Типы синдромов в клинической психологии

Типы синдромов в клинической психологии thumbnail

Cиндромом
понимают патогенетически обусловленную
общность симптомов, признаков психических
расстройств, внутренне взаимообусловленных,
взаимосвязанных. Совокупность симптомов
есть симптомокомплекс (синдром).

1.

Синдром
психотической дезорганизации.

2.

Шизофренический
синдром.

3.

Аффективно-эндогенный
синдром.

4.

Олигофренический
синдром.

5.

Экзогенно-органический
синдром.

6.

Эндогенно-органический
синдром.

7.

Личностно-аномальный
синдром.

8.

Психогенно-психотический
синдром.

9.

Психогенно-невротический
синдром.

1.
Симптом психотической дезорганизации
— под психозом (или психотической
дезорганизацией) понимается ярко
выраженное качественное нарушение
психической деятельности в виде синдромов
помраченного сознания, онейроидно-кататонических,
аффективно-бредовых, бредовых синдромов
и их сочетания. Структура синдрома
складывается из совокупности
взаимосвязанных признаков в когнитивной,
эмоциональной и мотивационно-потребностной
сферах в психической организации
пациента. Восприятие больного
характеризуется сужением или, напротив,
расширением объема; может наблюдаться
феномен «восприятия без объекта».
Внимание отличается неустойчивостью
концентрации либо «прикованностью»
внимания (к иллюзорно-галлюцинаторным
переживаниям). Отмечается неадекватное
качество (модальность) эмоциональных
реакций, отсутствие их обусловленности
внешними стимулами. Обязательными
условиями синдрома психотической
дезорганизации являются, во-первых,
наличие одного или нескольких
патологических факторов психотического
характера, во-вторых, их выраженное
дезорганизующее влияние на когнитивную
деятельность в целом. В соответствии с
этим патопсихологическое обследование
должно быть направлено на выявление
дезорганизующего фактора и описание
структуры дезорганизации. Синдром
сопровождает острые психопатологические
состояния и чаще является преходящим
феноменом.

2. ^
Шизофренический синдром. «Ядром»
шизофренического патопсихологического
синдрома являются нарушения селективности
информации, а основными системообразующими
факторами — нарушение селективности
психических процессов (восприятия,
памяти, процессов мышления), снижение
уровня мотивационной активности,
искажение и обеднение эмоционального
реагирования, снижение целенаправленности
психической активности. Шизофренический,
симптомокомплекс складывается из таких
личностно-мотивационных расстройств,
как изменение структуры иерархии
мотивов, нарушение целенаправленности
мышления (резонерство, разноплановость
и др.), эмоционально-волевых расстройств
(уплощение и диссоциация эмоций, парабулии
и др.), изменения самооценки и самосознания
(аутизм, отчужденность и др.).

3. ^
Аффективно-эндогенный синдром-классически
представлен при эндогенной аффективной
патологии, в первую очередь при эндогенных
психозах, психогенных и соматогенных
психических заболеваниях.

В
психиатрии понятием «маниакально-депрессивный
психоз» обозначают группу психических
расстройств с фазовым течением, ведущим
симптомом которых является повышенное
или пониженное настроение. К МДП относят
биполярный тип и монополярный тип. Для
эндогенного депрессивного синдрома
характерно снижение фона настроения
(депрессия, субдепрессия), динамические
нарушения (в первую очередь, снижение
скорости протекания и интенсивности)
психических процессов. Симптоматика
эндогенного маниакального синдрома
определяется повышенным настроением,
ускорением ассоциативных процессов и
темпа мышления, психомоторным возбуждением,
а также «положительными» изменениями
в области вегетативных функций и общего
физического тонуса.

4. ^
Олигофренический синдром складывается
из нарушения операциональной стороны
мышления по типу снижения уровня
доступных обобщений; нарушения динамики
мышления по типу замедления протекания
мыслительных операций (тугоподвижность
мышления), инертности; ослабления
мотивационного компонента мышления;
нарушения критичности мышления,
повышенной внушаемости, незрелости и
малой дифференцированности эмоциональных
реакций. Важным диагностическим аспектом
является низкая обучаемость испытуемых.
С этой целью в течение всего исследования
проводится обучающий эксперимент, где
испытуемому предлагаются разные виды
обучающей помощи — стимулирующая,
уточняющая, организующая — и полный
обучающий урок.

5. ^
Экзогенно-органический синдром
складывается из симптомов снижения
интеллекта, распада системы прежних
знаний и опыта, нарушений памяти,
внимания, операционной структуры
мышления, неустойчивости эмоций, снижения
критических способностей. Характерен
для экзогенно-органических заболеваний
— от острой, подострой стадии менингитов
и энцефалитов (первичных и вторичных),
черепно-мозговых травм до опухолей
головного мозга и геронтологических
дегенеративно-атрофических психических
заболеваний (болезнь Альцгеймера и
др.).

Характерные
нарушения когнитивных функций включают
в себя расстройства внимания и запоминания,
абстрагирования, динамики мышления,
качества аналитико-синтетических
операций. В качестве основных вариантов
синдрома выделяют ригидный, лабильный,
мнестический.

6^ .
Эндогенно-органическому синдрому в
клинике соответствуют истинная эпилепсия,
первичные атрофические процессы
головного мозга.

Характерными
признаками эпилептического
патопсихологического симптомокомплекса
являются низкая переключаемость,
инертность психических процессов,
склонность к детализации в восприятии
и мышлении, специфические изменения
эмоций и мотивации. Более легкий вариант
нарушений соответствует на уровне
клиники так называемым «эпилептическим
изменениям личности». В патопсихологическом
исследовании наблюдаются сохранность
общей продуктивности, достаточный темп
психических процессов, минимальные
нарушения операционального компонента
мышления. Проявляются склонность к
детализации, инертность психических
процессов. Сохраняется высокий уровень
мотивационной активности. Иная
патопсихологическая картина наблюдается
в случаях преобладания в клинике
специфического интеллектуального
дефекта. Выражены непродуктивность и
падение темпа психических процессов,
нарушения памяти, внимания и всех
компонентов мышления. В эмоциональной
и мотивационной сферах вместо угодливости
и демонстрации гиперсоциальных установок
наблюдаются брутальность и эксплозивность.

7. ^
Психопатический (личностно-аномальный)
симптомокомплекс складывается из
эмоционально-волевых расстройств,
изменения структуры иерархии мотивов,
неадекватности уровня притязаний и
самооценки, нарушений прогнозирования
и опоры на прошлый опыт.

Структура
синдрома определяется типом личностного
расстройства, что при исследовании
познавательной деятельности проявляется
опосредованно или может не проявляться.
Более заметно познавательная деятельность
нарушается у пациентов, страдающих
расстройством личности возбудимого
типа, с невысоким интеллектуальным
уровнем, находящихся в состоянии
выраженной декомпенсации.

Читайте также:  Посттравматический синдром у детей это

Возбудимый
вариант личностно-аномального
патопсихологического симптомокомплекса
имеет своеобразную структуру, отличающуюся
относительной сохранностью когнитивной
сферы: восприятие, внимание и память
обычно не страдают или их нарушения не
связаны со структурой синдрома

Торпидный
вариант личностно-аномального
патопсихологического симптомокомплекса
также имеет структуру, характеризующуюся
относительной сохранностью
интеллектуально-мнестической деятельности.

Восприятие,
внимание и память обычно не страдают,
их сохранность коррелирует с уровнем
интеллектуального развития

8.
Психогенно-психотическому синдрому в
клинике соответствуют реактивные
психозы. Одним из характерных качеств
этой группы психических расстройств
является их временный и обратимый
характер. Вместе с неврозами они
составляют группу реактивных состояний.
Основным клиническим признаком реактивных
психозов является продуктивная
психотическая симптоматика, которая
отсутствует при неврозах. Наряду с этим
для них характерны острота, большая
глубина и лабильность нарушений
психических функций, что сопровождается
утратой способности критически оценивать
свое состояние, ситуацию и адаптироваться
к ней. К реактивным психозам относятся:
аффективно-психогенные шоковые реакции,
истерические психозы (истерическое,
сумеречное помрачение сознания,
псевдодеменция, пуэрилизм, истерический
синдром бредоподобных фантазий, синдром
регресса психики, истерический ступор),
реактивная психогенная депрессия,
реактивные психогенные параноиды.

9. ^
Психогенно-невротический синдром. В
клинике психогенно-невротическому
синдрому соответствуют неврозы и
невротические реакции.

Неврозы
— это болезненно переживаемые и
сопровождаемые расстройствами в
соматической сфере срывы личности в ее
общественных отношениях, вызванные
психическими факторами и необусловленные
органическими изменениями, с тенденцией
к активной переработке и компенсации

Основные
особенности неврозов: психогенный
фактор как причина; вегетосоматические
проявления; личностный характер;
тенденция к переработке возникших
нарушений в соответствии с социальной
значимостью психической травмы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Синдром — патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов по сравнению с симптомами.

Психопатологические (клинические) синдромы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических. Различие это обусловлено не столько формой синдрома, его составом, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются. А. Р. Лурия и Ю. Ф. Поляков различают следующие уровни системы иерархии мозговых процессов:

  • — патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т.п.;
  • — физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов;
  • — пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики;
  • — психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии.

Ю. Ф. Поляков указывает, что если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то патопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос: как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, приводящих к этим проявлениям.

Первую попытку выделения обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982). В результате исследований, проводившихся в судебно-психиатрической практике с помощью комплекса патопсихологических методик, направленных на изучение различных сторон познавательной деятельности и вместе с тем позволяющих получить ценные данные о личности испытуемых, автор выделил следующие патопсихологические симптокомплексы (синдромы):

  • — шизофренический или диссоциативный;
  • — органический; олигофренический;
  • — психопатический;
  • — симптокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов.

Однако, как указывает И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симптокомплексе в обязательном порядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизофренического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического синдрома — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парцехиальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний, для психогенного — реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические симптокомплексы в известной мере обнаруживают сходство с таким используемым в клинической практике понятием, как органический психосиндром. Это как бы синдром обобщающего значения, характеристика которых более близка к нозологической, их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Это обстоятельство, а также связь такого рода синдромов с определенными кругами психических заболеваний дают основания обозначить их как регистр-синдромы. В. М. Блейхер, И. В. Крук и С. Н. Боков дополняют перечень регистр-синдромов, выделив в рамках органического экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический. В круге эндогенных психозов можно говорить, по крайней мере, о двух регистр-синдромах — шизофренном и аффективно-эндогенном.

Таким образом, патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов.

  • 1. Шизофренический.
  • 2. Аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствует маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
  • 3. Олигофренический.
  • 4. Экзогенно-органический (в клинике ему соответствует экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т.д.).
  • 5. Эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге).
  • 6. Личностно-аномальный (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции).
  • 7. Психогенно-психотический (в клинике — реактивные психозы).
  • 8. Психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).
Читайте также:  Бульбарный синдром лечение у новорожденных

Источник

  • Главная
  • ->

  • Клиническая психология
  • ->

  • Вопросы к экзамену

Как и в психиатрии, в патопсихологии под синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов по сравнению с симптомами. В диагностическом мышлении врача правильная квалификация синдрома является подступом к определению нозологической принадлежности заболевания. Известно, однако, что выделяемые психиатрами клинические синдромы далеко не одинаковы по своей нозологической специфичности, последняя зависит от круга болезней, при которых предпочтительно наблюдается тот или иной синдром, и от степени сложности синдрома, отражающей присущие ему патогенетические и патокинетические механизмы.

Психопатологические (клинические) синдромы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических. Можно думать, что различие это обусловлено не столько формой синдрома, его составом, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются. В системе иерархии мозговых процессов различают такие уровни (А. Р. Лурия, 1962, 1964; Ю. Ф. Поляков, 1971, 1977): патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т. п.; физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов; пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики;психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии. Так, при психических заболеваниях нарушения морфологического субстрата головного мозга и присущие им изменения протекания биохимических процессов приводят к нарушению физиологических процессов. Выпадают важные звенья функционирования психики, опосредованно нарушается течение психических процессов, прижизненно сформированных на основе физиологических. А это, в свою очередь, приводит к патологии отражения центральной нервной системой больного человека сигналов из окружающей среды. Психопатологический симптом, таким образом, является завершающим этапом сложной патогенетической цепи.

Такое представление об иерархии функционирования психики человека объясняет необходимость мультидисциплинарного подхода к ее изучению. При этом, как указывает Ю. Ф. Поляков (1971), если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то патопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос, как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, приводящих к этим проявлениям. Таким образом, если психопатолог констатирует наличие в клинической картине тех или иных симптомов или синдромов психической патологии и специфику их течения, то патопсихолог свое исследование направляетна раскрытие и анализ определенных компонентов мозговой деятельности, ее звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемой в клинике симптоматики.

Это различие между психопатологическими и патопсихологичес-кими синдромами вытекает из той разницы между психопатологией и патопсихологией, о которой шла речь выше, и в значительной мере отражает специфику присущих этим двум областям знаний методов — клинико-описательного, которым пользуется психопатология, и экспериментально-психологического, взятого на вооружение патопсихологией.

Клинические синдромы являются опосредованным выражением сложившихся нарушений психической деятельности, тогда как патопсихологические синдромы, относящиеся к более низкому уровню вертикальной иерархии формирования психических функций в норме и патологии, в значительно большей мере отражают непосредственные, присущие этим нарушениям, причинно-следственные взаимоотношения.Сущность психопатологических синдромов не может быть понятна без патопсихологического и патофизиологического анализов лежащих в их основе явлений, и, в свою очередь, изучение патопсихологических синдромов невозможно без четкого клинического отграничения объекта исследования.

Систематика патопсихологических синдромов разработана значительно меньше, чем систематика клинических синдромов, хотя и последняя еще далека от совершенства.

Синдромы в патопсихологии, как и в психиатрии, различаются в значительной мере степенью своей обобщенности. Ранее (1976) мы приводили в качестве типичного примера патопсихологических синдромов выделяемые Б. В. Зейгарник типы расстройств мышления. Действительно, каждый из этих типов характеризуется своей, в значительной мере специфической, структурой, однако, как это явствует из самого принципа систематики, в ней выделяются более обобщенные группы, например, нарушения операционной стороны мышления, нарушения динамики мыслительной деятельности и другие, более конкретные, являющиеся частным проявлением первых, например, лабильность мышления, непоследовательность суждений. Однако между этими двумя видами патопсихологических синдромов нельзя установить такие взаимоотношения, которые соответствовали бы разделению в клинике синдромов на «большие» и «малые». Более того, выделение таких конкретных, «узких» патопсихологических синдромов дает значительно больше необходимой для диагностического процесса информации, чем выделение более общих синдромологических групп, основанное на подчеркнутом и абстрактизированном выделении признаков, общих для нескольких «узких» синдромов.

Читайте также:  Лекарственная зависимость и синдром отмены

Поэтому, говоря о различной степени обобщенности патопсихологических синдромов, следует выделять синдромы многозначные, опирающиеся на более сложные, полифакторные, нарушения психической деятельности. Первую попытку выделения таких обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982). В результате исследований, проводившихся в судебно-психиатрической практике с помощью комплекса патопсихологических методик, направленных на изучение различных сторон познавательной деятельности и вместе с тем позволяющих получить ценные данные о личности испытуемых, автор выделил следующие патопсихологические симптомокомплексы (синдромы): шизофренический или диссоциативный, органический, олигофренический, психопатический и симптомокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов. Например, для шизофренического симптомокомплекса наиболее патогномоничными являются симптомы распада мыслительных процессов, диссоциации личностно-мотивационной и операционно-процессуальной сфер мышления, что проявляется в нецеленаправленности мыслительной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонерстве, ригидном схематизме, символике, искажении процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков, вактуализации латентных признаков предметов и явлений, в феномене патологического полисемантизма и т. д. Однако, как указывает И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симптомокомплексе в обязательном порядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизофренического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний, при психогенном — реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические синдромы различаются в диагностическом и прогностическом отношениях. Так, наиболее диагностически и нозологически информативными оказываются шизофренический и органический симптомокомплексы, наименее—психопатический. И, наоборот, наиболее выраженная тенденция к транзиторности и обратимости присуща симптомокомплексу психогенной дезорганизации умственной деятельности, наименьшая — шизофреническому. Это наблюдение автора становится понятным при соотнесении выделенных им патопсихологических симптомокомплексов с кругами психических заболеваний, схема которых была разработана А. В. Снежневским (1960) в рамках концепции о нозологической специфичности психопатологических расстройств.

Выделенные А. И. Кудрявцевым патопсихологические симптомокомплексы в известной мере обнаруживают сходство с таким используемым в клинической практике понятием, как органический психосиндром. Это как бы синдромы обобщающего значения, характеристика которых более близка к нозологической, их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Это обстоятельство, а также связь такого рода синдромов с определенными кругами психических заболеваний дают основания обозначить их как регистр-синдромы. Кроме того, И. А. Кудрявцев оперирует в своих исследованиях данными, полученными в судебно-психиатрической практике. Наш опыт позволяет нам дополнить перечень регистр-синдромов, выделив в рамках органического экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический. В круге эндогенных психозов можно говорить, по крайней мере, о двух регистр-синдромах — шизофренном и аффективно-эндогенном. Таким образом, патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов:

I — шизофренический;

II — аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный

психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста). I

II — олигофренический;

IV —экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-органические

поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой

травмы, токсикомании и т. д.);

V — эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические

процессы в головном мозге);

VI — личностно-аномальный (в клинике — акцентуированные и психопатические

личности и обусловленные взначительной мере-аномальной почвой психогенные реакции);

VII —психогенно-психотический (в клинике—реактивные психозы);

VIII —психогенно-невротический (в клинике—неврозы и невротические реакции).

Нозологическая специфичность патопсихологических регистр-синдромов существенно

возрастает в связи с конкретной задачей, поставленной перед патопсихологом. Так, разграничение экзогенно- и эндогенно-органических регистр-синдромов очень важно в дифференциальной диагностике истинной и травматической эпилепсии. Разграничениеорганического и олигофренического регистр-синдромов помогает уточнить природу и диагностику состояний, протекающих с интеллектуально-мнестической недостаточностью.

Введение патопсихологических регистр-синдромов в практику патопсихологических исследований в сущности обозначает рубеж диагностически-информативных рекомендаций, заключающихся в данных проведенного патопсихологом исследования. В таком аспекте понятие патопсихологического регистр-синдрома значительно глубже, чем сформулированное В. В. Николаевой, Е. Т. Соколовой и А. С. Спиваковской (1979), понимающими под патопсихологическим синдромом совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. Патопсихологические регистр-синдромы опосредованы клинически, и их использование для интерпретации результатов будет способствовать сближению позиций патопсихолога и психиатра.

Источник