Ученье об общем адаптационном синдроме

Ученье об общем адаптационном синдроме thumbnail

Учение об общем адаптационном синдроме

Еще будучи студентом немецкого университета в Праге в 1925 г., Ганс Селье заинтересовался неспецифическими реакциями организма, которые были «налицо» при многих заболеваниях и, следовательно, как пишет сам автор учения об общем адаптационном синдроме, «бесполезными» для врачей. Г. Селье просто «поразило, что так мало признаков действительно характерно для какой-то определенной болезни, в то время как большинство признаков являются общими для многих, не связанных между собой заболеваний или вообще для всех болезней» [Селье Г., 1972].

Эти наблюдения привели молодого исследователя к исключительно глубоким выводам о том, что в процессе лечения необходимо применять средства, направленные не только против той или иной конкретной болезни, но лечить и тот общий синдром, который Селье назвал «просто болезнь». Специализируясь в последующем как биохимик и эндокринолог, проводя в 1935 г. опыты на животных, Г. Селье обратил внимание, что на воздействие различных химических и физических раздражителей организм реагирует рядом неспецифических признаков. Среди этих признаков наиболее постоянными были: «1) значительное увеличение коркового слоя надпочечников (с исчезновением секреторных гранул из корковых клеток); 2) острая инволюция тимико-лимфатического аппарата и 3) кровоточащие язвы желудка и двенадцатиперстной кишки». Эти изменения и составили первооснову «общего адаптационного синдрома» [Селье Г., 1936]. Тогда же впервые был употреблен ныне столь популярный термин «стресс», как пишет Г. Селье (1972), «для обозначения состояния неспецифического напряжения в живом организме, проявляющегося в реальных морфологических изменениях в различных органах, особенно в эндокринных железах, контролируемых гипофизом».

Интенсивные исследования и развитие учения о стрессе в последующие десятилетия показали, что феноменология стресса оказывается гораздо более сложной и далеко выходит за рамки триады Селье. Характерной особенностью развития учения об обищем адаптационном синдроме явилось то, что в целом само понятие «стресс», в отличие от его первоначального употребления, в значительной степени психологизировалось. Основанием для этого были результаты целого ряда экспериментальных работ и клинических наблюдений, указывающих на ведущую роль центральной нервной системы в развитии стрессорных реакций. Учитывая особую роль эмоциональной сферы и ее влияние на метаболические процессы в организме, значительное распространение получил термин «эмоциональных стресс» (в отечественной литературе как синоним часто употребляется «напряженность»). Накопление экспериментальных данных в конце 70-х годов привело Г. Селье к осознанию необходимости уточнения понятия «стресс». В 1977 г. он писал: «В противоположность широко распространенному ранее мнению, стресс представляет собой явление, не идентичное эмоциональному возбуждению или нервному напряжению. Он возникает у экспериментальных животных даже после хирургической деафферентации гипоталамуса, которая устраняет все нейрогенные входы. Он может развиваться у человека, находящегося в состоянии глубокого наркоза, а также у низших животных. Он наблюдается даже у растений, которые не имеют нервной системы. Исходя из этого, я предлагаю следующее определение: стрессом называется неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование». У нас, однако, нет оснований согласиться с таким широким толкованием понятия «стресс». По-видимому, это сознавал и сам Г. Селье. В связи с данным определением он уточняет, что стресс — это не обязательно болезнь, и выделяет два его типа: эустресс («хороший», тренирующий, адекватный, оптимальный стресс) и дистресс («плохой», повреждающий стресс). Существует еще множество иных определений стресса, что, естественно, является признаком отсутствия единого понимания и единых представлений [21].

Понятие «стресс» в медицинской литературе со временем стало настолько же неопределенным и растяжимым, как и старое понятие «грех». Каждый вкладывает в эти слова свое собственное толкование [Лобзин В. С, Михайленко А. А., Панов А. Г., 1979]. Очевидно, что и в области психотерапии это понятие требует расшифровки. В настоящее время, по-видимому, можно констатировать, что, несмотря на различия во взглядах на сущность стресса и даже частично отличающиеся экспериментальные результаты, в целом разработанная Селье концепция общего адаптационного синдрома качественно расширилась: направление исследований, первоначально ориентированное преимущественно в сторону физиологии и эндокринологии, было дополнено познавательно-психологическими и активационно-энергетическими концепциями; само понятие адаптации стало более дифференцированным; были определены нейроэндокринные связи, установлена роль лимбической системы и ретикулярной формации в развитии стрессовых реакций; обосновано значение центральной нервной системы, кортикальных и субкортикальных структур, а также связь эмоциональных и нейроэндокринных эффектов, вызываемых стрессом [Судаков К. В., 1976; Космолинский Ф. П., 1976; Зараковский Г. М., Медведев В. И., 1977, 1979; Китаев-Смык Л. А., 1978, 1983; Бехтерева Н. П., 1980; Симонов П. В., 1981].

В большинстве современных исследований выделяются стресс-фактор и стрессовая реакция. Под стрессорами обычно понимаются различные внешние (и реже — внутренние) факторы, вызывающие повышенное напряжение или перенапряжение функций человека на физиологическом или нервно-эмоциональном уровне. Это напряжение обычно и обозначается как стрессовая реакция, так как возникающие в организме изменения носят обратимый характер и нарушенное психофизиологическое равновесие после прекращения воздействия стресс-фактора или по мере адаптации к нему может снова восстановиться. Однако это зависит от качества, интенсивности, длительности стресса и степени возникающих при этом изменений. Если психофизиологические резервы организма не обеспечивают эффективной адаптации, то возникают дистрессовые состояния, которые в отличие от стрессовой реакции являются уже патологическими.

Не анализируя подробно различные теоретические и экспериментальные аспекты изучения стресса, следует сделать следующее заключение. Если действительно правильно установлено, что человек биологически (физиологически) не защищен против висцеральных последствий эмоциональных и психосоциальных нагрузок, то это не значит, что вообще не существует возможностей адекватной адаптации. Длительный клинический и экспериментальный опыт применения аутогенной тренировки у больных и здоровых людей многократно убеждает, что такая адаптация возможна, прежде всего, на основе стимуляции и оптимального использования психофизиологических резервов организма, а также повышения способности к саморегуляции, в том числе исходно непроизвольных функций организма. Не имея возможности устранить или ослабить воздействие стресс-фактора, используя психофизиологические механизмы аутогенной тренировки, человек, тем не менее, может целенаправленно корригировать свои реакции на основе принципа минимизации последствий этого воздействия. Оказываясь не в состоянии избежать психотравмирующей ситуации, человек может изменить, рационализировать отношение к ней.

Известно, что характер и величина эмоциональной реакции всегда зависят от предшествующего (существующего в момент воздействия) эмоционального фона. Способствуя оптимизации психофизиологического состояния человека, аутогенная тренировка позволяет не только активно «настраиваться» на предстоящий или ожидаемый стресс, но, благодаря систематическому упражнению симпато-парасимпатических (тензорно-релаксирующих) функциональных систем, обеспечивает адаптивный эффект непосредственно в процессе стрессорного воздействия. Вследствие психофизиологической целостности стрессовой реакции у человека, определяемой в значительной степени индивидуальной значимостью стимула, существенное влияние на величину и длительность этой реакции может оказывать интеллектуальная переоценка, рационализация субъективных переживаний. (Как уже отмечалось, элементы рациональной терапии в их активном варианте в качестве постоянного компонента входят во все современные модификации аутогенной тренировки.)

Комбинации различных раздражений, обусловливающих стрессовое воздействие, часто имеют аверсивную природу и могут вызывать одновременно как возбуждение (одних), так и торможение (других) функциональных систем организма. В то же время, как показали исследования К. В. Судакова и П. В. Симонова, возникающие при стрессе отрицательные эмоции (страх, тревога, депрессия) связаны с иной нейрофизиологической представленностью, нежели положительные эмоциональные состояния. Учитывая, что невозможно одновременно испытывать две противоположные эмоции, следует сделать заключение о существовании между ними конкурентных отношений, которые могут активно и целенаправленно усиливаться с помощью приемов аутогенной тренировки.

Особенности психосоциальных и эмоциональных стресс-факторов заключаются, прежде всего, в их тенденции к хронификации и самоусилению. Их пороговые значения не поддаются точному измерению, а использование субъективных шкал выявляет весьма широкие вариации. Одновременно психические стресс-факторы являются в значительно меньшей степени предотвратимыми, чем, например, физические, и могут, составляя содержание интрапсихической сферы, действовать даже при объективном отсутствии раздражителя. Если какой-то отрицательный психогенный фактор нельзя устранить, то нужно и следует изменить отношение к нему, снизить его индивидуальную значимость. Усваиваемые в процессе применения аутогенной тренировки приемы интроспекции и переоценки собственных переживаний, усиление под влиянием систематических аутогенных упражнений рефлексивной функции сознания позволяют проводить активную коррекцию субъективного состояния и активно подавлять отрицательные эмоции.

Понятие «эмоциональный стресс» в значительной степени связано с балансом или дисбалансом между возникающими факторами риска и возможностями системы психологической защиты. Эмоциональный стресс — это часто не только первоначальная реакция, но и стресс осознания, т. е. эмоциональная трансформация по своей сути интеллектуальных стимулов. Объективно опасная ситуация, которая не стала достоянием сознания, не оценена — не вызывает стрессовой реакции. Укрепление волевых качеств, выработка адекватных программ эмоционального реагирования и преодоления стрессовых воздействий на основе интеллектуальной деятельности являются, вне сомнения, функциями тренируемыми и упражняемыми, так же как и физические качества. «Стресс» — в его современном понимании является неизбежным и необходимым, более того — естественным спутником жизнедеятельности человека [22]. Как фактор эволюции стресс, несомненно, внес свой вклад в развитие и совершенствование адаптационных и регуляторных процессов организма. Его положительные, стимулирующие и «закаливающие» воздействия продолжают играть свою эволюционную роль. Его отрицательные воздействия нуждаются в коррекции.

Одни авторы называют стрессом любые изменения. Другие считают, что никакого стресса не существует, а есть адаптивные реакции, и даже болезнь рассматривают как «стереотипные приспособительные реакции» (И. В. Давыдовский). В связи с этим уместно вспомнить Гете, который писал: «Существует мнение, что между крайними точками зрения лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема».

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

1. Изменение границ сердца при гипертрофии правого и левого желудочков, общем увеличении сердца, гидроперикарде. Диагностическое значение
Относительная тупость сердца – область сердца, проецирующаяся на переднюю грудную стенку, частично прикрытая легкими. При

Неотложная помощь при общем переохлаждении
Пострадавшего доставить в теплое помещение, полностью переодеть в теплую одежду.Уложить в постель, обложить горячими грелками (для профилактики ожога грелку накладывают через слой одежды или одеяла). Пострадавшего напоить

О режиме, общем для людей, достигших возмужалости

Краткое слово о физических упражнениях
Поскольку самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятие физическими упражнениями, а затем уже режим сна, то необходимо начать изложение с физических упражнений.Мы

При климактерическом синдроме
* Полезно добавлять в стакан настоя чайного гриба сок одного листа алоэ и ложку меда.* Залить 0,5 ч. ложки травы спорыша стаканом кипятка. Настаивать около часа, процедить. Смешать со стаканом настоя чайного листа и дать настояться двое суток.

ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННОМ СИНДРОМЕ

Застой чи печени
Проявления. Ощущения распираний и боли возникают регулярно, но усиливаются перед менструацией, отдаются в подмышечную впадину и плечо; боли ослабевают после окончания менструации; депрессия, раздражительность,

Энурез при синдроме полноты
Проявления. Красное лицо и губы, раздражительность, жажда с желанием холодных напитков, беспокойство, ощущение жара в стопах и ладонях, частое мочеиспускание, ночное недержание мочи, при этом моча желтая с неприятным запахом. Красный язык с

Воздействие аминокислот в общем плане и в оздоровительном в частности
Отдельные аминокислоты участвуют в образовании заменимых аминокислот и во взаимных превращениях:а) превращаются в орнитин и мочевину:— аргинин;б) участвует в образовании метионина, треонина и

Инсулинотерапия при утренней гипогликемии, синдроме «утренней зари» и синдроме Сомоджи
По утрам у больных сахарным диабетом довольно часто возникает подъем сахара в крови. Это происходит:1) из-за слишком малой дозы инсулина короткого или продленного действия,

Учение у-син
Этот термин чаще переводится как «пять элементов» (первоэлементов), хотя правильнее говорить о пяти фазах удлинения, пяти движениях (син – буквально движение). Концепция у-син возникла из общей концепции «инь – ян». По мнению древневосточных ученых

Учение об инь и ян
Мир состоит из единства противоположностей инь и ян, представляющих собой взаимодополняющие части одного целого. Это положительный и отрицательный элементы, без которых ничто и никто не может существовать. Согласно традиционной китайской медицине,

Учение об Инь и Ян
Основной моделью мировоззрения медицины Древнего Китая и современной традиционной китайской медицины было и есть учение об инь и ян. Это две взаимодополняющие части единого целого, своего рода двойной код, посредством комбинации которого можно

Источник

Понятие общего адаптационного синдрома появилось в 1956 г. Оно было выведено в рамках изучения усилий организма, приспосабливающегося к изменившимся внешним условиям. Рассмотрим далее подробно особенности общего адаптационного синдрома, различные реакции человека на те или иные раздражители.

общий адаптационный синдром

Этапы

Теория Селье об общем адаптационном синдроме исследует процесс включения специальных защитных инструментов организма, приспосабливающегося к внешней среде, выработанных в ходе эволюции. Это происходит в несколько этапов. В рамках исследования были выделены три стадии развития общего адаптационного синдрома:

  1. Этап тревоги. Он связан с мобилизацией защитных инструментов организма. В период этой фазы общего адаптационного синдрома эндокринная система реагирует нарастающей активацией трех осей. Основная роль при этом принадлежит адрено-кортикальной структуре.
  2. Этап резистентности, или сопротивления. Его отличает наивысшая степень сопротивляемости организма к воздействию негативных факторов. На этом этапе общий адаптационный синдром выражается в усилиях поддерживать равновесное состояние внутренней среды при изменившихся условиях.
  3. Истощение. Если воздействие фактора будет продолжаться, то защитные механизмы в итоге себя исчерпают. Организм в таком случае вступит в стадию истощения, которая при определенных условиях может поставить под угрозу его существование и способность к выживанию.

Механизм общего адаптационного синдрома

Суть явления объясняется следующим образом. Ни один организм не сможет постоянно находиться в тревожном состоянии. Воздействие негативного фактора (агента) может быть сильным и несовместимым с жизнью. В этом случае организм погибнет еще на стадии тревоги в первые несколько часов либо дней. Если же он выживет, наступит этап резистентности. Он отвечает за сбалансированное расходование резервов. Поддерживается при этом существование организма, практически не отличающееся от нормы, но в условиях повышенных требований к его возможностям. Однако адаптационная энергия не безгранична. В связи с этим, если фактор будет продолжать воздействие, наступит истощение.

общий адаптационный синдром стресс

Общий адаптационный синдром: стресс

Психическое и соматическое состояния настолько переплетаются, что одно не может возникнуть без другого. Стрессовая реакция является концентрированной сущностью взаимоотношений тела и психики. Считается, что симптомы, спровоцированные нервными потрясениями, — психосоматические. Это означает, что в реакции на стресс участвуют все системы организма: сердечно-сосудистая, эндокринная, желудочно-кишечная и проч. Достаточно часто после продолжительного потрясения наступает слабость. Обычно стресс провоцирует ухудшение работы наиболее слабого, больного органа. Ослабляя иммунитет, он увеличивает риск инфекционных патологий.

Чаще всего стресс оказывает воздействие на сердечно-сосудистую деятельность. При непродолжительном нервном потрясении возникает одышка. Она обусловлена попаданием в кровь избыточного количества кислорода. Если потрясение продолжительное, то дыхание будет учащенным до тех пор, пока не произойдет пересыхание слизистых носоглотки. В такой ситуации общий адаптационный синдром проявляется в виде боли в грудной клетке. Она возникает вследствие спазма диафрагмы и дыхательной мускулатуры.

При снижении защитной функции слизистой существенно увеличивается риск возникновения инфекционной патологии. Общий адаптационный синдром может проявляться повышением в крови сахара. Это явление провоцирует цепную реакцию. В первую очередь повышение уровня сахара усиливает секрецию инсулина. Он способствует накоплению глюкозы в печени и мускулатуре в виде гликогена, а также частичной трансформации ее в жир. В итоге концентрация сахара снижается, организм испытывает чувство голода и требует незамедлительной компенсации. Такое состояние стимулирует последующую выработку инсулина. При этом уровень сахара будет падать.

фазы общего адаптационного синдрома

Индивидуальные отличия

Общий адаптационный синдром Г. Селье лег в основу исследований других ученых. Например, в 1974 г. была опубликована книга Р. Розенмана и М. Фридмана. В ней изучается взаимосвязь между сердечно-сосудистыми патологиями и стрессом. В книге выделяется два типа поведения и соответствующие категории людей (А и Б). К первому относят субъектов, ориентированных на жизненные достижения и успех. Именно такой тип поведения существенно повышает вероятность возникновения сердечно-сосудистых патологий и скоропостижной смерти.

Реакции

В лабораторных условиях изучался ответ обеих групп на информационную нагрузку. Специфика реакций соответствует преобладающей активности конкретного отдела нервной (вегетативной) системы: симпатической (группа А) или парасимпатической (группа Б). Общий адаптационный синдром людей типа А при информационной нагрузке выражается учащением пульса, повышением давления и прочими вегетативными проявлениями. В тех же условиях группа Б реагирует снижением частоты биения сердца и другими соответствующими ответами по парасимпатическому типу.

понятие общего адаптационного синдрома

Выводы

Типу А, таким образом, свойственна высокая степень двигательной активности при преобладающих симпатических реакциях. Другими словами, для людей этой группы характерна постоянная готовность к совершению действий. Поведение по типу Б предполагает преобладание парасимпатических ответов. Для людей этой группы характерно уменьшение двигательной активности и сравнительно низкая готовность к действиям. Общий адаптационный синдром, таким образом, проявляется по-разному и предполагает различную чувствительность организмов к воздействиям. В качестве одного из методов профилактики сердечно-сосудистых патологий выступает уменьшение проявлений типа А в поведении пациента.

Особенности терапии

Изучая общий адаптационный синдром Селье, следует отметить, что лечение реакций организма на воздействие факторов является достаточно сложной задачей. Она включает в себя несколько аспектов. В качестве первого необходимо отметить собственную позицию пациента. Речь, в частности, о его ответственности за свое здоровье. Сама возможность использования ряда средств для борьбы со стрессом и их результативность зависят от того, насколько человек осознанно подходит к существующим проблемам.

Боль

Теоретически она не рассматривается в качестве особого функционального состояния. Боль – это неприятное эмоциональное и сенсорное переживание, которое связано с потенциальным либо истинным повреждением в тканях или описано в терминах такой травмы. Продолжительные состояния такого характера значительно изменяют психофизиологические реакции человека, а в ряде случаев — и восприятие мира в целом.

механизм общего адаптационного синдрома

Классификация

Боль подразделяется на различные типы по нескольким признакам. В зависимости от характера локализации она может быть:

  1. Соматической. Такая боль, в свою очередь, подразделяется на глубокую или поверхностную. Последняя возникает в коже. Если боль локализуется в суставах, костях, мускулатуре, то ее называют глубокой.
  2. Висцеральной. Она связана с ощущениями, возникающими во внутренних органах. К такой боли также относят сильные сокращения или спазмы. Она провоцируется, например, сильным и быстрым растяжением полых органов в брюшной полости.

Длительность

Продолжительность боли выступает в качестве основной ее характеристики. Кратковременные ощущения ограничены, как правило, поврежденным участком (ожог на коже, к примеру). Человек в таком случае точно знает локализацию боли и понимает уровень ее интенсивности. Ощущения указывают на вероятное или уже случившееся повреждение. В связи с этим она обладает четкой предупредительной и сигнальной функцией. После ликвидации повреждения она быстро проходит. Вместе с этим рецидивирующие и устойчивые проявления являются хроническими видами боли. Их длительность составляет, как правило, больше полугода. При этом они повторяются с той или иной регулярностью.

стадии развития общего адаптационного синдрома

Элементы боли

В любой реакции присутствует несколько составляющих. Боль формируется следующими компонентами:

  1. Сенсорным. Он передает коре мозга информацию о локализации боли, начале и завершении действия источника, а также его интенсивности. Осознание человеком этих сведений проявляется в форме ощущения по аналогии с другими сигналами, например, о запахе или давлении.
  2. Аффективным. Этот элемент включает в состав информации неприятные переживания, дискомфорт.
  3. Вегетативным. Этот элемент обеспечивает реакцию организма на болевое воздействие. К примеру, при погружении в горячую воду руки расширяются кровеносные сосуды, зрачки, учащается пульс, изменяется дыхательный ритм. При сильном болевом воздействии ответ может быть более выраженным. К примеру, желчная колика может сопровождаться тошнотой, резким снижением давления, потоотделением.
  4. Двигательным. Как правило, он проявляется в виде рефлекса защиты или избегания. Напряжение мускулатуры выражается в форме непроизвольной реакции, направленной на предотвращение боли.
  5. Когнитивным. Этот элемент связан с рациональным анализом содержания и природы боли, а также регуляцией поведения при ее возникновении.

теория селье об общем адаптационном синдроме

Устранение неприятных ощущений

Как выше было сказано, резервы организма не безграничны, и при продолжающемся негативном воздействии они могут истощиться. Это, в свою очередь, может привести к различным серьезным последствиям, вплоть до гибели. В связи с этим организму оказывается внешняя помощь. Так, для снятия боли используются различные методы. В качестве одного из них выступает так называемый электронаркоз. Суть этого метода состоит в воздействии на центры, располагающиеся в глубоких мозговых структурах. За счет этого происходит обезболивание. Среди лечебных методов следует отметить психологические, физические, фармакологические. Последние предполагают применение медикаментов, облегчающих либо снимающих боль. Психологические методы используются обычно в случаях, когда не совсем ясна периферическая природа ощущений. К таким приемам относят гипноз, медитацию, аутотренинг. Физические методы предполагают использование физиотерапевтических средств. Среди них наиболее распространены такие: гимнастика, массаж, нейрохирургия, электростимуляция.

Источник