У меня синдром аспергера познакомлюсь
2 апреля сего года, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day), я решил предложить немного просветиться некоторым моим друзьям на фейсбуке. Их отклики практически вдохновили меня начать вести «Autistic Not Weird».
Надеюсь, всем интересующимся будет польза.
Хочется поинтересоваться у тех, кто в спектре: к вам относится большинство? Сколько из них совсем не подходят? Мне и правда любопытно, ребята, как много у нас общего.
Поправка. Похоже, нужно сказать вот что: каждый раз после публикации этой статьи на фейсбуке я вынужден читать замечания людей, обижающихся на слово «лёгкий» в названии. В настоящее время я не использую это слово, но менять текст не хочу. Потому что тогда я написал то, что думал.
Если вы в спектре аутизма, то тоже только вам решать, использовать ли слово «лёгкий». Если вы не в спектре аутизма, то будьте так любезны прекратить указывать мне, как можно или нельзя себя называть. Если уж я решу прекратить использовать слово «легкий», то это будет моё решение и ничьё больше. Да, вот так реализуются права в области аутизма.
Исходя из своего опыта, могу утверждать, что какой бы термин я ни использовал в названии, оный мог оскорбить определенную группу людей в интернете! Так что не стесняйтесь — оскорбляйтесь на здоровье и продолжайте чтение.
Надеюсь, вам настолько же понравится читать этот текст, насколько я искренне наслаждался его написанием.
1) Остальные — странные. Мы — абсолютно нормальные.
2) Безусловно, вы знакомы с несколькими аутичными людьми. Может быть, вы об этом и не подозреваете, но это так. Или они не знают. Мы — 1% человечества. И это куда больше, чем кажется.
3) Аутичные люди не все как один по той же причине, что и неаутичные люди.
4) 81% из нас не имеет полной занятости. Лично я пробыл меньше двух лет своей жизни в 19%.
5) Если вы — «лёгкий», то находитесь в странной позиции: вы «достаточно нормальный», чтобы от вас ожидали того, что и от остальных, но и «достаточно аутичный», чтобы не всегда оправдывать ожидания.
6) И то, и другое означает, что многое из происходящего — Ваша Вина. На самом деле, это совсем не ваша вина, но вас определённо сделают Виноватым.
7) Если вы не заметили, что девушка заинтересовалась вами, то это Ваша Вина. А не тех, кто не потрудился прямо сказать.
8) Если кто-то тонко намекает, а вы не улавливаете, то это Ваша Вина. А не тех, кто не потрудился прямо сказать.
9) Если вы спрашиваете про оставшийся картофель: «Будешь?», а вам отвечают: «Нет, спасибо», и вы берете его себе, то это Ваша Вина. Вы обязаны были правильно понять и интерпретировать ответ «нет» как «да». Так делают все нормальные люди.
10) Нам трудно понимать других людей, и это Наша Вина. И хоть другим людям трудно понимать нас, это опять же Наша Вина.
11) 70% людей в спектре аутизма имеют еще что-то, например, СДВГ, дислексию, диспраксию. Особые потребности напоминают диаграммы Эйлера-Венна.
12) Некоторые люди с аутизмом прекраснее всех добросердечных людей, которых вы когда-либо встречали. Другие же — настоящие придурки. Понимаете, все мы люди.
13) Рассказывать про свой аутизм трудно. Иногда потому, что люди не знают, что такое аутизм или полны стереотипов о нём; иногда потому, что не знают вас достаточно хорошо, а вы для них — ходячее расстройство; а иногда потому, что вы просто чертовски нервничаете, говоря об этом.
14) Правильное название для моего состояния — «синдром Аспергера», а не «лёгкий аутизм». Но трудно разговаривать с людьми о наличии у себя синдрома Аспергера из-за слова «синдром». Люди побаиваются синдромов. Также мне не нравится использовать понятие «расстройство социального обучения» из-за слова «расстройство».
15) Если же вы не собираетесь рассказать о том, что у вас аутизм, то единственный способ не прослыть чудаком или человеком с плохими навыками личного общения, это притворяться кем-то. И когда вы потерпите неудачу, это будет не потому, что ваш мозг работает иным образом, а потому, что это Ваша Вина.
16) Намеки не понимаем. Черт возьми, просто скажите прямо. (Серьёзно. На первом свидании девушка хотела, чтобы я заплатил и за её обед, но вместо того, чтобы честно сказать об этом, она намекнула, что у неё недостаточно денег и на еду, и на автобус. Я просто улыбнулся и ответил: «Не волнуйся! Сырные чипсы стоят всего 1.75 фунтов!». Она не оценила, хотя это был бы правильный ответ на её слова.
17) Если я делаю что-то в своем темпе и своими способами, то достигаю успешного результата. Если же я действую в чужом ритме и чужими методами, то заваливаю сроки и терплю провал. Угадай, кто виноват в случившемся?
18) Грамматика нашей устной речи не всегда совершенна. Я неотчётливо произношу слова и говорю их в неправильном порядке, когда нервничаю. На последнем собеседовании (в библиотеку) я провалился из-за первой же фразы: «Думаю, я подхожу для этой писателя, потому я — начинающий… Ой, можно начать заново?».
19) Зрительный контакт переоценен. Люди говорят, что я неестественно себя веду, когда при разговоре не смотрю в глаза, но для меня противоестественно смотреть в чьи-то глаза только потому, что остальные так делают.
20) Если мы долго формулируем фразу, то просто дайте нам закончить. Иной раз это требует времени.
21) У некоторых из нас (включая меня) слегка замедленная скорость обработки информации. Например, у нас уйдёт пара секунд, чтобы понять, что ты шутишь.
22) По указанной выше причине мне нужны одна-две секунды для того, чтобы начать говорить. В группах от четырёх человек и более я известен как «молчун» целых 15 минут, несмотря на то, что всегда за доли секунды между дыханием и началом речи кто-то перебивает меня. Это похоже на постоянные прерывания, за исключением тех случаев, когда люди не знают, что ты хочешь говорить, потому не стоит раздражаться на них.
23) Понимать сказанное буквально — вполне обычное дело. Конечно, я знаю, что дождь не льёт из ведра, но если вы не скажете, что это идиома, то я буду считать, что вы имели в виду именно это.
24) Мы — крутые любовники.
25) Просто шутка. Представьте, у нас есть чувство юмора!
26) Мы можем быть и гиками. И нас это устраивает, мы наслаждаемся каждой минутой такой жизни.
27) Аутичные люди легко ошибаются при чтении намеков, что иногда приводит к забавным последствиям.
28) Но такое легко нарушает чужую зону комфорта. Таким образом я потерял несколько друзей и в подростковом, и во взрослом возрасте. Эту проблему неплохо бы пролечить, но пока невозможно.
29) Я не уверен, что для людей с аутизмом естественна тревожность (безусловно, для некоторых да, но и для некоторых неаутичных тоже). Думаю, требования странного общества порождают у них тревогу. У меня было очень счастливое детство, я не страдал от беспокойства, пока люди не начали рассказывать мне, что я социально неполноценный.
30) Терапия — Не Моя Вина. Другие люди заставили меня беспокоиться, что я не соответствую их социальным ожиданиям, а сами не потрудились пойти мне навстречу.
31) Не все из нас обладают необычной памятью, но уж если у кого она есть, так ого-го. Когда я учился во втором классе (мне было 7 лет), то решил устроить себе мозговую встряску: вспомнить все виды динозавров. И остановился, когда вспомнил 91 вид. (У меня есть много других примеров, которые могут впечатлить или напугать вас, но я знаю аутичных людей, некоторых с расстройством обучения, которые могут сказать, какой день недели был 17 апреля 1962 года.)
Примечание. Когда я написал об этом, то выучил трюк для себя. Если кому-то интересно, то это был вторник.
32) Если вы думаете, что я вас игнорирую в редко случающихся разговорах, то, пожалуйста, не принимайте на свой счёт. Я могу длительное время сосредотачиваться только на тех вещах, которые нахожу действительно интересным. (И даже сейчас я не грублю, вы действительно можете быть интересны мне как личность, но вы не всегда к месту. Каждому приходится терпеть неинтересные беседы. А я — тот человек, который не может убедительно изобразить заинтересованность, как это делают остальные. И это делает грубияном меня, а не успешно притворяющихся и обманывающих вас людей.)
33) Нас легко обмануть, как и детей. В детстве у меня не было ни малейшего понятия о других людях, лгущих мне только потому, что они полагали это смешным.
34) Я уже упоминал, что аутичные люди очень отличаются друг от друга. Поэтому, пожалуйста, после прочтения этого текста не подумайте, что каждый человек с «лёгким» аутизмом гик, математический гений или отлично играет шахматы. Таковы мои личные сильные стороны, а у других есть то, чего нет у меня.
35) Те, кто глубже меня в спектре, могут плохо вести себя или проявлять агрессию. И не потому, что они такие противные, это обычная реакция на раздражающий вас мир, пока вы еще не выработали социальные навыки и стратегии выживания для борьбы с ним.
Счёт до десяти работает только с теми, кто никогда не тревожился, что не сможет считать до десяти.
36) Аспергер иногда называют «Синдром Инопланетянина», потому что похоже, будто вы родились на чужой планете огромного количества чужаков, которые ведут себя иначе чем вы. Потому я и говорю, что мы — нормальные, а странные — другие, вот на самом деле!
37) Родиться на чужой планете — это чувствовать себя изолированным и одиноким. Особенно, если ни один из жителей этой планеты не понимает вашу культуру, обескуражен, боится, хочет вылечить вас.
38) Кстати, нет никакого лекарства. Есть терапия, помогающая нам преодолевать трудности. Для аутизма нет лекарства по той же причине, по которой нет лекарства от мозга.
39) Большинство из нас и не хочет лекарство. Да, неплохо было бы иметь социальные навыки получше, но мы не пожертвуем ради них большей частью того, что мы есть.
40) Сорок — одно из моих любимых чисел. Оно в таблицах умножения на 1, 2, 4, 5, 8, 10, 20 и 40, что означает возможность использовать его для различных полезных вещей. Думаю, 60 и 120 используются больше, а еще я очень привязан к 72. 24 тоже можно использовать как и 72, но с ним попроще работать.
41) Чем больше конкретики, тем лучше мы работаем. Банально, но вероятность ошибки уменьшается с упрощением.
42) Как и любой другой человек, аутичные люди раскрываются, если им дать возможность воспользоваться сильными сторонами. Если мир идёт нам навстречу, то мы блестяще справляемся.
43) Лично я похож на гоночный автомобиль с медленным ускорением. Я кое к чему способен, но для достижений мне требуется время.
44) Аспергер не помешал мне получить степень по математике вслед за степенью по педагогике.
45) Аспергер не помешал мне стать учителем начальной школы.
46) Аспергер не помешал мне быть капитаном молодёжной команды в течение пяти лет и при этом одним из самых молодых капитанов (мне было 25, когда я принял на себя руководство).
47) Надеюсь, однажды я скажу: «Аспергер не помешал мне опубликовать книгу».
48) Люди с аутизмом, даже с самой тяжёлой степенью, любят и любимы. Просто у них это нетипично проявляется, но они делают именно это.
49) Аутичные люди не нуждаются в кампании информирования. Каждый в Британии слышал об аутизме. Они нуждаются в принятии.
Кое-что изменилось с тех пор. Подруга отметила, что знание о состоянии чего-либо и понимание того, что это значит, — два разных вида осведомленности, и она очень права. Повышение информированности в русле второго вида было причиной начала этого блога, такой вид информирования ведёт к принятию.
50) В общем, аутичные люди чертовски удивительны.
(P.S. Пятьдесят — переоценённое число. Да, половина от ста, йохуу. Но расписать по сетке Кубок Мира с пятьюдесятью командами?)
Надеюсь, этот текст немножко проинформировал прочитавших его неаутичных людей.
Представленный выше материал — перевод текста «Asperger Syndrome: 50 facts about having mild autism».
Источник
Знакомства и отношения могут представлять сложность для любого человека, но подростки с высокофункциональным аутизмом сталкиваются с особыми проблемами. Причина этого — нехватка определённых навыков и способностей, которые облегчают знакомство с людьми и сближение с ними — как физическое, так и эмоциональное.
Давайте рассмотрим три трудности на пути к успешным романтическим отношениям, чтобы понять, как вы можете помочь своему подростку.
Распознавание эмоций
Упражнение 1
Необходимые материалы: пустой фотоальбом или тетрадь, фотоаппарат или телефон.
1. Идентификация и называние эмоций на фотографиях
С помощью фотоаппарата или телефона сделайте фотографии вашего подростка, отражающие любые естественные эмоции — как положительные, так и отрицательные. Распечатайте фотографии.
Покажите каждую из них подростку, попросив его назвать эмоции. После этого предложите ему поместить фотографию в альбом или приклеить в тетрадь, а затем маркировать изображение нужной эмоцией.
2. Идентификация и называние невербальных подсказок с помощью фотографий
Попросите своего подростка найти в фотоальбоме или тетради невербальные подсказки в выражениях лица, в языке тела, которые помогли ему понять, какие эмоции выражены на фотографиях. Пусть он пометит фотографии найденными невербальными подсказками.
3. Использование ролевых игр для идентификации и называния эмоций и невербальных подсказок
Ролевые игры — отличный инструмент, помогающий подросткам с высокофункциональным аутизмом распознавать как свои собственные эмоции, так и эмоции других. По очереди разыгрывайте эмоции и угадывайте эмоции друг друга. Останавливайтесь, чтобы обратить внимание подростка на выражение лица, тон голоса и невербальные подсказки. При выполнении этого упражнения может быть полезно зеркало.
4. Использование видео для идентификации и называния эмоций и невербальных подсказок
Снимайте на видео своего подростка, когда он выражает любые естественные эмоции. Покажите видео подростку, при этом ставьте на паузу, если будут демонстрироваться какие-либо примечательные эмоции. Помогите подростку назвать эмоции, а также невербальные подсказки.
Упражнение 2
1. Вспомните вместе с подростком столько различных эмоций, сколько сможете, и перечислите их на листе бумаги. Сгруппируйте схожие чувства вместе (например, «злой», «обезумевший», «разъярённый» и т.д.).
2. На другом листе бумаги нарисуйте таблицу с четырьмя столбцами. В заголовках столбцов напишите: «Чувства», «Ситуации», «Физические сигналы» и «Язык тела». Рассматривая чувство или группу чувств, попросите подростка заполнить таблицу. Например, вот как может быть заполнена строка «Злость»:
Чувства | Ситуации | Физические сигналы | Язык тела |
---|---|---|---|
Злость | [Лучше всего использовать реальные ситуации из жизни подростка.] | Учащённое сердцебиение, потные ладони, громкий голос и т.д. [Поясните своему подростку, что если он начинает замечать у себя подобные физические сигналы, значит, тело хочет сообщить ему, что он испытывает сильные чувства. Цель подростка — распознать эти признаки до того, как гнев выйдет из-под контроля.] | Сжатые кулаки, сердитое лицо, скрещивание рук и т.д. [Поясните подростку, что когда он видит эти «подсказки» у другого человека, данный человек может сердиться. Это поможет вашему подростку научиться идентифицировать чувство злости, независимо от того, вербализовано оно или нет.] |
3. Дополните упражнение следующими вопросами для обсуждения:
- Все ли испытывают одинаковые чувства? Почему?
- Почему одна и та же ситуация может по-разному влиять на различных людей?
- Как распознавание языка тела в моменты злости может помочь во взаимодействии с окружающими?
- Как распознавание физических сигналов собственных чувств могло бы помочь нам лучше управлять своими эмоциями?
Сенсорные реакции
Подростки с высокофункциональным аутизмом порой испытывают сенсорные трудности, которые могут касаться всех чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) или только некоторых из них. Степень испытываемых проблем варьируется от человека к человеку. Чаще всего чувства либо слишком интенсивны (гиперчувствительность), либо недостаточно развиты (гипочувствительность). Очень распространена гиперчувствительность слуха и осязания. Например, лёгкая фоновая музыка, воспроизводимая на малой громкости, может восприниматься как громкая и пронзительная. Аналогично, лёгкое прикосновение к коже может вызвать боль такой же интенсивности, как укол острым предметом. Поэтому различные формы сексуального стимулирования способны причинять дискомфорт или даже боль, провоцируя избегающее поведение и мешая развитию интимных отношений.
Следующую таблицу («Пять чувств») можно использовать для помощи подростку с высокофункциональным аутизмом в изучении сенсорных реакций на различные воздействия. Благодаря ей он сможет лучше идентифицировать раздражители, способные привести к сенсорному хаосу, и избегать их. Цель упражнения — протестировать каждое из пяти чувств, чтобы определить уровень чувствительности. Например: какова реакция подростка на тихую музыку или громкий шум? Это можно проверить, надев наушники, в которых будет играть тихая или громкая музыка. Также можно шептать на ухо и хлопать дверью. Для тестирования осязания можно погладить предплечье мягкой тканью, а затем потереть его наждачной бумагой. Это упражнение позволит вашему подростку выразить свои чувства и осознать, что его ощущения влияют на его поведение. Во второй части упражнения рассматривается воздействие сенсорных реакций на сексуальность. Эти задания могут стать полезной отправной точкой при обращении к вопросу сексуального поведения.
Гипочувствительность (Недостаточно чувствителен) | Нормальная чувствительность (Приемлемо чувствителен) | Гиперчувствительность (Слишком чувствителен) |
1. Слух (тихая музыка / громкий шум) | ||
2. Обоняние (парфюм / алкоголь) | ||
3. Осязание (мягкая ткань / наждачная бумага) | ||
4. Зрение (яркие цвета / размытые изображения) | ||
5. Вкус (лимон / мёд или шоколад) |
Как ваш уровень чувствительности влияет на вашу сексуальность?
___________________________________________________________________________
Каковы способы преодоления ваших проблем с чувствительностью?
___________________________________________________________________________
Глазной контакт
Поддержание зрительного контакта требует серьёзной концентрации у подростка с высокофункциональным аутизмом. Некоторые подростки избегают глазного контакта с целью сосредоточиться на том, что им говорят.
Когда Люку Мартину, взрослому человеку с высокофункциональным аутизмом, было 13 лет, он предложил следующее объяснение своей нелюбви к зрительному контакту:
«Когда я смотрю кому-то прямо в глаза — особенно незнакомому — это ощущение настолько некомфортно, что я даже не могу его описать. Сначала я чувствую, будто глаза собеседника сжигают меня, и возникает ощущение, что я смотрю в лицо пришельца. Знаю, это звучит грубо, но я описываю как есть. Если я пройду через это и не отвернусь, то оказывается, что, когда собеседник разговаривает, я пристально смотрю на его черты и совершенно забываю слушать, что мне говорят».
«Иногда слишком трудно сосредоточиться на том, чтобы слушать и смотреть одновременно. Люди довольно сложны для понимания, поскольку их слова нередко весьма загадочны. Но когда их лица шевелятся, когда их брови поднимаются и опускаются, а глаза распахиваются и затем прищуриваются, я не могу вникать во всё это разом – поэтому, честно говоря, даже не пытаюсь».
К сожалению, отсутствие зрительного контакта часто интерпретируется другими как отсутствие интереса. Если ваш подросток не может поддерживать зрительный контакт, вот два трюка, которые предложил Люк:
- «Я смотрю на рты людей. При этом собеседники вполне довольны, поскольку вы смотрите в их направлении, а вам не приходится испытывать это ужасное, сжигающее душу чувство, которое возникает при пристальном взгляде в чьи-то глаза».
- «Посмотрите в сторону уха говорящего. Это также напомнит вам, что необходимо слушать собеседника».
Вот ещё один трюк для поддержания зрительного контакта: переводите по очереди взгляд с левого глаза человека на его правый глаз.
Ссылки:
- www.associatedcontent.com.
- Susan Carney, www.suite101.com.
- www.nas.org.uk.
- Asperger’s Syndrome and Sexuality: From Adolescence through Adulthood, Isabelle Henault, Jessica Kingsley Publishers, 2006.
- Terri Mauro, www.about.com.
- www.wikihow.com.
Представленный выше материал – перевод текста «Teaching Dating and Relationship Skills to Teenagers with High Functioning Autism».
Источник