Упражнения при синдроме двигательных нарушений

Упражнения при синдроме двигательных нарушений thumbnail

Кто о чём…А я всё о том же))))

Встали сегодня на очередь в дневной стационар. После майских буду прозванивать, чтобы узнать, когда нам начнут делать курс массажа…

Еще раз перечитала нашу мед. карту. Невролог с первого месяца ставит диагноз «Синдром двигательных нарушений». Решила погуглить, что за зверь такой…

«Синдром двигательных нарушений» – для многих современных родителей этот диагноз звучит, как приговор. Врачи все чаще выносят такой вердикт маленьким пациентам. Этот синдром, как правило, дает о себе знать в первые недели жизни ребенка. При таком отклонении с самого рождения врачи могут наблюдать нарушения мышечного тонуса. Причем, как в сторону спада, так и в сторону повышения, потому как у ребенка имеются или снижение, или повышение спонтанной двигательной активности. Бывают и такие случаи, когда мышцы на разных конечностях у ребенка развиваются по-разному и это тоже проблема. Синдром двигательных нарушений может стать причиной медленного развития ребенка. Крайне медленными будут речевое и психическое развитие. 

Все из-за того, что нарушение мышечного тонуса препятствует формированию нормальных двигательных функций, проведению целенаправленных движений и овладению речью, в связи с чем ребенок значительно позже начинает сидеть, ползать и ходить. Если детям, которые нормально развиваются, требуется 3-4 месяца, чтобы научиться держать голову, то малыши с синдромом двигательных нарушений даже в год не всегда справляются с этой задачей. Заметить, что ребенок развивается неправильно, должен врач. Поэтому, пока ребенку не исполнится год, молодым родителям следует регулярно посещать врачей-специалистов.

Признаки, которые помогут определить, что у ребенка синдром двигательных нарушений:

  • нарушения артикуляции;
  • бедная мимика;
  • позднее появление улыбки (позже, чем 3 месяца);
  • задержка зрительно-слуховых реакций;
  • слабый монотонный крик. 

(ВООБЩЕ-ТО НИ ОДИН ИЗ ЭТИХ ПУНКТОВ К НАМ НЕ ВЯЖЕТСЯ…)

Родители должны внимательно изучать поведение ребенка, наблюдать за ним и общаться с другими мамами, чтобы проводить параллели в развитии детей.

Во многих случаях именно при параллельном наблюдении родители определяли отклонения у деток, обращались к специалистам, и это помогало избегать серьезных последствий. При двигательных нарушениях ребенок может сам брать в руки игрушки, погремушки, но в то же время не понимать, что с ними надо делать. (ОТЛИЧНО ВСЁ ПОНИМАЕТ С 2Х МЕСЯЦЕВ!)  Если у малыша наблюдаются зрительные отклонения, то ребенок не может с первого раза дотянуться до нужной вещи, первые несколько попыток могут заканчиваться неудачей. Поэтому бдительный надзор – неплохая диагностика.

Если синдром двигательных нарушений заметили на поздних стадиях (в 8-10 месяцев), то ситуация усложняется. Это возраст, когда нормальный ребенок уже произносит звуки, а кто-то даже целые слоги, но от детей с нарушенной двигательной активностью в это время слышится непонятное нытье. У них неправильная артикуляция, а поэтому трудно формируются голосовые реакции и произношение звуков. Ребенок в таком случае не осознает, что летит с его уст. Как следствие – дыхание становится тяжелым, открытие рта – неконтролируемым, кончик языка у таких деток становится лопатообразный, а не острый, как должно быть в норме. Когда детки с таким синдромом начинают говорить, их голос имеет носовой оттенок, и говорят они так, будто страдают от насморка. 

Тем не менее, многим детям, которым врачи ставили этот, на первый взгляд, страшный диагноз, так как они не развивались в соответствии с нормами, через несколько месяцев, полгода или год его просто снимали. Удивительно, но дети вырастали абсолютно здоровыми. Среди молодых мам по этому поводу даже существует шутка: «Если в медицинской карте вашего ребенка до года нет записи «синдром двигательного нарушения», то вы просто забыли посетить врача-невролога». Для детей даже составлен специальный график планового осмотра у этого специалиста. Запланируйте посещение в три месяца, полгода, в девять месяцев и в годик. Потом визиты могут быть редкими, но также постоянными. Проблему лучше предупредить, чем бороться с ней. По статистике 90 процентов детских двигательных нарушений проходят до полутора лет. Главное, чтобы врач вовремя заметил и назначил правильное лечение. Чаще отклонения лечат плановым курсом общегомассажа. При тяжелых случаях назначают лечебную физкультуру, педагогическую коррекцию, подбирают специальный режим или же применяют физиотерапевтические методы. Если приходится обращаться к медикаментозной терапии, то это может быть фитотерапия (мочегонные травы) игомеопатические препараты.

Лечение зависит и от уровня тонуса ребенка. При низкой двигательной активности назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу, при повышенной – те, которые понижают передачу. Чтобы не травмировать ребенка, используют такой способ введения препарата как электрофорез.

Читайте также:  Виден ли синдром дауна на узи в 12 недель

При синдроме двигательных нарушений детям советуют давать продукты, максимально богатые витамином В или вводить витамины этой группы внутримышечно.  

И все же общий расслабляющий массаж остается самым действующим способом лечения детских двигательных нарушений. Родители должны найти специалиста, который хорошо разбирается именно в специфике детского массажа и детского организма, ведь организм новорожденных слишком слаб и даже одно неправильное движение может привести к нежелательным последствиям. 15 сеансов общего массажа – и все начнет меняться к лучшему. Во время массажа можно использовать специальные мази, но только по назначению врача. Особое внимание надо обращать на работу с ногами. Перед упражнениями следует закутать ножки в шерстяную одежду, после занятий сделать специальные парафиновые сапожки. Неплохо делать ребенку ванночки из отварного овса 30-40 минут в день, продолжительность курса должна составлять 10-15 дней. Лечебная физкультура также должна проходить под наблюдением специалиста.

  Лечебная физкультура – как ее проводить?

  1. Прежде всего, работайте над тем, чтобы ребенок часто повторял отдельные движения – это поможет развить двигательный стереотип. Ежедневно изучайте по 3-5 новых движений, каждое из них повторяйте не менее 25 раз.
  2. Тренируйте двигательные навыки. Ребенок ни в коем случае не должен лежать, как овощ и молча наблюдать за всем, что происходит вокруг. Заставьте ребенка за чем-то потянуться, что-то достать. Провоцируйте двигательную деятельность малыша, стимулируйте речевую деятельность. Не нагружайте ребенка взрослыми словами, общайтесь с ним на его же языке, но не сводите все к примитиву. Пусть малыш сначала научится различать, что хорошо, а что нет. Пускай изучает эмоционально-психологические реакции, а там уже и до речи недалеко.

Помните, что даже в тяжелых случаях своевременно начатое лечение или терапия поможет избавиться от функциональной недостаточности центральной нервной системы, ведь тяжелыми последствиями этого синдрома могут быть церебральный паралич и эпилепсия. А тогда лечение будет уже более долгим и тяжелым.

Специалисты со спокойным сердцем говорят: если уделять ребенку достаточно внимания, следить за каждым изменением, каждым неправильным движением, то синдром двигательных нарушений можно быстро обнаружить, а при сотрудничестве со специалистами и при максимальной работе с ребенком от него легко можно избавиться. Главное, не терять надежду и не впадать в панику.

 Хммм.. Я конечно верю, что долгое сидение в животе и скорые роды дают о себе знать… Но всё-таки не хочется мириться с этим диагнозом (((  Тем более УЗИ головного мозга показало, что всё у нас в порядке. Очень надеюсь, что массажик нам поможет, и на приеме в 6 месяцев этот диагноз  снимут..

Источник

Упражнения при синдроме двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений (СДН) – расстройство двигательной сферы человека, обусловленное поражением головного мозга и нарушением работы ЦНС. Обычно поражает один или несколько отделов мозга: кора больших полушарий, подкорковые ядра, ствол. Форма мышечной патологии определяется объемом и областью поражения мозга. Недуг проявляется патологическим изменением тонуса мышц и разнообразными двигательными нарушениями.

Болезнь развивается у грудных детей 2-4 месяцев, перенесших травму или гипоксию мозга. Причинами синдрома двигательных нарушений у детей могут быть негативные факторы, оказывающие внутриутробное воздействие на плод и вызывающие перинатальное поражение центральной нервной системы. Судорожная активность мышц, их гипотония и слабость требуют срочного лечения.

СДН клинически проявляется уже в первые дни и недели жизни ребенка. У больных детей возникает гипо- или гипертонус мышц, снижается или повышается спонтанная двигательная активность, ослабляется двигательная функция конечностей, нарушается рефлекторная деятельность. Они отстают в физическом развитии от сверстников, не справляются с целенаправленными движениями и их координацией, имеют трудности со слухом, зрением и речью. Развитие мышечной ткани на разных конечностях происходит с разной интенсивностью.

Эти проблемы постепенно провоцируют нарушение психического развития и неполноценность интеллекта. Замедляется речевое и психоэмоциональное развитие. Дети с СДН начинают сидеть, ползать и ходить несколько позже своих ровесников. Некоторые из них даже в год не держат голову. Полное отсутствие произвольных движений гортанных мышц у детей приводит к нарушению глотательного рефлекса. Этот признак указывает на серьезную стадию патологии, которая требует срочного проведения терапевтических мероприятия, способных устранить столь опасную симптоматику.

Читайте также:  Лекарство для детей с синдромом дауна

Поскольку синдром не прогрессирует, его своевременное и правильное лечение дает впечатляющие результаты. Согласно МКБ-10 он имеет код G25 и относится к «Другим экстрапирамидным и двигательным нарушениям».

Этиология

Упражнения при синдроме двигательных нарушений

Этиопатогенетические факторы, вызывающие перинатальное поражение ЦНС — ППЦНС и провоцирующие синдром:

  • Родовая травма, полученная ребенком при появлении на свет в результате применения акушером-гинекологом физической силы с целью ускорения родоразрешения.
  • Упражнения при синдроме двигательных нарушенийКислородное голодание (гипоксия) плода приводит к поражению клеток головного мозга, отвечающих за различные мышечные процессы.
  • Тяжелые и длительные роды с задержкой изгнания плода.
  • Внутриутробные нейроинфекции, проникающие в плод через плаценту от больной матери.
  • Скрытые инфекции матери – краснуха, токсоплазмоз.
  • Заболевания, передающиеся половым путем у беременной женщины.
  • Врожденные аномалии костей и суставов.
  • Большая масса плода, тазовое предлежание, неправильное вставление головки.
  • Отравления беременной женщины химическими веществами или пищевыми продуктами.
  • Генетические причины – хромосомные нарушения.
  • Физические причины — влияние электромагнитного поля или рентгеновского облучения на плод.
  • Наркомания, алкоголизм и табакокурение у беременной женщины.
  • Обвитие петель пуповины вокруг шеи и тела плода.
  • Фетоплацентарная недостаточность.
  • Гидроцефалия, обусловленная оттоком ликвора в мозге.

Точная причина в каждом конкретном случае не всегда ясна. Обычно синдром развивается при одновременном воздействии нескольких негативных факторов, причем один из них является ведущим, а остальные лишь усиливают эффект.

Симптоматика

Изменение нормальной структуры головного мозга проявляется различными расстройствами двигательной сферы. Это связано с нарушением передачи нервного импульса от структур головного мозга к скелетной мускулатуре и развитием патологического состояния в этих мышечных группах.

Упражнения при синдроме двигательных нарушений

Клинические признаки синдрома двигательных нарушений у грудничка:

  1. Снижение мышечной силы, замедленные движения малыша.
  2. Гипотония мышц ведет к дистрофическим процессам и истончению конечностей.
  3. Ослабление или усиление сухожильных рефлексов.
  4. Параличи и парезы.
  5. Перенапряжение мышц, их спазм, судороги.
  6. Непроизвольные движения.
  7. Нарушение базовых рефлексов – хватания и сосания.
  8. Неспособность самостоятельно держать головку, поднимать и сгибать конечности, переворачиваться, сгибать пальчики.
  9. Монотонный крик и плач.
  10. Нарушение артикуляции.
  11. Бедная мимика больного, отсутствие улыбок.
  12. Запаздывание зрительных и слуховых реакций.
  13. Трудности при кормлении грудью.
  14. Судорожный синдром, синюшность кожи.

Грудные дети с СДН плохо спят, подолгу смотрят в одну точку, периодически судорожно вздрагивают. Повернуть головку и раздвинуть ножки им удается только с посторонней помощью. Одну руку больные плотно прижимают к телу. Второй рукой они двигают и берут погремушку. Полная расслабленность часто сменяется напряженностью тела. При наличии зрительных дисфункций малыш не дотягивается до нужной вещи с первой попытки.

Симптомы гипертонуса:

  • тело малыша дугообразно изгибается,
  • грудничок рано начинает держать головку, брать игрушки,
  • больной ребенок прижимает к туловищу сжатые кулачки,
  • голова повернута в одну сторону,
  • малыш становится на носочки, а не на всю стопу.

Симптомы гипотонуса:

  • больной младенец вялый,
  • он мало двигает конечностями,
  • не может удержать игрушку в руке,
  • кричит слабо,
  • ребенок запрокидывает голову назад и долго не может ее держать,
  • не начинает вовремя ползать, сидеть и вставать,
  • не держит равновесие в положении сидя, шатается из стороны в сторону.

Выделяют несколько форм патологии:

  1. с преимущественным поражением ножек — ребенок двигает ручками, «приволакивает» ножки, поздно начинает ходить;
  2. одностороннее поражение мышц всего туловища с нарушением функции глотания и речи, умственное отставание;
  3. расстройство двигательных функций из-за поражения обеих конечностей — невозможность ползать, стоять и ходить;
  4. полная неподвижность ребенка, олигофрения, нестабильность психики.

Если ребенку поставили диагноз «СДН», необходимо действовать, а не отчаиваться. Детский организм при оказании квалифицированной медицинской помощи может противостоять болезни. Бывает так, что неврологи ошибаются или ставят подобный диагноз, подстраховываясь, особенно, если симптомы малозаметны. В результате тщательного наблюдения за такими детьми диагноз снимается. Ребенок растет совершенно здоровым.

Стадии развития синдрома двигательных расстройств:

  • Ранняя стадия проявляется нарушением мышечного тонуса. Груднички 3-4 месяцев с СДН часто не поворачивают головку, а малыши 5-6 месяцев не тянутся за игрушками или страдают от судорог.
  • Вторая стадия проявляется более заметными признаками: больные 10 месяцев не держат головку, зато пытаются садиться, поворачиваться, ходить или стоять в неестественной позе. В это время происходит неравномерное развитие ребенка.
  • Поздняя стадия синдрома возникает после 3 лет. Это необратимая стадия, характеризующаяся деформацией скелета, формированием контрактур суставов, проблемами со слухом, зрением и глотанием, нарушением речи и психофизического развития, судорогами.

В патологический процесс вовлекаются внутренние органы, что проявляется нарушением выделения мочи и кала, дизартикуляцией, дискоординацией движений. Часто синдром сочетается с эпилепсией, нарушением умственного и психического развития. Больные дети плохо воспринимают информацию, испытывают трудности в процессе еды и дыхания. В дальнейшем больные дети имеют проблемы с обучением. Это связано с расстройством памяти и способности к концентрации внимания. Гиперактивные малыши страдают от неусидчивости, у них отсутствует интерес к занятиям.

Своевременное обращение к специалистам помогает избежать серьезных последствий. Позднее выявление синдрома усложняет ситуацию. Нормальные дети на первом-втором году жизни произносят отдельные звуки, целые слоги и простые слова, а малыши с СДН — лишь непонятное нытье. Тяжелое дыхание сопровождается неконтролируемым открытием рта, носовым оттенком голоса, произношением нечленораздельных звуков. Нарушение нормальной структуры нервной ткани ограничивает самостоятельность ребенка к свободному движению и лишь частично сохраняет способность к самообслуживанию.

Диагностика

Упражнения при синдроме двигательных нарушений

Диагностикой и лечением синдрома занимаются специалисты в области неврологии и педиатрии, которые ставят свой диагноз на основании данных, полученных из истории беременности и родов мамы. Большое значение имеют результаты лабораторных анализов, УЗИ, томографии и энцефалографии.

  1. Перинатальный анамнез — внутриутробное инфицирование, тяжелые интоксикации организма, кислородное голодание мозга.
  2. Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет.
  3. Нейросонография – обследование новорожденного, предполагающее сканирование мозга ультразвуком.
  4. УЗИ с допплером — исследование мозгового кровотока через родничок.
  5. Электроэнцефалография – метод исследования электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, с записью таких потенциалов.
  6. Электронейромиография проводится для оценки тонуса мышц.
  7. КТ или МРТ головного мозга позволяет обнаружить очаги поражения.
  8. Обследование у офтальмолога, ЛОРа, психиатра, травматолога-ортопеда.

Лечение

Ребенок с СДН должен наблюдаться у невролога и пройти комплексное лечение. В настоящее время существуют эффективные методики, позволяющие быстро устранить заболевание. Чем раньше синдром обнаружен, тем легче с ним бороться.

Упражнения при синдроме двигательных нарушений

Комплекс лечебных мер, применяемых при СДН:

  • Массаж – эффективное средство, позволяющее добиться отличных результатов. Перед сеансом ребенка согревают, а после него — закутывают в шерстяное одеяло. Массажист должен специализироваться именно на работе с новорожденными и грудными детьми. Через 10-15 сеансов состояние больного значительно улучшается.
  • Лечебная физкультура восстанавливает двигательные функции и координацию движений.
  • Остеопатия — воздействие на определенные точки тела.
  • Рефлексотерапия показана детям с задержкой в созревании нервной системы и развитии.
  • Гомеопатия активизирует мозговые процессы.
  • Физиотерапия — миостимуляция при гипотонии мышц, парафинотерапия, гидромассаж, ванны, электрофорез, магнитотерапия.
  • Диетотерапия — питание продуктами, содержащими витамин B.
  • Бальнеотерапия, грязелечение, анималотерапия – общение с дельфинами и лошадьми.
  • Педагогическая коррекция, специальный режим и логопедические методики.
  • Использование вспомогательных устройств – ходунков, кресла, вертикализатора, велосипеда, тренажеров, пневмокостюмов.
  • Санаторно – курортное лечение в Крыму и на черноморском побережье Краснодарского края.

Медикаментозное лечение заключается в применении антиконвульсантов и миорелаксантов; диуретиков; препаратов, снижающих внутричерепное давление; витаминов группы В; лекарств, улучшающих микроциркуляцию в мозговой ткани; антигипоксантов; препаратов, тонизирующих сосуды. Больным назначают «Церебролизин», «Кортексин», «Цераксон», «Актовегин», «Пирацетам», «Глицин», «Нейровитан», «Мидокалм», «АТФ», «Прозерин».

Оперативное вмешательство при гидроцефалии позволяет восстановить отток ликвора. Хирурги выполняют пластику сухожилий и мышц, удаляют контрактуры. С целью исправления нарушений в нервной ткани проводят нейрохирургические вмешательства.

СДН хорошо поддается лечению, если начать его правильно и вовремя. Прогноз патологии во многом зависит от наблюдательности родителей и профессионализма врачей. Если синдром не лечить, могут развиться серьезные последствия функциональной недостаточности ЦНС – церебральный паралич и эпилепсия, которые требуют более долгой и тяжелой терапии.

Видео: пример массажа для лечения СДН

Профилактика и прогноз

Профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития синдрома:

  1. охрана материнства и детства;
  2. исключении вредных привычек у беременных женщин;
  3. заинтересованность ребенка познаванием окружающего мира с помощью красочных картинок и ярких игрушек;
  4. ходьба босиком, ЛФК, лечебный массаж, занятия на фитболе,
  5. частые пальчиковые игры, ходьба по рельефным поверхностям.

СДР — излечимая болезнь, с которой нужно бороться. Легкая форма патологии хорошо поддается адекватной терапии. Более тяжелые случаи требуют особого подхода. Если родители не заметят опасных симптомов и не обратятся вовремя к врачу, у ребенка возникнут сложности с ходьбой и обучением. Запущенные формы осложняются умственной отсталостью и эпилепсией. Любое промедление в лечении может превратить легкий случай в сложный процесс.

Источник