Стресс как защитный синдром организма

В течение многих веков люди жили размеренной жизнью и сталкивались преимущественно с ситуациями, связанными с  выживанием – острый стресс. В настоящее время всё более бешеный ритм мегаполиса, состояние нестабильности, мнимое ощущение опасности, работа с повышенной ответственностью, частая смена информации, зависимость от действий других людей приводят к возникновению хронического стресса. Если вы не можете “отключиться” от этой суеты или мало спите, то вероятнее всего, вы живёте в хроническом стрессе, и эта статья – специально для вас. Что такое хронический стресс? Каковы его признаки, симптомы, причины и последствия? Действительно ли стресс разрушает  организм? Можно ли предотвратить стресс? Как справиться с хроническим  стрессом и противостоять ему? Об этом — психолог Виктория Мусатова специально для CogniFit («КогниФит»).

Что такое хронический стресс?

Стресс: понятие и определение

Нужно ли бороться с хроническим стрессом? К стрессу, в принципе, стоит относиться положительно, так как стресс даётся человеку для того, чтобы мобилизовать свои защитные функции. При каждом стрессовом воздействии мы можем сделать больше, мы становимся сильнее, но это в том случае, если стресс преодолим, если после стресса наступает период отдыха. А вот если стресс длительный, хронический, то мы исчерпываем все наши защитные системы и начинаем болеть.

Итак, обратимся к истории. В XIX – начале XX века проявления хронического стресса называли аристократической меланхолией. Считалось, что люди из высших кругов общества и богемы наиболее подвержены этому заболеванию, которое, по мнению врачей того времени, практически всегда приводило к смертельному исходу. Лишь в 30-х годах прошлого столетия начались серьёзные исследования хронического стресса.

Что такое стресс? Открытие и научная разработка стресса принадлежат Гансу Селье. Будучи студентом второго курса, он впервые обнаружил стереотипный ответ организма на любой раздражитель. Его заинтересовало, почему же у людей с любыми реакциями и любыми заболеваниями всегда есть общая группа симптомов, например, ухудшение аппетита, снижение мышечной массы, ослабление организма.

Он начал ставить опыты на животных и обнаружил, что инъекции вызывают у животных такие же реакции, какие наблюдаются при травмах, инфекциях и др. поражениях организма, он реагирует одним образом. Селье назвал такую реакцию общий (адаптивный) синдром. И только потом эта реакция получила название  стресс. Селье эту реакцию объяснял следующим образом: “Важнейшая функция психики – это уравновешивание организма с постоянно меняющимися условиями внешней среды”. Таким образом,

Стресс – это совокупность адаптационных реакций организма на различные физические или психологические неблагоприятные факторы-стрессоры, которые нарушают гомеостаз, состояние нервной системы и/или организма в целом.

Стресс является важнейшим инструментом адаптации, тренировки организма.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной тренировки

Механизм стресса

Сама реакция стресса распределяется по трем стадиям:

  • стадия тревоги
  • стадия резистентности
  • стадия истощения.

При появлении раздражителя организм испытывает тревогу, включается мобилизирующая функция. Если стрессор сильный, то уже на стадии тревоги организм может погибнуть, например, от разрыва сердца от страха. Если ресурсов в организме достаточно, то наступает стадия резистентности. Здесь признаки тревоги уже отсутствуют, а сопротивляемость организма повышается.

Слабое и краткосрочное воздействие стрессора приводит к тому, что организм в какой-то момент приспосабливается к ситуации и приобретает для себя новые знания, умения и навыки. То есть усиливается его адаптивность.

А вот сильное и длительное воздействие стресса приводит к стадии истощения или к стадии дистресса. Возвращаются симптомы тревоги, но уже не кратковременные, а долгосрочные, наносящие вред организму. То, что обычно люди называют стрессом и относится к этой стадии – это стадии дистресса.

Исходя из этого, Селье, выделяет два вида стресса: эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен и связан с вредоносным стрессом, а эустресс носит позитивный характер, то есть он активирует наш организм для того, чтобы мы адаптировались к среде.

Симптомы и причины хронического стресса

Хронический стресс: симптомы и причины

Каковы признаки и симптомы хронического стресса?

  • Нарушения сна и аппетита
  • Физическая слабость и головные боли
  • Постоянная усталость, апатия
  • Проблемы с концентрацией внимания, памятью, скоростью мыслительного процесса
  • Нервозность, суетливость, желание всё контролировать, невозможность расслабиться
  • Тяга к алкоголю, вредной пище
  • Снижение иммунитета, обострение заболеваний внутренних органов
  • Сексуальные расстройства
  • Мышечное напряжение
  • Возникновение высыпаний на теле, выпадение волос.

Отдельно хочу выделить три важных симптома, при появлении которых нужно срочно обращаться за помощью к специалисту:

1.изжога

2. повышенный аппетит;

3. боль в мышцах, в т.ч. боль в мышцах шеи и плечевого пояса.

Причины хронического стресса:

– Наследственная предрасположенность

– Гормональные и нервные расстройства

– Длительные и интенсивные психоэмоциональные нагрузки

– Нарушение ритма труда и отдыха

– Неблагоприятные семейные и бытовые обстоятельства.

Как стресс влияет на наш мозг?

Итак, давайте отдельно разберём, как стресс влияет на мозг и на организм в целом.

Хронический стресс подвергает мозг изменениям. Хронический стресс, который бывает при постоянных перегрузках и конфликтах влияет на размер, структуру и функциональность мозга на генетическом уровне.

Стресс начинается с того, что называют гипотоламо-гипофизарно-адреналовой системой (ГГААС). Т.е. комплекс взаимодействия эндокринных желёз мозга и надпочечников, который регулирует реакцию вашего организма на стресс. Когда ваш мозг распознаёт стрессовую ситуацию, ваша ГГААС моментально активизируется, и синтезирует такой гормон, как кортизол, который приводит организм к готовности быстро действовать. Длительные периоды повышенного уровня кортизола значительно вредят мозгу.

Хронический стресс увеличивает степень активности и количество нервных связей в миндалинах мозга, в центре страха. И вместе с ростом уровня кортизола сигналы в гиппокампе, части мозга, отвечающей за обучаемость, память и контроль стресса, разрушаются. Гиппокамп также подавляет работу ГГААС, поэтому, когда он ослабевает, ослабевает и наша способность контролировать стресс.

Но это ещё не всё – кортизол может буквально уменьшить мозг в размере. Повышенный уровень этого гормона вызывает потерю синаптических связей между нейронами и уменьшает префронтальную кору мозга, которая отвечает, за такие процессы, как концентрация, принятие решений, рассуждение и социальные взаимодействия. И ещё это ведёт к образованию меньшего числа клеток головного мозга в гиппокампе. Это значит, что хронический стресс может усложнить процесс усвоения и запоминания, а также “подготовить почву” для более серьёзных проблем, например, как депрессия и болезнь Альцгеймера.

Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию, присутствуют ли тревожные признаки и симптомы, которые могут указывать на наличие этого расстройства. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.

Инновационный нейропсихологический тест CogniFit («КогниФит») на депрессию

Влияние стресса наблюдается даже в ДНК мозга. Как показал эксперимент с крысами, внимание и забота, оказываемые самкой крысы своему новорождённому, играют решающую роль в том, что этот детёныш реагирует на стресс позже в своей жизни. Потомство хорошей мамы выросло менее чувствительным к стрессу, потому что в их мозге было больше рецепторов, которые цепляются к кортизолу и притупляют реакцию стресса.

У потомства плохой мамы наблюдается противоположный эффект. Её дети были более восприимчивы к раздражителям. Эти изменения считаются эпигенетическими, то есть они влияют на выраженность определённых ген без вмешательства в сам генетический код. Эти изменения обратимы, если поменять материи местами.

Эксперимент дал ещё один интересный результат. Эти генетические изменения сохраняются на протяжении многих поколений её потомства. Другими словами, эти изменения наследственны.

Однако, не всё так плохо. Существует множество способов борьбы с последствиями повышенного кортизола в нашем перегруженном мозге. Как справиться со стрессом? Самый действенный способ – физическая активность и медитация, подразумевающая глубокое дыхание, осознание и сосредоточенность на том, что нас окружает. Этим вы понизите свой уровень стресса и увеличите свой гиппокамп, тем самым вы улучшите свою память. Поэтому не стоит унывать под давлением будней – возьмите свой стресс под контроль прежде, чем он начнёт контролировать вас!

Как стресс влияет на организм в целом?

Надпочечники выделяют гормоны стресса: кортизол, адреналин и норадреналин. Путешествуя с током крови, эти гормоны легко попадают в сосуды и сердце. Адреналин заставляет сердце биться чаще и повышает давление, со временем вызывая гипертонию. Кортизол также может нарушать функционирование эндотелия, выстилающего внутреннюю поверхность сосудов. Сейчас учёные знают, что это может запустить развитие атеросклероза, образование холестериновых отложений в ваших артериях. Всё это повышает шансы сердечного приступа или инфаркта.

Когда мозг чувствует стресс, он активирует автономную нервную систему. Через эту сеть нервных связей головной мозг сообщает о стрессе энтеральной нервной системе. Эта связь между мозгом и кишечником приводит не только к появлению “бабочек” в животе, но и может нарушать естественные ритмичные сокращения, которые продвигают съеденную пищу, что может привести к синдрому раздражённого кишечника и повысить восприимчивость к кислоте, увеличивая вероятность изжоги.

Через  энтеральную нервную систему стресс также может изменить состав и работу кишечных бактерий, что может ухудшить пищеварение и здоровье всего организма. Также стресс влияет на стройность. Кортизол может усиливать аппетит, он как бы отдаёт приказ восполнять запасы энергии. Поглощая богатые углеводами продукты, вы объедаетесь, пытаясь успокоиться.

Высокий уровень кортизола также может способствовать накоплению висцеральных или внутрибрюшных жиров. Этот жир не только мешает нам застёгивать штаны – он действует, как отдельный орган, активно выделяя гормоны и вещества иммунной системы, а они могут повысить риск возникновения хронических заболеваний, таких как болезни сердца и инсулинорезистентность.

Сами гормоны стресса тоже различным образом воздействуют на клетки иммунной системы. Изначально они помогают готовиться к борьбе с “захватчиками” и заживляют полученные раны, но хронический стресс может подавлять работу некоторых иммунных клеток, делая человека более подверженным инфекциям и замедляя выздоровление.

С хроническим стрессом связано укорочение теломер – концевых участков хромосом, измеряющих возраст клетки. Теломеры задают границы хромосом, что позволяет копировать ДНК при каждом делении клетки, не повреждая её генетический код. С каждым делением они укорачиваются. Когда теломеры становятся слишком короткими, клетка больше не может делиться и умирает.

Как быстро успокоиться при стрессе?

Как быстро успокоиться при стрессе?

1. Выпрямите спину, отведите плечи назад и вниз, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Постарайтесь дышать не грудной клеткой, а животом, и чтобы выдох был длиннее вдоха по времени.

2. “Просканируйте” всё тело от макушки до стоп и постарайтесь расслабить все мышцы, которые напряжены. При этом глубоко дышите животом.

3. Расслабьте челюсть, брови, уголки рта. Можете помассировать виски.

4. Прислушайтесь к ощущениям в теле. Удобно ли вы сидите? Удобна ли ваша одежда? Хотите ли вы есть, пить и прочее?

5. Улыбнитесь или стройте гримасы.

6. Встаньте, потянитесь, сходите куда-нибудь или просто походите по комнате.

7. Выпейте стакан воды.

8. Включите любимую песню.

9. Помассируйте свои плечи и шею.

10. Закройте глаза и погрузитесь в какое-нибудь приятное воспоминание. Главное, как можно больше упоминайте детали, например, погода, запахи, звуки и т.д.

Как лечить хронический стресс?  Обращаю ваше внимание, что не стоит затягивать с посещением психотерапевта. Кроме того, диагноз “хронический стресс” может поставить только специалист. Если острая стадия, то назначается медикаментозная терапия, которая оказывает седативное и тонизирующее действие, также подключается психотерапия.

Очень хорошо с хроническим стрессом справляется техника десенсибилизации и переработки движением глаз (ДПДГ) – важно отрабатывать эту технику при участии профессионального психотерапевта, владеющего данным методом.

Стоит отметить, что при хроническом стрессе будет полезна йога, дыхательные упражнения, релаксационные методики. Важно обратить внимание на образ жизни и питание.

Благодарю за уделённое внимание. Буду рада вашим вопросам и комментариям. Здоровья вам и вашим близким!

Источник

Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс от др.-греч. εὖ- «хорошо») и отрицательную (дистресс от др.-греч. δυσ «потеря») формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой, лишение сна и другие стрессы (облучения и т. д.).

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

В результате единичной или повторяющихся стрессовых, психотравмирующих ситуаций, таких, как, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма, сексуальное насилие, либо угроза смерти, может возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство, представляющее собой тяжёлое психическое состояние[1].

История термина

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon[2]) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response)[3][4][5].

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому[6], но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Физиология стресса

Общий адаптационный синдром (ОАС)

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса

— Ганс Селье, «Стресс жизни»[7]

Еще в 1920-е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
  2. стадия сопротивляемости
  3. стадия истощения

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

— Ганс Селье, «Стресс жизни»[7]

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Адаптационная энергия

Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г.[8] предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола). В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим.
Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму[9] (кавычки означают, что эти аксиомы не дают истинной аксиоматики в математическом смысле):

  1. Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.
  2. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.
  3. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.
  4. Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

В 1952 году Голдстоун[10] предложил критику и развитие теории Селье. Он дополняет лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. Голдстоун утверждает, что такое описание адаптации с помощью адаптационной энергии чрезвычайно полезно. При этом он опровергает первую аксиому, согласно которой адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве, и демонстрирует что эта концепция даже лучше описывает эксперименты Селье, чем исходная идея постоянного адаптационного капитала. Он также использует работы Каррела[11], который изучал адаптацию к стимулам, лежащим ниже порога тревоги, и показал, что такие упражнения неспецифически усиливают («пробуждают») общую адаптационную реакцию, что противоречит чисто затратной концепции Селье, недостатки которой он впоследствии пытался преодолеть в своей концепции эустресса.

Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении её в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем её производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

  1. Пациент, который не может справиться с болезнью, способен её преодолеть после умеренного дополнительного стимула.
  2. В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы.
  3. В результате воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.
  4. Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.
  5. Для некоторых заболеваний (в частности, заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу системы адаптации.

Аксиома Голдстоуна. Адаптационная энергия может производиться, хотя её производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя ёмкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

Современные модели адаптации и адаптационной энергии[12] базируются на идее лимитирующих факторов (впервые предложенной в 1828 г. К. Шпенглером и получившей известность в приложении к агроценозам после работ фон Либиха, 1840) и эволюционных принципах оптимальности, ведущих начало от работ Дж. Б. С. Холдейна. Адаптация представлена как эволюционно оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию наиболее вредных факторов.

Стресс и фармакология

Для терапии истощения нервной системы (которое возникает вследствие длительного (хронического) и/или интенсивного стресса) используют ноотропные лекарственные средства. Для симптоматического снижения выраженности стресса применяются анксиолитики, транквилизаторы.

Дальнейшее развитие теории стресса

Показано, что стресс (как классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) — всего лишь одна из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс — это реакция на сильные раздражители.

Описан эффект группового стресса, проявляющийся в группах и популяциях, находящихся в тяжелых условиях существования: в типичной ситуации при увеличении адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается, а в результате успешной адаптации — снижается. Наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами. На основе эффекта создан метод корреляционной адаптометрии[13]. Метод систематически используется в задачах мониторинга[14].

Применение метода множественной регрессии доказало возможность прогнозирования уровня стресса задолго до его наступления с целью выявления отдельных лиц (или групп лиц), особо подверженных стрессу. Данный метод позволяет не только заранее выявлять уровень стрессоустойчивости человека, но и с высокой точностью прогнозировать показатели уровня психического и соматического напряжения людей при стрессе[15].

Виды стресса

Эустресс

Понятие «эустресс» имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться[16].

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами[16].

Использование стресса для допроса или психологической манипуляции

Детектор лжи — устройство для проверки правдивости слов человека. В программе вопросов для испытания широко используются методы, повышающие напряжение у опрашиваемого, для того, чтобы он потерял контроль над своим поведением при ответах.

Стрессовое интервью в кадровой работе — способ собеседования, при котором интервьюер намеренно создает обстановку нервозности и пытается вывести из равновесия поступающего на работу различными способами, вызывающие напряжения, в том числе неожиданными провокационными вопросами.

Эти методы хорошо описываются понятием «провокация» (и/или «троллинг»).

Показаны, например, в телесериале «Обмани меня».

Распространенные заблуждения

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

См. также

  • Стрессор
  • Неспецифические адаптационные реакции организма
  • Адаптация (биология)
  • Шок
  • Фрустрация (психология)
  • Бруксизм
  • Копинг
  • Тканевый стресс
  • Рабочий стресс
  • Стресс-прививочная терапия
  • Тип поведения D

Примечания

  1. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (англ.). — Fifth. — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — P. 271—280. — ISBN 978-0-89042-555-8. (DSM-V)
  2. E. Lescouflair, Walter Bradford Cannon: Experimental Physiologist Архивировано 16 марта 2010 года., Harvard College, 2003.
  3. Cannon, W. B., The wisdom of the body. New York: W. W. Norton, 1932.
  4. J. C. Quick and C. D. Spielberger, Walter Bradford Cannon: Pioneer of stress research, International Journal of Stress Management, Volume 1, Number 2, April, 1994, 141—143.
  5. Jerry Kennard, A Brief History of the term Stress, June 10, 2008
  6. Selye, H. A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents Архивная копия от 7 января 2008 на Wayback Machine. Nature. vol. 138, July 4 (1936), p. 32.
  7. 1 2 Ганс Селье, Стресс жизни
  8. Selye H., Experimental evidence supporting the conception of «adaptation energy», Am. J. Physiol. 123 (1938), 758—765.
  9. Schkade J.K., Schultz S., Occupational adaptation in perspectives. Ch. 7 in: Perspectives in Human Occupation: Participation in Life, By P. Kramer, J. Hinojosa, Ch. Brasic Royeen (eds), Lippincott Williams & Wilkins, Baltimore, MD, 2003, 181—221.
  10. Goldstone B., The general practitioner and the general adaptation syndrome, S. Afr. Med. J. 26 (1952), 88-92, 106—109. (The general practitioner — врач общей практики, в России соответствует участковому терапевту.)
  11. Carrel A., L’Homme, set Inconnu, Paris: Plon, 1935. — P. 261
  12. Gorban A.N., Pokidysheva L.I., Smirnova E.V., Tyukina T.A., Law of the minimum paradoxes. Bull. Math. Biol. 73(9) (2011), 2013—2044.
  13. Седов К. Р., Горбань А. Н., Петушкова Е. В., Манчук В. Т., Шаламова Е. Н. Корреляционная адаптометрия как метод диспансеризации населения // Вестник АМН СССР. — 1988. — № 10. — С.69-75.
  14. Покидышева Л. И., Белоусова Р. А., Смирнова Е. В. Метод корреляционной адаптометрии в оценке секреторной функции желудка у детей в условиях Севера // Вестник Российской Академии Медицинских наук, 1996. — № 5. — С.42-45.
  15. Щербатых Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2002, Т.1, № 3.- С.319-322.
  16. 1 2 Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса Ч. 1. Теория и методы / под общей редакцией Тарабриной Н.В.. — М.: Издательство «Когито-Центр», 2007. — С. 12—13. — 208 с. — (Психологический инструментарий). — 2000 экз. — ISBN 978-5-89353-208-1.

Литература

  • Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: психологическая антропология стресса.
  • Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.
  • Селье Г. Профилактика некрозов сердца химическими средствами. — М: Медгиз, 1961. — 207 с.
  • Селье Г. На уровне целого организма. — М: Наука, 1972. — 122 с.
  • Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
  • Щербатых Ю. В. Психология стресса — М.: Эксмо, 2008. — 304 с.
  • Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.
  • Аллен Элкин. Стресс для «чайников» = Stress Management For Dummies. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 320. — ISBN 0-7645-5144-2-257.
  • Selye, H. A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents. Nature. vol. 138, July 4 (1936), p. 32.

Ссылки

  • Группа статей о стрессе с Глоссарий.ру
  • Ганс Селье. «Стресс жизни»
  • А. Н. Хацинский «Как же преодолеть стресс?»
  • Е. Д. Соколова, Ф. Б. Березин, Т. В. Барлас «Эмоциональный стресс» (Соколова Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. «Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия». MateriaMedica. 1996. N 1(9). С. 5—25 (с сокращ.))
  • Наенко Н. И. «Природа психической напряженности» (Наенко Н. И. «Психическая напряженность». М., 1976. C. 5-20.)
  • Стресс у ребёнка
  • Стресс — издержки частого словоупотребления
  • Сознание и стресс

Источник