В основе синдрома гиперактивности лежит

Гиперактивность («активный» — от латинского «activus» —– деятельный, действенный,
«гипер» — от греческого «hyper» — над, сверху — указывает на превышение нормы)
у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту
развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью.

    Сегодня
участковые педиатры сталкиваются с детской гиперактивностью не так уж редко.
Однако родителям не всегда понятно, что происходит с их ребенком, какие
последствия несет гиперактивность и каким должен быть образ жизни такого
ребенка.

    —
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики
проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития: в 1–2
года, 3 года и 6–7 лет. В 1–2 года закладываются навыки речи, в 3 года у
ребенка увеличивается словарный запас, в 6–7 лет формируются навыки чтения и
письма. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления
гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная
двигательная активность.
     Существуют и другие классификации. 

    К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило,
исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения
сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз
синдрома гиперактивности. 
       В основе гиперактивности, как правило,
лежит минимальная мозговая дисфункция, которая и является причиной
возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.
 
       Несмотря на то, что этой проблемой
занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи,
психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует
мнение, что гипер-активность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда
и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем
чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе
излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду
гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так так
синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого
имеет только специалист
. При этом
диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на
основе фиксации излишней двигательной активности ребенка. 
В 85% случаев причиной возникновения гиперактивности является патология
беременности и родов. 
Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности»
обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для
включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий.

       Прежде всего,
ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке, без интеллектуальных
перегрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной
атмосфере
. Желательно, чтобы в
начальных классах он обучался по специальной индивидуальной программе. Если
перечисленные выше условия выполняются и ребенок получает соответствующую
медикаментозную поддержку, то через 3–4 года большинство таких детей можно
переводить в массовую школу. В том же случае, если перечисленные меры не
приняты, гиперактивные дети уже в начальных классах испытывают трудности в
обучении, а иногда, несмотря на неординарные способности, даже остаются на
второй год. 
       Лечение и воспитание гиперактивного
ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов:
невролога, психолога, педагога и др.

Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения
родителей. Врач, наблюдающий за ребенком, конечно же, в первую очередь проводит
соответствующее лечение.    Другая, не
менее важная, функция — разъяснение родителям причин возникновения
гиперактивности и разработка индивидуальной программы помощи ребенку. Родители,
как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам.
Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что
поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Ребенок
ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не
назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с
которыми он не в состоянии. 
    
Таким образом, врач должен проводить разъяснительную работу с родителями
и по возможности — с педагогами. Было бы полезно с этой целью приглашать
врача–невролога на родительское собрание в детские дошкольные и школьные
учреждения или направлять родителей на индивидуальную консультацию к
специалистам, чтобы получить необходимые знания и провести психологическую
коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка. 
      Главной задачей родителей является
обеспечение общего эмоционально–нейтрального фона развития и обучения ребенка
. Кроме того, родители должны отслеживать эффективность
проводимого лечения и сообщать о его результатах неврологу, психологу,
педагогам. Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов, осуществляет
процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и
поведения, семейную обстановку. Только в случае подобного комплексного подхода
происходит последовательное единодушное воспитание и обучение гиперактивного
ребенка, что способствует реализации потенциала ребенка и снижению его
эмоционального напряжения. 

Что следует знать
родителям гиперактивного ребенка?

       Родители гиперактивных детей, как
правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые
стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают
дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго
наказывают за малейший проступок. Другие, устав от бесконечной борьбы,
стараются не обращать внимания на поведение ребенка, предоставляют ребенку
полную свободу действий, тем самым лишая ребенка поддержки взрослых. Некоторые
же родители даже впадают в состояние отчаяния и депрессии (которое, в свою
очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). В то время как с
гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если
взрослый ВЫПОЛНЯЕТ вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было
ни криков, ни восторженных интонаций. Полярность эмоций вредна.
 
           Гиперактивный ребенок,
будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится
к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших
успешных действий.

           Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными
способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают»
информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа
обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают
ребенка в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования к таким
детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам
и отказу от учебы вообще. 
        Бывает, что родители, уверовав либо в
исключительность своего ребенка, либо в невозможность что–то изменить, выбирают
тактику вседозволенности, и ребенок начинает манипулировать взрослыми. 
          Гиперактивному ребенку, как
правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в
школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за
успехи и достижения, даже самые незначительные

        Если взрослый хочет добиться
того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо
научиться давать инструкции для него.

Прежде всего, указания должны быть немногословными, содержать не более десяти
слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Родители
не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую,
убери игрушки, потом помой руки и приходи за стол…». А лучше дать
те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как
выполнено предыдущее
. Причем
необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени.
Их выполнение необходимо проконтролировать. 
        В случае, если родители считают, что
какую–то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя
гулять одному, нельзя брать спички т. д.), то надо помнить, что подобных запретов
должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и
сформулированы в очень четкой и непреклонной форме
. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие
санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою
очередь, родители должны быть очень последовательными при исполнении наказаний. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой
настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны
взрослого, а любой неожиданной «эмоциональной бури». 
       Если ребенок громко кричит, можно
вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок
швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему интересную игру. В силу своей
импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требованию взрослого
переключиться с одного вида деятельности на другой
. Иногда лучше за несколько минут до начала новой
деятельности предупредить его об этом. К примеру, если ребенок смотрит
телевизор, а родители считают, что ему пора спать, можно сказать ему: «Через
десять минут мы выключает телевизор. Хорошо». 
       Такие дети очень быстро утомляются. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения,
родителям рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах
скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много
гостей, избегать шумных компаний и криков. 
         Соблюдение дома четкого режима
(распорядка) дня
— тоже одно из
важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным
ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо
осуществлять в одно и то же известное ребенку время. Чтобы предотвратить
перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное
время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления
сил, не менее десяти часов (в зависимости от возраста). 
         По возможности надо оградить
гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра
телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному
возбуждению. 
Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность
своему ребенку израсходовать избыточную энергию, записывают его в различные
спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению
ребенка. 
       Хорошо, когда ребенок занимается,
например, плаванием, бегом, танцами. Нo бывают случаи, когда ребенок так и не
может приспособиться к занятиям в многочисленной группе сверстников. В таких
ситуациях совместные с родителями занятия принесут ему гораздо больше
пользы. 
Полезны
гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время
которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком,
узнать о его проблемах
. А свежий
воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться. 
        Кроме того, гиперактивный
ребенок должен постоянно наблюдаться у невропатолога, своевременно проходить
курсы реабилитации, массажа, ЛФК и санаторно–курортное лечение. 

Рекомендации родителям
гиперактивных детей

  1.  В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите
    его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет
    укрепить уверенность ребенка в собственных силах. 
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». 
  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко. 
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы
    он мог его завершить. 
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
    (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). 
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения
    домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. 
  8. Избегайте по возможности скопления людей. 
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте
    беспокойных, шумных приятелей. 
  10.  Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля
    и нарастанию гиперактивности. 
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна
    ежедневная физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, спортивные
    занятия. 
  12. Корректно анализируйте недостатки поведения ребенка. Гиперактивность
    неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных
    мер. 

Источник

4 декабря 20198101 тыс.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.

Суть расстройства

В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений. 

При СДВГ возникают трудности с:

  • удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
  • принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
  • усидчивостью;
  • участием в разных видах деятельности;
  • поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.

СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.

Распознаем синдром самостоятельно

О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.

Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):

  • Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
  • Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
  • Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.

На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:

  • расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
  • симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
  • проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
  • ребенку менее 12 лет.

Подозрения или диагноз?

Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.

Диагноз СДВГ ставят на основании:

  • жалоб;
  • анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
  • беседы с родителями и маленьким пациентом.

Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.

Какие лекарства назначают

Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).

Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.

Нужны ли консультации с другими специалистами?

При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.

Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.

Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.

Нужен ли нейропсихолог

Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции. 

Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.

На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.

Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/

Источник

Евгения Королева
Основы гиперактивности у детей дошкольного возраста.

ОСНOВЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста

Среди детей, вызывающих проблемы, трудности, повышенное внимание педагогов, часто оказываются даже не дети с задержкой умственного и психического развития, а шумные, беспокойные, гиперактивные дети.

Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

Чистякова М. И. дает такое определение – гиперактивность – это сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации. Матвеев В. Ф. утверждает, что наряду с двигательной расторможенностью (гиперактивностью) нередко встречается эмоциональная неустойчивость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям и конфликтам. Такие подростки, как правило, постоянные нарушители дисциплины. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Подобное нарушение получило название «синдром дефицита внимания».

В последнее время вследствие широкой распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.

Большинство исследователей отмечают три основныхблока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность (Шевченко Ю. С., 1997., Заваденко Н. Н., 2000 и др.).

Следует отметить, что выраженность гиперактивности у детей с синдромом дефицита внимания варьирует в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается. Среди мальчиков синдром встречается в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. В старшем дошкольном возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т. д.)

Нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, в снижении избирательности внимания (неспособен, надолго сосредоточиться, на определенной деятельности, выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое.

Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует не подумав. На занятиях он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом детей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т. д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-10 минут, а затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранять концентрацию внимания,дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются его задние ножки.

В результате коррекции при помощи разнонаправленных двигательных упражнений поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и само регуляции.

К шести годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится регулятором поведения ребенка. Речь в старшем дошкольном возрасте превращается в универсальное средство общения, возрастает ее выразительность, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач.

Общение ребенка с взрослым – основноеи решающее условие становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Общение со сверстниками оказывает влияние на самопознание. К ровеснику ребенок более требователен и объективен в оценке. Дети стремятся поддерживать положительные взаимоотношения и участвуют в общей деятельности. Мотивы с товарищами у детей 5-7 лет настолько сильны, что ребенок часто отказывается от своих интересов в пользу поддержания контакта.

Таким образом, младший дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, коммуникативную.

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более осознаются, приобретают произвольный характер.

1.2. Анализ причин в развитии СДВГ у детей

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД, которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся (Шевченко Ю. С., Кэмпбелл Р., Заваденко Н. Н.)

Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет право только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак на основе фиксации изменения двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагнозируется патология беременности и родов (Заваденко Н. Н.).

В настоящее время специалистами многих стран ведутся нейрофизиологические и нейропсихологические биологические исследования ММД и гиперактивности. Что касается морфологических исследований, то существует лишь их незначительное количество, которые проведены на животных. У животных моделировались те факторы,которые считаются причиной возникновения ММД: асфиксия при родах, внутриутробная гипоксия, нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т. д.

Проводимые исследования, как правило, выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения и т. д.

Нейропсихологические исследования выявляют низкий психический тонус, повышенную истощаемость.

Одним из факторов риска для формирования СДВГ является влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Антропогенное загрязнение окружающей среды может иметь негативные последствия для здоровья детей.

Известно, что в непосредственной близости от многих промышленных предприятий образуются зоны с повышенным содержанием свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и др. микроэлементов. Выхлопные газы автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом. Предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызвать поведенческие нарушения, при этом небольшую восприимчивость к его токсическому действию имеют дети в возрасте 1-2 лет. У детей возникают проблемы со стороны нервно- психического развития и поведения, двигательной расторможенности, а также тенденции к снижению коэффициента интеллекта (IQ — айкью).

Существуют теории, согласно которым факторами риска для формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются воздействия пищевых токсинов, или аллергенов. Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой гиперактивность обуславливается церебральным раздражением, вызванным искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами.

Удаление этих веществ из продукта питания приводит к значительному улучшению поведения и исчезновению трудностей обучения у большинства гиперактивных детей.

По – мнению многих исследователей, важную роль в формировании ММД (минимальных мозговых дисфункций) играют социально – психологические факторы,в том числе внутрисемейные и несемейные:

• Воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей);

• Повторный брак у родителей;

• Частые конфликты в семье;

• Продолжительная разлука с родителями, в связи с проживанием у бабушки с дедушкой или в интернате;

• Тяжелое длительное заболевание (чаще всего онкологическое) или смерть одного из родителей;

• Низкая материальная обеспеченность семьи;

• Неблагоприятные бытовые условия (совместное проживание многих родственников в коммунальной квартире, отсутствие у ребенка отдельной комнаты).

Среди неблагоприятных факторов, влияющих на развитие СДВГ, И. В.Дубровина выделяет следующие:

1) Органические поражения мозга (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции);

2) Осложнения во время беременности матери;

3) Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);

4) Генетический фактор (наследственная природа СДВГ);

5) Особенности нейрофизиологии и кейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС);

6) Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Источник