Тревожно депрессивный синдром у детей

Тревожно депрессивный синдром у детей thumbnail

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей – это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней.

Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей

Причины

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Симптомы

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

Читайте также:  Корешковый синдром поясничного отдела позвоночника лечение симптомы

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.

Источник

Тревожно депрессивный синдром у детей

Тревожный синдром – психофизическое расстройство, сопровождающееся неприятными ощущениями: апатией, подавленностью, чувством страха, эмоциональной напряженностью. Подобное состояние – проблема современного общества, обусловленная колоссальными стрессами и бешеным ритмом жизни в больших городах. Постоянный страх за себя и своих близких также способствует развитию синдрома.

Тревога — нормальное чувство, помогающее людям оставаться бдительными и целенаправленными. Оно стимулирует действовать и решать проблемы. Когда тревога становится постоянной, мешает нормально жить и работать, она теряет свой функционал, и возникает патология.

Тревожное расстройство бывает:

  • Генерализованным – чрезмерная тревога и другие патологические эмоции постоянно присутствуют в жизни больного,
  • Адаптивным — появление неприятных симптомов в конкретной стрессовой ситуации, которую психика больного не может спокойно воспринимать.

Тревожно депрессивный синдром у детейВ настоящее время в зависимости от симптоматики патологии все тревожные расстройства подразделяют на:

  1. Тревожно-фобический синдром проявляется высоким уровнем тревожности, переходящим в фобию.
  2. Тревожно-невротический синдром характеризуется преобладанием в клинической картине признаков астении.
  3. Тревожно-депрессивный синдром — комплекс вегетативных, сосудистых и психических нарушений с преобладанием безосновательной тревоги, приводящей к депрессии.
Читайте также:  Что представляет собой синдром выученной беспомощности

Тревожный синдром возникает в результате длительного психического перенапряжения, эмоционально-нервного переутомления или короткого, но сильного стресса. Он проявляется не только чувством повышенной, стойкой, длительно сохраняющейся тревоги, но и различными астеновегетативными признаками. Больные становятся раздражительными, легко возбудимыми, нервными. Они беспричинно суетятся, беспокоятся, чего-то боятся, не могут полностью расслабиться, предчувствуют беду.

Тревожный синдром — патологическое состояние, требующее особенного лечения. Он часто сочетается с депрессией, паническими атаками и неврозом навязчивых мыслей. Обычно он возникает в зрелом возрасте, но иногда у детей и подростков. Женщины в наибольшей степени подвержены развитию недуга. Это связано с неустойчивостью их гормонального фона и низкой стрессоустойчивостью.

Диагностика патологии основывается на жалобах пациента, анамнестических данных и результатах дополнительных исследований. Лечение синдрома психотерапевтическое и медикаментозное. Одним пациентам помогают беседы с психотерапевтом, другим не обойтись без фармакологических средств. Только опытный врач поможет больному пересмотреть свою жизнь и найти причины, заставляющие его много нервничать. Психотерапевт оценит выраженность симптомов синдрома и назначит, если это нужно, лекарственные препараты.

Причинные факторы

Тревожный синдром — полиэтиологическое заболевание. Его конкретная причина однозначно не определена. Считается, что в развитии патологии виноваты различные факторы— от генетической предрасположенности до психологических травм.

Тревожно депрессивный синдром у детей

Причины тревожного синдрома и нестабильной психики человека:

  • Хронические ежедневные стрессы, психотравма, переутомление, эмоциональное перенапряжение, высокие умственными нагрузки,
  • Наследственная предрасположенность,
  • Черепно-мозговая травма,
  • Неврологические расстройства — инсульт, эпилепсия, болезнь Альцгеймера,
  • Невротические состояния – неврастения, депрессия, истерия,
  • Психические болезни – шизофрения, паранойя, мании,
  • Длительные хронические дисфункции внутренних органов — сердца, легких и ЖКТ,
  • Эндокринопатии — гипертиреоз, патология надпочечников,
  • Дефицит или дисбаланс нейромедиаторов: серотонина — гормона настроения и адреналина – гормона страха и тревоги,
  • Недостаток белковой пищи в ежедневном рационе,
  • Гипо- и авитаминозы,
  • Физическое перенапряжение или гиподинамия,
  • Меланхолический темперамент или тревожная акцентуация характера,
  • Прием некоторых медикаментов — барбитуратов, антиконвульсантов, бензодиазепинов, блокаторов кальциевых каналов, эстрогенных препаратов, фторхинолонов, статинов.

Синдрому тревожного расстройства подвержены чрезмерно эмоциональные, робкие, застенчивые, ранимые и очень впечатлительные люди, умело скрывающие свои чувства и переживания. У лиц с генетической склонностью к тревогам развитие патологии усугубляется экзогенным негативным воздействием – постоянной критикой, нереальными требованиями, игнорированием достижений и отсутствием эмоциональной поддержки.

В наибольшей степени развитию тревожного синдрома подвержены лица, составляющие группу риска:

  1. Люди, пережившие физическое, сексуальное или психологическое насилие,
  2. Женщины в отдельные периоды жизни — во время беременности или климакса,
  3. Лица, имеющие низкий социальный статус и регулярно испытывающие финансовые трудности,
  4. Подростки во время полового созревания особенно чувствительны и эмоциональны,
  5. Курильщики и алкоголики,
  6. Лица, профессия которых связана с тяжелыми умственными и физическими нагрузками,
  7. Неудачники в личной жизни.

Психотравмирующие факторы, способствующие развитию синдрома:

  • Трагические события в жизни пациента,
  • Потеря близкого человека,
  • Катастрофы,
  • Аварии,
  • Смена места жительства,
  • Затянувшийся ремонт,
  • Сдача экзаменов,
  • Потеря работы,
  • Семейные конфликты,
  • Изменение привычного жизненного распорядка,
  • Курение, наркомания, алкоголизм.

Симптоматика

Тревога – основной клинический признак синдрома. Это патологическое чувство длится не менее полугода и является отражением внутреннего конфликта. Больные искаженно воспринимают и перерабатывают полученную информацию. Они находятся в постоянном предчувствии возможной беды, которая угрожает им самим или близким людям. При этом тревога не связана с определенным объектом или ситуацией. Лица с синдромом угнетены и расстроены, апатичны или чрезмерно раздражительны, необъяснимо обеспокоены. Их мысли полны негатива и пессимизма. Пациенты жалуются на утомляемость и бессилие, не позволяющие выполнять привычные дела. Так возникают проблемы на работе, в быту и личной жизни. Больные теряют интерес к деятельности, от которой раньше получали удовольствие. У них снижается трудовая и интеллектуальная активность, наблюдается скованность в движениях и заторможенность реакций. Подобные неприятности повышают уровень патологической тревожности. Замыкается порочный круг, являющийся базисом синдрома.

Тревожно депрессивный синдром у детей

У больных часто изменяется настроение, постепенно пропадает интерес к жизни и общению с окружающими. Они страдают бессонницей и часто принимают седативные препараты, что еще больше усугубляет положение, полностью нарушая режим отдыха. Одни с трудом засыпают, другие видят кошмары, третьи спят беспокойно и поверхностно. Лица с синдромом постоянно испытывают чувство беспричинного страха. К старым фобиям все время присоединяются новые. Возникают панические атаки, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Они изматывают пациента и ухудшает качество его жизни.

Больные настроены агрессивно. Они не доверяют даже самым близким людям и воспринимают окружающий мир мрачным и унылым. Пытаясь решить проблемы, которых не существует, они тратят безрезультатно все свои силы и энергию. Больные чувствуют себя беспомощными, глубоко разочаровываются во всем, отчаиваются и утрачивают надежду на благоприятный исход.

Тревожно депрессивный синдром у детей

Кроме тревоги и страха синдром проявляется следующими психическими симптомами:

  1. Беспокойством,
  2. Напряженностью,
  3. Ажитацией,
  4. Подавленностью,
  5. Рассеянностью,
  6. Гиперчувствительностью к зрительным и звуковым раздражителям,
  7. Плаксивостью,
  8. Эмоциональной лабильностью,
  9. Навязчивыми мыслями,
  10. Ипохондрией,
  11. Дереализацией и деперсонализацией.

Больные становятся суетливыми, пугливыми и нетерпеливыми. У них ухудшается память, нарушается концентрация внимания, снижаются умственные способности.

К астеновегетативным признакам патологии относятся:

  • Постоянная усталость,
  • Быстрая утомляемость,
  • Нарушения в работе сердца, тахикардия, кардиалгия,
  • Перепады давления,
  • Гипергидроз,
  • Приливы жара, озноб,
  • Одышка, приступы удушья,
  • «Ком» в горле,
  • Диспепсические явления,
  • Боль в животе и мышцах спины,
  • Диарея или запор,
  • Учащенное мочеиспускание,
  • Невозможность сосредоточиться и расслабиться,
  • Тремор рук,
  • Головокружение,
  • Цефалгия,
  • Онемение и судороги в конечностях,
  • Нарушение менструального цикла,
  • Фригидность и импотенция.

В отдельных случаях признаки вегетативной дисфункции возникают раньше психических нарушений и преобладают над ними. Больные обращаются к врачам общего профиля, подозревая наличие у себя соматического заболевания.

Читайте также:  Синдром дауна занятия с психологом

При отсутствии своевременного и грамотного лечения патологии возникают негативные последствия и тяжелые осложнения:

  1. Депрессия,
  2. Проблемы в супружеских взаимоотношениях,
  3. Конфликты в семье и на работе вплоть до развода и увольнения,
  4. Нарушение социальных коммуникаций,
  5. Тяжелые дисфункции сердечно-сосудистых структур и желез внутренней секреции,
  6. Несчастные случаи,
  7. Мигрирующая боль в различных частях тела,
  8. Функциональные нарушения в организме,
  9. Усугубление течения имеющихся болезней,
  10. Снижение качества жизни,
  11. Суицидальные мысли и их реализация.

Диагностические мероприятия

Чтобы избавиться от неприятных симптомов синдрома, необходимо точно определить его причину. Для этого больного надо тщательно обследовать. Заподозрить патологию можно уже после выслушивания жалоб и сбора анамнестических данных. Обязательные признаки синдрома у пациента: тревожные мысли, физическое перенапряжение и вегетативная дисфункция.

Тревожно депрессивный синдром у детей

Во время индивидуальной консультации врач опрашивает больного, обращая особое внимание на его эмоциональные реакции, мотивации и интересы. Психодиагностическое обследование включает использование специализированных опросников и проективных тестов, с помощью которых выявляют признаки повышенной тревожности. После беседы с больным врач изучает результаты анализов крови и мочи, а также томографического исследования головного мозга.

Дополнительные методы выявления тревожного синдрома:

  • Электронейромиография,
  • Рентгенография,
  • УЗИ,
  • Электроэнцефалография,
  • Электрокардиография.

Лечебный процесс

Лечение тревожного состояния комплексное, включающее психотерапию, медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие, использование средств народной медицины, нормализацию режима труда и отдыха.

Если синдром имеет легкое течение, а состояние пациентов на протяжении всего периода болезни остается стабильным и удовлетворительным, проводят немедикаментозное лечение.

Общие рекомендации и диета

Специалисты рекомендуют больным для облегчения общего состояния и скорейшего выздоровления соблюдать следующие правила:

  1. Изменить образ жизни,
  2. Гулять на свежем воздухе,
  3. Много двигаться,
  4. Высыпаться,
  5. Сбалансировано питаться,
  6. Не употреблять алкоголь и не курить,
  7. Избегать стрессовых ситуаций,
  8. Научиться расслабляться,
  9. Правильно дышать,
  10. Общаться с людьми, встречаться с друзьями,
  11. Тренировать свой мозг и оставаться спокойным.

Тревожно депрессивный синдром у детейБольным необходимо сбалансированно питаться, исключив из рациона жирные, острые, соленые, копченые, жареные блюда. Организм для нормального функционирования должен получать все необходимые питательные вещества. При недостатке тех или иных элементов следует периодически принимать поливитаминные комплексы и биодобавки. Полезно употреблять фрукты и овощи, кисломолочные продукты, говядину, морепродукты, орехи и прочие яства, благотворно влияющие на эмоциональное состояние человека и содержащие витамины, которые помогают работать мозгу.

Психотерапевтическое воздействие

Основная цель психотерапии – обучить пациента справляться со своей проблемой, самостоятельно блокировать ее и контролировать эмоции, приводящие к тревожному расстройству.

Тревожно депрессивный синдром у детей

Способ психотерапевтического воздействия специалисты выбирают в зависимости от этиологии недуга и клинической картины. Наиболее действенные психотерапевтические методики в отношении тревожного синдрома:

  • Психоанализ,
  • Когнитивная психотерапия,
  • Поведенческая психотерапия,
  • Рациональная психотерапия,
  • Гипноз, внушение.

Психотерапия замещает негативные мысли и тревожные переживания на радостный и оптимистичный настрой, усиливает эффективность психотропных препаратов, устраняет проблемы с социализацией, снижает риск рецидивов после проведенного комплексного лечения синдрома. Психотерапевтическое воздействие используется для лечения больных в индивидуальном порядке и в группах. Пациенты учатся вести себя в сложных жизненных ситуациях и становятся более уверенными. Эффективность психотерапии зависит от желания больного вылечить это состояние, а также от тяжести течения синдрома и наличия сопутствующих психопатий. Положительным результатом лечения является устойчивое изменение поведения пациента, его адекватные реакции на стрессовые события, воспоминания или планирование своего будущего.

В тяжелых случаях, когда синдром прогрессирует, а состояние больных стремительно ухудшается, переходят к фармакотерапии.

Лекарства, физиотерапия и фитосредства

Больным назначают медикаментозную коррекцию состояния следующими группами препаратов:

  1. Тревожно депрессивный синдром у детейТранквилизаторы — успешно борются с паническими атаками «Алпразолам», «Клоназепам», «Диазепам»,
  2. Нейролептики — помогают забыть о чрезмерном тревожном чувстве «Тиаприд», «Сонапакс»,
  3. Антидепрессанты – нормализуют функции ЦНС и устраняют перепады настроения «Амитриптилин», «Анафранил», «Имипрамин»,
  4. Ноотропы — улучшают кровоснабжение головного мозга «Ноотропил», «Пантогам», «Пирацетам»,
  5. Адреноблокаторы — устраняют боль в сердце и приступы сердцебиения «Атенолол», «Бисопролол»,
  6. Сдативные фотосредства широко применяются в лечении тревожного синдрома – «Ново-Пассит», «Нерво-Вит». Они оказывают длительный седативный эффект и уменьшают выраженность вегетативных расстройств.

Медикаментозное лечение устраняет симптомы, принося лишь временное облегчение. После отмены препаратов возможно рецидивирование заболевания. При резком прекращении приема психотропных препаратов часто развивается абстиненция.

Физиотерапия при тревожно-депрессивном синдроме включает использование низкочастотных токов, которые нормализуют работу церебральных структур. Электросудорожная терапия и оксигенотерапия оказывают благотворное воздействие на функционирование головного мозга и других жизненно важных органов. Во время реабилитации больным назначают общеукрепляющий и успокаивающий массаж, иглоукалывание, лечебную физкультуру, закаливание.

Традиционное лечение тревоги и депрессии дополняют средствами народной медицины после консультации с врачом. Чаще всего применяют настой мяты и боярышника, хрена, женьшеня, дягиля, отвар соломы овса, корня валерианы, травы пустырника, листьев мелиссы, зверобоя, травы иван-чая.

Профилактика и прогноз

Мероприятия, предупреждающие развитие тревожного синдрома:

  • Максимум положительных эмоций,
  • Защита организма от стрессов,
  • Правильное питание,
  • Борьба с пагубными привычками,
  • Посильная физическая активность,
  • Полноценный сон,
  • Умение отдыхать и расслабляться,
  • Позитивный настрой.

Прогноз патологии неоднозначный. У одних пациентов происходит спонтанное выздоровление, у других возможен рецидив, а некоторые больные вообще не выходят из дома. Своевременное посещение врача и раннее выявление причины синдрома способствуют благоприятному исходу и полному выздоровлению пациентов. У лиц, выполняющих все врачебные рекомендации и получающих поддержку со стороны близких, заболевание хорошо поддается терапии.

Основной фактор, определяющий успех лечения тревожного синдрома – личное понимание его необходимости. Развить это понимание и желание лечиться может только высококвалифицированный и опытный специалист.

Видео: программа о тревожном синдроме

Видео: психолог об астенических неврозах

Источник