Темы для самообразования о детях с синдромом дауна
надежда думанова
Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы)
анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать в саду с обычными детьми. Опираясь на это я решила направить своё самообразование на подборку занятий с такими детьми и их адаптацию в группе с обычными детками. В течении двух лет общения и прибывания таких деток в моей группе я поняла,что главная моя задача и задача окружающих это помочь таким детям социально адаптироваться в обществе,дать им возможность общаться,радоваться,мыслить на равне с обычными детьми. В своей группе я посторалась создать доброжелательное и тёплое отношение к ним со стороны обычных детей. Был создан уголок который включал в себя больше тактильного материала. Ведь одна из отличительных особенностей этих детей это их повышенная чувствительность. Прибывание таких детей в группе положительнно сказывается и на обычных детях. Они стали более заботливыми,добрыми,отзывчивыми. У них ярко стало выраженно желание помочь более слабому. Я считаю что в наше время это очень важная задача. Конечно не моло важное значение в работе с такими детьми имеет и работа с их родителям. Такому ребёнку нужна их поддержка,а наша задача показать им что их детки такиеже как все и могут развиваться в обычном обществе.
Публикации по теме:
Доклад по теме самообразования: «Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру».
«Детство, это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.
Обмен опытом по планированию НОД в старшей группе по теме «Зима. Зимние развлечения»
Понедельник 25 января 1. О/О «Художественно-эстетическое развитие» — Музыка (по пл. муз. руководителя) 2. О/О «Физическое развитие».
Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ»
С сентября 2013 года работаю над методической темой «Развитие творческого мышления и воображения детей посредствам использования технологии.
Отчет по теме самообразования «Игра как важное средство воспитания дошкольников»
Тема: «Игра как важное средство воспитания дошкольников». Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции,.
Отчет по теме самообразования: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4–5 лет»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,.
Отчет по теме самообразования «Проектная деятельность в старшей группе»
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Педагогическая.
План работы с родителями по теме самообразования «Нетрадиционная техника рисования»
План работы с родителями в средней группе. 1-й квартал 1. Ознакомление с планом работы по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования».
План самообразования воспитателя по теме «Познавательно-изобразительная деятельность детей»
План самообразования воспитателя СП детский сад «Колосок» Рудь Елены Петровны на 2015 год. Тема: «Позновательно – изобразительная деятельность.
Программа самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Актуальность темы: Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.
План самообразования по теме «Приобщение детей к истокам русского народного творчества»
Цель: воспитание творчески развитой личности через познавательную деятельность дошкольников при приобщении к истокам русского народного.
+17Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Без красиво сложенной салфетки невозможно представить праздничную сервировку стола. С умения обращаться с салфеткой начинается этикет за столом. Мы предлагаем посвятить салфеткам целый день и узнать, что…
Соль – самый удивительный из продуктов, которые всегда есть на любой кухне. Она может как испортить, так и спасти блюдо. А ещё – это самое доступное средство для экспериментирования с детьми. Чем мы и…
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 325 г.о. Самара
Программа самообразования
музыкального руководителя
Косыревой Елены Александровны
на 2010 — 2012 годы
Тема. «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»
г. Самара
Тема. «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»
Цель самообразовательной работы – создание условий для развития музыкальности детей с синдромом Дауна, их способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
- ознакомиться с Программой ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой , Е.А.Стребелевой;
- изучить учебную литературу по теме;
- пройти обучение;
- знакомиться с опытом работы ДОУ в условиях инклюзивного образования.
Начало работы над темой: сентябрь 2009 года.
Окончание работы: сентябрь 2012 года.
Прогноз результатов: выступление на педагогическом совете, участие в работе семинара.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………… | 3 |
Заключение ………………………………………………………………… | 5 6 8 8 9 |
Список литературы………………………………………………………… | 10 |
Введение
В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО), дети с синдромом Дауна законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.
В настоящее время в России систематически проходят международные конференции по проблеме интегрированного обучения и организации служб сопровождения, появился ряд законодательных актов, как федерального, так и регионального значения, центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения стали функционировать не только в крупных городах, но и во многих отдельных регионах, ведется подготовка различных специалистов, выпускается специальная литература.
Однако, литературы, исследований и конкретных данных по проблеме музыкального дошкольников с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения практически не встречается.
Актуальность темы самообразования состоит в том, организация работы по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна и её содержание требуют особого подхода в условиях ДОУ.
- Анализ коррекционной программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.
Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой , Е.А.Стребелевой допущена Министерством образования РФ в 2003 году.
В каждом разделе программы обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и позитивного отношения ребенка к себе
Личность ребёнка, его эмоциональное состояние стоят во главе коррекционно-педагогического воздействия на всех этапах обучения.
Принцип здоровьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания является ведущим при построении всей системы коррекционно-педагогической работы в ДОУ.
Содержание программы выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям игровых задач — постепенно усложняющихся и развивающихся по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию.
Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка является также стратегической задачей обучения.
Ключевой позицией программы является создание условий для развития возможностей ребёнка с проблемами в развитии в целях обогащения его социального опыта.
Приоритеты:
— единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
— анализ социальной ситуации развития ребёнка в семье;
— включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;
— развивающий характер обучения;
— формирование и коррекция психологических функций в ходе специальных занятий.
В данной программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность рассматриваются в разделе «Эстетическое развитие». В нём описываются методы и приёмы работы с детьми, условия проведения занятий, раскрываются основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы для каждого года обучения, даны показатели к концу года обучения, приведён перечень оборудования и дидактического материала.
- Изучение учебной литературы по теме самообразования.
В учебном пособии «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е. А. Медведевой раскрываются как общие подходы к музыкальному воспитанию детей с различными отклонениями в развитии, так и специфические особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Впервые в систематизированном виде представлены содержание и технология организации музыкального воспитания и занятий по коррекционной ритмике с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии.
Пособие Л. В. Лобода «Логоритмика для детей с синдромом Дауна» содержит изложение сути логоритмических занятий с детьми с синдромом Дауна, описывает методы обучения, структуру и содержание занятий, а также предлагает практический материал.
В пособии М.Картушиной «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет» представлены сценарии занятий с детьми второй младшей группы детского сада, направленных на развитие чувства ритма посредством музыки, движения, словесных игр, изобразительной деятельности, моделирования. Возможно использование представленных разработок в работе с детьми с проблемами в развитии.
В пособии Картушиной М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 — 5 лет» предлагаются методические разработки 36 логоритмических занятий для детей средней группы, в основе которых лежит комплексно-игровой метод. Занятия построены по сказочным сюжетам с опорой на лексические темы. Коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением словаря детей, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности. Пособие содержит авторские разработки пальчиковых, речевых и подвижных игр.
Пособие «Логоритмика» Клезович О.В., Картушиной М.Ю., Кузнецовой Е.В. посвящено интеграции музыкальной деятельности в практику коррекционно-педагогической работы и представлено коррекционно-развивающими играми, способствующими повышению уровня речевого и музыкального развития детей. В книгу включены музыкально-игровые упражнения по слушанию, музыкально-речевые, музыкально-ритмические, музыкально-коммуникативные игры, упражнения и игры с использованием детских музыкальных инструментов. В пособии также предлагаются методические указания, которые помогут педагогам в планировании учебно-воспитательного процесса.
- Курсы повышения квалификации (по теме самообразования).
Сентябрь 2009 год, Центр Специальной Образования Самарской области,
— российско-германский семинар «Современные пути эмансипации детей-инвалидов»
- Участие в организационно-методической работе ОУ.
- Октябрь 2009 год, МДОУ 325, семинар для педагогов ДОУ «Толерантность педагога, позитивное воспитание»
- Март 2010 год, МДОУ 325, городской семинар «Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях групп комбинированной направленности».
- Март 2012год, МДОУ 325, городской семинар «Подготовка педагогов ДОУ к работе в условиях инклюзивного образования».
- Май 2012 год, МДОУ 325, доклад «Пение и музыка как средства развития речи у детей с синдромом Дауна»
- Ноябрь 2012 год, МДОУ 325, городской семинар «Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях инклюзивного образования с учётом ФГТ».
Заключение
Идея инклюзии может решаться как во благо ребенка, так и против (ТВЦ, программа «Фактор жизни», ноябрь 2012 г.). С точки зрения организации музыкального воспитания, здесь необходимо понимать создание условий для развития музыкальности детей с синдромом Дауна, их способности эмоционально воспринимать музыку.
В ходе поставленных задач и практического опыта по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ, мы пришли к выводу, что наиболее результативной формой работы с такими детьми будет отдельное проведение занятий малой группой 2 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.
В результате полученного вывода необходимо разработать Программу по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
Список литературы
- Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр / Пер.с англ.О.Ю.Поповой. – Изд. 2-е, стер. – М.:Теревинф, 2007. – 112 с. – (Особый ребенок).
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2005. -144 с.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2005. -192 с.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 — 5 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2008. -192 с.
- Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.
- Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.
- Логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей. Сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008. – 80 с.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева. М.: Просвещение-2003.
- Синдром Дауна. Факты. Пособие для родителей (брошюра). Составитель Е.В. Поле – М.: Монолит, 2004, – 32 с.
- Опыт работы интегративного детского сада./ Составители В.В..Алексеева, И.В. Сошина.- М.:Терефинф, 2004.-184с.
Источник
Слайд 1
Социальный педагог Мбоу « Сош №2» и.в. демченко Формирование социальной адаптации детей с синдромом Дауна
Слайд 2
Слово «синдром» обозначает множество признаков или особенностей. Название «Даун» происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году. В 1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями. Тело человека состоит из миллионов клеток, и каждая клетка содержит определенное число хромосом. Хромосомы — это крошечные частицы в клетках, несущие точно закодированную информацию обо всех наследуемых признаках. Обычно в каждой клетке находится 46 хромосом, половину которых человек получает от матери, а половину — от отца. Что такое синдром Дауна?
Слайд 3
Почему так происходит? У человека с синдромом Дауна в 21-й паре хромосом имеется третья дополнительная хромосома, в итоге их 47. Синдром Дауна наблюдается у одного из 600-1000 новорожденных. Причина, по которой это происходит, до сих пор не выяснена. Дети с синдромом Дауна рождаются у родителей, принадлежащих ко всем социальным слоям и этническим группам, с самым разным уровнем образования. Вероятность рождения такого ребёнка увеличивается с возрастом матери, особенно после 35 лет, однако большинство детей с этой патологией все-таки рождаются у матерей, не достигших этого возраста.
Слайд 4
Чем помочь ребёнку? Родители детей с синдромом Дауна, точно так же как и все мамы и папы, озабочены вопросом: какое будущее ожидает их детей? Чего же они желают для своих детей? Уметь полноценно общаться как с обычными людьми, так и с людьми, возможности которых ограниченны. Иметь настоящих друзей среди тех и других. Уметь работать среди обычных людей. Быть желанным посетителем тех мест, куда часто приходят другие члены общества, и участвовать в общих мероприятиях, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно. Жить в доме, который соответствовал бы желанию и материальным возможностям. Быть счастливыми. Для того чтобы научиться взаимодействовать с обычными людьми так, как надо, ребёнок с синдромом Дауна должен посещать обычную государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире. Интеграция может быть разной. Учащийся может проводить весь учебный день в обычной школьной обстановке, при этом ему оказывается необходимая помощь: предоставляются специальные учебные пособия, с ним занимается дополнительный персонал, для него составляется особый (индивидуальный) учебный план.
Слайд 5
Права детей с синдромом Дауна Или, хотя главной учебной средой ребёнка будет обычный класс, часть времени ученик может проводить в специальном классе. При этом количество часов, проводимых в специальном классе, устанавливается в соответствии с его индивидуальными нуждами и согласовывается с родителями и школьным персоналом в процессе составления индивидуальной учебной программы. Многие педагоги и родители убеждены, что детям с ограниченными возможностями, независимо от типа нарушения, следует посещать те школы, в которые ходят дети, живущие по соседству. Если ребёнка возят в какую-то другую школу, он сразу становится в глазах общественности не таким, как все. Кроме того, в этом случае ему гораздо труднее наладить хорошие взаимоотношения с ровесниками и найти среди них друзей. Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно.
Слайд 6
Социальная адаптация детей с синдромом Дауна Процесс социальной адаптации является составной часть социализации. Социализация служит для обучения, а адаптация — изменение того, чему научили. Социум навязывает индивидам определённые социальные роли, но их принятие, выполнение или отрицание всегда обусловлено личностным характером ребёнка. Социальная адаптация детей имеет свои определенные уровни социальной адаптации: индивидуальный, общественный и групповой. Специфической особенностью можно считать определённые педагогические приёмы в подходах к детям, которые провоцируют сковывание, проявления индивидуальности учащегося. Способность субъектов модифицировать собственное поведение в соответствии изменениями социальной среды называется социальной адаптацией. Понятие адаптация дословно означает приспособление. Способностью приспосабливаться к меняющейся обстановке обладают все живые существа на планете. Так, например, растения адаптируются к почве и климату, а животные к среде обитания. Система адаптационных механизмов аналогично другим функциональным системам продолжает собственное формирование и совершенствование на протяжении многих лет онтогенетического развития. Адаптационный процесс формируется у учащихся по мере овладения окружающей его социальной обстановкой.
Слайд 7
Формы адаптации При легкой форме адаптации ребёнок выражает напряжение, которое у него присутствует, в виде кратковременного негативного эмоционального состояния. Адаптация средней тяжести характеризуется более медленной протекающей нормализацией эмоционального состояния ребёнка. Тяжелая адаптация характеризуется довольно продолжительным течением времени. Проведенные исследования обнаружили, что такие дети оказываются на учёте в психоневрологических диспансерах. При сходных стрессовых ситуациях, таких как переход в старшую группу, в школу, у детей повторно наблюдаются неадекватные поведенческие реакции. Если социальная адаптация детей и подростков , протекает в тяжелой форме, то таких детей следует обязательно направлять к психоневрологу на консультацию. Так как обе вариации тяжелой адаптации негативно воздействуют не только на детское формирование, но и на общее состояние здоровья. Именно поэтому задачей родителей и педагога является предупреждение появления тяжелой адаптации вследствие поступления ребёнка в школьное заведение.
Слайд 8
Взаимоотношения с родителями, со сверстниками Эмоционально дети с синдромом Дауна мало чем отличаются от своих здоровых сверстников. Из-за более ограниченного, чем у «обычных» детей, круга общения, дети с синдромом Дауна больше привязаны к родителям. Дружеские отношения со сверстниками представляют для таких детей особую ценность. Подражая им, дети с синдромом Дауна могут учиться, как вести себя в бытовых ситуациях, как играть, как кататься на роликах, велосипеде. В целях установления позитивных, дружеских отношений между детьми-инвалидами и нормально развивающимися сверстниками должны проводится программы взаимной
Слайд 9
Взаимоотношения поддержки и шефства учащихся и вовлечения детей-инвалидов во внеклассные занятия — кружки, секции и др. В рамках программ взаимной поддержки нормально развивающиеся дети помогают детям-инвалидам выполнять задания, готовиться к «контрольным», участвовать в других классных и внеклассных занятиях и мероприятиях и др. Это важно прежде всего для «здоровых» детей потому, что создает благоприятную учебную среду для всех детей. Опыт показывает, что именно так утверждается приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитывается гражданственность, толерантность, уважение к правам и свободам человека.
Источник