «выгорание» тренеров // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». — СПб.: СПбГУ, 2000.- С. 312-315.
Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.П. Эффективность образования. — М.: Педагогика, 2003. — 272 с.
Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска. — СПб.: ЛОИРО, 2006. — 172 с.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Эксмо, 2003. — 285 с.
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.
Купер К.Л., Дэйв Ф. Дж., О’Драйсколл. М.П. Организационный стресс. Теория, исследования и практическое применение / Пер. с англ. — Х.: Гуманитарный Центр, 2007. — 336 с.
Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Пер. с англ. — М.: Смысл, 2009. — 486 с.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М.: Просвещение, 2003. — 286 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Речь, 2010. — 592 с.
Малкина-Пых И.Г. Техники позитивной терапии и НЛП. — М.: Эксмо, 2008. — 416 с.
Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Эксмо, 2003. — 298 с.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — М. Класс, 2007. — 379 с.
Маслоу А. Психология бытия. — М.: Смысл, 2006. — 156 с.
Мерзлякова Г.С. Синдром профессионального «выгорания» как профессиональный кризис педагога. // Материалы международной научной конференции. — Саратов: Научная книга, 2007. — 308 с.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М.: АСТ, 2008, — 228 с.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Владос, 2004. — 325 с.
Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М.: МПСИ, 2001. — 435 с.
МКБ-10 ВОЗ. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр. Классификация клинических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. / Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. — М.: Медицина, 2007. — 644 с.
Монина Г.Б. Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009. — 246 с.
Монина Г.Б., Лютова Е. К. Коммуникативный тренинг. — СПб.: Речь, 2007. — 245 с.
Муздыбаев К.Н. Дилеммы распределения ресурсов // Вопросы психологии. 2005, №7. С. 31-42.
Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997, № 5. С.20-30.
Наследов А.Н. SPSS 19. Профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2011. — 400 с.
Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии.- М.: Владос, 2010. — 462 с.
Ньюстром Дж. У., Сканнел Э.Е. Деловые игры и современный бизнес // Пер. с англ. — М.: Эксмо 1997. — 364 с.
О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. — М.: Альпина, 2006. — 256 с.
Орел В.Е. Исследование обвинительной установки как феномена профессиональной деформации // Психология и практика. — М.: 2009. №1. С.29-34.
Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. — Ярославль, 2009. С. 76-97.
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. — 2003. С. 90.
Орел В.Е., Шемет И.С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. — Ярославль, 2007. С.109-116.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 605 с.
Перре М., Лайрейтер А.-Р., Бауманн У. Стресс и копинг как факторы влияния / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. — 392 с.
Плигин А.Г., Герасимов А.Н. Руководство к курсу НЛП-Практик. — М.: Альпина, 2009. — 576 с.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Эксмо, 2010. — 346 с.
Пряжников Н.С., Пряжников Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М.: Владос, 2010. — 334 с.
Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. — М.: Владос, 2011. — 336 с
Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление личности человека. — М.: АСТ, 2004. — 480 с.
Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. — СПб.: Питер, 2007. — 464с.
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. — 2002, №3. — с.85-95.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. / Пер. с англ. — М.: Медицина, 2010. — 488 с.
Селье Г. Стресс без дистресса. / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989. — 612 с.
Семенова Е.М Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. — М.: ИПП, 2002. — 224 с
Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №5, С.3-9.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 704 с
Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Вопросы психологии, 2008, № 5. С. 18-21.
Фонтана Д. Как справиться со стрессом. — М.: Педагогика-пресс, 2005. -548 с.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии, 2004, №6. С.38-45.
Холл М., Боденхамер Б. НЛП-мастер. Полный сертификационный курс. / Пер. с англ. — М.: Прайм-Еврознак, 2009 г. — 544 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007 — 546 с.
Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. — СПб.: Питер, 2011. — 160 с.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. — М.: Педагогическое общество России, 2011. — 241 с.
Источник