Томск дети с синдромом дауна
Общество
Как живут, учатся и работают в Томске люди с синдромом Дауна
Галина Сахаревич
27 марта, 2015 18:38
Фото: Галина Сахаревич / «Русская планета»
Диагноз как проверка на прочность
– Когда я лежала на родильном столе, мне сказали: «Давай ты быстренько отказ напишешь, зачем тебе это?» Так и говорили — «это», не то что по имени, даже ребенком не называли. Благо я рожала в присутствии мужа. Он просто сказал: «Уйдите все». У меня однозначно не было мысли отказываться, но была мысль: «Боже, я попала в какой-то ад».
– А мне не сказали, чтобы я отказывалась. Говорят: «У вас подозрение на синдром, нужно сдать анализ, результат через 10 дней. Меня благополучно выписали, все радостно было. Точный диагноз узнала уже дома. До последнего верила, что у меня не это».
– Единственный, кто отнесся нормально, это неонатолог в роддоме. Сказала: «Мне нужно именно ваше решение». Я поняла, что муж отказался. Он у меня глава семьи… был. И был уверен, что я тоже откажусь. А я говорю: «Восемь месяцев в животе я ребенка любила, читала ему сказки, разговаривала с ним, а тут он родился видите ли не такой — и все, стал не нужен? Ну нет».
Победить отчаяние в такой ситуации могут только немедленные действия. Правда, конкретной схемы, что делать с новорожденным ребенком с таким синдромом, томские врачи чаще всего не дают, — говорят мамы.
– Невропатолог мне честно ответила: «Обращайтесь куда хотите». Я все узнала от других мам, — вспоминает Инна. Алия и Елена, мамы детей четырех–пяти лет, столкнулись с такой же позицией медиков.
– Обратиться родители могут в психолого-медико-педагогическую комиссию, в которой есть Служба раннего вмешательства, — говорит глава ПМПК Наталья Артюшенко. — Они получат сведения обо всех учреждениях Томска, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Юлии, у которой дочь родилась год назад, повезло чуть больше.
– Это были новогодние праздники, чуть ли не первое января, но ко мне сразу пришла тетечка, заставила взять карандаш и блокнот и объяснила: вы должны сдать гормоны, посмотреть сердечко, найти приличного окулиста. Тут же она дала нам контакты DownsideUp (благотворительный фонд помощи семьям с детьми с синдромом Дауна — Примеч. РП.) Я уже это время не лежала и рыдала, сумбурно пытаясь найти на форуме таких же мамочек. Я почувствовала такой заряд энергии.
– А как другие сейчас относятся к вашим детям?
– Когда мой ребенок бежит к детям в песочнице, молодые мамы выдергивают их и уносят. Сначала мне было обидно до боли. Но потом я стала брать большой пакет игрушек, высыпать в песочницу — и ребята все прибегают с соседних площадок, — рассказывает Елена.
– Ладно чужие люди, а родственники, — говорит Алия. — Я сначала, как дурочка, объясняла всем близким, что это за синдром, но они смотрели на меня с каменными лицами и спрашивали: «Он вообще что-нибудь понимает?»
– А у моей дочери в школе это обзывательство — даун.
– Я думаю, нужно спрашивать, что подростки имеют в виду, используя слово «даун», — говорит психолог Ольга Плешивцева. — И здесь есть вариант, что, зная смысл слова, подростки его не будут использовать, или родители особенного ребенка, понимая смысл, который несет подросток, не будут болезненно реагировать на высказывания ребят.
Но мамам детей с синдромом Дауна далеко не всегда хватает сил и времени на разъяснения: нужно лечить, развивать и учить непростых детей. Елена, Алия, Инна и Юлия водят своих сыновей и дочерей на занятия в томский Хобби-центр — здесь есть служба ранней помощи детям с особенностями развития.
– В два месяца ребенка можно водить на музыкальные занятия и массаж, — рассказывает педагог дополнительного образования Анна Дитятина. — Ребята постарше занимаются в группе: есть занятия в монтессори-среде, есть комплексы физического и творческого развития. У нас почти нет индивидуальных занятий с детьми с синдромом Дауна, потому что они очень хорошо вписываются в группу. В дошкольном возрасте такие дети не отличаются от обычных детей, кроме гипотонуса, из-за которого они начинают позже ходить, и задержки речи из-за вялого языка. Общие занятия для ребенка с отставанием это — стимул к развитию.
Индивидуальные занятия нужны для решения конкретной проблемы ребенка. Диагноз не так уж важен, но специфические особенности детей с синдромом Дауна учитываются: информация должна быть наглядной и подкрепленной действием. Сегодня педагог Светлана Шумилова занимается со Святогором.
– Мы учим его одеваться, раздеваться, держать ложку, брать игрушку, заниматься с ней и класть игрушку на место.
Святогор зажигает игрушечную плиту. Плита не греется, но горит красным огоньком. Мальчик подносит руку к плитке и очень правдоподобно «ойкает». Святогор готовит пупсу суп: режет над кастрюлей игрушечную деревянную помидорку.
Фото: Галина Сахаревич / «Русская планета»
После занятия мальчик несется по коридору, встречает подружку Ксюшу и крепко обнимает. Как говорит мама, сила у Святогора — богатырская.
Святогору пять, и его мама думает о скором поступлении в школу. По закону ребенок с особенностями развития должен пройти комиссию, где ему рекомендуют обучение в коррекционной или общеобразовательной школе. Решение остается за родителем.
– Важно понимать, что, когда ребенку четыре–пять лет, не нужно искать четких ответов, в какую школу идти, — говорит психолог Ольга. — Нужно решать актуальные задачи — физика, моторика — и искать пространства, в которых ребенок развивается. Нужно готовить не к школе, а к самостоятельности.
На крыльце магазина «Корзинка» мужчина с застегнутой не на все пуговицы куртке и в шапке задом наперед убирает снег. Михаилу сорок лет, у него синдром Дауна, он работает дворником, а магазин за его работу расплачивается хлебом.
– Я тут все чищу, — говорит Михаил, — Нравится, когда чисто. Скоро форму новую дадут.
– А что вы еще любите делать?
– Нет, — неопределенно отвечает Миша. — А муж у тебя есть? — кардинально меняет тему разговора он. — Пойдешь за меня?
Закончив работу, Миша отправляется в соседний дом — здесь находится центр помощи инвалидам «Незабудка». Из комнаты доносятся нестройные голоса:
– Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай, тот цветущий и поющий яркий май, — подопечные «Незабудки» учат песни ко Дню Победы.
Центром руководит мишина мама Зоя Васильевна. 27 лет назад она добилась открытия специальной школы для детей с психоневрологическими заболеваниями, в которую и поступил Миша. После окончания девяти классов выяснилось, что Миша знает еще меньше, чем когда в школу поступал, а дальше идти ему некуда. Тогда Зоя Васильевна решила открыть адаптационный центр для людей с инвалидностью.
– Губернатор нам в помощи отказал, сказав, что детский сад для взрослых он содержать не может, но на наше счастье вышла федеральная программа «Помощь детям-инвалидам России». Программа была рассчитана на детей до 18 лет, мы обратились к женщине-руководителю и говорим: «А наши дети уже после 18». Она нам сказала: «Ваши дети ведь вечные дети». И это правда, они нуждаются в реабилитационных услугах от рождения до ухода из жизни.
Так по инициативе Зои Васильевны и других родителей появился центр «Незабудка». Он находится в обычной квартире со старой, но еще опрятной мебелью. На одной из стен висит большая карта города, где отмечены адреса всех подопечных центра, в ванной над крючками с полотенцами — таблички с именами и фотографиями — для тех, кому сложно читать.
В центре подопечные находятся с девяти до пяти. Они занимаются ткачеством, лепкой, вышиванием, рисованием, реабилитационной физкультурой, с помощью повара готовят, убирают территорию у дома. А родители «вечных детей» в это время могут работать.
– Занятия ремеслами — развивающие или вы продаете свои изделия?
– Люди не готовы покупать наши работы, ведь все ручные изделия дорогие. Хотя у нас был один специалист, который научил ребят делать картины из мокрой бумаги. Получалось очень красиво. Когда к нам приехали иностранцы, делегация с Аляски, они так удивились, что это работа наших воспитанников. Скупили все работы, их даже на таможне остановили, потом пригласили наших специалистов, чтобы те их научили.
На Аляске работники «Незабудки» увидели, как живут взрослые инвалиды, в том числе люди с синдромом Дауна, на Западе. После 20–25 лет они селятся группами в сопровождении социальных работников. Томская организация решила перенять иностранный опыт: для жилья инвалидов арендовали квартиру. Но сумма аренды вышла неподъемно большой, поэтому решено было купить четыре спальных места и поставить в адаптационном центре. Так «Незабудка» кроме группы дневного пребывания стала еще и социальной гостиницей.
– Нам важно было выяснить, сколько это будет стоить, чтобы понять, могут ли родители оплачивать такую модель. Оказалось — не меньше ста тысяч на 15 человек из службы помощи и 3–4 подопечных. Это нерентабельно, на свои пенсии мы не потянем. Сейчас мы решили, что группа будет работать по необходимости.
Подопечные «Незабудки» лишились возможности не только вместе жить, но и работать. Много лет они были дворниками в квартале, где располагается центр. Но теперь все дома разошлись по разным УК, и компаниям стало легче и дешевле нанимать бригады уборщиков, чем платить отдельным людям.
– Это очень плохо, потому что погулять их не вытащишь. А если это работа, они шли убирать — и все-таки двигались, а движение и труд им необходимы.
– Вы получаете какую-то отдачу от своих подопечных?
– Да, ценно смотреть, как они развиваются. Я в прошлом году взяла пять человек после школы — а они не могли даже не то что заплатить за проезд — проездной показать. И я год с ними ездила, пока они не научились. Теперь они могут добраться до дома, до любого общественного места. Могут занять себя, а то после школы мой сын ходил за мной хвостом и спрашивал: «Что мне делать?» Но вообще-то в 16-м году переизбрание руководителя, и я бы хотела уже отдохнуть. Правда, оставить все некому, — вздыхает Зоя Васильевна.
– Всех родителей особенных детей объединяет страх — страх будущего. Что будет с их ребенком, когда они умрут? — говорит психолог Ольга Плешивцева.
Этот страх может возникнуть и когда ребенку год, и когда ему сорок лет. Поэтому на вопросы о будущем мамы детей с синдромом Дауна реагируют болезненно.
– Нужно жить сегодняшним днем. Пришел день — ты проснулся — слава богу, ничего не болит, — говорит мама Святогора.
– А я после рождения этого ребенка начала планировать именно свою жизнь, — рассказывает Юлия. — Поняла, что нужно создать финансовый ресурс, теперь мы с мужем планируем третьего ребенка — мальчика, чтобы он был для дочери защитой, чтобы в семье был ползунок, на которого она будет смотреть, подражать ему и дальше себя развивать. Конечно, мне хочется, чтобы моя дочь была самостоятельной. Чтобы у нее был круг друзей, чтобы они воспринимали ее такой, какая она есть. Потому что эти дети точно не умеют жить под маской.
темы
11 мин
Источник
Позднее счастье
Для жительницы Барнаула Марины Чаплыгиной Варя стала четвертым ребенком. Беременность была поздняя и незапланированная.
— У нас уже было трое прекрасных детей — два сына-близнеца и дочка: отличники, победители олимпиад. Рожать больше я не собиралась. Да и возраст ведь уже 45 лет… Когда узнала о беременности, то долго металась — сохранять или нет. Но муж настоял: «Давай оставим ребенка!» — рассказывает Марина.
Беременность протекала хорошо, без всяких проблем и осложнений. Анализы показывали, что все в норме.
— На консультации врач-генетик, учитывая мой возраст, сказала, что есть риск родить ребенка с синдромом Дауна, однако так как все анализы были в норме, то отправлять на дополнительные обследования меня не стали. К счастью! Спасибо ей за это огромное! Не знаю, как бы я тогда восприняла известие о наличии синдрома Дауна у моего будущего ребенка и чем бы это закончилось… А так у меня сейчас есть мое солнышко — Варюшка!
Когда врачи сообщили Марине, что у ее новорожденной девочки синдром Дауна, казалось, что мир рухнул. Шок, отчаянье, слезы…
— Я позвонила и рассказала все мужу. На мои всхлипывания «И что же теперь делать?», он сразу ответил: «Все уже сделано. Будем растить», — вспоминает Марина.
Варя стала любимицей в семье. Ее обожали все: мама, папа, братья, сестра — все родственники.
— Однажды был случай — старший сын смотрит на Варю и потом, тиская ее, говорит: «И почему я ее так сильно люблю!». Дочь считает, что Варя нас всех очень изменила. Она намного ласковее, отзывчивее, чем обычные.
Варя — очень увлекающаяся особа. Читает с трех лет, учит английский язык, знает столицы всех стран, отлично разбирается в географических картах. Сейчас ей 9 лет, девочка учится в гимназии в классе с самыми обычными школьниками.
— Не отличница, но с программой справляется. Я понимаю, что когда-то ей станет сложно вытягивать программу, но будем стараться! — говорит мама девочки с синдромом Дауна.
Двойная радость — двойная трагедия
Барнаульцы Владимир и Наталья Шипиловы ждали беременность 14 лет. И вот наконец случилось!
— Я была самой счастливой на свете. Наконец, в 40 лет, мне удалось забеременеть! Да еще и двойней! — вспоминает Наталья. — Все 9 месяцев я отходила прекрасно, анализы были в норме, никаких отклонений! И вдруг… две девочки, и обе с синдромом Дауна. Такое очень редко случается, тем более что двойняшки были разнояйцевыми, — рассказывает Наталья. — В тот момент жизнь для меня раскололась надвое: до и после. Сколько было пролито слез! Но у меня ни разу не возникло мысли оставить моих девочек, отказаться от них. Муж, родственники, друзья, даже врачи в больнице — все поддержали! Это придало сил справиться с ситуацией и принять ее.
Малышки росли очень слабенькими, часто болели. Чтобы овладеть самыми обычными навыками, этим девочкам приходится очень сильно постараться. Но они большие умницы — не ленятся, и в итоге все получается. Так, например, до трех с половиной лет Саша даже не ходила. И только их родителям известно, сколько сил и времени было вложено в то, чтобы Лиза и Сашенька смогли пойти в школу. Случилось это, когда девочкам исполнилось 9 лет. Сейчас сестренкам уже по 12 лет.
10 вопросов к мамам детей с синдромом Дауна
Стоит ли оставлять в семье особенного ребенка?
Наталья Шипилова:
— Если вдруг в вашей семье встанет вопрос — оставлять или отказаться от особенного ребенка, мой вам однозначный совет — даже не сомневайтесь, конечно, оставлять! Дети с синдромом Дауна — более ласковые и любящие, но в то же время более сложные, чем обычные.
С какого возраста становится очевидна разница между обычными детьми и детьми с синдромом Дауна?
Марина Чаплыгина:
— С самого рождения. Они отличаются как внешне, так и в развитии. Воспитав трех здоровых детей, я привыкла, что они очень энергичные, подвижные. Но когда мне в роддоме принесли Варю, она лежала как плеть. У таких детей очень слабый тонус мышц по сравнению с обычными малышами — они не хватаются ручками за твои пальцы, нет упора в ножках, им трудно брать грудь и тяжело повернуть головку. Лично для меня это сработало как красная тряпка. Я стала тренировать свою девочку, и уже к году наше физическое состояние намного улучшилось. Воспитывая ребенка с синдромом Дауна, я поняла, что у этих детей нет программы саморазвития. Обычный ребенок сам начинает держать головку, садиться, переворачиваться, ползти, идти… А этих нужно всему учить, иначе толку не будет. Но если с ними постоянно заниматься, то дети с синдромом Дауна тоже могут почти вовремя поползти, пойти, начать разговаривать…
Как часто, узнавая о синдроме Дауна у ребенка, мужья оставляют семью?
Наталья Шипилова:
— Наше старшее поколение детей с синдромом Дауна, которым уже по 30 — 40 лет, почти все выросли без отца. Сейчас ситуация в корне поменялась — довольно редки случаи, когда мужчины уходят из семьи из-за рождения особенного ребенка. Общество научилось принимать их, тем более практика показывает, что они тоже могут стать успешными. Яркий пример тому — Маша Ланговая, спортсменка с синдромом Дауна, которая не раз становилась победительницей Спецолимпиады.
Страшно ли показать своего ребенка с синдромом Дауна обществу?
Наталья Шипилова:
— Да, это психологически сложный этап. Когда мои девочки еще лежали в коляске, я с замиранием сердца думала — как на них будут реагировать другие дети. И вот наступил момент: малыши с округи подходили и рассматривали моих девчонок. Я им объясняла, что они особенные, что у них синдром Дауна. Ребятишки внимательно слушали и после этого очень соучастливо относились. Это все довольно сложно, но возможно.
В чем преимущество детей с синдромом Дауна?
Марина Чаплыгина:
— Они невероятно добрые, более чувствительные, внимательные и очень отзывчивые. Всегда замечают, если вы чем-то обеспокоены или случаются какие-то проблемы. Даже если это маленький ребенок, он тонко чувствует состояние мамы.
Когда они вырастут, смогут жить самостоятельной жизнью, работать?
Марина Чаплыгина:
— Нет, как правило, эти дети до конца жизни живут с родителями. Самой старшей девочке с синдромом Дауна у нас в клубе 55 лет. И несмотря на возраст, она все равно ребенок, который живет со своей мамой. По поводу работы — в данный момент это проблема № 1 для людей с синдромом Дауна.
Став взрослыми, люди с синдромом Дауна заводят собственную семью?
Наталья Шипилова:
— Пока что это редкая практика, хотя я думаю, что в будущем такие семьи будут появляться. Ведь младшее поколение особенных детей сейчас очень развитым становится, социализированным.
Марина Чаплыгина:
— Когда я жила в Рубцовске, у нас по соседству жила семейная пара — и у нее, и у него синдром Дауна. Правда, жили они все-таки под присмотром родителей. И однажды моя знакомая, наблюдая за ними, сказала: «Еще неизвестно, кто более правильный — мы или они». Отношения у них были очень нежные, трепетные, внимательные.
До какого возраста живут люди с синдромом Дауна?
Марина Чаплыгина:
— Раньше говорили, что до 25, потом — до 40 лет. Сейчас нередки случаи, когда дольше 50 лет. А если с соматическим здоровьем все в порядке, то и до 70 могут прожить.
Бывают моменты, когда хочется все бросить и сбежать?
Наталья Шипилова:
— Порой накапливается физическая усталость и хочется отдохнуть, уехать куда-нибудь в санаторий, но не сбежать.
Какую пенсию получают родители детей с синдромом Дауна?
Наталья Шипилова:
— Мы получаем 16 тысяч рублей.
Подсказка «КП»
Если в вашей семье или у знакомых родился ребенок с синдромом Дауна, не спешите отчаиваться. Получить поддержку, советы вы сможете в обществе «Солнечный круг», в которое входят родители, воспитывающие детей с синдромом Дауна. Вас всегда примут по адресу: г. Барнаул, ул. Пионеров, 1, офис 17, тел. 8-923-712-5167.
Источник
Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», областной медико-педагогический центр
Адрес: г. Томск, ул. Северный городок, д. 52, телефон: 8 (3822) 65-18-05, 8 (3822) 468-487 (регистратура)
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр.
Сайт: tokpb.ru
График (часы) работы: пн., вт., ср., чт., пт., с 8:00-18:00; сб., вс. – выходной
Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», детское отделение № 1
Адрес: г. Томск, ул. Алеутская, д. 4, телефон: 8 (3822) 28-12-25
Специалисты: логопед, психолог, психиатр, психотерапевт.
Сайт: https://tokpb.ru/struktura-uchrezhdeniya/kruglosutochnyy-statsionar/detskoe-otdelenie-25/
График посещения пациентов, находящихся на стационарном лечении в ОГБУЗ «ТКПБ»: пн.-пт. с 16:30-18:00; выходные и праздничные дни с 10:00-12:00
Беседа с лечащим врачом: ср. с 10:00-12:00
Областной перинатальный центр им. И. Д. Евтушенко
Адрес: г. Томск, ул. И.Черных, д. 96/1, телефоны: 8 (3822) 64-33-03, 64-75-82
Свою деятельность перинатальный центр осуществляет в области акушерства и гинекологии, детской хирургии, детской неврологии, детской офтальмологии, педиатрии, кардиологии, урологии, эндокринологии, неврологии, офтальмологии, терапии, репродуктологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии.
Сайт: opc.tomsk.ru
График (часы) работы: пн.-пт. 7:30-20:00
Областное государственное автономное учреждение Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области
Адрес: г. Томск, ул. Мокрушина, д.20/3, телефон: 8 (3822) 41-08-22
Специалисты: психолог, соц.педагог, педиатр, физиотерапевт.
Сайт: kcson.tom.ru
График (часы) работы: пн.-пт. 9:00-18:00, перерыв 13:00-14:00
ООО «Лечебно-оздоровительный центр «Здоровая мама — крепкий малыш»
Адрес: г. Томск, ул. Пушкина, д. 63/10, телефон: 7-953-926-57-72
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.
Сайт: vk.com/zdormama_krepmalish
График (часы) работы: пн.-пт. 9:00-19:00
Областное государственное казённое стационарное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»
Адрес: Томская обл. п. Калтай, телефоны: 8 (3822) 96-72-43, 8-906-958-32-73
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр.
Сайт: nadezhda.tom.socinfo.ru
График (часы) работы: пн-пт 9:00-17:00, перерыв 12:30-13:30
Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области»
Адрес: г. Томск, ул. Котовского, д. 19, телефон: 8 (3822) 55-64-01
Специалисты: логопед, психолог, психиатр.
Сайт: mse.tomsk.ru
График (часы) работы: пн.-ср. 9:00-19:00, перерыв 12:30-13:00; пт. 9:00-16:00, перерыв 12:30-13:00
ООО «Центр сопровождения семьи «Инклюзия»
Адрес: г. Томск, ул. Алтайская, д. 8/3, телефоны: 8 (3822) 93-32-31, 8-952-893-20-20
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.
Сайт: polden.info/firms/inklyuziya
График (часы) работы: пн.-пт. 8:00-19:00
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 22 г. Томска
Адрес: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 37, телефон: 8 (3822) 54-28-41
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр.
Сайт: ds-22.dou.tomsk.ru
График (часы) работы: пн.-пт. 7:30–18:30
Муниципальное учреждение Психолого-медико-педагогическая комиссия г. Томска
Адрес: г. Томск, ул. Киевская, 86, телефоны: 8 (3822) 43-58-51, 8 (3822) 43-58-51, 8 (3822) 55-37-32
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр, педиатр, невролог, сурдолог, ортопед, офтальмолог.
Сайт: мбупмпк.том70.рф
График (часы) работы: пн.-пт. 9:00-17:00, перерыв 13:00-14:00
Муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Детский центр восстановительного лечения»
Адрес: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 53, телефон: 8 (3822) 54-00-21
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр, психолог, невролог, ортопед, офтальмолог.
Сайт: дцвл.рф
График (часы) работы: пн.-пт. с 8:00 до 20:00, сб,- вс.: выходной
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби-центр»
Адрес: г. Томск, ул. Елизаровых, д. 70А, телефон/факс: 8 (3822) 244-447
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.
Сайт: hobby.tomsk.ru
График (часы) работы: ежедневно 9:00–21:00
Муниципальное учреждение «Центр профилактики и социальной адаптации «Семья» г. Томска
Адрес: г. Томск, ул. Куйбышева, д. 1, телефон: 8 (3822) 72-02-10; 8 (3822) 62-44-00
Специалисты: психолог, социальный работник, юрист, логопед.
Сайт: semya-tomsk.ru
График (часы) работы: пн.-пт. 9:00–18:00, перерыв 13:00–14:00
Источник