В какой садик отдать ребенка с синдромом дауна
Вопрос, вынесенный в заголовок, становится все более и более актуальным для родителей. Ведь постепенно у них появляется реальная возможность выбирать дошкольное учреждение для своего ребенка с синдромом Дауна.
Что привело к такому положению вещей? С одной стороны, это положительные изменения в системе образования, с другой – более высокий уровень готовности особых детей к детскому саду. Если добавить к этому то, что наше общество учится цивилизованно относиться к людям с особыми образовательными потребностями, то позитивность происходящих перемен в отношении обучения детей с синдромом Дауна становится очевидной. Тем не менее, все это не снимает вопросов и тревог родителей при выборе детского сада.
На наш взгляд, эти переживания могут быть в значительной степени вызваны недостатком информации по данному вопросу, что, в свою очередь, затрудняет принятие взвешенного решения о первых шагах ребенка по образовательному маршруту.
Попытаемся описать основные типы детских садов, имеющихся в нашей стране, их достоинства и недостатки. Основным аргументом, который поможет нам при осуществлении выбора, станет мнение педагогов и психологов, ученых и практиков о том, что оптимальным для развития и социализации особого ребенка является сочетание специализированной помощи с нахождением в коллективе нормально развивающихся сверстников.
Прежде всего, отметим систему специализированных садов, которые в настоящее время принято называть садами компенсирующего вида.
Эти сады специально созданы для детей с различными нарушениями развития, например, для детей с нарушением зрения, слуха, ортопедическими проблемами или нарушениями психического развития. Чем характеризуются такие сады и группы? Прежде всего, низкой наполняемостью групп и наличием квалифицированных специалистов – педагогов и психологов. Специализация педагогов может быть различной, она зависит от вида компенсирующего сада: например, с детьми с нарушением слуха будут работать сурдопедагоги, с детьми с потерей зрения – тифлопедагоги, а с малышами, у которых нарушение психического развития – дефектологи/коррекционные педагоги. В таких садах, в большинстве случаев, предусмотрены и ставки логопедов. Занятия строятся на основе коррекционной программы, учитывающей особенности развития детей, что позволяет обеспечить как дополнительный уход, так и специальные развивающие занятия.
Таким образом, ребенок получает в саду необходимую специализированную поддержку, однако от родителей требуется создание дополнительных условий для общения ребенка с обычно развивающимися сверстниками. Это может быть кружок, секция, «развивалка» или просто постоянная компания на детской площадке.
Следующий вариант – это возможность отдать ребенка в обычный детский сад.
Положительная сторона такого решения заключается в том, что ребенок находится в коллективе обычных сверстников. Но нельзя забывать и о том, что его потребность в специальной поддержке оказывается неудовлетворенной. Это значит, что родителям предстоит обеспечить ребенку дополнительное специальное обучение, что зачастую требует таких ресурсов, как время и финансы.
И, наконец, назовем детские сады, признанные во всем мире в качестве оптимального варианта для обучения детей с синдромом Дауна – интегративные (или инклюзивные) сады, которые призваны сочетать в себе преимущества вышеназванных типов садов, а именно – возможность получения ребенком специальной помощи и нахождение в коллективе обычно развивающихся сверстников.
Какой сад можно считать инклюзивным?
Важно понимать, что интеграция – это не просто наличие нескольких особых детей в стенах детского сада, скорее это модель, при которой ребенок с особенностями развития, интегрированный в общеобразовательную среду, не лишается необходимой ему специализированной помощи. Это означает, что в учреждении должны быть соответствующие специалисты и условия для реализации коррекционно-педагогической, психологической и социальной поддержки ребенка и его семьи. Существует несколько видов инклюзивной модели: ребенок может воспитываться в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида либо, воспитываясь в группе вместе с обычно развивающимися детьми, обязательно получает коррекционную помощь. Таким образом, интеграция сближает две образовательные системы, общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Не останавливаясь подробно на различных вариантах интеграции, скажем, что она может быть частичной, или временной, когда дети с особыми образовательными потребностями объединяются с обычными детьми во время определенных занятий и мероприятий. Уровень/полнота интеграции зависит как от возможностей учреждения, так и от готовности самого ребенка. В данном случае на первое место выходят не учебные знания ребенка, а уровень развития навыков самообслуживания и социализации, то есть готовность находиться в коллективе сверстников. Преимущества таких садов очевидны: инклюзия способствует социализации дошкольников с особыми потребностями, а для обычно развивающихся детей создает среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единство разных личностей.
Обратимся к результатам исследования, которые позволяют нам сделать выводы об уровне образовательной инклюзии в детских садах. Исследование было проведено в пятнадцати ДОУ города Томска, что, тем не менее, позволяет нам получить достаточно ясное представление о существующем положении дел. Полученный материал – иллюстрация того, насколько оправдано в условиях современной российской действительности предпочтение инклюзивных форм воспитания и обучения традиционным – обучению в специализированных ДОУ.
* Статья кандидата психологических наук Н. А. Урядницкой, подготовленная совместно с кандидатом психологических наук В.Р. Шмидт, в журнале «Синдром Дауна. XXI век» № 1(8) 2012 г.
Приводим выводы по результатам проведенного исследования:
- Инклюзивное образование в регионах находится на этапе формирования. Этот этап проходит с разной степенью активности, которая по большей части зависит от профессиональной позиции и ценностных ориентаций региональных руководящих органов образования. Социальный запрос на инклюзивное образование дошкольников в данный период в регионах в значительной степени удовлетворен либо еще недостаточно сформировался.
- Уровень толерантности родителей дошкольников позволяет достаточно широко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени. Профессиональные установки сотрудников ДОУ также являются значимым ресурсом для успешного начала и продвижения инклюзии дошкольников с особыми образовательными потребностями (ООП).
- Основным ресурсом реализации инклюзивного дошкольного образования в региональных ДОУ является кадровый, хотя пятая часть детских садов все же испытывают недостаток в квалифицированных кадрах для реализации программ инклюзивного воспитания. В целом лишь половина ДОУ начинают деятельность по инклюзивному воспитанию дошкольников с ООП, не испытывая недостатка в каких-либо ресурсах.
- Подавляющее большинство ДОУ проводят образовательную инклюзию в рамках бюджетного финансирования. Проектная деятельность, привлечение спонсорских средств и помощи благотворительных организаций практически не осуществляется.
- Образовательная инклюзия осуществляется в отношении дошкольников, принадлежащих к достаточно широкому кругу детей с особыми образовательными потребностями (ООП), среди которых есть дети с синдромом Дауна.
- При комплектовании инклюзивных групп не используются какие-либо стандарты; наполняемость групп, соотношение обычных и «особых» детей в одной группе довольно широко варьируются и не связаны со спецификой образовательных потребностей последних или ведущим нарушением. Зачастую (около трети ДОУ) соотношение «особых» детей и детей с обычным ходом психического развития внутри одной группы довольно высоко (1 к 3 и выше).
- Наиболее активно в инклюзивные группы принимаются старшие дошкольники, однако имеется опыт и в отношении детей раннего возраста.
- Нагрузка на специалистов в ДОУ, реализующих программы инклюзивного воспитания, достаточно высока как в силу значительной концентрации особых детей, так и по причине малого числа специалистов. Кроме того, в ДОУ практически отсутствуют такие помогающие специалисты, как социальный работник или социальный педагог, которые могли бы внести существенный вклад в повышение качества образовательной инклюзии и поддержки семьи.
- Специалисты реализуют в отношении детей с ООП следующие формы обучения: групповые и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, диагностика и консультирование родителей.
- Менее трети детей с ООП из инклюзивных групп продолжают обучение в общеобразовательных школах, такое же количество «особых» дошкольников поступают в коррекционные школы. Вопрос о продолжении образования в подавляющем большинстве решается на уровне ПМПК с учетом пожеланий родителей ребенка.
Как мы видим, при всех положительных сторонах инклюзивного образования, в настоящее время существенная часть таких садов не может в полном объеме оказать детям специализированную поддержку. Что же может помочь вам определиться в том, насколько детский сад отвечает требованиям инклюзии? Прежде всего, необходимо учесть, что у вашего ребенка есть риск попасть в детский сад с так называемой «стихийной интеграцией», когда название «инклюзивный» означает лишь наличие в дошкольном учреждении детей с особенностями развития. Фактически, это тот же массовый детский сад, в котором ваш ребенок не сможет получать необходимую специализированную помощь. Несмотря на отсутствие нормативно-правового обеспечения инклюзивных дошкольных (и школьных) учреждений, есть признаки, которые помогут вам оценить готовность сада к осуществлению инклюзии: детский сад считается инклюзивным, если в нем есть как минимум одна инклюзивная группа.- Инклюзивная группа объединяет детей с особенностями развития и их обычно развивающихся сверстников. — Наполняемость инклюзивной группы – не более 17 человек. Среди них может быть не более двух-четырех детей с особенностями развития. — Важно, чтобы детям с нарушениями развития при необходимости могли быть обеспечены вариативность обучения и индивидуальный режим посещения. Инклюзивная группа предполагает укомплектованность необходимыми специалистами, владеющими передовыми методиками и специализированными коррекционно-педагогическими методами обучения и воспитания.В инклюзивной группе, помимо воспитателей и помощников воспитателей, должны быть психологи, дефектологи (разного профиля), логопеды. В ряде садов предусматриваются ставки инструкторов ЛФК и массажистов.Таким образом, главным фактором в принятии решения должна быть не только готовность детского сада принять малыша, но и возможность учреждения обеспечить оптимальные условия для его развития.Все это приводит нас к мысли о том, что для принятия оптимального решения при выборе дошкольного образовательного учреждения необходимо исходить из оценки конкретной ситуации в конкретном месте проживания каждой семьи. Вопросы престижа, чувства социальной справедливости, желание быть на передовом рубеже и другие мотивы – всё должно отступать перед соображениями интересов и потребностей ребенка.
Источник
Вся работа специалистов нашего Центра подчинена одной главной цели – помочь интеграции, вхождению детей с синдромом Дауна в общество. Один из первых шагов на этом пути – устройство ребенка в детское дошкольное учреждение. За последние два года увеличилось количество детей, посещающих «Даунсайд Ап» и параллельно получающих помощь в других образовательных и досуговых организациях.
Это могут быть:
— специализированные коррекционные детские сады – ортопедические, офтальмологические, сурдологические – для детей, имеющих двигательные проблемы или особенности в развитии зрения и слуха;
— детские сады комбинированного вида – интегративные, где в группе обычных детей могут находиться несколько детей с особыми потребностями.
— районные детские сады для обычно развивающихся детей, чаще всего расположенные рядом с домом.
— реабилитационные центры, оказывающие педагогическую и психологическую помощь детям и родителям.
— так называемые досуговые центры, где с детьми занимаются музыкой, танцами, рисованием, лепкой и т. д.
— спортивные организации.
Часто родители спрашивают, что такое коррекционный или специализированный детский сад?
Эти сады посещают только дети с различными нарушениями в развитии: двигательными, интеллектуальными, проблемами со зрением (офтальмологическими), слухом и др. Группы в таких садах небольшие – от 5 до 15 человек; с детьми регулярно занимаются: логопеды – развитием речи, дефектологи – формированием познавательных навыков, а также другие специалисты. При необходимости детям оказывается медицинская помощь по основному заболеванию.
Ребенок посещает такой сад от трех до пяти раз в неделю. Чаще всего он находится там полный день, но есть так называемые «группы кратковременного пребывания», которые дети посещают в первой или второй половине дня.
Мы перечислили преимущества коррекционных детских садов, но необходимо принять во внимание и определенные недостатки:
1) не всегда такой детский сад находится рядом с вашим домом, и, если это так, вам с ребенком придется много времени проводить в транспорте, малыш устанет еще до начала занятий;
2) нередко родители тратят от трех до шести часов в день на дорогу в детский сад и обратно – мама проделывает этот путь четыре раза: отвозит ребенка, возвращается, едет за ним вечером и опять домой, следовательно, скорее всего, у нее не будет возможности выйти на работу на полную неделю;
3) в коррекционных садах у детей с проблемами в развитии не всегда бывает возможность взаимодействовать с детьми, развивающимися типичным образом.
Существует другой вариант, когда вы устраиваете своего сына или дочку в обычный районный детский сад рядом с вашим домом. В этом случае вам нет нужды поднимать ребенка ранним утром, спешить на автобус, метро, троллейбус, изнывать в пробках и, наконец, доставлять измотанного, потного, не выспавшегося малыша в детский сад, где ему требуется по меньшей мере пара часов отдыха для полноценного включения в занятия. Конечно, в обычном детском саду чаще всего не проводятся специализированные занятия. Но, если педагог правильно строит воспитательный процесс, ваш ребенок общается с детьми, принимает участие в общегрупповых занятиях и играх. Естественно, в этих условиях у него активизируется речь, быстрее формируются навыки самообслуживания и взаимодействия с детьми и взрослыми. Не стоит забывать и о том, что специалисты «Даунсайд Ап» регулярно занимаются с детьми, посещающими детский сад, до их поступления в школу.
Возможно, недостающие специализированные занятия ваш ребенок сможет получить также и в одном из реабилитационных центров, оказывающих поддержку детям с особенностями развития. Такие Центры сейчас открываются в большинстве районов нашего города. Информация о реабилитационных Центрах по административным округам Москвы неоднократно предоставлялась родителям. Многие семьи уже получают в них необходимую помощь параллельно с посещением детского сада и занятиями в «Даунсайд Ап».
Наиболее предпочтительным вариантом, на наш взгляд, является посещение нашим ребенком интегративного детского сада.
Интегративный детский сад сочетает в себе достоинства специализированного, коррекционного и обычного детского сад. Ваш ребенок находится в небольшой по количеству детей группе, имеет возможность постоянно общаться с хорошо говорящими детьми и регулярно заниматься со специалистами.
Чаще всего персонал такого сада имеет высокую квалификацию, использует современные педагогические методики, проводит работу с родителями, пропагандируя идеи инклюзивного образования, т.е., включения детей с особыми потребностями в общеобразовательную систему.
В Москве интегративные детские сады находятся преимущественно в Центральном административном округе, но есть несколько таких садов и в других округах.
А теперь пройдемся по округам.
Центральный административный округ
Первый детский сад, с которым «Даунсайд Ап» стал поддерживать партнерские отношения, это «Наш дом на Пресне» – детский сад № 1465, который находится в Стрельбищенском переулке, тел. 256-14-46. Проезд до станции метро «Краснопресненская» или «Улица 1905 года», далее на автобусе, троллейбусе или маршрутном такси).
Вот что рассказывает о работе сада его заведующая М.М. Прочухаева:
Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий. И такой мир существует в интегративном детском садике № 1465 «Наш дом на Пресне».
С 1996 года к нам приходят дети от 3,5 до 8 лет, как обычные, так и с проблемами развития (синдром Дауна, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, а также дети с различными формами невыраженных нарушений психического и речевого развития). Дети с особыми потребностями приходят к нам из Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд Ап», из Центра лечебной педагогики. У нас есть три возрастные группы: средняя (3,5–4,5 года), старшая (5–6 лет) и подготовительная (6–8 лет). Дети ходят в группу, соответствующую их возрасту. В каждой группе есть 12 детей возрастной нормы, три ребенка с синдромом Дауна, два ребенка с ранним детским аутизмом и ребенок с детским церебральным параличом. Жизнь садика построена так, что каждый ребенок участвует в тех занятиях (индивидуальных, подгрупповых, групповых), которые необходимы для его развития. Но большую часть времени дети проводят вместе: играют, рисуют, танцуют, поют, лепят, ставят спектакли. Кроме базовой обучающей программы РФ, мы используем авторские разработки педагогов детского сада. Детский сад совместно с ЦППРиК «Тверской» и общеобразовательной школой № 142 работает в режиме городской экспериментальной площадки в рамках проекта «Внедрение современных психолого-педагогических методов в работу образовательного учреждения». За годы нашей работы накоплен положительный опыт, создан коллектив профессионалов, в который входят педагоги, психологи и специалисты-медики: воспитатели, помощники воспитателей, семейные психологи, игротерапевты, арт-терапевты, психоневролог, невропатолог, нейропсихолог, кинезотерапевт, логопеды, дефектологи, массажист. В нашем детском садике специалисты работают по принципу междисциплинарной команды, где каждый специалист использует методы смежных специальностей, дополняя друг друга.
В 1996 году, т.е. в год создания Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», этот садик принял 10 детей с синдромом Дауна. В 2005–2006 учебном году детский сад посещают 8 наших детей.
Центр восстановительного лечения (ЦВЛ) № 4 находится на 3-й Красногвардейской улице, д. 4. Тел. 256-50-84. Проезд до станции метро «Улица 1905 года», далее троллейбусом 10 минут. В ЦВЛ принимаются дети с полутора до четырех лет. Дети посещают Центр 5 дней в неделю. Его интегративные группы рассчитаны на 12 детей.
ЦВЛ действует как ясли, (т.е. с детьми работают педагоги) и как лечебное учреждение: (есть занятия ЛФК, массаж, физиотерапия; детей наблюдает невропатолог, при необходимости проводится медикаментозная терапия). Сотрудники – и медики, и педагоги – имеют большой опыт работы с детьми с синдромом Дауна.
Для поступления в ЦВЛ №4 необходимо в районной поликлинике получить направление у невропатолога в консультативную поликлинику при Морозовской больнице, где вашего ребенка направят в это детское учреждение.
Интегративный детский сад № 492 находится на Крестьянской площади, дом 2а, тел. 911-01-57. Проезд до станции метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава», далее пешком минут 10–15. Принимаются дети старше двух лет.
У специалистов детского сада имеется большой опыт работы с детьми с синдромом Дауна – первая девочка, пришедшая в детский сад в три годика, в 2005 году поступила в школу.
В детском саду 4 группы; в каждой 15-18 человек, из них 2-3 ребенка с особенностями развития. Дети посещают детский сад 5 дней в неделю, участвуют в занятиях со специалистами: логопедами, дефектологами, психологом. Психологическая работа ведется как индивидуально с ребенком, так и с семьей.
В 2005 году в детском саду открылись две группы кратковременного пребывания детей – с 17 до 19 часов. Одна из них называется «Особый ребенок». Это интегративная группа, в ней шесть детей. Занятия проводит дефектолог, используя элементы педагогической системы Марии Монтессори.
Интегративный детский сад № 281 находится на Донской ул. д. 8, тел. 237-01-82. Детский сад расположен в жилом доме, проезд до станции метро «Октябрьская», далее пешком 15 минут. Принимаются дети старше трех лет.
Садик небольшой, в нем действуют две группы полного дня наполняемостью не более 15 человек. Посещение 5 дней в неделю. Группа кратковременного пребывания (4 часа в день) рассчитана на 6 человек. Ее дети посещают 4 раза в неделю.
С детьми занимаются специалисты: логопед, дефектолог, детский психолог. В этом детском саду есть социальный педагог, оказывающий помощь детям при вхождении в коллектив сверстников и при необходимости оказывающий помощь семьям. Дети получают сеансы массажа и ЛФК.
Детский сад № 1678 находится в переулке Васнецова д. 2, тел. 684-77-17. Проезд до станции метро «Сухаревская», далее пешком 15 минут.
Детский сад предлагает нашим детям в возрасте 1,5 — 3 лет занятия в адаптационных группах два раза в неделю. Группы интегративные, наполняемость – не более 10 человек. Занятия проводят дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог. Имеются возможности для участия в оздоровительных программах. В саду есть тренажерный и спортивный залы, сауна, бассейн, солярий, проводятся массаж и занятия ЛФК.
Детский сад № 47 находится на Новокузнецкой улице д. 29/30, тел. 951-63-22, 10 минут пешком от станции метро «Павелецкая» кольцевая. Есть группы полного дня и кратковременного пребывания, принимаются дети с 1,5 до 4 лет.
Наши дети посещают интегративные группы кратковременного пребывания (в первой половине дня), занимаются со специалистами. В детском саду есть бассейн, проводятся занятия ЛФК и массаж. В садике царит доброжелательная атмосфера, сотрудники прекрасно относятся к нашим детям.
Офтальмологический детский сад № 224 находится в Большом Каретном переулке, д. 22, стр. 5, тел.299-94-80. Проезд до станции метро «Цветной бульвар», далее 10 минут пешком. Принимаются дети с нарушениями зрения. В детском саду пять обычных групп и одна группа «Особый ребенок», в которую принимают также и детей с синдромом Дауна. В этой группе 5-6 человек, дети посещают занятия от двух до пяти дней в неделю, в зависимости от возможностей ребенка. Занятия проводят логопеды, дефектологи и психологи, детям оказывает помощь окулист. Есть возможность пользоваться бассейном, получать массаж.
Юго-Западный административный округ
Интегративный детский сад-школа № 1709 находится на улице Рокотова, д. 4, корпус 4, тел. 425-72-22. Проезд до станции метро «Ясенево», далее автобусом 10 мин. В детском саду три группы, в каждой группе 15 человек. Дети с особенностями развития составляют 15-20 %. Детский сад принимает детей с трех-четырех лет, но существует очередь, поэтому родителям следует записаться заранее, примерно за два года.
Дети посещают сад от трех до пяти дней в неделю по решению специалистов в зависимости от состояния ребенка. Занятия проводят логопеды, дефектологи; социальный психолог консультирует семьи.
Интегративный детский сад № 2405 находится в Южном Бутово на улице Южнобутовская, д. 88, тел. 715-64-63. В детском саду шесть групп полного дня и три группы кратковременного пребывания. Дети с синдромом Дауна посещают детский сад пять дней в неделю. В интегративной группе 17 человек, из них 4-5 — дети с проблемами в развитии. Занятия проводят дефектологи, логопед и психолог. Администрация детского сада при поддержке управления образования ЮЗАО планирует в дальнейшем увеличить прием детей с особенностями развития.
Юго-Восточный административный округ
Офтальмологический детский сад-школа № 1772 находится на ул. Донецкой, д. 6, тел. 356-36-01. Проезд до станции метро «Марьино» или «Текстильщики», далее 10 минут на автобусе. В детский сад принимают детей с трех лет, для поступления в детский сад в сентябре, в марте-апреле необходимо созвониться с администрацией. В детском саду 12 групп по 10-15 человек, в каждой группе по 1-2 ребенка с особенностями развития.
Специалистами проводится лечение детей с проблемами зрения с использованием офтальмологической аппаратуры. Есть возможность воспользоваться комплексом оздоровительных процедур, включая физиотерапию, массаж, фитобар, кислородные коктейли.
С детьми проводит занятия учитель-дефектолог и учитель-логопед; функционирует психологическая служба: проводятся индивидуальные занятия с детьми и консультирование семей.
Интегративный детский сад № 2314 находится на Мячковском бульваре, д.18, корп. 2, тел. 658-60-42. Проезд до станции метро «Марьино», далее 10-15 минут пешком. Детей с особенностями развития принимают с четырех лет.
Детскому саду оказывают консультативную помощь специалисты реабилитационного центра «Крестьянская застава»: психолог, медики, логопеды и дефектологи. Заключен договор с коррекционной школой № 530 о приеме выпускников детского сада.
Шесть детей с синдромом Дауна посещают в этом детском саду отдельную группу. С ними занимаются логопед, психолог, дефектолог. Дети могут пользоваться бассейном, принимать массаж и кислородные коктейли.
Северо-Западный административный округ
Интегративный детский сад-школа № 1763 находится на улице Таллиннской д. 19 стр. 2, тел. 758-66-81. Проезд до станции метро «Щукинская», далее автобусом 15 минут. Для поступления в детский сад необходимо в апреле записаться по телефону на комиссию, которая действует при детском саде. По окончании ребенком садика рассматривается возможность поступления его в школу при детском саде.
Дети с особенностями развития принимаются в детский сад с четырех лет, посещают детский сад пять дней в неделю. С детьми занимаются дефектолог, логопед, детский психолог, проводится массаж и ЛФК.
Мы дали краткий обзор тех детских садов, которые уже посещают наши дети и администрация которых готова принимать детей в дальнейшем без предварительного обсуждения со специалистами нашего Центра. Родители могут напрямую связываться по телефону с детским садом и договариваться о встрече и своих дальнейших действиях по устройству ребенка в садик. В этом выпуске «Сделай шаг» вы сможете также познакомиться с впечатлениями родителей об их опыте взаимодействия с некоторыми московскими детскими садами.
«Даунсайд Ап» поддерживает контакты с большим количеством и других детских дошкольных учреждений Москвы, в которых также оказывают помощь детям с синдромом Дауна. Но для поступления в эти детский сад нашего ребенка родителям необходимо проконсультироваться с сотрудником «Даунсайд Ап» по координации работы с детскими садами.
Нам бы очень не хотелось, чтобы у вас, дорогие родители, создалось впечатление, что можно использовать только перечисленные возможности. В нашем городе наверняка есть другие детские учреждения, сотрудники которых имеют желание и возможности для работы с нашими детьми. Это могут быть и специализированные детский сад и обычные районные садики рядом с вашим домом, нужно только их найти. Обойдите близлежащие сады, побеседуйте с администрацией, приводите с собой детей – это в большинстве случаев помогает преодолеть необоснованные страхи, разрушить стереотипы восприятия педагогами ребенка с синдромом Дауна.
Обращайтесь в управления образования по месту жительства, настаивайте на открытии групп в детских садах для наших детей, пусть сначала это будут группы кратковременного пребывания.
Активность родителей – это великая сила, защита права ваших детей на образование во многом находится в ваших руках.
Источник