Структура дефекта при синдроме рда

Структура дефекта при синдроме рда thumbnail

Понятие аутизма и раннего детского аутизма (РДА)

Определение 1

Под аутизмом понимается состояние психики, для которой характерны замкнутость, отсутствие потребности или затруднения в общении, человек предпочитает свой внутренний мир контактам с окружающими его людьми.

Определение 2

Ранний детский аутизм – понятие, характеризующееся общим расстройством развития или обширным нарушением развития человека.

Аутизм сопровождает многие психические расстройства, проявляется достаточно рано, центром синдрома является отсутствие способности к установлению эмоциональных связей, кроме того, отмечаются трудности коммуникации и социализации.

Формирование синдрома РДА происходит к 2-3 годам. Частота РДА у мальчиков выше, чем у девочек.

Замечание 1

Для детей с РДА характерно нарушение общения, ребёнок погружён в свои фантазии, собственные переживания, поведение его отличается замкнутостью, отказами от общения, избеганием тесных контактов, однообразной нецеленаправленной двигательной активностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Структура дефекта при РДА

  • Первичное расстройство – повышенная сенсорная эмоциональная чувствительность и слабость энергетических потенциалов.
  • Вторичный дефект – аутизм.
  • Третичный дефект — истинный невротический, обусловлен чувством собственной неполноценности.

Клинико-психологические варианты РДА (О.С. Никольская)

В литературе выделено четыре формы эмоциональной регуляции деятельности:

  • Наличие полной отрешённости от происходящего.
  • Активное отвержение.
  • Захваченность аутистическими интересами.
  • Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими детьми.

Первая группа является наиболее тяжелой. Аутизм отличается глубиной, находит проявлении в полной отрешённости от всего происходящего вокруг. Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто отсутствует реакция на боль, голод, холод, испуг не проявляется. Поведение такого ребёнка является полевым – не определено активными внутренними устремлениями, отсутствует логика во взаимодействии с другим человеком, а определяется случайностью внешних влияний. Полевое поведение отличается специфичностью: вещи используются в активных манипуляциях с ними, характерно пресыщение уже до начала действия с объектом. У детей этой группы наблюдаются наиболее низкие показатели интеллектуального развития. При этом отмечается замечательная координация движений. Это не говорящие, мутичные дети, не используют жесты и мимику. Внешняя речь отсутствует, но активно развивается внутренняя, эмоциональный контакт с близкими и окружающими очень слабый. Лицо выражает глубокий покой, взгляд ускользает от окружающих. Эти дети, как правило, стараются избегать сильных стимулов (яркий свет, шум, прикосновение). Эти раздражители у них вызывают сильный страх.

Дети 2 группы – чуть более активны и менее ранимы в контактах со средой. Аутизм проявляется в виде отрешённости любых контактов, предпочтения ребенка фиксируются узко и жестко. Любая попытка расширения диапазона вызывает ужас. Дети данной группы – говорящие используют речь для выражения своих нужд. Умственное развитие отличается своеобразием. Для детей характерно наличие ограниченности, узости понимания, жесткости и механичности восприятия, буквальности мышления. Ребёнок не способен разделять настоящее, прошлое и будущее. Наиболее яркое проявление находят страхи, которые достаточно долго фиксируются в сознании ребенка.

Детей 3 группы – легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего, по способам аутистической защиты. Они выглядят как сверхзахваченные своими стойкими интересами, которые проявляются в стереотипной форме. Нарушено восприятие и моторное развитие, но в меньшей степени, чем в двух других группах. Это уже моторно-неловкие дети. Для них характерно: бытовая неприспособленность, даже к 6-7 годам; характерен негативизм, особенно при обучении (речевые дети), для них характерна книжная речь. Характерна пугливость и тревожность, потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений. Ребенок не заглушает неприятные впечатления, а наоборот, взбадривает себя ими. Дети могут быть очень привязаны к близким, часто смотрят в лицо, но в действительности, их взгляд направлен сквозь человека.

4 группа – это наиболее легкий вариант, для них характерна повышенная ранимость, тормозимость контакта, трудности сосредоточения и организации. Это физически хрупкие, легко утомляемые дети. Характерна вялость с быстрой сменой возбуждения. Мимика более адекватная, но угловатая. Возможно установление глазного контакта, но прерывисто, наблюдаются трудности в усвоении моторных навыков, не схватывают движений, наблюдаются проблемы речевого развития, речь бедна, смазана, аграмматична, нарушено употребление местоимений (говорит о себе — ОН ХОЧЕТ), круг общения ограничен. Наиболее ярко выражается потребность в защите, одобрении, эмоциональной поддержки со стороны матери. Для этой группы детей характерны ритуальные формы поведения (мама целует перед сном). Часто путают с ЗПР. При своевременной помощи для них характерен наилучший прогноз социального развития.

Читайте также:  Синдром луи бар у ребенка

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План:

1 Структура дефекта при РДА.

2. Основные роявления.

Структура дефекта при РДА

Аутизм может проявляться в различных формах:

1) в полной отрешенности от происходящего;

2) активном отвержении;

3) поглощенности аутистическими интересами;

4) в чрезвычайной трудности организации общения и взаимодействия с другими людьми.

Существуют четыре группы детей с РДА, представляющие собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми. Для детей 1-й группыхарактерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности. Дети 2-й группыисходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой. Детей 3-й группыотличает несколько другой способ аутистической защиты от мира — это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. У детей 4-й группыаутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступают повышенная их ранимость, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). При анализе ранней симптоматики РДА возникает предположение об особом повреждении этологических механизмов развития, что проявляется в слабости инстинкта самосохранения и аффективных механизмов защиты, полярном отношении к матери, в больших трудностях формирования улыбки, контакта глаз, эмоциональной синтонии. У детей наблюдаются неадекватные, атавистические формы познания окружающего мира: облизывание, обнюхивание предмета.

Первичные расстройства при РДА:повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность (гиперстезия), слабость энергетического потенциала. Вторичные: аутизм как уход от окружающего мира, ранящего интенсивностью своих раздражителей, а также стереотипии, сверхценные интересы, фантазии, расторможенность влечений — как псевдокомпенсаторные аутостимуляторные образования, возникающие в условиях самоизоляции, восполняющие дефицит ощущений и впечатлений ичине и этим закрепляющие аутистический барьер. У них ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного отсутствия внешнего реагирования, так называемая «аффективная блокада»; выражена недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими.

Клиническая дифференциация РДА имеет большое значение для определения специфики лечебно-педагогической работы, а также для социального прогноза.

Классификация состояний по степени тяжести РДА. Все классификации состояний с различной степенью тяжести РДА построены по этиологическому либо патогенному принципу. Нерезко выраженное проявление аутизма — параутизм — может наблюдаться при синдроме Дауна. Кроме того, он может иметь место при таких заболеваниях ЦНС, как, например, гаргоилизм.При этом заболевании появляется комплекс нарушений, включающий патологию соединительной ткани, ЦНС, органов фения, опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Для ребенка характерны короткие шея, туловище и конечности, деформированная грудная клетка, изменения со стороны внутренних органов. Умственная отсталость различной степени выраженности сочетается с дефектами зрения, слуха и нарушениями общения по типу раннего детского аутизма.

Синдром Леша—Нихана— наследственное заболевание, включающее умственную отсталость, нарушения моторики в виде насильственных движений, спастические церебральные параличи. Характерными признаками являются выраженные нарушения поведения — аутоагрессия (когда ребенок может наносить себе серьезные повреждения).

Синдром Ульриха—Нунанапроявляется прежде всего в характерном внешнем облике ребенка: антимонголоидный разрез глаз, узкая верхняя челюсть, малых размеров нижняя челюсть, низко расположенные ушные раковины, опущенные верхние веки. Наблюдаются изменения конечностей, скелета, дистрофичные, плоские ногти, пигментные пятна на коже. Интеллектуальные нарушения проявляются не во всех случаях.

Читайте также:  Можно ли по узи обнаружить синдром дауна

Синдром Ретта— психоневрологическое заболевание, встречающееся исключительно у девочек. Характерным признаком является появление однообразных движений рук в виде потирания, заламывания. Постепенно меняется и внешность девочки: появляется своеобразное «неживое» выражение лица, взгляд часто неподвижный, устремленный в одну точку перед собой. Могут возникать и судорожные припадки. Характерен крайне низкий психический тонус, ответы носят импульсивный и неадекватный характер.

При ранней детской шизофрении преобладает тип непрерывного течения заболевания: психика ребенка все более разлаживается, нарастают изменения личности по типу аутизма.

Аутизм отмечается у детей с церебральным параличом, у слабовидящих и слепых, при слепоглухоте и других отклонениях в развитии. Ребенок, не владея элементарными бытовыми навыками, проявляет достаточный уровень психомоторного развития в значимых для него видах деятельности.

Основные проявления РДА

Психическое развитие ребенка с РДА характеризует неравномерность. Повышенные способности в отдельных областях, таких, как музыка, математика, живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков.

У детей, страдающих РДА, наблюдаются нарушения целенаправленности и произвольности внимания,что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Отдельные яркие зрительные (слуховые) впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, иногда буквально завораживают детей, и эту их особенность можно использовать для концентрации внимания ребенка. Как правило, внимание ребенка с РДА устойчиво в течение лишь нескольких минут (секунд).

Детям с РДА свойственно особое реагирование на сенсорныераздражители:наблюдается повышенная сенсорная ранимость и в то же время, как следствие, игнорирование воздействий.

В восприятии ребенка с РДА отмечается также нарушение ориентировки в пространстве.Для него важен не предмет в целом, а отдельные сенсорные качества: звуки, форма, цвет. У большинства этих детей наблюдается повышенная любовь к музыке. Большое значение имеют для них тактильные и мышечные ощущения, идущие от собственного тела.

У детей с РДА с раннего возраста отмечается хорошая механическаяпамять,что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Информация запоминается целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, и котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Их патологические фантазии отличаются повышенной яркостью и образностью. Некоторые дети излишне сентиментальны, часто плачут, когда смотрят некоторые мультфильмы. Ребенок лучше реагирует на тихую речь. На перспективах речевого развития детей данной категории негативно сказывается стремление избегать общения, особенно с использованием речи.

Развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости. Это очень ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, в которых есть сюжетные картинки.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с РДА. Ведущим признаком при синдроме РДА является нарушение эмоционально-волевой сферы, которое может проявиться уже в скором времени после рождения. При аутизме наблюдается резкое отставание формирования самой ранней системы социального взаимодействия с окружающими людьми — комплекса оживления. Это выражается в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных реакций в виде смеха, речевой и двигательной в ответ на внимание со стороны взрослого. Слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми по мере роста ребенка становится все больше. Дети с РДА не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Как правило, ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Они могут испытывать даже страх перед одним из родителей, могут ударить, делают все назло. У детей отсутствует характерное для данного возраста желание нравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все эти симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с окружающим миром. У детей с РДА крайне низкая выносливость в общении миром. Они быстро устают даже от приятного общения, склонны к фиксации на неприятных впечатлениях, у них возникают различные страхи, занимающие одно из ведущих мест в формировании аутичного поведения. Незначительные перемены, как, например, перестановка мебели, изменение режима дня, вызывают бурные реакции. Это явление получило название «феномен тождества».

Читайте также:  К какому врачу обращаться при синдроме титце

У детей с РДА наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии, отсутствует тяга к сверстникам. При контакте с детьми у них прослеживаются пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. Ребенок в своих социальных взаимодействиях крайне избирателен. Затрудняют развитие личности ребенка постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, сражаться настроением окружающих его людей. Все это не способствует формированию у детей адекватных нравстенных ориентиров, в частности понятий «хорошо» и «плохо».

М. Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА:

1. особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем;

2. задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;

3. стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия с предметами, сверхпристрастие к объектам окружающей действительности или как сопротивление изменениям среды;

4. проявление патологии в сроки до 48-месячного возраста.

Возможности использования экспериментальных психологических методик ограничены, так как дети данной категории очень избирательны в общении.

Наблюдения за ребенком по определенным параметрам могут дать информацию о том, что можно ожидать от него как в спонтанном поведении, так и в создаваемых ситуациях взаимодействия.

Такими параметрами являются:

1) более приемлемая для ребенка дистанция общения;

2) излюбленные занятия в условиях, когда он предоставлен сам себе;

3) способы обследования окружающих предметов;

4) наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;

5) используется ли речь и в каких целях;

6) поведение в ситуациях дискомфорта, страха;

7) отношение ребенка к включению взрослого в его

занятия.

В связи с тем, что круг общения ограничен семьей, влияние которой может быть как положительным, так и негативным, одной из центральных задач психолога является оказание помощи семье в принятии и понимании проблем ребенка. Необходима специальная работа с родителями по выработке у них адекватной, ориентированной на будущее стратегии взаимодействия с собственным ребенком при учете имеющихся у него проблем на текущий момент. Аутичного ребенка приходится учить практически всему. Содержаниями занятий могут быть обучение коммуникации и бытовой адаптации, школьным навыкам, расширение знаний об окружающем мире, других людях. Особенно важным для такого ребенка являются занятия литературой, сначала детской, а потом — классической. Несмотря на важность всех школьных предметов, программы подачи учебного материала должны быть индивидуализированы. Поднять активность ребенка и снять патологическое напряжение могут физические упражнения. Такому ребенку необходима специальная индивидуальная программа физического развития, которая сочетает приемы работы в свободной, игровой и четко структурированной формах. Уроки труда, рисования, нения в младшем возрасте также могут многое сделать для адаптации ребенка к школе.

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3159; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник