Структура патопсихологического синдрома при сосудистых поражениях мозга

Структура патопсихологического синдрома при сосудистых поражениях мозга thumbnail
Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Психические нарушения встречаются при церебральном атеросклерозе, гипертонической болезни, облитерирующем тромбангиите.

Церебральный атеросклероз. Психические изменения наступают довольно рано. Наиболее ранним и частым симптомом является астения. У больных снижается работоспособность, появляется быстрая утомляемость, им становится трудно переключиться с одного вида деятельности на другой и еще труднее осваивать новое дело. Больные испытывают недомогание, часто жалуются на тяжесть и давление в голове, головные боли, головокружения, иногда легкие парестезии. Астения развивается очень медленно и имеет волнообразное течение: иногда состояние больного улучшается на длительный промежуток времени, но затем астения выявляется вновь в более тяжелой форме. Астеническое состоя-ние сопровождается явлениями раздражительной слабости, больные чувствительны, обидчивы, склонны к слезливости. Постепенно развивается снижение памяти, которое выражается в том, что больному трудно припомнить даты, имена, термины. Вначале нарушения памяти проявляются лишь эпизодически, наиболее отчетливо при утомлении.

Гипертоническая болезнь.

Психические нарушения при этом заболевании трудно отличимы от изменений психики при атеросклерозе. В начальной стадии гипертонической болезни также развивается астенический синдром, который характеризуется снижением работоспособности, неуверенностью в своих силах, повышенной раздражительностью, плаксивостью, иногда фобиями. Больные жалуются на головные боли, часто локализующиеся в затылочной области, головокружение, иногда кратковременные расстройства сознания. Сон тревожный. Отмечается ослабление памяти, обычно расстраивается запоминание текущего, настоящего. При гипертонической болезни может развиться пароксизмальный синдром, который бывает связан со спазмами сосудов головного мозга. По своим проявлениям он может напоминать предынсультное состояние с кратковременным расстройством сознания, иногда парафазией, аграфией, дизартрией, онемением конечностей. Течение пароксизмального синдрома различно. В некоторых случаях он проходит бесследно, и здоровье больных возвращается к прежнему состоянию. В отдельных случаях после пароксизма могут оставаться длительное время астения, иногда явления гемисиндрома.

При гипертонической болезни могут наблюдаться нарушения сознания. Они возникают внезапно, длятся несколько дней, сопровождаются резким подъемом артериального давления, а при снижении гипертензии проходят. Больные сохраняют о нем лишь отрывочные воспоминания. Помрачение сознания может про-являться в виде делирия с яркими зрительными галлюцинациями, иногда устрашающего характера, могут быть слуховые галлюцинации, бредовые идеи.

Церебральный тромбангиит.

Психические расстройства при этом заболевании отличаются большим многообразием. Им свойственны длительные светлые промежутки, психические изменения прояв-ляются волне образно, периодически. Начало заболевания характеризуется наличием головокружений, головных болей, кратковременных потерь сознания типа обморока или абсанса. Затем эти явления проходят. Однако через более или менее длительный промежуток времени могут развиться большие и малые припадки, состояния ночного возбуждения и сумеречное помрачение сознания. При этом пароксизмальном симптомокомплексе имеются симптомы облитерирующего эндартериита конечностей, которые предшествуют общемозговым расстройствам или сопутствуют им. Иногда клиническая картина психических нарушений при тромбангиите может проявляться псевдогуморозным состоянием, что свя-зано с ангиоспазмом.

Источник

    Церебральный атеросклероз – это заболевание, связанное с образованием в стенках сосудов головного мозга атеросклеротических бляшек, что нарушает его нормальное кровообращение, снабжение кислородом и питательными веществами, что приводит к нарушению психической деятельности. Основная форма церебрального атеросклероза — церебросклеротическая астения. Главный её признак — истощаемость психических функций. Особенно четко она обнаруживается при исследовании специальными методиками, направленными на изучение работоспособности — таблицами Шульте, Крепелина, в корректурной пробе. Кривые истощаемости при исследовании этими методиками больных церебральным атеросклерозом неодинаковы в связи с выделением 2 типов синдрома астении:

Для гиперстенического синдрома (в начале заболевания) характерно начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляющаяся истощаемость. В последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей. Кривая истощаемости гиперстенического типа при исследовании таблицами Шульте носит зигзагообразный характер. Так, например, на поиски чисел в первой таблице больной затрачивает 48 сек., во второй — 1 мин 18 сек., в третьей — 1 мин 23 сек., в четвертой -51 сек., в пятой — 1 мин 12 сек. и т. д. При исследовании таблицами Крепелина в этих случаях также обнаруживается значительная разница в темпе выполнения задания на различных его этапах, в количестве произведенных в различные отрезки времени сложений и допущенных при этом ошибок.

При гипостенических состояниях (с развитием заболевания) кривая истощаемости носит иной характер. Так, при исследовании таблицами Шульте отмечается постепенное увеличение затрачиваемого на каждую последующую таблицу времени. На протяжении исследования уровень выполнения задания постоянно снижается в связи с нарастающей истощаемостыо. Соответственно и при исследовании таблицами Крепелина отмечается постепенное ухудшение темпа работы. Истощаемость проявляется не только при сравнении времени поиска чисел в различных таблицах Шульте, но и в пределах одной и той же таблицы.

С истощаемостыо при церебральном атеросклерозе связана и недостаточность активного внимания. Она находит свое отражение в пропусках отдельных чисел в таблицах Шульте, в увеличении к концу исследования количества ошибок в таблицах Крепелина. Особенно четко она обнаруживается в корректурной пробе — отмечаются пропуски букв, лишние зачеркивания сходных или расположенных рядом с заданной букв, пропуск целых строк. Ошибки либо нарастают количественно к концу исследования, либо распределяются в ходе опыта неравномерно, группами.

Интересны и наблюдающиеся при церебральном атеросклерозе эпизодические литеральные парафазии. Происходит замена какого-либо звука в слове при сохранности его фонематического остова, например вместо «сосудов» — «посулов».

Одним из наиболее ранних и выраженных признаков заболевания является расстройство памяти. Уже в начале заболевания больные жалуются, что в беседе не могут вспомнить нужное слово. Нужное слово спустя несколько часов «само всплывает в памяти». В менее тяжёлых случаях невозможно вспомнить при необходимости имена и даты, которые в других случаях больной легко вспоминает. Обычно о расстройствах произвольной репродукции приходится судить по данным анамнеза. Их можно также обнаружить в беседе с больным.

При церебральном атеросклерозе расстройства памяти прогрессируют — к недостаточности произвольной репродукции присоединяются нарушения удержания, а затем запоминания.

Недостаточность удержания (ретенции) обнаруживается еще до заметных расстройств запоминания. Так, больной, воспроизводивший 10 слов после 4-5 повторений, после 15-20-минутного перерыва уже называет лишь часть этих слов.

При выраженности заболевания кривая запоминания отличается большой неравномерностью, колебаниями в количестве слов, воспроизводимых больным после каждого повторения. Отдельные слова повторяются несколько раз. Называются слова, не фигурировавшие в числе заданных. Резко ухудшено запоминание искусственных звукосочетаний. Среди называемых этими больными слов — множество привнесенных ими самими.

Характерно, что у больных церебральным атеросклерозом значительнее всего и раньше страдает запоминание искусственных звукосочетаний. Меньше нарушено и позже выступает запоминание обычных 10 слов. В целом, для церебрального атеросклероза характерно уменьшение количества слов, воспроизводимых при последующих повторениях.

    Из нарушений речи характерны эпизодические вербальные парафазии. Замена слов идёт по «комплексному типу», когда выпавшее слово заменяется другим, принадлежащим к тому же кругу представлений. Нередко эти же больные испытывают затруднения при повторении развернутой фразы. При более тяжелых расстройствах памяти обнаруживается невозможность запомнить фразу вообще.

Своеобразная особенность церебрального атеросклероза (обнаруживается в патопсихологическом эксперименте) —это нарушение подвижности психических процессов. Инертность психической деятельности определяется в пробах на переключение. При выраженном церебральном атеросклерозе инертность может достигать значительной степени: у больных нередко обнаруживается персеверация в речевой и двигательной областях.

Изменения интеллектуальной деятельности на различных стадиях церебрального атеросклероза неодинаковы. В начале заболевания обнаруживается сохранность уровня процессов обобщения и отвлечения. С развитием его отмечается своеобразная неравномерность уровня психической деятельности.

Наряду с выполнением задания, при котором обнаруживается прежний уровень процессов обобщения и отвлечения, больные высказывают отдельные суждения, которые показывают, что в этих случаях интеллектуальная деятельность протекает на более низком уровне. Эти явления ни что иное, как нарушения последовательности суждений, связываются с быстро наступающей истощаемостью психических процессов.

Так, больная П., выполняя задание по методике исключения и уже выделив группы инструментов, искусственных источников освещения и швейных принадлежностей, внезапно объединяет в одну группу очки, часы и термометр. Свое решение она мотивирует следующим образом: «Мне, чтобы узнать время или температуру воздуха, приходится пользоваться очками».

Особенно легко нарушения последовательности суждений можно обнаружить при исследовании методиками, содержащими ряд заданий примерно одинаковой сложности (методикой образования аналогий, подбором слов-антонимов). Характерная особенность этих расстройств мышления заключается в том, что больные при обращении их внимания на допущенную ошибку легко ее исправляют, никогда не упорствуют, доказывая правильность своего решения.

Своеобразен у больных и уровень притязаний. В силу резкого нарушения критичности мышления эти больные совершенно не соразмеряют уровень притязаний со своими возможностями. Следующие одна за другой неудачи в выполнении заданий их не обескураживают. Как правило, не выполнив очередное задание, они, тем не менее, берут следующее, более сложное, и обычно не возвращаются уже к более легким. Успешно решая задачи по нарастающей сложности, к концу опыта больные значительно истощены.

Так, больной, успешно дойдя до 10-го или 11-го задания, не может его выполнить, а после этого уже не может выполнить и значительно более легкие задания — 2-е или 3-е. Больные становятся суетливыми, тревожная неуверенность в своих возможностях часто заставляет их отказываться от дальнейшего выполнения задания.

С прогрессированием церебрального атеросклероза нарушения последовательности суждений сменяются стойким снижением уровня процессов обобщения и отвлечения. Ассоциации носят конкретно-ситуационный характер. Уменьшается словарный запас, что обнаруживается при подборе слов-антонимов, в произвольном назывании слов. В ассоциативном эксперименте увеличивается количество примитивных речевых реакций (особенно персевераторных). Больные испытывают затруднения при назывании отдельных предметов (страдает номинативная функция речи). Следствием болезни может стать амнестическое слабоумие, характеризуется наличием корсаковского синдрома (фиксационная амнезия). Через несколько минут больной не может назвать имя собеседника, хотя до этого несколько раз повторял его, стараясь запомнить.

    Для церебрального атеросклероза характерно нарушением критичности мышления. Чтение текстов с пропущенными словами (проба Эббингауза) больными сопровождается вставкой слов без учёта смысла читаемой фразы, без связи с последующими предложениями. Допущенные ошибки корригируются с трудом. Больные беспечно относятся к исследованию и его результатам.

Атрофия ГМ может быть причиной нарушения психики и проявляться в виде старческого слабоумия (возникает в возрасте после 65 лет, проявляется изменениями личности больного). Характерны грубость, подозрительность, чёрствость, скупость, замкнутость, эгоцентризм, резкое сужение круга интересов. Выделяют несколько его форм: простая, конфабуляторная (характерны суетливость, эйфория, наличие конфабуляций), делириозная (с помрачением сознания).

Являясь атипичной формой старческого слабоумия, болезнь Альцгеймераначинается в возрасте 40-45 лет. Причина — атрофия теменно-затылочных, височных, лобных отделов левого полушария ГМ. Начинается заболевание с расстройства внимания, интеллектуально-мнестического снижения, нарушения письменной речи и чтения. В итоге – полный психический распад. Больные беспомощны, неспособны обслуживать себя и нуждаются в постоянном уходе.

Причина болезни Пика — атрофия лобных, височных или теменных участков ГМ. Больных отличает снижение инициативы, вялость, пассивность, часто повышенное настроение и половая распущенность. В конце заболевания отмечается безразличие к окружающему и распад речи.

Лекция № 7. Тема: «ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ».

Вопросы:

1. Cистематика тревожных расстройств.

2. Патопсихологическая характеристика тревожных расстройств.

3. Концепции тревожных расстройств в различных теоретических подходах.

4. Психологическая помощь больным с тревожными расстройствами.



Источник

Патопсихологическая диагностика.

Патопсихологический синдром при шизофрении, при эпилепсии, при диффузных поражениях головного мозга — хорошо проработаны. При психопатии патопсихологический синдром не выделен.

Необходимо выделить структуру патопсихологического синдрома.

Патопсихологический синдром может меняться с течением заболевания в зависимости таких характеристик заболевания как: форма, длительности, время возникновения, качества ремиссии, степень дефекта. Если заболевание началось раньше, то заболевание затронет те сферы, при которых возникло заболевание. (При подростковом возрасте эпилепсия затронет всю психическую сферу, накладывает отпечаток на личность).

При шизофрении: приступообразная форма. Есть и непрерывно текущая форма. При таком заболевании наблюдаются психические изменения.

Составляющие патопсихологического синдрома.

1. особенности аффективного реагирования, мотивации, системы отношений больного — это мотивационный компонент деятельности

2. проводятся анализ отношения к факту обследования

3. как испытуемый реагирует на экспериментатора (заигрывает, пытается произвести впечатление)

4. анализ отношения к отдельным заданиям (проверка памяти), изменения поведения в процессе эксперимента.

5. Анализ выполнения задания, отношение к результату (может быть безразлично). Необходимо все фиксировать.

6. Анализ отношения к оценкам экспериментатора.

· Характеристика действий больного при решении познавательной задачи: оценка целенаправленности, подконтрольности действий, критичности.

· Тип операциональной оснащенности: особенности процесса обобщения, изменение избирательности познавательной активности (операции синтеза, сравнения)

· Характеристика динамического процессуального аспекта деятельности: то есть как деятельность меняется во времени (для больного свойственно неравномерность работоспособности при заболевании сосудов головного мозга).

Отдельный симптом ни о чем не говорит.

Для дифференциальной диагностики: психолог должен уделять наибольшее внимание тем симптомам, которые с наибольшей надежностью позволяют дифференцировать патопсихологические синдромы различных заболеваний. То есть если возникла ситуация: нужно отдифференцировать шизофрению или психопатию. Нужно знать, в чем отличия? Психопатия менее серьезно по сравнению с шизофренией.

Для диагностики используются исследования процессов мышления и эмоционально волевой сферы, причем важно обнаружить различие в соотношении симптомов. Для шизофрении более характерны ослабление мотивации (много чего не хотят), оскудение эмоционально-волевой сферы, нарушение смыслообразования, наблюдается снижение или неадекватность, парадоксальность самооценки.

Все эти нарушения сочетаются с операциональной и динамической сторонами мышления. При этом главным в нарушении мышления является изменение мотивационного компонента. Недоступна коррекция ошибок. Отказ от исправлений. У них недостаточно мотивации для выполнения задания хорошо.

При психопатии: отмечается яркость, неустойчивость эмоционального и мотивационного компонентов деятельности. А иногда возникающее нарушение мышления также носит неустойчивый характер. Стойкие нарушения отсутствуют. При этом обусловленные эмоционально ошибки быстро исправляются (произвести впечатление на экспериментатора). Необходимо четко представлять себе какие методики позволяют это эффективно исследовать.

Для дифференциальной диагностики шизофрении и психической патологии, вызванной органическими нарушениями в синдроме наибольшее внимание уделяется другим симптомам. Помимо эмоционально-волевой сферы и мышления, анализируются особенности умственной работоспособности. Как быстро больной истощается? Какой темп выполнения задания? Для органических нарушений свойственно быстрое истощение.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера Минздрава России)

Кафедра наркологии, психиатрии и медицинской психологии

 Доклад

«Категории «адаптации- дезадаптации»»

Выполнила: студентка 3 курса

Факультета клинической психологии

 Ротанова Алина Игоревна

Проверил: Трегубов Лев Зинович

Пермь 2017

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание. Адаптация, это сохранение деятельности человека при изменившихся условиях жизни. Условия изменились – человек к ним приспособился – сохранил способность действовать в новых условиях. Не приспособился – не сохранил способность действовать. Социальная адаптация — активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности). Социальная адаптация создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. При адаптации усваиваются и принимаются цели, ценности, нормы и стили поведения, принятые в обществе. Усвоение и принятие ценностей – чувство комфорта для самопроявления. Социальная адаптация ребенка: — процесс и результат согласования норм ребенка с нормами окружающего мира (какие нормы у нас согласованы – одинаковы, какие не согласованы); — приспособление его к изменившейся среде (выработка новых норм человека адекватных новым нормам среды). Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения социализации человека, для его социального самосовершенствования. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его: — удовлетворенность этой средой (неудовлетворенность), — активность самопроявления (не активен), — принятие нового опыта (не принятие). Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс — развитие (изменение) адаптационных возможностей человека (знания, психические свойства: рефлексия, эмпатия, как средства понимания себя и окружающего мира). Развитие происходит в различных условиях среды его жизнедеятельности в: детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.. Адаптация как проявление характеризует типичное поведение (пользование социальными нормами). Стереотипы деятельности и поведения. Адаптация как результат – степень (уровень) приспособления ребенка к среде жизнедеятельности, данным условиям. Результат, это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. Предрасположенность человека к адаптации зависят от его: — индивидуального своеобразия, — опыта приспособления к той или иной обстановке, — временного перерыва в проявлении опыта, — мотив (желания и устремленности), — самоактивности. Индивидуальное своеобразие человека — это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Опыт храниться в виде сценариев, которые человек усвоил, либо спроектировал сам. Чем богаче веер данных сценариев, тем успешнее будет адаптироваться человек к изменяющимся условиям. Временный перерыв в проявлении опыта влияет на память. Чем больше перерыв, тем больше забывает человек свой опыт, тем труднее его использовать. Мотив – диспозиция и ситуация. Самоактивность – это способ обнаружения себя (своих возможностей) и свойств окружающего мира. Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Существуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адаптации определенной категории людей. Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста. Пример школы В.А.Сухомлинского. Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация. 2. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление Дезадаптация (от лат приставки de… или фр. des…) — означает исчезновение, уничтожение, полное отсутствие или понижение, уменьшение. Используется термин «дизадаптация» (от лат. dis — в первом значении — нарушение, искажение, деформация, значительно реже — исчезновение). «Дезадапиация» и «дизадаптация» в отечественной литературе и на практике рассматриваются как синонимы. Дезадаптациея (дизадаптациея), это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности. Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, проявление и результат. Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности. Самый опасный случай дезадаптации – латентный (скрытый). Незаметно вырастая такая дезадаптация может привести к трагическим последствиям. Дезадаптация как проявление — внешняя характеристика какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в его нетипичном поведении. Формы ее проявления у каждого ребенка свои. Дезадаптация как результат — свидетельство качественно нового состояния и проявления, не соответствующего средовым условиям. В специальной литературе и на практике встречается использование категории дезадаптированный по отношению к определенной категории людей: дезадаптированные дети, дезадаптированный ребенок, дезадаптированная группа, а также по отношению к среде, обусловившей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дезадаптация и др. Дезадаптированные дети. Это дети, которые по различным причинам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.). Дезадаптация негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении. Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги начальных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью. Она характерна для детей 6—8-летнего возраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познавательной деятельности или его темпы снижены. Основные причины дезадаптации человека: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие. Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести: длительную болезнь; ограниченные возможности ребенка для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения; • длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности. Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует отнести: нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие над ребенком; отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников; подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад, школу, смена группы, класса); подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — не- приятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстникам — явление частое; негативное проявление «рыночного воспитания», когда успешность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном1 состоянии; негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формирование интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию, дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и боевики формируют у незрелого человека представление о смерти, как чем-то туманном и идеализированном; дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт. Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий ребенок — группа) — это человек (группа), который (которая) в определенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдельной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, способность наиболее полно реализовать себя. Дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе: • личностные деформации; — недостаточное физическое развитие; • задержка психического развития; • возможные мозговые дисфункции; • типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность); — одиночество — человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением чело- века либо с самоотчуждением; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся условиях, человек может пойти на крайние меры — суицид. Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие качественного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения. Задание. К какой категории вы отнесете «детей улицы» адаптивным или дезадаптированным? К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков, относятся: создание оптимальных для ребенка средовых условий; недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебного процесса; поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям; побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.; создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары; обучение родителей, учителей и воспитателей методике работы по предупреждению дезадаптации и преодолению ее последствий; подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации. Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодоление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально- педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела к дезадаптация.

Источник