Тайм синдром что это такое
Н. Водопьянова
Вводные замечания
Под тайм-синдромом менеджера мы понимаем совокупность переживаний дефицита времени в профессиональной деятельности менеджера при решении управленческих задач. Управленческая деятельность — сложная умственная (по объему аналитических, контролирующих и других управленческих функций) и коммуникативная деятельность, выполняемая в условиях неопределенности результата, угрозы финансового краха (потерь), ограничений во времени и др. В деятельности менеджера дефицит времени часто выступает как сильный стрессор.
В основе разработанного нами опросника лежат результаты наблюдения и пилотажного исследования о переживаниях менеджеров, связанных с дефицитом времени и плохим умением управлять рабочим временем. Первые три шкалы опросника базируются на концепции Е. Головахи и А. Кроника о психологическом времени личности. Авторы концепции выделяют три масштаба психологического времени: биографический, ситуативный и исторический [7].
Ситуативный масштаб связан с непосредственным восприятием и оценкой коротких временных интервалов. На основе закономерностей, возникающих при восприятии и переживании человеком различных жизненных ситуаций, у человека может сформироваться система обобщенных временных представлений — это биографический масштаб, являющийся своеобразной концепцией времени личности в масштабе ее жизни. «Концепция времени личности отражает психологические закономерности, обусловленные реальным использованием времени жизни. Индивидуальная жизнь в сознании человека не ограничивается рамками непосредственного существования, она рассматривается также и в историческом масштабе, когда события, происходящие до рождения индивида, и те, которые произойдут после его смерти, вовлекаются в сферу временных отношений и выступают условием формирования личностной концепции и непосредственных переживаний времени» [7].
В определенных ситуациях различные масштабы могут совмещаться. Так, например, ситуация, порождаемая переломными событиями общественной жизни, может привести к переживанию времени личностью в масштабе истории. Кроме того, исторический масштаб часто совмещается с индивидуальной концепцией времени в сознании выдающихся представителей искусства определенной эпохи. В критических жизненных ситуациях, когда в переживании нескольких минут или часов укладывается время всей человеческой жизни, происходит совмещение ситуативного и биографического масштабов. Таким образом, все три масштаба психологического времени — взаимосвязаны [7].
Проблема психологического времени в масштабе человеческой жизни получила теоретическое обоснование в работах П. Жане [9], К. Левина [14], С. Рубинштейна [18], Б. Ананьева [1]. В последние годы интерес к данной теме постоянно возрастает, увеличивается количество теоретических и эмпирических исследований в данной области.
Свойства психология времени (факторы переживания времени).
Е. Головаха и А. Кроник провели исследование переживания времени среди мужчин и женщин в возрасте от 28 до 42 лет. Факторизация результатов позволила им выделить три главных фактора переживания времени, которые были названы: континуальность — дискретность, напряженность времени, эмоциональное отношение к диапазону времени [7]. По мнению авторов исследования, эти факторы представляют собой основные координаты пространства переживаний времени, специфические базисные свойства психологического времени личности.
Фактор континуальности — дискретности времени. Дискретное время — это время, воспринимаемое как скачкообразное, прерывистое, раздробленное, с тенденцией к разнообразию; континуальное — плавное, цельное, непрерывное, с тенденцией к однообразию. Один и тот же человек в разных ситуациях может воспринимать время не только как континуальное, но и как дискретное. Таким образом, возможность переживания времени дискретным свидетельствует о том, что такие свойства времени, как монотонность и непрерывность, являются лишь частными характеристиками физического времени. При описании характеристик специфически личностных форм переживания времени одной лишь непрерывности оказывается недостаточно. Е. С. Кузьмин на основании проведенных исследований выделяет три типа личности в зависимости от восприятия времени как дискретного (континуального) и отношения к делу: стратеги, тактики, операционалисты.
«Стратеги достигают высшего мастерства в своем деле, согласовывают свои действия с долговременной перспективой. Операционалисты полностью идут на поводу у ситуаций, часто не справляются с новыми задачами. Тактики занимают промежуточное положение». Поданным Е. С. Кузьмина, стратегов 10—20 %, тактиков — 50—60 %, опе- рационалистов — 15—20 %. При этом деление на подобные типы возможно не только в связи с отношением к делу, но и к жизни вообще. Так, жизненный стратег переживает время как непрерывное, связывает далекие друг от друга события, мыслит крупномасштабно. «Для стратега жизнь — это долгий, цельный жизненный путь, для тактика — сменяющие друг друга дороги, для операционалиста — запутанные, теряющиеся и прерывающиеся тропки» [7].
Фактор напряженности времени. По мнению Е. Головахи и А. Кро- ника, термин «напряженность» отражает временное содержание этого фактора. «Переживание напряженности — ключевая проблема психологии времени, поскольку с ним связаны загадки растяжимости времени, его субъективной скорости и событийной насыщенности» [7]. Известно, что гипнотическое внушение ускоренного времени приводит к состоянию повышенного внутреннего напряжения, тогда как внушение замедленного времени вызывает ощущение раскованности, запаса времени. Е. Головаха и А. Кроник делают предположение о существовании двух типов индивидуальных временных концепций. Люди с динамической концепцией воспринимают время сжатым, быстрым, насыщенным, организованным. «Это люди — живущие в “потоке времени”, ощущающие его “пульс”» [7]. Другим людям, наоборот, свойственна статичная концепция, в соответствии с которой время воспринимается растянутым, свободным от суеты, пустотным, а потому не нуждающимся в организации. В подтверждение подобного разделения людей на два типа авторы ссылаются на исследование, проведенное в США, которое показало, что жителям небольших городков свойственна статичная («замедленная») концепция времени, а жителям крупных американских городов — динамичная («поспешная») концепция, обусловленная необходимостью наполнения времени «лихорадочной активностью».
Фактор эмоционального отношения к диапазону времени. В основе данного фактора лежит переживание времени, с одной стороны, как неприятно ограниченного, или как приятно беспредельного с другой стороны. Переживание ограниченности времени связано с целым спектром отрицательных эмоций. Это может быть и страх перед временем, и молчаливая печаль, и гнев, направленный против бессилия человека перед ограниченностью и скоротечностью собственной жизни. Переживание же беспредельности времени и положительных эмоций обычно связывают с жителями Востока или с порой детства и юности, еще не ведающей реальной ограниченности времени для осуществления всех надежд и стремлений. Головаха и Кроник высказывают предположение о том, что «…решающую роль в переживании ограниченности времени играет глубина будущей временной перспективы. Не случайно подлинный оптимизм присущ и индивидам, и социальным группам, которые согласуют свои устремления с отдаленной исторической перспективой» [7].
В разработанном опроснике «Тайм-синдром менеджера» делается попытка изучить переживания времени в ситуационном масштабе, в частности определить частоту переживаний дефицита времени при решении управленческих задач.
Опросник «Тайм-синдром менеджера»
Инструкция: вам предлагаются утверждения о переживаниях, которые могут возникать у вас в процессе работы или после нее. Прочитав внимательно каждое утверждение, следует поставить «+» в графе, соответствующей частоте подобных переживаний. Благодарим вас за участие в исследовании.
№ п/п | Утверждение | Всегда | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
1 | На работе я остро чувствую нехватку времени, нет времени на передышки, чувствую постоянный цейтнот | |||||
2 | Я теряю отсчет времени: время словно проваливается куда-то | |||||
3 | На работе время течет спокойно и размеренно* | |||||
4 | Я нервничаю из-за того, что мне не хватает времени на задуманное (запланированное) | |||||
5 | На работе я ощущаю напряженность времени | |||||
6 | На работе и после нее мое время максимально спрессовано | |||||
7 | Я чувствую свое бессилие перед ограниченностью, утечкой и скоротечностью времени | |||||
8 | Из-за бестолковости (непредприимчивое™) моих подчиненных и их непродуктивной траты рабочего времени меня охватывает раздражение (тихое или бурное бешенство) | |||||
9 | У меня портится настроение, когда время тратится попусту | |||||
10 | Для достижения результатов работы я трачу намного больше времени, чем мои подчиненные |
№ п/п | Утверждение | Всегда | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
11 | На работе мне приходится делать несколько дел в одно и то же время | |||||
12 | Я нахожусь в сильном напряжении потому, что время летит слишком быстро, я словно кручу педали впустую | |||||
13 | Мысли о работе не покидают меня даже дома | |||||
14 | Моя работа «выжимает» из меня всю энергию, силы и чувства | |||||
15 | Моя управленческая работа не оставляет мне времени на полноценный отдых, должное внимание к семье и встречи с друзьями или близкими людьми | |||||
16 | К концу рабочего дня я чувствую раздражение из-за того, что запланированное не было выполнено | |||||
17 | Я сомневаюсь в том, что мои подчиненные выкладываются в полную силу и выполняют все свои обязанности | |||||
18 | Я не верю в преданность моих подчиненных (сотрудников моей группы) |
Примечание. * обозначен обратный вопрос.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитываются шесть показателей как среднее значение трех пунктов в соответствии с «ключом». Особенности переживания дефицита времени могут рассматриваться как по отдельным показателям, так и по общему показателю, равному сумме всех показателей.
«Ключ»
Пункты: 1—3* — показатель переживания ограниченности време- ни/дискретность времени.
Пункты: А—6 — показатель переживания напряженности дефицита времени.
Пункты: 7—9 — показатель эмоционального отношения ко времени — эмоциональное переживание дефицита времени.
Пункты: 10—12 — показатель продуктивности использования личного времени.
Пункты: 13—15 — показатель зависимости от работы.
Пункты: 16—18 — показатель агрессии.
Ответы оцениваются: «всегда» — 4 балла; «часто» —3 балла; «иногда» — 2 балла; «редко» — 1 балл; «никогда» — 0 баллов.
Таблица 5.7
Шкальные оценки показателей тайм-синдрома менеджера (данные получены на выборке 100 менеджеров среднего звена)
№ п/п | Показатели тайм-синдрома | Степень выраженности | ||
низкая | средняя | высокая | ||
1 | Переживание ограниченности времени (дискретность времени) | 1—4 | 5—7 | 8—12 |
2 | Напряженность дефицита времени («давление» времени) | 1—5 | 6—8 | 9—12 |
3 | Эмоциональное переживание дефицита времени | 1—3 | 4—7 | 8—12 |
4 | Продуктивность использования личного времени | 1—3 | 4—7 | 8—12 |
5 | Зависимость от работы | 1—4 | 5—8 | 9—12 |
6 | Агрессия в ситуациях дефицита времени | 1—3 | 4—7 | 8—12 |
7 | Интегральный показатель (среднее значение по шести субшкалам) | 1—4,4 | 4,5—8,0 | Больше 8,00 |
Опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Вводные замечания
Модифицированная русскоязычная версия была разработана нами на основе представлений Л. Зайверта о функциях самоменеджмента [10] и апробирована в группе менеджеров среднего звена (100 человек). По мнению Л. Зайверта, ежедневное решение разного рода задач и проблем — как ряд различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Подобный процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.
Методика позволяет оценить частоту переживания дефицита времени у менеджеров при решении разного рода задач и проблем управленческой деятельности. Она предлагает менеджеру, оценить, как часто он испытывает дефицит времени при выполнении основных функций менеджера (рис. 5.1).
Во внешнем круге обозначены следующие шесть функций.
- 1. Постановка цели. Анализ и формирование личных целей.
- 2. Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
- 3. Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.
- 4. Реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
- 5. Контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей). Во внутреннем круге расположена дополняющая функция.
- 6. Информация и коммуникации. Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.
Рис. 5.1. Круг правил при выполнении управленческих функций (по Зайверту)
Отдельные функции могут не следовать строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаться. Недоработка одних функций ведет к психологическим переживаниям «давления» времени и как следствие — к информационному стрессу.
Инструкция: мы предлагаем вам принять участие в исследовании, целью которого является изучение дефицита времени у менеджеров. Пожалуйста, отметьте, как часто вы испытываете дефицит времени в нижеперечисленных ситуациях. Для этого поставьте в соответствующей графе знак «+».
№ п/п | Как часто вы испытываете дефицит времени | Всегда (ежедневно) | Очень часто | Часто | Иногда | Редко | Очень редко | Никогда |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
1 | Для определения (формулирования) конкретных целей |
№ п/п | Как часто вы испытываете дефицит времени | Всегда (ежедневно) | Очень часто | Часто | Иногда | Редко | Очень редко | Никогда |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
2 | Для выбора методов достижения поставленных задач | |||||||
3 | Для стратегического планирования | |||||||
4 | Для текущего (ежедневного) планирования | |||||||
5 | Для выбора приоритетов (в планах, задачах, решениях) | |||||||
6 | Для перепоручения рабочих заданий — принятия новых решений | |||||||
7 | Для улучшения организации своей работы | |||||||
8 | Для повышения продуктивности работы подчиненных | |||||||
9 | Для контролирования итогов (контролирование достижения поставленных целей, промежуточных результатов) | |||||||
10 | Для анализа итогов истекшего дня и коррекции текущих планов | |||||||
11 | Для прочтения нужной информации (специальной литературы, отчетов, документов, формуляров) | |||||||
12 | Для своевременного общения с подчиненными по важным вопросам |
Обработка и интерпретация результатов. Особенности переживания дефицита времени могут рассматриваться как по отдельным показателям, так и по общему показателю, равному сумме всех показателей. Для этого подсчитывается сумма баллов по всем пунктам. Чем выше сумма, тем больше предрасположенность к развитию тайм-синдрома менеджера, хуже развито умение управлять рабочим временем. Анализ результатов можно производит по каждому из шести блоков показателей, которые рассчитываются в соответствии с «ключом».
Пункты: 1, 2 — показатель дефицита времени при постановке целей.
Пункты: 3, 4 — показатель дефицита времени при планировании.
Пункты: 5, 6 — показатель дефицита времени принятия решений.
Пункты: 7, 8 — показатель дефицита времени при реализация и организации.
Пункты: 9, 10 — показатель дефицита времени при выполнении функций контроля.
Пункты: 11, 12 — показатель дефицита времени для аналитической работы и коммуникаций.
Ответы оцениваются: «всегда» — 7 баллов; «очень часто» — 6 баллов; «часто» — 5 баллов; «иногда» — 4 балла; «редко» — 3 балла; «очень редко» — 2 балла; «никогда» — 1 балл.
Источник
|
Источник