У кого рождаются дети с синдромом аутизма

У кого рождаются дети с синдромом аутизма thumbnail

аутизм

Учёные с большой тревогой отмечают, что за последние десятилетия количество детей, имеющих нарушения аутистического спектра, увеличилось: если в конце ХХ века такой диагноз ставился одному ребенку из тысячи, то сейчас это каждый 150-й малыш. Ведущая причина аутизма не выявлена, но существует много полностью и частично подтверждённых гипотез.

Кто такой аутист?

Это человек, имеющий иную картину мира и иное восприятие действительности. Аутисты:

  • не выносят шума;
  • не проявляют эмпатии к окружающим;
  • с трудом воспринимают устную речь, намного легче письменную;
  • предельно откровенны и прямодушны;
  • как правило, имеют выдающиеся математические и логические способности;
  • воспринимают сказанное буквально – сарказм и шутки им непонятны;
  • не любят прикосновений;
  • не смотрят людям в глаза;
  • имеют ограниченный круг интересов;
  • склонны к повторяющимся ритуальным действиям, которые приносят им чувство защищённости;
  • придерживаются жёсткого распорядка своей жизни и раз и навсегда заведённых привычек;
  • могут не отличать голос человека от других звуков;
  • в качестве реакции сопротивления новому у них возникает аутоагрессия, причём чувство предела отсутствует, и травмирующий опасный опыт не закрепляется.

Виды аутизма

ребенок аутистНа сегодняшний день учёные выделяют два типа аутизма:

  • 1 тип – врождённый, из чего следует, что причина аутизма носит генетический характер – этот тип встречается в 1 случае из 10000.
  • 2 тип – приобретенный. Ребенок рождается нормальным, но в возрасте от года до 2-х лет что-то происходит, и развивается регресс. Такое случается в 40 раз чаще, чем в первом случае, и частота увеличивается год от года.

Почему рождаются дети-аутисты?

На этот вопрос учёные пытаются найти ответ с 20-х годов ХХ века, именно тогда проводились первые исследования. Сегодня можно говорить о том, что причина заболевания – комплексная.

Генетические нарушения

синдром аутистаВ первую очередь была изучена генетика семей с детьми-аутистами.

Учёные взяли под наблюдение более тысячи семей, в которых было несколько здоровых детей и один болеющий аутизмом.

Оценка их ДНК производилась по образцам крови. Научные работники ставили перед собой задачу обнаружения дупликации или делеции разных участков ДНК.

Эпизодические, случайные и ненаследуемые копии на научном языке называются de Novo ВВК. Именно их и подвергли анализу, и выяснилось, что новые ВВК действительно превышают порог нормы у больных детей.

Было выявлено, что хромосома 7, отвечающая за социальность личности, у больных детей имела дупликации. Таким образом было доказано, что генный сбой влияет на развитие аутизма.

В ходе исследований была обнаружена существенная закономерность. Девочки более устойчивы к аутизму по генетическим причинам, чем мальчики.

Мелкие изменения в картине ДНК не приводят у девочек к развитию болезни, хотя могут вызывать незначительные отклонения в поведении, имеющие оттенок аутизма. Нужны действительно серьёзные генетические нарушения, чтобы родилась девочка, больная аутизмом. А вот мальчики, к сожалению, оказались гораздо более уязвимы даже перед небольшими отклонениями.

Таким образом, появилась доказательная база для разработки метода анализа генетических комбинаций, который с тех пор применяется для идентификации сети генов, пострадавших от редких изменений при аутизме.

Заболевания матери во время беременности

В процессе вынашивания плода любое заболевание матери может оставить негативный след на развитии ребёнка. Проводилось множество исследований факторов риска беременных женщин, и на первое место были выведены три основные причины дефицита или избытка гормонов, из-за которых рождаются дети-аутисты.

генетические нарушенияДефицит железа. Матери, чьи дети страдают аутизмом, в период внутриутробного развития малыша употребляли недостаточно железа.

Анемия беременных вызывает тканевую гипоксию и задержку развития ребёнка, а в самых тяжёлых случаях может привести и к перинатальной смертности.

Такие дети рождаются с дефицитом массы тела, у них более длительно протекает желтуха новорождённых, позже отпадает и медленнее заживает пуповина.

Но если это состояние хоть и с большим трудом, но корректируется, то задержка умственного и моторного развития ребёнка, рождённого от матери с железодефицитной анемией, непоправима.

Метаболические нарушения – ожирение, диабет (особенно инсулинозависимый) и гипертензия. Серьёзные сбои обмена веществ беременной женщины не могут не повлиять на развитие плода, в первую очередь в стадии развития его мозга. Было доказано, что данные нарушения несут огромную опасность для умственного развития будущего ребёнка. Для участниц исследования, которые употребляли нормальное количество питательных веществ с пищей и препаратами, риск аутизма у детей был ниже среднего.

Низкий иммунитет матери, вирусные заболевания. Одной из причин возникновения аутизма является сниженный иммунитет матери во время беременности. В цепочке нарушений, ведущей к аутизму у детей, важным моментом является здоровье матери, в частности ее иммунитет. Иммунитет плода не справляется с патогенами, атакующими организм матери, таким образом, повышается риск негативного воздействия на его мозг.

малышОсобенно опасны:

  • краснуха;
  • цитомегаловирус;
  • розеола;
  • варицелла (герпес-вирус 3 типа, или опоясывающий лишай);
  • герпес 2 типа;
  • герпес 6 типа.

В развитии и функционировании нервных процессов участвуют нейромедиаторы головного мозга. Вирусные процессы влияют на центральную нервную систему и её активность. У детей с диагностированным аутизмом оказывается чрезмерной выработка антител к основному белку миелина и белку нейронно-аксонных отростков.

Возраст матери старше 35 лет

поздние родыС возрастом возникает проблема зачатия и вынашивания ребенка в связи с ежегодным уменьшением количества яйцеклеток у женщин.

От момента рождения у женщины имеется около 500 тысяч яйцеклеток, и они ежемесячно теряются.

Дети, рождённые женщинами ближе к 40 годам, а также рождённые из положения ягодичного предлежания, в два раза чаще страдают от аутизма, доказали американские учёные университета Юты.

Кроме этого, исследователи утверждают, что чаще от аутизма страдает старший ребёнок. В первом случае риск появления аутизма в 1,6 раз больше, чем у детей, рожденных женщиной моложе 35 лет, а во втором случае, у нерожавших, риск увеличивается в 1,8 раз.

Если возраст любого супруга находится между 35 и 39 годами, риск рождения аутичного ребёнка увеличивается.

Если оба родителя находятся в возрасте более 35 лет, риск такой же, как и в случае, когда в этом возрасте только один из них. Однако, если один из родителей моложе 35 лет, а другой 40 лет и старше, дополнительный риск аутизма больше в случае, если матери больше 35 лет.

Поэтому женщинам старше 35 лет, желающим стать матерью, показано обследование до беременности и во время ее на пороки развития плода.

Но и ранние роды – тоже зона повышенного риска, так как организм молодой матери ещё полностью не созрел для продолжения рода.

Гормональный дисбаланс

новорожденныйДефицит адреналина и норадреналина. Недостаточная их выработка провоцирует разрушение психики ребёнка.

Родители наблюдают слабое эмоциональное реагирование на происходящее, отсутствие эмпатии к окружающим и заинтересованности в налаживании контакта со сверстниками, подавленное состояние.

Колебания окситоцина. Роль этого гормона в регуляции эстрального цикла, беременности и лактации хорошо известна.

Выявлено его участие в механизмах внимания, узнавании знакомых лиц, работе кратковременной памяти и социальном поведении. Соответственным образом проявляется и его дефицит.

Дефицит гормонов щитовидной железы во время беременности – в первую очередь тироксина. Гормон отвечает за миграцию клеток мозга во время развития эмбриона, а в будущем – за социальную адаптацию человека. Нехватка тироксина приводит к недоразвитию отдельных участков мозга.

Все эти данные вселяют надежду, что аутизм может быть скорректирован медикаментозно с помощью гормонов.

Плохая экология

плохая экологияИсследования на эту тему проводились неоднократно, и каждый раз подтверждалось, что воздух, перенасыщенный вредными выхлопами, приводит к патологии развития плода.

У лабораторных мышей в 3 раза увеличивались боковые желудочки мозга, что мешало развитию других его участков, а также возрастало количество глютамата в сером веществе.

Описываемый эффект имел худшие последствия для самцов, чем для самок.

Наблюдения за детьми из экологически неблагополучных районов подтверждают, что у них аутизм развивался намного чаще, чем у их сверстников, живущих в более чистых с точки зрения экологии районах.

Прививки и вакцинация

прививкаПротивники вакцинации убеждены, что существует прямая связь аутизма и прививок.

Они утверждают, что у многих детей проявления аутизма начались через некоторое время после прививки.

Вещество, которое обвиняют в появлении аутизма после вакцинации, называется тиомерсал.

По мнению противников вакцинации, тиомерсал токсичен для центральной нервной системы и провоцирует развитие аутизма.

В состав тиомерсала входит этил-ртуть. Однако это вещество выводится организмом достаточно быстро и не успевает повлиять на развитие ребенка.

В 1999 году производители вакцин договорились снизить количество тиомерсала в вакцинах до минимума, и постоянные проверки национального здоровья в развитых странах проводятся каждые несколько лет.

Запасы вакцин с тиомерсалом должны были подойти к концу в 2002 году.

Профилактика аутизма

Если в семье уже есть аутист, то шанс появления заболевания у второго ребёнка составляет до 18 %. Чтобы избежать этого, необходимо разумно отнестись к предстоящей беременности:

  • зачатие планировать на возраст 20-35 лет;
  • исключить алкоголь, курение, наркотики, контакт с пестицидами, тяжёлыми металлами, лакокрасочными изделиями;
  • не разогревать пищу в микроволновой печи в пластмассовых контейнерах;
  • уменьшить количество глютена, лактозы и глютамата натрия в пище;
  • заблаговременно пройти все необходимые обследования, в том числе типирование генов фолатного цикла, оценить уровень содержания в организме витаминов В и D;
  • исключить наличие различных инфекций, в первую очередь герпеса;
  • при выявлении инфекций или каких-либо других заболеваний (ревматоидного артрита и т. д.) проконсультироваться у специалиста и пройти курс терапии;
  • в период подготовки к зачатию и на протяжении беременности использовать витамины групп В и D;
  • во время беременности принимать Омега-3 ПНЖК, как минимум 300 мг Омега-3 ежедневно.

Заключение

Аутизм – тяжёлый диагноз, но не приговор. Известны случаи, когда люди-аутисты добивались невероятных высот – в частности, великий Альберт Эйнштейн. Но и простой человек с диагнозом аутизм может найти своё место в жизни и в достаточной степени адаптироваться в обществе. Однако ещё важнее следить за своим здоровьем, планируя ребёнка, чтобы тяжёлая участь обошла его стороной.

Источник

Содержание:

Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии? Рассмотрим в данном материале.

Что такое аутизм?

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

Каковы причины развития заболевания?

В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:

  • ДЦП;
  • перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
  • перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
  • ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
  • наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.

Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?

При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.

Симптомы и признаки аутизма

Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:

  • при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
  • не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
  • не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
  • проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
  • не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
  • часто устраивает истерики;
  • пассивен или, наоборот, гиперактивен;
  • не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.

Проявления детского аутизма: первые сигналы родителям

Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:

  • нарушение социального взаимодействия;
  • нарушение коммуникации;
  • стереотипное поведение;
  • ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).

Нарушение социального взаимодействия

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.

Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.

Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.

Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

Нарушение коммуникации

У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.

Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.

Стереотипное поведение

К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:

  • концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
  • Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
  • Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
  • Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.

Ранние симптомы аутизма у детей до года

Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

Интеллект у ребенка с аутизмом

В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.

В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.

Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

Виды аутических расстройств

Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:

  • достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
  • нормальные навыки речи, внятность речи;
  • наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
  • проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
  • нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
  • эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.

Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.

Синдром Ретта

Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:

  • глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
  • полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
  • замедление роста головы после года;
  • утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
  • частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
  • ухудшение координации движений;
  • отсутствие речи.

Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

Методы диагностики аутизма

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

  • проведение тестов со специальными опросниками;
  • УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
  • ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
  • осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Что видит взрослый?

Не является признаком

С высокой долей вероятности означает

Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный

Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания

Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя

Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое

Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя

Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены

Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение

Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми

Ему сложно понять предоставленную информацию

Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса

Непослушание, гиперактивность, невнимательность

У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки

Можно ли вылечить аутизм?

Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.

Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:

  • вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
  • вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
  • вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.

Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:

  • формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
  • постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
  • учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
  • вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
  • учат играть в ролевые игры;
  • учат устанавливать эмоциональный контакт.

Поведенческое лечение аутизма у детей

Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдается за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.

Логопедическое лечение

Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.

Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме

У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.

Медикаментозная терапия

К использованию медикаментов специалисты прибегают лишь в случаи появления деструктивных расстройств в поведении, которые мешают малышу нормально чувствовать себя в обществе и полноценно развиваться.

Седативные препараты, психотропные средства и нейролептики целесообразно использовать только в случае крайней необходимости, родители ребенка-аутиста должны понимать, что плач и капризы гораздо лучше, чем глубокий уход в себя и полная апатия к происходящему вокруг.

Не следует без назначения врача давать ребенку Глицин, таблетки Валерианы или снотворные препараты – такими действиями родители могут сильно навредить малышу.

Аутизм или другое заболевание?

Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:

  • задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;
  • тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;
  • шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.

Прогноз

Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.

Источник