У моей дочери синдром ретта

Дорогие Друзья!
Мы хотим в ближайшее время запустить рубрику «Письмо Мамы». Эта рубрика будет посвящена переживаниям, волнениям, слезам и как следствие, началу новой жизни!
По Вашему желанию, мы будем добавлять ваши письма, которые расскажут о жизни вашего ребенка, о проблемах с которыми вы столкнулись, о радостях которые не смотря ни на что есть в вашей жизни!!!

Письмо мамы Оли и Светы
Я год назад впервые описывала что случилось с моей Светланой… Мне было очень страшно… и я реально не очень знала что писать…
Мы с дочкой шли к нашему диагнозу в течении 2-х лет. До года не было различий с ровесниками. Поднимали головку.. переворачивались… гулила — все в положенное время. А потом перестала брать предметы. Закрылись ручки…. Пальчики плотно сжались в кулачок… Полностью затихла.. ни звука.. Мы и раньше не плакали.. а здесь «звенящая тишина»…
Я стала носиться по врачам…. они не знали что это… Кто говорил- что перерастете… В основном удивление врачей и не нахождение по своей специализации. Затем судороги… Поехали в «Невромед» и делали планово ЭЭГ раз в пол года. Там посоветовали невролога Зайцева. Он и сделал предположение о Ретте. Приехала домой и ревела месяц. Потом генетические анализы и ожидание в течении 3 месяцев. И опять истерика- когда он дал положительный результат на Ретту.
За эти три месяца еще проверяли пару предположений генетиков… как вариант синдром Ангельмана….. ревела еще больше- до смешного… пусть лучше Ретта… Мамы меня поймут. Когда есть с ребенком контакт и знаешь что она все понимает это дает уверенность на улучшение.
За этот год Светлана давала мне силы на прохождение этого круга ада. Мне иногда кажется что это ошибка… что все перерастем… Бывают дни- когда приходит понимание о сильном ограничении возможностей дочки. Так что жизнь как «маятник». Плюс — минус.
Почти год ходили в обычный садик.. Сейчас в реабилитационный центр. Там с ней занимаются индивидуально. Есть логопед.. ЛФК.. АВВА терапия.. сенсорная комната. Светланку там любят. Как и все наши девочки она ангел. Спокойная. Улыбчивая. Покладистая.
Пожалуй единственное, что я стала делать немного неправильно — это «закрываюсь от мира». Раньше любила гостей.. А сейчас начала терять от этого позитив. Мое окружение в недоумении от состояния Светы. Их тяготит это. Вот и варимся в своем круге.
Попав в мир особых детей сама нахожусь в оторопении. Я стала их замечать везде. Господи… Как им много. Видимо я ранее была слепа. А скольких мы не видим.Таких.. Прикованных к кроватям…
Сейчас Светлана еще спит… Скоро подъем. Потом завтрак. Одевание и по плану дня… У нас неделя расписана заранее..Так что жизнь идет и мы планируем идти к выздоровлению. У нас нет других вариантов!
Планируется школа родителей… я очень хочу туда попасть… так как надо быть подготовленной к изменениям… увы не в лучшую сторону…
Подробнее о школе. Школа родителей планируется в городе Казани на базе медицинского центра. В мае 2016г там проходил международный конгресс по заболеванию синдрома Ретт. Там будет обследоваться ребенок, а родители получат знания и практический опыт об уходе за ребенком на данном этапе течении болезни.
Надо собрать 3,5 миллиона рублей на запуск этого проекта. Все данные можно узнать на сайте ассоциации синдрома Ретта и карте инициатив Казани…. Поддержать проект как финансами так и распространении информации о данном заболевании (многим девочкам в тяжелом состоянии с рождения ставили ДЦП… и лишь потом сдав генетический диагноз было установлен точный диагноз синдром Ретт).
Это жизненно необходимо. Да.. школа не вылечит.. но продлит жизни наших девочек… лекарство найдут… надо просто подождать и дождаться…
Для нас …родителей синдрома Ретта это очень важно.. быть готовым к оказанию первой помощи своему ребенку…. и не важно удаленность от больницы.. на чате где общаются мамочки мы часто обсуждаем что приехала скорая… оторопели от вида лежащего ребенка и не могут ничего делать… просто шок у них…. и мамочка берет отсасыватель и показывает как надо сделать….хорошо что видела как это делается….
За этот год мы многому научились со Светланой… Быть терпимее ко взглядам… смеяться над собой….наслаждаться каждым днем…
Семьи с девочками синдрома Ретта живут в каждом регионе России. Было бы хорошо если газеты и ТВ их регионов поднимут тему оказания помощи этим с

Письмо Мамы Вики и Алисы

Здравствуйте! Меня зовут Тишина Виктория, мне 27 лет. В этом письме я хочу попросить Вас о помощи! Моей дочке 3 годика, её зовут Алиса. Она очень улыбчивый, добрый и светлый ребёнок. Но к сожалению, с полутора лет мы находились в подвешенном состоянии, потому как не понимали, что с нашей малышкой не так. До 6 мес. Алиса развивалась нормально, как обычный ребёнок, но потом произошла задержка моторного развития, до 11 мес она у нас сама не садилась. Но наша доча Боец, она села, пусть с опозданием, потом встала и наконец-то в 1,4 она пошла!!! Диагнозы сыпались на нас со всех сторон, это было и ДЦП, и Аутизм, и ЗПРР, и органическое поражение ЦНС. И вот спустя год после начала поиска заболевания мы попали к генетику. Врач предположила у нашего ребёнка редкое малоизученное генетическое заболевание — Синдром Ретта. Посоветовала как можно скорее сдать анализ на Синдром Ретта. Все подтвердилось. Что мы испытали на тот момент, я не могу передать. Знаете, как будто жизнь остановилась! Долгое отрицание, слёзы, истерики….Но по прошествии какого-то времени мы смирились, не до конца конечно. Я думаю любой родитель, у которого есть ребёнок с особенностями развития, верит в чудо.
Синдром Ретта это заболевание, которое происходит на геном уровне, ещё в утробе. Когда ребеночек рождается, он абсолютно здоровый. Но это только на первый взгляд, потому что мутация уже есть, а когда она себя проявит одному Богу известно. Специалисты говорят о возрасте 6-18 месяцев. Именно в этот период начинается регресс. Ребёнок начинает забывать как и что он делал. Как ходил, как ел, как садился на горшок, как танцевал,как брал игрушки и т.д. И это очень страшно, видеть как твой малыш перестаёт откликаться на своё имя, перестаёт пользоваться своими руками, а потом и ногами. И в итоге он ложится, не в состоянии больше даже самостоятельно сесть. У моей Алисы не такая тяжелая форма заболевания. Она ходит, сидит самостоятельно. Частично пользуется своими руками, частично потому что у нас стереотипия. Неосознанное, хаотичное, непрекращающееся движение руками.
Мы очень много работали с Алисой, может быть благодаря нашему упорству она и умеет это все делать.
В нашей стране, все стараются не обращать внимания на особенных деток. Так ведь проще. Общество впринципе отказывается принимать кого-то, кто отличается от них.
Перед нами, я имею ввиду всех родителей девочек, встали очень важные вопросы, которые нам приходится решать собственными силами. Благодаря Ольге Тимуца, о Синдроме Ретта начали говорить. Говорить мало, но по крайней мере сейчас, когда говоришь про свой диагноз, далеко не все врачи делают круглые глаза. Благодаря Ассоциации Синдрома Ретта многое сделано для наших девочек, но ещё в несколько раз больше надо сделать. На данный момент идёт сбор денежных средств на реализацию проекта Синдром Ретта — Школа родителей, где планируется полное обследование наших малышек специалистами узкого профиля, а также обучение родителей правильному уходу за девочками, потому как многие из них лежачие и нуждаются в постоянной реабилитации, чтобы не было ухудшений.
Вы можете ознакомится лично с сайтом нашей ассоциации — www.rettsyndrome.ru
А также со статьёй о Школе родителей,просьбе о помощи
https://ikarta.tatar/initiative/shkola-roditelej/blog..
Мы надеемся, что нам помогут!
Спасибо!

Письмо мамы Оли и Эльвиры
Моей дочке Элечке уже 5 лет,а она не говорит,руками не владеет, ходит плохо, только с поддержкой.Прошло уже 3 года,как мы узнали диагноз синдром Ретта:столько слез выплакано, столько книг,статей,информации по реабилитации прочитано,а видимых результатов у нас нет,иногда опускаются руки,в горле стоит ком,кажется,что все усилия напрасны,но тут вдруг видишь ее улыбку,умные глаза,проникающие глубоко к тебе в душу,и появляются силы на новую борьбу,будто открывается второе дыхание,уверенность в том,что ради дочки горы свернешь!А как часто окружающие люди не понимают состояние Элечки: кто-то сочувствует, кто-то отворачивается, пряча глаза,дети часто удивляются, такая большая,а до сих пор в коляске.Сначала мне это очень больно было слышать,а сейчас я спокойно к этому отношусь,понимая, мало кто знает,что это за болезнь.Раньше я не могла говорить о синдроме Ретта без слез,зато сейчас могу рассказать подробно всё об этой болезни любому заинтересованному.Маленькими шажочками я научилась жить с диагнозом дочери,в этом году мы проходили реабилитацию в «Центре Здоровья»в городе Таганроге,надеюсь, она пошла ей на пользу.В будущем очень хочу попасть на Школу для родителей детей с синдромом Ретта,чтобы благодаря полученным там знаниям хоть как-то улучшить состояние моей любимой дочки.Вот так, шаг за шагом мы с дочкой идём по жизни,то плачем,то радуемся,смеемся от счастья нашим маленьким победам, которые многим людям,далёким от болезни,кажутся обыденными вещами.Моя дочка научила меня многому: радоваться малому, искренней неподдельной любви,истинным ценностям, сочувствию ближним,добру,научила тому,чему не научит ни один учебник,быть человеком!За это я ей очень благодарна!Я верю,что вместе мы все преодолеем,дорогу осилит идущий!
Обращаюсь с просьбой ко всем моим друзьям и людям, читающим эту страницу!Помогите, пожалуйста, в распространении данной информации на страницах своих соцсетей,в соцгруппах,СМИ,на телевидении и в печати.Сбор средств идёт очень медленно,а эта школа очень важна для меня и моей дочки,а также для всех людей, столкнувшихся с синдромом Ретта!
Всех неравнодушных прошу поддержать этот проект и внести посильную сумму:
https://ikarta.tatar/initiative/shkola-roditelej

Читайте также:  Дети с синдромом дауна воспитание и развитие

Нашей девочке 7 лет. Уже пошла бы в школу. Тяжелая мутация с тяжелым течением. Ни когда не ходила не ползала и не сидела сама. Много сопутствующих заболеваний и симптоматики: левосторонний сколиоз поясничного отдела позвоночника 2 степени с ротацией, плосковальгусные стопы, остеопороз костей, дисфункция билиарного тракта на фоне аномалии формы желчного пузыря, микроцефалия, выраженная задержка психоречевого и двигательного развития, симптоматическая эпилепсия, бруксизм… Как и все дети наша девочка принимает множество лекарств и проходит частые обследования и процедуры. На что нужны средства и помощь. Кроме того я, как мама особенного ребёнка с тяжелым диагнозом, помогаю поддержкой, советом, и юридической консультацией таким же мамам. Наша группа https://m.vk.com/club53633737

Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня зовут Анастасия, я мама девочки Даши. Ей 5 лет. Дашенька, как и все девочки с синдромом Ретта, родилась здоровой. Милая, желанная малышка. Мы с мужем были счастливы, обретя роль родителей. До 4.5 месяцев Дашенька росла и развивалась, как здоровые сверстники. А в 4.5 месяца у нее начались приступы судорог. Тогда наша жизнь разделилась на «до» и «после». Начались больницы, многочисленные обследования, сдачи десятков анализов, которые не помогали поставить точный диагноз. Дашу мучали приступы судорог, которые не давали ей развиваться и нормально жить. Мы с мужем не могли смотреть на страдания своего ребенка и ничего не делать. Приняли решение ехать к заграничным специалистам.т.к.в России нам помочь не могли. В сентябре 2016 года мы.благодаря помощи родных и близких, а также незнакомых, но добрых людей, обследовали дочку в Израильской клинике Ихилов, оттуда направили анализ крови на полное генетическое обследование ребенка. Спустя три месяца были получены результаты и поставлен точный диагноз: «Реттподобный синдром». От начала первых судорог до уточнения диагноза прошло долгое время — 4.5 года. С точным диагнозом Дашу консультировал известный французский эпилептолог — Оливье Дюлак, который подобрал дочке эффективные противосудорожные препараты. А это значит, что у нас есть победа-теперь Дашенька не мучается от постоянных судорог. И пусть препараты дорогостоящие, зато они помогают, а это главное! За эти годы многое поменялось в нашей жизни. Было время неприятия и отрицания болезни родного и любимого ребенка, были терзания и вопросы «за что?» и «почему с нами?». Эти вопросы скорее риторические, ответа на них нет. За эти годы мы поняли, что мы сильные, мы-семья! Мы с мужем стали ближе и роднее, наши родители — бабушки и дедушки Даши, а также наши сестры и братья — дяди и тети дочки, — также прошли «проверку на прочность и честность» и они, наши самые родные люди-ее выдержали, они очень помогают нам и мы им очень благодарны!
Мы очень любим Дашеньку, каждый день вместе преодолеваем трудности, возникающие на пути,а их не мало. Дашенька не умеет ходить и говорить, не умеет ползать и брать руками предметы. Несмотря ни на что мы счастливы!
Мы верим, что нашим девочкам захотят помогать и будут помогать добрые сердца. У Дашеньки есть группа вк: https://vk.com/club113346464
Также есть проект «Школа» для наших девочек: https://ikarta.tatar/initiative/shkola-roditelej/blog.. , которому тоже требуется помощь.
Это все очень важные шаги для улучшения качества жизни девочкам с синдромом Ретта.
Спасибо всем, кто прочел наше письмо, кто не остался равнодушным.

Я МАМА! Здорово, супер!!! Но мама девочки с диагнозом синдром Ретта. Это редкое генетичское заболевание, от которого может пострадать любая семья с абсолютно здоровыми родителями. В их число вошли и мы с дочкой. Как так получилось, почему, за что? Эти вопросы задавала каждая семья с таким же диагнозом. Ответов нет и не будет. Просто нужно жить дальше, при этом улыбаться всем с болью в глазах, принять то, что твоя любимая девочка возможно никогда не скажет тебе «мама», не будет играть как все обычные дети, не пойдет в школу и не пережить родителям чувства радости и волнения за дочку. Вместо этого для начала долгий путь уточнения диагноза, затем принятия того, что твой ребенок особенный и в этом никто не виноват, а после этого нельзя (не имеешь право ) опускать руки. Ты обязана помочь своему ребенку во что бы то не стало. Потому что она только твоя. Господь даёт испытания сильным. «Ты справишься»- говоришь сама себе, а по ночам плакать в подушку от усталости, от безисходности, что ты одна и не кому помочь. Но потом глядя в родные маленькие глазки, полные любви забываешь обо всё плохом и идёшь на пролом, надеясь, что твоя доченька будет жить ещё очень очень долго. И всё будет хорошо, чего и всем желаем.
Мама Юлия и дочь Анастасия.

Здравствуйте! Я не мама, я сестра…36 лет я не знала, что с моей младшей сестрой, и вот только недавно я узнала о таком заболевании как СР. Это шок, почему никто не мог поставить этот диагноз, родители с сестрой ездили в 80-е годы в Москву в институт генетики, проходили там обследование, но никто ничего так и не смог сказать. Сейчас, читая про эту болезнь, смотря фото и видео девочек, я абсолютно точно понимаю, что вот именно этот диагноз и у сестры. Сейчас ей 36 лет, она живет в семье, с моими родителями, они ее очень любят, обеспечивают полноценный уход. Как и у всех родилась и примерно до года, развивалась как все дети, потом мама стала замечать, отставание в развитии. Из навыков которые у нее были: могла держать ложечку, могла ходить держать за диван, как все дети которые начинаю около года ходить. Годам к 3-4 все эти навыки были утеряны. Перестала ходить, руки повторяли одни и те же движения, в общем все как описывается про эту болезнь. На дынный момент она просто лежит, «хлопает» ручками, физическое развитие лет на 10, маленькая, очень худая…никаких признаков интеллекта практически не наблюдается, нам кажется, или так нам хотелось бы думать, что Иринка узнает нас, родных, иногда улыбается, иногда обижается…. У меня сейчас очень много эмоций, я всю жизнь жила, и не знала, не понимала,что с ней, а сейчас как -то стало спокойней что-ли…я теперь понимаю. Официально диагноз ей не установлен, родители давно перестали пытаться получить от врачей какой-то ответ, очень долго пытались, но все имеет свой предел. Сейчас они живут просто так как есть, ухаживая и любя своего ребенка, и думаю, что не пойдут уже ни за какими анализами и подтверждениями, вся картина жизни сестры это очень точное описание течения заболевания Синдрома Ретта, теперь я это знаю точно. Всем семьям с такими детками, я желаю сил и терпения, любите своих детей, но не забывайте,что вы тоже проживаете эту жизнь, и не нужно забывать о себе, о своих интересах, потребностях…я желаю, чтоб вы смогли и чтобы у вас получилось, не смотря на все трудности, встроить в свою жизнь ребенка с таким заболеванием, именно включить его в свою жизнь, а не жить только жизнью ребенка. Чем активней и счастливей родитель, тем больше пользы вашему ребенку.

Читайте также:  Синдром кашля у детей это

Здравствуйте, уважаемые мамы! Меня зовут Мария, мою дочь Софья, мы с мужем ждали только дочку и очень обрадовались, когда узи показало,что будет девочка, но с самого рождения все пошло не так, как хотелось бы. Асфиксия в родах, несмотря на плановое кесарево, больницы, в 1 год доченьке поставили диагноз АА форма ДЦП, мы вроде бы смирились с диагнозом, лечились, соблюдали все рекомендации невролога, но развитие остановилось, и даже пошло на спад, мы никак не могли понять, почему в 1 год 4 месяца дочка перестала вдруг держать ложку, игрушки, в 1.7 съездили к эпилептологу, она нам и сказала возможную причину — Синдром Ретта…не верили, надеялись,что нет..но анализ подтвердил наши самые страшные опасения( Но самое удивительное, только после диагноза мне стало как то легче, что не надо больше думать, терзаться, что мы делаем не так?! Почему развитие не идет дальше, отстаем от сверстников с этой же формой ДЦП? Сейчас Сонечке 1.9 лет, говорит в основном слогами, и «мама») она не сидит самостоятельно, стоит только с опорой, не ходит. Мы ее очень очень любим! И как любой родитель, надеемся, что произойдет чудо и мы получим долгожданное лекарство!!! Мы живем и не унываем! Чего и всем желаем???? Ведь наши дети все равно замечательные, ведь они НАШИ)

Источник

Синдром Ретта – это генетическое заболевание, сопровождающееся тяжелыми психоневрологическими симптомами. Диагностика его затруднительна: оно практически никогда не обнаруживается внутриутробно, а после рождения проявляется не ранее, чем через 6 месяцев. Своему носителю оно грозит глубоким слабоумием, двигательными ограничениями, дезадаптацией в социуме.

Что такое Синдром Ретта?

Синдром Ретта является наследственным заболеванием, психоневрологического генеза. Развивается в основном у девочек и приводит к развитию умственной отсталости.

Данный синдром впервые описал невролог из Австрии Андреас Ретт.

Особенности патологии заключаются в том, что ребенок до 18 месяцев развивается хорошо, но затем у ребенка начинают исчезать приобретенные, раннее, навыки: нарушается речь, двигательная активность, предметно-ролевая игра.

Появляются однообразные движения рук, не преследующие какой-либо цели. Нередко ребенок их потирает и заламывает.

Андреасом Реттом были обследованы две девочки, у которых он отметил регрессивный тип психоневрологического расстройства, проявляющийся движениями рук, напоминающих мытье.

Методы диагностики

Основным критерием диагностики является сбор анамнеза и выяснение всей клинической картины. Но также выделяют отдельную группу необходимых диагностических критериев:

  • адекватно протекающая беременность;
  • окружность головы при рождении в пределах нормы, и затем отставание в росте в период с пяти месяцев и до четырех лет;
  • ухудшение движений и потеря навыков с полугода;
  • малая разговорчивость;
  • нецеленаправленные движения рук и кистей, хлопки, подергивания, «мытье рук»;
  • апраксия и атаксия.

Выделяют дополнительную группу:

  • апноэ с последующей гипервентиляцией;
  • слюнотечение и аэрофагия;
  • судороги и атрофия мышц;
  • задержка роста и сколиоз.

Также есть группа исключающих критериев:

  • увеличение органов;
  • поражение глаз: атрофия зрительных нервов и ретинопатия;
  • певрологические нарушения;
  • микроцефалия.

Электроэнцефалография – диагностический метод. На нем виден медленный ритм, эпилептиформные разряды.

КТ и МРТ не являются информационными методами при синдроме Ретта. При проведении позитронной эмиссионной компьютерной томографии видно снижение общего кровотока в головном мозге.

Причины возникновения синдрома

Причины возникновения продолжают изучаться. Особая роль отводится генетической предрасположенности, а также мутации в геноме, связанного с X хромосомой.

Мутация в гене, кодирующего метил-СрG-связывающий гликопротеин. приводит к нарушению правильного развития деятельности головного мозга в эмбриональном периоде развития.

Если ген не изменен, то мозг и его отделы развиваются без патологии. Если произошла мутация, происходит поражение X- хромосомы. Так как у женщин их две, то одна X-хромосома – нормальная, а вторая – дефектная.

С одной нормальной X-хромосомой девочкам удается появится на свет. Так как у мальчиков набор хромосом состоит из X и Y- хромосом, то их рождение с синдромом Ретта теоретически невозможна. Они погибают во внутриутробном периоде. Но существуют исключения.

При полисомии XXY хромосомах, рождение мальчиков возможно (синдром Клайнфельтера).

Почему некоторые случаи более серьезные, чем другие?

Эволюция и тяжесть синдрома Ретта варьируются от человека к человеку. У некоторых девочек есть врожденное расстройство (до или во время родов), в то время как другие могут иметь позднюю регрессию или более мягкие симптомы.

Поскольку девочки имеют две копии Х-хромосомы и нуждаются только в одной рабочей копии для генерации генетической информации, они отключают дополнительную Х-хромосому в процессе, который называется дезактивацией Х-хромосомы. Этот процесс происходит случайным образом, так что каждая клетка имеет активную Х-хромосому.

Тяжесть синдрома Ретта у девочек зависит от процента клеток, которые имеют нормальную копию гена MECP2 после дезактивации Х-хромосомы: если дезактивация Х-хромосомы ингибирует Х-хромосому, которая несет дефектный ген.

В большом количестве клеток симптомы, как правило, более мягкие, но если больший процент клеток отключается от здоровой Х-хромосомы, начало расстройства происходит раньше, и симптомы более серьезные.

Симптомы синдром Ретта

Больная девочка с синдромом Ретта

После рождения ребенок ничем не отличатся от своих сверстников в течение первых месяцев своей жизни.

Врачи не могут заподозрить симптомы и выявить патологические изменения, характерные для синдрома Ретта.

Окружность головки соответствует норме.

Единственным признаком патологии может быть снижение и вялость мышечного тонуса. Также может изменяться температура тела (низкая, 35 градусов), бледные кожные покровы и высокая влажность ладоней.

К 5-6 месяцам начинает выявляться отставание в физическом развитии ребенка. Он не ползает, не может переворачиваться на спинку или на бок.

В большинстве случаев, в более старшем возрасте, ребенок не может удерживать свое тело в вертикальном положении и сидеть.

Патогомоничные (отличительные) признаки синдрома Ретта:

  • специфические двигательные приемы рук (см. фото выше). Дети с данным синдромом не могут удерживать различные предметы в руках. У них выявляются одинаковые стереотипные движения, напоминающие перебор пальчиков или хлопки руками на уровне грудной клетки. Дети иногда ударяют себя ручками по различным частям тела.
  • развитие умственной отсталости, отсутствует стремление изучать что-то новое. Дети до 1 года могут научиться ходить, говорить, узнавать окружающих (родителей), но в течение некоего временного промежутка теряют эти способности.
  • уменьшение размеров головного мозга и окружности головы.
  • развитие судорожных припадков, напоминающих эпилептические.
  • искривление позвоночника из-за нарушения позвоночного сегмента, ведущего к мышечной дистонии;
  • нарушение речи;
  • замедленный рост;
  • развитие патологий сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта и др.;
  • нарушение дыхания, ночью или днем во время сна могут наступать промежутки отсутствия дыхания;
  • во время приема пищи с едой дети могут заглатывать воздух, провоцируя срыгивание.

Реабилитация больного ребёнка: чем заниматься с малышом, чтобы улучшить его состояние

Помимо медикаментозной терапии, очень важны реабилитационные мероприятия. Главная цель таких занятий с ребёнком — улучшение качества его жизни. Выполнить эту задачу можно только благодаря тесному сотрудничеству родителей и специалистов.

Физкультура и массаж

Лечебная физкультура и массаж — оптимальные способы коррекции двигательных расстройств. Упражнения направлены на поддержку амплитуды движений в конечностях, возможность максимально сохранить навыки ходьбы и укрепление мышечного корсета для профилактики искривлений позвоночника. В некоторых случаях применяется ортопедическая коррекция вплоть до оперативного вмешательства, если у ребёнка имеются тяжёлые костные деформации.

Читайте также:  Детям с синдромом дауна дают инвалидность

Видео — реабилитационные мероприятия, лечебная физкультура

Лечение у остеопата, психолога и дефектолога, музыкотерапия (метод Томатиса)

Хороший эффект может дать лечение у остеопата, в частности мануальная терапия, в сочетании с другими методами реабилитации.

Обязательны занятия с психологом и дефектологом. Психологическая реабилитация направлена на максимальное развитие остатков коммуникативных и моторных навыков, на формирование специфического «языка общения» на их основе.

Для реабилитации ребёнка с синдромом Ретта обязательны занятия с психологом

Очень широко применяется музыкальная терапия, которая успокаивает больных и частично компенсирует нарушенное взаимодействие с внешним миром.

Музыка служит мотиватором для коммуникации пациенток с окружающими людьми, развивает сенсорные, эмоциональные, познавательные навыки.

Применяется метод Томатиса, который заключается в прослушивании классической музыки, обработанной специальными фильтрами. Метод улучшает способность мозга воспринимать и правильно перерабатывать звуковую информацию. Фильтры специального устройства, с помощью которого проводятся занятия, настраиваются для каждого ребёнка индивидуально. Томатис-терапия противопоказана при эпилептической активности.

Видео: реабилитация ребёнка с синдромом Ретта на дому

Другие методы коррекции

Для коррекции симптомов заболевания применяются и другие методики:

  • АВА-терапия — обучающая программа, основанная на изучении поведенческих факторов и интенсивном влиянии на поведение больного ребёнка. Суть терапии в том, что все сложные действия и навыки разбиваются на мелкие блоки. Каждый такой блок отдельно заучивается с ребёнком до автоматизма, а затем все действия собираются в единую сложную цепь. При этом АВА-терапевт строго управляет пациентом, не позволяя ему отклоняться от заданной деятельности;
  • хороший эффект дают занятия со специально обученными животными — лошадьми (ипотерапия), собаками (канистерапия) и дельфинами (дельфинотерапия). Для каждого ребёнка составляется индивидуальная программа занятий;
  • гидрореабилитация включает в себя проведение гидромассажа и плавание, а также специальные упражнения в водной среде;
  • арт-терапия — это лечение с помощью рисования и творчества. Такая терапия помогает улучшить коммуникативные навыки, снизить эмоциональное поведение, нормализовать психическое состояние, отрегулировать мелкую моторику.

Ипотерапия — один из эффективных методов реабилитации ребёнка с синдромом Ретта

Несмотря на трудности во взаимодействии с больным малышом, родителям нужно стремиться вовлекать его в социум, помогать налаживать коммуникативные связи с внешним миром.

Особенности питания

Питание больного ребёнка представляет определённые сложности. У многих девочек наблюдается повышенное слюнотечение, плохое состояние ротовой полости, поэтому накормить их настоящая проблема. Некоторые дети имеют хороший аппетит и с удовольствием употребляют любимые продукты. Но все они едят очень медленно, процесс приёма пищи может растягиваться до полутора часов. Что касается питья, то почти у половины больных малышей есть трудности с глотанием, которые проявляются поперхиванием, кашлем и могут грозить попаданием жидкости в дыхательные пути.

Детям с синдромом Ретта тяжело пережёвывать пищу, содержащую грубые волокна (мясо, сырые овощи, фрукты), поэтому её нужно измельчать и давать в виде пюре. Гарниры лучше предлагать мелкими кусочками или в размятом виде. Во время кормления нужно следить, чтобы голова ребёнка была под правильным углом, не запрокидывалась.

Пищу, содержащую грубые волокна, лучше давать больному ребёнку в перетёртом виде

Многие дети страдают от тошноты и часто отказываются от еды, поэтому накормить их бывает очень трудно, такие малыши быстро теряют в весе. Поэтому пища должна быть обогащённой белками и жирами, достаточно калорийной и витаминизированной. Рекомендуется кормить ребёнка малыми порциями и часто (каждые 3 часа), чтобы не перегружать пищеварительную систему. Детей младшего возраста поят витаминизированным молоком или молочными смесями.

В некоторых случаях, когда процесс поглощения пищи становится слишком проблематичным и болезненным, имеет смысл кормить ребёнка через зонд специальными питательными смесями. Такой вариант позволяет значительно улучшить качество жизни малыша и может стать настоящим для него спасением.

Стадии болезни

Выделяют 4 стадии заболевания:

  • Первая стадия развивается в начале четвертого месяца жизни и может продолжаться до двух лет. Появляются отклонения физического развития ребенка, отсутствует интерес к происходящему, апатия, задержка роста головы, набора веса, низкий мышечный тонус и вялость.
  • Вторая стадия развивается к году жизни, когда ребенок ползает, переворачивается, ходит, говорит. В течение года эти приобретенные навыки исчезают. Он не помнит, как разговаривать, ходить и т.д. У ребенка возникают стереотипные движения рук, напоминающие мытье под краном, нарушение дыхания во время отдыха и не только, расстройство координации движений. Также возникает судорожный синдром, напоминающий эпилептический припадок. Лечение эпилептического припадка не приводит к исчезновению судорог.
  • Третья стадия чаще наблюдается в конце второго начале третьего годика. Этот этап еще называют стабилизацией. На этом этапе происходит регресс развития головного мозга, т.е развивается умственная отсталость, уменьшается количество эпилептиморфных припадков. Ребенок может находится в одном положении длительное время (находится «в себе»), но при этом нет беспокойства и криков.
  • Четвертая стадия является самой тяжелой, развивается примерно к 5 -10 годам и характеризуется необратимыми дегенеративными процессами в центральной и периферической нервной системах, а также в суставах и позвоночном столбе. Развивается искривление позвоночника, ведущее в 3-4 степени сколиоза. Характерна кахексия (снижение веса ребенка), мышечная гипотония, уменьшение размеров головного мозга, боли в суставах и мышцах. Эпилептические припадки появляются очень редко.

Течение заболевания основывается на скорейшем установлении диагноза. Чем раньше был установлен диагноз, проведены лечебные и профилактические мероприятия, тем благоприятнее течение болезни. У разных детей течение патологии происходит по-разному. Если установление диагноза было выставлено в поздние сроки, велик риск развития тяжелейших осложнений, препятствующих нормальной жизни больного ребенка.

Степени прогрессирования отклонения

Существует четыре стадии
синдрома Ретта, каждая из которых проявляется исключительно во младенческом возрасте.

Несмотря на то, что болезнь опасна, женщины, пораженные ею, доживают в среднем до 40 лет.

Возможно и полное избавление от недуга

, но об этом подробно мы опишем ниже.

На основании основных четырех стадий может быть проведена «домашняя» диагностика, которая позволит вам определить, стоит ли переживать, или поводов для волнения нет:

  1. Первая стадия – стагнация. Ярко выраженных симптомов нет, но постепенно, на протяжении примерно одного года, малыш теряет интерес к игрушкам, мультикам, друзьям и прочим своим увлечениям. Слегка замедляется рост головы, конечностей, прослеживается гипотония мышц, на фоне чего может снизиться температура тела.
  2. Второй этап, на котором навыки речи, которым ребенок мог обучиться ранее, превращаются в манипуляции конечностями. Движения становятся дискоординированными, могут случаться судороги и припадки, избавиться от которых не представляется возможным. Нарушается также работа легких – у малыша появляется отдышка, или же он вовсе периодически задыхается по неизвестным причинам.
  3. Характеристика третьей стадии дает понять, что это «затишье». Припадки и судороги прекращаются, на смену им приходит заторможенность.
    Останавливается и умственное развитие, ребенок не разговаривает. Кроме того, прибавка в весе на данном этапе болезни минимальна.
  4. Окончательная стадия – остановка развития организма. Тот тип внешности и умственных способностей, который развился у больного, закрепляется за ним на всю жизнь. Как правило, это невозможность самостоятельно передвигаться, сколиоз, малая по размерам голова, а также неестественно короткие конечности.

Лечение

Лечение синдрома Ретта основано на симптоматическом лечении.

Устранить причину развития болезни и дальнейшее ее прогрессирования невозможно, но можно его замедлить.

Лечение синдрома Ретта включает в себя: медикаментозную терапию, профилактическую и лечебно-физическую культуру.

  • С лечебной целью для купирования эпилептиморфных припадков используют антиконвульсанты (Дифенин, Диазепам, Клоназепам, Карбамазепин).
  • Для регулирования биологических ритмов (день/ночь) используют Мелатонин.

Профилактика

Лечебная физкультура — один из оптимальных способов коррекции двигательных расстройств. Она включает упражнения, направленные на поддержание гибкости и амплитуды движений конечностей, а также как можно более длительное сохранение навыка ходьбы.

Предлагаются психологические программы максимального развития оставшихся сохранными двигательных навыков и формирования на их основе “языка общения”. Используется также музыкальная терапия, так как она оказывает благоприятный успокаивающий эффект на детей и частично компенсирует нарушение контакта с окружающим миром. Исследования синдрома Ретта интенсивно ведутся во всем мире, и открытие его специфического биологического маркера является, вероятно, лишь вопросом времени.

Когда это произойдет, возникнут новые перспективы лечения патологии или облегчения состояния больных, а также возможности пренатального скрининга и предотвращения этого тяжелого заболевания.

Прогноз жизни

Сколько живут дети с синдромом Ретта?