Театр с актерами с синдромом дауна

Театр с актерами с синдромом дауна thumbnail

Автор: Алла Архангельская
Источник: газета “Сегодня”

ИДЕТ репетиция. Инсценировка “Повести о капитане Копейкине” Гоголя. Очень необычная репетиция. Потому что актеры — люди с синдромом Дауна (СД). “Дауны”, как обидно называют их в просторечье. Кто они? Вовсе не больные, как думают многие. Просто люди с одной лишней хромосомой. С некоторыми нарушениями в интеллектуальном развитии.

По сцене к капитану Копейкину вразвалочку направляется сердитый генерал. Грозно сдвигает брови и выпаливает в лицо Копейкину: “Что вам угодно?!” Всем страшно. В жизни этот генерал, сорокалетний Дима, никогда бы не смог ни на кого закричать. Дома он сочиняет стихи про любовь и одиночество и вообще является воплощением доброты и кротости. Как и все люди с СД.

Ставит спектакль Игорь Неупокоев. В 1984 году он закончил ВГИК. Это его вторая работа с актерами-СД. Как-то в доме отдыха Игорь оказался вместе с несколькими семьями, в которых были дети с синдромом Дауна, и поставил с ними “Дюймовочку”. Играли все — и дети, и родители. Те, кто совсем не мог говорить, играли жуков, рыб, бабочек. Тогда Неупокоев и обратил внимание на особую пластичность этих людей, их удивительную безыскусность. Желание помочь им соединилось с художественным поиском. В результате появилась экспериментальная драматическая мастерская “Театр Простодушных”, в которой стали заниматься дети и взрослые из “Ассоциации Даун Синдром”.

“Театр Простодушных” — это попытка познакомить человека с синдромом Дауна и человека с улицы. Люди увидят других людей. В чем-то менее способных, а в чем-то и более. Ведь актер с СД — не совсем актер. Он не задумывается о перевоплощении, не пытается сделать свой образ правдивым и искренним. Он может плохо говорить или двигаться, но если на сцене такой актер смеется или плачет, то зритель не может не страдать и не радоваться вместе с ним. И пьесу Неупокоев выбрал не случайную. Капитан Копейкин, бедняга-инвалид, одноногий и однорукий. Он надеется получить помощь от государства, за которое пострадал, и сталкивается с безразличием и унижением. В общем, ситуация знакомая.

Самый известный случай успеха актера с синдромом Дауна — случай Паскаля Дюпена, получившего “Оскара” за лучшее исполнение мужской роли в бельгийском фильме “Восьмой день”. А в России в 1994 году Борис Юхананов снял фильм “Неуправляемые ни для кого”, в котором актеры с СД рассказывают и показывают евангельские сюжеты. Люди с нарушением интеллекта могут быть и музыкантами, и художниками, и спортсменами, и актерами. Конечно, если дать им такую возможность.

Работа на репетициях очень своеобразна: люди с СД по психофизическим качествам — “антиактеры”. Они медлительны, часто плохо говорят, не остры в реакциях. Приходится по многу раз объяснять одно и то же движение, фразу. Но недостатки окупаются удивительной выразительностью. Когда капитан Копейкин произносит: “У меня нет денег даже на хлеб!”, он плачет. Плачет Копейкин, плачет простодушный актер, которому жалко Копейкина, плачет зритель, которому жалко обоих. Потому что это правда: денег нет ни у горемыки-капитана, ни у исполнителя.

Искусство ли такой театр? Театр ли вообще? Наверное, да, но какой-то принципиально иной: бесконечно простой и бесхитростный. По словам Неупокоева, это “театр огромного преодоления”. Невероятный труд актеров, их родителей и режиссера останется за кулисами. На сцене появится только пронзительное и необычное художественное действо.

У “Театра Простодушных” есть и противники, которые считают глумлением выпускать таких людей на сцену, на обозрение публики. Но стоит побывать на репетиции и увидеть, с какой радостью играют артисты, становится очевидным — им это нужно и важно.

Репетиция продолжается. Капитана Копейкина соблазняет привлекательная англичанка. Девушка танцует под пение Эллы Фицджеральд. А потом она и Копейкин стоят, взявшись за руки. Они сосредоточенно и очень по-детски смотрят на режиссера. Оба — маленькие и беззащитные.

Запись опубликована в рубрике Пресса.
Вы можете отслеживать коментарии к данной записи через RSS 2.0

 
Оставить свой комментарий:

Источник

Во Всемирный день психического здоровья, 2 ноября, актеры «Театра Простодушных» и студии «Гистрион-театр» покажут премьеру — мистерию Федора Сологуба «Победа смерти». О том, как становятся актерами люди с синдромом Дауна и другими особенностями психического развития, рассказывает «Лента.ру» в продолжении спецпроекта «Страна добрых дел».

В московском театре «Кураж» премьера. Режиссер Игорь Неупокоев, известный своими работами в области маргинального театра, поставил мистерию «Победа Смерти» по мотивам произведения Федора Сологуба. Особенность этого спектакля в том, что все роли в нем исполняют не профессиональные актеры, а люди с различными особенностями психического и физического развития — душевнобольные артисты пермской студии «Гистрион-театр» и артисты столичного «Театра Простодушных», страдающие синдромом Дауна.

Сегодня в нашей стране немало так называемых «особых театров», в которых играют люди с ограниченными возможностями: инвалиды-колясочники, больные ДЦП, глухонемые. Однако в основном такие актеры заняты в пластических постановках. «Театр Простодушных» — драматический, а играют в нем люди с синдромом Дауна. Аналогов ему в России нет.

«Театр Простодушных» родился из авантюры. В 1999 году Игорь Неупокоев, на тот момент выпускник ВГИКа (мастерская Е.С. Матвеева) и актер, сыгравший десяток ролей в кино, отдыхал в санатории. В том же санатории отдыхали и лечились несколько человек с синдромом Дауна — Елена Чумакова, Алексей Крыкин, Дмитрий Поляков. Все они были уже взрослые — 30-35 лет, но все из-за задержек в развитии нуждались в постоянной опеке, поэтому в санаторий приехали с родителями.

— В санатории было скучно, — вспоминает Игорь. — Вот родители этих ребят и уговорили меня поставить с ними какой-нибудь спектакль. Я сделал «Дюймовочку». Получилось так неожиданно, что я подумал: почему бы таким актерам не сыграть серьезный спектакль?

Так появился проект, который Игорь назвал «Театр Простодушных». Простаками, или ingénue, во французском классическом театре называли актеров, исполнявших роли наивных, неопытных героев.

— Все мои актеры яркие, колоритные, все они хоть и измененные, но индивидуальности, — говорит Неупокоев. — Этим-то они мне и понравились. Как хорошо написал один из наших зрителей в «Живом Журнале»: «Они понимают, ЧТО играют, но не понимают, что ИГРАЮТ».

Для первого спектакля Игорь взял отрывок из романа «Мертвые души» Гоголя — «Повесть о капитане Копейкине». Драматическую историю об инвалиде, герое Отечественной войны, который, приехал в Петербург хлопотать о пенсии. Репетировали долго —– два года. А когда показал премьеру в «Театре.doc» — это был триумф. Зрители во время спектакля плакали, не скрываясь, а после подходили к режиссеру, говоря, что, покупая билеты на «Простодушных», они ждали нехитрого представления инвалидов, а увидели настоящее художественное произведение.

— Кстати, тогда к нам на премьеру приехала актриса Екатерина Васильева, — рассказывает Игорь. — Она поздравила ребят, подарила им большой букет белых роз. Для всех нас это до сих пор одно из самых светлых воспоминаний.

С тех пор прошло 14 лет. За эти годы «Tеатр Простодушных» вырос и окреп. Репертуар расширился: вслед за Гоголем Игорь поставил трагифарс «Зверь» по мотивам антиутопии М. Гиндина, В. Синакевича, мистерию «Бесовское действо над неким мужем, с прологом: Прение Живота со Смертью» по А.Ремизову и две маленькие трагедии Пушкина «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери».

Труппа «Простодушных» тоже увеличилась: с семи человек до шестнадцати. Чтобы всем хватало ролей, в «Капитана Копейкина» пришлось даже дописывать сцены — например ту, что во французском ресторане. Но главное, выросло мастерство актеров.

— Знаете, что мне было труднее всего добиться от моих актеров? Четкой речи, — рассказывает Игорь. — Поначалу многие из них читали Пушкина, как камни из мешка вытряхивали: пыр-пыр-пыр. А теперь они у меня могут со сцены, если нужно — кричать, а если нужно — тихонечко петь.

— Я играю Марину Мнишек. Она в белом платье. Красавица. Но злая, — Вика даже морщится от отвращения. — Не любит она Дмитрия, злая…

— А моя самая любимая роль — Аратырь (демон в «Бесовском действе» — прим. «Ленты.ру»), он такой смешной и довольный, — присоединяется к разговору Витя. — А еще нравится играть в «Гамлете» злодея. «Рука тверда, дух черен, крепок яд…» И он отравляет короля. Мне Игорь поставил его хорошо.

22 октября, четверг, вечер. Как обычно, в это время «Простодушные» собираются на репетицию. В эту осень — в Российской государственной библиотеке по искусству на Большой Дмитровке. В маленьком и тихом зале, кроме Игоря Неупокоева, еще пятеро: Дима Сенин с папой, Витя Бодунов с мамой и Вика Каразеева — как взрослая — одна.

На повестке дня — Пушкин, сцена у фонтана из «Бориса Годунова», и Баратынский, отрывок из поэмы «Вера и неверие». Вика и Витя, занятые в отрывке, выходят в центр комнаты.

— «Под этой липою густой…» — начинает читать Витя. Стихи звучат вначале тихо, но по мере того, как актеры входят в образ, их голоса крепнут. В лирическом порыве Витя берет Вику за руку, галантно целует. Вика клонит голову ему на плечо.

Актеры «Театра Простодушных» — счастливые люди. Им нравится все: короткие читки, долгие репетиции, во время которых они успевают выучить не только свою роль, но и роль товарища, генеральные прогоны перед спектаклем. Но больше всего они любят выходить на сцену.

— Сцены они совершенно не боятся, — рассказывает Игорь. — Хотя почти у каждого из них бывают казусы. Как-то раз, играя в «Капитане Копейкине», Витя забыл слова. Но ничуть не смутился: «Нет. Не надо подсказывать, — громко прервал он шепот мамы из зала. — Я все помню. Я сам…»

Между тем режиссеру работать с такими необычными артистами непросто. Синдром Дауна накладывает свои особенности. Люди, страдающие им, с одной стороны, добрые, послушные, пластичные, часто обладают прекрасной памятью и артистизмом. С другой, они не самостоятельны, им требуется постоянная опека. Им трудно без посторонней помощи добраться до театра, выучить роль, даже надеть костюм.

Подготовка спектакля для «Простодушных» — не простой период. Игорь, например, никак не может приучить своих актеров во время монологов смотреть в зал. Они все норовят поднять глаза куда-то кверху — в потолок.

— А еще я постоянно добиваюсь от них экспрессии — это у меня на репетициях любимое слово, — улыбается Игорь. — Когда они играют спокойно, это никому не интересно. Как только появляется экспрессия, все — сцена сделана, она цепляет зрителя.

Важен и выбор пьесы — «Простодушным» подходит не каждый драматург и не каждый жанр.

— Как выяснилось, ставить с ними комедии совершенно не интересно. Поэтому все пьесы у нас серьезные, — говорит Игорь. — Но и тут есть свои нюансы. Пробовали делать Метерлинка «Слепые» — не пошло. Оказалось, слишком статично. Зато нам отлично подходят русские авторы — Гоголь, Ремизов, Сологуб, те, у кого нет излишнего реализма и психологизма, а есть карнавальность, буффонада, фарс.

Наконец, еще есть декорации и костюмы. «Простодушные» — малобюджетный театр. Все деньги, которые удается выручить на продаже билетов, идут на оплату технического персонала. Актеры же играют ради удовольствия. Так что от сложных декораций Игорю сразу пришлось отказаться: стол, стул, пара ширм да напольное покрытие из холстины — вот и весь их нехитрый набор.

А вот костюмы, напротив, очень важны, все «Простодушные» очень любят наряжаться. В «Победе смерти», например, все мужчины носят темные одеяния типа монашеских ряс, а женщины — эннены — высокие головные уборы с вуалью, В «Звере», где действие происходит после конца света, актеры одеты в странные, почти средневековые хламиды, а на головах у них парики, имитирующие лысину.

— Но самый роскошный наш спектакль — это «Капитан Копейкин», — говорит Игорь. — Костюмы для него нам дали в костюмерном цехе Театра Ермоловой. Я брал эти костюмы каждый раз, как мы играли спектакль, а потом отвозил обратно. Так продолжалось много лет, пока костюмеры мне не сказали: хватит тебе уже ездить — давай их спишем, а вы себе заберете.

К счастью, у Игоря есть помощники — родители его артистов. Они берут на себя добрую половину работы. Разучивают с ребятами роли, подбирают реквизит — например, скрипку, на которой играет в «Моцарте и Сальери» слепой музыкант, мамы одолжили по знакомству у одного из солистов Большого театра. Самая же главная задача родственников — привозить «Простодушных» на репетиции и спектакли.

— В первом составе труппы была артистка Елена Чумакова, — рассказывает Игорь. — Очень талантливая. Я ей говорил: «Лена, плачь!» И она плакала. А заплакать по команде может не каждый профессиональный актер. Но вот несколько лет назад мать Лены неожиданно умерла, а вместо нее появились опекуны, которым театр и вся Ленина игра оказались не нужны. Лену увезли куда-то, и мы совершенно потеряли с ней всякий контакт.

Но есть у «Театра Простодушных» одна беда — они лишены сцены. Года до 2009-го они постоянно играли в «Театре.doc», когда же труппа выросла и актеры перестали помещаться на маленьких подмостках, началось скитание по Москве: Театр Рубена Симонова, «Эрмитаж», «Мастерская»…

— К сожалению, мы редко где приживаемся надолго, — говорит Игорь. — В этом городе мы никому не нужны. На эту зиму я договорился с театром «Кураж», они будут давать нам сцену один раз в месяц. Мы же готовы играть три-четыре спектакля.

Из-за этой неустроенности у Игоря порой опускаются руки.

— Мы сейчас доделаем сцену из «Годунова» и Баратынского — на случай, если нас будут приглашать на какие-то концерты с короткой программой, — говорит Игорь. — И все: никаких новых пьес ставить пока не будем. Зачем, если все равно негде играть?

А жаль. Сцена, так неожиданно доставшаяся в удел «Простодушным» взамен санаториев и интернатов, раздвинула границы их жизни. Почти с самого начала актеров с синдромом Дауна заметили и другие режиссеры. Так, Сергей Макаров сыграл у Андрея Смирнова в фильме «Жила-была одна баба» и у Владимира Мирозеева в «Борисе Годунове». Мария Нефедова не только снимается в кино и телесериалах, но и выступает на музыкальных концертах в посольствах Франции, Англии, Норвегии. А Витя Болдырев, Дима Сенин и Вика Каразеева сейчас играют у Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» — в спектакле «Идиоты», поставленном по одноименному фильму Ларса фон Триера.

Кроме того, вместе с «Театром Простодушных» актеры объездили многие города России: Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Уфу. И даже побывали в Версале — на международном фестивале особых театров «Орфей».

— В Версаль мы привезли спектакль о капитане Копейкине, — рассказывает Игорь. — Играли его в театре «Монтансье». Французская публика нас очень тепло принимала. Мы выучили несколько реплик по-французски и вставили их в представление. А после спектакля был банкет, двери зала были распахнуты в сад, и можно было пойти прогуляться по знаменитому версальскому парку. Это тоже произвело на наших артистов большое впечатление.

Но «Театр Простодушных» нужен не только актерам с синдромом Дауна. Он прежде всего нужен зрителям.

— Публика часто относится к «Простодушным» как к театру, который находится где-то на периферии искусства, — говорит Игорь Неупокоев. — Я же считаю, что мы как раз в самом его центре. Русская культура она же вся пронизана христианской идеей милосердия, о сострадании к слабому, ущербному человеку. И меня очень греет мысль, что на спектаклях «Простодушных» нам с актерами хоть до кого-то из зрителей эту идею удается донести.

Источник

На Первом канале состоится премьера фильма «Съесть слона» об актёрах с синдромом ДаунаФото: 1tv.ru

МТС Медиа, Первый канал, фонд «Синдром любви» и инклюзивный проект «ВзаимоДействие» представят документальную лирическую комедию об актёрах с синдромом Дауна.
   
Фильм «Съесть Слона» (12+) — история из жизни театральной труппы, в которой играют молодые актёры с синдромом Дауна. Это история о мечте главной героини стать актрисой, об испытаниях её друзей по театру на пути к премьере спектакля на площадке ООН в Женеве. Премьера фильма пройдет на Первом канале в канун Дня человека с синдромом Дауна. Начало 20 марта в 00.00. На следующий день после премьеры картина будет доступна на платформе МТС ТВ.  
   
Вице-президент МТС по развитию медиабизнеса Игорь Мишин отметил:

— Первым реализованным проектом МТС Медиа стал этот документальный фильм. Он создан в уникальном формате, который не ставит своей задачей напрямую вызвать сострадание у зрителя, а стремится заинтересовать и даже развлечь его этой удивительной историей. Мы уверены, что фильм найдёт отклик у аудитории, поможет понять, что у всех людей одинаковые желания — радоваться жизни, творить, любить.  

Фильм «Съесть слона» является частью комплексной инклюзивной программы МТС, направленной на социализацию, обучение, творческое развитие и трудоустройство людей со специальными нуждами.
  
 — Я не пыталась создать прямое социальное высказывание, — комментирует фильм автор идеи и режиссёр фильма Юлия Сапонова. — Мне не нравится разделение людей на «они» и «мы» даже в положительном ключе. Через обычную, понятную для каждого историю я хотела поделиться со зрителем своей любовью к необычным на первый взгляд героям. Мне хотелось через фильм передать другим хотя бы часть уникальных подарков, которые я получила от общения с ребятами. Для меня фильм — это попытка разделить со зрителем любовь к жизни и восхищение её многообразием. И я буду очень счастлива, если он в том числе послужит изменению отношения общества к любым неординарным людям.
   
Продюсер картины Олеся Овчинникова рассказала:

— В начале пути нас было трое — режиссер Юлия Сапонова, руководитель проекта «ВзаимоДействие» Маргарита Ребецкая и я — и наше желание дойти до конца. Мы хотели найти самый подходящий киноязык и форму для передачи спонтанности, радости и реальности происходящего с героями — в таком ракурсе тема людей с синдромом Дауна еще никогда не была показана. Этот фильм должен приносить исключительно положительные, радостные эмоции, тогда такой опыт может послужить толчком для зрителя к изменению модели поведения, вдохновить, сформировать положительный опыт взаимодействия со «сложной» темой. За время съемок было отснято 360 часов хронометража, основной конфликт картины поменялся, команда фильма собиралась по ходу работы. Было потрясающее ощущение общности. Это был трудный, но захватывающий процесс.
   
Говорит  председатель попечительского совета благотворительного фонда поддержки людей с синдромом Дауна «Синдром любви» Дмитрий Сергеев:

— Фильм «Съесть слона» важен тем, что не говорит прямо о диагнозе героев, ни к чему «в лоб» не призывает. Фильм показывает ребят с синдромом Дауна обычными людьми, которые независимо от наличия синдрома находятся в абсолютно жизненных для миллионов людей ситуациях: испытывают страх, выясняют отношения, испытывают чувства друг к другу. Для нас это достаточно новая постановка вопроса. К людям с дополнительной хромосомой относятся или с неприятием и отчуждённостью, а вследствие матери отказываются от своих особенных детей в роддоме либо испытывают к ним жалость. А на самом деле людей с синдромом Дауна не нужно жалеть. Как и любому другому человеку, им нужна простая человеческая поддержка.

Театр с актерами с синдромом дауна

Театр с актерами с синдромом дауна

Театр с актерами с синдромом дауна
Фото: 1tv.ru
  
О проекте «ВзаимоДействие»

Инклюзивный мультимедийный проект «ВзаимоДействие» основан в 2016 году Маргаритой Ребецкой, Юлией Сапоновой и Олесей Овчинниковой. Он ориентирован на создание арт-медиа-контента с участием людей с синдромом Дауна: ставит спектакли, снимает социальные ролики, документальный фильм, разрабатывает и проводит тренинги и делает многое другое для развития инклюзии в обществе. В команде – труппа из 14 уникальных актёров, а также профессионалы из кинотеатральной среды, которые помогают развивать их способности и раскрывать творческий потенциал. Создатели и команда проекта верят, что с помощью искусства можно изменить отношение общества к людям с синдромом Дауна. 
  
О фонде «Синдром любви»

«Синдром любви» — это благотворительный фонд поддержки людей с синдромом Дауна в России. Фонд собирает средства и передаёт их партнёрским организациям, которые оказывают услуги людям с синдромом Дауна, повышает осведомлённость общества о синдроме Дауна, организует досуговые, спортивные и творческие проекты для ребят с синдромом Дауна. Финансовую помощь фонда получают некоммерческие организации: Центр сопровождения семьи «Даунсайд Ап» (Москва), «Гармония» (Брянск), «Сияние» (Нижний Новгород), «СоДействие» (Уфа), «Дети солнца» (Благовещенск), «Радуга» (Иркутск), «Лицом к миру» (Ярославль), «Даун Центр» (Санкт-Петербург), «Добрые сердца» (Рязань), «Твой старт» (Красноярск). 

Информация предоставлена Первым каналом

Источник